Литература Выполнил Михайлов Антон



Скачать 160.22 Kb.
Дата07.08.2016
Размер160.22 Kb.
Районная научно-практическая конференция

учащихся «Эврика. Юниор»

Русская ёлка: история, мифология, литература

Выполнил Михайлов Антон

ученик 6 класса «А» СОШ № 6

ст. Кущёвской Краснодарскогокр.

Научный руководитель

Просучкова Марина Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 6 ст. Кущёвской

Оглавление

Введение.

Главная песня о ёлке.

II. Основная часть.



  1. Лесная красавица.

  2. Ель в мировой мифологии.

  3. Елка как христианский символ.

  4. Ёлка в русской народной традиции.

  5. Петровский указ 1699 года и его последствия.

  6. Праздник рождественской елки.

  7. Мифологические персонажи праздника Ёлки. (Дед Мороз и Снегурочка.)

III. Заключение

Список использованной литературы

Введение

Стройная и пушистая, покрытая вечнозеленой хвоей, она наполняет раз в году человеческое жилище свежим смолистым ароматом. Трудно себе представить Новый год без елки. А сколько радости испытывают взрослые и дети, украшая елку сверкающими нарядными игрушками! Этот обряд стал настолько привычным современному человеку, что кажется, он существовал на Руси вечно. Но это не так. Попробуем в этом разобраться. Почему именно ёлка стала главным героем новогоднего праздника?



Объектоммоего исследования стали мифы, легенды, сказки, произведения русских и зарубежных писателей и поэтов.

А предметом исследования – образ ели в мировой и русской традиции.

Была поставлена цель исследования – рассмотреть образ ели в мифологии и творчестве писателей и поэтов.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1) дать понятие слову «ель»;

2) рассмотреть образ ели в мировой мифологии;

3) выяснить, как раскрывается образ ели в фольклоре и произведениях русских писателей и поэтов;

4) определить, что символизирует образ ели в русской культуре;

5) составить словарь символов ели.

При написании использовались следующие методы исследования: изучение мифов, произведений устного народного творчества, научной и художественной литературы, наблюдение, метод поиска, сравнения и анализа.



Новизна работы заключается в выборе темы, раскрывающей истоки родного языка и культуры, позволяющей осмыслить духовные корни русского народа в связи с общечеловеческим развитии.


Образ мирового древа

Издревле у разных народов сложились свои культы деревьев: в Древней Греции — дуб и олива, в Древнем Риме — дуб и лавр, в Вавилоне, Финикии, Халдее Египте — пальма, у китайцев — персик, шелковица и слива, у буддистов — фиговое дерево, священный фикус и дерево бо, у древних кельтов — дуб, береза, орешник, ясень и тис, у скандинавов — ясень, в ламаизме — береза, у даосов — персик, ународов Мексики — агава, у финно-угорских народов — береза, у славян — дуб, береза, липа, у древних германцев — ель и дуб. Однако все деревья имеют единую символику: они соединяют небо, землю и подземный мир, дают возможность сообщения между ними. Посредством дерева человек получает доступ к солнечным, божественным силам.Поэтому в мифологическом сознании дерево является центром мира, местом соприкосновения тайного и обыденного.


Ель в мировой мифологии.

У многих народов это дерево издавна использовалось в качестве магического растительного символа.

В Древней Греции ель считалась священным деревом богини охоты Артемиды. В одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как Кибела, богиня гор, лесов и зверей, превратила бога Аттиса, умиравшего от раны, нанесенной ему кабаном Зевса, в дерево, под которым она сидела и плакала до тех пор, пока Зевс не пообещал ей, что оно станет вечнозеленой елью.

В кельтской мифологии ель, символизировавшая собою день зимнего солнцеворота, воспринималась как существо женского пола: «дерево рождения», или сестра тиса, который считался «деревом смерти».

У некоторых народов ель издавна была особо почитаемым деревом, связанным с днем зимнего солнцестояния. 'Так, например, ханты считали ее «священным шестом», которому они приносили жертвы. Удмурты, также поклонявшиеся ели, зажигали на ней свечи, совершали рядом с ней моления, принося жертвоприношения еловым ветвям, которые почитались у них как богини.

Удмурты обычно клали на пол еловую ветку, предлагая ей в жертву хлеб, мясо и питье, а начиная строительство дома, под фундамент ставили маленькую елочку и, расстелив перед ней скатерть, предлагали ей жертвоприношения. Возвращаясь после похорон с кладбища, они стегали друг друга еловыми ветками, чтобы воспрепятствовать духам следовать за ними до дому.

Согласно бытовавшему в Баварии поверью, для того, чтобы сделаться невидимым, перед зарей накануне дня Ивана Купалы необходимо отыскать ель и съесть семена из тех ее шишек, которые растут прямо вверх.

Вместе с тем в мифологии ряда народов ели приписывалась смертная символика: еще Плиний Старший (I в н. э.) называл ель «похоронным деревом». Если в еловое дерево, растущее возле дома, ударяла молния, это рассматривалось как знак скорой смерти его хозяев.



Ёлка в христианской традиции

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель».

Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал ее вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона.

После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

О происхождении рождественского дерева существует множество легенд.

(1)Согласно одной из них, в ночь Рождества Христова все деревья в лесу расцвели и дали плоды. Возможно, именно на основе этой легенды и укоренился обычай вешать на вечнозеленое дерево яблоки, цитрусовые и другие фрукты.

(2)Согласно другой легенде, в рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалеку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы, буки, березы, клены, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали все возможное для того, чтобы скрыть ее от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звезд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой елочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.

(3)В третьей легенде о происхождении рождественского дерева рассказывается о том, как ангелы пошли в лес, чтобы выбрать для мира дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могучий дуб. Однако один из ангелов не согласился с этим: «Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил». Ангелы отправились дальше и подошли к буку. И тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву». Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: «Береза тоже не подходит для наших целей, поскольку ее ветки обычно используются в качестве бичей для наказания провинившихся». Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, это дерево не может быть символом радости, оттого что большую часть времени оно плачет. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за ее вечнозеленого покрова, стройной, симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали ее деревом Рождества. Таким образом, в результате сделанного ангелами выбора ель и стала мировым рождественским деревом.

(4)В одной из старинных германских легенд рассказывается о том, как однажды в Сочельник лесник и его домочадцы, собравшиеся возле очага, вдруг услышали робкий стук в дверь. Открывший дверь хозяин увидел стоявшего у порога продрогшего и изможденного ребенка. Он пригласил мальчика в дом. Вся семья, поприветствовав малютку, обогрела и накормила его, а мальчик Ганс уступил ему на ночь свою постель. Утром все проснулись от звуков ангельского пения и увидели своего ночного гостя стоящим преображенным среди ангелов. И только тут в малютке, которого они накануне приютили у себя, все признали младенца Христа. Прощаясь с семьей лесника. Господь отломил еловую ветку, воткнул ее в землю и сказал: «Зрите, я принял ваши дары, а этo мой подарок вам. Впредь это дерево всегда будет плодоносить на Рождество и вы всегда будете жить в довольстве и достатке».

(5) Другая легенда рассказывает о том, как однажды в Сочельник знаменитый немецкий реформатор Мартин Лютер шел домой сначала по заснеженному полю, а потом через лес. Он глубоко задумался и, взглянув на небо, вдруг увидел звезды, ярко сверкавшие сквозь темные ветви елей. Эта картина напомнила ему первую рождественскую ночь в Вифлееме, которая свершилась за много столетий до переживаемого им момента. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем всех грешных людей. Эти думы не покидали его и по возвращении домой, и в конце концов он поведал их членам своей семьи. Для подкрепления своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую елочку, принес ее в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их, тем самым представив милость открывшихся небес, позволивших Господу Иисусу спуститься на землю. После этого случая на каждое Рождество в доме Лютера устанавливалось рождественское дерево с горящими на нем свечами.

(6)Согласно другому варианту легенды о Лютере, именно он в честь рождения Христа прикрепил к ели горящие свечи. Однажды, как гласит эта легенда, в СочельникЛютера очень взволновало видение мерцающих звезд, которые, как ему казалось, дотрагивались до величественной ели. Стремясь передать свое впечатление от этого зрелища, он срубил ель и установил ее в своем доме как символ силы и мира, которые приходят к человеку через Христа. Прикрепленные к ветвям дерева зажженные свечи символизировали собою тот свет, который сиял в ночь Рождества.

Рождественское дерево стало символом Спасителя, настоящим древом жизни; свечи представляли Того, Кто есть свет мира, а рождественские подарки считались самыми великолепными из всех даров Бога людям.

Ёлка в русской традиции

Являясь, подобно березе, одним из самых распространенных деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Ее древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом не самого высокого качества, что нашло отражение в поговорке: «Ельник.березник чем не дрова?/ Хрен да капуста чем не еда?». Упоминания о ели в древнерусских источниках (где она называется елиe, елье, едина, елинка, eлица) носят, как правило, чисто деловой характер: «дровяной ельник», «еловец» (строевой еловый лес) и т.п.

В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического: еловый лес из-за своей темноты и сырости отнюдь не радовал глаз. Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, называвшихся в ряде губерний «елками», это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом (с которым иногда сравнивалась кожа бабы-яги) не пользовалось особой любовью. Вплоть до конца XIX века без симпатии изображалась ель и в русской поэзии. Ф. И. Тютчев писал в 1830 году:

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и нетели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А. А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой/Пугать иные поколенья».

В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений.

С одной стороны, ель наделена положительной и охранной семантикой. На свадебном каравае на Руси делают украшенье из теста, столбиками, узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкают в крышу дома – от ветра и грома, привязывают к яблоням – от бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол – «чтобы буря не тронула».

С другой стороны, ель наделили отрицательной и похоронной семантикой. Ветки и гирлянды из ели – одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин.

Внешние свойства ели и места ее произрастания обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), отразившуюся, в частности, в известной пословице: «Венчали вокруг ели; а черти пели», указывающей на родство образа ели с нечистой силой у Ф. Сологуба в стихотворении 1907 года «Чертовы качели»:

В тени косматой ели

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.

Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, черта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.

Владимирская былина рассказывает, что домовой живёт либо в еловой ветке, либо в сосновой ветке, подвешенной во дворе дома. Под елкой леший укладывает спать детей, которые заблудились в лесу.

«Связь ели с темой смерти заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты».

Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под елку» — тяжело болеть; «угодить под елку» — умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» — гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др.

Считаясь «смертным деревом», ель, наряду с этим, в некоторых местах использовалась в качестве оберега, видимо, из-за колючести ее хвои. Так, например, на севере при закладке двора в середине его ставили елку. Вечнозеленый покров, отразившийся во многих загадках («Зимой и летом одним цветом»; «Осенью не увядаю, зимой не умираю; «Что летом и зимой в рубашке одной») стал символом вечной молодости.

В Ярославской губернии, когда девушки идут к невесте на девичник, то одна несет впереди елку, украшенную цветами и называемую "девья краса"».

Постепенно ёлка превращалась в объект почитания. «Выросшая на свободе, покрытая сверху донизу зелеными, густоветвистыми сучьями, ель представляет из себя настоящую зеленую пирамиду, и по своеобразной, стройной красоте своей есть несомненно одно из красивейших наших деревьев». Ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева:

Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,

твой силуэт отдаленный…

Б.Окуджава



Петровский указ 1699 года и его последствия

В России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи По возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699) Петр I «устраивает переворот, вплоть до перемены календаря». Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.

В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу еловыми и сосновыми ветвями. А людям предлагалось вывешивать на ворота по хвойной ветке.

После смерти Петра царские предписания сохранилисьлишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

В результате кабаки в народе стали называть «елками». Отсюда пошли и другие выражения про пьяных на Руси: «елку поднять» — пьянствовать, «идти под елку» или «елка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под елкой» — находиться в кабаке; «елкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п. Эта возникшая связь елки с темой пьянства органично вписалась в прежнюю семантику ели, соединяющую ее с «нижним миром».

На протяжении всего XVIII века образ ёлки отсутствует в новогодних фейерверках, не упоминается она при описании святочных маскарадов при дворе.

Помимо внешнего убранства питейных заведений, в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных (или, как еще говорили, скатных) горках.

Рождественское дерево в России первой половины 19 века

С елкой как с «ритуальным атрибутом рождественской обрядности» мы встречаемся в России в начале XIX столетия.

Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение. Первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов. Теперь во многих домах русских принят обычай немецкий: накануне праздника, тихонько от детей, приготовляют елку;это значит: украшают это вечнозеленое деревцо как тольковозможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки грецкие вызолоченные орехи, красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда и разного рода искусносделанные конфеты. Все это освещается множеством разноцветных восковых свеч, прилепленных к веткам дерева,а иногда и разноцветными фонариками.

Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. «В Петербурге все помешаны на елках, — иронизировал по этому поводу И. И. Панаев. — Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают елки в рождественские вечера. Без елки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки?»

Отсюда и увлечение произведениями Гофмана, «елочные» тексты которого «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были хорошо известны русскому читателю 1840-х годов. Эти произведения печатались к Рождеству отдельными изданиями, предлагая детям специальное праздничное чтение и тем самым способствуяраспространению обычая рождественской елки.

Повесть Гофмана «Щелкунчик» была напечатана небольшой книжечкой с единственной иллюстрацией на первой странице, на которой изображена небольшая зала в немецком доме: на столе, покрытом белой скатертью, стоит еловое деревце с зажженными на нем свечками и разложенными под ним подарками, среди которых — и знаменитый Щелкунчик. Только что впущенные в комнату Мария и Ганс с восхищением смотрят на елку, в то время как их родители внимательно наблюдают за реакцией детей на светящееся дерево и подарки. Эта иллюстрация была одним из первых изображений рождественской елки, появившихся в русской печати.

В это время уже были переведены на русский язык сказки Андерсена «Елка», описывающая судьбу дерева, срубленного для детского праздника, и «Девочка с серными спичками», в которой замерзающей рождественским вечером на городской улице бедной девочке-сироте чудится прекрасная елка.

А в кондитерских продаются прекрасные елки, со всем убранствоми множеством сахарных игрушек. Стоили такие елки очень дорого («от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей»), и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые «добрые маменьки».

Само дерево, использовавшееся в качестве непременной и главной принадлежности детского семейного праздника Рождества, первоначально известное лишь под немецким названием «рождественское дерево». Вскоре оно получает имя «елки», которое закрепляется за ним навсегда. «Елкой» стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества (первоначально — новогодний праздник для детей): «пойти на елку», «устроить елку»,«пригласить на елку».

Заключение

Таким образом, мы увидели в тёмной таинственной ели «неувядающую благостыню Божию», рождественское чудо. Дерево напоминает нам о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. И та самая любимая пушистая ёлка на самом деле –это символ бессмертия природы и человека.Силуэты деревянных шатровых церквей удивительно напоминают силуэты окружающих их елей. Быть может, поэтому деревянная архитектура русского Севера так органично сливается с окружающей ее природой.

Ель моя, Ель — уходящий олень,

зря ты, наверно, старалась:

женщины той осторожная тень

в хвое твоей затерялась!

Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,

твой силуэт отдалённый,

будто бы след удивлённой любви,

вспыхнувшей, неутолённой.

Список использованной литературы



  1. Анисоян М. Гостья из леса // Природа и человек (Свет). – 2005. — №1. – С. 33.

  2. Анисоян М. Как Новый год к нам пришел… // Природа и человек (Свет). – 2005. — №12. – С. 72-74.

  3. Баркова А. Новый год: символика современного ритуала // Человек. – 2002. — №1. – С. 56-67.

  4. Бегичева В. Бук. Священные деревья: (в некоторых странах Новый год ассоциируется с буком) // Наука и религия. – 2008. — №12. – С. 22-25.

  5. Бегичева В. Новый год – подарок провидения // Наука и религия. – 2009. — №12. – С. 28-29.

  6. Бельская Л.Л. Встреча и прощание с новогодней елкой: [тема Новогодней елки в поэзии] // Русская речь. – 2008. — №1. – С. 30-34.

  7. Добрянская А. Сирота – невеста: (новогодняя елка) // Смена. — 2010. — №12. — С. 12-15.

  8. Дубровская Е. В лесу родилась елочка. Ч.1. // Исторический журнал. – 2009. — №12. – С. 60-83.

  9. Душечкина Е. Легенда о человеке, подарившем елку советским детям // Отечественные записки. – 2003. — №1. – С. 222-231.

  10. Душечкина Е.В. Русская елка: история, мифология, литература. – СПб. : Норинт, 2002. – 416 с.

  11. Душечкина Е.В. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов»: к истории рождественской елки // Родина. – 1996. — №1.

  12. Душечкина Е. Три века русской елки // Наука и жизнь. – 2008. — №1. – С. 110-116; 2007. — №12. – С. 72-79.

  13. Елочная игрушка // Отечественные записки. – 2003. — №1. – С. 256-257.

  14. Лайдинян Н. Новогодняя карусель // Работница. – 2009. — №12. – С. 36-38.

  15. Леонтьева С. Детский Новогодний праздник: сценарий и миф // Отечественные записки. – 2003. — №1. – С. 242-257.

  16. Мазова Е. В Новый Год с елкой // Чудеса и приключения. – 2008. — №12. – С. 51.

  17. Минаева И. В ожидании чуда // Знание – сила. — 2010. — №12. — С. 111-120.

  18. Навстречу с чудом: [О встрече Нового года] // ГЕО. – 2002. — №1. – С. 122-129.

  19. Николаев О. Новый год: праздник или ожидание праздника? // Отечественные записки. – 2003. — №1. – С. 176-186.




Каталог: metod kop
metod kop -> Урок Основные оксиды Цели урока Воспитания: воспитывать познавательный интерес
metod kop -> Тема: «Жизнь – это…» (занятие для детей – сирот разновозрастной группы 15- 18 лет) Цель
metod kop -> «Лицейское братство». (Жанр дружеского послания в ранней лирике А. С. Пушкина)
metod kop -> Доклад по литературе
metod kop -> «Карамзин и Пушкин»
metod kop -> Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе воспитатель
metod kop -> Сценарий игры «Остров Сокровищ»
metod kop -> Сценарий праздник «Учиться надо весело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница