Лекции по тмо (Лобачев, 2003г.)



Скачать 492.67 Kb.
страница1/3
Дата07.08.2016
Размер492.67 Kb.
ТипЛекции
  1   2   3
Лекции по ТМО (Лобачев, 2003г.)

1919 г. - 1ая кафедра ТМО им. Вудро Вильсона в ВБ отделилась от Political Science, кот. появилась в 1880-е гг.

Но самые благоприятные условия для развития ТМО были в США – сейчас эта наука американская.
Теория – строгий идеализированный объект. Имеет 3 функции:


  • упорядочивание информации

  • доминирующие теории м. использоваться как руков-во к действию

  • функция прогнозирования

2 осн. аспекта ТМО:



  • комплекс взглядов, объясняющий то лили иное явление (общий смысл)

  • объясняет закономерности

Термин international relations введен в 1880 г. Jeremy Bentham’ом.


В то время nation = state (некая территория, на которой проживает некое население).

Сейчас – на международной арене действуют не только гос-ва, на МО влияет деятельностью отдельных лиц (Тернер, Сорос)  МО постоянно усложняются.



Виды классификации МО


  1. по сферам – политическая, экономическая, итп

  2. по акторам – гос-ва, организации, партии, личности

  3. по интенсивности – глобальный / региональный хар-р

ТМО – совокупность знаний, достигнутая на основе соперничающих парадигм



Недостатки ТМО





  1. американоцентричность + Лоднон и Париж

  2. слабо выполняется прогнозная функция

  3. существует ряд классиков, которых все современные ученые просто переписывают


Краткая история


Др. Греция – города-государства

Др. Рим – империя  вопрос о приоритете права над политиками

Средневековье – совокупность малых государств под властью Папы

Возрождение – централизованные большие государства

«великие державы», которые делят мир

Макиавелли, Гоббс итп

+ процесс гуманизации (обращение к человеку) - Эразм Роттердамский


18 век – система баланса сил, век рационализма (!разум)
ВФР  новые идеи
19 век – серьезные изменения в Европе, идеи свободы и либерализма смешиваются с рациональными идеями

+ теория марксизма


20 век:

I МВ  новые надежды и иллюзии, Лига Наций

ТМО начинает развиваться в сторону идеи либерализма и национализма
1919 – 1930 гг. – период МО

1930 – Карр «Twenty Years’ Crisis»

после войны – Моргентау
 политический реализм: бессилие ЛН, политика Гитлера
т.о., «моральные ценности не могут решить политических проблем»
С рубежа 30-40х гг. – 1 «большой спор» между реалистами и идеалистами

1950-60е гг. – III период ТМО – 2й «большой спор» о методах теоретизирования:



  • традиционалисты – в МО можно применять только классические методы (логика, дедукция и пр.)

  • модернисты

Этот спор обогатил ТМО новыми идеями: бихейвиоризм (индивидуальное поведение полит деятелей)
1970е гг. – в США кризис после Вьетнама и скандалов, разрядка. Хельсинский процесс.
В ТМО появляются критики политического реализма, по которому гос-во является главным актором МО.
3й «большой спор» о принципах политического реализма.

Сер. 1980м –90е гг. – окончание Холодной войны, всплеск новых теорий



Современный спектр МО





  1. спор между неореализмом и неолиберализмом

  2. вызов доминированию реалистических представлений

  3. постпозитивизм – наследник либерально-идеалистической парадигмы

  • взаимозависимость

  • транснациональные связи



КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТМО





  1. От античной философии до Возрождения

Др. Греция: появляется 2 концепции МО (неслучайно)


  • Фукидид (историк времен расцвета Афин)

Столкновение Афин и Спарты (Афины – олицетворяли демократию, культуру; Спарта – жесткая социальная организация + бедная страна)

Фукидид смотрит глазами афинян, выдвигает ряд идей:


  • в МО господствует анархия, нет никакого сдеживающего закона

  • политическое поведение характеризуется силой – прав тот, кто сильнее

Это легло в основу будущих теорий




  • Школа стоиков (философская школа)

Глава – Зинон (4-3 в. до н.э.)

Идея космополиса (не реальность)

Все подчиняется законам универсального разума, все граждане равны. Но никто не вспоминал о рабах и женщинах – они бесправны
 в Риме (рубеж тысячелетий)

в это время Цицерон - идея космополиса + император Марк Аврелий. Космополис – преломление в римском сознании, космополис – реальная вещь, это римская империя, а римское право – универсальный закон.


Средневековье переосмысляет эти идеи. Распространяется христианство (нач 4 в.) – государственная религия империи.

Идеи Священного писания  идеализм (всеобщее равенство) + моральные ценности (заповеди).

800 г – образование империи Карла Великого. Коронация – в Риме. Позже империя распалась…

У христиан отсутствует идея государственного суверенитета

Се Средние века – мелкие гос-ва, княжества

На всеми – Папа и христианская власть

Новые мыслители – Августин Блаженный (354-430гг) и Фома Аквинский
Августин Блаженный – епископ в Дюпонте (Сев. Африка). Идея о существовании двух градов – двух миров: земной (реально зрим) результат отношений между людьми; божий – главное всеобщая духовность и любовь к Богу. Это некая высшая субстанция (нематериальна). Главное – противопоставление. В 1 мире господствует грех (отсюда насилие, войны), во 2 – всеобщая гармония. Августина считают реалистом (1 град), они рисует схему идеального сосуществования государств в 1 граде – это маленькие слабые государства, контроль – Римский Папа.
Фома Аквинский – жил в 13в., богослов. Главное сочинение – «Сумма теологии» (в 8томах, теоретическое обоснование господства Римской католической церкви). Считает, что град божий уже пришел, и это – Рим. Кат. церковь. Это божественные законы, идеалистическая модель.
Ренессанс: ранний 13-14вв.


  • Данте – поэт, который также написал «Пир и монархия» (1265-1321гг., Италия). Развивал идею вселенской монархии – роль надгосударств. силы, верховного арбитра. Мыслил как имприю, но не для подавления, это символ справедливости. Обеспечение рав-ва всех людей и госд-в.

  • Макиавелли – политик. Свидетель событий, когда на территорию Италии вторглась Испания и Франция. Описывает сложную международную политику, которую наблюдает (альянсы). «Государь» (1513г.), «История Флоренции». Излагает принципы реализма: а) отсутствие верховного арбитра, анархия – природа МО; б) появляется принцип госуд суверенитета, главные акторы – государства; в) главный принцип международной политики – применение силы; г) основное состояние – война, а мир – кратковременное состояние.

  1. Либеральная (идеалистическая) теория в 16-18вв.

Это позднее Возрождение, для которого характерен гуманизм.




  • Эразм Роттердамский (гуманист) 1469-1536. «Жалоба мира» - все плохо  Главная идея – возможность установить международные законы, которые соблюдались бы всеми гос-вами в международной политике. В основе – этические нормы. Войны – не есть нормальное состояние, создать систему договоров, чтобы гарантировать мир. Разница с Средневековьем, разные подходы идеалистов. Все дано свыше  плод человеческой деятельности.

  • В 16в. – Фансиско Витория. Деспотии более склонны к войне, нежели республики.

  • Джереми Бентам (?) 1748-1832гг. Идеи схожи с Сен-Пьером, но упор на нравственные нормы, а не на силовые методы поддержкния порядка. Идея учреждения постоянного международного конгресса – руководство международной политикой должно учитывать интересы всех.

  • Кант «Вечному миру». 6 принципов достижения вечного мира – какие д.б. договоры? Нельзя подписывать договоры, в которых заложены причины для будущей войны (унизительно).




  1. Реалистическая традиция в 16-18вв.




    • Жан Боден (16в.) – профессиональный юрист. 1576 – «6 книг о республике». Наиболее полно изложил дею гос сув-та (это постоянная и абсолютная власть гос-ва, как внутри страны, так и за ее пределами). Приоритет гос-ва перед международным правом. Предпочитает монархическую форму правления.

    • Томас Гоббс («Левиафан»). Современник английской революции

    • 18в. – сэр Генри Болингброк «Письма о пользе истории». Присуствовал на конгрессе после войны за испанское наследство. Изложил концепцию баланса сил. Францию – самую сильную – разбили  все равны. А раз силы равны и баланс сил.

    • Ваттель – швейцарский юрист 18 в. «О праве народов». Идеи гос сув-та и баланса сил как гарантии независимости гос-в.

    • Юм «Баланс сил». Рассуждение об англо-французских противоречиях, идея просвещенного эгоизма позволяет соблюдать баланс сил.

    • Фридрих фон Гентц (Австрия)

    • Суарес (Испания). Был профессором богословия в Саламанке, учеником Виториа, оба теологи. Испания – великая держава. Виториа - нельзя так поступать с индейцами. Строит свою концепцию МО. Вводит принцип права народов для определения отношений между государями (вел. державы) и другими соц общностями (индейцами). + вводит право коммуникации (право на передвижение каждого. Раздвигает границы мирового сообщества  это весь мир, а не только христианский мир. Суарес развивает эту идею  мысль о взаимозависимости гос-в: чтобы упорядочить надо создать международное право. Серьезно международным правом занимается --

    • Гуго Гроций (1583-1645), голландец. Уезжает во Францию, «О праве войны и мира» - 1625. 1 заслуга – систематизировал все представления о международном праве + дал его рациональное толкование. Международн право – продукт рациональной деятельности людей. 1648 – Вестфальский мир – доказательство его мыслей.


Следующий этап начало 18 в. (Просвещение)

  • Аббат Шарль Эмануэль де Сен-Пьер. Идеи будущего мироустройства после войны за испанское наследство.  проект вечного мира

- уважение террит целостности гос-ва;

- междунар арбитраж;

- ответственность гос-в за ведение и подготовку войн, наказание путем коллективных действий;

- идея создания всемирной федерации (м. не все, но крупнейшие гос-ва обязаны войти).




  • Руссо

Гл. – обществ. договор (скорее политолог) + критика проекта вечного мира – он утопичен. Руссо ставит в зависимость характер внешней политики и внутреннего устройства.

"Размышления о балансе сил в Европе" – формулир. принципы баланса сил. В 19в. – это находит отражение в "Теории войн" Карла фон Клаузевитца (нем.воен. теоретик)





  1. Экономические теории 18-19вв.




  • 18в. – меркантилизм: совокупность мировых богатств – величина постоянная. кто-то богатеет за счет другого. Гамильтон



  • Смит – идеи либерализма (в противоположность)

страны – разн. условия развития  определяет эк. развитие гос-в.

 междунар.разделение труда, свобода торговли (меркантилизм – протекционизм)


19в. – марксизм (после революции 1848г). Главн. действующая сила – пролетариат. Классовая теория (есть другие действ. силы кроме гос-в) + идея мировой революции.
Другая вещь – геополитика (Х. Макиндер (ВБр.) – конец 19в.



  1. Либеральная традиция (ЛТ) в ТМО

Правильнее было бы называть ее идеалистической, т.к. она базируется на неких идеалах. Либерализм есть не только в ТМО, но в полит. науке, эк-ке.

Корни ЛТ в США (19в)
Суть этих построений. В основе – набор морально-этических принципов, правовых норм (это идеалы) – рассуждая о внешн. политике. Даже нац.интерес рассматривается в рамках моральных и правовых идеалов.

 морализм, легализм (правовой подход)

общее – авторы превозносили политику США как полит.свободы, демократии (там зародилась) США д.стать защитником демократии за своими пределами.
- возможна гармония интересов между гос-ми  возможно достижение мира и т.п.

- ее сразу берут на вооруж. политики (Вудро Вильсон) и осущ. на практике

- сторонники концепции верили в ценность человеч. разума / рационалисты. + ценность чел.личности

- внимание к различн. обществ. институтам


Бентам – идея универс. организации

 Вильсон основ. Лигу Наций (ЛН). Осн. принципы: открытость и свобода информации. До 1МВ – секретная дипломатия. Необходимо расширить сотрудничество, увеличить взаимопонимание м.б. избежать военных конфл-тов.

Если бы перед войной сущ-ла универс. организация, возможно ее м.б. избежать.
8 янв. 1918г. – Вильсон обратился к Конгрессу с 14 пунктами – буд.устав ЛН.

1 часть – теория (конец тайной дипломатии и т.п.)

2 часть – практич. вещи, касательно мирного урегулирования

+ идея всеобщ. союза наций. (идея США для всего мира – распространить)


Но Вильсон не нашел понимания у себя в стране – политика не вязалась с доктриной Монро (интересы США в Зап. полушарии, две Америки). Вильсон проиграл выборы.
еще один аспект:

занеск. месяцев – идея Ленина "Декрет о мире". Это основа марксистского подхода. Есть сходства с 14 пунктами Вильсона – открытость дипломатии, отказ от аннексий и контрибуций + право на самоопределение.

Но для Вильсона это свобода волеизъявлению  стремление гос-в к объединению, а у Ленина – это 1 шаг к мировой революции (радикальная идея).


  • Либерально-идеалистическая теория:




    1. вопрос об акторах на мир.арене.

Не отрицали, что гос-во – один из них, но также есть и другие – межд.организации, вплоть до отдельн. лиц. Гос-во не рассматр. как единый актор, это продукт борьбы полит.групп.


    1. Природа МО

анархична, но с оговоркой по мере развития межд.орг-ций все больую роль будут играть не только великие, но и малые державы.  удастся преодолеть


    1. Состояние МО

нельзя сводить МО к конфликтам и войнам. Общ. тенденция – рост взаимозавис-ти  формирование единого мирового сообщ-ва (будет гармония интересов)


    1. Цели межд. акторов различны = реализм

но: приоритет – это общечеловеч. ценности + демокр. принципы.  формирование нового миропорядка.


    1. Вопрос: удастся ли преодолеть междунар. конфликты?

междунар.сообщество способно улаживать конфл. мирным путем (правового регулирования, повышения числа и значимости м/н орг-ций)


    1. Итог мирового развития

политика преодоления конфликтов  создание мирового сообщ-ва под эгидой общемирового правительства.


    1. Вопрос об исходных принципах анализа

это общечеловеч. ценности и идеалы демократии. Необходимо не только создание м/н организаций, но и распространение на них этих морально-этич. принципов. 1 детище – ЛН + пакт Бриана-Келлога (1928). МИД Франции (Бриан) предложил деклар. – осуждение войны как ср-ва политики. Келлог (Госсек США) согласился.

      • 1932г. – доктрина Стимсона (захват Японией Манчжурии) Любое изменение нац.границ с помощью силы является незаконным. Применение на практике – не срабатывало. Расцвет - 20е – н.30х годов ХХ века.

2МВ  влияние падает (не м. объяснить почему началась война). После всегда находились сторонники этой концепции. Демократизация и гуманизация МО.

      • создание ЕС – проявление идеализма (с т.зрения реализма можно объяснить. Отношения Герм. и Франции – самые наглядные)

      • миротворчество – еще 1 проявление




  1. Транснационализм

Появляется в начале 1970-х гг. ("большой спор" в ТМО. Суть: а самом главном содержании реалистич.парадигмы – вопрос о субъектах МО)


Транснац – критика государственно-центричной модели мира. Государство потеряло свое прежнее значение. Мир. политика – не совокупность межгос.связей.

Новые акторы вытесняют гос-во на периферию.

Впервые изложен в 1972 г. (амер. Джозеф Най мл. и Робертом Кохейном – "Транснациональные отношения и мировая политика")ю

идея глобализации. не отрицают гос-во, но гос-во попадает в сферу транснац. отношений  теряет контроль.

процесс развития транснац. связей объективен

2 пути: противостоять / примириться (!)


Типы глобального взаимодействия:

- движение информации (передача идей, верований)

- транспорт и передача матер. объектов

- движение денег

- передвижение людей (вообще путешествия)

некоторые типы контр. пр-во, а некоторые нет


! Влияние на межгос. политику:

- изменение межгос. отношений (м. измен. менталитет у общества или элиты)

в США популярны японские автомобили

- межд. плюрализм

в ТНорг., в которых участв. нац. гос-ва, нужно корд. св. действия. В этом появл. плюрализм – в ТН орг. нужно как-то договариваться.

- взаимозависимость и развитие механизмов сдерживания

транспорт, культурн. обмены. Больше связей à меньше вероятность конфликтов

- рост возможности правительств одних государств влиять на правит-ва других. Экономич. взаимозависимость переходит в политич. плоскость (à м. влиять при помощи эк. рычагов)

- возник. новых акторов, автономных

м/н орг. созд. гос-вами и ЛН и ООН возникли под эгидой США à зависимы.

но дальше à растет независимость + появл. автономные м/н орг. (ничего не имеющие общего с правительствами)
Т.о. транснац. факторы à нац. гос-ва теряют контроль над мировыми процессами

еще 1 аспект – представл. мир как систему

жизнеспособная система поддерж. м/н орг. (чем больше. тем стабильнее мир)

эту модель критикуют реалисты за то, что в основе теории – экономич. вопросы, а политике удел. мало внимания.



  1. Функционализм

По мере того как объед. Европа – теория интеграции

Развитие мирового сообщ-ва à необходимо создание наднациональных структур. (гос-ва заинтересованы в оптимизации своих функций или задач)ю

Появл. во времена 2МВ в 1943г. – "A Functional Peace System" - Митрани

? – почему ЛН не состоялась à государства усмотрели ущемление св. гос. суверенитета.

Нет необходимости в орг-ции с наднац. властью, а нужна орг, занимающаяся конкретными задачами. По мере развития этого сотрудн-ва – созд. межправит. органов à интегр. гос-в в широкое сообщ-во à гос. суверенитет исчезнет.


В ЛН не было гарантии справедливости и права равенства всех наций. Малые гос-ва д.б. объед. внутри ЛН – для противовеса вел. державам.

+ созд. институтов ЛН в разл. регионах – для решения региональных проблем.

Нужна целая сеть специализ. орг-ций для решения конкретных проблем (это раелизовано). Необходимо развивать горизонтальные связи м/отдельными акторами.

Недостаток – осн. внимание – экономическим аспектам.

преодолеть эти недостатки à неофункционализм (Хаас)

! Не игнорировать полит. и идеологич. аспекты, рассматривать модель западно-европ. интеграции (не только экономич., но и политич.)

НО: при региональной ограниченности территории (Зап. Европа).



  1. Классический реализм




  1. Зарождение классического реализма.

В конце 30-х гг. – идеализм испытывает трудности à политический реализм.

Представитель – Нибур, Шварценбергер, Карр, Раймон Арон.

1939г. – веха! Книга Эдварда Карра "20-летний кризис". Оказала большое влияние на ТМО.

Основные идеи:


  • ТМО, как всякая молодая наука, сначала испытывает период иллюзий, идеализма à появляется необходимость реалистических идей.

  • предлагает прагматич. политику – должен восторжествовать принцип "Ты мне, я тебе". à гос-ва смогут сосуществовать. Во главе угла – идея компромисса.

  • почему потерпела крах ЛН? à как м/н орг. она была зависима от гос-в-членов, а некоторые из этих гос-в почувств., что ЛН ущемляет их суверенитет à уходят из ЛН à ЛН недееспособна.

  • моральная сторона в политике: не нужно в своих действиях исходить из моральных принципов à результат м.б. неожиданным (Чемберлен). нужно действовать, исходя из реальных интересов – Черчилль).


Нибур

1936г. – "Моральный человек и аморальное общество"

1948г. – "Иллюзии мирового правительства" (критика универсальной м/н орг.) ООН претендует на функции мирового правительства à это будет недееспособная организация.

"+" в том, что это арена общения государств.

l

Шварценбергер

1941г. – "Политика силы" (чтобы достичь политич. целей, нужно применять силу; сила – главный закон межд. сообщ-ва, но четкой концепции реализма нет = первые идеалисты, использ. историческое наследие.


1948г. – Моргентау "Политика нации, борьба за мир и власть" (Герм.) цельная концепция полит. реализма.

Эмигрировал в США, Чикагский универ. Его идеи назыв. классич. подходом.

Цель – понять события в сер. 20в., развязывание 2МВ.

Отвергает идеалистических подход и вводит основную категорию в ТМО – POWER! (сила, мощь, власть).

Составляющие:

- география

- природные ресурсы

- пром. мощности

- воен. потенциал

- числ. населения

- нац. характер

- моральный дух нации



- качество дипломатии
à не только материальные, но и человеч.факторы.

Анализ каждого фактора:


  1. география (исп. многие идеи геополитики). роль пространства. у России – огромное à невозможно сломить сопротивление нации.

  2. природные ресурсы. Климансо: "1 капля нефти (?) стоит 1 капли крови франц. солдат"

  3. нац. характер и нац. мораль. с 1 стороны – неуловимые черты, с т.з. рацион. прогнозирования, но часто – решающие в сферах межд. политики;

нац. хар-р = долговременная вещь, мало изменяющаяся. нац. мораль – это состояшине общ-ва в определенный момент; степень решимости, с кот. нации поддерживают свои правит-ва в дни войны и мира.

  1. качество дипломатии. рассматр. разл. приемы. политика престижа – приглашают на воен. учения чтобы показать свою мощь à рост престижа. Дипломатия – лучшее ср-во для поддержания мира, но его недостаточно. Ее ограниченность – ни 1 гос-во не откажется от св. суверенитета.

обращается к политикам – пример Черчилля (речь в Палате общин) – и искать решения со св. оппонентами на реалист. основе. Но эти решения будут соблюдаться, пока это выгодно вашему оппоненту.

  1. понятие двублоковой системы (противостояние США и СССР) – это 2 полюса, вокруг – 2 блока.

+ понятие баланса сил
Итог:


  • рассматр. МО, исходя из практики, опыта (эмпирический подход)

  • вся мир. пол-ка базир. на объективн. законах, которые нельзя изменить

à концепция нац. интереса (интерес – это интерес власти, того, кто правит гос-вом)

  • признает наличие и важность случайных факторов à моральный императив / не учитыв., не свопад. с политикой



2. Концепция политического реализма


  1. Осн. акторы – гос-ва. Действ. самостоятельно, но осн. роль – гос-ва сильные, великие державы. Их действия не всегда совместимы с нравствен. и моральн. идеалами. Действ. как ouунитарные и рациональн. акторы.

  2. По своей природе МО – состояние анархии. Кажд. гос-во руководств. своими нац. интересами, верх. власти нет. + анархия не м.б. преодолена.

  3. Процессы в межд. сообщ-ве:

разные нац. интересы à конфликты и войны. Не отриц. сотр-во, но это способ удовлетворения нац. интересов. Гл. сотр-во – военно-политическое. Стабилизация МО – врем. сост. Мир – это отсутствие войны, а война – норма.

  1. Цель акторов – обеспеч. безопасности (миним.) – это гл. забота гос-ва. Как добиться безопасности? – Только путем наращивания вооружений. Дилемма безопасности (в теории игр). Совокупная безопасн – const. à чем больше у 1, тем меньше у другого.

  2. Ср-во достижения цели – сила (power). Понятие баланса сил: посредством силы м. преодол. межд. анархию, но не путем договоренностей, а путем достижения баланса сил. Для кажд. гос-ва: min – добиться собств. безопасности, max - доминировать. Это работает, когда гл. участников 3 или больше. Неск. вел. держав (18-19вв.) àпериоды стабильности. 20в. – 2 полюса à сложно.

  3. Неизменность природы МО, анархии. Можно только изменить расстановку сил, смягчить анархию, но ликвидировать ее невозможно.


3. Раймон Арон (фр. социолог и историк)
"Мир и война между нациями" (1961)

был далек от мысли создать ТМО. Главное – проанализировать, как развивалась ТМО. сторонник полит. реализма + привносит новые идеи. Создание единой, универс. ТМО едва ли возможно, т.к. большое кол-во факторов, опред. МО. Обогащает науку привлечением новых факторов. Нужно привлекать данные социологии и истории.

Сила – главная особенность МО, но с др. стороны: нельзя все сводить только к силе. Отношения гос-в ≠ отношениям животных в джунглях (а реалисты склонны так упрощать МО).

Выделяет еще и дипломатию как орудие межд. политики. Тут большое кол-во факторов: субъективно-личностные, соц.-психологические. + влияют на нац. интерес à может меняться структура МО – анархия.

МО – комбинация стратегии (сила) и дипломатии (случ. факторы). Их усилия à ситуация чередования мира и войны. Межд. система тяготеет к равновесию (реалисты: война = норма). После 2МВ – эно начальная фаза эволюции к организов. состоянию (отличается от реалистов).

Итог (новое).


  • Не дает цельной теории

  • отрицал искл. детерминизм силы

  • нужно как можно шире привлекать новые методы исследования (данные социологии)

  • при анализе межд. систем – понятия: кол-во полюсов и однородность и неоднородность…(системы, видимо)

Версальск. сист.: многополюсная и разнородная (природа акторов разл.). После 2МВ: двухполюсная и разнородная система.

+ шаг признать взамиосвязь м\д внешней и внутр. политикой (реалисты не рассматр)



4. Критика реализма

Оч. живучий  основан на стремлении беспристрастно оценивать факты. Но: - все отнош. = отнош. между гос-ми, отсутствие других акторов. + недооценка связей между внутр. и внешней политикой.

- упроц. взгляд на гос-ва (их однородность) не учитыв. их внутр. структура

- абсолютизация силы, недооценка дух. ценностей, соц. отношений.

- отвергают применение новых методов, их методы – классические (логическое мышление)

Тем не менее, реализм все время возрождается  в 1 очередь рассматр. конфликты и войны.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница