Лекция № Государственный банк России в IX-XX веках




Скачать 246.98 Kb.
Дата02.04.2016
Размер246.98 Kb.
Лекция № 1.
Государственный банк России в IX-XX веках.

Первые банки в России появились во второй половине XVIII были казенные и занимались преимущественно ссудными операциями: кредитовали представителей российского дворянства. В царствование Екатерины II расширение империи и связанные с этим боль­шие военные расходы вынудили российское правительство искать новые источники пополнения казны. В 1769 г. в Мос­кве и Петербурге для выпуска бумажных денег были откры­ты Ассигнационные банки, которые позднее были объединены в Государственный ассигнационный банк. В том же 1769 г. Россия вышла на европейский денежный рынок и сделала первый крупный заем у амстердамских банкиров. Связи с иностранными денежными рынками обеспечивали придвор­ные банкиры. Они сохранили свое влияние в области меж­дународных расчетов империи и после того, как в 1802 г. было образовано Министерство финансов, и даже после со­здания при нем в 1824 г. Особенной канцелярии по кре­дитной части — контрольного органа за деятельностью банков и заграничных кредитных операций.

В период наполеоновских войн важную роль в финансо­вой жизни империи стал играть банкирский дом "Штиглиц и К°". Начиная с 40-х годов XIX в. придворные банкиры Людвиг, а после его смерти в 1843 г. Александр Штиглиц стали активно участвовать в организации заграничных займов России в Голландии и Англии, и сосредоточили в своих руках важнейшие финансовые операции империи. В 1846 г. Алек­сандр Людвигович Штиглиц был избран председателем Санкт-Петербургского биржевого комитета. (Он занимал этот пост в течение 13 лет.)

Поражение в Крымской войне и международный фи­нансовый кризис 1858—1859 гг. привели к расстройству де­нежного обращения и инфляции в России. В глазах обще­ственного мнения А.Л. Штиглиц оказался ответственным за все беды, обрушившиеся на русские финансы. Монопольное положение А.Л. Штиглица стало объектом критики не толь­ко из-за кризиса на Петербургской бирже, но и в связи с изменениями в Министерстве финансов, где к власти пришли сторонники радикальных преобразований, реформирования финансовой системы империи. Ими была подготовлена летом 1859 г. программа реформ денежного обращения и кредита. Было принято решение упразднить систему казенных банков. 31 мая (12 июня н. ст.) 1860 г. был учрежден Государ­ственный банк и тем самым положено начало формированию в России новой банковской системы.



Государственный банк в 60—90-х годах XIX в.

По утвержденному императором Александром II Уставу Государственного банка он должен был способствовать ожив­лению торговых оборотов и упрочению денежной и кредитной системы страны. Государственному банку разрешалось произ­водить учет векселей и других срочных бумаг, покупку и про­дажу золота и серебра, получать платежи по векселям и другим срочным документам в счет доверителей, принимать вкла­ды на хранение, на текущий счет и на обращение из процентов, выдавать ссуды, покупать и продавать государственные бума­ги. Основной капитал банка составил 15 млн руб. К. 1869 г. он был увеличен до 20 млн, а в 1879 г. — до 25 млн руб. Запасный капитал к 1864 г. составил 3 млн руб. и на этом уровне оставался до 1900 г.

10 (22) июня 1860 г. А. Штиглиц был назначен первым управляющим вновь созданного Государственного банка. На­значение А.Л. Штиглица на пост управляющего Государствен­ным банком, несмотря на предъявлявшиеся ему претензии в печати и в Министерстве финансов, было естественным явле­нием. Он продолжал сохранять в своих руках все нити фи­нансового управления империей и его переход в Государствен­ный банк обеспечивал передачу многих функций придворного банкира новой финансовой структуре, которая должна была отныне играть ведущую роль в банковской системе России.

Примечательно, что с самого начала на Государственный банк была возложена обязанность вести международные расче­ты. Эта обязанность сохранялась за банком до конца 1866 г., т.е. до тех пор, пока А.А. Штиглиц оставался на посту управ­ляющего. После того, как он покинул этот пост, из отделения Государственного банка, занимавшегося заграничными опера­циями, было образовано Иностранное отделение Особенной канцелярии по кредитной части, которое стало готовить мате­риалы для выпуска иностранных займов, следить за положе­нием международного денежного рынка и производить необ­ходимые международные расчеты.

2 (14) июля 1860 г. Государственный банк открыл свои операции. Он разместился в Петербурге в здании Ассиг­национного банка (на Екатерининском канале в д. № 30-32 и на Садовой улице), построенном в 1783—1790 гг. по про­екту приглашенного из Италии архитектора Джакомо Ква­ренги. В подвалах банка хранился золотой запас страны. Его "охраняли" крылатые чугунные грифоны, украшавшие перекинутый через Екатерининский канал Банковский мо­стик. По соседству со зданием банка в Банковском переулке открылись многочисленные банкирские конторы и ме­няльные лавки. Государственный банк стал своеобраз­ным символом финансового могущества Российской им­перии.

С момента учреждения Государственного банка он на­ходился в ведении Министерства финансов и его средства использовались для решения важнейших государственных задач, таких как ликвидация казенных банков и проведение в связи с отменой крепостного права выкупной операции. В соответствии с уставом 1860 г. Государственный банк должен был обеспечить платежи процентов и возврат капи­талов по вкладам, внесенным в бывшие кредитные учреж­дения. К 1 января 1864 г. связанные с этой задачей рас­ходы банка достигли 165,3 млн руб. В 1861 г. Государ­ственному банку был поручен выпуск выкупных свидетельств и билетов, а в 1865 г. на него была возложена обязанность наблюдать за поступлением в казначейства выкупных пла­тежей и составлять годовые отчеты по выкупной опера­ции.



Проблемы денежного обращения
В результате денежной реформы Е.Ф. Канкрина с 1839 г. в России был установлен серебряный монометаллизм. В 1843 г. находившиеся в обращении ассигнации и депозитные билеты были заменены государственными кредитными билетами. Их выпуск обеспечивался всем достоянием государства. Посто­янный металлический фонд должен был составлять не менее 16% от находившихся в обращении кредитных билетов. Во время Крымской войны правительство вынуждено было уве­личить выпуск кредитных билетов и прекратить обязательный обмен бумажных денег на металлическую монету. К моменту открытия операций в Государственном банке в обращении находилось на 704,9 млн руб. кредитных билетов, в то время как разменный фонд составлял 92,5 млн руб., т.е. всего 13,1%.

Государственному банку предстояло повысить ценность кредитного рубля и восстановить его свободный размен на металлическую валюту. Для подкрепления разменного фонда в апреле 1862 г. с помощью А.Л. Штиглица у лондонских и парижских Ротшильдов был сделан 5%-й заем на 15 млн фунтов стерлингов, а 1 (13) мая объявлено об открытии в Государственном банке обмена серебра и золота в монете и слитках на кредитные билеты.

Однако эта операция оказалась неудачной. В январе 1863 г. началось восстание в Польше, сразу же отразившееся на фи­нансовом положении России. К концу этого года бюджетный дефицит составил свыше 40 млн руб., увеличился спрос на золото. В октябре 1863 г. на Петербургской бирже вспыхну­ла паника, вызванная слухами о неизбежности большой ев­ропейской войны.

1 (13) ноября 1863 г. Государственный банк вынужден был прекратить размен. Наступил длительный период бумаж­но-денежного обращения. Почти одновременно с прекраще­нием размена правлению Государственного банка было раз­решено производить временные выпуски кредитных билетов. А.Л. Штиглиц как глава Государственного банка вынужден был постоянно заниматься изысканием средств, необходимых для финансирования дефицита бюджета. В 1863 г. для подкрепления кассы Государственного банка были выпуще­ны 5%-е банковские билеты на сумму в 10 млн руб., в 1864 г. был заключен Первый 5%-й англо-голландский заем на 448 тыс. гульденов и 1 937,8 тыс. фунтов стерлингов. В том же году состоялся Первый 5%-й внутренний с выигрыша­ми заем на 100 млн. руб. на усиление средств Государствен­ного казначейства и сооружение дорог между Москвой и Черным морем. Успех этого займа во многом был обязан А.Л. Штиглицу, который поддержал его огромной подпиской за свой счет на 30 млн руб. серебром, а затем уступил боль­шую часть подписной суммы Государственному банку.

В начале 1866 г. был выпущен Второй 5 %-й с выигры­шами заем на 100 млн руб., а в ноябре 1866 г. Второй англо­голландский заем на 6 млн фунтов стерлингов для обеспечения заграничных платежей Государственного казначейства. Все эти операции проводились при непосредственном участии А.Л. Штиглица.

В то же время с 1864 г. и по 1877 г. Государственный банк вынужден был прибегать к дополнительным времен­ным выпускам кредитных билетов. За 13 лет их сумма в обращении увеличилась с 636,5 млн руб. до 766,9 млн руб. Государственный банк был коммерческим, а не эмиссионным банком и новые выпуски кредитных билетов осуществлялись только по поручению Министерства финансов. Главным ис­точником доходов банка были вклады и текущие счета. Банк выплачивал до начала 80-х годов XIX в. по срочным вкладам от 4 до 4,5% и по текущим счетам — 3% годовых.

Финансовый кризис 1866 г. вызвал резкое падение курса бумажного рубля. Государственный банк повысил учетный процент до 8,5%. А.Л. Штиглиц подал в отставку, и уже в мае 1866 г. исполнение обязанностей управляющего банком было возложено на Евгения Ивановича Ламанского, а 5 (17) мая 1867 г. он был назначен управляющим банком и оставал­ся на этом посту до середины 1881 г.

Формирование системы новых банков

60—70-е годы XIX в. — период формирования в Рос­сии новой банковской системы. В это время образовалась сеть коммерческих банков, акционерных обществ, обществ вза­имного кредита, земских и городских банков. Процесс скла­дывания кредитно-банковской системы проходил при поддержке со стороны Министерства финансов и Государственного банка. По инициативе Е.И. Ламанского в 1863 г. было уч­реждено Петербургское общество взаимного кредита. Ламанский согласился быть председателем его правления и в течение нескольких лет находился на этом посту. Государствен­ный банк приобрел на 1 млн руб. акций Петербургского Ча­стного банка, первого акционерного коммерческого банка, уч­режденного в 1864 г., предоставил кредит Московскому Ку­печескому банку.

Государственный банк кредитовал многие не только сто­личные, но и провинциальные банки. В 60—70-х годах уп­равляющим отделениями Государственного банка разреша­лось входить в состав правлений акционерных коммерческих банков. Такое положение Государственного банка позволя­ло ему поручать тесно связанным с ним банкам фондовые и валютные операции, особенно тогда, когда по каким-либо при­чинам данные операции неудобно было выполнять самому Государственному банку10. В такой системе банковских струк­тур Государственному банку принадлежало особое место. Он постепенно превращался в орган правительственного конт­роля над финансами и банками империи.

По уставу Государственный банк получил право предос­тавлять только краткосрочные кредиты. Однако на практике банк выдавал по представлению министра финансов и с раз­решения императора неуставные долгосрочные ссуды для под­держки промышленных предприятий, помещиков, железнодо­рожных дельцов, представителей российского дворянства. Пе­реход основных европейских стран в 60-е годы от разреши­тельной к явочной системе учредительства послужил толчком для разработки в России законопроекта, предусматривавшего предоставление частной инициативе больший простор в уч­реждении акционерных компаний.

Однако этот законопроект, замысел которого принадле­жал министру финансов М.Х. Рейтерну, не был осуществлен. После биржевого кризиса 1873 г. М.Х. Рейтерн высказался за использование государственных средств для борьбы с бир­жевой спекуляцией, регулирование курса рубля и ценных бу­маг и за ограничение акционерного учредительства. Были выработаны некоторые меры государственного вмешательства в экономическую жизнь страны, наметился поворот в прави­тельственной политике к строгому протекционизму. На этой основе практика поддержки правительством крупных пред­приятий и банков и выдачи из Государственного банка неус­тавных ссуд приобрела регулярный характер. Чтобы обеспе­чить стабильное положение на денежном рынке в 1876—1878 и 1879—1881 гг., Государственный банк "с Высочайшего раз­решения" производил выдачу ссуд под негарантированные пра­вительством ценные бумаги: железнодорожные банковские и промышленные акции.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. вызвала новый виток инфляции. Выпуск кредитных билетов на военные нужды способствовал падению курса кредитного рубля. Долг Госу­дарственного казначейства Государственному банку за выпу­щенные за время войны кредитные билеты составил 417 млн руб. В январе 1881 г. Александр II повелел "усилить сред­ства" Государственного банка для того, чтобы он мог способ­ствовать развитию торговли и промышленности, не прибегая к дальнейшим выпускам кредитных билетов. Государственное казначейство должно было погасить долг Государственному банку, а выпущенные на сумму долга в годы войны кредитные билеты постепенно изъять из обращения. В 1881—1884 гг. долг казначейства банку был частично погашен наличными деньгами, а также ценными бумагами. Однако из обращения было изъято и сожжено кредитных билетов всего на 87 млн руб.

С вступлением на престол в 1881 г. Александра III эпоха реформ отошла в прошлое. Новый император провозгласил националистически окрашенный правительственный курс. Он предусматривал, в частности, укрепление самодержавной влас­ти с помощью развития национальной промышленности. Не­посредственное участие правительства, а стало быть, и Госу­дарственного банка в экономической жизни страны усили­лось. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк для выдачи ссуд крестьянам, а в 1885 г. — Государ­ственный Дворянский земельный банк для помощи дворян­ству, было выкуплено в казну 7 тысяч верст железных дорог, принадлежавших частным обществам. В 1883 г. в связи с банкротством некоторых городских банков государственному надзору были подчинены городские и общественные банки. В 1884 г. был принят закон о порядке ликвидации кредитных учреждений. По этому закону министр финансов получил пра­во создавать ликвидационные комиссии, а надзор за их дея­тельностью должна была осуществлять Особенная канцеля­рия по кредитной части Министерства финансов.

На Государственный банк была возложена обязанность непосредственной поддержки операций Крестьянского позе­мельного и Дворянского земельного банков. Первый выпуск закладных листов (облигаций) Дворянского банка составил 100 млн руб. Государственному банку предстояло заняться их реализацией наряду со свидетельствами Крестьянского банка. Однако в связи с тем, что реализация закладных листов на такую большую сумму требовала времени, в течение первых четырех лет Государственный банк оказывал финансовую под­держку Крестьянскому и Дворянскому банкам, а их долг Госу­дарственному банку погашался по мере размещения закладных листов. Когда же курс закладных листов падал ниже номина­ла, Государственный банк скупал закладные листы и тем са­мым способствовал повышению их курса. Государственный банк вкладывал довольно значительные средства в ценные бумаги в период размещения займов в 1864—1866 и в 1877— 1879 гг. Этим он способствовал поддержке государствен­ного кредита и часто противодействовал биржевым спеку­ляциям .



Подготовка введения "золотого стандарта"

В 80-е годы XIX в. Государственный банк продолжал играть важную роль в регулировании денежного обращения. После неудачного опыта 1862—1863 гг. установить свобод­ный размен кредитных билетов на звонкую монету Министер­ство финансов не отказалось от мысли осуществить все-таки денежную реформу. Для этого необходимо было накопить достаточный золотой запас. В 1884 г. в целях его увеличе­ния в Министерстве финансов было принято решение о пере­даче в кассы Государственного банка золота, поступавшего в счет таможенных пошлин. В конце 1885 г. был принят новый монетный устав, понижено содержание золота в монетах.


Введение золотого стандарта

В 1894—1895 гг. СЮ. Витте, опираясь на Государ­ственный банк, предпринял ряд мер по стабилизации рубля и тем самым подготовил введение в России золотого денежного обращения. Реформа была проведена указом 29 августа 1897 г. Золотое содержание рубля было уменьшено на одну треть. Кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 коп. золотом. В результате реформы Государственный банк сделался эмисси­онным учреждением. Ему было предоставлено право выпуска банкнот. Он мог выпускать не обеспеченные золотом кредит­ные билеты не более чем на сумму в 300 млн руб. Все кре­дитные билеты, выпускавшиеся в обращение сверх этой сум­мы, должны были быть обеспечены золотом рубль за рубль. В России был установлен строгий эмиссионный закон. Он требовал постоянного содержания в подвалах Государствен­ного банка большого запаса золота для обеспечения находив­шихся в обращении кредитных билетов. К концу 1897 г. сумма выпущенных кредитных билетов составляла 999 млн руб., находившихся в обращении — 930 млн руб., в кассах Государственного банка — 69 млн руб., т.е. на 25 /о пре­вышала сумму находившихся в обращении кредитных биле­тов34 . До реформы 1897 г. золото и серебро использовались преимущественно для заграничных расчетов и не играли су­щественной роли в денежном обращении самой России. Ис­ключением являлся период 1862—1863 гг., когда временно су­ществовал свободный размер кредитных билетов на золото. После реформы 1897 г. положение изменилось.

Введение золотого стандарта способствовало стабилиза­ции рубля и открыло возможности для привлечения в Россию иностранных капиталов.

Пеле проведения денежной реформы определенная часть платежей Государственного банка производилась обязательно ; золотом, с тем чтобы обеспечить приток в обращение золотой : монеты. С этой целью были изъяты из обращения кредитные билеты мелких купюр в 1 руб., 5 руб. и 10 руб., а также ограничен выпуск трехрублевых кредитных билетов. К 1899 г. по мере развития золотого денежного обращения необходимость принудительных выдач золотой монеты отпала, тем не менее Государственный банк прибегал к ней в осенние месяцы, когда резко увеличивалось число хлебных торговых сделок и ощущался недостаток в кредитных билетах. Это избавляло правительство от необходимости производить специальные дополнительные выпуски кредитных билетов.

В 1901 г. в структуре Министерства финансов было образовано Управление государственных сберегательных касс, что снизило влияние Государственного банка на сберегатель­ное дело. Но наиболее важные вопросы деятельности сбере­гательных касс по-прежнему обсуждались в Совете Государ­ственного банка с участием представителя Кредитной канце­лярии. Директор Кредитной канцелярии и управляющий Го­сударственным банком совместно представляли министру фи­нансов доклады относительно размещения средств сберега­тельных касс.

Таким образом, с середины 90-х годов Государственный банк совместно с Кредитной канцелярией стали осуществлять целый ряд важных финансовых операций. В частности, они совместно занимались вопросами регулирования денежного обращения, валютной и дисконтной политики. Что же касает­ся Крестьянского и Дворянского банков, то Кредитная канце­лярия и в начале XX в. продолжала сохранять контроль над многими операциями этих банков. Например, эти банки со­вместно с Кредитной канцелярией вырабатывали условия вы­пуска своих ценных бумаг, формы и способы их реализации, условия конверсии старых обязательств. По мнению В.Н. Ко­ковцова, Кредитная канцелярия к началу XX в. стала играть

роль своеобразного "связующего звена" между Государствен­ным банком, Крестьянским и Дворянским банками, с одной стороны, и частными банками — с другой.

К 1900 г. влияние Министерства финансов простира­лось далеко за пределы его официальной сферы деятельности, а от Витте во многом зависело определение не только эконо­мической, но и внешней политики. Витте экономическое раз­витие России связывал с активной борьбой за рынки сбыта на ее восточных окраинах. С помощью казенных и "нейт­ральных" иностранных капиталов правительство рассчиты­вало, не скупясь на затраты, сделать то, что еще было не по плечу частной отечественной инициативе. Витте надеялся, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет достаточно высокого уровня развития, русские товары станут конкурентоспособными на рынках Среднего и Дальнего Во­стока.

В связи с провозглашенной Витте политикой так назы­ваемого "мирного" проникновения на рынки Среднего и Даль­него Востока в России было учреждено несколько банков, ставших проводниками этой политики. Несмотря на постоян­ную нехватку свободных капиталов в стране, Россия начала выступать в качестве кредитора по отношению к некоторым странам Востока и Балканского полуострова. Капитал выво­зился или непосредственно Государственным банком, или с его помощью через банки, находившиеся под контролем Мини­стерства финансов. Особая роль в проведении этой политики принадлежала Русско-Китайскому банку и Учетно-ссудному банку Персии. Первый из них был учрежден в 1895 г. на капиталы русской казны и при значительном участии фран­цузских капиталов, а второй — в 1894 г. Учетно-ссудный банк Персии в отличие от Русско-Китайского с самого начала своего существования не был связан с иностранными капита­лами, кредитовался преимущественно за счет Государственно­го банка и Государственного казначейства и в известной мере может рассматриваться как филиал Государственного банка. В 1900 и 1902 гг. русское правительство через Учетно-ссуд­ный банк Персии предоставило персидскому правительству долгосрочные займы соответственно на 22,5 млн и 10 млн золотых рублей.
В годы Первой мировой войны (1914—1917 гг.)

С началом Первой мировой войны Государственный банк, сочетавший функции центрального эмиссионного и ведущего коммерческого банка страны, резко изменил характер своей де­ятельности. 27 июля 1914 г. император Николай II подписал указ, согласно которому временно, впредь до минования «чрезвычайных обстоятельств» прекращался размен кредитных билетов Государственного банка на золото. Решение это, как вспоминал позднее П.Л. Барк (министр финансов в 1914— 1917 гг.), было вызвано необходимостью сохранить золотой запас, грозивший исчезнуть при массовом истребовании вкладов перед лицом надвигавшейся воины.

Кроме того, Государственному банку предоставлялось пра­во выпускать ничем не обеспеченные кредитные билеты на сум­му до 1200 млн руб., тогда как ранее эмиссионное право банка ограничивалось суммой в 300 млн руб. без золотого обеспече­ния. Наконец, банку поручалось "в случае истребования нахо­дящихся на его счетах сумм казны учитывать краткосрочные обязательства государственного казначейства в размере, вызы­ваемом потребностями военного времени"30. Так было положе­но начало превращению центрального банка страны в инстру­мент финансирования военных расходов правительства.

Подобную же трансформацию пережили центральные бан­ки и других вступивших в войну держав. "Сейчас все почти цен­тральные банки воюющих стран, — отмечали современники, — имеют главным своим клиентом-должником государство, зат­рачивают львиную долю своих средств, получаемых от эмисси­онной операции, на финансирование войны. Обычные же ак­тивные коммерческие операции, в частности, учет векселей, бывший в нормальное время основным нервом деятельности центрального банка, приобретают в сравнении с кредитованием государства совершенно второстепенное значение..."

Однако в отличие от центральных банков других европей­ских держав, Государственный банк России находился под непосредственным руководством Министерства финансов, что облегчало правительству задачу трансформации его в орган финансирования военных расходов. Управляющим банком с 1914 г. и до Февральской революции 1917 г. состоял И.П. Ши­пов, министр финансов в 1905—1906 гг., сменивший на посту управляющего банком А.В. Коншина.
Государственный банк от Октябрьской революции

до кредитной реформы зо-х годов

Преобразование финансового аппарата страны

После захвата в октябре 1917 г. политической власти и провозглашения России социалистической республики, ее руководителям предстояло выстроить всю си­стему учреждений социалистического хозяйства. Сложность этой задачи вполне проявилась и в деле преобразования фи­нансового аппарата бывшей Российской империи. Руководи­тели Государственного банка так же, как и других централь­ных ведомств, бойкотировали новую власть, отказываясь вы­давать ее представителям наличные деньги и допустить к кла­довым с ценностями. В результате в середине ноября 1917 г. Государственный банк был занят вооруженной силой и туда был назначен правительственный комиссар. Однако это не гарантировало установления контроля за деятельностью банка в полном объеме, кроме выдач денег по требованию советских органов для выплаты заработной платы. Одновременно ком­мерческие банки охотно выдавали деньги владельцам, изы­мавшим средства из оборота своих предприятий, но в то же время препятствовали в выдаче денег тем предприятиям, где был введен рабочий контроль. В результате денежные расче­ты внутри народного хозяйства были дезорганизованы, что явилось основанием к изданию уже 14 (27) ноября декрета о национализации банков, провозгласившего государственную кредитную монополию. Декрет объявил банковское дело го­сударственной монополией и предусматривал объединение всех частных банков с Государственным. Ликвидация дел бывших акционерных банков и слияние их с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР фактически длилась до конца 1919 г.)

При явном дисбалансе своих приходно-расходных опера­ций частные банки могли работать лишь при постоянном под­креплении денежной наличностью и кредитами со стороны Государственного банка, что означало фактически установление за ними государственного контроля. Этот контроль был опре­делен в соглашении, заключенном между Государственным бан­ком и частными банками 1(14) декабря 1917 г. Соглашение регламентировало порядок выдачи денег с текущих счетов предприятий и фирм, банковских ссуд, производства денежных переводов, получения денег от Государственного банка и вводи­ло отчетность частных банков перед Государственным по всем этим операциям. Кроме того, банки должны были предостав­лять Государственному банку сведения о своих участиях в со­ставе правлений фирм и об имеющихся в их собственных портфелях и залогах ценных бумагах.

Возобновление нормального течения хозяйственной жиз­ни требовало прежде всего улучшения состояния платежно-расчетного оборота. Необходимым условием этого признава­лось хранение денежных средств предприятий на счетах теперь уже в Народном банке и проведение через него всех крупных денежных расчетов, преимущественно в безналичном порядке. В связи с этим предлагалось осуществить универсализацию текущих счетов, т.е. постепенно перейти к ведению текущих счетов в банке сначала крупнейшими, а затем всеми остальными предприятиями и переводы денег только через банк. В.И. Ленин ставил также и задачу проведения полномасштабной денежной реформы. Однако гражданская война и иностранная интервен­ция сорвали ее проведение.


Формирование советской банковской системы

Политика "военного коммунизма", как показала жизнь, не имела перспектив. В ходе военно-коммунистических экспери­ментов не убереглась от повреждений и не функционировала должным образом ни одна из составляющих рыночного меха­низма: ни денежное обращение, ни кредитно-финансовая система, ни товарный рынок. Следовало навести порядок в эмиссионной сфере и восстановить кредит. В конкретных условиях 1921 г. необходимость этого усиливалась еще и из-за настоятельной потребности разгрузить государственный бюджет от субсидий промышленности в связи с голодом в Поволжье. Но переве­денная на элементы хозяйственного расчета промышленность безденежно­го хозяйства оборотными средствами, фондом амортизации и т.п. не располагала, а значит, и "полноценно" действовать в новых условиях не могла.

Это объективное затруднение и привело к решению о воссоздании декретом ВЦИК от 12 октября 1921 г. Государ­ственного банка. (Положение о нем утвердил уже ЦИК СССР). Были подписаны соглашения между РСФСР и рес­публиками Закавказья о включении их в единую платежно-расчетную и денежную систему, которая к тому времени уже объединяла РСФСР, Украину и Белоруссию.

На Государственный банк была возложена обязанность способствовать кредитами восстановлению и развитию промыш­ленности, сельского хозяйства и торговли. В его функции вхо­дило также преодоление натурализации народного хозяйства, внедрение в него товарно-денежных отношений, предпосылкой чего и служило установление "правильного денежного обраще­ния". 16 ноября 1921 г. открылось первое отделение Государ­ственного банка в Москве, вслед за тем они стали восстанавли­ваться и в других городах. К концу 1922 г. количество мес­тных контор, отделений и агентств Государственного банка до­стигло 150.


Государственный банк СССР в 30-80-е годы
Государственный банк СССР: после кредитной реформы

В годы первых пятилеток советское народное хозяйство становится экономикой тотального планирования. На Государственный банк возлагается задача использовать денежно-кредитные рычаги и стимулы для про­ведения в жизнь установок партийного руководства страны в области доходов, потребления, удовлетворения платежного спро­са населения, а также задача организации и регулирования де­нежного обращения. Ему принадлежит монопольное право эмис­сии денег и выпуска в обращение в соответствии с планами эко­номического и социального развития. Государственный банк осу­ществляет кассовое обслуживание народного хозяйства: он со­средоточивает в своих кассах денежную наличность предприя­тий, организаций и учреждений, производит выдачу наличных денег на нужды хозяйства, контролирует соблюдение правиль­ности их расходования. Особое значение придается контролю банка за правильным расходованием министерствами, ведом­ствами, предприятиями, учреждениями и организациями фон­дов заработной платы. Учреждения Государственного банка уча­ствуют в разработке предложений по увеличению производства товаров народного потребления за счет резервов, выявляемых в ходе кредитования и анализа хозяйственной деятельности пред­приятий, колхозов и совхозов.

Важное значение в деятельности Государственного банка приобретает управление общегосударственным ссудным фон­дом. Развитие плановой экономики определяло рост общегосу­дарственного ссудного фонда, образующегося из денежных на­коплений предприятий, средств, аккумулируемых по каналам бюджетной системы, ресурсов самих кредитно-финансовых уч­реждений и, наконец, различных форм сбережений населения.

Сложившаяся в начале 30-х годов кредитно-банковская система функционировала до конца 50-х годов. Содержание и методы работы, структура банковской системы во время Вели­кой Отечественной войны оставались неизменными, если не считать создания полевых отделений Государственного банка, осуществлявших кассовое обслуживание воинских частей, а на завершающем этапе войны — также учет и хранение трофейных ценностей. Это позволило Государственному банку обеспечить общую стабильность кредитно-денежной системы, не дать ей сорваться в инфляционный штопор, как это случилось в годы Первой мировой войны, обеспечить потребность народного хо­зяйства в бесперебойном расчетно-кассовом обслуживании, ока­зать масштабную кредитную помощь эвакуированной промыш­ленности. Кредитные операции Государственного банка и спе­циализированных банков в основном носили безвозвратный ха­рактер и использовались для развития тяжелой и оборонной про­мышленности и последующего восстановления экономики на территориях, подвергшихся временной оккупации.

Важнейшими вехами в послевоенной истории Государствен­ного банка стали проведение денежной реформы 1947 г. и отме­на системы карточного снабжения населения, а также семь еже-

годных снижений цен в 1948—1954 гг. 21 августа 1954 г. при­нимается важное для денежно-кредитной системы и всей эко­номики страны в целом постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС "О роли и задачах Государственного бан­ка СССР", которым были определены задачи по развитию на­родного хозяйства.

В 1959 г. в рамках общей перестройки управления народ­ным хозяйством проводилась дальнейшая рационализация структуры банковской системы, которая состояла в реоргани­зации системы банков долгосрочных вложений. Все операции упраздняемых Сельскохозяйственного и Коммунального бан­ков передавались Государственному банку, как и кредитование системы потребкооперации и сельского населения. В 1963 г. в ведение Государственного банка передали и систему Государ­ственных трудовых сберегательных касс, действовавшую до того в рамках системы Минфина СССР. В то же время из Государ­ственного банка был изъят ряд операций, в частности по креди­тованию и обслуживанию международных расчетов и внешне­торгового оборота СССР. Они были переданы Внешторгбанку СССР, операции которого Государственный банк курировал.
Заключение

От Госбанка СССР к Банку России
В 1988 г. банковская система была реорганизована, и на чала действовать новая система банков: Госбанк, Внешэкономбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк) и Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк). Бывшая система Государственных трудовых сбере­гательных касс была реорганизована в Сбербанк с формальным отделением от Госбанка. Нетрудно заметить, что в какой-то мере произошел возврат к банковской структуре, которая существова­ла до проведения кредитной реформы 30-х годов.

Вскоре после проведения реорганизации начали вскры­ваться ее разнообразные недостатки, и председатель Правления Госбанка СССР В.В.Геращенко в конце 1989 г. на Всесоюз­ной научно-практической конференции по проблемам экономи­ческой реформы заявил, что созданная административными методами система банков не соответствует возложенным на нее задачам: не способствует действенному использованию кредита, не активизирует товарно-денежные отношения, не стимулирует межотраслевой перелив капитала и межбанковскую конкурен­цию, и что поскольку фактически отсутствует механизм управ­ления денежным оборотом экономическими мерами, то ослаб­лена и роль Госбанка как главного банка страны, в распоряже­нии которого отсутствуют по настоящему эффективные методы воздействия на кредитную систему.

В качестве альтернативы была предложена так называе­мая двухуровневая банковская система: центральный банк — коммерческие банки. Большую роль в ее создании сыграли постановление Совета Министров СССР от 31 марта 1990 г. о переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозрасчет и самофинансирование и о переходе к так называемой регулируемой рыночной экономике. Особое зна­чение имело принятие в декабре 1990 г. законов РСФСР "О Государственном банке" и "О банках и банковской деятельно­сти". Закон о Государственном банке получил новую редакцию 26 апреля 1996 г. и стал называться "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Важнейшим отличием в построении новой банковской системы стало упразднение государственных специализирован­ных банков — закон больше не включал их в состав элемен­тной базы банковской системы. По новому законодательству банки и кредитные организации стали независимы от органов государственной власти и управления. Законодатель предус­мотрел только один специализированный орган, в число основ­ных задач которого включил регулирование и надзор за дея­тельностью кредитно-банковской системы, — Центральный банк.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республи­канского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР он первоначально назывался Государствен­ный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Со­вету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитно­го регулирования, внешнеэкономической деятельности и регу­лирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организа­ций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Бан­ком России).

В течение 1991—1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После уп­разднения Госбанка СССР была изменена система счетов, со­здана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ стал осуществ­лять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком Рос­сии функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществ­ляет независимо от федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992—1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валют­ного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок госу­дарственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в их функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.



Начиная с 1998 г. в целях улучшения работы коммерчес­ких банков и повышения их ликвидности Банк России проводит политику реструктуризации банковской системы. Важной со­ставной частью этой программы явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Меж­ведомственного координационного комитета содействия разви­тию банковского дела в России (МКК). Большую роль Банк России отводит ведению переговоров с международными кре­дитными организациями о предоставлении средств на поддерж­ку процесса реструктуризации российской банковской системы и об условиях технической помощи. Банк России также считает оправданным в нынешних условиях расширение присутствия иностранного капитала в банковском секторе России.






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница