Лев Арцимович Над чем бы не работал ученый, в результате всегда получается оружие



страница1/6
Дата16.07.2016
Размер1.07 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6






Наука – лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет.

Лев Арцимович

Над чем бы не работал ученый, в результате всегда получается оружие.

NN

Фундаментальные исследования – примерно то же самое, что пускать стрелу в воздух и там где она упала, рисовать мишень.

Хоумер Адкинз

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАТИКИ»
Ст. преподаватель института Инженерного предпринимательства

Национального исследовательского Томского политехнического университета

Зайковский Виктор Эдуардович

© Зайковский В.Э., 2010

Оглавление


1

Введение

4

2

Основные понятия теории инноватики

4

3

Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

6

4

Эволюция развития организационных систем и система знаний

11

5

Длинные волны Н.Д. Кондратьева

11

6

Деловые циклы Й. Шумпетера

14

7

Инфраструктура

15

8

Классы важнейших технологий XXI в.

17

9

Инновационный процесс

21

10

Инновационный процесс и инновационная деятельность.

Особенности организации инновационных процессов.



23

11

Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений

23

12

Коммерциализация результатов научных исследований

24

13

Реинжиниринг и инновационные бизнес-процессы

24

14

Соотношение инжиниринга и реинжиниринга

25

15

Объекты реинжиринга

25

16

Условия успешного реинжиниринга

26

17

Проектное управление инновациями. Определение понятия «проект»

27

18

Виды проектов

28

19

Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления

29

20

Соотношение проектного и программно-целевого управления

Программно-целевое управление.



29

21

Общие положения оценки проектов

30

22

Методы оценки проекта

30

23

Управление риском

31

24

Этапы разработки нового продукта

32

25

Бизнес-план

33

26

Менеджмент изменений

35

37

Мотивация персонала

36

28

База знаний и интеллектуальная собственность

37

29

Интеллектуальная собственность и ее правовая защита

39

30

Особенности правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных

43

31

Правовая охрана топологий интегральных микросхем

43

32

Промышленная собственность в системе инновационного менеджмента. Изобретения. Полезные модели. Товарные знаки и знаки обслуживания

44

Список литературы



  1. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями. Модульная программа для менеджеров. — М.: Инфра-М, 2000. – 252 с.

  2. Румянцев А.А.. Менеджмент инноваций. Как научную разработку довести до инновации. – СПб: Бизнес-пресса, 2007. – 200 с.

  3. Под общей ред. Анопченко Т.Ю., Чернышева М.А. Стратегический и инновационный менеджмент в вопросах и ответах – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 350 с.

  4. Бовин, А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. – М.: Омега-Л, 2008. – 415 с.

  5. Давила Т., Эпштейн М., Шелтон Р. Работающая инновация. Как управлять ею, измерять ее и извлекать выгоду. – Днепропетровск: Баланс бизнес букс, 2007. – 320 с.

  6. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами. Практическое руководство. — М.: Дело и сервис, 2003. – 527 с.

  7. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочное пособие. — М.: Высшая школа, 2006. – 664 с.

  8. А. Котова. Про Томск, поликремний и 3D-телевидение. Городская газета, №19, 11.10.2010. – 6 с.

  9. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. Учебное пособие. – М: Эксмо, 2008. – 429 с.

  10. Кузнецов Б.Т., А.Б. Кузнецов. Инновационный менеджмент. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 365 с.

  11. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. – М: Владос, 2007. – 335 с.



  1. Введение

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон и профессор Вильям Нордхаус выделили следующие важные изобретения и фундаментальные технологические изменения, которые значительно повысили производительность труда:

  • паровой двигатель;

  • производство электроэнергии;

  • электрическая лампочка;

  • двигатель внутреннего сгорания;

  • телефон

  • радио;

  • телевидение

  • самолет;

  • электроника

Действительно, данные изобретения существенно преобразили жизнь людей и обеспечили революционные изменения в производственной сфере. Вместе с тем американские исследователи отмечают, что в большинстве случаев технический прогресс происходит незаметно в виде небольших изменений, направленных на повышение качества продукции или услуг, совершенствование производственной и других систем, увеличение объема выпуска.

Если какая-то особенность инновационной деятельности по своей значимости и превосходит все остальные, так это неизменная зависимость плодотворности технологических сдвигов от накопления производственного опыта. Технический прогресс в значительной мере представляет собой процесс постепенного усовершенствования некоторых принципиальных конструкционных схем. Даже фундаментальные нововведения претерпевают весьма существенную модификацию, прежде чем их потенциал удается полностью реализовать.




  1. Основные понятия теории инноватики


Закон Томской области 4 сентября 2008 года N 186-ОЗ
ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на:



  • реализацию результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке;

  • реализацию новых или усовершенствованных услуг;

  • реализацию нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

  • а также связанные с нею дополнительные научные исследования и разработки.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, новой или усовершенствованной услуги, реализуемых на рынке; либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновационная продукция - инновация, реализуемая на рынке и (или) используемая в практической деятельности не более трех лет с момента ее вывода на рынок.

Наукоемкая продукция - продукция (товар, работа, услуга), имеющая в составе затрат результат интеллектуальной деятельности.

Участники инновационной деятельности - совокупность субъектов инновационной деятельности, субъектов, поддерживающих инновационную деятельность, и субъектов, способствующих осуществлению инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности - юридические и физические лица, реализующие инновационные проекты.

Субъекты, поддерживающие инновационную деятельность, - органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, участвующие в координации и регулировании инновационной деятельности, а также физические и юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, в том числе организационную, консалтинговую и информационную.

Объекты инновационной деятельности - инновационная или наукоемкая продукция.

Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая представление услуг по созданию и реализации инновации: офисы коммерциализации разработок; бизнес-инкубаторы; инновационно-технологические центры; центры трансфера технологий; технопарки; центры подготовки кадров для инновационной деятельности; венчурные фонды.

Офис коммерциализации разработок - специализированное структурное подразделение организации, созданное для введения результата интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Бизнес-инкубатор - организация или структурное подразделение организации, созданная для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывода его на рынок через создание новых инновационных производств.

Центр трансфера технологий - организация или структурное подразделение организации, созданная для перемещения результатов научной деятельности, новых технологий от ее разработчика или владельца к новому владельцу или пользователю в процессе выведения ее на рынок с целью получения прибыли. (Закон ТО)
В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив

пять разновидностей инноваций:

■ новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;


  • новый, более эффективный метод производства известной продукции;

  • открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;

  • открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;

  • реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии [15].

Экстенсивное развитие в экономике — это расширение поля производства: увеличение численности работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т. д.

Интенсивное развитие связано с применением более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методам работы и т. д.
Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.

Таким образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности через банковский кредит).

Инновация — это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Не критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации — ее влияние на внешнюю среду.

Инновации имеют две основные особенности:

■ новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);

■ новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.


Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементов объектов. На доминирование технологического уклада в течении продолжительного периода времени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий и стимулирование инвестиционной деятельности фирм и компаний. Нововведения-процессы менее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечивают устойчивость потребительского спроса на товары.


  1. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.

В настоящее время государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны [10, с.43].

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня является повышение конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.



К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:

  • аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

  • координация инновационной деятельности;

  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

  • создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;

  • формирование научно-инновационной инфраструктуры;

  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;

  • региональное регулирование инновационных процессов;

  • регулирование международных аспектов инновационных процессов [6, с.47].

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относится следующее:

  • прямое финансирование;

  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

  • снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

  • отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

  • реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

  • создание сети технополисов, технопарков и т.д.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

  • содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

  • ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

  • сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

  • содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Без государственной поддержки и масштабных бюджетных затрат еще никому не удавалось создать серьезную науку и передовую технику. Эти затраты многократно окупятся в последующем и, в конечном счете, именно они предопределят успех намечаемых в России социально-экономических преобразований.

Государственная поддержка инновационной деятельности частного сектора может осуществляться на взаимовыгодных условиях и в случаях освоения частным сектором научно-технических результатов, имеющих важное значение для государства. Сложнее обстоит дело с инновациями, создаваемыми за счет бюджета. Прежде всего, это технологии, необходимые для удовлетворения публичных интересов и обеспечения национальной безопасности, обороны страны, охраны окружающей среды и др., в освоение которых частный сектор, как правило, не инвестирует. В связи с этим проблема производственного освоения таких инноваций чрезвычайно актуальна для государства. При решении этой задачи государство должно умело использовать присущие ему функции и как политической организации власти, и как хозяйствующего субъекта. То есть государственное регулирование инновационной деятельности должно содержать как прямое (директивное), так и косвенное (с применением экономических рычагов и стимулов) воздействие.

Основной правовой формой государственного регулирования инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Как известно, инновационная деятельность включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие изменения и дополнения. В их числе Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На обсуждении в Государственной думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве и смежных правах».

Что касается второго этапа инновационной деятельности, то ее правовое регулирование осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ [12, с.61].

Рассматривая государственное регулирование инновационной деятельности в России на региональном уровне, можно выделить следующие особенности:


  • выявлено 16 субъектов РФ, формирующих в той или иной степени законодательство в инновационной сфере и соответственно органы государственного управления инновационной деятельностью на территории;

  • основная цель управления в большинстве случаев формулируется как коммерциализация научных знаний и результатов научных исследований;

  • основной механизм управления и стимулирования – это государственный заказ на инновационную продукцию, финансирование из бюджета инновационных проектов, развитие инфраструктуры инновационной деятельности, предоставление налоговых льгот и иных способов непрямого субсидирования [20, с.63].

Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности.

Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности.

Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.

В целом можно сказать, что государство выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.


Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

- Парижские соглашения об охране промышленной собственности в редакции от 14 июля 1967 г.;

- Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.; :

- Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;

- Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций.
Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности России включает:

- Конституцию Российской Федерации;

- Гражданский кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;

- Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.
ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 7. Формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности
1. Формами государственной поддержки субъектов инновационной деятельности являются:

1) установление организациям, внесенным в Реестр инновационно активных организаций Томской области, пониженной налоговой ставки налога на прибыль организации в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии с законодательством Томской области;

2) предоставление организациям, внесенным в Реестр инновационно активных организаций Томской области, льгот по уплате налога на имущество организаций в соответствии с законодательством Томской области;

3) получение инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области;

4) предоставление государственных гарантий Томской области для обеспечения надлежащего исполнения субъектами инновационной деятельности их обязательств перед кредитными, заемными организациями в соответствии с законодательством Томской области;

5) предоставление субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта в порядке, установленном законодательством Томской области.

2. Организациям - субъектам инновационной деятельности, реализующим инновационные проекты на территории Томской области и соответствующим требованиям, предъявляемым к субъектам инвестиционной деятельности, предоставляются:

1) дополнительные налоговые льготы в порядке, установленном Законом Томской области от 18 марта 2003 года N 30-ОЗ "О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области";

2) государственные гарантии для обеспечения надлежащего исполнения обязательств перед кредитными, заемными организациями и субсидии в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта в порядке, установленном Законом Томской области от 18 марта 2003 года N 29-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области".



  1. Эволюция развития организационных систем и система знаний

Как отмечают исследователи, развитие организационных систем проходит через несколько стадий, или эр, посредством перехода системы знаний из одного состояния в другое. В связи с эти выделяют:



  • сельскохозяйственную эру;

  • индустриальную эру;

  • постиндустриальную и информационную эру;

  • эру познания, или науки.

Новые знания в виде изобретений, связанные с информационными технологиями, обусловили переход в информационную эру. Доступ к информации стал основным источником экономического роста и участия в процессе принятия решений. Власть перешла от бюрократии «синих воротничков» к бюрократии «белых воротничков», которая осуществляла контроль над информацией.

Развитие телекоммуникаций сделало возможным не только доступ к физически удаленной информации, но и позволило осуществлять обмен идеями (знаниями) между людьми, находящимися в разных местах. Этот обмен идеями, который начался в информационную эру и был ускорен развитием телекоммуникационной индустрии, отмечает начало эры науки. Именно благодаря этому новые идеи стали источником развития знания посредством новых исследований и разработки.




  1. Длинные волны Н.Д. Кондратьева

Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7—11 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем — кризис — депрессия». В трудах Родбертуса, Маркса, Жюгляра, а впоследствии Ту-ган-Барановского, Гильфердинга, Митчела и других известных экономистов отмечалось, что указанные колебания периодичны и органически присущи капиталистическому строю.

Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования 40-60 лет (Вопросы конъюнктуры. 1925. Т. 1. Вып. 1. С. 28—79). До этого вышла книга Н.Д. Кондратьева «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны», где впервые упоминались большие циклы.

Исследовались статистические данные за период с конца XVIII в., т.е. с начала промышленной революции. В сферу статистической обработки данных вошли индексы товарных цен, курс ренты, заработная плата сельскохозяйственных и промышленных рабочих, оборот внешней торговли, а также другие важные экономические показатели, включая потребление угля, производство чугуна и стали.

Чтобы выявить большие циклы конъюнктуры, Кондратьев обозначил промышленно-капиталистические циклы как средние циклы протяженностью в 9 лет. Это было необходимо для выравнивания статистических данных, кроме того, гасило влияние малых циклов с более короткими колебаниями в 3—3,5 года, на которые обращал внимание английский экономист Дж. Китчин.
По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений.
Первому большому циклу экономической конъюнктуры, его повышательной волне способствовали изменения в ткацкой, химической и металлургической промышленности. Началу повышательной волны второго большого цикла предшествовали изобретения турбины, жнейки, телеграфа Морзе, парового насоса, швейной машины, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, создание Максвеллом теории магнитного поля, развитие железнодорожного транспорта. Повышательной волне третьего большого цикла конъюнктуры способствовали изобретение электродвигателя, в частности создание трехфазного асинхронного двигателя на переменном токе электротехником М.О. Доливо-Добровольским, а также развитие российским ученым-металлургом Д.К. Черновым теории термической обработки стали.
Вторая эмпирическая правильность (по терминологии Кондратьева) сводится к тому, что периоды повышательных волн больших циклов сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны.

Третья эмпирическая правильность в больших циклах конъюнктуры характеризуется депрессией сельского хозяйства на понижательном участке волны.

Четвертая наблюдаемая правильность сводится к тому, что большие циклы конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором проявляются и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии. Поэтому средние циклы как бы нанизываются на волны больших циклов.

Следовательно, характер фазы большого цикла не может не отразиться на ходе средних циклов. Так, если наблюдать понижательный период большого цикла, то все повышательные тенденции средних циклов будут ослаблены, а понижательные тенденции будут усиливаться общей понижательной волной большого цикла. Краткие и слабые подъемы средних циклов будут сопровождаться длительными и более глубокими депрессиями.

Далее Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огромные запасы капитала, в частности для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.). Отсюда необходимо, чтобы кривая роста капитала была выше кривой текущего инвестирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капитала способствует система кредита и фондовая биржа.

Кривая темпа накопления капитала значительно выше на стадии понижательно-депрессивной волны, так как объем капитальных вложений снижается. Это создает накопительные условия для очередной повышательной стадии большого цикла экономической конъюнктуры.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т. д.[2]

Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие кондратьевские циклы/волны:



  • 1 цикл — с 1803 до 1841-43 гг. (отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики)

  • 2 цикл — с 1844-51 до 1890-96 гг.

  • 3 цикл — с 1891-96 до 1945-47 гг.

  • 4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг.

  • 5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)

  • 6 цикл — с ~2018 до ~ 2060 (прогноз) [3]

Каталог: learn work


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница