Летопись села Покровское




страница1/3
Дата08.06.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»

НЕКЛИНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Летопись села Покровское












Часть 1. История населенного пункта

Географическое расположение, природно-климатические условия
Задолго до появления на карте государства Российского села Покровское берега Миуса были покрыты лесами. В лесах водилось много дичи, в реке – много рыбы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки и находки: полуметровый зуб бизона, клыки других зверей до 20 сантиметров длиной, кости мамонтов, кремневые наконечники для стрел, окаменевшие кости различных рыб, скребки и рубила, а также следы древних поселений людей.18 век

Древний Миус имел такие характеристики: ширина – до 200 м, глубина – от 10 до 20 м. Бифуркация (слив водного потока в противоположные стороны) обеспечивала речную связь из мира средиземноморских цивилизаций через Чёрное и Азовское моря мимо устья Миуса, где удобны стоянки кораблей для отдыха экипажей от морских штормов, напрямую по Дону и Манычу, далее по реке Куме с народами Каспийского бассейна. Не случайно, наверное, в Гобустане изображены такие же камышовые корабли, какие строили древние берди в устье Тигра и Эфрата и подобные древнегреческим папирусным. Был и ещё один путь, причём, прямо через Неклиновский район – из бассейна Днепра и реки Самары после почти символического волокна в Миусе и далее в Азовское море и затем в Каспий1.

На карте река Миус появилась в 1330 году.
Происхождение названий, связанные с этим легенды
Легенды о реке Миус

Наша извилистая равнинная река имеет странное название – Миус. О том, почему она так называется, есть несколько легенд.

По рассказам старожилов села Троицкого, азовская земля с XI века принадлежала половцам, с XIII века – татарам, в XV веке – туркам. Однажды турки, переплывая реку, заметили, что дно её покрыто илом и потому очень вязкое. Поэтому и назвали её Миус. «Мий» - топь, «уса» - вода.

Другая легенда гласит, что во время русско-турецкой войны Пётр I послал своих людей осмотреть незнакомую местность. Вернувшись, они доложили царю, что набрели на речку, которая вьётся, как ус.

Есть ещё одна легенда. Запорожские казаки увидели между населёнными пунктами речку, которую островок разделил на два рукава. Всё это очень напоминало усы. Один из казаков удивлённо воскликнул: "Вьётся, як мий вус».
Начало заселения

С конца XVII века начались частые столкновения России с турками. С этого времени Миусский полуостров стал быстро заселяться русскими. В результате Азовских походов (1695-1696гг.) к России были присоединены земли от впадения Миусского лимана в море до Днепра.

В 1673г. казаки при впадении широкой балки Неклинной в пойму реки Миус на вершине Б.-Неклиновского бугра построили крепость с земляными валами. Это по одним данным. По другим историческим источникам – балка была Безымянной, а когда построили на ней крепость не из камня и не из брёвен, без клиньев, то назвали крепость Неклинная.

Крепость служила казакам опорным пунктом при возвращении во время походов на Крым и в Турцию, когда путь по Дону мимо Азова был затруднителен из-за турецких укреплений. В результате Азовских походов (1695-1696) Перта 1 к России были присоединены земли от впадения Миусского лимана в море до Днепра. Ещё не был заключён мир с Турцией, как Пётр начал укреплять Миусский полуостров и берега Миуса. Правда, потом в результате неудачной войны с Турцией и по Прутскому миру России пришлось ликвидировать построенные крепости, а население вывезти. Последующая война с Турцией была успешной, и по Белградскому миру граница 1700 года была восстановлена. Стали появляться новые поселения, развиваться торговля. В 1703 году на Миусском полуострове были поселены пахотные крестьяне, освоившие 1000 десятин земли.

К середине XVIII века у урочища Коровий брод, к югу от Покровского, была карантинная застава. В 1768-1774 годы через Коровий брод проходил главный тракт с переправой на пароме и почтовой станцией с шестью лошадьми, на которой служили ямщиками казаки таганрогского полка.

В первом томе Архива Государственного Совета при императрице Екатерине II говорится, что 26 апреля 1769 года по рапортам таганрогского коменданта бригадира Де-Жедераса совет признал нужным поселение около Таганрога до трёхсот семей, приходящих к нему из Малой России (Украины) хлебопашцев и ремесленных людей и приказал изготовить о том указ и военную коллегию.екатерина2

Известный русский историк Д.И.Эварницкий в своей книге «История запорожских казаков»2 отмечал, что в урочище устья реки Миус, при впадении в Азовское море близ Таганрога, в теперешней слободе Николаевке Ростовского уезда, в 1769 году 500 душ семейного запорожского казачества по распоряжению Коша вместе с оставшимися казёнными крестьянами основали три слободы – Нижнюю (Николаевку), Среднюю (Троицкую) и Верхнюю (Покровскую).

Сведения относительно атамана Коша – недостаточно проверены. Николай Гоголь в повести «Тарас Бульба» (а он очень хорошо знал быт и историю запорожских казаков) пишет: кош – стан, лагерь. Кошевой атаман запорожского войска избирался на год. Значит, распоряжение издал кошевой атаман.

И ещё одна немаловажная деталь – почему запорожские казаки оказались в Приазовье. Крымское ханство, опираясь на могущественную Османскую империю, приносило огромные бедствия южным областям России и Украины. Быстрые татаро-турецкие отряды, где у каждого всадника было по две запасных лошади, обтекали крупные крепости на границе и широкой лавиной прочёсывали земли южной Руси и Украины. Европа трепетала перед турецко-татарскими отрядами, которые доходили до Вены. На своих небольших судёнышках «чайках» запорожские казаки (зачастую совместно с донскими), начиная с XVI века, несколько раз совершали рейды на крупнейшие невольничьи рынки как в Крыму, так и в Турции, освобождая из плена русских и украинцев и людей других национальностей, попавших в рабство.

Так, город Кафа в Крыму они атаковали казачьими десантами 8 раз, Азов – 16, Стамбул – трижды. Долгие годы город-крепость Таганрог, основанный Петром 1, был единственным форпостом Российского государства на краю бывшего Дикого поля, вплотную выйдя на рубежи турецкого владычества.

Более 20 лет с 1747 по 1769 год на месте нынешнего села Троицкого была военная застава, прикрывавшая Таганрог с тыла. Однако, во времена Екатерины II, когда южные границы России уже оказались внутренней областью империи, очаги вольной жизни и народного самоуправления запорожских и донских казаков начали пугать царских сановников. Царица сделала всё, чтобы расселить могучее казачество по дальним пограничным опасным местам от Терека до Миуса и Дуная. Часть запорожцев была переселена на Кубань. К ним потом ещё добавили донских казаков. Так образовалось Кубанское казачье войско.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

В 1782 году в Слободе Верхней была построена деревянная церковь во имя Покрова Богородицы. Стояла она на месте теперешнего РДК. С этого времени село всё чаще стали называть Покровское. первый храм

В 1892 году была построена кирпичная церковь уже на том месте, на котором она находится и сегодня. Проект Покровского храма был уникальным, не имеющим аналогов. Его автором был выдающийся русский архитектор Константин Тон (он же автор Московского Храма Христа Спасителя, ряда железнодорожных вокзалов в Москве и других исторических памятников).

Церковь, построенная на искусственно созданной земляной насыпи, была видна издалека на десятки километров и радовала глаз своей красотой. Место было выбрано не случайно. Предки хорошо знали, где строить храм, стены которого сохранились до сих пор. По воспоминаниям учителя истории, бывшего декана Днепропетровского пединститута Н. Г. Кошарнивского и старожила села Е.Н. Ветрова, царские врата в этой церкви были подлинным произведением искусства – украшены резьбой и орнаментом, покрыты позолотой, на которых размещались прекрасные иконы. Эти врата до 60-х годов ещё хранились в музее Запорожского казачества в Запорожье.покровка 30г

Церковь была очень красивая, в три престола. И на престольные праздники здесь одновременно служили три батюшки.

Храм св. Покровы разделил судьбу своего брата - храма Христа Спасителя в Москве: в начале 30-х годов с него сняли купола и спилили кресты. Кстати, при снятии крестов в начале 30-х годов первый, кто полез их спиливать, разбился насмерть. Затем здесь расположился клуб, показывали фильмы. В годы войны 1941-1945 гг. в этот «клуб» упала бомба и завершила разрушение бывшей церкви.

В 1944 году верующие села Покровское обратились к одной из дочерей (Александре, она работала тогда в Таганрогской прокуратуре) Пономаренко Леонида Михайловича и Надежды Захаровны с просьбой отдать под молельный дом родительскую хату, что она великодушно и сделала. Родители уехали в эвакуацию и не вернулись, а в их доме во время войны была школа. И с того времени несколько поколений покровчан и жителей окрестных хуторов молились Богу в бывшем доме Пономаренко (до 2000 г.)

В послевоенные годы на месте храма было построено здание, в котором размещался райком партии. Вскоре для райкома партии было отстроено новое здание, а «гибрид» райкома с церковью отдали комсомольцам. Потом здесь размещался Дом пионеров, а в 90-е гг. Дом творчества молодежи.

Во время празднования 230-летия села Покровского в 1999 году в День Покрова Богородицы, глава районной администрации А. А. Геращенко сказал, что бывшее место храма и здание ЦВР будут переданы под строительство нового храма. Так началась реконструкция здания. храм покрова

Весной 2004 года привезли заказанные в Воронеже колокола. Обошлись они администрации района недешево – почти в треть миллиона. Большой благовест и его шесть собратьев поменьше не стали ждать, когда построят звонницу. Они уже звонят по всей округе, и верится, что храм св. Покровы будет вскоре возрожден.



Быт и занятия населения

В 1773 году по Приазовью путешествовал и описал наши края академик С.-Петербургской АН И.А. Гильденштедт. О быте и занятиях населения он писал так: жилища поселенцев очень плохи. Это большей частью плетённые из веток деревьев хаты, обмазанные глиной и кое-как покрытые соломой. Он надеялся, что вскоре местные жители начнут использовать для строительства фундаментов и углов домов дикий известняк, которого здесь много, камышом обжигать кирпич, а в верховьях Миуса, где много леса, - пережигать известь.

Он также отмечал, что крестьяне в наших местах занимаются скотоводством и земледелием, разводят лошадей, рогатый скот и долгохвостых овец.

Манифест Екатерины II от 27 апреля 1780 года открыл дорогу всем для поселения в степях Приазовья, не только свободным, но и крепостным крестьянам. Земли здесь было много, и её надо было осваивать.

Через 38 лет после основания Покровского в 1807 году в селе было 247 дворов и 1672 человека взрослого населения. Поселение имело 6794 десятин пахотной земли и 3802 десятины покосов (десятина – 1,45 га).

В 1859 году в Покровском насчитывалось 613 дворов, в которых жило 4814 человек. 25 июня 1869 года было открыто движение по железной дороге Таганрог – Матвеев Курган через слободу Покровскую. Станцию назвали Неклиновка потому, что балка Неклинная подходила к железнодорожному полотну.

До 1892 года село Покровское входило в состав Екатеринославской губернии. Уездным городом был Ростов.

После освобождения крестьян в 1861 году были организованы земства (местного самоуправления), которые открывали в сёлах школы, больницы, стремились поднять и улучшить экономическое и культурное положение крестьян.

В конце XIX века в Покровском насчитывалось 9 тыс. населения.

Интересны данные о заработной плате того времени. Так, по разысканиям В.Тодыки3, сторож, прачка, уборщица в конце 19-начале 20 вв. получали 11-12 руб. в месяц, подёнщики у зажиточных крестьян получали 15-30 руб. в месяц, чернорабочие – 24-28 руб., кровельщики, маляры – 30-40 руб., каменщик – 35-45 руб., кузнец – 35-40 руб., столяр – 35-55 руб, плотник – 40-50 руб., шахтёр – 45-50 руб. Средняя зарплата рабочих в 1913 году составляла 35-40 рублей. Квалифицированные рабочие получали до 60-80 руб., а мастера, приказчики, техники, инженеры – 80-100-200 руб.

Во время массовых беспорядков, стачек и вооружённых выступлений рабочих дружин 1905 года, организованных большевиками, были зарегистрированы волнения и в Покровском. «23, 24, 26 августа 1905 года произошли волнения среди крестьян в сёлах Амвросиевке, Степано-Крынской и слободе Покровской. Во всех случаях крестьяне с угрозами требовали известное число десятин земли в аренду на условиях, которые вырабатывали сами крестьяне, а от владельца помещика Григория Мазаева потребовали возвращения данных ранее ими задатков за аренду земли. В эти селения были стянуты сотни казаков и рота пехоты»4. Столыпинская реформа 1906 года ставила своей целью ликвидацию малоземелья на селе. Крестьянам разрешалось продавать и покупать землю и выходить из сельской общины на хутора и отруба. Земельные банки давали кредиты для приобретения земли. Часть помещичьих земель выкупалась государством, продавалась крестьянам. Крепкие хозяева – кулаки, потеснив даже мелких помещиков, скупили в Таганрогском округе по 500-700 десятин земли (десятина – 1,45 гектара). Мелкие же землевладельцы, крестьяне, часто, продав свои наделы, становились наёмными работниками или шли на заработки в Таганрог.

В 1909 году в Покровском была открыта почтово-телеграфная станция.покровское

В 1915 году в слободе Покровской насчитывалось 1410 дворов, в которых жило 7077 мужчин и 6508 женщин (шла первая мировая война и мужчины воевали). В пользовании жителей села находилось 12 400 десятин земли. В собственности покровских крестьян были тысячи лошадей, волов, коров, быков, овец и другой живности. По данным статистического справочника «Таганрогский округ. 1912-й год», в Покровском проводилось ежегодно две многодневных ярмарки, куда съезжались крестьяне и торговцы, мещане и служащие, рабочие и кустари не только с окрестных сёл и хуторов, но и из Таганрога, М.-Кургана, Чалтыря и т.д. С 1 по 3 октября (т.е. с 14 по 16 по новому стилю) проходила Покровская ярмарка, а чуть ранее (с 15 по 18 августа по ст. стилю) – Успенская. «На них, - сказано в справочнике, - шла торговля скотом и разными товарами».

Как рассказывали старики, к праздникам готовились основательно. Обязательными были «кулачки». Например, так «отмечали» Крещение. Тех, кто жил на правой стороне Миуса, дразнили «кугутами», а тех, кто на левой – «бекмесами». Ничего оскорбительного в этом не было. Пацанва бегала по берегу, подбивая мужиков. «Бей кугутов!» - кричали одни. «Бей бекмесов!» - кричали другие. А над рекой высился ледяной крест – кто его завоюет, тот и выиграл. Брали приступом. В ход шли только кулаки, но и от них доставалось немало. Хорошо, если только синяк под глазом, некоторые и зубы на лёд выплёвывали. Померявшись силушкой, примирялись. И, умыв окровавленные лица, бросались в ледяную купель. После на берегу начиналось шумное гулянье5.

В слободе было волостное правление, кредитное товарищество (по нынешнему – сбербанк, в котором насчитывалось около 1000 человек учредителей и тех, кто пользовался кредитами), почтово-телеграфное отделение, церковь, три земских школы (училища) и одна церковно-приходская, два маслобойных завода, кирпичный завод, два черепичных завода, две паровые и 21 ветряная мельницы, более десятка лавок и 18 трактиров6.

К этому времени в селе широкое развитие получили животноводство, производство зерна, огородничество, кустарные промыслы.

В дореволюционную пору открыл первую в слободе фотографию Яков Петрович Кошман. Фотографией он занимался ещё в конце 19 века, до этого работал в станицах Калиновской и Усть-Лабинской, в Таганроге. В первую мировую войну был аэрофотографом и снимал с дирижабля немецкие позиции. За выполнение особо сложного задания был награждён «Георгием». У сотен покровчан хранятся в семейных альбомах фотографии, сделанные превосходными мастерами своего дела Яковом Петровичем и его сыном Петром Яковлевичем, который также посвятил всю свою жизнь фотографии и был награждён за успешное задание по съёмке с самолёта уже в годы Великой Отечественной войны7.

После свержения царского самодержавия во время февральской революции председателем волостного исполнительного комитета был избран заведующий школой №1 Иван Иванович Мамонов. Он же – председатель контрольного совета кредитного товарищества села.


Революция и гражданская война

После того, как покровчане узнали о большевистском перевороте в октябре 1917 года, встал вопрос: как жить дальше? Покровчане-фронтовики и те, кто работал в Таганроге, потребовали собрать сход сельчан. Жители села Илья Гайдаренко, Андрей Пушкарский, рабочий Кульбака, председатель исполкома волостного правления И.И.Мамонов призвали выбрать ревком. Староста Покровской волости Чуприна положил на стол волостную печать, учётные и бухгалтерские книги и удалился. В ревком избрали 7 человек. Председателем стал Кульбака. Ревком приступил к установлению Советской власти в селе. Наладить работу сельского ревкома помогли члены Таганрогского окружкома РКП(б).

Весной 1918 года начался долгожданный передел земли по количеству едоков. Однако белоказачье движение на Дону во главе с атаманом Калединым этот земельный передел прекратило. Рейд офицерского отряда под командованием М. Г. Дроздовского оставил в ряде сёл уезда кровавый след: были расстреляны многие активисты, в том числе и Кульбака. В братской могиле на восточной части кладбища села Покровское похоронены красногвардейцы из Донбасса. А неподалёку и могила Михаила Васильевича Ященко. Вот что рассказал старожил села Илья Семёнович Гайдаренко8. Со стороны Ряженого на Неклиновку наступал отряд красногвардейцев под командованием Сиверса. Белые, оказывая яростное сопротивление, отступали с северной части села к железнодорожной станции. Красные не выдержали и побежали. Тогда М. Ященко крикнул: «Стой! За мной!» и бросился вперёд. Несколько рабочих и шахтёров присоединились к нему, но разрывная пуля оказалась смертельной.

В мае 1918 года Приазовье было захвачено немецкой армией, и только в январе 1920 года в селе была вновь восстановлена советская власть. Краевед Иван Максимович Деревянченко писал в ноябре 1989 года в «Приазовской степи», как весной 1920 года через Покровское проходила Первая конная армия Будённого. Штаб армии находился в доме почтово-телеграфной станции, которая располагалась у Миуса на южной окраине села. Отсюда и бывшее название нынешней улицы Ленина – Старопочтовая. Три дня провели в Покровском будённовцы – была прервана связь со штабом 9-й армии. После восстановления связи будённовцы покинули Покровское по почтовому тракту на Мариуполь. Далее путь Первой Конной лежал через Марьевку, Ефремовку, Фёдоровку. Многие покровчане воевали в рядах будённовцев: Никита Гайдаревский, Василевский, Чайка, Сапенко и др.

В 1921 году из-за засухи и запрета властей на перевозку зерна из губерний, где хлеб был, разразился страшный голод. На станциях и проезжих дорогах стояли вооружённые заградотряды, мешочников снимали с поездов, арестовывали, а то и расстреливали на месте, как спекулянтов. В этот же период угрожающих масштабов достиг бандитизм. Бандиты были вооружены не только наганами, карабинами и обрезами, но и пулемётами. Были и шайки по 3-5 человек. В 20-е годы были арестованы главари банд и шаек Полубатько, Ерёменко, «Котелок», «Пашка-фараон», «Медик», а также ликвидированы около сорока банд. Некоторые из них грабили жителей Покровского и близлежащих хуторов.

Быт покровчан в 20-е годы

В те годы Покровское было таким же большим, только хатки были маленькими, саманными, крытые камышом, с земляными полами и маленькими окошками, да очень разбросанные друг от друга. На центральной улице Ленина (тогда Средней) было множество магазинов, можно было купить всё, начиная от продуктов и кончая дёгтем и мануфактурой. Много было людей богатых или просто зажиточных.

Жители занимались в основном огородами, а овощи возили продавать в Таганрог: помидоры, капусту, перец. Большие огороды (у Бондаренко, Палёных, Демяновети и др.) поливали чигирями с помощью лошадей. У Демяновети были батраки, другие просто нанимали подёнщиков. У Демяновети был магазин, пасека, его дом располагался на месте теперешней милиции. Когда дом позже снесли, долго ещё находили золотые монеты. Большинство покровчан выращивали хлеб, имели наделы. Некоторые выезжали на отруба, даже жильё там строили: одни только на лето, другие и зимой худобу там держали. Некоторые жители занимались ремеслом, а наделы сдавали в аренду.

Жили, в основном, не богато, но и не бедствовали: почти в каждом дворе была скотина (коровы, лошади, быки). Кто работал, тот и жил хорошо.

Как проводили свободное время? В субботу и воскресенье многие ходили в церковь на вечернюю и заутреннюю службу. Молодёжь собиралась на улицах, под балалайку пели и плясали. На месте сегодняшнего детского сада «Алёнушка» был народный дом. Из Таганрога приезжали «синеблузочники». На Крещение всегда были кулачки. Сходились Почта и Солёная (граница проходила по центру села, где стояла церковь). Обычно начинали пацаны, а потом парни подключались парни постарше. Были такие семьи, что шли на кулачки отцы с сыновьями. Дрались до крови, зубы часто выбивали, но до смерти никого не убивали.

В 1924 году в Покровском появилось первое немое кино. Смотрели в «красной» школе и в центре, где сейчас кинотеатр (раньше там стояли амбары). Показывали «Кастусь Калиновский», «Бесприданницу». Собиралось много людей, мальчишки крутили движок, за это пускали бесплатно9.



Комсомол

Комсомол в районе начал зарождаться в 1923-24 годах. Это было время установления Советской власти, борьбы с кулаками, ликвидации неграмотности. Первыми комсомольцами в нашем селе были Михаил Фоменко, впоследствии ставший кандидатом философских наук, Иван Пушкарский, Павел Лещенко, Григорий Степаненко, Иван Гречко.

Комсомольцы проводили коллективизацию, раскулачивание. А противники жестоко мстили. Немногим больше двадцати лет было участковому Дмитрию Борисовичу Жигайлову. Ненавидели его кулаки за решительность, смелость. Однажды под вечер, ворвавшись в народный дом (он находился на месте многоквартирного дома по улице Ленина, бывшее подворье кулака Бондаренко), кулацкие сынки его до смерти избили. Сельчане выходили Дмитрия, и он продолжил свою деятельность.

В 1927 году комсомолка Марфа Степановна Кривец организовала в нашем селе первое товарищество по обработке земли (ТОЗ), куда вступило 13 дворов. ТОЗов было четыре: «Красный пахарь», «8 Марта», «Равенство», «Дружба». Организовали их соответственно комсомолец Мирвода Антон Иванович, Марфа Степановна Кривец, Иван Афанасьевич Сопельник, Кузьма Яковлевич Пономаренко. Анна Мухина организовала женсовет, проводила политическую работу среди женщин. На неё совершались покушения. Среди первых комсомольцев были и Прокофий Иванович Ветров, Иван Фёдорович Скрипка. Этих ребят 16 февраля 1943 года по доносу предателя расстреляли фашисты. Память об их мужестве – скромный обелиск на улице Юбилейной10.

Уже в 1929 году появились первые трактора «Фордзон». Профессия тракториста на селе пользовалась особым уважением. А первыми среди покровчан оседлали «железного коня» Н.Е. Муха, И.Д. Гармаш, Николай и Василий Кравченко, Н.И. Мирвода. В 1931 году была организована первая женская бригада. Трактористки Ольга Гончарова, Анастасия Палиенко, Ольга Дыгай и другие работали по-ударному, не уступая мужчинам.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница