Литература об Армии и для Армии




Скачать 192.18 Kb.
Дата19.07.2016
Размер192.18 Kb.


Литература об Армии и

для Армии.

Термином «литература» обычно обозначают художественную литературу. С этой точки зрения произведения изящной словесности, повествующие о ратной службе воинского коллектива или отдельного воина, будь то душа или другое драматическое событие, составляет содержание военной литературы.

Так сложилось исторически, что писать об армии и для армии – давняя и благороднейшая традиция русской литературы. Литературоведы подтвердят, что ни одна литература в мире не посвятила столько произведений защитникам отечества, как наша, и не одна армия не дала своему народу столько литераторов, сколько Российская. Неслучайно, поэтому, первым художественным произведением, датированным XII веком (1185 г.) и дошедшим до нас было глубоко патриотическое «Слово о полку Игореве», в котором тема «Родина. Долг. Мужество и Честь» стало впоследствии главенствующей в русской литературе многих поколений писателей. Высоким чувством патриотизма наполнены такие превосходные сочинения, как «Житие Александра Невского», «Слово о житии Великого князя Дмитрия Донского», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.

Во время войны с Наполеоном, десятки русских поэтов и писателей откликнулись на внешнюю угрозу. В русском ополчении оказались К. Батюшков, дошедший с войсками до Парижа, Ф. Глинка, награжденный за боевую храбрость наградным оружием, не говоря уже о гусаре, поэте Д. Давыдове, воспевшем ратный труд.

Из рядов отечественной рати В.А. Жуковский, автор «Сельского кладбища», «Людмилы» и «Громобоя», сочиняет послание Кутузову – «вождю победителей». А в честь героев русского войска рождается ода «Певца восстания русских воинов», где властью гражданина производится смотр вождям русской рати. Оба произведения тотчас же стали известны всей России. Они были опубликованы в «Вестнике Европы», перепечатаны в «Сыне Отечества», а несколько позднее, в январе-мае 1813 года «Певец» дважды вышел отдельными изданиями. Стихи поэта распевали, как патриотические песни. Усилиями поэтов, литераторов, начало XIX века ознаменовалось настоящим единением нации. В память об отечественной войне была выбита медаль, на которой значились следующие слова: «Мы все в одну сольемся душу». А вскоре, (7 декабря 1815 года) в предисловии к своей «Истории государства Российского» М.М. Карамзин написал: «Мы все одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему благоденствия, еще более, нежели славы». Здесь обращает на себя внимание местоимение «мы», как доверительное обращение литераторов к своему народу. Это ли не свидетельство влияния литературы на единение нации.

Великие художники слова А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов запечатлели незабываемые картины военного бытия. Гений Л.Н. Толстого, окрепший на бастионах Севастополя, создал «Войну и мир». Патриотические корреспонденции В.В. Верещагина будили чувство гордости за принадлежность к великому Отечеству. В принятой в государстве триаде «Православие. Самодержавие. Народность», а в русской армии «За Веру, Царя и Отечество» немалая заслуга русской литературы.

Военно-патриотическая тема русской литературы была успешно продолжена в 20-е-30-е годы XX столетия. Из многоцветной литературной палитры к 30-м годам ХХ столетия сложилась группа писателей, которая с позиции победившего класса освещала события Гражданской войны. Естественно, это были оптимистические произведения, а их создатели – талантливые молодые писатели, унаследовавшие русскую литературную школу критического реализма и традиционного романтизма.

Особой популярностью пользовались произведения В.С. Иванова «Партизанские повести» (1921 г.) и «Бронепоезд 14-69» (1929 г.), которому к этому времени исполнилось 27 лет. Д. Фурманову было 34 года, когда увидели свет повести «Чапаев», «Мятеж», «Красный десант». Повесть «Разгром» была закончена А.Фадеевым в 26 лет. К. Тринев создал знаменитую «Любовь Яровую», а Б. Лавренев – «Разлом» и т.д.

Эта традиция писать об армии и для армии в 30-е годы составила базу творческого союза литераторов, пишущих на оборонную тему. В 1930 году создается литературное объединений Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) – уникальное явление в мировой литературе. Сформировавшийся под его крылом отряд художников слова стали называть оборонными писателями. Неоценимый вклад в оборонную тему внесли: Вс. Вишневский, венгерский писатель Мате Залка-Бела Франкль, он же генерал Лукач, погибший в 1937-м сражаясь в рядах республиканской армии в Испании, создатель проникновенной песни «Бьется в тесной печурке огонь» А. Сурков, лирический поэт С. Щипачев, комсомольский поэт И. Безыменский и др.

ЛОКАФ издавал издания, посвященный литературе военной темы: в Москве – ЛОКАФ, который с 1933 года выходил под названием «Знамя», в Ленинграде – «Залп», на Украине - «Червонный боец». Писатели ЛОКАФА опубликовали целый ряд сборников. Во многом благодаря такой литературе, произведениям, созданным в 20-е – 30-е годы, в стране было воспитано молодое поколение, отличавшееся крайним идеализмом, набором многих положительных качеств, вплоть до готовности к самопожертвованию, что и реализовалось в годы Великой Отечественной войны.

Литература о Великой Отечественной войне – это литература о человеке на войне, литература, раскрывающая тему солдатской души, тему России, тему верности, тему национального сознания, тему национального братства насчитывает тысячи произведений. Собранные вместе, они дают обобщающую картину народной войны за все 1418 дней и ночей.

Особое место в этом наследстве занимают произведения писателей, которые не только разделили участь воинов, отбивавших напор врага, но и взявших на себя задачу величайшей ответственности – продолжить в грозную годину свою работу воспитателей мыслей и чувств народа.

Повести В.С. Гроссмана «Народ бессмертен» и «Сталинград», драма Л.М. Леонова «Нашествие», пьеса К.М. Симонова «Русские люди» и его же повесть «Дни и ночи», пьеса А.Е. Корнейчука «Фронт» и неоконченный роман М. Шолохова «Они сражались за Родину», публицистика И. Эренбурга, Л. Леонова. В. Вишневского, Я. Голана и др. составили нравственную основу нашей победы в 1942-1943 гг.

Конечно, сегодняшние литературоведы найдут погрешности и в выборе идеи, и сюжета и других компонентов литературного творчества. Об этом говорилось еще в годы войны. В феврале 1943 года на 9 пленуме ССП СССР Н. Тихонов, оценивая произведения В.С. Гроссмана «Народ бессмертен», говорил, что это большая литературная удача. В его романе есть недостатки, «но мы не хотим их разбирать сейчас, пусть это делают критики…» И, давая оценку «Непокоренным» Б. Горбатова, которые произвели на читателя на фронте и в тылу огромное впечатление, Пленум писателей отошел от строгих традиционных литературных суждений. Говоря об этом, Н. Тихонов подчеркнул, что «после книги Горбатова будут написаны произведения более сильные. Но Горбатов вложил в свою повесть большую публицистическую страсть. Она достигла своей цели. Его задача была выполнена. Народ принял его книгу».1

Оценивая литературу военного времени, В. Вишевский в своих дневниках писал: «Наша задача сохранить для истории наши наблюдения, нашу сегодняшнюю точку зрения – участников. Ведь через год, десять лет – с дистанции времен все будет виднее. Возможно, будет иная точка зрения, оценка. Оставим же внукам и правнукам свой рассказ».2

Писательская общественность и после победы над фашизмом продолжала чувствовать ответственность за судьбу Родины народа, победившего в войне. Правление ССП СССР, обсуждая судьбы послевоенной литературы, отмечало, что «из огня войны вышел герой, утвержденный жизнью и требующий своего утверждения в слове, в памяти поколений…Он хочет найти увековечение своих подвигов в высшей форме искусства, честного и сильного, ведущего и вдохновляющего».1 Анализ литературного творчества писателей послевоенного времени показал, что большинство их литературных произведений о войне не было задумано в годы войны, хотя и Ананьев и Ю. Бондарев и другие, не писавшие в годы войны, в свои послевоенные произведения вложили личные впечатления. Ю. Бондареву под Сталинградом было 18 лет. И менее всего на свете думал он о художественном произведении. Но, несомненно, его боевое крещение в декабрьские дни 42-го года на Сталинградском фронте, его первый бой, как «знак судьбы» не мог не лечь на страницы будущей повести «Горячий снег». В этой битве, длившейся сутки, рядом с сержантом Ю. Бондаревым жил и действовал независимо от него писатель Юрий Бондарев.2

Обращаясь к теме современной Армии, думаю, что выскажу мысль, которую поддержит каждый из нас - Армия состоит из людей, которым не чуждо ничто человеческое, и народ ждет яркого показа личности современника, солдата и генерала, показа человеческих характеров, отношений, страстей, радости и страданий. И не только в мирных условиях, но и участии в войнах, в боевых действиях. И этим героем, вышедшим из боя в афганской ли войне, или чеченской антитеррористической операции, также, как и их отцам и дедам хотелось бы быть утвержденными героями не только в жизни, им, как и победителям фашистской Германии, хотелось бы найти увековечение своих подвигов в высшей форме искусства, такого же честного, такого же смелого, такого же ведущего и вдохновляющего, каким оно было в 40-50-е годы ХХ столетия.

К сожалению, по прежнему современная армия в литературе представлена далеко не в меру ее значения в жизни нашего народа, той роли, которую она выполняет сегодня. Нельзя сказать, что литературы на военные темы печатается мало.

Некоторое представление о структуре книжных поступлений в Отдел военной литературы Российской государственной библиотеки дает его анализ за пять последних лет на основе поступления обязательного экземпляра:*



Тематика изданий / Год

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

Всего поступили в ОВЛ в т.ч.:

1892

2407

1336

1930

2530

10095

Художественная литература в т.ч.:

160

8,4%

164

6,8%

60

4,5%

95

5%

218

8,6%

697(7%)


А)Освещение событий Афганской войны

4

11

5

9

6

35(5%)

Б)Чеченская контртеррористическая операция

2

6

4

2




14(2%)

В)Современная Армия

4

8

6

4

9

31(4,4%)





















Данные, приведенные в таблице, позволяют выявить определенную тенденцию в характере художественной литературы военной тематики. Основную часть художественной литературы за эти годы составляет литература исторического плана. Заметными событиями в ней являются серии: «Русские полководцы» (О.Н. Михайлов «Кутузов», «Александр Невский»; Л.И. Раковский «Суворов: Генералиссимус Суворов»; Б.Е. Тумасов «Гурко: Под стягом Российской империи»); «Белое движение»; «Золотая библиотека»; «Мировой военный роман». Появление большого количества историко-литературных произведений свидетельствует о том, что писатель, когда пишет о настоящем, в нем продолжает жить чувство истории. Этим объяснялось большое количество исторических романов, поэм и пьес, появлявшихся в годы войны. Тут и «Хождение по мукам» А. Толстого, и «Багратион» С. Голубова, и «Пугачев» В. Шишкова и «Брусиловский прорыв» С. Сергеева-Ценского и других писателей национальных республик.

В свое время Воениздат объявил литературный конкурс на лучшее произведение о современной российской армии серии «Армия сегодня». После выхода нескольких книг А. Тамонникова «Сводная рота», А. Проханова «Чеченский блюз» и некоторых других, она не получила дальнейшего развития. О невоюющей армии, особенно в современных условиях, создавать произведения оказалось очень трудно. Есть здесь и определенные издержки коммерциализации. Эта литература, конечно, не дает серьезного дохода, а желание получить немедленную прибыль толкает издательство на выпуск более легкой беллетристики.

Среди художественной литературы о Великой Отечественной войне особенно богат репертуар книг авторов-участников Великой Отечественной войны. Среди них – К.М. Симонов, В.С. Гроссман, В.П. Некрасов, А.Т. Твардовский, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. К сожалению, нет военной прозы А.Леонова, А. Платонова. Эти писатели представлены лучшими своими произведениями, и, к примеру, в 2005 году они составили более 25% от всей художественной литературы, поступившей в Отдел военной литературы.

В послевоенной прозе всем хорошо знакомы имена: Г.Я. Бакланов, Б.В. Васильев, Ю.В. Бондарев, А.А. Ананьев, А.Б. Чаковский. В приключенческом блоке повести В.М. Кожевникова, Ю.С. Семенова, А.О. Авдеенко и многих других.

В 2005 году в Отдел поступил практически весь репертуар симоновской прозы («Живые и мертвые», «Разные лица войны», «Сто суток войны», «Сто дней войны», «Двадцать дней без войны», «Солдатами не рождаются» и другие).

Хотелось бы, чтобы события, связанные с боевыми действиями в годы Афганской войны и контртеррористической операции в Чечне занимали бы более видное место в репертуаре военно-художественной литературы. Хотя нельзя пройти мимо таких произведений, как А.А. Проханова «Чеченский блюз» или Иванова Н.Ф. очевидца первой чеченской войны «Чеченский бумеранг», Миронова В.Н. «Я был на этой войне: Чечня. Год 1995.». Среди литературы об Афганской войне – С.А. Алексиевич «Цинковые мальчики», Рыбаков И.Т. «Локальная война (Размышления и воспоминания. Рассказы и стихи)». Среди литературы, освещающей жизнь, быт современной армии можно назвать роман Пахомова Ю. «После шторма». Это, пожалуй, единственное крупное произведение, раскрывающее судьбу командира моряка-североморца, командира соединения кораблей 60-90-х гг. прошлого столетия. А также книгу В.В. Карпова «Офицеры седеют рано» о буднях армейской жизни, работе офицеров по воспитанию подчиненных. К сожалению, таких книг, как Ю. Полякова «Сто дней до приказа», которая заставила говорить о себе не только армейскую общественность, но и с интересом была воспринята читателями всей страны, такой литературы сегодня нет.

Если поразмышлять о причинах слабости отражения жизни армии в современной литературе, то ничем иным, как «скромностью писателя» сказать остро, открыто, суметь художественными средствами показать проблемы армейских будней, увидеть коллизию развития событий в армейских буднях, но есть причины и объективные. Прежде всего, это слабость и невнимание литературной критики к военной теме, причина которой также лежит в слабом знании армейской жизни. К этому следует добавить и недостаточное внимание со стороны Министерства обороны, руководства других силовых структур к художественной литературе военной проблематики. Многие и сегодня помнят, что до 1990-го года лауреатами премии Министерства обороны были такие мастера, как М.Алексеев, В. Кожевников, И. Стаднюк, М. Стельмах, И. Шамякин, А. Горбачев, В. Карпов, М. Колесников, В. Семенихин, Н. Доризо и др. Отрадно отметить те значительные усилия, которые уделяет Военно-художественная студия писателей. За короткое время своего существования она проделала большую и важную работу. Увидели свет произведения Ю. Виноградова, Е. Антошкина, В. Верстакова, Ю. Бурылина и еще около 30 литераторов. Работает Комитет по присуждению Государственной премии им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (утвержденный Указом Президента РФ от 28 октября 1996 года). Военно-художественная студия писателей в целях активизации творческого труда литераторов в военно-патриотическом воспитании учредила всероссийскую литературную премию имени А.В. Суворова за лучшее литературное произведение эпического, исторического и военно-патриотического содержания. Вручение премии, как правило, осуществляют в канун Дня Защитника Отечества.

Думается, что здесь было бы целесообразно вернуться к более твердому руководству военно-писательской организацией со стороны Российской писательской организации.

Работа, по выполнению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2006-2010 гг.», а также Федерального закона «О днях воинской славы (Победных Днях России)» существенно подняли интерес к художественной литературе на военные темы.

В 2003-2004 гг. сотрудниками Отдела военной литературы было предпринято изучение читательского спроса на тему «Что из военной литературы читает современный 18-20 летний молодой человек в военной форме, посвятивший свою жизнь профессии офицера?». Исследование проводилось в 3-х ВВУЗах города Рязани: РВИ ВДВ им. га В.Ф. Маргелова; ВАИ им. га В.П. Дубинина, ФВУС им. С.М. Буденного. Всего опрашивалось 360 курсантов первого и пятого курсов.

Таблица дает наглядное представление об этом.



п/р

Писатель

%

1

Лев Толстой *** (278)

77

2

Шолохов М. * (267)

74

3

Твардовский А. * (230)

64

4

Толстой А. * (216)

60

5

Виктор Гюго *** (189)

52

6

Некрасов В. * (174)

48

7

Эрнест Хемингуэй *** (169)

47

8

Симонов К. * (157)

44

9

Кожевников В. ** (85)

24

10

Горбачев А. ** (83)

23

11

Ананьев А. ** (80)

22

12

Эрих Мария Ремарк *** (78)

22

13

Леонов Л. * (72)

20

14

Ирвин Шоу *** (66)

18

15

Алексеев М. * (61)

17

16

Карпов В. ** (59)

16

17

Стаднюк И. ** (57)

Колесников М. ** (57)



16

16

18

Стельмах М. ** (45)

13

19

Джеймс Олдридж *** (43)

12

20

Доризо М. ** (40)

11

21

Корнейчук А. * (39)

11

22

Гроссман В. * (37)

10

23

Леон Фейхтвангер *** (28)

8

* - писатели-участники Великой Отечественной войны

** - писатели-лауреаты премии Министерства обороны

*** - писатели из серии «Мирового военного романа»

( ) – кол-во респондентов (чел.)

п/р – позиция в рейтинге.,
Если судить по результатам социологического исследования, в кругу читательских интересов о войне, находится, по крайней мере, литература 20-25 известных писателей. Лучше знают произведения Л. Толстого. Это было отмечено 278 человек (77%). Военная проза М. Шолохова заняла второе место 267 человек (74%), и первое среди писателей – участников Великой Отечественной войны. Из военных произведений литераторов, писавших в годы Великой Отечественной войны, А. Твардовский занял третье место (230 чел. (64%)) и он же занял второе место в рейтинге писателей – участников Великой Отечественной войны. Виктор Некрасов со своей военной прозой занял шестое место – 177 чел. (48%) и третье как писатель Великой Отечественной войны.

Проза и стихи К. Симонова оказалась интересна 157 чел. (44%). Он занял четвертое место среди писателей Великой Отечественной войны и восьмое в общем рейтинге и т.д.

В целом, итоги этого социологического исследования показали, что вектор интересов курсантов военных училищ г. Рязани разнообразен, а военная и историческая литература в нем занимает ведущее место. (См. Таблицу ).

Таблица №2. Читательский интерес курсантов (исследование проводилось в декабре 2003 года).





п/р

Жанр

%

1.

Военная литература (256)

71

2.

Историческая литература (248)

69

3.

Фантастика (230)

64

4.

Детективы (160)

44

5.

Классика (149)

41

6.

Юмор, сатира (144)

40

7.

Другое (72)

20

8.

Экономика и бизнес (45)

13

9.

Публицистика (2)-

-

( ) – кол-во респондентов (чел.)

п/р – позиция в рейтинге.

В то же время на наш вопрос курсантам о знании ими произведений писателей о чеченских войнах 90-х годов показал следующие результаты.





Автор

Произведение

Респонденты

знакомы

не читали

1.

Трошев Г.

«Моя война»

22%

78%

2.

Трошев Г.

"Чеченский рецидив. Записки командующего».

21%

79%

3.




"Шаг в бессмертие: Подвигу 6-й роты гв. 104 пдп"

31%

69%

4.

Полушин В.А.

"Терновый венец миротворца" (Правда о генерале Лебеде и чеченской войне)"

22%

78%

Кстати, в книжных магазинах города Рязани данной литературы на тот период не было.1

Интересные данные мы получили по вопросам: «Предпочтения в выборе литературы для домашней библиотеки», «Чтению в свободное время», а также «Предпочтения в выборе между книгой и музыкальным диском». Приведенные диаграммы дают наглядное представление об интересах курсантов.





Существенным ресурсом работы по приобщению курсантов к чтению служат различные литературные объединения. С одним из них мы познакомились. Это литературное объединение «Эфир» при библиотеке филиала Академии связи г. Рязани.

Сегодня это известное военное объединение в гарнизоне.

Правда, название другое – «Любители поэзии». Среди них – курсанты, офицеры (начальник кафедры радиосвязи полковник Тюшвин Николай Васильевич, преподаватель, капитан 2-го ранга Трушин Александр Сергеевич и др.) и служащие. РИО института выпустил не один поэтический сборник. Темы подсказывает жизнь – от сборника лирики «Первая любовь», до военных стихов - «Наши души обожгла война»(о событиях в Чечне).

Бывший курсант, а ныне офицер М. Мансуров, участник Чеченской войны вспоминает:

… И шли колонны по Чечне

И снайперы по ним стреляли

Мальчишки гибли на войне,

Которую не объявляли…
А курсант О. Бондаренко написал стихотворение «Первая любовь».

« Я помню школу, старший класс

Не знаю, что мы там учили,

Зато я помню, как сейчас,


Как мы друг друга полюбили


А как забыть я мог тогда…»
В феврале 2003 г. в читальном зале библиотеки филиала с большим успехом прошел творческий вечер Зои Тимофеевны Мусиной «Дружеский разговор». Эпиграф к вечеру Зоя Тимофеевна выбрала сама:
Есть у поэзии свои истоки

А про себя одно сказать могу:

Мне до сих пор любовь диктует строки,

Я у нее в пожизненном долгу.


Один из сборников З. Мухиной «С любовью…» поступил в Отдел военной литературы РГБ.

Заведующая библиотекой Анна Ивановна Соколова с гордостью показала нам рукописный поэтический сборник курсантов 10 роты.

Сегодня в библиотеке проходит цикл литературно-музыкальных вечеров, посвященных памятным датам военной истории Отечества.

В результате этой работы приобщение слушателей и курсантов к литературному творчеству показали результаты опроса: 22% респондентов указали, что приобщение к искусству не влияет на их мировоззрение, а 78% напротив, подчеркнули роль искусства в поиске своего места, в осознании смысла жизни и т.д.

Хочется верить, если Министерство обороны Российской Федерации, Писательская организация страны, и, в первую очередь, московская, впредь будет уделять больше внимания развитию в литературе героико-патриотической темы, всемерно поддерживать поэтов, прозаиков, драматургов, работающих в военной теме – эти целенаправленные усилия принесут плодотворные результаты. И наряду с традиционными юбилейными конференциями по леоноведению и платоноведению классиков отечественной литературы, будут проводиться конференции по военным произведениям и Леонова, и Платонова.

Хочется надеяться, что в самое ближайшее время к воинам армии придут новые интересные книги об их жизни и нелегком ратном труде.


Геннадий Шевченко

(кандидат исторических наук,

Заслуженный работник культуры РФ)

25.12.2006.



1 Литература и искусство. – 1943. – №7.

2 В.С. Вишневский. Статьи. Дневники. Письма о литературе и искусстве. – М., 1961. – С.411.


1 Тихонов Н. Советская литература в 1944-1945 гг. // Литературная газета. – 1945. – №21.

2 См. Коробков В.И. Юрий Бондарев: страницы жизни. Страницы творчества. – М., 1984. – С.32.

* В соответствии с «Единым профилем комплектования специализированного фонда Отдела военной литературы» в данной таблице не учитывается приключенческая литература и книги на иностранных европейских языках (литература СНГ и дальнего зарубежья).

1 Подчеркивая важность информационного и справочного обслуживания читателей, военные библиотеки испытывают ряд серьезных трудностей: - с 1993 года общегосударственная система комплектования библиотек через библиотечные коллекторы, в т.ч. через Воениздат была упразднена.

- существующее финансирование не позволяет осуществлять закупку и пополнение библиотечных фондов необходимым репертуаром военной литературы и т.д.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница