Литература по данной теме делится на три группы. К первой группе относятся обобщающие труды по истории Древней Греции




Скачать 243.35 Kb.
Дата14.08.2016
Размер243.35 Kb.
Министерство образования и науки Российской федерации

МОУ «Основная общеобразовательная школа пст. Зимовка»



Физическая культура и спорт в Древней Греции

Выполнила ученица 5 класса

МОУ «ООШ пст. Зимовка»

Коваленко Наталья Игоревна

Научный руководитель: учитель истории

МОУ «ООШ пст. Зимовка»

Бессонов Аркадий Геннадьевич

Зимовка, 2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1 5

Глава 2 12

Заключение 18

Список источников и литературы 19



Введение.

В развитии физической культуры и спорта Древняя Греция сыграла очень большую роль. Не только во времена существования древнегреческих государств, но и в последующей эпохе, вплоть до нашего времени, из физической культуры Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений и до организации соревнований, в том числе олимпийских игр.

Интерес к данной теме обусловлен двумя причинами: во-первых, в 2014 году в России будут проводиться зимние Олимпийские игры. В этой связи закономерным является обращение к истории физической культуры и спорта в Древней Греции, так как именно там возникли Олимпийские игры и все взгляды на физическое совершенствование, известные как физическая культура. Во-вторых, этот год объявлен годом спорта в нашей Республике, и интерес представляет опыт Древней Греции с точки зрения отношения государства к физической культуре и спорту. Как известно, культ здорового образа жизни был возведен там в ранг государственной политики. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена не только научным, но и общественно-культурным интересом.

Вся использованная нами литература по данной теме делится на три группы. К первой группе относятся обобщающие труды по истории Древней Греции1. К другой группе следует отнести работу Л.Куна, посвященная истории физической культуры и спорта с древнейших времен и до наших дней2. И, наконец, к третьей группе относятся исследования, посвященные истории Олимпийских игр3. Другие работы, посвященные истории физической культуры и спорта в Древней Греции, нам, к сожалению, были недоступны. Данная литература позволяет достаточно полно осветить выбранную нами проблему. Литературу дополняет источник – трактат древнегреческого врача Гиппократа «О здоровом образе жизни»4, из которого можно понять о значении физической культуры и здорового образа жизни в жизни древних греков.



Объектом исследования в данной работе является древнегреческое общество, предметом – физическая культура и спорт.

Цель исследования – выяснить значение физической культуры и спорта в частной и общественной жизни древних греков.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1 – рассмотреть систему физического воспитания в Древней Греции;

2 – рассмотреть значение спортивных игр в древнегреческом обществе.



Хронологически работа охватывает период с VIII века до н.э. (зарождение античной цивилизации в Древней Греции) до IV века до н.э. (упадок древнегреческой цивилизации и подчинение Греции Македонскому царству).

Исходя из целей и задач вытекает структура работы: она состоит из введения, двух глав и заключения.



Глава 1. Физическое воспитание в Древней Греции.

Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл «хромым» и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать.

История сохранила для нас имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали термину «гармоничный человек». Пифагор, теорему которого все мы усердно учим в школе, был могучим кулачным бойцом. И кроме чертежей и геометрических инструментов, в доме великого математика хранились и древние спортивные принадлежности. Отец медицины — древнегреческий врач Гиппократ считался весьма заметной фигурой среди эллинских борцов и наездников. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.

Обосновывая свое стремление с раннего детства развивать и закалять тело, греки говорили: «Сначала надо создать прочный сосуд, а потом уже наполнить его вином просвещения». Однако наилучших результатов человечество обычно достигает там, где физическое и умственное воспитание идут рядом.

Прекрасное привлекает всегда. Пусть со времени могучего культурного расцвета Эллады прошло более двух тысячелетий, мы и сегодня восхищенно рассматриваем, изучаем гениальные произведения античных скульпторов. Наши музеи, дворцы и парки украшают копии всемирно известных статуй: «Аполлон Бельведерский», «Венера Милосская», «Геракл», которого изваял Гликон, «Дискобол» работы Мирона... И почти каждая скульптура того времени — это безукоризненное изображение не менее безукоризненного, совершенного человеческого тела.

Интересно, что в большинстве случаев автору не приходилось фантазировать: перед его взором всегда были сотни людей, развитых гармонично и красиво. Они-то и служили «натурой» античным мастерам.

Подобное совершенство не было случайным: постоянные тренировки делали организм стойким и выносливым, а тело — сильным и красивым.

С раннего возраста греки приучались к спорту. Чуть ли не с двухлетнего возраста эллинские малыши увлекались «петушиным боем»: подскакивая на одной ноге (а другую придерживали сзади рукой), они старались сбить друг друга ударом плеча.

Но даже и в те далекие времена самой любимой и популярной была игра в мяч. И говоря об Элладе, вполне уместно заметить, что там были мячу «все возрасты покорны». А древнеримский врач Гален назвал мяч «счастливым спутником людей», поскольку он был одинаково доступен и сильным, и слабым, и богатым, и бедным.

Существовали самые разные мячи: одни были сшиты из цветных лоскутов и набиты волосом (по-гречески «пиля»); другие наполнены воздухом («фоллис»), третьи — перьями («паганика») и, наконец, самые тяжелые были наполнены песком («гарпастон»).

По-гречески мяч назывался «сфайра». Так говорили эллины, когда имели в виду не какой-нибудь конкретный мяч, а мяч или шар вообще (отсюда произошли наши слова «сфера», «сферический» и даже «стратосфера»).

Но приходил срок, и от безотчетных и случайных игр маленькие греки переходили к систематическому закаливанию и развитию своего организма. Тем более что такой переход был естественным и заранее подготовленным.

В Элладе существовало два типа учебных заведений. Как только греческому мальчику исполнялось шесть или семь лет, он поступал в «палестру» (от слова «палэ» — борьба), где в первые три года занимался физическими упражнениями. Здесь же со временем дети знакомились с музыкой, эпосом и лирической поэзией, учились читать и писать.

Лишь в 14—16 лет юные эллины переходили в своего рода среднюю школу, которая называлась «гимнасий» (от слова «гюмнос» — обнаженный, ибо юноши упражнялись и состязались без одежды). Здесь они учились быстро бегать и нередко делали это на морском берегу, где их ноги увязали в глубоком песке. Зато после такого изнурительного упражнения по твердой дорожке бежалось особенно легко.

В гимнасий юноши занимались борьбой, прыжками, дискометанием, бросали копье на дальность и в цель, учились преодолевать глубокие и широкие рвы.

Сначала мальчики обучались в частных гимнасиях, а затем переходили в государственные. Разумеется, это были дети свободных и зажиточных эллинов, ибо рабы к обучению не допускались.

Занимались молодые эллины под руководством педотрибов и педономов (так назывались тренеры-наставники). А всей школой руководил гимнасиарх — лицо очень уважаемое и наделенное большой властью.

Сооружались гимнасий как на государственный счет, так и на средства частных лиц. Для гражданина было большой честью, если город поручал ему построить гимнасий и потом руководить им.

Существовали школы для привилегированной молодежи и для тех, чьи родители не обладали большим состоянием. Так, в Афинах широкой известностью пользовался гимнасий Киносарга для мальчиков «полублагородного происхождения» (их отцы были свободными гражданами, а матери — рабынями).

Трудно перечислить все упражнения, которым обучали педотрибы своих учеников. Их были сотни: трудных и легких, приятных и не очень.

Для развития силы мальчики поднимали и переносили с места на место камни: сначала небольшие, а затем все тяжелее и тяжелее. На одной древнегреческой вазе неизвестный художник изобразил юношу, который, наклоняясь вперед и держа в каждой руке по солидному камню, поднимает их. С помощью таких упражнений можно было достичь замечательных результатов. И невольно соглашаешься с тем, что поднятая одной рукой 143,5-килограммовая каменная гиря, быть может, не фантастика, а закономерная награда за упорные многолетние тренировки5.

Однако даже в самые лучшие времена в государствах Древней Греции не существовало единой системы физического воспитания, равно как и единой общеобразовательной системы. А главенствовали в Элладе преимущественно две школы: спартанская и афинская.

Если в большинстве древнегреческих городов физическое воспитание касалось только юношей, то в Спарте девушки не отставали от них. В этом отношении спартанки были полной противоположностью афинянкам. До достижения двадцатилетнего возраста девушек обучали подобно юношам, ибо, когда мужчины уходили в поход, обеспечение порядка становилось задачей в первую очередь отрядов женщин, остающихся дома.

Сами спартиаты занимались исключительно военным делом, поддерживая с помощью оружия свое господство над государственными рабами — илотами. Молодой спартанец воспитывался буквально под присмотром всей страны.

Каждый ежемесячно вносил определенное количество продуктов для общих товарищеских обедов, носивших название сисситий. Распорядок жизни спартанцев был целиком подчинен интересам всей общины. Чтобы исключить возможность обогащения одних и разорения других свободных граждан, в Спарте были в ходу только очень громоздкие и неудобные железные деньги: копить их было совершенно невозможно.

Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам — геронтам. И те решали судьбу будущего гражданина. Слабых детей сбрасывали с обрыва горного хребта Тайгета, ибо считалось: жизнь такого младенца не нужна ни ему самому, ни родителям, ни государству.

Столь жестоким образом спартиаты не допускали в свою среду слабых и болезненных людей, которые не смогли бы стать хорошими воинами. .А вызвано это было тем, что даже в самые лучшие времена спартиатов-мужчин было всего лишь десять тысяч. Они должны были обеспечить не только безопасность границ, но и господство над илотами (государственными рабами), число которых обычно колебалось от двухсот до трехсот тысяч человек. Так, силой оружия спартиаты поддерживали свою гегемонию.

С 7 лет дети спартанцев воспитывались в общественных школах.

Первую группу составляли мальчики 7—12 лет. Педоном следил за играми детей, наблюдал, кто из них смел и упорен. Грамоте же уделялось совсем немного времени: главной заботой была физическая закалка.

С 12 до 14 лет режим мальчиков строился так, чтобы приучить их к неприхотливости и максимальной выносливости. Среди них избирался старший — ирэн, который полностью распоряжался своим отрядом.

Добывать еду себе юные спартиаты обязаны были кражей. Так, по мнению геронтов, воспитывалась ловкость. Одежда, даже зимой, сводилась до минимума — юноши должны были закаляться. За малейшую провинность следовало жестокое наказание — так воспитывалось терпение.

А с 18 лет юноша становился эфебом: получал оружие и занимался уже чисто военными упражнениями. С этого момента молодые спартиаты принимали участие в криптиях — ночных походах в поисках беглых илотов. По их мнению, каждый илот, находящийся ночью вне дома, был заговорщиком, и его немедленно убивали.

Образование было частным делом каждого спартанца. Государством оно не поощрялось. Основными же элементами обучения молодежи являлись охота (на зверей и рабов в равной степени), религиозные и военные танцы и разнообразные физические упражнения, которыми юноши занимались большую часть дня.

Молодые спартиаты очень любили, разбившись на два отряда, сражаться на островке, окруженном глубоким рвом с водой. Каждый старался столкнуть в воду как можно большее число «противников».

Одним из самых серьезных испытаний воли и мужества для четырнадцатилетних спартанцев был праздник в честь Артемиды — богини охоты. На ее алтаре мальчиков секли розгами в присутствии родителей и всех граждан Спарты. Тот, кто переносил жестокое наказание с молчаливым мужеством, получал награду. Но случалось, что юноша без единого стона умирал под ударами. И в его честь воздвигалась статуя!..

Вряд ли кто-нибудь, прочитав эти строки, одобрит подобную «педагогику». Но спартанцы были твердо убеждены, что лишь таким путем можно воспитать настоящих воинов, сильных, выносливых, бесстрашных и беспощадных.

Афинская воспитательная система значительно отличалась от спартанской. В отличие от консервативно-земледельческой Спарты, Афины выступали как государство с широко развитой торговлей. Здесь бурно и своеобразно развивались науки и искусства. И особенно в V веке до н. э. — в период наивысшего расцвета древнегреческих полисов.

Школьная жизнь афинского мальчика начиналась с 6—7 лет. Но в отличие от Спарты, ребенка в учебный период не отрывали от семьи. До 14—16 лет мальчик под присмотром раба или «дядьки» посещал частные школы, где обучался музыке, чтению, письму и, разумеется, физическим упражнениям.

В Афинах существовало три типа школ, которые можно было посещать одновременно: грамматическая, музыкальная и гимнастическая (палестра). Именно в последней мальчик-афинянин находился значительную часть дня. Здесь под руководством педономов и гимнастов (так называли тогда тренеров-практиков) он проводил время в непрерывных упражнениях и дружеских состязаниях со сверстниками.

Но уже с 16-летнего возраста воспитание афинянина проходило в общественных гимнасиях. Здесь значительно увеличивалась физическая нагрузка. В то же время вводились и элементы общественного воспитания: беседы со взрослыми, посещение театров, судов, народных собраний, музыкальных, поэтических и спортивных состязаний.

Воспитание в гимнасиях являлось подготовкой к военному обучению. Восемнадцатилетний юноша мог уже быть принят в число свободных граждан: принеся присягу на верность государству, он вступал в ряды эфебов. В торжественной обстановке на агоре (городской площади) ему вручали экипировку воина.

Двухлетнее обучение афинских эфебов сначала проходило в лагерях, где они осваивали тактику и технику ведения боя. Второй год эфебы проводили уже в отдаленных гарнизонах. Они вели жизнь регулярных солдат, неся сторожевую службу на границах государства.

Афинская педагогическая система открывала больше возможностей для разностороннего совершенствования личности. В Спарте же нормой являлось не только узко военное воспитание, но и беспрекословное принесение интересов отдельной личности в жертву рабовладельческому коллективу.

Трудно назвать еще какую-нибудь страну, где любили бы самые разные состязания так же, как в Элладе. Вся жизнь эллина была проникнута духом соревнования.

Древние греки не делали резкого различия между поэзией, музыкой и спортивными занятиями. Искусства и спортивные зрелища древней Эллады объединены понятием «агонистики», которое произошло от слова «агон». Это слово означало у древних греков состязание. Любое — поэтическое, музыкальное или спортивное.

В каждой аристократической семье агонистическая преемственность от отцов к сыновьям считалась и доброй традицией, и обязательным элементом «хорошего тона». На стадионах наследники славы своих отцов вызывали особое одобрение и восхищение зрителей. Победитель-сын и победитель-отец в прямом и переносном смысле взаимно вплетали все новые и новые листья в венок семейной славы.

Бывало, что цепочка агонистических триумфов протягивалась и дальше: от деда к внукам, от прадеда к правнукам.

Самые знаменитые в этом смысле, пожалуй, атлеты из семейства Диагоридов с острова Родос.

Сам могучий Диагор неоднократно побеждал в кулачном бою. Удостоился олимпийского венка и его брат Акусилай. Стали победителями в Олимпии сыновья Диагора — Дориэй, Дамант и Сосий. Наконец, не посрамили своего рода и внуки знаменитого атлета: также удостоились высшей награды в Олимпии Эвкл и Пейседор. О последнем и его матери Каллипатере (ее второе имя — Ференика) передавали такую легенду.

Не доверяя педотрибам, Каллипатера сама обучала сына кулачному бою, готовя его к состязаниям. Она верила в силы Пейседора. Проходили месяцы упорных тренировок, и вот наступило время отправляться в Олимпию.

Не сомневаясь в том, что сын победит, Каллипатера хотела во что бы то ни стало стать свидетельницей его триумфа.

Но путь на Олимпийский стадион для нее был закрыт. По древним законам женщины не допускались туда под страхом смерти. Лишь жрица богини плодородия Деметры — единственная — могла наблюдать знаменитые состязания.

Однако любовь матери-тренера к сыну была слишком велика, чтобы считаться с законами и бояться смерти. Переодевшись мужчиной, Каллипатера смешалась с группой педотрибов.

И она увидела, как в тяжком кулачном бою Пейседор победил одного за другим пятерых соперников! Голова ее сына будет увенчана!

Забыв обо всем, Каллипатера бросилась вперед, чтобы обнять Пейседора, и мужской наряд, одетый наспех, слетел с нее. Обман обнаружен...

По закону Каллипатеру должны были сбросить со скалы. Но судьи не нашли в себе сил сделать так. Ибо эта женщина была дочерью олимпийского победителя, сестрой олимпийских венценосцев, матерью олимпийского триумфатора. Благодаря этому Каллипатера осталась жива.

Однако с той поры все педотрибы должны были во время игр находиться абсолютно нагими за специальной изгородью, чтобы впредь никакая другая гречанка не имела возможности повторить уловку своей знаменитой соотечественницы.

Да, греки умели и любили состязаться. В мифах они порой отваживались вызывать на единоборство даже богов. Знаменитый Геракл вызвал на поединок и победил в честной борьбе речного бога Ахелоя. А во время Троянской войны разгоряченные битвой воины, случалось, весьма ощутимо щекотали копьем или мечом какого-нибудь подвернувшегося под руку небожителя.

Да и самих богов греки представляли себе как могучих и ловких атлетов, обладающих незаурядными спортивными способностями. Вся эллинская мифология была населена атлетами. Аполлон — искусный стрелок из лука, борец, кулачный боец и метатель диска. Прекрасным пятиборцем и дискоболом считался Персей. Братья Диоскуры славились искусством верховой езды. В беге не знал себе равных могучий Ахилл. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.

Но самым «разносторонним» греческим богом был Гермес (которого римляне называли Меркурием). Вестник богов считался покровителем путешественников, торговцев и даже воров. Но в первую очередь Гермес опекал молодых атлетов. Именно его призывали на помощь эллинские юноши перед состязаниями в беге и борьбе.

Обязательной принадлежностью гимнасиев и палестр были так называемые «гермы» — столбы, увенчанные изображениями Гермеса.

Там же часто находились и статуи двух других мифических силачей: Геракла и Тезея. При взгляде на их могучие и прекрасные фигуры молодые эллины ощущали прилив сил и отваги.

А самым первым педотрибом и педономом легенды называют мудрого Кентавра Хирона. По преданию, именно он на горе Пелион обучал атлетике мальчиков Ахилла, Кастора, Полидевка, Амфиарая и многих других не менее славных персонажей эллинской мифологии и эпоса.

Так как же могли греки не состязаться, если это было любимым занятием их богов и героев! Богов и героев, которых создали они сами.

Таким образом, физическое воспитание было неотъемлемой частью общего воспитания греков. В древнегреческом обществе царил культ гармонично развитого человека – как физически, так и духовно. Физическое воспитание начиналось с самого детства. Оно проходило в специальных учебных заведениях. В Греции существовало две основные школы воспитания – спартанская и афинская. Важное значение в физической культуре греков имела агонистика – дух состязаний.
Глава 2. Спортивные игры в Древней Греции.

Любовь греков к соревнованиям привела к появлению спортивных состязаний. Самыми главными и популярными были, несомненно, Олимпийские игры. Существует множество легенд о том, как они появились. Мы приведем лишь некоторые из них. На пирах и празднествах эллинов безымянные певцы-сказители (рапсоды и аэды) нередко вели рассказ о том, как Зевс в жестоком поединке победил своего отца Крона. Захватив наконец власть и на небе, и на земле, он учредил в знак своей победы первые Олимпийские игры.

Мифологию и религию эллинов вообще невозможно представить себе без яростных единоборств героев и богов, без состязаний в силе, ловкости, быстроте и выносливости.

Вторая же легенда повествует о том, что олимпийские игры основал неутомимый Геракл. Так он будто бы отпраздновал победу над жестоким и жадным царем Авгием.

Популярность олимпийских игр была столь велика, что в конце IV века до н. э. историк Тимэй ввел летоисчисление по олимпиадам. И с тех пор ученые и писатели, рассказывая о каком-нибудь примечательном событии, писали обычно так:

Теперь рассмотрим подготовку и проведение Олимпийских игр. Дело в том, что ни рабы, ни «варвары» (так эллины называли всех, кто не был греческого происхождения) к участию в олимпийских играх не допускались. Правда, некоторые исключения, сделанные для иностранцев, известны. Но это было позже, в период заката олимпиад. Все участники должны были записываться у судей за год до открытия состязаний и проводить в неустанных тренировках не менее десяти месяцев. Лишь победители предыдущих игр могли обойти это условие. А последние 30 дней полагалось упражняться непосредственно в элидском гимнасии (в современном понимании это был тренировочный сбор) на глазах у требовательных элланодиков (судей). Лишь они могли окончательно решить, готов ли атлет к всеэллинским играм.

В списки участников не могли быть включены святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. Кроме того, в играх не могли участвовать атлеты тех государств, которые вели войну с какой-либо другой страной или городом.

Запрещалось убивать соперника с умыслом или по неосторожности. Виновный в этом (даже победитель!) лишался награды и подвергался крупному штрафу. В особо тяжелых случаях его казнили. Опоздавших к играм не допускали.

Программа соревнований сначала была весьма скромной. На первых тринадцати олимпийских играх атлеты состязались лишь в беге на один стадий. Дистанция эта, как ни странно, в разное время и в разных городах измерялась неодинаково.

Дело в том, что стадий должен был соответствовать шестистам ступням жреца Зевса. А поскольку у разных жрецов ступни ног были, естественно, разных размеров, то и стадий соответственно колебался от 175 до 192 метров. Самый большой стадий был именно в Олимпии: по преданию, его отмерил сам Геракл. Так возникло и общеупотребительное слово «стадион».

Параллельно с этой мерой существовал еще и «большой стадий», равный 950 метрам. Им измерялось расстояние конских бегов и некоторые стайерские дистанции.

Античные бегуны распределялись по забегам. Победители выходили в четвертьфинал, полуфинал и, наконец, в финал. Стартовали они со специальных мраморных плит, в продольные углубления которых упирались пальцами ног.

О скорости античных спринтеров судить очень трудно, ибо водяные часы отмеряли время весьма приблизительно.

Важно было прийти к финишу первым, а не показать какой-то определенный результат. Тем более что зрители еще с ночи занимали места на естественных трибунах — склонах окрестных холмов. Заранее высеченный на белой мраморной доске список участников выучивался ими наизусть. И болельщики ждали победы своего фаворита. С любым результатом, но — будь первым!

С 14-й Олимпиады (724 год до н. э.) в программу включается «диаулос» (двойной бег): атлеты пробегали стадий и, обогнув поворотный столб, возвращались на старт. Причем уже с 720 года до н. э. все участники состязались обнаженными. По преданию, в тот год юноша Орсгаш потерял в пылу соревнований свою набедренную повязку, но пришел к финишу все же первым. И с тех пор атлеты стали выступать без одежды. Именно на этих общегреческих играх появляется новый вид бега — «долихбс» (длинный бег). Он равнялся 24 стадиям (что примерно соответствовало 4500 м).

Не только в беге, но и в прочих видах состязаний существовали три возрастные группы: дети, безбородые и мужи. Павсаний описал статую Дамиска из Мессении, который одержал в Олимпии победу в 12-летнем возрасте. Случалось и так, что мальчики бегали быстрее безбородых и даже мужей.

Эллинские атлеты были универсальны. Полит из Карий великолепно сочетал в себе спринтерские и стайерские качества. Слегка отдохнув от длинного бега, он сразу же переходил к состязаниям на самой короткой дистанции (требовавшей, как известно, максимальной скорости). Победив и здесь, в тот же самый день участвовал в двойном беге, и вновь побеждал!

Таким же непобедимым универсалом показал себя Леонид с острова Родос. Он не потерпел ни одного поражения на четырех олимпиадах, одержав двенадцать побед в беге.

Начиная с 65-й Олимпиады к общему комплексу прибавляется «гоплитон дромос» — бег вооруженных воинов. Участники должны были пробежать от 1 до 4 стадий в шлеме, в поножах и со щитом. Однако впоследствии нагрузка ограничивалась только щитом.

Программа олимпийского праздника постепенно расширялась: возникали все новые виды соревнований, и к участию приглашались атлеты самых разных возрастов. Немного забегая вперед, посмотрим, как постепенно общегреческие состязания становились все разнообразнее. Вот сроки рождения новых видов;

14-я Олимпиада (724 год до н. э.) — двойной бег.

15-я Олимпиада (720 год до н. э.) — длинный бег.

18-я Олимпиада (708 год до н. э.) — легкоатлетическое пятиборье

и борьба.

23-я Олимпиада (688 год до н. э.) — кулачный бой.

25-я Олимпиада (680 год до н. э.) — состязание колесниц.

33-я Олимпиада (648 год до н. э.) — панкратий и скачки.

37-я Олимпиада (632 год до н. э.) — борьба и скачки для мальчиков.

38-я Олимпиада (628 год до н. э.) — пятиборье для мальчиков.

41-я Олимпиада (616 год до н. э.) — кулачный бой для мальчиков.

65-я Олимпиада (520 год до н. э.) — бег с оружием.

70-я Олимпиада (500 год до н. э.) — состязание колесниц, запряженных мулами.

71-я Олимпиада (496 год до н. э.) — скачки на кобылах.

84-я Олимпиада (444 год до н. э.) — отмена состязаний на мулах

и кобылах.

93-я Олимпиада (408 год до н. э.) — гонка на пароконных колесницах.

99-я Олимпиада (384 год до н. э.) — гонка на четверке жеребят.

128-я Олимпиада (268 год до н. э.) — скачки верхом на жеребятах.

131-я Олимпиада (256 год до н. э.) — гонки на колеснице, запряженной парой жеребят.

145-я Олимпиада (200 год до н. э.) — панкратий для мальчиков.

В олимпийское пятиборье входили: простой бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Причем, чтобы стать победителем, достаточно было выиграть хотя бы в трех видах из пяти.

Прыжки и метания сами по себе не давали права на олимпийский венок, а учитывались лишь как элементы пятиборья. Сократ называл универсальных пятиборцев красивейшими из людей.

Завершающим видом пятиборья была борьба. Боролись в палестре на специально подготовленных площадках: мягкая, разрыхленная земля, а сверху — слой песка. Перед тренировками и состязаниями борцы натирались оливковым маслом, а затем посыпали себя песком. Тело при этом становилось эластичным и упругим, и осуществить захват было значительно труднее, чем в обычных условиях. Кроме того, как мы теперь знаем, слой масла уменьшал теплоотдачу, поэтому борец меньше потел и уставал.

В этом древнейшем виде агонистики не было разделения на весовые категории (как, впрочем, и в кулачном бою). Существовали только три возрастные группы.

Хотя на олимпийские игры кулачный бой пришел лишь в 688 году до н. э., но на территории Греции состязания эти широко бытовали уже с начала II тысячелетия до н. э. Покровителем кулачных бойцов считался Аполлон, который даже носил прозвище «Пюктэс» (т. е. кулачный боец).

Олимпийские игры были отнюдь не единственным эллинским праздником, сопровождавшимся соревнованиями атлетов. В четырехлетнем интервале между очередными торжествами на берегах Алфея умещались еще: Панафинейские, Пифийские, Истмийские, Немейские игры, которые тоже считались общеэллинскими. Атлет, победивший только в Олимпии, получал звание олимпионика. Если же он побеждал на всех играх четырехлетнего периода, то уже назывался периодоником.

Второе место по блеску и значительности после Олимпийского занимал пифийский праздник. Он совершался в Кирренской долине близ города Дельфы у подножия легендарного Парнаса (заочно облюбованного поэтами всего мира).

По преданию, бог Аполлон учредил этот праздник в честь своей победы над драконом Пифоном, и сначала здесь происходили только состязания музыкантов. Под аккомпанемент кифары певцы-кифареды исполняли «пэан» (хвалебную песнь) в честь Аполлона. В 590 году до н. э. к состязаниям кифаредов были присоединены выступления певцов, флейтистов и, наконец, соревнования атлетов и наездников. Эта дата и считается официальным годом рождения Пифийских игр.

Победители награждались тут венками из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине. Как и в Олимпии, в рощу отправлялась торжественная процессия, а ветви для венков срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители.

Впоследствии Пифийские игры становятся еще более разнообразными. Здесь состязались в мастерстве даже поэты-трагики. Первым победителем в Дельфах все мифы признают Аполлона. Ведь этот разносторонний бог не только имел самое прямое отношение к музыке и пению, но был также умелым дискоболом, лучником и кулачным бойцом.

Истмийские игры посвящались богу морей Посейдону, в честь которого проводились конные ристания. Выступали тут и атлеты, и музыканты, и поэты. Происходили истмийские игры раз в два года — в первый и третий год каждой Олимпиады. Победители награждались венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Начальной датой Истмий считается 583 год до н. э.

Также раз в два года праздновались и Немейские игры, которые проводились в Немейской долине близ города Клеон в Арголиде. Но времена года тут чередовались: в первый год эти игры происходили зимой, а в третий год — летом, в месяце Панаме (соответствует нашим июлю — августу).

Немейские игры возникли, вероятно, позже других общеэллинских состязаний, хотя есть и менее, и более древние мифы об их происхождении. Первые записи имен атлетов, победивших в Немейской долине, относятся к 573 году до н. э.

И действительно, в Немее атлеты состязались и в беге, и в борьбе, а со временем тут стали соревноваться и музыканты.

Названными четырьмя праздниками отнюдь не исчерпываются торжества, на которых выступали эллинские атлеты. Греки устраивали и так называемые Тезеи (игры в честь героя Тезея), и Гереи, и Ликейские игры, и Панафинеи, и многие другие.

В Элладе гимнастическими упражнениями занимались не только мужчины. Девушки и женщины Спарты, как вы уже знаете, тоже не чуждались палестры и стадиона, а философ Платон в проекте своего идеального государства равно распространял обязательное физическое воспитание и на женщин, и на мужчин.

Священный запрет участия женщин на Олимпийских играх не был постоянным. Лишь во время непосредственного проведения олимпийских игр замужние гречанки не допускались на стадион. А в четырехлетний интервал олимпиады именно там, на берегах Алфея и Кладея, устраивались игры в честь Геры. Они так и назывались: Гереи или Героиды.

Эти игры были не столь разнообразны, как олимпийские. Главным и, вероятно, сначала единственным было состязание девушек в беге.

«Женский стадий» был на 76 короче «мужского», и первыми всегда бежали самые юные эллинки. За ними вступали на беговую дорожку девушки среднего возраста, и завершали состязание самые старшие. Их распущенные волосы развевались по ветру, короткий, выше колен, хитонне мешал бегу, а правое плечо было открыто до груди. Победительницы, как и олимпионики-мужчины, получали венок из ветвей священной маслины и часть коровы, принесенной в жертву Гере. Их статуи через много веков нашли те, кто проводил первые раскопки в Олимпии.

По дороге, ведущей из Олимпии, медленно и торжественно движется колесница, запряженная четверкой лошадей. Окруженный родными и друзьями, в ней восседает олимпионик. Он доказал на берегах Алфея, что является сильнейшим, и теперь, облаченный в роскошное пурпурное одеяние, возвращается в родной город.

Он получил много наград. Но самые главные — всеобщий почет и венок из ветвей оливы. Украшенные белыми повязками, эти венки заранее выставлялись на золотых и бронзовых треножниках в притворе храма Зевса для всеобщего обозрения.

Но церемония получения венка не так уж проста. По окончании состязаний глашатай торжественно объявлял на весь Олимпийский стадион имя и родину победителя. Затем элланодики вручали ему пальмовую ветвь и приказывали вновь предстать перед ними в день вручения наград — последний день игр. Наступал заветный срок. И вновь звучали имя и название города олимпионика. И, трижды огласив это, герольды трижды трубили в трубы. И разносились над священной рощей победные песни в честь того, кто получал, наконец, заветный оливковый венок.

А дома олимпиокика ждали не менее волнующие торжества. Навстречу ему выходил чуть ли не весь город. Случалось, что разбирали часть городской стены и атлет-победитель въезжал на родные улицы через этот пролом, минуя городские ворота. Такой поступок имел глубокий символический смысл. Соотечественники таким необычным образом хотели показать, что город, в котором обитает столь прославленный атлет, не нуждается в крепостных стенах: в нужный момент победитель сам, дескать, защитит граждан своего города от посягательств врага. Да, трудно найти что-либо равное по силе радости античного победителя и гордости его сограждан!

Агонистический дух греческой культуры привел к появлению спортивных игр. Наиболее значимыми и древними были Олимпийские игры. Они постоянно эволюционировали, появлялись новые виды состязаний, усложнялась программа и требования. Кроме Олимпийских, в Греции проводились и другие общеэллинские спортивные состязания, в том числе среди женщин. Победители Олимпийских игр пользовались огромным уважением в своих полисах.


Заключение.

Подытоживая все вышесказанное, мы пришли к следующему заключению:

Физическая культура в Древней Греции развивалась как составная часть античной культуры, начиная с самых ранних периодов ее истории. Физическая культура и спорт играли огромное значение в жизни древних греков: в культурной, политической и общественной. Что касается общественной жизни, то физическое воспитание являлось частью общего воспитания древних греков, а в некоторых полисах являлось преобладающим. Культивировалась тема здорового, физически развитого гражданина, способного с оружием в руках защитить свою родину. В политической сфере спорт, а в особенности спортивные состязания, имели миротворческий, а также объединительный характер. В сфере культуры спорт также играл значительную роль: атлеты и сцены из спортивной жизни являлись неиссякаемым источником вдохновения для скульпторов, поэтов, живописцев.
Список использованных источников и литературы.


  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: «Высшая школа», 1988.

  2. Гвоздева Т.Б. К истории конкурса мужской красоты в древней Греции // http://historystudies.org/2012/06/gvozdeva-t-b-k-istorii-konkursa-muzhskoj-krasoty-v-drevnej-grecii/

  3. Гиппократ. Избранные книги. М.: Биомедгиз, 1936.

  4. История Древней Греции. Под ред. В.И.Кузищина. М.: «Высшая школа», 2005.

  5. Кузищин В.И. Древние Олимпийские игры как миротворческий фактор // http://historystudies.org/2012/07/kuzishhin-v-i-drevnie-olimpijskie-igry-kak-mirotvorcheskij-faktor/

  6. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: «Радуга», 1982.

  7. Марру А.-И. История воспитания в античности. М.: «Греко-латинский кабинет», 1998.

  8. Миронов В.Б. Древняя Греция. М.: «Вече», 2006.

  9. Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: Издательство восточной литературы, 1963.

  10. Шанин Ю.В. Герои античных стадионов. М.: «Физкультура и спорт», 1971.

1 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: «Высшая школа», 1988.

История Древней Греции. Под ред. В.И.Кузищина. М.: «Высшая школа», 2005.

Марру А.-И. История воспитания в античности. М.: «Греко-латинский кабинет», 1998.

Миронов В.Б. Древняя Греция. М.: «Вече», 2006.

Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: Издательство восточной литературы, 1963.


2 Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: «Радуга», 1982.

3 Кузищин В.И. Древние Олимпийские игры как миротворческий фактор // http://historystudies.org/2012/07/kuzishhin-v-i-drevnie-olimpijskie-igry-kak-mirotvorcheskij-faktor/.

Шанин Ю.В. Герои античных стадионов. М.: «Физкультура и спорт», 1971.



4 Гиппократ. Избранные книги. М.: Биомедгиз, 1936.

5 В музее Олимпии (в долине бурного некогда Алфея, где родились олимпийские игры эллинов) хранится камень размером 68*39*33 сантиметра. Он напоминает гигантскую каменную гирю. Вес «гири» — 143,5 килограмма. На камне надпись: «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Атлет, носивший это имя, жил в VI веке до нашей эры.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница