Лекция-концерт «Рояль значит королевский»



Скачать 210.12 Kb.
Дата30.07.2016
Размер210.12 Kb.
ТипЛекция
Лекция-концерт «Рояль – значит королевский»
Проводя много времени в обществе рояля, мы, по сути, мало знаем о нём. Кла-вишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d1/organ_frauenkirche_m%c3%bcnchen.jpg/300px-organ_frauenkirche_m%c3%bcnchen.jpg

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене (Германия)
орган домского собора риги

На момент установки орган Домского собора (г. Рига) был крупнейшим ор-ганом в мире. Его высота равна девятиэтажному дому – 25 метров, в его кон-струкции 6768 труб, а воздух подается из мехов, размеры самого большого – 2,5 на 6 метров!

домский собор риги
Домский собор

в г. Риге



Это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб и очень похожие клавиши), но он не является непосредственным родст-венником фортепиано. 


У каждой вещи есть своя история, есть она и у фортепиано. Знать её не-сомненно не только интересно, но и полезно.

Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инстру-менты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него бы-ла длинная и интересная история рождения.



Музыка... Мы привыкли сегодня к этому слову, часто произносим его, порой не подозревая, что родилось оно, как и слова «мелодия», «ритм», «гамма», свы-ше двадцати пяти веков назад в Элладе. Согласно древнегреческой мифоло-гии, музы — это богини – покровительницы наук и искусств. Среди них Терпси-хора — покровительница танцев и хорового пения, Эрато — поэзии, Эвтерпа — музыки. От богинь - муз и произошло слово «музыка».

А инструменты у греков были довольно разнообразные. Среди струнных они особенно любили лиру и очень похожую на нее кифару. На фоне звуков ли-ры декламировались стихи, проходили театральные спектакли.

http://litzona.net/public/users/img/img_811940876.jpg http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/5/4955/4955_html_1ac78ab9.jpg

Лира Древнегреческая кифара

http://shedevrs.ru/images/stories/uroki/kifara.jpg Кифараhttp://shedevrs.ru/images/stories/uroki/lira.jpgЛира

монохорд

Простейший музыкальный инструмент — монохорд, представлявший собой кусок дерева с единственной струной. 

Шли века. По-разному складывались, судьбы музыкальных инструментов. Од-ни, как, например, флейта, подвергались усовершенствованию и продолжали су-ществовать. Они стали незаменимыми участниками оркестров, широко использо-вались в быту. Другие же безвозвратно исчезали. Такая печальная судьба по-стигла лиру — тот самый универсальный инструмент, без которого эллины не представляли себе музыки и поэзии.

А вот монохорд, представьте, не погиб и не исчез бесследно. Напротив, его на-чинают совершенствовать, размещая над ящиком-резонатором все большее число струн.

В разных городах Европы его стали на-зывать по-разному: дульцимер, псалте-риум, цимбалы. Играли пальцами, моло-точками и даже специальной пластин-кой - плектором. Подобный инструмент появился и на Руси. Это были  гусли.  Все эти инструменты были разными по названию, но очень похожи друг на дру-га, количество струн увеличивалось и играть становилось всё сложнее.http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/337/336829/336829_html_5343a71a.jpg

Дульцимеры, псалтериумы и цимбалы в течение многих веков были неиз-менными помощниками учителей пения, верными спутниками бродячих музы-кантов и артистов.

Что же придумали средневековые музыканты и инструментальные мастера? В эпоху раннего средневековья уже знали и пользовались органом. Это был хорошо разработанный многозвучный клавишно-духовой инструмент. Вот и пришла кому-то в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру и к многострунному монохорду. И назвали его клавикордом.

Что за удивительный это был инструмент! С мягким, нежным звуком, легкий и удобный: хочешь — держи на коленях, а хочешь — ставь на стол. А главное, клавикорд оказался очень удобен для игры: легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук.

клавикорд

Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами.



Шди годы. Клавикорд неузнаваемо преобразился. Вместо скромного деревян-ного ящика обычной формы появляются самые неожиданные по внешнему ви-ду инструменты.

Среди них были и клавикорды-«гиганты», скорее похожие на стол, и инстру-менты-«малютки», не превышающие размеры книги или шкатулки. И те и другие обычно отличались искусной отделкой, украшались позолотой, тонкой резьбой, украшались перламутром и ценными породами дерева. Иногда на внутрен-ней стороне верхней крышки инструмента рисовались целые картины. Клави-ши покрывались слоновой костью. Всем был хорош клавикорд: удобен, красив, звук нежен и приятен, но вот беда - его звучание оставалось таким тихим, что он почти не был слышен в больших помещениях.

А между тем рядом с клавикордом существовал более звучный его собрат, очень на него похожий и в то же время значительно отличавшийся. В Италии его называли чембало, в Германии — флюгель, а во Франции— клавесин, и это последнее название стало наиболее общим для всех инструментов подобно-го типа. Клавесин появился немногим позже клавикорда.

http://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/04/french2-225x300.jpg http://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/04/3mbolcioni1627.jpg


Клавесин звучал в целом громче клавикорда, но все же его звук тоже был весьма ограничен. Строились уже весьма совершенные инструменты — с несколькими клавиатурами, располагаемыми наподобие органных.

Едва «оперившись» и встав на ноги — а первые клавесины, как и клавикорды, были переносными,— он начал покорять сердца любителей музыки многих евро-пейских стран. Если на органе играли в соборах, во время богослужений, а кла-викордом пользовались преимущественно дома, то в залах-гостиных богатых вельмож — безраздельно царил клавесин.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/5/4955/4955_html_1754ac21.gif

Роскошным постепенно становился и внешний вид инструмента. Расписанные искусными живописцами корпуса отделывались тонкой резьбой, инкрустирова-лись слоновой костью.

Третий вид струнно–клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках,—это спинет. По сути спинет—это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато де-корирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель. 




спинет http://static.diary.ru/userdir/2/8/5/4/2854984/71855551.jpg
http://21region.org/uploads/posts/2009-08/1251216999_2.jpg Девушка за спинетом.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/5/4955/4955_html_1f1af08c.jpg

Французский спинет
Несмотря на такое многообразие внешних форм инструмента, основных типов клавесина было всего два: с вертикальным направлением струн и с горизонталь-ным. Первый был прототипом пианино, второй, крыловидный, — рояля.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/5/4955/4955_html_m79b7b826.jpg

Дом в Эйзенахе, где родился И. С. Бах
Не удивительно, что Иоганн Себастьян Бах знал все секреты клавесина, кла-викорда и органа. Многие известные мастера-механики, работавшие над изго-товлением и совершенствованием этих инструментов в Германии, внимательно прислушивались к советам Баха, часто приглашая опробовать новый инструмент. Его одобрение служило им высшей похвалой...

jsbach.jpg Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)

Иоганн Себастьян Бах родился, прожил всю жизнь и умер в Германии. Но кла-вирное искусство — такое общее название музыканты дали игре и сочинениям для обоих инструментов, клавесина и клавикорда,— было распространено и в других крупных европейских странах.
Десятки первоклассных французских клавесинистов жили в то время в Пари-же, с успехом выступали у себя на родине и за границей.

Представим себе, что мы в одном из французских аристократических салонов начала XVIII века, где обычно происходили концерты клавесинной музыки. Среди роскошной инкрустированной мебели расположились изысканно одетые, сверка-ющие белизной париков дамы и кавалеры. Стены гостиной украшены многочис-ленными картинами и гобеленами, тончайшей работы миниатюрами. В центре за-ла стоит клавесин, не уступающий по красоте отделки остальной мебели. Между прочими развлечениями на таких вечерах и ему предстоит оказаться в центре внимания; почему бы после легкой светской беседы или приятных, но все же уто-мительных танцев не послушать приглашенного хозяином дома модного музы-канта?
Какие же произведения звучали в таких случаях? Разумеется, обстановка по-добных концертов не располагала к музыке серьезной, наполненной глубокими человеческими чувствами и переживаниями. Здесь с восторгом принимали мини-атюрные пьесы, изящные и красивые, как и все, что окружало французских ари-стократов. Правда, среди сочинений такого рода можно было услышать и настоя-щие жемчужины миниатюрного жанра. Не удивительно, что и в наше время испол-нители старинной музыки часто включают в программы концертов пьесы Жана Филиппа Рамо или Клода Дакена, особенно его знаменитую «Кукушку».

Но, пожалуй, никто из французских компо-зиторов-клавесинистов — даже зна-менитый Рамо — не мог сравниться в популярности с Франсуа Купереном, про-званным современниками «Великим». Куперен провел большую часть жизни на посту придворного клавесиниста и, следуя требованиям своего времени и окру-жения, избрал единственным жанром своего обширного клавесинного творче-ства - миниатюру.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/5/4955/4955_html_m3c6cded4.jpg

Франсуа Куперен (1668 – 1733)
А теперь перенесемся из Франции на юг, в «страну музыки» — Италию. Так называли ее за то, что она подарила миру множество выдающихся композиторов, певцов, блестящих исполнителей на многих инструментах. Так называли ее за то, что именно здесь, в Италии, возникли опера, концерт, соната и некоторые другие жанры. Так называли ее за то, что именно здесь родились скрипка, виолончель

и, забегая вперед, скажу — фортепиано.
Как и повсюду в Европе, в Италии знали и любили клавир, или, как его называ-ли здесь, чембало.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/5/4955/4955_html_m102b49a1.jpg
Доменико Скарлатти (1685 – 1757)
Итальянским «волшебником» клавира был Доменико Скарлатти.
Впечатление от игры Скарлатти на клавесине было настолько сильным, что, когда он играл, казалось, как писал современник, что «за инструментом сидел не один человек, а тысяча чертей».
В молодости он пробовал свои силы в различных жанрах, но впоследствии ос-тановился лишь на одном: клавирной сонате. Всего он написал их свыше пятисот.
Сонаты Скарлатти — небольшие одночастные пьесы. Но сколько в них компо-зиторской изобретательности, фантазии!
Сам композитор очень скромно оценивал художественные достоинства своих сонат, именуя их просто «упражнениями для чембало» .
«Не жди — будь ты любитель или профессионал — в этих произведениях глу-бокого смысла, бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина, - пи-сал в предисловии к «упражнениям» Скарлатти.
Автор этих строк вряд ли мог предполагать, что «упражнениям для чембало» уготована завидная судьба, что они не только украсят всю клавесинную литера-туру, но и обретут новую жизнь, когда зазвучат на фортепиано.

Иоганн Себастьян Бах, Франсуа Куперен, Доменико Скарлатти...
Все эти «волшебники» клавесина, вдохновенно творившие для него, в ряд ли предполагали, что вскоре клавесин будет надолго предан забвению и его мес-то займет другой клавишный инструмент.

Возникают и спинеты, и клавиарфы, складные и двойные инструменты, даже со смычком - но эти эксперименты не принесли их изобретателям славы. Однако в XVIII в. в доме просвещённого вельможи Фердинандо Медичи на одном из приемов произошло нечто удивительное...

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы.

Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец  Бартоломео Кристофори ди Франческо (4 мая 1655 – 27 января 1731), занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано.

Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». По-итальянски это слово значит «громко – тихо». Так назвали новую разновидность струнно-клавишного инст-румента в знак того, что в отличие от своих предшественников (Клавесина и клавикорда) он может производить звуки различной динамики.



http://images.encydia.com/thumb/4/4d/bartolomeocristofori.jpg/400px-bartolomeocristofori.jpg

Бартоломео Кристофори(4 мая 1655 – 27 января 1731),

http://images.encydia.com/thumb/3/32/piano_forte_cristofori_1722.jpg/300px-piano_forte_cristofori_1722.jpg Фортепиано Бартоломео Кристофори, 1722 год

Мастер Кристофори заменил перья на деревянные палочки - молоточки.  И звук стал извлекаться не щипком, а при помощи удара молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте ( показ на фор-тепиано Ф. Шопен «Прелюдия до-диез минор»), а слабо ударишь – тихий –пиано.



Он был тогда первым создателем этого инструмента. Первым, но не единст-венным... Через семь лет модель подобного инструмента сконструировал фран-цуз Мариус. А годом позже – немецкий музыкант Шретер, независимо от Кристо-фори и Мариуса, тоже собрал молоточковое фортепиано.
Инструмент Христофори оказался более удачным, и кроме того, был проде-монстрирован публике раньше, ведь Бартоломео работал хранителем и рес-тавратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского гер-цога Медичи. Там он и представил его гостям. Но ожидаемой радости не по-лучилось: многие композиторы и исполнители того времени отзывались о фор-тепиано неодобрительно.  Инструмент был представлен даже Иоганну Себа-стьяну Баху, но похвалы не последовало. Звук у него оказался очень резким.

Власть в музыкальном мире переменилась. Если раньше «королем» музыкаль-ных инструментов называли орган, а затем продолжительное время царствовал клавесин, то отныне фортепиано, а точнее, крыловидное фортепиано получило название рояль, что значит «королевский».

Отныне рояль стал «властителем музыкальных дум». Теперь от него многого

Ждали и многого требовали. Кто? Конечно, композиторы и исполнители. Моцарт, которого справедливо называют первым в истории выдающимся пианистом – художником, был очень увлечен фортепиано. Каждое из вновь появлявшихся усовершенствований фортепиано вызывало его восторг и использовалось в сочинениях.
вольфганг амадей моцарт Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791)
И все же, пожалуй, самым удивительным усовершенствованием было изобре-тение педали. Мастера, придумавшие педаль лишь для задержания звука, для его продления после того, как клавиша отпущена, вряд ли могли предви-деть, какие звуковые богатства и таинства заключены в этом приспособле-нии. Сегодня музыканты говорят: «Без педали невозможно играть на фортепиа-но»; «лишь тот может считать себя настоящим пианистом, кто умело педа-лизирует». Действительно, педаль — важнейшая краска в палитре пианиста. И от того, как он использует эту краску, во многом зависит звучание инструмента. Вот теперь конструкция рояля была уже совсем близкой к современной.

Однако так можно было сказать только о рояле, но не о фортепиано вообще. Ведь рояль был не единственным представителем молодого семейства фортепи-ано. Незаменимый на концертной эстраде, в большом зале, дома он казался слишком громоздким, порой его некуда было ставить. Правда, существовали и другие виды фортепиано, например «столообразные», на которых чаще всего играли дома. Но по звучанию «столообразное» фортепиано не шло ни в какое сравнение с роялем.
Творческая мысль инструментальных мастеров не стояла на месте. С той же настойчивостью, с какой они совершенствовали рояль, они принялись за создание фортепиано, удобного для домашнего музицирования. Им стало пианино. Его предками были... «жираф» и «пирамида». Только не австралийский жираф и египетская пирамида, а клавишные инструменты с такими странными названия-ми: фортепиано - «жираф» и «пирамидальное» фортепиано, в которых струны располагались вертикально.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/431/430586/430586_html_m555017c3.jpghttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/431/430586/430586_html_m4fd9275e.jpg
Пианино-жираф Пирамидальное пианино


Правда, первые образцы пианино были далеко не такими, какими мы привыкли видеть их сегодня.
изображение
И, пожалуй, более всего разнообразия было в размерах и форме инструментов. Вряд ли отыскались бы два пианино разных фабрик, абсолютно похожие друг на друга. Подобно тому, как клавесины выдерживались в рамках стиля мебели своего времени, отделка пианино, равно как и роялей, соответствовала стилю мебели XIX, а позднее и XX века.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/431/430586/430586_html_850b49.png
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/hwdp701pb_vr_400.jpg/120px-hwdp701pb_vr_400.jpgфортепиано (пианино)
Рознились по размеру и рояли. Причем со временем было принято до-статочно строгое деление роялей в зависимости от их размеров. Самые большие — концертные рояли име-ют длину до 3 метров, салонные — до 2 мет-ров, кабинетные - 1,6 - 1,8 метра. А самые ма-ленькие - «миньоны» - 1,1 -1,5 метра.
http://pianola.ru/myimages/kaps8.jpg  Ernst Kaps  (Дрезден, Германия) украшен  матовым деревом корня грецкого ореха, инкрустациями, слоновой костью, резьбой по дереву. Инструмент изготовлен придворной фортепианной фабрикой короля Саксонии в 1878 году; полностью восстановлен в подлинном оригинальном дизайне  1870-х годов
(викторианская стилизация барокко XIX века). Проведена реставрация с использова-нием  германских  материалов экстра - класса.
        Размер 188 (длина) х 146 (ширина) см. Красивый и уникальный по дизайну рояль представляет собой экспериментальную прижизненную модель Эрнста Капса.
        Цена: 2 800 000 руб.
кабинетный рояль steinway & sons s-155
кабинетный рояль Стеннвей


Что ж, мастера, работавшие над совершенствованием фортепиано, потрудились на сла-ву: их детище стало в начале XIX века самым популярным инструментом и на кон-цертной эстраде и в быту.

Но должны были прийти новые гении — композиторы и исполнители, чтобы закрепить успех инструмента — создать и исполнять музыку, раскрывающую все его поистине огромные возможности.






Итак: фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским, и  это слово на итальянском языке звучит как рояль (показ иллюстрации).



Рояль – значит «королевский» 
пале-рояль (palais royal)
Пале-Рояль (фр. Palais Royal; «королевский дворец»)

Он был построен по проекту Ж. Лемерсье для известнейшего кардинала всех времен – Ришелье. Изначально данное здание называлось Кардинальским. После его смерти дворец заняла А. Австрийская и Людовик 14, ( история с тремя мушкетерами, описанная А. Дюма. Очень много событий его романа происходили именно вкоролевском Дворце Пале - Рояль).
http://musicalka.narod.ru/l-erard.gif
Рояль фирм "Эрард", 1854 г.

На роялях этой фирмы любил играть Ференц Лист

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало очень важным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.

Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое».
Пиани́но  (итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.
Что ж, мастера, работавшие над совершенствованием фортепиано, потрудились на славу: их детище стало в начале XIX века самым популярным инструментом и на концертной эстраде и в быту.
фортепиано, рояль рояль

http://2.bp.blogspot.com/_hzy6exyetxg/tnbuslhekvi/aaaaaaaaac4/fdmhlyo77xu/s200/1vzmevr5sh.jpg

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, по-ка дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас.

        Рояль имеет уникальный диапазон, охватывает спектр звучания всех оркестровых инструментов: от самых низких нот басового фагота - до верхних нот  флейты-пикколо.

Наш инструмент очень непритязателен при всех своих возможностях. Он – самостоятельный участник различных ансамблей, также играет с ор-кестром, и он же – аккомпанирующий инструмент.

  

Рояль вдохновлял не только музыкантов, поэтов, но и художников. Существует много прекрасных полотен с его изображением, где музыкальный инструмент - один из героев сюжета.


        Пианино и рояли всех марок и размеров от бюджетных «Красных Октябрей» и «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократов «Стенвеев», «Фёрстеров» и «Бехштейнов» достойны нашей любви.


Наталья АНВИП#8 января 2012 в 13:080

http://russianpoetry.ru/images/users/avatars/small/7fc1b207155c0d464a07bb329b41ac80.jpg

http://russianpoetry.ru/upload/comments/70e911d60fa8b3a1347d2def351f635b.gif.jpg






[Людмила Полякова-Закова]   http://www.chitalnya.ru/images/print.gifВерсия для печати    







рояль. стихи - лидии клочковой-заруцкой


Скачать файл






РОЯЛЬ

Слова - Лидия Клочкова-Заруцкая: http://www.chitalnya.ru/work/1017914/
Музыка* - Михаил Пристов 
http://www.chitalnya.ru/work/1017982/
Вокал - Людмила Полякова-Закова:
  
*  использована мелодия Людмилы 


Чуть вспыхнула ... и замерла печаль..,
и с нежностью, рождённой "сердцем" Звука,
вдруг бархатно-тепло запел рояль -
 
коснулись клавиш трепетные руки...

Хмельной, как грустно-праздничный кагор,


шальному ритму пульса подчиняясь,
щемяще-властно зазвучал минор,
с дыханьем вьюг черешневых сплетаясь...

Творили Чудо пальцы-лепестки..!,


сейчас они Поэму создавали
с палитрой всей - от счастья до тоски,
из звуков Акварели рисовали...

И мир внимал, волшебный и цветной,


как солнечно, и пламенно, и страстно
все чувства, порождённые весной,
звучали Унисоном и Контрастом....!

Я играю на рояле, 
Пальцы эхом пробежали,
Им от музыки тревожно, 
Больно и светло. 
Я играю на рояле,
Слов не знаю, 
Нот не знаю. 
Только странно 
Мне от звука,
Что наполнил дом. 
Он распахивает окна, 
В вихре закружил деревья, 
Перепутал утро с ночью, 
Этот тайный звук. 
Я играю на рояле, 
Пальцы тихо замирают. 
Это музыка вселенной, 
Тесен ей мой дом.


Старый рояль

Черный красавец, гордый и звонкий- 
Старый рояль в большой зале стоял. 
Сколько он видел людей смелых, робких 
Сколько без устали пьесы играл. 

Сколько он слышал молитв и признаний, 


Сколько он видел девических слез. 
Слышал любой разговор, что был тайный, 
Был исполнителем творческих грез. 

Время прошло и сейчас величаво, 


Старый рояль посередь залы стоит. 
Изредка только споет он печально, 
С тем кто его еще любит и чтит.

Рояль

Руины старого Берлина 


Трепещет гордо красный флаг
Победной радости картина
Где на колени пал Рейхстаг.
Цветущий май теплом лаская
Победой небо озарил,
Цветами землю укрывая
Он память мертвым подарил.
Палили в воздух пулеметы
«Катюши» с воем пронеслись,
Танкисты и солдат пехоты
На пик Рехстага поднялись.
Все обнимались и кричали
Победный клич – Ура-Ура!
И слезы не стыдясь роняли,
Пришла победная весна!
Дома, разруха, море крови - 
Засыпал все цветами май
И где- то там играл до боли
Забытый , старенький рояль.
Он был один среди развалин
И «черный фрак» его блестел,
На белых переборках клавиш
Играл ослепший офицер.
Играл он Баха и Шопена,
Играл с душою, наугад
А пальцы, как на море пена
Ласкали клавиш белый ряд
Неслась рекой любви соната
Обнявшись с гулкой тишиной
И сжалось сердце у солдата
Давно не видел он покой.
А лейтенант седой и юный
Смотрел с тоскою на рояль
Обнявшись только с ночью лунной
Он вспомнил «бешенный» февраль.
Сраженье, взрывы, переправа,
Опять бомбежка – темнота,
И режет больно в сердце рана,
Что рук не будет никогда.
Сестричка, милая, родная,
Спасла, тянула на себе,
А он , все кровью истекая
Мечтал прижать её к себе.
Война не смыла в людях веру,
Не погубила теплоту,
Они узнали жизни цену
И полюбили тишину.
Слепой играл,
Вдруг как-то сжался,
И застонал рояль в момент,
Когда лицом к нему прижался
Совсем безрукий офицер.
Он так хотел сыграть «Славянку»
Потрогать клавиш «белый стон»,
С напевом подыграть «Смуглянку»,
Но нет – без «крыльев» теперь он.
Слеза скатилась и упала
На старый, брошенный рояль
Звезда на небе застонала,
Держись! – пропел победный май.
Держись, мы выстояли вместе
Прошли огонь, потери, ад
Зажги в душе надежды песни
В сиянье боевых наград.
Седой, безусый и безрукий
Мальчишка, юный лейтенант
Собрал в кулак всю боль и муки
И прошептал роялю в такт:
Спасибо друг тебе за веру,
Спасибо за полет души
Сыграй по громче «Баядеру»
Я не могу стоять в тиши.
Слезами радости умылась
В победном мае вся земля
Раскатом грома прокатилась
Забытая до боли тишина.

Бабушкин рояль


Тихо клавиши в ночи звучат…

(Это старый бабушкин рояль)

Извлекают музыку – печаль,

И в раскрытое окно летят.


Звуки тают в зыбкой тишине,

Растворяются, уходят в даль,

И поет мне старенький рояль

О любви, о нежности, весне…


Дивная мелодия зовет

В сладкую страну из чудо-грез,

Где ты маленьким ребенком рос,

В тайный мир, где молодость живет.


Где нет боли, горя и потерь,

Только радость, счастье и уют,

Где тебя всегда с любовью ждут,

Здесь в добро всегда открыта дверь.


Смолкла музыка. Рояль молчит.

Только в гулкой тишине ночной

Маленькой, мерцающей звездой,

Сердце беспокойное стучит…



Шуберт мечтал о рояле

Евгений Скворцов

* * *

Шуберт мечтал о рояле,
Он его видел во сне;
Только доходы стесняли,
Труд его был не в цене.

Молча лежали шедевры, 
Стопкой в рабочем столе,
И прогоревшая вера
Гасла как искры в золе.

Вдруг неожиданный случай –
Платный, публичный концерт!
И под напором созвучий,
Дрогнул напыщенный свет!

Зал рукоплещет артисту! –
Новый Бетховен взошёл!
Как мелодично! Как чисто! –
В этом он всех превзошёл!

Франц на вершине блаженства,
Вмиг испарилась печаль;
Кроме того, наконец-то,
Сможет купить он рояль!

К радости – так и случилось,
Сборов хватило вполне,
И вдохновлённый купил он
То, о чём грезил во сне!

Правда, играл он недолго,
Жизнь у певцов коротка.
Песня затихла и смолкла,
Остановилась рука.

Несколько месяцев жизни,
И беспощадная смерть.
Всё, что осталось - лишь песни,
Не на что даже отпеть.

Не на что вырыть могилу – 
Вот уж действительно жаль.
Сообразили насилу – 
Продали новый рояль.

Мессы в церквях заказали…
Место по сходной цене…
Шуберт мечтал о рояле,
Он его видел во сне.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница