Лекция №6 от 4 марта 2000 года. Международные финансовые рынки. Лекция №6 от 4 марта 2000 года




Скачать 185.35 Kb.
Дата26.07.2016
Размер185.35 Kb.

Лекция №6 от 4 марта 2000 года.

Международные финансовые рынки.
Лекция №6 от 4 марта 2000 года.
Эквайринг – это обработка электронного платежа, произведенного по карточке.

Дальше происходят расчеты между банками. Эти расчеты более интересны, чем расчеты между клиентами и банками, и менее известны широкой публике.

Во времена советской власти в стране существовали и банк-визитент (?), и расчетная система. Расчеты в советской банковской системе осуществлялись по так называемым мемориальным ордерам – это нечто среднее между платежным поручением и платежным требованием. При этом банки работали друг с другом по так называемым межфилиальным оборотам, поскольку существовала единая система Госбанка СССР и, чуть позже, система филиалов специальных банков – Промстройбанка, Жилсоцбанка, Агропромбанка. Соответственно, у каждого из их филиалов, которые были разбросаны по всей стране, имелся соответствующий межфилиальный номер для расчетов по межфилиальным оборотам. До сих пор эта система используется для расчетов между подразделениями Центрального Банка, и отчасти – в операционном управлении Сбербанка. Действовала подобная система и в СБС-Агро.

Как банки рассчитываются между собой в мире? В основном, банки рассчитываются посредством корреспондентских отношений и, соответственно, операций по корреспондентским счетам. Корреспондентские счета бывают лоро и ностро: лоро – это "их" счет у "нас", а ностро – это "наш" счет у "них". Т.е. один и тот же счет является лоро для одного, и ностро для другого партнера по коротношениям.

Специальное извещение об исполнении любой расчетной операции в межбанковских расчетах называется авизо. Авизо – итальянское слово, этот термин сохранялся и в технико-операционной системе советского банкинга, причем в СССР расчеты производились по встречным авизо. Т.е. постоянно осуществлялось подтверждение, проверка правильности исполнения платежной операции как со стороны плательщика, так и со стороны получателя платежа. Отправлялась авизо о том, что "я" плачу "тебе" – от одного филиала к другому. Авизо посылалась по телексу или по почте. Контрагент посылал встречное авизо – о том, что этот филиал получил платеж от другого филиала. Это авизо отправлялось обратно для квитования. Квитование – это сверка. Т.о. прямая и обратная проводка, квитование по счетам, сверка, выверка и обратная бухгалтерская проводка (т.е. завершающая проводка) проходили только на основании получения встречного авизо – подтверждения о том, что соответствующий платеж осуществлен и завершен.

Эта система работала нормально, пока не началась перестройка. Началась реформа банковской системы, деньги перестали быть отчетными документами, а стали денежными знаками, имеющими реальное отношение к собственности на товары и услуги. Тогда в России и проявился феномен, который в мировой банковской практике в подобных масштабах не встречался. Это так называемая система фальшивых авизо. С конца 89 по 93 год, а особенно в 91 и 92 годах, фальшивые авизо были не просто масштабным мошенничеством, преступлением в банковской сфере, а, как утверждают крупные западные советологи, они явились источником формирования всех крупных финансовых состояний. Деньги делались в буквальном смысле из воздуха, причем в таких масштабах, что за 91-92 годы одним из факторов инфляции были признаны махинации с фальшивыми авизо – таким серьезным был объем возникших "воздушных" денег. Этот дополнительный объем давил на курс, причем часть этих денег обналичивалась, т.е. нарушалось наличное обращение. Вот такая это уникальная в мировой практике вещь, эти фальшивые авизо.

Как этот процесс реализовывался на самом деле? В этом процессе участвовали ряд банков, которые тогда было очень просто зарегистрировать – буквально за неделю-другую. Особенно в плане быстрой регистрации банков прославилось Грозненское территориальное управление ЦБ в Чечне, которое за тот период несколько раз было реорганизовано и воссоздано. Это управление легко и быстро выдавало новые лицензии для банков, и эти банки, возникнув в какой-нибудь избе, начинали слать авизо – уведомление о совершении платежа в пользу клиента какого-либо нормального московского банка, у которого фирма-однодневка под видом клиента открывала счет. Вот в ее адрес и шел из какого-нибудь грозненского банка платеж миллионов на 30-50 долларов, и об этом отправлялось прямое авизо. Получив это авизо, филиал московского банка зачислял эти деньги на счет фирмы-клиента и посылал встречное авизо, после чего бухгалтерски свою часть операции закрывало. Обычно в Грозном этих встречных авизо не дожидались и регистрировали банк уже в другой избе. При этом проверять наличие реальных денег в банке никому в голову не приходило, т.к. банковские работники советской эпохи привыкли, что раз авизо пришло, то и деньги будут. На этой простой комбинации были реально похищены по некоторым оценкам до 200 млрд. долларов. Это экспертные оценки, они, возможно, завышены, но хищения на сумму 3 млрд. долларов были подтверждены документально. Подобные мошеннические операции проводились не без участия работников ЦБ, было несколько громких дел, посадили начальника московского РКЦ. Но факт остается фактом: в мировой экономической практике не было подобных прецедентов, когда одним из дополнительных факторов инфляции указывались операции с фальшивыми авизо.

Что еще было унаследовано современной российской платежной системой от советской платежной системы – это ведущая роль Центрального Банка в платежной системе. Сейчас все коммерческие банки обязаны открывать корреспондентские счета в ЦБ, его подразделениях и филиалах, расчетно-кассовых центрах, и через них проводится сейчас более 60% всех платежей и расчетов, причем год назад эта доля составляла порядка 80%. Т.е. сейчас реально началось сокращение доли участия ЦБ и его расчетной системы в общем платежном обороте России – за счет других межбанковских систем.



Система расчетно-кассовых центров – это достаточно жесткая и инертная система, тем не менее, охватывающая всю страну. Она как бы является корреспондентом всех остальных корреспондентов, т.е. она поддерживает корреспондентские отношения со всеми банками в обязательном порядке, а между своими подразделениями и филиалами уже осуществляет квитование, либо зачет взаимных требований, либо физические платежи по механизму межфилиальных оборотов.

Третьим наследием от советской платежной системы является специальная система военно-полевых учреждений, которая существует до сих пор. Надо сказать, что такого рода системы существуют во всех странах, в том числе и в США.



Как в мире происходят расчеты между банками. Основой является корреспондентская сеть, при этом в Центральном Банке обычно хранят только резервы, и они не играют ведущей роли в платежной системе, как правило. Однако не стоит преуменьшать роли ЦБ в платежной системе, они предоставляют услуги своей расчетной сети для организации на ее базе того или иного расчетного бизнеса. Часто ЦБ проводит клиринг чеков - в Великобритании, в частности, или предлагает услуги своей расчетной системы на коммерческой основе для, например, годового урегулирования сальдо по корсчетам – так называемый annual settlement. Эта процедура достаточно часто осуществляется при участии ЦБ и его деньгопроводящей системы. Также ЦБ участвует в инициации корреспондентских отношений – это обмен любезностями и альбомами подписей, начало совместной жизни. Для этого нужен определенный уровень доверия, особенно для того, чтобы эти корреспондентские отношения были симметричными и для того, чтобы со стороны вашего корреспондента не предъявлялись требования держать на счету огромный неснимаемый остаток – только в этом случае он соглашается осуществлять урегулирование ваших платежей для ваших клиентов. Поэтому, для того, чтобы корреспондентские отношения были с самого начала равноправными и неубыточными для одной из сторон, чтобы лишние средства не отвлекались от оборота, требуется некая изначальная степень доверия, которую может обеспечить в качестве посредника ЦБ – он достаточно хорошо должен знать банки на подведомственной территории. Особенно в тех странах, где ЦБ осуществляет надзорные функции. Поэтому для инициации коротношений ЦБ и его расчетно-корреспондентская сеть полезны, хотя в большинстве стран с обязательным ведением коротношений с ЦБ они действуют только для уплаты обязательных резервов.

Вообще, расчеты как таковые – это хорошо развитый бизнес, расчеты делятся на два крупных подраздела:



  1. Валовые расчеты.

  2. Клиринговые расчеты.

Валовые расчеты отличаются от клиринговых прежде всего тем, что при валовых расчетах каждое платежное поручение, каждая трансакция исполняется по отдельности. При этом различают валовые расчеты в режиме реального времени, и валовые расчеты с отсрочкой исполнения платежа – т.е. накапливается некоторый объем расчетных документов, и они исполняются пулами. Примерно так в Москве работает проводящая платежная система: накапливает определенное число платежных документов и исполняет их 4 рейсами в день через расчетную сеть ЦБ.

Клиринговые расчеты – основаны на клиринге, т.е. на зачете взаимных требований, каждая трансакция по отдельности не исполняется. Обрабатываются все трансакции, но исполняются только сальдированные – т.е. те, которые не удается зачесть путем погашения встречных требований контрагентов. Сейчас в России несколько специализированных небанковских кредитных организаций - клиринговых учреждений, имеющих соответствующие лицензии, которые зарабатывают только на этом. Кстати, после кризиса этот бизнес стал несколько развиваться, поскольку агенты стали опасаться за сохранность своих денег и стали готовы платить просто за расчетные услуги. Раньше отношение к банкам было такое, что если туда кладутся деньги, то банк должен за это приплачивать, и к тому же бесплатно осуществлять расчеты в пределах предоставленной суммы. Сейчас отношение меняется: взамен на то, что клиент знает, что отправленные им в банк деньги свободны от каких-либо других рисков, кроме как прохождение по проводящей системе, не могут быть выданы в кредит, помещены в ценные бумаги или иные финансовые инструменты, - за эту гарантию сохранности денег клиенты готовы платить проводящей системе и клиринговому учреждению за проведение расчетов.

Клиринг межбанковских платежей в пределах депонированных остатков – это основной доход учреждений, причем не от комиссии за операции, а от депонирования этих свободных остатков, оставшихся после клиринга. Но все больше и больше учреждений отказываются от этих действий, заявляя клиентам, что после клиринга никуда не размещают их деньги.

Впервые модель международного клиринга была предложена Кейнсом в 1943 году. Сейчас в России примерно 600-700 банковских учреждений участвует в клиринговых палатах, системах, имеют свои небольшие межбанковские сети в рамках соглашения о кредитовании в пределах ночного овердрафта. Сильно подорвал доверие к клирингу крах известной клиринговой площадки – «Кассового Союза» в 1993 году. Кассовый Союз, объединявший в себя более 200 банков, в основном ведущих банков московского региона, находящийся в мэрии, с треком рухнул, поскольку «заигрался» с размещением остатков с одной стороны, и пробил себе право безакцептного списания со счетов своих членов тех платежей, которые требовались. Несколько мошеннических операций крупных банков в итоге развалили эту систему. Началось типичное домино, потом стали разбираться, платежи остановились, Кассовый Союз рухнул, ряд товарищей сбежали с деньгами. Т.о. эта ситуация подорвала доверие к подобным частным независимым расчетным площадкам, и это бизнес особого развития в России с тех пор не получает – только на уровне межбанковских междусобойчиков.

Тем не менее, в большинстве стран мира клиринг представляет собой высокоразвитый частный бизнес, независимый, но контролируемый либо Минфином, либо Центральным Банком, либо специальным надзорным органом. Зачастую в той или иной из конкурентных сетей ЦБ все же участвует, либо как акционер, либо предоставляя свои расчетные возможности, каналы связи, информацию об участниках рынка. В общем, так или иначе это бизнес аффилирован с ЦБ, хотя далеко не весь и далеко не всегда. Во Франции 104 специальных клиринговых палаты, в 102 их них в качестве акционера или совладельца участвует Банк Франции.

Есть частные клиринговые системы, которые нужно знать – это похожие на закуску:

CHAPS – английская клиринговая система – Clearing House Automated Payment System.

CHIPS – американская клиринговая система - Clearing House Interbank Payment System.

Они действуют внутри страны, но в них действуют банки всего мира, если надо произвести расчеты с английскими или американскими партнерами. Они все имеют шлюзы – взаимодействуют между собой, но выполняют роль обеспечения расчетов именно внутри региона, страны.

Также есть крупная частная система SAGITTAIRE – крупнейшая французская частная клиринговая система. Zen Grin – соответствующая система, которая поддерживается ассоциацией японских банков. Это частная клиринговая система, которая существует в Японии. Есть крупные клиринговые системы, полностью являющиеся государственными или находящиеся под контролем ЦБ. Это в первую очередь SIC (Swiss Interbank Clearing) – швейцарская система клиринговых платежей, находящаяся под эгидой Банка Конфедераций – швейцарского национального банка. И две крупные системы валовых расчетов, действующие на основе системы Центральных Банков: это японская BOJ-NET – сеть Банка Японии, существует наряду с Zen Grin, но осуществляет валовые расчеты, и Fedlbire – американская система, самая старая государственная система валовых расчетов, созданная Федеральной Резервной Системой на основе 12 крупных расчетных центров в каждом резервном банке, работает с конца 19 века. Также есть валовые частные платежные системы, из крупнейших – ACCESS, это английская система, крупнейшая расчетная система Великобритании, которая поддерживается тремя крупнейшими английскими банками – "большой тройкой", это National Westminster, Lloyds’ и Middle Bank (куплен китайцами). Не так давно к ним присоединился четвертый крупнейший банк – Barclays’, который до этого пытался развивать свою платежную систему по Великобритании. К валовым частным системам также относятся Cirrus Maestro – испано-франко-швейцарская система, BANCOMAT – частная трансъевропейская система электронных валовых платежей, Cityplus – возникла на основе расчетной системы CityCorp., сейчас она трансъевропейская, но первоначально возникла в Бельгии. Одна из новых систем – евроклиринговая система, возникшая на базе Центрального Европейского Банка во Франкфурте, - TARGETT, принадлежит странам-участницам еврозоны, сделана на базе SWIFT и находится в здании Центрального Европейского Банка во Франкфурте.

Т.о. развит бизнес по осуществлению как валовых, так и клиринговых расчетов, причем клиринговые расчеты стоят дороже – они дольше проходят, т.к. дольше время накопления. Итак, платежные системы бывают валовые, клиринговые, частные, получастные и нечастные. Вообще клиринговые палаты чаще делаются частными, т.к. это действительно бизнес, услуга по оптимизации расчетов. Кроме того, при клиринговых расчетах не требуется депонировать все те средства, на которые требуется проводить платеж, т.е. лимит остатков, которые необходимо держать в системе, ниже. Но клиринг дороже, поэтому это частный бизнес, и чаще всего клиринговые палаты находятся в ведении банковских ассоциаций, банковских органов, как, например, в Японии. Кстати, CHAPS и CHIPS тоже находятся под эгидой банковских ассоциаций соответствующих стран. Еще есть система Mr. Cash, развитая в Европе, изначально бельгийская.

Теперь про банкоматы. Перечисленные выше электронные системы – это в основном системы расчетов между банками, хотя те же сети ACCESS, BANCOMAT, Cityplus, Cirrus Maestro имеют достаточно большой объем наличного бизнеса, т.е. рассчитываются, выходят на наличные деньги. Наличные электронные операции – это одна из инноваций послевоенного банковского бизнеса, даже последних 30 лет банковского бизнеса, которые появились и начали широко распространяться. Первые банкоматы появились в 60-е годы во Франции на базе телефонных автоматов: телефонные компании придумали вешать еще один ящик и выдавать там деньги, что позволило им отказаться от практики приема чеков в оплату за телефонные разговоры (с чеками много возни, Франция же – континентальная страна, там чеки были не так глубоко укоренены, поэтому телефонные компании и мучались: вводили предоплату за телефонные разговоры, чеки – звонишь телефонистке, называешь номер чека, она проверяет уплату и после этого соединяет). Телефонные компании придумали автоматы, сразу поглощающие деньги, и рядом вешали ящик для этих денег – обналичивание происходило с первых телефонных карточек. Так появились первые банкоматы, и больше всего они на сегодняшний день распространены в США, на втором месте Япония.

Далее идет описание материала на таблицах. Таблица сравнительных затрат для потребителей на получение наличных в банковском автомате и в обычной кассе при речном пересчете и ручной обработке (через операционистку). Во всех основных системах, как в Англии, так и в США, гораздо дешевле оказывается получать деньги в автоматической кассе, в банкомате, чем в ручной кассе. Статистика по банковским автоматам по разным странам. Меньше всего банкоматов среди развитых стран в Испании и в Бельгии, больше всего – в США и в Японии, также, как и количества сетей, которые эти системы электронных расчетов, включающих наличные операции, реализуют. Практически все электронные валовые системы расчетов выходят на наличный рынок, т.е. эти системы нужны в том числе и для наличных расчетов. Больше всего сетей с США – 125, в Японии – 61. Нужно отметить, что есть некая корреляция: чем более развита в стране сеть банкоматов наличного оборота электронной платежной системы, тем обычно меньше средний размер одной трансакции. В США средний размер одной трансакции – 25 долларов, а наименьший показатель среднего размера одной трансакции в электронных системах наличных расчетов в Израиле: там через банкомат или карточкой расплачиваются по любой мелочи. Здесь речь идет о дебитных карточках, поскольку в подобных системах расчетов все карточки предоплачены, поскольку это расчетные карточки. Но кредитные карточки тоже имеют возможность быть обналиченными, кстати эта смешанная услуга, когда на кредитную карточку вешаются логотипы электронных платежных систем, позволяет использовать кредитную карточку в банкоматах этих систем. Но эта операция невыгодна, т.к. взимается совершенно бешеная комиссия, это делается только в случае крайней необходимости наличных. Эта операция невыгодна и для самого банка, т.к. ему в этом случае необходимо давать подкрепление, поэтому банк берет с клиента, совершившего подобную операцию, по полной программе. В итоге, при большом развитии сетей банкоматов издержки банков на проведение электронных наличных платежей стали даже меньше, чем на содержание операционных касс, касс пересчета. В Японии, например, банкоматы уже дошли до монет – можно получить или положить на депозит до 1 йены. Но большинство банкоматов отделения для монет не содержит – это невыгодно.

Нужно отметить, что есть два вида банкоматов. Первый – это ATM, или Automatic Tele Machine – машины по выдаче денег, банкоматы этого типа дешевле, они фактически выполняют только одну операцию – инкассирование кассы, т.е. снятие денег. Второй вид – более продвинутый, это автоматические банковские кассы, которые выполняют уже больший объем операций: переводы, валютообменные операции, депозиты, возможности дилинга (в Австрии можно в режиме on-line поиграть на курсах валют, но это дорого и себя не оправдывает, делается в рекламных целях). В основном во всем мире оправдали себя АТМ, т.е. банкоматы по выдаче денег.

Обилие платежных сетей создало проблемы в мире: проблемы расчетов, обмена информацией, международная корреспондентская сеть банков, постоянное шлюзование из одной сети в другую отнимало время и удорожало переводы, делало операции нетехнологичными и неудобными. Поэтому международные операции банков требовали создания единого стандарта, в 1973 году такой стандарт возник и получил название SWIFT. Эта аббревиатура расшифровывается как Society Worldwide Interbank Financial Telecommunications. Важно понять, что это не расчетная или платежная система, это не клиринговая палата. SWIFT – это межбанковская система обмена информацией, плюс соответствующие сетевые каналы связи. Аналогом SWIFT (в общем то, системы коммуникаций) может являться телефонная сеть. Нельзя сказать «у банка платежная система - SWIFT», можно сказать, что многие платежные системы (сейчас практически все основные) используют в своей работе возможности SWIFT.

Из чего состоит телекоммуникационная система SWIFT? Сейчас она состоит их четырех крупных суперкомпьютеров, так называемых коммутаторов: один находится в США, второй – традиционно, в Брюсселе, поскольку система была создана в Бельгии (примерно 180 банков собрались, скинулись и создали эту систему в 1973 году), два коммутатора находятся в Германии, и еще один, резервный коммутатор, он же резервный центр управления всей системой, находится в Нидерландах. На каждую страну - члена системы приходится обычно по одному суперкомпьютеру – концентратору, который выполняет диспетчерские функции на территории этой страны или региона. Вообще SWIFT - это акционерное общество открытого типа, принадлежащее банкам – членам SWIFT. Поэтому вступая в SWIFT, банк, помимо того, что приобретает сертифицированное оборудование, программное обеспечение, как минимум покупает одну акцию SWIFT. В дальнейшем количество акций ему присваивается в зависимости от трафика: чем больше сообщений проходит через банк, тем большее число голосов он получает на общем собрании акционеров SWIFT, т.е. это не зависит от первоначального взноса. Ежегодный членский взнос един для всех банков – членов. Единая стандартизация сообщений обеспечивается единым стандартом ICO, в системе SWIFT очень высокая степень защищенности и очень удобная система кодировки. Это очень продвинутая технология, которая многократно дублируется на всех этапах. Т.е. очень высоки информационная надежность, защищенность системы, и удобство в обращении. У каждого банка – члена системы есть свой бид – банковский инвестиционный код, только не как у нас – девятизначные, а буквенные четырехзначные: четыре буквы или столько же цифр. Можно использовать либо цифровой, либо буквенный код. Например, SWIFT-код Внешторгбанка: VTBRRUM – код VTBR, RU Россия, М Москва. Буквы кода в системе SWIFT не могут быть ни у одного другого банка в мире, т.е. наличие этого логотипа в поле отправителя или получателя однозначно определяет адресата. Указывается или нет далее номер филиала – это зависит от того, сколько у банка SWIFT. Если у банка один SWIFT–терминал, то филиалы не указывают, сколько бы их фактически не было. Т.е. SWIFT–код – это индикатор машины. Внутри банка, если он многофилиальный, есть своя расчетная система, использующая аналог межфилиальных оборотов, SWIFT - для межбанковских расчетов.

Аналогичные коды используются для валют, эти обозначения всем хорошо известны. Эта система SWIFT работает 365 дней в году, 24 часа в сутки, и сообщение, передаваемое по системе, представляет собой поле и подразделяется по категориям, т.е. в сообщении 7 полей для заполнения, есть 70 типов сообщений семи категорий, и 4 раздела в каждом поле. В общем то, как там все на самом деле – знает только Тырышкин.

Т.о. всего 70 комбинаций, т.е. 70 типов сообщений, которые делятся на 4 типа, и основная информация группируется по блокам. Скорость криптографических модемов с полной шифровкой: сейчас обычное сообщение передается в течение 10 минут (еще год назад – в течение 20 минут в любую точку света), срочное сообщение, которое оплачивается по срочному тарифу, доходит в течение 1 минуты в любую точку света. За 20 лет (с 1973 по 1993 год) количество передаваемых сообщений увеличилось в 1000000 (миллион) раз, сейчас через SWIFT проходит примерно от 3,5 до 6 млн. сообщений в день на общую сумму примерно 2 – 3 трлн. долларов. Это означает, что в основном по SWIFT ходят крупные сообщения. Т.е. средний объем одного сообщения – 300 млн. долларов. Сейчас в мире 6600 членов SWIFT. Это практически все основные банки. Есть система расширенного доступа – например, ММВБ первая подключилась из небанков к SWIFT и стала продавать системы непрямого доступа, т.е. через свой терминал. Но этот выход – через шлюз, т.е. возможности самому войти у клиентов, использующих совместное подключение, нет. Т.о. кодов и прямых участников расчетов в системе SWIFT - 6600. Россия находится на первом месте по числу банков – членов SWIFT. У нас 234 банка напрямую подключены к SWIFT. Это связано с тем, что на определенном этапе стало модным иметь систему SWIFT, несмотря на то, что в 1995 году, например, подключение стоило более миллиона долларов, и ежегодный взнос для российских участников составлял порядка 300000 долларов. Сейчас, для сравнения, взнос упал в 5 раз: чуть более 200000 долларов нужно заплатить, чтобы подключиться к SWIFT, и 40000 составляет ежегодный взнос для одного порта. Но, тем не менее, именно в 95-98 гг. произошел экспоненциальный рост числа банков, подключенных к SWIFT, многие покупали просто для того, чтобы показать, что тоже крутые. Тратили огромные деньги, причем для банка с трафиком, измеряемым десятками миллионов долларов ежедневно, окупаемость стандартного пакета SWIFT с учетом дополнительных комиссий, членских взносов и комиссий на каждое сообщение, будет все равно от 4 до 5 лет. Это дорогое удовольствие, и это единственный факт, сдерживающий развитие SWIFT.

Количество сообщений Клиентов, переданных в 1999 г. через терминальный комплекс S.W.I.F.T. Расчетной палаты ММВБ с использованием совместного подключения (Shared Connection)



В России, несмотря на то, что у нас больше всего банков, подключенных к SWIFT, и притом, что практически 100% международных расчетов происходит сейчас через систему SWIFT, а также 40% внутренних расчетов между банками (они уже и между собой начали по SWIFT рассчитываться – поэтому и сократилось количество платежей за обслуживание системой РКЦ, т.е. расчетно-платежной системой ЦБ), так вот несмотря на все это российский трафик составляет примерно 0,6% от мирового трафика в системе SWIFT. Т.е. это капля в море, а банков больше всего.

Основные конкуренты у системы SWIFT - это старая система телекса с ее ключами, телетайпной связью, и система Internet. Телекс и морально, и физически, и по скоростям, и по стоимости устарел по сравнению со SWIFT, хотя оборудование стоит дешевле. Что касается Internet, то конкурентом SWIFT он не может стать из-за вопросов безопасности доступа к информации о межбанковских платежах. Поэтому SWIFT по совокупности своих параметров остается внеконкурентной системой обмена информацией и телекоммуникаций между банками и другими участниками финансовых рынков, и наблюдаются тенденции к его быстрому росту.

Платежная система Центрального Банка, несмотря на бурное развитие SWIFT, остается все же основной в России. До сих пор действует более 1200 расчетно-кассовых центров по стране, т.е. эта система по охвату находится вне конкуренции. Учитывая, что у нас сейчас около 1300 кредитных организаций и около 5000 филиалов, считая вместе со Сбербанком и полуобанкроченным Агропромбанком, без расчетно-кассовой системы ЦБ обслужить весь этот платежный оборот будет невозможно. Поэтому эта платежная система остается основной. Она осуществляется на базе валовых расчетов. Примерно три года назад была попытка создать клиринговую систему расчетов, и эту систему ЦБ запустил в действие; но все кончилось банально: спутник ЦБ, специально запущенный для обслуживания клиринговых расчетов, упал в море (это был крупнейший страховой случай начала 1998 года). Новый спутник ЦБ не стал запускать, и проект по внедрению в России на базе деньгопроводящей системы ЦБ системы клиринговых расчетов завис. Поэтому пока через РКЦ осуществляются валовые расчеты, наблюдаются лишь некоторые элементы «доморощенного» клиринга, их пытаются осуществлять на базе оптиковолоконных линий. С 1996 года ЦБ подключился к SWIFT. Но пока на базе SWIFT платежная система ЦБ не реализовывается. Кстати, первым российским банком, подключившимся к SWIFT, был не ЦБ, а Внешэкономбанк – в 1989 году, т.е. за 7 лет до ЦБ.

В России наблюдается такая специфическая система расчетов, как неплатежи. Это действительно уникальная в международной практике ситуация, такой системы взаимного кредитования субъектов финансово-хозяйственной деятельности, как неплатежи, с мире не существует. Объем неплатежей в России огромен, сейчас он составляет более 1561 млрд., или более полутора трлн. деноминированных рублей. Это составляет порядка 40% ВВП. Это беспрецедентный объем, причем с 1992 года до настоящего момента этот объем в реальном выражении непрерывно рос. В текущим году наметилась тенденция к его снижению, связанная с позитивной динамикой ВВП, некоторым промышленным ростом и увеличением доли живых денег в обороте. Реально неплатежи остаются крупнейшей проблемой экономики, из-за этого не реализуются структурные реформы, нарастает долговая зависимость, поскольку бюджет не может собирать налоги с неплатежей как с формы расчетов. В то же время для участников экономической деятельности, для предприятий существование неплатежей становится выгодным, поскольку позволяет уменьшить налоговую базу. Тогда мы договариваемся с контрагентом накапливать взаимную просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность на счетах, т.е. заводы дымят, товарообмен идет, а платежей нет – накапливается задолженность. А поскольку начисление налогов происходит на реализацию, то начисления не происходит, т.к. реализация не показывается. Т.о. непроявление этих платежей – это фактор внутренней заинтересованности для предприятий, т.к. невозможно обычными путями рассосать тот тромб, который уже образовался. Это почти половина ВВП, таких денег просто нет в экономике. Кроме того, если теоретически предположить, что все эти задолженности вдруг сейчас будут погашены предприятиями друг другу, то хотя бы 20% от полутора трлн. (НДС) составят 400 млрд. – таких живых денег заплатить просто невозможно, у нас вся денежная база меньше. Поэтому само по себе это не рассосется, нужно либо разделение балансов, либо мягкая реструктуризация задолженностей по налогам, либо долевое отношение сумм задолженности к недоимке. Сами по себе неплатежи рассосутся только в случае гиперинфляции.



Неплатежи, согласно российской статистике, стали возникать с 1992 года, причем финансовой статистике МВФ пришлось вводить новые графы и понятия, как тот объем неплатежей, объем накопленной просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в экономике. До этого иностранным специалистам по финансовой отчетности из МВФ подобные понятия, относящиеся к экономике в целом, были незнакомы.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница