Литературно-музыкальный вечер «Он искал в этих женщинах счастья»




Скачать 155.33 Kb.
Дата20.07.2016
Размер155.33 Kb.
романса на стихи С Литературно-музыкальный вечер

«Он искал в этих женщинах счастья».

Автор: Рахимова Роза Шагаиповна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 п.г.т.Кукмор»РТ.

Оформление сцены: большой портрет С.Есенина, свечи, букетики полевых цветов, книжная выставка.

Вступительное слово: 3 октября 2015 года исполнится 120 лет со дня рождения С.Есенина. Он прожил всего 30 лет, а публиковался и того меньше -11, если за точку отчета принять 1914 год, когда в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон появилось первое стихотворение поэта «Береза». За очень короткий отрезок времени Есенину удалось то, чего многие корифеи литературы добивались десятилетиями творчества. С.Есенин стал признанным мастером стиха, величайшим поэтом России, достойным преемником пушкинской славы - еще при жизни. Но путь поэта не был усыпан цветами: каждая строчка его стихотворений выстрадана сложными перипетиями его короткой, дерзкой, неповторимой жизни.

Наш вечер посвящен великому поэту С. А. Есенину, который предвидел свое всемирное признание:

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт.

Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческих душ и продолжают звенеть вот уже на протяжении многих десятилетий.

Один из великих людей сказал как-то, что когда умирают крупные личности, они «должны быть сохранены не только в своем творчестве, но и в своей обыденности, в своей личной жизни».

Наш вечер приоткроет завесу тайны личной жизни поэта, познакомит нас с его прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэта на создание шедевров любовной лирики.

Анна Алексеевна Сардановская

(1895 - 1922)

1-й ведущий: К вершинам поэтического творчества С. Есенина поднялся из глубин российской деревни. Детские годы провел в селе Константиново Рязанского уезда. С 1904 года по май 1909-го он учился в Константиновском земском четырехклассном училище. Сразу же после успешного окончания училища поступил в Спас - Клепиковскую церковно-учительскую школу.

Приезжая летом из Спас- Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища - Анной Сардановской.

Константиновский старожил И.Г. Атюнин писал, что однажды вечером Анна и Сергей, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили находившуюся там монашенку разнять их, говоря: «Мы любим друг друга и даем слово жениться. Разнимите нас. Пусть тот, кто первым изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».

Первой нарушила «договор» Анна - вышла замуж за учителя Орловского в село Дединово. В это время Сергей был в Москве. Узнав о замужестве Анны, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку «взять пучок хвороста и бить Анну, сколько сил хватит».

Своему юношескому увлечению Есенин посвятил стихотворения «Зачем зовешь...» (которое, к сожалению, до сих пор не найдено) и «За горами, за желтыми долами».

Первый чтец:

За горами, за желтыми долами Полюбил я тоской журавлиною

Протянулась тропа деревень На высокой горе монастырь.

Вижу лес и вечернее полымя, Каждый вечер, как синь затуманится,

И обвитый крапивой плетень. Как повиснет заря на мосту,

Там сутра над церковными главами Ты идешь, моя бедная странница,

Голубеет небесный песок, Поклониться любви и кресту.

И звенит придорожными травами Кроток дух монастырского жителя,

От озер водяной ветерок. Жадно слушаешь ты ектенью,

Не за песни весны над равниною Замолись перед ликом Спасителя

Дорога мне зеленая ширь - За погибшую душу мою.

Мария Парменовна Бальзамова

(1896 - 1950)

Второй ведущий: Август 1912 года. В письме своему другу Григорию Панфилову Сергей пишет о том, что перед приездом в Москву познакомился с подругой Анны Сардановской - Марией Бальзамовой. В письме Есенин делится впечатлениями о новой знакомой, называет ее «тургеневской Лизой», он убежден, что «она не изгладится из его памяти при встрече с другой такой же женщиной».

Трепетный, чистый образ «тургеневской девушки» - Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течение нескольких лет. В 1913 году он писал ей: «... люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я ... готов бы к тебе улететь, да жаль, что крылья в настоящее время подломаны. Наступит же когда-нибудь время, когда я заключу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу ...»

Надежды поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но его чувства нашли воплощение в прекрасных стихах, адресованных Бальзамовой. Это стихотворения «Ты плакала в вечерней тишине ...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»

Второй чтец:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла,

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи¬ –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Анна Романовна Изряднова

(1891 -1946)

Третий ведущий: В 1913 году Сергей Есенин поступил на службу в типографию товарищества И.Д. Сытина помощником корректора. Корректором работала Анна Романовна Изряднова. В 1914 году она вступила в гражданский брак с Есениным. В декабре 1914 года у них родился сын Юра.

Анна Романовна принадлежала к числу женщин, на чьей самоотверженности держится белый свет. Внешне простая и скромная, вечно погруженная в житейские заботы, она обладала тонким литературным вкусом, чувством юмора, много читала. Все связанное с Сергеем Есениным было для нее свято, его поступков она не обсуждала и не осуждала. Когда им пришлось расстаться, Есенин продолжал навещать своего сына. Юрий в дальнейшем был репрессирован и расстрелян в 1937 году.

Анна Романовна умерла в 1946 году, так и не дождавшись вестей от сына.

Лидия Ивановна Кашина

(1886 - 1937)

Четвертый ведущий: Год 1916-й... Есенину - 21, он автор нашумевшего сборника стихов

«Радуница», восходящая звезда русской поэзии.

Лидии Ивановне Кашиной - 30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н.П. Кашиным.

Творческие успехи крестьянского сына привлекают внимание владелицы константиновского усадебного дома, и молодой поэт получает приглашение прийти в гости.

Визит произвел большое впечатление на обоих... Каждый последующий приезд Есенина в родное село непременно сопровождается посещением особняка Кашиной.

Лидия Ивановна, сама того не подозревая, сыграла особую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа».

(Звучит песня в исполнении Евгения Мартынова на стихи Есенина «Зеленая прическа» или чтец читает это стихотворение.)

Третий чтец:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум.

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Четвертый ведущий: После революции Лидия Ивановна Кашина переехала из Константинова в Москву, работала в различных учреждениях переводчицей, машинисткой, стенографисткой.

Умерла в 1937-м, пережив поэта, в судьбе которого так много значила, на 12 лет, но к сожалению, не оставив о нем ни единой строчки воспоминаний.

Зинаида Николаевна Райх

(1894-1939)

(Портрет З.Н. Райх в кн.: Жизнь Есенина. — М., 1988)

Пятый ведущий: Весной 1917 года Сергей Есенин пришел по делам в редакцию газеты «Дело народа» и в ожидании редактора познакомился с секретарем-машинисткой. Этой машинисткой была Зинаида Николаевна Райх, 22-летняя красавица,которая отличалась жизнерадостностью и чувством юмора.

Со дня знакомства до дня венчания Есенина и Райх прошло всего 3 месяца. Взаимное ухаживание сопровождалось потрясениями. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что в конце концов привел к разводу. Это случилось в 1921 году, когда у них уже было двое детей: Таня и Костя. После разрыва с Есениным Зинаида Николаевна поступила в Высшие театральные мастерские, вышла замуж за режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Несмотря на то, что брак с Зинаидой Райх был расторгнут, Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь- ненависть к женщине, которую «легко» отдал другому».

Противоречивые отношения поэта с Зинаидой Райх нашли отражение в стихотворении «Письмо к женщине», отрывок из которого предлагаем вам послушать.

Четвертый чтец:

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься.

А мой удел –

Катиться дальше, вниз.

Любимая!


Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище

людском

Я был, как лошадь,



загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым

Ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В разроченном бурей

Быте

С того и мучаюсь, что не пойму –



Куда несет нас рок событий.

Пятый ведущий: «рок событий» привел Зинаиду Райх к трагической гибели. В 1939 году, после ареста Всеволода Мейерхольда, она была зверски убита сотрудниками НКВД.

Айседора Дункан

(1877-1927)

(Перед текстом звучит песня в исполнении Александра Малинина «Ах, Айседора».)

Первый ведущий: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Ее жизнь и восхождение к вершине танцевального искусства были не из легких.

Она родилась в Сан-Франциско, её мать преподавала музыку, отец — древние языки.

В дни «золотой лихорадки», охватившей Америку, отец разорился и оставил жену с четырьмя детьми. Маленькой Изадоре (таково ее настоящее имя) с четырех лет пришлось зарабатывать на пропитание, танцуя перед публикой. Только упорным трудом ей удалось добиться всемирного признания.

Несчастливо складывалась личная жизнь танцовщицы. В 1913 году у нее трагически погибли двое детей (утонули в упавшем в Сену автомобиле), в 1914 году умер новорожденный ребенок. Эти тяжкие удары судьбы отразились на Айседоре Дункан, она стала питать отвращение к браку, отвергала все предложения о замужестве, была одержима своей работой.

Второй ведущий: В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Сергеем Есениным, который был моложе нее на 18 лет...

Сергей Есенин произвел на Айседору незабываемое впечатление, перевернул всю ее душу, заставил забыть обет безбрачия: в мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. Она стала Вергилием поэта, провезла его по всему миру и открыла перед ним шедевры мирового искусства.

Илья Эренбург в своих воспоминаниях писал: «В Берлине несколько раз встречал Есенина с Айседорой Дункан. Она понимала, что ему тяжело, хотела помочь и не могла. Она обладала не только большим талантом, но и человечностью, нежностью, тактом; но он был бродячим цыганом, пуще всего его пугала сердечная оседлость». В августе 1923 -го Сергей Есенин расстается со знаменитой танцовщицей и возвращается в Россию...

А 14 ноября 1925 года, незадолго до своей кончины, он напишет поэму «Черный человек». «Черный человек» Есенина испытывает угрызения совести, он помнит Айседору Дункан:

Первый чтец в роли «черного человека»:

Не знаю, не помню,

В одном селе,

Может, в Калуге,

А может, в Рязани,

Жил мальчик

В простой крестьянской

семье,

Желтоволосый,



С голубыми глазами...

И вот стал он взрослым,

К тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Второй чтец в роли поэта:

«Черный человек!»

Ты прескверный гость.

Эта слава давно

Про себя разносится».

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу...

Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ак ты, ночь!

Что ты, ночь,

поковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И избитое зеркало... (Вновь звучит песня в исполнении Александра Малинина «Ах, Айседора».)

Августа Леонидовна Миклашевская

(1891-1977)

Третий ведущий: Августа Леонидовна Миклашевская — красивая и талантливая актриса Московского Камерного театра. Родилась и выросла в Нахичевани. Провинциальная актриса не очень вписывалась в вольную столичную богему. У нее была репутация строгой женщины и заботливой матери. На ее попечении были сестра и маленький сын, которых она возила с собой на гастроли.

Встреча Августы Миклашевской с Есениным произошла в конце лета 1923-го, вскоре после возвращения поэта из поездки за границу. В том же году состоялась их помолвка, но к брачному контракту она не привела...

Воспоминания Августы Миклашевской свидетельствуют о том, что она испытывала двойственное отношение к Есенину: порой ей хотелось «пойти за ним, все равно - куда», но она «бессмысленно ломала в себе это» и в итоге подчинила сердце разуму...

Августа Леонидовна прожила долгую жизнь, наполненную событиями и встречами со знаменитыми людьми.

Ей посвящено 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана». Одно из них мы предлагаем вашему вниманию:

Третий чтец:

Заметался пожар голубой.

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь.

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое, не любя,

Ты уйти не смогла к другому,

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Шагандухт Нерсесовна

Тальян (Тертерян)

Четвертый ведущий: Сергей Есенин всю свою жизнь мечтал побывать в Персии, стремился создать поэтическое творение, достойное наследия древних персидских лириков. Первая часть его мечты — поездка в Персию — осталась нереализованной, но ему удалось создать удивительный поэтический шедевр - «персидские мотивы». В «Персидских мотивах» часто встречается женское имя — Шаганэ, Шага... Прототипом этой есенинской персиянки была преподавательница литературы Шагандухт Нерсесовна Тальян (в замужестве Тертерян), с которой Есенин познакомился в 1924 году, во время своего путешествия в Батуми. После отъезда из Батуми Есенин больше никогда не встречался с Шаганэ Нерсесовной, но продолжал писать стихи, посвященные прекрасной Шаганэ.

Четвертый чтец:

Ты сказала, что Саади

Целовал лишь только грудь.

Подожди ты, бога ради,

Обучусь когда-нибудь.

Ты пропела: «За Евфратом

Розы лучше смертных дев».

Если был бы я богатым,

То другой сложил бы напев.

Я б порезал розы эти,

Ведь одна отрада мне —

Чтобы не было на свете

Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом,

У меня заветов нет.

Коль родился я поэтом,

То целуюсь, как поэт.

(Можно прочесть любое стихотворение, в котором упоминается Шаганэ: «Шаганэ, Ты моя Шаганэ!..», «Голубая родина Фирдуси...», «Руки милой пара лебедей...»)

Надежда Давыдовна Вольпин

(р. 1900 г.)

Пятый ведущий: Надежда Давыдовна Вольпин - поэт, переводчик. Благодаря переводам Надежды Давыдовны, мы узнали многие лучшие образцы мировой поэзии и прозы. Она переводила Овидия, Горация, Гете, Гюго, Филдинга и других.

Надежда Вольпин написала мемуары, рассказывающие о встречах с Есениным. Она озаглавила их «Свидание с другом». Эти воспоминания представляют собой своеобразные страницы интимного дневника женщины, любящей поэта, женщины, которая нашла в себе силы дать жизнь сыну Сергея Есенина - Александру, родившемуся 12 мая 1924 года.

Дорогой и близкий образ поэта вдохновил Надежду Вольпин на чудесные стихи:

Первый чтец:

Ночь, когда звенел над нами

Разлучающий гудок.

Подарила мне на память

В звезды вышитый платок.

Я его в те дни на клочья

Разорвала, - что ж теперь

Перематываю ночью

В песни звездную купель?

Может, дождь стучал по

кровле —


Постучит и замолчит?

Песня, раз на полуслове

Оборвавшись, отзвучит.

Пятый ведущий: Воспоминаниями о поэте, связанными с ним переживаниями проникнуто и другое стихотворение Надежды Давыдовны.

Второй чтец:

Август. Рельсы спицами Все по лету дрогнет, Злак волос серебряный

Пар в пыли клубится Так с тобой исписано Сбереги на память.

К югу лист исписанный Полотно дороги. Ведь недолго мне в лицо

Развернули птицы. И, как злыми рельсами, День любезен будет.

К полдню златокудрому Узел жизни стянут. Через шею колесо —

Обернусь я круто: Так тобой истерзана И разрезан узел!

Ты в путях, возлюбленный, Глупенькая память. (Можно прочесть одно из

Жизнь мою запутал. Август. Дни ущербные стихотворений поэтессы.)

И, как лес безлиственный Режет ночь серпами.

Софья Андреевна Толстая

(1900 - 1957)

Первый ведущий: Софья Андреевна Толстая - Есенина познакомилась с Есениным в марте 1925 годи и вскоре стала его женой.

Софья Андреевна была истинной внучкой своего деда и напоминала Льва Николавича даже своим внешним обликом. Человек вдумчивый, серьезный, иногда противоречивый. В ее любви к Есенину ощущалось проявление нежной заботы, присутствовало благородное намерение стать помощником, другом и опорой поэта.

Встреча с Софьей Андреевной не стала для Есенина «проходным» явлением. Эта любовь была для него чем-то иным, по словам самого поэта: «С Соней... совсем не то, что прежде, когда повесничал и хулиганил...» Впечатления от встречи с С.А. Толстой вылились в строки стихотворения «Видно, так заведено навеки».

Первый чтец:

Видно, так заведено навеки — То кольцо надела мне цыганка.

К тридцати годам перебесясь, Сняв с руки, я дал его тебе,

Все сильней, прожженные калеки,» И теперь, когда грустит шарманка,

С жизнью мы удерживаем связь. Не могу не думать, не робеть.

Милая, мне скоро стукнет тридцать, В голове болотный бродит омут,

И земля милей мне с каждым днем. И на сердце изморозь и мгла:

Оттого и сердцу стало сниться, Может быть, кому-нибудь другому

Что горю я розовым огнем. Ты его со смехом отдала?

Коль гореть, так уж гореть сгорая, Может быть, целуясь до рассвета,

И недаром в липовую цветь Он тебя расспрашивает сам,

Вынул я кольцо у попугая — Как смешного, глупого поэта

Знак того, что вместе нам сгореть Привела ты к чувственным стихам.

Галина Артуровна Бениславская

(1897-1926)

(Повествование ведется на фоне музыки романса «Отговорила роща золотая».)

Второй ведущий: У поэта, уставшего от своей мятежной и бесшабашной жизни, появляется стремление к иному пути:

И пусть иная жизнь...

Меня наполнит

Новой силой...

Но его намерениям уже не суждено было осуществиться. Время неумолимо приближало развязку... В ночь на 28 декабря 1925 года Есенин кончает жизнь самоубийством.

А 3 декабря 1926 года, на могиле горячо любимого ею поэта, оборвала свою жизнь Галина Артуровна Бениславская. Галина Бениславская была самым преданным другом Сергея Есенина. С невиданной самоотверженностью, с редким самопожертвованием она посвящала себя ему. Без устали, без упрека, забыв о себе, несла тяжкую ношу забот о поэте - от печатания его стихов до охраны его от назойливых «кабацких друзей».

Галина Артуровна Бениславская похоронена рядом с любимым ею человеком. Кто посетит место погребения поэта, может увидеть и ее скромную могилу.



Люди смертны, бессмертны только любовь и поэтические творения о любви... (Занавес. Вновь звучит музыка. Есенина.)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница