Лекция Мировая политика и международные отношения. Место России в современном мировом сообществе. Система международных отношений, ее особенности, уровни. Внешняя политика




Скачать 226.02 Kb.
Дата08.06.2016
Размер226.02 Kb.
Лекция 9. Мировая политика и международные отношения. Место России в современном мировом сообществе.


    1. Система международных отношений, ее особенности, уровни.

    2. Внешняя политика.

    3. Международные организации и их роль в международной политике.

    4. Место России в мировом сообществе.


1.1.Система международных отношений, ее особенности, уровни.

Теоретическое исследование современной системы международных отношений необходимо для выявления (понимания) главных, исторически сложившихся общих закономерностей и процессов.

В. И. Ленин отмечал: «Люди живут в государстве, а каждое государство живет в системе государств, которые относительно друг друга находятся в системе известного политического равновесия», (Полн. собр. соч. Т. 42. С. 59). Изучение данной системы, се развития и функционирования имеет огромное значение для анализа политики, политической власти, политических отношений и т. д.

Методологическим ориентиром для исследования международных проблем неизменно остается вывод В. И. Ленина: «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет па каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы, А натыкаться слепо на них в каждом частном случае, значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность». (Полн. собр. соч. Т. 15. С. 368). Современная политология исходит из того, что международные отношения отражают базисные и надстроечные отношения внутри государств (как субъектов таких отношений), т. е. это вторичные и третичные отношения, зависящие от производственных отношений.

Международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т. е. между пародами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

1. Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

2. Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

3. Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

4. Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятияполитических решений.

5. Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали (масштабные уровни):

1. Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

2. Региональные (субрегиональные) отношения — это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

3. Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно - исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонта7« (групповыеуровни):

1, Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т. д.

2. Двухсторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделять отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали накладывая, их друг на друга.

Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся:

« классы и другие социальные группы,

• государства и государственные объединения,

• политические партии, неправительственные международные организации.

Главное значение имеет государство как определяющее все остальные элементы системы, поскольку оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей и в

его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.

Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.

И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

1. Политические — играют главенствующую роль, поскольку преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, поскольку в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

2. Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения груда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими факторами.

3. Идеологические отношения — относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологии в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

4. Международно-правовые отношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.

5. Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание я дерн ого оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

6. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:

• политические (правовые, дипломатические, организационные ит. д.);

• экономические (финансовые, торговые, кооперативные и т. д.);

• идеологические (соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т. д.);

• международно-правовые (система общепризнанных принципов и специфических норм, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т. д.));

• военно-стратегические (блоки, союзы и т. д.);

• культурные (гастроли артистов, обмен информацией, выставки ит, д.).

Важнейшим регулятором международных о тношений является международное право„ которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Главными субъектами международного права являются государства, международные организации, нации и народы. Современное международное право существенно отличается от того, которое применялось в прошлом. Его нормы создаются в процессе согласования воли государств, из него исключены такие положения как право победителя, право аннексии, право на контрибуцию и т. п. Устав ООН нормативно закрепил идею сотрудничества государств, что стало основой создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. К их числу относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, нерушимости государственных границ, добрососедского выполнения международных обязательств и др.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т. д.


    1. Внешняя политика.

Международные отношения есть продолжение в условиях межнационального общения тех общественных отношений, которые уже существуют на национальной основе. Ни в коем случае нельзя выделять «внешнюю политику» из политики вообще или тем более противополагать внешнюю политику внутренней, поскольку это противоречит всему объективному развитию.

Внешняя политика — это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный па достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену господствующим классом в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

1. Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

2. Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

• социально-политического устройства государства,

• формы правления,

« политического режима,

• уровня социально-экономического развития,

»участия в международных организациях и военно-политических блоках,

• политической динамики государства,

• уровня политической культуры и т. д.

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

• повышение материального и духовного уровня жизни населения;

• повышение экономического и политического могущества государства;

• обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;

• недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

• повышение престижа и роли государства в международных отношениях;

• защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Практическая значимость внешней политики выражается через реализацию ее функций.

1. Охранительная функция связана с охраной прав и интересов государства и его граждан на международной арене, защитой от возможной опасности вторжения извне, стремлением к мирному решению спорных проблем.

2. Представительно-информационная функция заключается в деятельности по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации, доведению ее до своего правительства с выдачей рекомендаций и предложений для успешной реализации целей внешней политики. Успешная реализация этой функции уменьшает вероятность ошибок и негативных последствий внешнеполитической деятельности государства. Практическая значимость данной функции состоит в том, что посредством представительства интересов, обмена информацией, личных контактов основных субъектов политики в желаемом направлении формируется международное общественное мнение, оказывается определенное влияние на политические круги др. стран.

3. Организаторская функция раскрывает взаимосвязь внугренней и внешней политики и состоит в инициативных действиях, направленных на поиск взаимовыгодных контактов с другими странами.

4. Идеологическая функция состоит в пропаганде социальных преимуществ своей системы, своего образа жизни на международной арене, т. е. идеологическое обоснование существующего строя. Соперничество непримиримых идеологий может привести к неразрешимым политическим конфликтам. Недопустимо, чтобы идеологический спор между различными государствами (или системами) разрешался военными, экономическими или политическими средствами. Он должен быть решен только путем открытой демонстрации очевидных преимуществ или только на основе идейно-политических споров и достижения соглашений. Идеологическая функция по мере укрепления доверия и сотрудничества между народами должна изменить свое содержание.

5. Координация усилий государств по решению глобальных проблем. Эта функция проявилась во внешней политике сравнительно недавно, начиная с конца 70-х гг. нашего столетия, Но по своей значимости она не уступает всем предыдущим. Проблемы, затрагивающие будущее всего человечества, могут быть разрешимы только совместными усилиями всех государств и народов.

Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универс&1ьный характер, т. е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Основными органами, способствующими реализации функций внешней политики, являются МИД, посольства, консульства, представительства, культурные и научные центры. Специфические функции возложены на органы разведки, контрразведки и КГБ.

Практическая реализация внешней политики достигается е помощью разнообразных средств, к которым относятся:

• информационно-пропагандистские или идеологические, в первую очередь средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые играют важную роль в укреплении позиций государства, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, формируют международное общественное мнение, а в отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей государств;

• политические, которые используются в сфере дипломатических отношений и выступают в форме переговоров, визитов, конференций, совещаний, встреч, заключения договоров, участия в международных организациях и движениях. Сама по себе дипломатия — это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом;

• экономические средства представляют использование экономического потенциала страны для достижения внешнеэкономических целей и оказания влияния на другие государства. Экономический потенциал во многом определяет место данной страны и ее политические позиции в системе международных отношений. Основными экономическими средствами являются: внешняя торговля, энергетическая и сырьевая база, импорт, экспорт, эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, займов, кредитов, инвестиций, процентное налогообложение и т. д.;

• военные средства связаны с тем, что обеспечивает военную мощь государства. Это наличие армии с учетом ее численности, видов вооружения и вооруженных сил, ее боеготовности и морального состояния, наличия военных баз и их расположения. Они могут быть использованы как для прямого давления (война, блокада, интервенция), так и для косвенного (учения, испытания нового оружия, маневры).

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.


1.3.Международные организации и их роль в международной политике.

Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз, который возник в 1875 г. Особенно быстро международные организации начали создаваться после Второй мировой войны, В современных условиях в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных.

Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Па1уошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. Подразделяются они также на всемирные и региональные.

Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние гг. все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 г. в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Важнейшими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии.

Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два годаГенеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы. К числу других главных органов ООН относятся Экономический и Социальный совет (вопросы экономического и социального сотрудничества членов ООН), Совет по опеке (вопросы международной опеки над подмандатными территориями), Международный суд (правовые споры межу государствами) и Секретариат (административно - техническое обслуживание органов и комитетов ООН),

В рамках ООН существует ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), международный валютный фонд (МВФ) и др.

В качестве примеров современных международных организаций можно привести:

• региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Лига арабских государств (ЛАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (О А Г) и др.;

• экономические организации: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и т. д.;

• финансовые организации: Международный валютный фонд

(МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и т. п.;

• организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и др.;

• торговые организации: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т. д.;

• профессиональные организации: Международная организация

журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная организация труда (МОТ) и др.;

• демографические организации: Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) и пр.;

• организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т. п.;

• военные организации: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), Западноевропейский союз (ЗЕС) и др.;

• профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП);

• организации в поддержку мира: Движение неприсоединения, Всемирный Совет мира, Врачи мира за безъядерный мир;

• религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК) и др.;

• экологические организации: Гринпис, «Друзья Земли» и т. п.;

• межпартийные организации: Социалистический интернационал, Африканский Социалистический интернационал и др.

Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.


1.4. Место России в мировом сообществе.

С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью определения своего места в современном мире. Как правопреемница СССР она является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом сообществе.

Россия — самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет влиятельное ее положение в современном мире.

В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитывает немногим более 50% его населения. Она оказалась отделенной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически важных портов на Балтике и Черном море, у нее стало меньше непосредственных выходов к морям. Эти геополитические изменения существенно усложняют решение внешнеполитических задач российского государства.

Сохраняющая значительную часть ядерного потенциала бывшего СССР, но ослабленная в геополитическом и демографическом отношениях, испытывающая многочисленные трудности внутреннего развития, Россия уже не может играть глобальную роль сверхдержавы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых процессов. Следует отметить, что утрата статуса сверхдержавы вызывает болезненную реакцию российского общественного мнения. Так, по данным РОМИР, в январе 2000 г. среди ответов на вопрос: «что Вы ожидаете от президента, за которого будете голосовать?» на третьем месте по значимости оказалось мнение — «вернуть статус великой державы». Примечательно, что данный ответ был выбран при наличии множества других проблем: военные действия в Чечне, экономические проблемы, социальное положение и т.д.

По мнению большинства социологов и политологов, России в настоящее время необходим реализм в оценке своих возможностей и определении внешнеполитических приоритетов. Среди таких приоритетов выделяют, прежде всего, отношения со странами «ближнего зарубежья» —- бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами. Постсоветское геополитическое пространство — особая зона в системе международных отношений, которой присущи подвижность, незавершенность процессов, обусловленных сложным сочетанием национальных и региональных факторов. Институционализация этого нового геополитического пространства проходила непросто, принимая порой противоречивый характер. Первоначально Содружество независимых государств (СНГ) рассматривалось многими политиками как временное образование, как инструмент «цивилизованного развода», а не как основа для новой интеграции. Действительно, в первое время после распада СССР преобладали дезинтеграционные процессы. Явно несостоятельными оказались планы создания эффективного межгосударственного объединения с единой валютой, прозрачными внутренними границами, скоординированной на логовой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубежей и т.д. Каждое государство СНГ стремилось самостоятельно войти в мировое сообщество, добиваясь западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, выводом войск, уточнением государственных границ, принадлежности территорий и т.д.

Определенный перелом в отношениях между Россией и большинством новых суверенных государств, возникших после распада СССР, произошел в 1993 г., когда все больше стали осознаваться разрушительные последствия самоизоляции по отношению друг к другу. 22 января 1993 г. состоялась важная встреча лидеров стран СНГ в Минске, в ходе которой были приняты решения о рублевой зоне, учреждении межгосударственного банка, подписан ряд документов. В мае 1993 г. в Москве была подписана декларация об образовании Экономического союза. В июле 1993 г. главы правительств России, Украины и Белоруссии выступили с совместным заявлением о необходимости углубления экономической интеграции на основе развития рыночных отношений. В этот же период расширился состав СНГ, куда вступили Азербайджан и Грузия, а затем и Молдова.

В последние годы политика России в отношении стран «ближнего зарубежья» стала более прагматичной и целенаправленной. Качественные сдвиги произошли в российско-украинских отношениях. Прежде всего, удалось урегулировать ряд спорных вопросов, существовавших между Москвой и Киевом. Во время встречи двух президентов — В. Путина и Л. Кучмы — 16 октября 2000 г. в Сочи был достигнут определенный компромисс по вопросам украинских долгов и поставок нефти и газа. Украина согласилась официально признать свои долги и дать государственные гарантии их погашения. В обмен она получила некоторые льготы при возмещении долга и оплате поставок нефти и газа.

В настоящее время России также удалось стабилизировать отношения и с другими членами СНГ. В результате наметилась тенденция к оживлению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В октябре 2000 г. в столице Казахстана Астане во время встречи лидеров ряда стран СНГ было принято решение о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Членами этой организации стали Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В марте 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялось второе заседание Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, на котором было рассмотрено более 20 вопросов, важнейший из которых — «О проекте Договора об Основах законодательства Евразийского экономического сообщества». Парламентарии приняли программу законотворческой деятельности до 2005 г. На заседании рассматривался и вопрос о выработке единой позиции по взаимодействию со Всемирной торговой организацией (ВТО). Участники межпарламентской ассамблеи пришли к общему мнению, что переговорный процесс по вступлению в ВТО может быть ускорен, если синхронизировать реформы в области таможенного, валютного, внешнеторгового законодательства. В частности, предлагалось введение единого таможенного тарифа, а также создание совместной таможенной охраны внешних границ и уничтожение внутренних границ.

С началом антитеррористической операции в Афганистане и размещением воинских контингентов из США и Западной Европы в Центральной Азии Россия и другие члены СНГ активизировали деятельность по созданию коллективной системы безопасности на пространстве Содружества. В марте 2002 г. в Москве состоялось заседание Комитета начальников штабов Вооруженных сил государств-членов СНГ. В центре внимания участников заседания находились вопросы дальнейшего совершенствования региональных систем безопасности и функционирования коллективных сил быстрого реагирования в Центрально-Азиатском регионе.

Несмотря на определенные сдвиги в отношениях России со странами «ближнего зарубежья», здесь и сегодня сохраняется немало проблем. По-прежнему актуальной внешнеполитической проблемой остается защита прав 25 млн этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах. Особую остроту этот вопрос приобрел в странах Балтии, в которых принят целый ряд дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения. Не снята угроза дестабилизации обстановки в Северо-Кавказском и Закавказском регионах. Высокий конфликтный потенциал сохраняется в Центрально-Азиатском регионе, где действуют радикально настроенные исламистские группировки. К этому необходимо добавить и тлеющий приднестровский конфликт. Все это существенно тормозит развитие процессов в направлении реинтеграции постсоветского пространства, его превращения в самостоятельную подсистему международных отношений.

Не просто складывались отношения России и со странами «дальнего зарубежья». После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом и, в первую очередь, с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают. Затрагивало безопасность России расширение военно-политического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Проблемой для России стало вытеснение ее с мировых рынков оружия. Так, в 1993 г. между Россией и США возник конфликт по поводу поставки в Индию российских криогенных двигателей и технологии их изготовления. Серьезный ущерб экономическим интересам России наносили санкции мирового сообщества против таких стран, как Югославия, Ирак и Ливия. Сказывалась на внешней политике России и проблема ее долгов ведущим державам мира. Все это заставляло российское руководство корректировать внешнеполитический курс, вести непростой диалог со многими странами мирового сообщества.

На этом пути России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «Большой семерки» (теперь «восьмерки») ведущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия была принята в такие авторитетные международные организации, как Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб, занимающиеся урегулированием вопросов внешней задолженности. Стала Россия и членом Совета Европы — консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и т.д.

Начиная с 2000 г. Россия взяла курс на постепенное «размораживание» отношений с НАТО, приостановленных после развязывания военных действий в Югославии. В «Концепции внешней политики РФ», утвержденной Президентом в июле 2000 г., подчеркивается, что Россия исходит из важности сотрудничества с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия.



Качественно новый этап в развитии отношений России с Западом наступил после событий 11 сентября 2001 г., связанных с террористическими актами в США. Российское руководство сразу же заявило о своей поддержке США и провозгласило курс на тесное сотрудничество с Западом. Системное оформление этот курс получил в ходе визита Президента РФ в Вашингтон и встреч с лидерами ведущих европейских держав.

Поворот внешнеполитического курса вызвал неоднозначную реакцию российской политической элиты, часть которой заговорила о «неоправданных уступках» Вашингтону, о недопустимости нахождения американцев в «российской зоне влияния» в Центральной Азии, и т.д. С другой стороны, новый внешнеполитический курс России подвергается сегодня испытанию на международной арене (решение США выйти из Договора по ПРО, новая доктрина Буша, чеченская •' проблема, договоренности между рядом западных стран и ;, государств Центральной Азии относительно их возможного * дальнейшего военного и экономического сотрудничества). По мнению аналитиков и экспертов, многое в настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия решить свои внутренние проблемы, прежде всего экономические. Именно экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эффективности того или иного курса в мировой политике.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница