Литература: Миропольська Н.Є. Художня культура. 11 клас. Х.: Ранок, 2011. с. 150-161




Скачать 107.99 Kb.
Дата07.07.2016
Размер107.99 Kb.
Раздел VIII. Зарубежная художественная культура. Киноискусство
Тема 32. Киноискусство Франции и США

План

  1. Франция - родина искусства кино (выдающиеся режиссеры, актеры).

  2. Кино США.

  3. Основные жанры американского кино (приключенческий жанр, мюзикл, комедия, боевик, фантастика, фильмы «ужасов», фильмы «катастроф» и др.).

Литература: Миропольська Н.Є. Художня культура. 11 клас. - Х.: Ранок, 2011. – с. 150-161.

Задание: 1. Составить краткий конспект к теме, ответить на вопросы параграфа

2. Выполнить творческое задание:

- изобразите любимых персонажей мультфильмов У. Диснея
В ХХ в. мировая художественная культура пополнилась новым видом искусства - появился кинематограф. Рождение этого искусства было непосредственно связано с развитием науки и техники. Прошло время, прежде чем техническое изобретение братьев Люмьер стало искусством, у которого появилась своя речь, свои выразительные возможности, свои выдающиеся произведения и создатели.

Франция - родина искусства кино (выдающиеся режиссеры, актеры)

Большой заслугой братьев Люмьер было не только их техническое изобретение, но и то, что они обеспечили свой кинематограф первоклассным репертуаром, который имел большой успех у публики. Ленты изображали саму жизнь, были понятными для зрителя. Первые фильмы - это маленькие жанровые картинки, в которых была снято семейство Люмьер («Кормление ребенка», «Катание на лодке» и др.). Люмьер изображали в своих фильмах разнообразие жизни. Благодаря этому их фильмы стали предвестниками фильмов разных жанров: комедий, хроник, зрелищных фильмов, фильмов о путешествиях.

Однако постепенно интерес к кино начинает угасать. Жоржу Мельесу удалось превратить это изобретение в новый вид зрелищного искусства. Из-за неисправности киноаппарата при съемке Мельес открыл возможность выполнять трюки с заменой и преобразованиями. Он создал 60 фильмов, которые знаменуют поворот в истории кино. Появляются не только мизансцены, но и ряд новых жанров: феерии («Жанна Д'Арк», «Синяя борода», «Путешествие на луну», «Гулливер» и «Робинзон Крузо»), комедии («Мнимый больной» «Американский хирург», «Сон пьяницы»), сценки с трюками, воспроизведение настоящих событий («Резня на Крите», «Битва на улицах Индии»). Время Мельеса безвозвратно ушло вместе с созданным им стилем.

Несмотря на слабость материальной базы французского кинематографа, 20-е годы ХХ века отмечаются бурной творческой активностью молодых режиссеров. Кинематографисты Луи Деллюк («Молчание»), Жермен Дюлак («Испанский праздник»), Абель Ганс («Колесо») - основатели течения, которое стали называть «Первым авангардом», или «киноимпрессионизмом». Представители этого течения использовали натурные съемки, опирались на лирическое восприятие и отражение природы. Эта линия продолжена в творчестве Ж. Ренуара («Дочь воды», «Девочка со спичками »), М. Карне и др..

В произведениях «Второго авангарда» технические приемы превратились в самоцель, что очень мешало реалистическому отражению жизни. Такие направления в искусстве, как абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, оказывали существенное влияние на кино, что нашло отражение в созданных в то время фильмах: «Механический балет» (реж. Ф. Леже), «Андалузский пес» (реж. Луис Бунюэль) и др.. Одним из лучших фильмов французского немого кино стал фильм «Страсти Жанны Д'Арк», снятый датским режиссером Карлом Дрейером. В фильме очень выразительное изобразительное решение, каждый кадр выглядит как завершенное живописное произведение.

В конце 30-х годов на фоне легкомысленных картин появляется ряд фильмов, в которых чувствуется настроение тревоги, депрессии. Фильмы изображают социальную ситуацию в стране, где правящая верхушка готова была идти на договоренность с фашистами. Кинематографисты стремились отражать объективные картины повседневной жизни, поэтически переделывая их. Это течение во французском кино получило название «поэтического реализма», первыми картинами которого принято считать фильмы Рене Клера и Жана Виго. Р. Клер создал свой первый звуковой фильм «Под крышами Парижа», возродил былую славу французского кино. Наиболее законченное выражение «поэтический реализм» получил в фильмах Марселя Карне («Набережная туманов», «День начинается»). В звуковом кино с новой силой проявился талант Ж. Ренуара. Изысканность киноискусства, жизненная правдоподобность, элементы гротеска - все это составляло особенность стиля режиссера. Ренуар обращается к экранизации классической литературы и снимает фильмы «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, «На дне» по М. Горькому

В 50-е годы Франция оставалась одной из ведущих кинематографических государств. Французское киноискусство было тематически и жанрово очень разнообразным, творчество ведущих режиссеров было разноплановым, имело яркий индивидуальный характер. В их творчестве звучала тревога за человека, который живет в сложном мире («Красота дьявола» реж. Р. Клер, «Орфей» Ж. Кокто). Ж. Ренуар ставил фильмы, далекие от современности, в которых чувствовалась ностальгия по прошлому («Французский канкан», «Завтрак на траве»). Режиссер Роберт Брессон снимал свои фильмы в жанре притч, проникнутых философскими и религиозно-этическими мотивами («Дневник сельского священника»). В эти годы успешно развивается комедия («Праздничный день», «Мой дядя» реж. Жак Тати). Во французском кино 50-х было много известных и талантливых актеров, среди которых Жерар Филип, Бурвиль (Андре Рембур), Фернандель (Фернан-Жозеф Дезире Контанден) и др.. Особой известностью пользовалась Бриджит Бардо.

Вторая половина 1950-х характеризуется признаками застоя. Предприниматели делали ставки на дорогие фильмы, отвлекая зрителя от реальной жизни. Однако некоторые режиссеры отказывались от ориентации на дорогие фильмы и использовали импровизационный метод съемки, которые проводили на натуре и в естественных декорациях. В основе их творчества лежал интерес к проблемам молодежи и скептическое отношение к буржуазным ценностям общества. Это направление получило название «новая волна». С «новой волной» связывают творчество композиторов М. Леграна, Ж.-М. Жарра, актеров Жана Поля Бельмондо, Катрин Денева и др..

В 60-е годы во французское кино пришло много новых режиссеров. Этот период способствовал экспериментированию. Более свободной и непринужденной сделалась режиссерская манера, ей стали присущи лиризм, повествовательность, стремление обозначить через элементы документальности свое отношение к действительности. Было преодолено много предыдущих профессиональных канонов, стерты границы между жанрами. В это время появляется много новых актеров: Ален Делон, Анни Жирардо, Анук Эме и др..

С середины 60-х годов усиливается интерес к политической проблематике, что нашло отражение в цикле политических детективов Ива Буассе, в картинах о рабочем классе Бернара Поля. Бывший кинокритик Франсуа Трюффо обратился к режиссуре, он стал одним из вдохновителей и участников «новой волны». Одним из самых значительных в творчестве режиссера стал фильм «Жюль и Джим», в котором режиссер пытается противопоставить бездушие общества вечные ценности дружбы и любви. С большим интересом Трюффо изображает мир детства в фильмах «Дикий ребенок» и «Карманные деньги». В эти годы дальнейшее развитие получают традиционные жанры французского кино, прежде всего психологическая драма, детектив, комедия.

В 80-е годы продолжают творить известные французские режиссеры: Робер Брессон («Деньги»), Жан-Люк Годар («Спасайся, кто может», «Пристрастие», «Имя Кармен»). Кино Франции представлены и новыми именами. Леос Каракс снял фильм «Плохая кровь», Люк Бессон - «Леон». Заметным явлением в кино стал фильм «Амели», который снял Жан-Пьер Жене. Многие кинозвезды (Фанни Ардан, Катрин Денев, Юппер и др.) были собраны в фильме «8 женщин», который снял Франсуа Озон. В те годы во французском кинематографе работали режиссеры и из других стран Европы - Кшиштоф Кислевский из Польши («Двойная жизнь Вероники»), режиссер из Боснии Эмир Кустурица («Жизнь - это чудо»).

Во французском кинематографе, несмотря на большое количество других режиссеров, все больше делается ставка на выдвижение актеров-звезд по американскому принципу. Ярким примером этому является Жерар Депардье. Он появился на экранах, когда изменилось отношение зрителей к киногероям - «красавчики» вышли из моды, и в героях начали цениться мужская сила и обаяние. Известность актеру принесла роль в фильме «Вальсирующие» Бертрана Блие. Он играет в фильмах различных жанров. Актеру интересны разные человеческие характеры, он мастер перевоплощения, созданные им образы отличаются психологической глубиной и достоверностью.



Киноискусство США

Кинематограф братьев Люмьер с успехом демонстрировался на Бродвее и в крупных городах США. Но американские промышленники не были заинтересованы в таком присутствии иностранцев на рынке развлечений. В первые годы появления кино в США большую популярность получили фильмы, в которых отображались настоящие события. Но увлечение хроникой постепенно проходило, публика пресытилась эффектами отражения реальной жизни - начиналось время повествовательного, художественного фильма. Самой развитой по выпуску фильмов была фирма «Эдисон», а наиболее известный фильм того времени - «Большое ограбление поезда» (режиссер Эдвин Портер). Развитие кинопромышленников шло бок о бок с появлением новых интересных имен творцов фильмов.

Значительный вклад в становление мирового кинематографа совершил Дэвид Уорк Гриффит. Его фильмы «Рождение нации» и «Нетерпимость» имели большое значение в развитии кино как искусства. Перенося действие с натуры в павильон, он первым открыл драматические возможности кинокамеры, развил выразительные средства кино. В кино особое значение приобретает лицо актера. Лицо исполнителя уже открыто зрителю, который видит его до мельчайших движений мимики. Публика запоминает лица актеров, их имена - начинается эпоха кинозвезд.

Центром американской кинематографии в 20-е годы (годы Первой мировой войны) стал Голливуд, расположенный в одном из районов Лос-Анджелеса. Сюда съезжались мелкие кинопредприниматели, актеры, режиссеры. Стали создаваться новые кинофирмы: «Парамаунт», «Метро», «Коламбия» и др.. Сюжеты фильмов удалялись от реальной жизни, героями становились европейские аристократы, арабские шейхи, богачи - расточители и др.. В приключенческих фильмах действовал герой-супермен, образ которого создал актер Дуглас Фэрбенкс. Образы застенчивых нежных героинь создавала Мэри Пикфорд, светских дам - Глория Свенсон.

С коммерческим кино конкурировал режиссер Эрик фон Штрогейм, который критически изображал в своих фильмах обычаи верхушки буржуазного общества («Глупые жены», «Жадность», «Веселая вдова», «Свадебный марш»). В эти же годы выходят замечательные фильмы Чарли Чаплина. Его блестящая актерская техника сочеталась с ярким актерским талантом. Единственный фильм драматического жанра Чарли Чаплина - «Парижанка». В других своих фильмах этого периода («Малыш», «Пилигрим», «Золотая лихорадка») Чаплин сумел поставить вопрос бытия человека, утверждал принципы добра, высмеивал мещанство и ханжество. В эти годы успешно работали в жанре кинокомедии Гарольд Ллойд, Гарри Лэнгдон, Бастер Китон. Все эти комики создали американскую школу эксцентрической комедии («комической»). К концу 20-х годов фирма «Уорнер Бразерс» начала выпускать звуковое кино. С появлением звука стали выходить музыкальные фильмы. Звуковое кино вернуло зрителей в кинотеатры.

Кризис Голливуда в 50-е годы был вызван политикой «холодной войны» и появлением телевидения. В этих условиях кино начало борьбу за зрителя. В кинотеатрах появляются различные технические новшества: панорамный экран, широкий экран, стереофонический звук, стали выпускаться фильмы-гиганты. В эти годы выходит ряд фильмов, которые осуждают расизм. «Отечество смельчаков» (режиссер Марк Робсон), «Осквернитель праха» (режиссер Кларенс Браун) - фильмы, которые рассказывают о драмах, пережитых чернокожими американцами. Внимание режиссеров привлекала и судьба американских индейцев («Сломанная стрела» режиссера Д. Дэйвса). Фильмы «Убийцы» (режиссер Роберт Сиодмак), «Асфальтовые джунгли» (режиссер Джон Хьюстон) - новые вариации криминального жанра, так называемые «черные» фильмы. В этих фильмах отражена атмосфера измены, коррупции и цинизма, в которой действовали «антигерои» - преступники и полицейские.

Развивался и популярный в США жанр мюзикла. Большой взнос в развитие этого жанра сделал хореограф и танцовщик Джин Келли («Американец под дождем» режиссера Винсенте Минелли, «Пение под дождем» режиссера Стэнли Донена). «Звездой» комедии и мелодрамы стала в 50-е годы актриса Мэрилин Монро. Пришли и такие актеры, как Грегори Пек, Керк Дуглас, Марлон Брандо, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и др.. Во второй половине 50-х годов в США возникло новое движение «подпольного», или «нового американского кино». «Подпольное кино» отвергало мир бизнеса и милитаризма («Вернись, Африка», режиссер Л. Рогозин). О наркомании и беспризорных были фильмы Шерли Кларк «Связной» и «Холодный мир».

Шестидесятые годы в США были отмечены обострением социальных противоречий. Антивоенная тема находила свое воплощение в фильмах Стэнли Кубрика, Роберта Олтмена. Многие фильмы разных жанров, вышедшие в эти годы, были посвящены теме молодежи: мюзикл «Вестсайдская история» Р. Уайза, гангстерский фильм «Бонни и Клайд» Артура Пенна, вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» Джорджа Роя Хилла, «Полночный ковбой» Джона Шлезингера и др.. Проблема насилия раскрывалась в фильмах «Погоня» А. Пенна, «Таксист» М. Скорсезе, «Заводной апельсин» С. Кубрика).

В 70-е годы широкое распространение получили фильмы, в которых говорилось о преступности и бандитизме («Крестный отец» режиссера Ф. Копполи), жестокостях войны и ее нелепости («Апокалипсис сегодня» режисера Ф. Копполы). Появились фильмы, созданные в стиле «ретро» («Афера» Дж. Р. Хилла, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» М. Скорезе). Значительное место занимают постановочные мюзиклы: «Моя прекрасная леди», «Звуки музыки», «Смешная девчонка», «Хелло, Долли», «Кабаре». Популярными стали фильмы-катастрофы («Аэропорт 1975» Дж. Смайта, «Землетрясение» М. Робсона, «Челюсти» С. Спилберга). В конце 60-х годов появились фильмы в жанре фантастики, среди которых выделялся фильм С. Кубрика «2001: Космическая одиссея». Эта тема продолжена в фильмах Дж. Лукаса «Звездные войны» и «Близкие контакты третьего вида» С. Спилберга. В американском кино в эти годы появился ряд талантливых актеров: Джейн Фонда, Барабара Стрейзанд, Лайза Минелли, Джек Николсон, Дастин Хофман, Аль Пачино, Роберт де Ниро.

В начале 80-х годов продукция Голливуда была ориентирована главным образом на молодежь. Выходили боевики в духе комиксов. Ярким примером этого был фильм «Супермен» Р. Доннера. Имидж героя боевиков во многом был связан с актерами Сильвестром Сталлоне из фильмов о Рокки и Рэмбо, а также Арнольдом Шварценеггером, сыгравшим в фильмах «Терминатор», «Близнецы», «Правдивая ложь». Захватывающий приключенческий сюжет в фильмах С. Спилберга «Искатели утраченного ковчега», «Индиана Джонс и Храм судьбы», «Индиана Джонс и последний крестовый поход» - почти идеальные «фильмы для любого возраста», любой аудитории.

В это же время выходит фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», «Титаник» Джеймса Кэмерона. В самом начале нового тысячелетия на экраны мира компания «Уорнер бразерс» выпустила серию фильмов, поставленных с большим размахом и сопровождающихся широкой рекламной кампанией. Появление этих фильмов было тесно связано с выходом приключенческой книги для детей о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг. В американском кино в эти годы успешно работают актеры Вуди Аллен, Жан-Клод Ван Дамм, Ричард Гир, Том Круз, Сильвестр Сталлоне, Шарон Стоун, Деми Мур, Джон Траволта, Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер и др..

Американская мультипликация

Ведущую роль в области рисованного кино занимал Уолт Дисней. Создав собственную небольшую компанию «Лаф-о-грамз», он снял рисованные фильмы-сказки «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и др.. Работая в Голливуде, Уолт снял фильмы, основанные на сочетании актера и рисованной мультипликации: «Алиса в Стране Чудес» и «Освальд - счастливый кролик». В немом рисованном фильме «Безумный аэроплан» появился новый персонаж - мышонок Микки Маус, который затем начал появляться уже в звуковых фильмах режиссера. Вместе с ним известными персонажами стали утенок Дональд Дак, пес Плуто и др.. Уолт Дисней решил сделать не просто озвучивание, а с применением звуковых эффектов, что было своеобразной новаторской идеей.



В основу художественного метода У. Диснея был положен принцип наделения животных чертами и манерой поведения человека, «среднего американца». Большим успехом пользовались фильмы Диснея «Три поросенка», полнометражные мультипликационные фильмы «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Дамбо» и «Бэмби». Уолт Дисней считается выдающимся мастером анимационного искусства, великим сказочником, подарившим миру множество замечательных мультипликационных и художественных фильмов, которые учат людей доброте, воспитывают любовь ко всему живому и просто заставляют смеяться до слез с выходок его персонажей. В 1953 году Дисней решил построить Диснейленд - своеобразной парк для детей, где будут присутствовать куклы-персонажи в виде Микки Мауса, его жены Минни и др.. В 1954 году началось строительство парка развлечений. Открытие Диснейленда состоялось в конце 1958 года. На вопрос «Зачем же Вы создали этот парк?» Дисней отвечал: «Я хочу доказать, что младенчество - это прекрасные годы в нашей жизни».

За последние годы в США большое развитие получает мультипликационное кино с использованием компьютерных технологий. Создаются полнометражные фильмы, как рисованные («Король-лев»), так и в технике объемной мультипликации («Шрек», «Шрек-2» и др.). Эти фильмы, ориентированны на семейный просмотр, их с интересом смотрят как дети, так и взрослые.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница