Лекция № Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общественный прогресс



Скачать 270.05 Kb.
Дата14.08.2016
Размер270.05 Kb.
ТипЛекция
Тема 1. Проблема системной трансформации в контексте перехода от позднеиндустриального к информационному обществу
Лекция № 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общественный прогресс.


  1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.

  2. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

  3. Социальные институты.

  4. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса. Виды инноваций.

Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется как в широком, так и в узком смысле.

В узком смысле общество представляет собой


  • группу лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих целей и интересов (общество декабристов, спортивное общество), в данном случае понятие «общество» является синонимом понятиям «союз», «организация», «объединение»;

  • определенный этап человеческой истории (первобытное, средневековое и т.д.), синонимами являются термины «этап», стадия», период»;

  • качественное состояние определенного этапа развития (аграрное общество, постиндустриальное и т.д.);

  • население страны, государства, региона (российское общество, европейское и т.д.).

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.

Философия определяет общество предельно широко как часть материального мира, которая обособилась от природы, но неразрывно c ней взаимодействует. B этом смысле под обществом понимают совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и c миром окружающей их природы.

Таким образом, общество - это часть мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная c ней и зависящая от нее. Обособление человека от природы произошло потому, что он, обладая сознанием и волей, способен сам организовывать и направлять свою деятельность. Природа же развивается по своим собственный законам. Человек выступает в качестве создателя культуры, т.е. «второй природы» (под культурой в данном случае понимается все созданное человеком, а не только духовные ценности). В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения, устанавливают связи. Они и составляют основу общества.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а так же связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Различают материальные отношения, которые складываются в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и независимо от него. А также духовные или идеальные отношения, которые формируются, проходя через сознание людей и определяются их духовными ценностями.

Природа воздействует на общество, ускоряя или замедляя его развитие. B то же время человеческое общество также влияет на природу, это влияние может быть и благотворным, и неблаготворным.

Философия определяет общество как систему целостную, динамическую, т.е. саморазвивающуюся. Система – это совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой, определённым образом взаимодействующих и образующих целое. И общество и природа являются взаимодействующими системами, составляя неразрывное единство.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учёными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами называются «промежуточные комплексы», более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Исходя из этого, сферой общества называется некоторый устойчивый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её функционировании.

Такой подход к изучению общества называется системным или структурно – функциональным.

Общество, как целостную систему можно представить в следующем виде:


социальная стратификация, семья, этнические общности

культура, религия, наука, мораль, образование


Социальная Духовная

сфера сфера

Экономическая Политическая

сфера сфера



политическая система, власть, государство, право, партии

производство, товар, потребление, распределение, собственность

Схема 1.
Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются экономическая, социальная, политическая, духовная деятельность.



Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или подсистемами общества. Каждая из этих сфер в свою очередь может быть рассмотрена как система, состоящая из определенных элементов.

  1. Экономическая сфера – это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общества, она также может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы.

Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди и организации).

  1. Социальная сфера – это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

  2. Политическая сфера – это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

  3. Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности – главный элемент духовной сферы – существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т.д.

Известно, что любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными подсистемами:

  1. обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Это является функцией экономической и политической сфер общества

  2. определение целей развития и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. Это функция политической сферы.

  3. координацию и регуляцию отношений внутри общества комплексно выполняют определённые элементы основных сфер жизни общества, в частности, экономические институты, государственные институты, идеология, воспитание, образование и т. д.

  4. обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей невозможно без согласованной деятельности основных сфер жизни общества. Так, если предлагаемые людям ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, безработица, снижение уровня жизни), они могут отказать такому обществу в поддержке, что может привести к дезинтеграции общественной системы.

Американский социолог Т. Парсонс попытался полностью разделить функции между отдельными подсистемами, входящими в общество. Он получил следующие результаты:
Структура общества как системы. Т. Парсонс.


Название подсистемы


Функции

подсистемы


Роль подсистемы


Экономическая


Адаптивная

(приспособление)



Связующее звено между обществом и природой, адаптация общества к потребностям в потребительских товарах

Политическая


Целеполагание

(установление целей)



Определение коллективных целей и мобилизация ресурсов на их достижение, принятие решений.

Социальная


Устойчивость и самосохранение

Поддержание устоявшегося образа жизни, передача норм, правил поведения и ценностей как важных факторов мотивации поведения личности.

Духовная


Интеграция

(объединение)



Интеграция общества, установление и сохранение связей солидарности между элементами общества

Только совместное функционирование всех сфер общественной жизни обеспечивает обществу состояние самодостаточности. Самодостаточность общества – способность своей деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

Общество обладает рядом признаков.


  1. Общество - это совокупность индивидов. Однако не всякая совокупность людей, объединенных общим интересом, является обществом (люди, стоящие в очереди, представляют собой совокупность, но не формируют общество). Для того чтобы превратиться в общество, совокупность людей должна обладать заинтересованностью друг в друге, которая дает возможность осуществлять интересы каждого и которая носит постоянный и объективный характер (у людей в очереди есть объективный интерес, но он не постоянный: купили товар – и разошлись).

  2. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Таким образом, люди достигают совместно целей, которые не могут быть достигнуты одним человеком.

  3. Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами (т.е. интересами отдельного человека) и интересами общими (т.е. интересами общества в целом). Общество регулирует общественные интересы, внедряя общеобязательные правила поведения.

  4. Общество обусловлено уровнем развития, традициями, религией и историческими реалиями, в которых существует данное общественное образование.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне - и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включённый в каждую из них. 3а противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Учёные стремятся к созданию модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в различных областях, компьютерные модели мира и др.

С точки зрения вариантов развития и изменения общества, можно выделить несколько вариантов их классификации. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентаций, образ мышления - особые и отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих»), устная информация преобладала над письменной. В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся, саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия имеет приоритет перед экономической. Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах «третьего мира» (Азия, Африка).

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научнотехнической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения

В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы: промышленный пролетаpиат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности.

Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственного влияния религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества. теоретические параметры этого общества были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации.

Социальные институты.

Для реализации своих функций общество формирует особые структуры - социальные институты. Под социальньпми институтамн понимают систему связей и социальных норм, с помощью которых направляются и контролируются действия людей в.сферах жизни общества с целью удовлетворения потребностей общества.

Социальный институт представляет собой:


  • ролевую систему, включающую нормы и статусы;

  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

  • формальную и неформальную организацию

  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

  • обособленный комплекс социальных действий.

Социальные институты обладают следующими чертами и свойствами:

  • установки и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, субординация);

  • символические культурные признаки (флаг, герб, крест, обручальное кольцо);

  • утилитарные культурные признаки (дом-семья, завод-производство, храм-религия);

  • устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

  • идеология (демократия-государство, любовь-семья, православие-религия).

К основным институтам общества относятся:

  • семейно-брачные, функцией которых является воспроизводство и воспитание человека;

  • экономические, которые производят материальные блага и услуги;

  • политические, поддерживающие власть и порядок в обществе;

  • религиозные, способствующие единению общества, углублению веры;

  • образовательные, выполняющие функцию социализации личности;

  • военные, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности.

Для человека институты обладают принудительной силой, имеют моральный авторитет и воспринимаются им как внешняя объективная реальность.

Главной и важнейшей функцией (пользой) социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей. К другим универсальным функциям институтов относятся закрепление и воспроизводство общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая и коммуникативная функции.

Вместе с универсальными, существуют и специфические функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим (порядок устанавливает государство, открытия и изобретения осуществляет наука и т.д.).

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.




Социальные

институты


Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

Экономические

институты


Деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения, производство и др.

Политические

институты


Власть, государство, разделение властей, местное самоуправление, армия, суд, партия и др.

Институты духовной сферы
Религия, образование, общественное мнение, мораль, наука и др.

Основные комплексы

социальных институтов



Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т, е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «Закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. История может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции – яркое свидетельство экономического прогресса. Но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями» урбанизации. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства.

Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам.

Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.

Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы).

Применимость подобного критерия оспаривается в современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).



изображение0008.jpg

Схема № 3. Учёные о критериях прогресса.


Различают две формы социального прогресса: революция и реформа.

Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа - революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа - это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. И. Ульянова - Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Маркс отмечал, что «социальные реформы никогда не бывают обусловлены слабостью сильных, они должны быть и будут, вызваны к жизни силой слабых». Отрицание возможности наличия у «верхов» стимулов при начале преобразований усилил его российский последователь: «Действительным двигателем истории является революционная борьба классов; реформы - побочный результат этой борьбы, побочный потому, что они выражают неудачные попытки ослабить, притушить эту борьбу». Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс.

Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволюционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа - революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция лечат уже запущенную болезнь (первая - терапевтическими методами, вторая - хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Термин «инновация» появился в XIX в. в исследованиях по культуре, им был обозначен процесс внедрения новых элементов в традиционные культуры. 3атем этот термин стал использоваться в антропологии и этнографии при исследовании процессов изменения в культуре, выступая как антоним термину «традиция».

Один из первых сущность инновации определил социолог Габриель Тард (1843-1904). Он показал, что показателем общественного прогресса выступают изобретения и нововведения, которые различаются тем, что изобретение - это нечто принципиально новое, а нововведение - это процесс освоения изобретения как социальной нормы. При этом он подчеркивал, что нововведение не ограничивается приспособлением к изменяющимся условиям. Сущность нововведения составляет не только удовлетворение потребностей людей, но и производство новых, направленных на изменение человеком общества.

В настоящее-время понятие «инновация» трактуется достаточно широко:

- это нечто новое, особое изменение, эффективно влияющее на процесс достижения цели;

- новшество, идея, являющаяся для конкретного лица новой

- изобретательская деятельность.

В целом в обществознании это понятие стало сопровождать идею изменения общества.

Виды инноваций.

Культурная инновация - это широкий спектр культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры.

Техническая инновация - процесс введения в сферу экономики и производства базового технического новшества и внедрения множества вторичных нововведений. Именно идея технической инноваций лежит в основе концепции Н. Д. Кондратьева о «больших циклах» или «длинных волнах» в экономике.

Управленческая инновация - нововведение, внедрение форм организации и управления предприятием, фирмой, отраслью с целью получить преимущества на рынке сбыта и добиться максимальной прибыли. Включает достаточно широкий спектр нововведений, начиная от «инновационной политики фирмы, внедрения новых форм стимулирования и мотивации трудовой деятельности до способов преодоления психологического сопротивления новациям.

Педагогическая инновация – внедрение новых элементов в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Инновация в современном обществе превращается во всеобщий механизм развития.

Социология трактует инновацию как процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) в определенной социальной системе.

Быстро развивающееся, высоко модернизированное современное общество не может опираться только на традицию, в нём постоянно происходят изменения, требующие пересмотра прежних структур. В этом смысле инновация становится символом постоянно развивающегося, совершенствующегося общества.

Инновация позволяет в рамках уже существующей и признаваемой системы ценностей и целей использовать новые, нетрадиционные способы их достижения, видеть перспективы появления новых ценностей и целей.

Как пишет исследователь П. Дракер: «В конечном счете, инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества».

Таким образом, инновация представляет собой специфический механизм формирования новых моделей и технологий поведения и деятельности людей, которые становятся предпосылками обновления общества и культуры. Среди них решающую роль играют новые «интеллектуальные технологии», использующиеся при разработке информации, а не при добывании сырья и энергии. В современной науке понятие «инновационное общество» ставится в один ряд с такими понятиями, как «постиндустриальное общество», «информационное общество».



Основные термины к теме:

Общество, сферы общественной жизни, социальные институты, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, модернизация, социальный институт, общественный прогресс, революция, эволюция, реформа, инновация.
Каталог: courses -> 443 %D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82%20%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
courses -> Яблоков И. Основы религиоведения
courses -> Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
courses -> Программа по общей морфологии
courses -> Судейский комитет рфс департамент судейства и инспектирования рфс академия спортивного арбитра
courses -> Вводные замечания
443 %D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82%20%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 -> Лекция №2 Многовариантность общественного развития (типы обществ) Типология обществ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница