Лекция №2 по предмету «Основы духовности» Тема: Духовность и экономика, политика, право, идеология, их взаимоотношение, место в жизни общества




Скачать 177.55 Kb.
Дата30.06.2016
Размер177.55 Kb.
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК №
Лекция №2 по предмету

«Основы духовности»

Тема: Духовность и экономика, политика, право, идеология, их взаимоотношение, место в жизни общества
Лектор: кандидат философских наук,

старший преподаватель Атамуратова Ф.С.

Ташкент 2015

2 – тема: Духовность и экономика, политика, право, идеология, их взаимоотношение, место в жизни общества.

План:

  1. Понятия экономика и рыночная экономика. Собственный путь развития Узбекистана.

  2. Взаимосвязь экономики и духовности.

  3. Духовность и политика – общественные явления, их отличие, взаимосвязь, социальные функции.

  4. Духовность и право, их взаимоотношение.

  5. Духовность и идеология, их полная взаимосвязь.

1. Все сферы развивающегося человеческого общества между собой. В обществе, основанном на высокой духовности, быстро развивается и экономика. Всем членам общества создаются необходимые условия для реализации возможности жить в достатке и согласии. Если в обществе преобладает низкая духовность, если в нем процветают воровство, коррупция, взяточничество, насилие и беззаконие, то необходимые для развития экономические условия имеются только для небольшой части людей. Они обеспечивают себе высокий уровень жизни, остальные же члены общества обрекаются в таких условиях на бедность, нужду, что в конечном итоге может привести к общественной нестабильности и беспорядкам.Таким образом, высокий духовный потенциал позволяет создать необходимые условия для бурного развития экономики.

Что такое экономика? Это совокупность производственных отношений в определенной общественной системе. Процесс производства материальных продуктов человеком и отношения, которые возникают при этом, изучает экономическая наука. Абу Али Ибн Сина, характеризуя науки, относил экономику к числу практических наук, изучающих сферу ведения хозяйства. Абу Абдуллах Аль-Хорезми, который в средние века занимался характеристикой наук, также причислял народную экономику к числу практических философских наук, служащих хозяйствованию.

Абдулла Авлони в своем произведении «Туркий гулистон ехуд ахлок» («Тюркский расцвет, или нравственность») отмечал, что экономикой называются цены таких благ, как деньги и товар (вещь).

Рост производства и взаимосвязей между людьми и странами порождают рыночные отношения. В Средней Азии рыночные отношения формировались уже в древние века. Как свидетельствуют исторические документы, тысячи лет назад торговцы Бухары и Хивы доставляющие людей товары и вещи в Индию и Китай, Россию и Западную Европу. Убедительным примером развития рыночных отношений в Средней Азии в древние времена может быть Великий шелковый путь. Азиатский способ производства, возникший в регионах поливного земледелия, зиждился на первоначальных формах рыночных отношений: на свободной торговле, обмены товарами. По этому, страны Востока в своём развитии сначала ушли далеко вперед. Торговля, товарно – денежные отношения развивались быстро, в той степени, в какой позволял рынок того времени (существование между Индией и Вавилоном торговых связей и судоходство за 2,5 тысячи лет до. н. э, а также наличие Великого шелкового пути подтверждает эту мысль).

В чем же сущность рыночной экономики? Рыночная экономика – историческая форма хозяйствования, основанная на многоукладной форме собственности с преобладанием частной. Рыночная экономика обозначает, в первую очередь, производство продукции с учетом перспектив общения, переговоров, заключения торговой сделки, определения цены, вывода цифр и резюме, удовлетворяющих другую сторону. Основное условие и требование рыночной экономики – это производство продукции как можно большого количества, как можно лучшего качества, как можно более конкурентоспособной.

Экономика развивается только на основе свойственных ей законов. Непризнание, нарушение законов рыночной экономики могут привести ее к тяжелым последствиям. Например, на протяжении более 70 лет в бывшем Союзе предпринимались попытка создать экономику, не имеющую никакого отношения к рыночным законам. Это очень дорого обошлось народу в тоталитарной системе.

После приобретения независимости перед Узбекистаном остро встал вопрос, каким путем должна идти дальше суверенная республика. Глава нашего государства Ислам Каримов пришел к твердому убеждению о том, что дальнейший путь независимого Узбекистана – это путь рыночных экономических отношений. Однако была и другая проблема, какой путь рыночных отношений наиболее целесообразен для нас, какой опыт мы должны выбрать для нашего перспективного развития. Это был трудный вопрос. Ведь переход на рыночные отношения в Англии осуществлялся на протяжении 200 лет, в других странах – в течении 100-150 лет, в Японии и Корее - 20-30 лет. Нам предстояло осуществить такой переход в значительно более короткие сроки.

Переход на рыночные отношения – это требование времени. Узбекистан – страна с большими возможностями. На этой земле имеются огромные природные богатства, плодородные поля, могучий экономический, научно-технический, человеческий и духовный потенциал. Уже в самом начале необходимо было решить, каким путем нашей независимой республики можно будет быстрее всего перейти на рыночные отношения для того, чтобы, обобщив и применив накопленный в мире передовой опыт, обеспечить благополучное будущее своего народа.

Под руководством руководителя нашей страны был разработан свой путь развития, который взял название «узбекская модель развития». Избранной для Узбекистана собственной путь нацелен на формирование социально ориентированной рыночной экономики, в наибольшей мире отвечающей интересам, условиям и особенностям республики.

На выбор собственного пути развития оказали влияние следующие факторы:


  • особенности национально - исторического образа жизни, обычаев и традиций

  • исламская религия

  • демографический фактор

  • многонациональный состав

  • благоприятное геополитическое расположение

  • хорошие природно - климатические условия

  • необходимость введения собственной валюты

  • особенности общего сознания и национальной психологии.

Концепция, основанные принципы и требования этого пути всесторонне изложены в книгах, речах и докладах Президента И.Каримова: « Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы, безопасности, условия и гарантии прогресса», «Узбекистан устремленный в XXI век», «Наша цель – процветание Родины, дальнейшее повышение благосостояния народа».

Сущность собственного пути развития раскрывается в пяти принципах, разработанных и выдвинутых Президентом Республики Узбекистан Каримовым. К ним относятся:



  1. Экономика должна преобладать над политикой и должна быть свободной от идеологии.

  2. Государство выступает главным реформатором.

  3. Обеспечивается приоритет закона, т.е. выше всего ставится соблюдение закона и законодательных актов.

  4. Осуществляется сильная социальная политика.

  5. Переход на рыночные отношения реализуется последовательно, поэтапно.

Следует помнить, что в процессе формирования развитой рыночной экономики основной целью всех наших реформ – и экономической, и демократической, и политической – является создание необходимых условий для обеспечения человеку достойной жизни и деятельности. Отличает «узбекскую модель» от других моделей и то, что это не только путь экономического развития, но и модель национального возрождения и социального прогресса страны в широком смысле. Она включает в процесс коренной реконструкции наряду с экономикой государственного строительство, социальную сферу и культуру, все отрасли общественной жизни.

Модель экономических реформ в Узбекистане предлагает коренное преобразование экономической системы путем создания организованной рыночной конкуренции при обеспечении относительно безболезненного характера этого перехода. Основная линия национальной модели экономических реформ в Узбекистане – это формирование организованных конкурентных рынков.



2. Экономика и духовность тесно взаимосвязаны между собой. Без духовности экономика не сможет подняться на более высокую ступень, а без экономики – духовность. Сильно ошибаются и заблуждаются те, кто считает, что сначала надо решить экономические вопросы и задачи, а потом заняться духовностью. Чем выше экономическое развитие страны, тем выше уровень духовности и просвещенности ее граждан. Страна обладающая высокой духовностью и развитым просвещением имеет и могучую экономику. Следовательно, просвещенный человек с высокой духовностью глубоко чувствует возложенную на него ответственность перед страной и своим народом.

Некоторые люди утверждают, что в условиях свободной рыночной экономики нивелируется значимость духовно-просветительских и нравственных ценностей, культура превращается во второстепенную вещь, а общество обречено на духовную нищету. Нельзя подобным образом противопоставлять свободную рыночную экономику и духовность. Наоборот, они дополняют и обуславливают друг друга, потому что только духовно здоровое, сильное общество бывает готовым к реформам.

В условиях свободных рыночных отношений выбор экономического направления, экономическое становление и экономическое развитие осуществляются одновременно с духовным оздоровлением, духовным очищением и духовным возрождением нации.

3. В политической жизни, социально – политическом и экономическом развитии общества политика и политические отношения играют важную роль. Любое государство, независимо от его характера и типа, осуществляет политическую деятельность при решении социально – экономических, политических и иных проблем общества. Следовательно, невозможно представить общество без политики. С помощью политики, значение которой все более возрастает, обеспечивается развитие общества, изменяется его характер и т.д.

При анализе политики как общественного явления следует иметь в виду, что в обществе со сложной структурой при наличии публичной власти в лице государства трудно найти явления, процессы и события, абсолютно свободные от политических влияний, поскольку большинство явлений процессов и событий связано с интересами тех или иных социальных групп и слоёв, борющихся за государственную власть.

Возникновение политики тесно связано с возникновением государства и политических отношений. С древних времён многие представители социально – политической мысли занимались вопросами политики как общественного явления, старались определить её место и роль в жизни общества, социальных групп, партий и государства, раскрыть её сущность, характер, особенности. И каждый из них давал своё определение политике.

Политика – от греческого слова «полис», означает процесс непосредственного занятия государственными и общественными делами.

В современной политической науке утвердилось такое определение: политика – это система отношений между социальными и национальными группами, слоями, различными общественно – политическими институтами по поводу завоевания, удержания, использования и укрепления государственной власти в обществе. Отсюда ясно, что политика представляет собой особую форму общественного взаимодействия по поводу реализации интересов, целей и потребностей определённых социальных групп, политических партий, движений и общественных организаций.

Политика, отражая интересы различных социальных слоёв, групп, нации, общества, тесно связана с внутренней и внешней жизнью каждого государства. Политика – сложное, многогранное понятие, в ней находят отражение экономические, социальные, культурно–идеологические, духовные интересы социальных групп, слоёв, политических партий и движений.

Обычно политика рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле политика охватывает проблемы, связанные с деятельностью политических партий, движений и организаций внутри государства. Политика в широком смысле – это отношения между нациями, социальными слоями и группами по поводу власти, а также отношения между государствами на международной арене. В широком смысле политика отражает объективное состояние общественной жизни, она охватывает социальные явления и процессы, происходящие в различных сферах жизни общества – политической, экономической и культурной.

Политика – это необходимость и одновременно потребность современного человека. Есть такое выражение: если современный человек не интересуется политикой, то политика, тем не менее, интересуется им. Сегодня нет человека, который мог бы сказать, что он находится вне действия политики. Даже в том случае, когда человек считает себя аполитичным, он вынужден признавать и уважать решения политических властей.

Исходя из характера политики, она подразделяется: на справедливую и несправедливую. Несправедливая, реакционная политика – это уходящая в прошлое политическая деятельность социальных групп и движений, которая направлена на сохранение устаревших, застывших порядков, сохранение строя, основанного на социальной несправедливости и гнёте. При этом она преследует и репрессирует прогрессивные, передовые силы, приводит к расчленению рядов, ослаблению воли демократических сил, замедляет развитие общества.

Справедливая, прогрессивная политика последовательно защищает коренные интересы народа. Такая политика служит средством решения насущных задач общественного развития. Справедливая политика-деятельность государственных органов, направленная на укрепление мира и безопасности народов, оздоровление международных отношений. Она способствует развитию мирного взаимовыгодного сотрудничества государств мира. Гуманный характер политики предполагает гармоническое сочетание, согласование и объединение общественных сил на основе общественного согласия.

По своему содержанию, целям и задачам политику можно разделить на два вида – на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает деятельность государственных органов, политических партий, общественных организаций и движений внутри данного общества. Она направлена на урегулирование отношений между различными социальными группами, нациями и реализацию целей и задач данных социальных общностей. Внутренняя политика в соответствии с родом деятельности делится на экономическую, социальную, культурную, образовательную, техническую, аграрную, национальную, кадровую, военную, экологическую, демографическую и т.п.. В свою очередь, эти направления политики делятся на подсистемы. Например, экономическая политика – на кредитно – банковскую, финансовую, ценовую, аграрную, налоговую политику и др.

Прежде всего внутренняя политика защищает национальные интересы того или иного народа. К числу национальных интересов прежде всего относится обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности, создание благоприятных внешних условий для нормального, всестороннего развития общества и налаживание взаимовыгодного экономического, культурного и научно – технического сотрудничества с другими народами и странами.

Внешняя политика – это комплекс действий, направленных на урегулирование, налаживание и укрепление отношений данного государства с другими государствами. По своей сущности и целям она также не бывает однородной. В зависимости от того, какова государственная власть и ее задачи, внешняя политика может миролюбивой или агрессивной.

Миролюбивая политика направлена на защиту коренных интересов своего народа, всех трудящихся мирового сообщества, оздоровление международных отношений, реализацию правил мирной жизни, укрепление мира, развитие сотрудничества с зарубежными странами.

Агрессивная политика – это деятельность, целью которой является разбой в мировом масштабе, создание паники смятения у других народов. Такая политика соответствует интересам реакционных групп. История свидетельствует, что властные круги, которые стремятся умножить свои богатства за счет других народов, ведут агрессивную политику против того или иного государства, нации, народа. Для реализации своей политики они широко используют насильственные методы, вооруженную борьбу, клевету, вымысел, ложь. К настоящему времени до неимоверных размеров выросли милитаризм и гонка вооружений, глобальной проблемой стал терроризм как средство реализации внешней политики. Эта политика сеет семена недоверия и вражды между народами и государствами, разжигает огонь войны.

Значит, политика – это, прежде всего, средство, предусматривающее достижение определенных целей в управлении государством, обществом, держащее в равновесии отношения между различными общественными группами и государством, между странами и народами, это средство разработки и осуществления экономических, социальных и духовных мер для удовлетворения потребностей определенного народа.

Республика Узбекистан стремится к созданию демократического правового государства. Как известно, демократия обозначает власть народа. Однако, в чем состоит ее истинный смысл, место, которое она занимает в развитии духовности, ее задачи в определении прав человека? Демократия проявляет себя через создание гражданами государственных органов управления, через обеспечение в стране прав человека. Она определяет характер отношений между государством и человеком. Демократия – особая форма организации политической системы, основанная на принципах свободы и равенства граждан. Демократия предусматривает подчинение меньшинства большинству, выборность основных органов государственной власти, наличие политических прав и свобод в обществе.

Но надо отметить, только тогда, когда граждане, наряду с умением защищать свои права, полностью осознают и свои обязанности перед обществом и государством в интересах будущего страны, демократия сможет реализовываться в ее прямом значении и выражать свою признанную мировым опытом сущность.

Демократия имеет две формы : представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т.е. выборные органы государственной власти и местного самоуправления. Непосредственная демократия - это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума).

Признаки демократического режима:

1. свобода личности в экономической сфере;

2. провозглашение и гарантии прав и свобод человека и гражданина;

3. подлинная демократия во всех ее формах;

4. разделение властей;

5. плюрализм в общественной жизни (мнений, общественных объединений и т.п.)

6. верховенство закона.

Если в государстве существует демократический режим, значит, в этом государстве граждане пользуются общепризнанными правами и свободами, а государство их не только признает, но и всемерно гарантирует и защищает. Кроме того, в таком государстве конституционно закреплено идеологическое и политическое многообразие, разрешена деятельность политических партий, они стремятся путем участие в выборах депутатов в высшие и местные органы власти с тем, чтобы как можно больше провести членов своей партии в органы власти. Как правило, победившие на демократических выборах политические партии имеют право формировать правительство и, таким образом, проводить свою политику.

4. Право-система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

Право тесно связано с государством и не может существовать без него, ибо именно государство порождает право и гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право. Но и государство не может существовать без права, так как лишится инструмента, с помощью которого регулируются общественные отношения.

Право неотделимо от справедливости. Еще в римском праве были записаны следующие предписания права: честно жить, другого не обижать, каждому воздать должное; право есть искусство добра и справедливости.

Мы стремимся построить демократическое правовое государства. Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где гарантируются права и свободы человека, а в основном организации власти положен принцип разделения властей.

К числу основных признаков правового государства относятся:

1. Господство права. Всех, кто находится на территории государства, подчиняются праву: граждане этого государства, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, должностные лица, органы государственной власти.

3. Верховенство конституции и закона. Конституция и законы облают высшей юридической силой в системе правовых норм государства. Все иные нормативно-правовые акты, которые издают различные государственные органы, не должны противоречить законам.

4. Соблюдение, защита и обеспечение прав и свобод человека. Права и свободы даны человеку от рождения, они неотчуждаемы. Речь идет прежде всего о праве человека на жизнь, свободу, неприкосновенность, безопасность и других правах и свободах.

5. Взаимная ответственность государства и гражданина. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же приделах ограничивает себя в собственных решениях.

6. Разделение властей. Чтобы не было сосредоточения власти в одних руках, необходимо обособить три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

7. Независимость суда. Суд, как и две другие ветви власти, должен быть независимым.

8. Эффективная работа правоохранительных органов. Если нарушены права и свободы человека или имеются угроза им, на помощь человеку должны придти правоохранительные органы.

9. Высокий уровень правовой культуры. Важнейший показатель правовой культуры - уровень правосознания в обществе. Правосознание - это совокупность правовых взглядов, в которых выражено отношение к праву, степень осознания необходимости выполнения требований закона.

5. Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество, нацию, государство.

История человечества есть история идей идеологий. Она свидетельствует о том, что существуют созидательные и разрушительные идеологии; на мировой арене постоянно противоборствуют противоположные силы: созидательные, благородные идеи возвышают человека, окрыляют его дух, антигуманные же идеи приносят народам беды и страдания. Идеология необходима каждому обществу. Без идеологии человек, общество, государство теряют ориентиры на своем пути. И если где-то возникает идеологический вакуум, то там, естественно, будет править другая, чуждая идеология. Как отмечал Президент И.А.Каримов, так же, как не может быть вакуума - пустоты в природе и в жизни, нельзя допустить возникновения пустоты в сфере идеологии. Это особенно важно в настоящее время, когда во всех областях человеческой деятельности, в том числе информационной, происходит процесс глобализации, стремительное проникновение любой информации, не признающей практически никаких границ. Поэтому сегодня идеологические полигоны обладают большой силой, чем ядерные.

Борьба за овладение новым «идеологическим пространством», за сознание миллионов людей становится все более актуальной. Существуют определенные политические силы, стремящиеся идеологическими средствами расширить сферу своего влияния; поэтому только сильная национальная идеология сможет защитить общество от таких поползновений. Ныне побеждает тот, чья идея сильнее, мысли убедительней, яснее и отражают кровные интересы народов, проживающих в стране.

На нынешнем этапе развитие человечества актуализируются принципы: идее необходимо противопоставлять только идею, с невежеством надо бороться только просвещением, и это является исторической необходимостью.

Любая идеология должна выполнять следующие основные функции:

- убеждать в достоверности определенной идеи;

- быть программой действия;

- организовать и мобилизовать людей на ее реализацию;

- воспитывать население в духе определенных идей;

- вырабатывать идеологический иммунитет;

Только при условии реализации этих функций идеология содействует достижению практических результатов.

Сегодня идеология национальной независимости Узбекистана по своей сути является системой идей, выражающей основные цели нашего народа, связывающей его прошлое и будущее, служащей достижению его вековых чаяний и устремлений. Она обеспечивает мир, стабильность и созидательную обстановку в независимом Узбекистане.

Постепенно понятие «идеология национальной независимости» глубоко входит в жизнь народов Узбекистана и занимает в ней особое место. Это, конечно же, продукт независимого, суверенного развития.

Главная цель идеология национальной независимости – объединять народ во имя великого будущего, пробуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, чувствовать постоянную ответственность за судьбу своей Родины, воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции, формировать высоконравственных и гармонично развитых граждан страны.

Идеология национальной независимости основывается на следующих принципах:

- верховенство законов;

- обеспечение фундаментальных прав и свобод человека;

- уважение к представителям различных национальностей, их культуре и национальным ценностям;

- религиозная толерантность;

- изучение и внедрение передового опыта других стран и народов и т.д.

Основные слагаемые идеология национальной независимости – это любовь и процветание Родины; мир и спокойствие в стране; благополучие народа; гармоничная личность; социальная солидарность; межнациональное согласие; религиозная терпимость.

Все это имеет место в нашей реальной жизни, является основой постепенного и поэтапного развития.



Используемая литература:

  1. Каримов И. «Узбекистан на пути к великому будущему» Т.: «Узбекистан», 1998.

  2. Каримов И. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса Т.: Узбекистан, 1992.

  3. Каримов И. Наша цель – процветание Родины дальнейшие повышения благосостояния народа. Т.: Узбекистан, 2000.

  4. Каримов И. Либерализация экономики – основа благосостояния. Т.: «Узбекистан овози», 2000.

  5. И.А. Каримов. Юксак маънавият – енгилмас куч. Т.: Маънавият, 2008.

  6. И.А. Каримов. Жаҳон молиявий – иқтисодий инқирози: Ўзбекистон шароитида уни бартараф этиш йўллари ва чоралари. Т.: Ўзбекистон, 2009.

  7. Каримов И.А. Узбекистан: национальная идеология, экономика, политика, идеология. Т.: Узбекистан, 1986, I – том.

  8. Каримов И.А. Основные приоритеты социально – политического и экономического прогресса Узбекистана. Т.: Узбекистан, 1995.

  9. Эркаев А. «Духовность – энергия независимости. Т.: «Маънавият» 1998.

  10. Жумабоев И.Ж. Тадбиркорлик ва маънавий камолот. «Иктисод ва хисобот», 1996, № 6.

  11. Зиёмухамедов Б. Маънавият асослари. Т.: Маънавият, 2000.

  12. Маънавият асослари. Маърузалар матни. Т.: 2000.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница