Летит бумажнаямодель




Скачать 153.6 Kb.
Дата20.07.2016
Размер153.6 Kb.




ЛЕТИТ БУМАЖНАЯМОДЕЛЬ
Этот выпуск приложения посвящен бумажной авиации. Пионеры-инструкторы, работающие летом в пионерских лагерях, могут взять его в свой творческий портфель. Все модели просты по конструкции и доступны для изготовления младшими школьниками. Строя и запуская эти модели, вы наглядно, на опыте, сможете убедиться, как в зависимости от формы крыла, аэродинамической компоновки, центровки одни модели летают дальше, другие – выше, третьи – быстрее.

Автор всех этих моделей – инженер-конструктор Борис Августович Аукап.

Имя его хорошо известно авиамоделистам Ленинграда. Руководитель конструкторской секции городского Дворца пионеров имени А.А. Жданова, он одновременно ведет авиамодельную лабораторию в Выборгском районном Доме пионеров.

Увлечение авиамоделизмом пришло к нему еще в далекие довоенные годы. Он жил тогда на Дальнем Востоке и, сам недавний школьник, вел авиамодельный кружок. Мечтал стать летчиком. Поступил в авиационное училище и совсем не предполагал, каким суровым жизненным делом станет его юношеское увлечение. Все трудные годы Великой Отечественной войны Борис Августович Аунап провел за штурвалом боевого самолета.

В послевоенные годы Б. А. Аунап окончил Военно-воздушную академию, работал в конструкторском. А когда ушел в запас, его вновь потянуло в малую авиацию. Сколько учеников воспитал он с той поры, скольких увлек техникой! С благодарностью вспоминают его воспитанники первые шаги в техническом моделировании, сделанные под руководством строгого и чуткого руководителя Бориса Августсвича Аунапа.
НАЧИНАЮЩЕМУ АВИАМОДЕЛИСТУ
Даже самая простая модель самолета – это самолет в миниатюре со всеми его свойствами. Многие известные авиаконструкторы начинали с увлечения авиамоделизмом. Чтобы построить хорошую летающую модель, нужно немало потрудиться, изучить теорию полета аппаратов тяжелее воздуха. Зато какое увлекательное зрелище – полет модели и какая это радость для ее создателя и зрителей!

Все многообразие авиамоделей можно разделить на несколько классов. Самые популярные среди начинающих авиамоделистов – бумажные авиамодели. В бумажном авиамоделировании можно выделить несколько направлений.



Элементарные контурные модели. Это простейшие летающие модели самолетов, которые вырезаются из листа бумаги несколькими взмахами ножниц. Они наиболее просты и доступны для начинающих.

Нелетающие модели-копии. Они в точности повторяют внешний вид известных марок самолетов. Проектирование моделей-копий требует специальных знаний, большого терпения и труда. Занимаются ими опытные моделисты, коллекционирующие модели авиационной техники.

Свободнолетающие модели. Такие модели, сделанные из плотной бумаги или тонкого картона, могут запускаться с помощью резины с рук, как из рогатки, или со специального устройства – катапульты. Для достижения наибольшей дальности полета относительное поперечное сечение их фюзеляжа делается меньше, чем у самолетов-прототипов.

Есть свободнолетающие бумажные модели, движущиеся за счет тяги, развиваемой воздушным винтом с приводом от резиномотора или миниатюрного электромоторчика.

Безмоторные модели, запускаемые в полет с помощью нити-леера, называются планерами.

Кордовые модели летают «на привязи». Они управляются рукой авиамоделиста с помощью стальных нитей или тросиков, которые называются кордами. Кордовая модель не может удалиться от спортсмена больше чем на длину корды. Этим кордовая модель отличается от свободнолетающей. На таких моделях устанавливают двигатели внутреннего сгорания или электродвигатели, питающиеся от внешнего источника тока, подаваемого по проводникам-кордам. Бумажные кордовые модели обычно оснащаются электродвигателями.

Мы с вами сегодня поговорим о наиболее доступных и интересных широкому кругу ребят свободнолетающих моделях – тех, что запускаются с рук или катапультой.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ АЭРОДИНАМИКЕ

Аэродинамические силы. Почему же летают аппараты тяжелее воздуха – самолеты и их модели?

Вспомните, как ветер гонит листья и бумажки вдоль улицы, поднимает их вверх. Летящую модель можно сравнить с предметом, гонимым потоком воздуха. Только воздух здесь неподвижен, а модель мчится, рассекая его. При этом воздух не только тормозит полет, но при определенных условиях создает подъемную силу. Посмотрите на рисунок 1. Здесь показано сечение крыла самолета. Если крыло будет расположено так, чтобы между его нижней плоскостью и направлением движения самолета был некоторый угол а (называемый углом атаки), то, как показывает практика, скорость потока воздуха, обтекающего крыло сверху, будет больше, чем его скорость снизу крыла.

Рисунок 1

А по законам физики в том месте потока, где скорость больше, давление меньше, и наоборот. Вот почему при достаточно быстром движении самолета давление воздуха под крылом будет больше, чем над крылом. Эта разность давлений поддерживает самолет в воздухеиназываетсяподъемной силой.

Рисунок 2

На рисунке 2 показаны силы, действующие на самолет или модель в полете. Суммарное действие воздуха на летательный аппарат представляют в видеаэродинамическойсилыR. Этасила является результирующей силой, действующей на отдельные части модели: крыло, фюзеляж, оперение и т. д. Направлена она всегда под углом к направлению движения. В аэродинамике действие этой силы принято заменять действием двух ее составляющих – подъемной силы и силы сопротивления.

Подъемная сила Y всегда направлена перпендикулярно направлению движения, сила сопротивления X– против движения. Сила тяжести G всегда направлена вертикально вниз. Подъемная сила зависит от площади крыла, скорости полета, плотности воздуха, угла атаки а и аэродинамического совершенства профиля крыла. Сила сопротивления зависит от геометрических размеров поперечного сечения фюзеляжа, скорости полета, плотности воздуха и качества обработки поверхностей. При прочих равных условиях дальше летит та модель, у которой поверхность отделана более тщательно. Дальность полета определяется аэродинамическим качеством К, равным отношению подъемной силы к силе сопротивления: , то есть аэродинамическое качество показывает, во сколько раз подъемная сила крыла больше силы сопротивления модели;

В планирующем полете подъемная сила модели Y обычно равна весу модели, а сила сопротивления X в 10-15 раз меньше, поэтому дальность полета L будет в 10-15 раз больше высоты Н, с которой начался планирующий полет, то есть . Следовательно, чем легче модель, чем она тщательнее изготовлена, тем большей дальности полета можно достигнуть.

Центровка модели. Чтобы полет был устойчивым, модель должна иметь определенную центровку: центр тяжести ЦТ должен совпасть с центром давления крыла ЦД или быть несколько впереди его (центром давления крыла называется точка приложения аэродинамической силы).

У прямоугольного профилированного крыла ЦД находится примерно на первойчетвертиширины крыла.

У простых бумажных моделей профиль крыла, как правило, очень тонкий либо вообще плоский. У таких крыльев центр давления находится в геометрическом центре площади. У прямоугольных крыльев центр площади находится на пересечении его диагоналей (см. Рис. 3).

На рисунке 3 показано, как определять центр площади любой другой формы крыла. Нужно вырезать крыло из плотного картона, установить его на ребро линейки и уравновесить. Точка пересечения ребра линейки с линией, проведенной посередине крыла, и есть центр тяжести и центр давления крыла.

Центр тяжести модели находят тогда, когда уже изготовлен груз. Для чего он нужен? У простейших свободнолетающих моделей нет двигателя, и силу тяги, движущую модель вперед, создает ее собственная масса. Для повышения инерционности модели в фюзеляж ее вклеивают груз, вырезанный из фанеры или нескольких слоев плотного картона. Наличие груза в носовой части фюзеляжа обеспечивает достаточную устойчивость модели в полете.

Зная центр тяжести модели и центр давления, подбирают правильное положение крыла на модели. У моделей, летающих с большими скоростями (запускаемых с катапульты), ЦТ должен быть впереди ЦД, а у свободно планирующих – совпадать.

На прямолинейности полета особенно сильно сказывается «погибь» фюзеляжа, то есть искривление в процессе склейки. За его формой нужно следить и в процессе регулировки, и во время запусков, так как при ударах о препятствияонможет деформироваться.

Рисунок 3


Вообще свободнолетающие модели,имея большие скорости полета, частодеформируются при ударах о препятствия, поэтому они должны изготавливаться очень тщательно.

После полета не рекомендуетсябрать модель за крылья, стабилизатори киль. Берите их только за носовуючасть, то есть за груз.

Начиная пробные полеты, старайтесьпускать модели на открытом месте,там, где нет препятствий и людей.

Только изучив «повадки» модели, определив ее траекторию и хорошо отрегулировав, можно запускать ее в залах и коридорах. Но при этом помните, что развившая большую скоростьмодель может поранить кого-нибудь иззрителей. Поэтому при запусках следите, чтобы предполагаемая траекториявашей модели не была направлена всторону людей.

Как можно управлять полетом модели? В отличие от кордовых моделейсвободнолетающими моделями невозможно управлять после старта. Но можно отрегулировать модель так, чтобыона летела по заданной траектории.

Для управления в вертикальной плоскости (по тангажу) на самолетах служат рули высоты. На модели для этогодостаточно отогнуть заднюю кромкустабилизатора вверх или вниз. При этоммодель будет соответственно набиратьвысоту (и даже делать мертвую петлю) или пикировать.

Для управления по крену достаточноотогнуть в противоположные стороны(вверх и вниз) задние кромки крыльев. На реальных самолетах на заднейкромке крыла установлены специальные управляемые поверхности – элероны.

Для управления в горизонтальнойплоскости на самолетах применяютсярули направления. На модели для этойцели можно отогнуть в сторону заднююкромкувертикального оперения.

Когда модель выполняется по схеме«бесхвостка», то есть без стабилизатора, отгиб задней кромки крыла обеспечивает управление и по крену, и по тангажу. У настоящих самолетов такие рулевые поверхности, выполняющие рольи элеронов, и руля высоты, называютсяэлевонами.

РАБОТА С БУМАГОЙ.ИНСТРУМЕНТ

Для наших бумажных моделей используются, как правило, жесткие виды бумаги: чертежная типа ватман, тонкий картон. Для отделки и декоративных аппликаций применяется цветнаябумага из наборов для детского творчества.

Для резки бумаги рекомендуем изготовить специальные резцы и линейки.Особенно это важно, когда моделированием начинают заниматься младшиешкольники. Они, как правило, еще плохо владеют своими руками, и дажеобычное вырезание ножницами для нихпроблема. Их рука привыкла держатьтолько карандаш и ручку. Поэтому рукоятку резца лучше сделать граненой(как карандаш) и слегка изогнутой (с м.рис. 4). Изготовление таких резцов несложно. Их могут делать сами ребятав кружках технического творчества, впионерских лагерях.

Лезвием для резца служит инструментальная сталь от полотна ножовки пометаллу. Изготовить лезвие надо попросить старших по нашему чертежу (см.рис. 4).

Рукоятки резцов делаются из листового оргстекла. Нарежьте заготовкидлиной 120 мм и сечением 8х10 мм.С одного конца засверлите отверстиесверлом 2 мм на глубину 20 мм. Потом приготовьте настольные тиски — разведите их губки примерно на 30 мм.

Рисунок 4


Нагрейте засверленный конец рукоятки,пока оргстекло не размягчится, и одновременно нагрейте хвостовик лезвия.Возьмите лезвие плоскогубцами ивставьте в отверстие нагретой рукоятки.Разогретое, оно войдет туда свободно.После этого между двумя пластинамииз оргстекла вставьте резец и зажмите весь этот пакет в губках тисков. Концы пластин должны сойтись между собой и зажать лезвие (см. рис. 4). Подержите так минут 5-10. Рукоятка остынет, и лезвие «намертво» впрессуется в нее. Теперь обработайте рукоятку – снимите наплывы размягченногооргстекла и сделайте грани. Еще немного разогрейте рукоятку, слегка согнитеи так остудите. Величина прогиба не должна превышать 5-6 мм. Заточите резецнаоселке–инструмент готов.

Для резки бумаги необходимы ещелинейка из оргстекла толщиной 4-5 мм, длиной 30-35 см и шириной 30-35 мм. На нее обязательно нужно наклеить полоску из изоляционной лентышириной 5 мм. Почему линейка должнабыть из оргстекла? И зачем изоляционная лента? Такая линейка прозрачна,по ней легко скользит резец и не тупится об нее. Лента приклеивается длятого, чтобы линейка не скользила побумаге при работе. Ведь детали моделей должны быть изготовлены оченьточно.

Младшие школьники осваивают работу с этими двумя инструментами последвух-трех занятий.

Несколько советов о приемах работысамодельными инструментами.

Резец надо держать так, как вы держите карандаш или ручку. Линейку прирезке кладите, чтобы ее конец былнаправлен к плечу режущей руки, тоесть резать бумагу резцом нужно только «к себе». При резке линейку удерживают разведенными пальцами, прижав ее к бумаге и не отнимая руки дотех пор, пока не отрежут нужную деталь. Нажимать на резец сильно не рекомендуется. Можно сломать острыйконец лезвия. Лучше провести точнонесколько раз. Ни в коем случае не зажимайте резец в кулак, не давите нанего с силой! Если резец не режет, значит, он затупился и его нужно заточить.

Необходимо приучить свою руку соразмерять силу нажима. Предлагаемыйрезец позволит вам вырезать деталилюбой, самой замысловатой и сложнойформы. А вам придется вырезать изцветной бумаги буквы, номера самолетов и другие аппликации. Освоить такую резку можно только тренировкойруки.

Чтобы сгибы деталей из бумаги и картона получались аккуратными, ровными,их надо предварительно обработать.Лучше всего их «подрезать». Что значитподрезать бумагу? Нужно по линиямсгиба провести резцом по линейке так,чтобы был надрезан только верхнийслой бумаги, примерно на ее толщины. На первый взгляд как будто простая операция. Но начинающим моделистам приходится упражняться по1,5-2 часа ежедневно, чтобы научиться правильно подрезать бумагу по линиям сгиба. Потренируйтесь и вы. Попробуйте делать из бумаги «гармошку».При этом помните, что надрезанныйслой при перегибе должен оставатьсяснаружи. На наших развертках моделейвсе линии сгиба, обозначенные пунктиром (), надрезаются по лицевой стороне развертки. Линии, обозначенныештрих-пунктиром() надрезаютсясобратной стороны.

Резать бумагу нужно обязательно нафанерной подложке, а еще лучше напластиковой (из сополимера).

В крайнем случае, если вам не дается операция подрезания сгибов и выпрорезаете бумагу, можно продавливать эти линии тупой стороной столового ножа или специальной «косточкой».Нокачество сгибовбудет, конечно,хуже.



НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КЛЕЯХ

Толстые сорта бумаги и картон можно склеивать любым клеем. Наиболеенадежно склеивают клеи ПВА (поливинилацетатный), нитроцеллюлозный марки АГО«Китификс». Клей «Момент» нужно использовать только для «прихватки». Его клеевой шов эластичен, и надежно приклеить детали модели имнельзя.

Тонкие сорта бумаги рекомендуетсясклеивать клеями БФ-2 и нитроцеллюлозными. Конторский клей КС (силикатный) и клей ПВА размягчают бумагуи при высыхании коробят детали моделей.

Детали, выполненные из пенопластамарки ПС (полистирольный, белого цвета), рекомендуется приклеивать толькоклеем ПВА или БФ-2; детали из желтого пенопласта (марки ПХВ) – нитроцеллюлознымиклеямииклеем ПВА.



«СТРЕЛА»
Свое название эта модель получилаза стреловидную форму крыла. Это самая простая модель. Она доступна даже ребятам 7-8 лет. При запуске онапролетает 50-100 м. Для изготовлениямодели нужен тонкий картон, цветнаябумага и нитроклей. Из инструментоввам понадобятся резец, ножницы, линейка. Контуры разверток деталей надо перевести на картон и аккуратно вырезать. Все линии на развертках обведите черной шариковой ручкой. В качестве груза можете использовать фанеру толщиной 4 мм или обойтись картоном, склеив груз из 6-7 полос. Обработайте пунктирные и штрих-пунктирные линии фюзеляжа (деталь 1), какописано в разделе «Работа с бумагой»,и сложите. Потом вклейте в него груз(4) и, когда клей высохнет, приклейте кфюзеляжу крыло 2. Соберите и склейте киль 3. Вклейте его в прорези фюзеляжа.

Из черной бумаги вырежьте полоскишириной 12 мм, перегните их пополамвдоль и оклейте ими переднюю кромку крыла и киля.

Из синей бумаги вырежьте контурыфонаря кабины, из зеленой – контурыэлеронов и руля поворота и наклейтевсе на свои места.

Звездочки (их 6) переколите с чертежа на красную бумагу, вырежьте и наклейте на места, указанные на рисунке.

Нос фюзеляжа тоже оклейте чернойбумагой. Покройте модель бесцветнымнитролаком, и «Стрела» может стартовать. Запускать ее проще всего с рук,как из рогатки, с помощью авиамодельной резины. Для этого снизу фюзеляжа модели имеется вырез.
СЛОВАРЬ АВИАМОДЕЛИСТА

АВТОРОТАЦИЯ самовращениелетательных аппаратов или их элементов в полете.

БЕСХВОСТКА – модель, липтенпаястабилизатора, балансировка которойобеспечивается приданием крылу стреловидности и закрутки.

ЖЕСТКОСТЬ – способность материала или конструкции сопротивлятьсяприложенной нагрузке.

КИЛЬ – вертикальная или наклонная стабилизирующая поверхность модели самолета, планера, ракеты.

КОНСОЛЬ – часть конструкции, выступающая за пределы своей опоры(в моделизме – отъемные части правой и левой половинок крыла).



c:\users\yura\desktop\бумажные модели\стрела_4.jpg

c:\users\yura\desktop\бумажные модели\стрела_5.jpg

«ИСКРА»
Конструкция этой модели замечательна тем, что ее горизонтальное оперение – стабилизатор располагается впереди крыла. Такая схема моноплана называется «уткой». Модели этой схемы могут летать с большой скоростью.

Делается модель из тонкого картонаили плотной бумаги. Вначале все детали перенесите на бумагу и вырежьтепо контурам. Обработайте линии сгибов.

Потом склейте крыло 6 с корпусомдвигателя 7 и проверьте, чтобы не было искривлений. Переднюю кромкукрыла желательно оклеить тонкой черной бумагой, а элевоны – зеленой. Вселинии разметки обведите шариковойручкой с черной пастой. Звездочки вырежьте из красной бумаги и наклейтена свои места. Кили 4 и 5 перегните полинии симметрии и, отогнув язычки,склейте по задней кромке. После этогоприклейте их на хвостовую часть двигателя, как показано на рисунке (примерно под углом 45° к диаметральнойплоскости модели).

Развертку стабилизатора 8 перегнитепо пунктирным и штрих-пунктирным линиям и склейте.

Груз 3 выпилите из 4-мм фанеры илислейте из 6-7 листов картона и приклейте к нему «щечки» кабины 1,2, совместив контуры.

Очень точно вклейте собранную кабину в двигатель и для надежностиподклейте к клеевым швам с внутренней стороны двигателя дополнительныеполоски бумаги. Проверьте симметричность сборки всех частей модели. Отэтого будет зависеть прямолинейностьполета.

Всю модель желательно покрыть бесцветным нитролаком. Это придаст ейдекоративный вид, повысит прочность,увеличит дальность полета. Как отбалансировать и отцентровать модель, рассказано в разделе «Основные понятияоб аэродинамике».

«Искра» хорошо летает при запускахс рук или из катапульты. Как сделатькатапульту и как с ее помощью запускать модели, мы расскажем в концевыпуска.



СЛОВАРЬ АВИАМОДЕЛИСТА

ПАРАШЮТИРОВАНИЕ – безопасное падение модели, сохраняющей горизонтальное положение, по траектории близкой к вертикали.

СТАБИЛИЗАТОР – несущая поверхность, расположенная, как правило, за крылом. Служит для продольнойбалансировки модели и обеспеченияее динамической устойчивости.
c:\users\yura\desktop\бумажные модели\искра_2.jpg

c:\users\yura\desktop\бумажные модели\искра_3.jpg



«СОКОЛ»
Модель самолета «Сокол», которуюмы рекомендуем для изготовления, прекрасно летает. На рисунке вы видите,из каких частей модель состоит: 1 – кабина, 2 – крыло, 3 – двигатель-фюзеляж, 4 – стабилизатор, 5 – киль,6 – сопло двигателя, 7 – форкиль.h:\сканирование\сокол_1.jpg

Развертки всех деталей надо перевести на чертежную бумагу или тонкийкартон и аккуратно вырезать. Изготовление отдельных деталей начинайте втаком порядке.



Кабина 1. Подрежьте линии «аа»,«bb», и «сс» и перегните по ним развертку. Смочите мокрым ватным тампономкрая d и скруглите их на карандаше.Изготовьте из картона груз по боковому контуру кабины «аЬса» и вставьтеего на клею. После этого заклейте отогнутые края кабины. Фонарь (он выделенштриховкой) вырежьте из синейбумаги и наклейте на размеченные места. Нос оклейте сверху черной бумагой.

Крыло 2. Согните развертку по линиям «ее» и сложите. Склейте заднююкромку. Отгибы «ef» подрежьте и перегните в обратную сторону.

Двигатель 3. делается из более тонкойчертежной бумаги. Смочите тампономиз ваты полоски «mn» и в этих местахперегните деталь на круглом карандаше под углом 90°. Линии hh подрежьтеv. также перегните под углом 90°.Склейте края двигателя между собой.

Стабилизатор 4. Подрежьте линии«кк», сложите и склейте по задней кромке.

Киль 5 подрежьте по линии «II» исложите. Линии «1р» подрезаются с обратной стороны. Склейте киль по задней кромке.

Сопло 6 двигателя склейте в кольцои покрасьте в черный цвет. Можетесделать его из черной или фольгированной бумаги.

Форкиль 7 подрезается по среднейлинии, края подрезаются и отгибаютсяв обратную сторону.

Сборка модели. Вклейте кабину вдвигатель-фюзеляж. Проверьте параллельность боковых сторон обеих деталей, это очень важно.

Приклейте стабилизатор 4 на свое место. Наклейте киль, форкиль, сопло двигателя. Приклейте крыло. Тщательнопроверьте все клеевые швы.



Изготовьте из скрепки крючок ивставьте его на клею.

Балансировка модели. Изготовленнуюмодель поставьте на терец карандаша,и найдите центр тяжести. Он долженсовпадать с меткой «ЦТ» на крыле.

Регулировка модели. Модель запускается с помощью резиновой пращи илииз катапульты. Правильно отбалансированная, она летит по прямой 25-30 м.Если модель делает «горку» и затем безскорости падает, отогните заднююкромку стабилизатора вниз. Если полетмодели не прямолинеен, проверьтесимметричность киля.Чтобы придать модели боевой вид,вырежьте из пенопласта или склейте избумаги ракеты и прикрепите их подкрыльями.h:\сканирование\сокол_2.jpg

h:\сканирование\сокол_4.jpg



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница