Лекция Н. Макиавелли и автономность политической науки



Скачать 74.75 Kb.
Дата07.08.2016
Размер74.75 Kb.
ТипЛекция
Лекция 5. Н. Макиавелли и автономность политической науки

Диверсификация социальных дисциплин и гуманитарного знания в Новое время и формирование политической философии как рода знаний. Эпоха Возрождения. Н. Маккиавелли о политическом как особой сфере жизнедеятельности людей и автономности политической науки. Макиавелли о соотношении морали и политики. Политическое искусство и этика. Идеальный государь.


Семинар 5. Политическое учение Макиавелли

Политический "аморализм" Н. Макиавелли. Учение Макиавелли о соотношении морали и политики. Проблема учреждения нового политического порядка в политическоой философии Макиавелли. Учение Макиавелли о судьбе в контексте его критики классической политической философии. «Государь» Макиавелли и его значение для формирования политической философии модерна.


Литература

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. С. 52—55, 63—66, 78—79, 81—83, 103—108, 111—131, 138—143, 151—158, 166, 178—189, 194—204, 211—220, 223—225, 228—232, 300—304, 343—345, 362—373.


Эпоха Возрождения не только освободила от диктата религии, но и радикально изменила содержание социальных и политических теорий. Макиавелли и Кампанелла, а впоследствии Гоббс стали рассматривать государство глазами человека и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Эпоха Возрождения была для Италии и Франции временем становления нации. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.

С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии и принимает в качестве методологического принципа автономию. Позиция Макиавелли собирательно и гибко выражает концепцию автономии в принципе "политика для политики".

Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение: кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то должно сообразовываться с моральными ценностями. Этот принцип помещался в принцип автономии и стал основой нового видения фактов политики.

Никколо Макиавелли был секретарем Флорентийской республики, видным дипломатом, трезвым и осторожным политиком. Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни.

Самыми популярными работами Никколо Макиавелли являются: "Государь" (1513), "Рассуждения на первые десять книг Тита Ливия" (1519), "История Флоренции" (1532).

По утверждению Макиавелли есть два вида государства: республиканский и единовластный (монархический). Единовластные могут быть наследственными и новыми, когда в результате завоевания или присоединения другое государство устанавливает свою власть. При наследственной власти, пишет итальянский мыслитель, легче управлять государством, ибо государь уже со своими подданными установил необходимые контакты. Что касается новых государств, которые Макиавелли называет смешанными государствами, то в них труднее удержать власть, так как если вначале люди верят новому государю, то впоследствии они разочаровываются и видят в нем только завоевателя. И у них для этого есть основания, так как новый государь притесняет их, собирает с них большие налоги и т.д.

Макиавелли выдвинул идею церковных государств. «Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти, независимо от того, как те живут и поступают. Только там государи имеют власть, но ее не отстаивают, имеют подданных, но ими не управляют; и, однако же, на власть их никто не покушается, а подданные их не тяготятся своим положением и не хотят, да и не могут от них отпасть. Так что лишь эти государи неизменно пребывают в благополучии и счастье». Макиавелли предпочитает ничего не говорить о таких, поскольку, по его мнению, они созданы богом, и в силу этого человек не имеет права о них рассуждать.

Любое государство для защиты собственных интересов и интересов своих граждан должно иметь армию. Макиавелли полагает, что фундамент власти во всех государствах - хорошие законы и хорошее войско. Войска могут быть собственными, союзническими, наемными и смешанными. Итальянский философ убежден в том, что нельзя доверять смешанным и наемным войскам, ибо они ведут распущенный образ жизни, страшно боятся врагов. Поэтому лучше иметь собственное войско.

Очень много внимания итальянский мыслитель уделяет политическим действиям и поступкам государя. Проблемы он излагает оригинально, во многом расходится с другими мыслителями и понимает, что его взгляды вызовут критические возражения. Тем не менее, Макиавелли решил, как он выразился, следовать не воображаемой, а настоящей правде, «ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Оставаясь на почве исторической действительности при рассмотрении политики и морали, Макиавелли пишет, что, как правило, люди замечают в государях разные качества: щедрость и скупость, жестокость и сострадательность, честность и вероломность, снисходительность и надменность и др. Они хотят, чтобы государи имели только хорошие качества, но в жизни это невозможно. Макиавелли считает, что для удержания власти государь может использовать и те качества, которые у людей вызывают презрение. «Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости... ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица».

Таким образом, итальянский мыслитель советует в интересах большинства и государства применять насилие, хотя с точки зрения морали оно может вызвать осуждение. Макиавелли отмечает, что хорошо, когда государь верен своему слову и честен в делах. Но опыт истории говорит о том, что успехов добивались те правители, которые не сдерживали своего слова и в нужный момент меняли позицию. Государь должен одновременно походить на льва и лисицу. Лев - это сила, а лиса - хитрость. Следовательно, государь должен быть и львом и лисом. Ради сохранения государства и своей власти он всегда должен быть готов к тому, чтобы изменить свою политическую позицию, если этого требуют обстоятельства. Люди о нем судят не по его словам, а по делам, и если они идут хорошо, то никто не обратит внимания на слова. С врагами, советует итальянский мыслитель, надо бороться двумя способами. В одном случае речь идет о законах, которые использует человек, в другом случае - о силе, применяемой зверем. Государю приходится применять закон и силу. «... Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ. Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская.

"Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Макиавелли подчеркивает, что государю необходимо избегать ненависти и презрения со стороны подданных, которые вызываются хищничеством, легкомыслием и нерешительностью. Он дает государю советы, соблюдение которых должно принести ему славу и почести. Прежде всего, государь должен проводить твердую политику, базирующуюся на насилии как внутри страны, так и за рубежом. Но Макиавелли не против того, чтобы государь использовал, кроме силы, и другие средства, помогающие ему завоевать уважение подданных. В частности, государь должен оказывать почет и уважение тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве, не мешать заниматься торговлей, земледелием, награждать достойных и т.д. Макиавелли пишет, что государь должен иметь таких советников, которые ему преданы. Они должны заботиться не о себе, а о благе государства. «Но и государь со своей стороны должен стараться удержать преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести, чтобы тот видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, возжелал новых богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся переворотов».

Довольно интересны советы Макиавелли о том, как государю избежать льстецов. Обычно государь пытается внушить мысль подданным о том, как надо говорить только правду, но это может вызвать и презрение, так как не всякая правда нужна правителю. Это, во-первых. Во-вторых, какую бы правду они ни говорили, все равно найдутся люди, которые будут льстить и лицемерить. Поэтому благоразумный государь поступает так: «Отличив несколько мудрых людей, им одним предоставить право высказывать все, что они думают, но только о том, что ты сам спрашиваешь, и ни о чем больше; однако спрашивать надо обо всем и выслушивать ответы, решение же принимать самому и по своему усмотрению. На советах с каждым из советников надо вести себя так, чтобы все знали, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю; но вне их никого не слушать, а прямо идти к намеченной цели и твердо держаться принятого решения. Кто действует иначе, тот либо поддается лести, либо, выслушивая разнообразные советы, часто меняет свое мнение, чем вызывает неуважение подданных».

Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государства". Этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.



Политическая философия Макиавелли, по существу, представляет кодекс поведения государственных деятелей, кодекс, освобождающий их от всяких моральных принципов при принятии решений, касающихся внутренней и внешней политики государства. И неслучайно, как уже вначале отмечали, суждения итальянского мыслителя вызвали такую негативную оценку большинства исследователей сферы общества. Однако необходимо иметь в виду, что Макиавелли стоит на почве исторической действительности, т.е. он видел, как политики действовали, принимали решения и не считались ни с какими моральными нормами. Об этом свидетельствует его гениальная работа «История Флоренции». Поэтому критика многих его позиций, продолжающаяся на протяжении веков, носит абстрактный и спекулятивный характер. Величие Макиавелли как раз заключается в том, что он отделил политику от этики.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница