Лекция Научное познание как предмет методологического анализа 4 Методы научного познания 5




страница1/39
Дата28.06.2016
Размер4.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Введение 2

Лекция 1. Научное познание как предмет методологического анализа 4

1.2. Методы научного познания 5

1.3. Критерии и нормы научного познания 8

1.4. Модели анализа научного открытия и исследования 11

1.5. Общие закономерности развития науки 15

1.6. Методология научного поиска и обоснования его результатов 18



Лекция 2. Научная проблема 22

2.1. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании 23

2.2. Предпосылки возникновения и постановки проблем 26

2.3. Разработка и решение научных проблем 30

2.4. Решение проблем как показатель прогресса науки 32

Лекция 3. Гипотезы и их роль в научном исследовании 36

3.1. Гипотеза как форма научного познания 36

3.2. Логическая структура гипотезы 37

3.3. Вероятностный характер гипотезы 39

3.4. Требования, предъявляемые к научным гипотезам 43

3.5. Эвристические принципы отбора гипотез 48



Лекция 4. Гипотетико-дедуктивный метод. 54

4.1. Исторические корни и современный взгляд на гипотетнко -дедуктивный метод 54

4.2. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 57

4.3. Логическая структура гнпотетико-дедуктивных систем 63

4.4. Метод математической гипотезы как разновидность гипотетико-дедуктивного метода 65

Лекция 5. Абдукция и объяснительные гипотезы 68

5.1. Место и роль абдукции как специфической формы умозаключения 68

5.2. Отношение абдукции к другим формам умозаключений 71

5.4. Абдукция и законы науки 76

6.3. Структура научных теорий 85

6.4. Методологические и эвристические принципы построения теории 89

6.5. Интертеоретические отношения 94

Лекция 7. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий 97

7.1. Специфические особенности проверки научных теорий 97

7.2. Проблемы подтверждения и опровержения теории 99

Лекция 8. Методы объяснения, понимания и предсказания 101

8.1. Методы и модели научного объяснения 101

8.2. Методы и функции понимания 106

8.3. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования 115



Лекция 9. Методы социально-экономического и гуманитарного исследования 118

9.2. Методы социального исследования 119

9.3. Гуманитарные методы исследования 130

Лекция 10. Системный метод исследования 135

10.1. Характерные особенности системного метода исследования 136

10.2. Строение и структура системы 137

10.3. Классификация систем 138

10.4. Самоорганизация и организация систем 140

10.5. Самоорганизация и эволюция систем 142

10.6. Методы и перспективы системного исследования 143

10.7. Системный метод и современное научное мировоззрение 148



Важнейшие понятия 151

Указатель имен 155

Введение

Чтобы яснее представить связь и различие между обьщенным и научным познанием, в лекции 1 показывается, что научное познание возникает на основе повседневного, стихийно-эмпирического познания, которое также направлено на объективное отражение свойств и особенностей предметов и явлений окружающего мира. Истинность этого отражения проверяется практической деятельностью, успехами и результатами в достижении поставленных людьми целей и задач. Однако это познание существенно ограниченно по своим возможностям, так как опирается в основном на эмпирические обобщения наблюдаемых фактов, которые не всегда оказываются верными, ибо не контролируются теоретическим мышлением, точными методами рассуждений и строгими критериями обоснованности полученных результатов. Мир повседневного познания ограничивается конкретными вещами, явлениями и событиями, и поэтому в нем отсутствуют абстракции и идеализации, гипотезы и теории, которые характерны для науки. Сам процесс научного познания отличается особой последовательностью, система-тичностью и методичностью. Поэтому поиск истины в науке имеет организованный и целенаправленный характер специфического исследования.

Поскольку такое исследование начинается с осознания трудности, возникшей в процессе познания, а именно обнару-жения противоречия между новыми фактами и старыми спосо-бами их объяснения, постольку наш основной курс открыва-ется в лекции 2 анализом научной проблемы. Разрешению такой проблемы, по сути дела, подчинена вся дальнейшая деятельность ученого или научного коллектива. После того как проблема ясно осознана и точно сформулирована, начинаются поиски ее решения. В некоторых случаях могут быть найдены алгоритмы, или точные предписания для их разрешения, например, с помощью теории принятия решений.

В период становления науки, когда она только накапливала, систематизировала и обобщала аккумулированную информа-



1

цию, выдвигались проекты создания логики открытия, посредством правил которой можно было бы открывать новые истины в науке. Однако по мере развития науки становилось все более очевидным, что никаких правил, алгоритма или логики, с помощью которых можно было бы чисто механически получать новые истины, делать открытия в науке, не существует. Научное открытие есть результат творческого поиска, в котором иcпользуются интуитивные и логические, эмпирические и теоретические, дедуктивные и недедукгивные рассуждения, эвристические и алоритмические методы и средства исследования.

Как правило, поиск решения проблемы начинается с выдви-жения гипотезы, выступающей в качестве предполагаемого объяс-нения новых фактов и явлений. Подробному обсуждению гипо-тезы посвящена лекция 3, в которой речь идет о методологических критериях, которым должна удовлетворять она, чтобы быть научной, а также о последовательных этапах ее разработки, начиная от формулирования гипотезы, ее эвристической оценки, выведения из нее эмпирически проверяемых следствий и кончая их сопоставлениями с данными опыта и практики.

Лекция 4 «Гипотетико-дедуктивный метод» является естественным продолжением и развитием предыдущей, так как в ней анализируются системы гипотез, связанные между собой отношением дедукции. Именно эти системы больше всего используются в эмпирических и фактуальных науках на разных стадиях их развития. На начальных стадиях они применяются для систематизации накопленной информации, на последующих — для построения теорий. Нередко поэтому развитую гипотетико-дедуктивную систему просто отождествляют с теорией, хотя правильнее было бы рассматривать ее как завершающую ступень перехода к теории.

Долгое время дедукция и индукция в процессе познания применялись обособленно и даже противопоставлялись друг другу. Впервые задачу их объединения в рамках единого метода исследования поставил перед собой выдающийся американский логик, математик и философ Ч.С. Пирс. Он назвал его абдукцией и использовал как эвристический метод построения объяснительных гипотез в науке. Поскольку в отечественной литературе по логике этот метод почти не освещался, то мы сочли необходимым подробно обсудить его в лекции 5.

Лекция 6 посвящена методам анализа и построения Теорий, играющих центральную роль в современном научном познании. В ней обсуждаются различные взгляды на природу Теории и теоретических понятий, их классификацию по логиической структуре и функциям, которые они осуществляют в

научном познании. Особое внимание обращается на системный характер знания, воплощенного в теории.

С системной точки зрения можно лучше понять не только структуру теорий, но и специфические методы их проверки, подтвержения и опровержения, которые рассматриваются в лекции 7. Поскольку теория является логически взаимосвя-занной системой понятий, утверждений и законов, постольку способы ее проверки существенно отличаются от проверки изолированных обобщений, эмпирических законов и утвержде-ний. Подробное их обсуждение занимает центральное место в этой главе.

Анализу важнейших функций теории посвящена лекция 8, в которой наряду с рассмотрением различных моделей объяснения, значительное внимание уделено проблеме понимания, которая стала разрабатываться в отечественной философской и психологической литературе лишь в последнее время. При обсуждении' вопросов предвидения мы сочли целесообразным специально выделить прогностический и предсказательный его аспекты.

В отличие от многих работ по методологии науки, которые в целом ориентируются на естественно-научное познание, мы попытались в рамках единой ее концепции рассмотреть специфические особенности социально-экономического и гуманитарного знания. Это представляется тем более необходимым потому, что на протяжении многих веков существует тенденция к резкому противопоставлению методов социально-экономических и гуманитарных наук и методов естественных и технических наук. В значительной мере такое противопоставление стимулировалось стремлением к унификации методов познания, которое поощрялось представителями позитивистского и аналитического направлений в философии науки. Независимо от этого в социально-гуманитарном познании нельзя не учитывать субъективной стороны деятельности людей, а тем самым и ее отражения в методах познания. Особенности изучения экономической жизни, социального поведения и действия, а также духовной деятельности людей детально рассматриваются в лекции 9.

Завершается курс обсуждением в лекции 10 системного метода, который в настоящее время все шире используется во всех отраслях научной деятельности и с позиций которого можно глубже и лучше понять многие проблемы современной методологии науки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница