Легенды Апшеронска




Скачать 252.9 Kb.
Дата09.07.2016
Размер252.9 Kb.


Легенды Апшеронска

Богат на окутанные таинственностью и красивыми легендами горы, ущелья, водопады и пещеры Апшеронский район. В каждом предании заключается частица народной души, частица истории, и каждое из них помогает людям заимствовать энергию этих мест, приобщаться к великой силе природы и богатейшему кладу многовековой культуры человечества.


Гора Шахан
ТАЙНЫ ШАХАНА

Эту высоту местные жители называют Шахан, что в переводе с адыгейского означает "гора хана". На Северном Кавказе данное название очень распространено. Только в окрестностях Апшеронска их целых три.

Но тот, о котором сейчас пойдет речь - особенный. На его вершине установлен геодезический знак, обозначающий самую высокую точку округи. С нее открывается живописный вид на долину, в которой раскинулся наш городок, и обнажаются вершины окаймляющих ее горных хребтов.

Но это с детства знакомое каждому апшеронцу место хранитнеразгаданную тайну.


ПОЧЕМУ МОНАШЕНСКИЙ?

Шахан имеет и другое название - Монашенская. Остановлюсь на этом подробнее. Сами понимаете, что в советское время названию этому не суждено было быть официальным. Копнем глубже - тоже пусто. Станица Апшеронская основана как военное поселение в 1863 году, но никаких упоминаний о монастыре в сохранившейся летописи нет. Название горы, тем более официальное, нанесенное на топографическую карту, просто так не появилось бы.

Значит, были какие-то причины ее так назвать. Своими очертаниями на монаха гора не похожа. Вот с Собор-скалой, которая находится неподалеку от п. Отдаленный все ясно. Взглянешь на нее - собор и есть! Высокие столбы из камня вытесала сама природа.
ГДЕ ЗАРЫТЫ МОНАСТЫРСКИЕ КЛАДЫ?

Между тем, среди местных жителей до сих пор ходит байка о том, что, якобы, за Пшехой когда-то был монастырь. Мне удалось узнать, что поисками свидетельств о нем интересовался и покойный редактор радиостудии "Голос Предгорья" Алексей Михайлович Кузьменко. А руководитель одной крупной апшеронской организации (его фамилию я не называю) рассказывал, что в детстве нашел в лесу на правом берегу Пшехи рубиновый крест, да только его старшие мальчишки отобрали.

Поверье о существовании здесь в древности монастыря живо и по сей день.
ЕЩЕ 800 ЛЕТ НАЗАД

Известно, что под Шаханом находится несколько пещер. Откуда они появились - точно сказать никто не может. Их уже по нескольку раз перелопатили местные искатели сокровищ. Некоторые пещеры осели от времени.

Бросается в глаза закономерность в их строении. Они все расположены неподалеку от источника воды, одинаково ориентированы на восток. В одну из них, наиболее сохранившуюся, не сгибаясь, может войти человек высокого роста. Ширина пещеры достигает трех метров.

А почему бы не предположить, что это древнейшие скиты монахов-отшельников? Предание о них и могло дать название этой горе.

Я решил узнать мнение православного духовенства по этому вопросу. Могли ли здесь в лесу, задолго до основания станицы существовать поселения схимников*?

Настоятель Апшеронской Свято-Покровской церкви протоиерей Виктор Бандурко не исключает такой возможности. Он рассказал, что еще во И-м веке нашей эры по черноморскому побережью Крыма и нынешнего Краснодарского края простиралась епархия, которую возглавлял Климент Римский. Поэтому, вполне возможно, что христиане, жившие, грубо говоря, в районе современного Туапсе, общались с племенами, населявшими здешние места. И первые христиане, соответственно и монахи, могли здесь появиться еще за четыреста лет до возникновения ислама. Позже, в XIV веке, эта набирающая силу религия проникла на Северный Кавказ.




Реки
Туха: Название трансформировалось из адыгского Тхъухь, где тхъу – «масло»., хьи – «нести», - «несущая масло»: поверхность реки была покрыта пятнами нефти.
Пшеха: Некоторые исследователи утверждают: в далеком прошлом адыги восстали против своих князей, перебили их и бросили в реку. Отсюда Пщыхъе, где пщы – «князь», хъын – «нести». По другой версии - : пчы – «копье», хъын«нести», - «несущая копья». Рассказывают, что в далекие времена в долине реки произошло ожесточенное сражение, где было поломано много копий. В абадзехском диалекте адыкского языка слово пщыхьэ - «вечер», «сумерки». Пшахъо в адыгском языке – «песок»

Гуамское ущелье

Топонимика. Скалы ущелья – пристанища диких пчел. Черкесы занимались бортничеством и окуривали их омелой. По-адыгейски омела – «гъо», запах – «мэ». Отсюда название хребта Гуама и поселка – Гуамка – «запах омелы», «дурной запах», «вонючка» и «неприятное сердцу».

Разные легенды есть у нас о Гуамском ущелье. Вот некоторые из них.
Вряд ли кого-то из экскурсантов оставила равнодушным могучая и неповторимая красота Гуамского ущелья. Но откуда взялось это название?


  • Было так: жила когда - то здесь прекрасная, как весеннее утро, девушка по имени Гуама. Полюбила она молодого, красивого Орла, отдала ему свое сердце, но помешал счастью влюбленных старик Гром, пожелавший жениться на Гуаме. Узнав о сопернике, набросился он на Орла и хитростью и грубой силой убил молодого красавца. Не вынесла смерти возлюбленного юная горянка, бросилась вниз со скалы в бурные воды Курджипса. В память о ней ущелье стало называться Гуамским. Это одна из многих легенд о Гуамском ущелье. Есть в ней что - то правдоподобное. Ведь действительно много миллионов лет назад на месте нынешнего Лагонакского нагорья плескалось море Тетис, которое в процессе горообразования исчезло с лика земли.

Оказывается здесь, в этом узком коридоре, ведущем в вечность, замедляется ход времени. Гуамское ущелье находиться на пересечении меридиана и параллели. Местные жители знают, чуть только почувствуешь недомогание - иди в ущелье, любую хворь, как рукой снимет. Гуамское ущелье ждет любителей кубанской природы!

Рассказывают, что связано оно со знаменитой для черкесов победой в 1717 году над крымским ханом Давлет-Гиреем. В ту пору черкесами командовал храбрый воин Гуам, решивший дать сражение несметному войску хана именно здесь.

Вот как описывает это событие Джафар Чуяко:

«Упорно сопротивляясь, адыгейцы отступали в глубь гор. Река Курджипс указывала им путь. Она привела горцев в Гуамское ущелье. Турецкий отряд не отставал от них.

Воины мирзы-бея надеялись перебить горцев в узком ущелье, погруженном в полумрак... Едва последний солдат неприятеля ступил на узкую тропу, тянувшуюся над пропастью, в молчаливом лесу раздался пронзительный свист. Ударяясь о каменные стены многократно усиленным эхом, свист заполнил все ущелье. С крутых вершин покатились вниз с шумом и грохотом огромные камни. Враги не успели опомниться, как вход и выход из ущелья оказались закрытыми. Нет входа! Нет выхода! Чужеземное войско осталось в ловушке замкнутого коридора.

Яростным градом катятся с вершин огромные камни, сбивают с ног. Вопли отчаяния, ужаса... Вражеские солдаты срываются вниз с крутого высокого берега реки. А внизу их встречает гневный Курджипс. Несет врагов вода, швыряет их с силой об острые камни, сбрасывает в пенящиеся водопады...»

Так черкесы одержали долгожданную победу над своими поработителями, а ущелье получило имя.

Но это не единственная легенда Гуамского ущелья. Здесь есть ручей желаний, два красивейших водопада Сухой балки, которые когда-то были влюблёнными девушкой и волшебником, и многое другое. Но об этом в следующий раз.




  • По этому ущелью, расположенному между посёлками Мезмай и Гуамка, в Апшеронском районе, мчит свои воды, холодные и чистые, река Курджипс. Украшают живописное ущелье скалистые стены и узкоколейная железная дорога, построенная в начале 30-х годов XX века.

Из поколения в поколение адыгейского народа передаётся легенда.

Однажды в жаркий летний день отряды крымских ха-нов — ставленников турецкого султана — расположились лагерем на берегу реки Белой, недалеко от того места, где находится нынешний город Майкоп.

В палатке хана собрались командиры отрядов. К ним обратился посол турецкого султана с повелением: завоевать огнем п мечом горные аулы, реки и леса, богатые рыбой и дичью, а черкесские племена заставить принять мусульманскую веру. А непокорных...

— А непокорных горцев уничтожить, — заявил грозный крымский хан. — Так повелел великий султан. Нам стало известно, кто-то предупредил горцев о нашем посольстве. Они поспешно покинули свои аулы. Завтра с восходом солнца — в поход! Догнать и вернуть их!

Утром пять тысяч янычар двинулись в горы... Прошли день, второй, видели они аулы, но не было ни одной живой души. Со скарбом и домашними животными люди покинули жилища.

Отряд молодых джигитов следил за продвижением турецких войск. В открытый бой не рвались. Мало их было, да и вооружены юноши в основном саблями и кинжалами, огнестрельного оружия не было.

Аскер, предводитель отряда, один из самых смелых и ловких джигитов аула, предложил дерзкий план — заманить турок в узкое ущелье, вход и выход завалить валунами, а янычар забросать камнями. План понравился.

На третий день пути турецкие войска расположились на берегу Курджипса там, где ныне станица Нижегородская. Во время привала по лагерю пронёсся крик: «Черкесы!» Увидев всадников на поляне, около опушки леса, янычары открыли огонь. Черкесы тут же скрылись за густыми деревьями. Турки бросились преследовать.

Всадники неустанно появлялись то в одном, то в другом месте, но не вступали в схватку.

На пятый или шестой день, идя по следу конного отряда горцев, янычары подошли к ущелью. На них дохнуло сыростью и резким пронзительным ветром.

В это время вверху, на скалах, раздался голос какой-то птицы. Ей ответила вторая, третья. В глубине ущелья послышались голоса людей. Янычары шумной лавиной бросились вперед.

Солнце не проникало на дно ущелья, где на большой глубине бурлила река Курджипс, разбивая свои воды о камни, извергаясь водопадами.

Турецкое войско поспешно втягивалось в ущелье, как удав в свою нору. Пройдя около трёх километров, на одном из поворотов турки встретили завал. На вершине скалы раздался крик совы, потом второй, третий. Это был условный сигнал. Со скал в пропасть, на головы янычар, обрушился ливень камней. Вход и выход из ущелья были завалены. В ужасе метались турецкие воины, сталкивая друг друга в кипящие воды реки. Лошади, тащившие пушки, испуганно шарахались. Река уносила их, разбивая о скалы.

Турецкое войско, пытавшееся покорить свободолюбивый черкесский народ, было уничтожено. Весть о великой победе птицей облетела все аулы, горцы вернулись в родные места. Родная земля и в горести мила.

Зазвучали веселые, победные песни.

С тех пор это ущелье называется Гуамским, что по-русски значит «ущелье, где был разбит неприятель».



ЛАГОНАКИ

Топонимика: Предположительно название нагорья происходит отадыгейских слов лэгъунэ и къу (къо), где первое означает «комната» (место) для молодоженов и «балка (долина)». По другой версии есть предположение, что ороним переводится с адыгейского как «тропа, обрыв», по-видимому, в этой версии название должно обозначать «тропа и безлесье». Возможно также, что название Лагонаки происходит от адыгейского лъэгапIэнэIы, означающее «возвышенность, лишенная растительности»


Легенда первая:

Лаго и Наки

Легенда о страстной и трагической любви двух молодых сердец передаётся из поколения в поколение многие, многие годы. Жили влюблённые в ауле, недалеко от нынешнего Майкопа. Наки — дочь князя Киша — была красивой и разумной, смелой и весёлой девушкой. В шестнадцать лет она могла легко вскочить в седло, удержать в узде любого скакуна. Часто отправлялась с отцом осматривать табуны лошадей, выезжала с ним и на охоту. Глаза у неё были голубые, голубые, как весеннее небо. А волосы — золотистые, мягкие, длинные, словно пшеничное поле, волнами переливаются. Красотой она сводила с ума аульских парней. Многие засылали сватов, но князь всех отваживал, всем с гордостью говорил:

— Любимая дочь выйдет замуж за самого богатого, самого храброго, самого красивого.

Среди джигитов близлежащих поселений не было такого. Князь не терял надежды, придёт время — и объявится желанный его сердцу. Лаго был простым пастухом, в ауле его уважали за честность и доброту, храбрость и весёлый нрав. А как заиграет на камыле — заслушаешься! Когда звучала его свирель, даже коровы и овцы переставали жевать траву, о людях и говорит!) нечего. Лаго не раз замечал, как Наки внимательно слушала его говорящую свирель. Однажды пастух пригнал коров на водопой к реке Бе-шп, сам лёг под кустом немного отдохнуть. Послышались ниш, он поднял голову. Перед ним стояла Наки. Пастух вскочи л, удивлённо посмотрел на неё. От растерянности и радости он не мог ничего сказать. Затянувшееся молчание первая нарушила Наки.

— Хорошо ты играешь. Сыграй... Хочу послушать, —на её румяном, красивом лице появилась улыбка.

Свирель запела о грустной жизни в неволе — Лаго пережил тяжёлое детство: турки увезли его и продали в рабство, и он бежал на родину. Пела о высоких горах и степных просторах, о джигитах, побеждающих врагов — захватчиков земли родной. Пастух смотрел на Наки, а княжна — на Лаго. Оба они были очарованы: она — взволнованным голосом свирели, он — божественной красотой княжны. Вдруг свирель замолчала: пастух, волнуясь, сказал:

Если князь узнает, что ты приходила ко мне, он накажет нас. Отец в отъезде. Не узнает, — девушка засмеялась и направилась к бурно бегущей реке. Несколько дней Лаго не мог забыть встречи. Наки была очень красива, держалась с ним приветливо. Он все время думал: сможет ли она полюбить его, бедного пастуха? Дочь богача, да ещё князя, не могла выйти замуж за бедного — этого не позволяли обычаи. Через несколько дней они вновь встретились — случайно. Наки смущённо опустила глаза, лицо её покрылось румянцем. Любовь вспыхнула жарким пламенем, её уже ничем нельзя потушить.

Лаго, нежно сжав её ладонь, быстро заговорил. Решил высказать любимой всё, о чём размышлял, о чём мечтал в ожидании встречи. Когда Лаго смоЛк, Наки прошептала:

— Зайдёт солнце... встретимся... там, — показала рукой в сторону векового дуба, — буду ждать... приходи, — и неслышно скрылась за кустом шиповника. Вечером у векового дуба они поклялись любить друг друга вечно. Любовь будет такой же крепкой, как этот коренастый дуб, приютивший влюблённых под своими ветвями, — поклялись Лаго и Наки. Сколько счастливых, радостных вечеров провели они вместе! Лето катилось к концу. Узнав о встречах дочери с пастухом, грозный князь Киш пришёл в гнев:

— Пастух! Как он посмел видеться с моей дочерью?!Запретить! Засечь плетью на людях! Выбить дурь из головы! — князь сурово наказал всю стражу. Лаго в тот же день изловили и доставили в темницу.

Наки смертельно встревожилась, когда эту страшную весть принесла верная её служанка. Княжна была уверена: если она не освободит Лаго, утром его засекут. «Нет! Не быть этому! Я спасу любимого». Она стала обдумывать план смелого, тайного побега. Подкупив стражу, ночью Наки освободила Лаго. Они сели на коней и ускакали в горы. Искры летели из-под копыт горячих скакунов. Только с рассветом, когда солнце окрасило вершины золотом, а воздух, насыщенный пряным ароматом трав и цветов, потеплел, остановили они лошадей у говорливого ручья. Ледяная вода сняла усталость лошадей и беглецов. Утром князь узнал от слуг: его любимая, единственная дочь, потеряв стыд и честь, сбежала с пастухом в горы.

— Догнать! Запороть! — разъярённый князь метал громы и молнии, хлестал плетью стражников. Немного отдохнув, беглецы поскакали — всё дальше и дальше от родного аула. Вдруг послышался разноголосый лай собак. Лаго и Наки напрягли слух, остановили лошадей.

Это собаки отца! — Наки ударила коня плетью.

- ыше в горы! Там наше спасение! — крикнул Лаго, догоняя спутницу.

Впереди, на небольшой поляне, Наки увидела всадников и услышала грозный окрик отца:

— Дочь, опомнись! Вернись! Прощу!

Помчались по тропе, ведущей к лощине. Здесь беглецов ждала другая группа всадников.

Лаго! Мы окружены! — Наки остановилась.

- За мной, любимая! Мы прорвемся! — размахивая саблей, Лаго стал отчаянно рубить всадников, освобождая путь Наки. Они вырвались из окружения. Всё дальше уходили от погони. Снова послышался справа и слева лай собак. Впереди — обрыв. Глубокое ущелье. Лаго бывал в этих местах. Короткая тропа вела к обрыву. Они остановили коней, спешились.

— Наки, любимая! — Лаго крепко обнял княжну и стал страстно её целовать. — Не суждено нам быть вместе. Оставайся! Отец простит тебя!

И он с разбегу бросился вниз.

— Лаго! — в отчаянии крикнула Наки. — Даже смерть не разлучит нас.

И, словно раненая птица, распластала руки-крылья, последовала за ним.

Подул холодный ветер. Тёмные лохматые тучи затянули небо. Громовые раскаты сотрясали землю. Ослепительно сверкали исполинские молнии. Обрушился страшный ливень, смывая всё на своем пути. Казалось, даже небо было против нелепой смерти двух влюблённых.

Давным-давно случилась эта трагедия. Нагорье, где погибли пастух и княжна, до сих пор хранит их имена — Лаго-наки.



Лагонаки, высокогорное плато (нагорье), расположено на высоте 2500 метров над уровнем моря, в междуречье Белой и Пилехи (Майкопский район Республики Адыгея).
Легенда вторая: Лаго и Накэ
Люди, живущие в горах, подобны горным орлам, парящим высоко в небе. Они вольные птицы. Свобода для них дороже всего. Как нельзя удержать орла в неволе, так и свободолюбивых горцев нельзя превратить в покорных, заставить быть рабами. По берегам рек Цеце и Молочной, у истоков Курджипса и Белой жили абадзехи — адыгейское племя. Жили в дружбе и согласии. Для решения важных вопросов собирались старейшины родов во главе с вождём племени и решали спорные дела. А когда стоял вопрос о войне и мире, собирались старейшины и джигиты. Адыги чтили стариков, прислушивались к их мнениям, уважали лихих наездников, смелых джигитов. Устраивали состязания в ловкости и силе. В праздничные дни собирались всем аулом. Седоголовый Фишт — вождь племени — в окружении старейшин и самых старых жителей занимал почётное место. Распределителем игр был Оштен, вождь одного из родов. Седина уже начинала серебрить его волосы, но он был по-прежнему могуч, ловок, силён и пользовался большим уважением. Из молодых джигитов самым ловким, смелым и находчивым был Лаго. В стрельбе из лука — первый, в метании копья — первый. А как он смело джигитовал, ловко рубил саблей! Все зрители восхищались его сноровкой.

— Молодец Лаго — настоящий джигит! — одобрительно покачивали седыми головами старики.

Ыакэ, дочь Оштена, среди девушек аула выделялась красотой и весёлостью. Была как утренняя заря румяна. Карие глаза блестели словно звёздочки; чёрные брови, будто крылья птицы, то взметались, то опускались. Длинные волосы, заплетённые в десятки тонких кос, рассыпались по плечам и спине до самого пояса. Была Накэ кроме того смелой наездницей.

На состязаниях она всегда смотрела на Лаго, радовалась его успехам.

— Счастливая ты, Накэ, — говорили с завистью подруги. Накэ улыбалась и отшучивалась.

Накэ и Лаго любили друг друга. Родители радовались взаимной любви и готовились сыграть свадьбу.

Но однажды мирная жизнь свободного народа была нарушена. На побережье Черного моря, где жило родственное племя, высадились заморские завоеватели. Гонец, прибывший к Фишту, доложил скорбную весть:

- С кораблей высадились чужестранцы. Грабят, убивают. Увозят девушек и юношей.

- А вы что, разбежались? — спросил встревоженный Фишт.

— Нет! Мы сражались храбро. Но силы наши неравны. Я ранен. Не ушел бы с поля боя, но вождь послал меня. Нужно объединиться, чтобы победить. Враги движутся сюда. Собрать всех воинов! — приказал Фишт своим помощникам.

- Люди! Враг идет войной. Защитим родную землю! — разлетелись призывы по округе.

Вечером, когда огненное солнце готовилось уйти за горизонт, джигиты собрались на поляне совещаний. Как только показались старики во главе с Фишт.ом, все притихли и склонились в почтении.

— Храбрые джигиты! — обратился Фишт к воинам. — Враг приближается к нашим аулам. Они жгут, уничтожают посевы. Уводят людей в рабство. Защитим нашу землю!

- Фишт, веди в бой!

- Будем драться до последнего!

- Смерть или победа!

Военный совет решил принять бой тремя отрядами. Первый — из самых опытных воинов, седовласых стариков — вёл вождь, могучий телом и духом старый Фишт; второй отряд из зрелых мужей возглавил Оштен. Юных джигитов повел Лаго. Рассветало. Лучи солнца позолотили вершины гор, но туман ещё плавал в ущельях, сплошной черной массой темнел лес. Старые воины, привыкшие к мечам, к тяжести щитов, шли навстречу врагу. Прошло несколько часов, прежде чем адыги увидели воинов противника.

— За мной! Сокрушим врага! — призвал Фишт.


Мечи скрестились с мечами, звенели щиты, ломались копья. Крепко бьются старики. Фишт направо и налево наносит удары тяжёлым мечом. Вражеское войско вокруг него редеет.

Где ты, Оштен? Где ты, Лаго? — кричит Фишт: силы его слабеют.

- Фишт, держись! — слышит он могучий голос Оштена.

- Вождь, мы здесь! — доносится до него звонкий голос Лаго.

Возрадовался Фишт, скользнула улыбка по седым усам. Он повернулся, чтобы подбодрить своих храбрецов. И в этот момент вражеское копьё вонзилось в шею Фишта. Покачнулся богатырь, зашатался и, как срубленный мощный дуб, рухнул на родную землю.

Битва продолжалась. Храбро сражаются горцы. Но неравны силы. Погибли старые воины. Сильно поредела дружина Оштена, и сам он смертельно ранен. Не один десяток врагов сразил его меч. И тут вихрем налетели на врага юные джигиты во главе с Лаго. Он сам на белом коне — грозный, словно ангел мести, быстрый, словно гордый орел. Сверкает на солнце его сабля и крушит врагов.

Уже затупились сабли джигитов, притомились кони. А сеча не ослабевает. Смертельно ранен Лаго. Враги попытались схватить его, но друзья пришли на помощь, отбили. Услышав стон всадника и слова: «Домой, Казбек. Домой — Накэ... Накэ... », верный конь с драгоценной ношей вихрем прорвался из окружения и стрелой устремился к аулу.

Накэ и подруги перевязывали раны воинам, которых привозили с поля боя. Сердце Накэ тревожно билось, чувствуя беду.

Вдруг женщины увидели, как с той стороны, где шёл бой, мчится белый конь — летит, как огромная птица.

— Лаго! Это конь Лаго! — голос Накэ дрожал. — Что случилось?

Она бросилась навстречу коню, размахивая руками. Конь заржал и замер перед Накэ. Лаго крепко вцепился в гриву коня.

Накэ, нужна помощь! Труби сбор, в бой... — еле слышно сказал Лаго и сполз в объятия невесты.

Лаго! Милый! — закричала Накэ, целуя умирающего джигита.

Накэ надела доспехи Лаго и на белом коне ринулась в бой. За ней мчались все, кто мог сесть на коня. Увидев своего командира, джигиты закричали:

— Лаго жив! Помощь пришла! — громом небесным разносилось вокруг. Джигиты воспрянули духом, стали сражаться яростнее.

Враг дрогнул, не выдержав нового удара. Бросая оружие, противник бежал к морю.

Адыги победили. В победном сражении погибла мужественная дочь вождя. Когда узнали, что вместо Лаго храбро сражалась Накэ, все были восхищены её твердостью духа и находчивостью.

Лаго и Накэ похоронили на поле брани. В последний путь героев провожал весь аул.

Давно это было. Прошли сотни лет. И стоят с тех пор в горах Кубани седые Фишт с Оштеном и молодое нагорье Лагонаки.

Самурское (Безводненское) озеро

Топонимика: Расположено озеро на Пастбищном хребте (высота 328 м. над уровнем моря). Рядом г. Шпиль (407 м.) Площадь его 65000 м2, длина – 340 м. и наибольшая ширина – 250 м., максимальная глубина -4,6 м. Озеро находится в 7 км. Отст. Самурской. Потому так и называется. Правда оно назодится также в 4-х км. От ст. Безводной и местные жители называют его «Безводненским»


Сторожилы из местных жителей рассказывают легенду, связанную с происхождением озера.

Когда-то давно на месте озера располагалось небольшое селение. И жила в нем прекрасная девушка. Вереницею тянулись к ней женихи, но она отказывала всем, так как ждала свою единственную любовь. И вот молва донесла весть о красоте девушки до злого духа леса. Он превратился в прекрасного юношу и отправился к ней. Когда красавица увидела его, она не дала отказа сразу, как это было с другими женихами. Но и согласия остаться с ним не дала.

А дух влюбился в девушку не на шутку и стал добиваться ее расположения. Когда девушка отправлялась по делам в соседнее селение, он постоянно сопровождал ее. По дороге они разговаривали и девушка постепенно привыкла к нему. Они стали гулять по полям и лесам вокруг селения. Дух уговаривал ее отправиться с ним в те места, где он живет, девушка не соглашалась. Она очень любила своих родных, селение и не хотела покидать их.

Дух очень злился из-за того, что не может покорить эту гордую красавицу. Он завлек ее в лес, а на селение и на ее родных наслал беду - перегородил глубокую балку и пустил с гор тысячи родников. Вода быстро заполнила образовавшийся котлован и скрыла все, что так любила девушка.

Когда девушка вернулась из леса, то увидела озеро и множество родников, впадающих в него. В этот момент дух открылся ей и сказал, что все это сделал он. Девушка умоляла его вернуть ее родных, но было поздно. Единственное, что он сделал – закупорил все родники, чтобы вода больше не наполняла озеро. А сам исчез. Девушка ещё очень долго ходила вокруг озера и звала своих родных. Её слезы превратились в ручей, который впадает в озеро. А сама девушка превратилась в легкую дымку, которая каждое утро стелется над озером.
Легенда пещеры Азишской
..Когда-то очень давно в этих местах было небольшое, но необычное царство. Оно славилось во всем мире тем, что правитель обладал силой волшебной. Он мог летать по воздуху на чудо-ковре, он мог, неведомо как, на бесплодных камнях выращивать цветы, обладающие целебной силой. Говорили, он

мог проникать сквозь толщу земную и доставать драгоценные камни невиданной красоты, а также он владел черным жемчугом, имеющим магическую силу.

Равных ему не было в этих краях. И часто паломники приходили именно сюда и находили все, что искали.


Не всем нравилось могущество правителя, и поэтому у него было много врагов, которые кипели от ненависти, и зависть глодала их сердце. Сколько ни пытались они узнать тайны правителя, но все оказывалось тщетно. Однажды пришел караван в эти места, все люди были переодетые воины. Когда правитель взглянул на пришедших, он все понял, его сердце вздрогнуло, он лишь поднял глаза к небу и смиренно произнес: «На все воля Божья». И тогда он обратился к воинам, но увидел, что ими овладел странный мор, они не понимали, что происходит, где они находятся. Правитель поднялся высоко в небо, оглядел город, у стен собрались люди, и все кричали одно и то же: «В огонь, в огонь!».

- Люди предали меня, но я их прощаю и по-прежнему люблю. Я могу призвать молнии и гром и превратить в камни всех восставших, так велика моя сила, но я не сделаю этого, потому что в моем сердце нет зла, люди не ведают, что творят. «Да будет воля Твоя!» - крикнул правитель так, что задрожала земля и застонали горы, и заплакали цветы на камнях, и слезы посыпались с листьев, орошая головы людей благодатной росой, и небо зарыдало.

Шел дождь, и радуга возникала то там, то тут. Люди замолчали то ли от страха, то ли от удивления, но в их сердце уже рождалось новое осознание происходящего. В небе они видели своего правителя, и он, словно стрела, полетел вниз, и, говорят, земля расступилась, а после сомкнулась. Прекрасное царство погрузилось в небытие. Но слухи ходили, что под землей живет правитель и что его дворец освещает неведомый свет, а камни дарят ему тепло солнца, хотя никогда не видели его, а воздух вокруг такой чистый, что дыхание его несет исцеление, потому что он сам благоухает, как цветок.

Когда-то вновь появилось царство в этих горах, и дочь другого царя пришла сюда в поисках пропавших родителей. Оказавшись в подземном дворце, увидела правителя и, назвав его Великим Зодчим, полюбила епр всем сердцем. Но враги выследили Девушку, придя за ней в подземный дворец в поисках сокровищ и драгоценных камней, и Великий Зодчий покинул это место. Подземный дворец был разрушен, только комната, где осталась Азиш, так звали девушку, осталась, и она долгие годы провела здесь в молитве, чувствуя свою вину и взывая к Великому Зодчему, и моля его о прощении, любя всем сердцем. И однажды он явился и поднял девушку высоко в небо. Она видела землю с высоты птичьего полета и была безмерно счастлива. И вновь появилась роса на деревьях, травах, цветах, но в этот раз она скатывалась не от рыданий, а от тихого смеха, ибо и травы, и цветы радовались возвращению Великого Зодчего, и даже камни расцвели цветами, помня его прикосновения. А пещера осталась и стала притягивать людей все больше и больше. Кто-то шел в горы в поисках исцеления тела, а кто-то - души, и каждый находил свое. Пещеру стали звать Азишской то ли по имени девушки, то ли от названия горного царства Азиш-Тау.





Пещера Нежная

Когда-то очень давно жил отшельник, чья волшебная сила сила известна далеко за пределами его владений. Отшельником Аше стал не сразу. Он жил среди людей и мало чем отличался от них. Но однажды в лесу он сильно поранил ногу, потекла кровь. Помощи ждать было неоткуда, а умирать не хотелось. Зажав рану одной рукой, Аше обратился за помощью к лесу: «Духи лесные, незримые, принесите травы целебные, помогите затянуть рану и остановить кровь». Не знал он, что, призвав их и дав им прикоснуться к крови, он окажется в их власти, и они обретут видимость.

И вот возник перед Аше огромный зеленый дед, весь мохнатый и страшный. Аше чуть не вскрикнул от изумления «Я принес тебе травы целебные, и теперь ты мой, говори, чего ты хочешь...». «Останови кровь, залечи рану». В один миг, как показалось Аше, от раны не осталось и следа, а вся кровь, что вытекла, превратилась в светящийся шарик и исчезла в ладони Лесовика:

- Пока она у меня - ты в моей власти, человек.

- Я должен идти к людям.

- Нет, ты пойдешь со мной и будешь рассказывать о жизни каждого обитателя горного города.

- Где ты видишь город? Это же лес, а дальше - горы, камни да скалы безмолвные.

- О нет, это вы, люди, ничего но види'с, фоме своих домов, а здесь есть то, о чем ты даже и не подозреваешь. Постепенно ты станешь видеть и слышать. Каждая травинка скажет тебе, чем живет, но для людей ты будешь отшельником, они будут приходить к тебе за помощью.

- А если я вернусь к людям и не послушаю тебя?

- Ты не сможешь жить среди людей, потому что в твоей крови отныне течет энергия гор, они будут звать тебя, этот голос будет мучить тебя и днем, и ночью, и в холод, и в зной. Оставь все братьям, они недолго будут оплакивать твое исчезновение.

И пошел Аше вслед за Лесовиком, долго шли они, не один день, а три дня. И вот глазам Аше открылась картина величественная, горы в закатном сиянии пели гимн уходящему солнцу. Последние лучи скользнули по вершинам. Горы вздыхали.

- Идем, этот вид будет перед тобой часто, это нежно-розовое сияние бывает на рассвете и на закате. «Нежно-розовое» - подумал Аше и пошел вслед по тропинке, чувствуя утомление телесное. Взобравшись на небольшую поляну, Лесовик молвил: «Мой дом отныне твой дом, и когда ты будешь готов заменить меня, я исчезну, став частью всего живого». Пройдя по корням могучих пихт, Аше оказался у входа в небольшую пещеру.

- Я буду жить здесь, в этом холоде?

- Ты человек, а я дух, камни станут мягкими для тебя, как шелковая постель, и теплыми.


- Ты будешь познавать, потому что дух никогда не сможет покинуть эти места, не передав часть своей мудрости.

- И жил Аше в пещере, которую после назвали «Нежная». И многое узнал он, много поведал ему дух гор и леса, и когда он стал невидимым и покинул эти места, о мудрости отшельника узнали люди, словно бы птицы или ветер рассказали им. И пошли к нему - кто за советом, а кто за помощью. И помогал Аше всем пришедшим, и уходили они в мир с надеждой на лучшее и с желанием блага всему миру.


Библиография
Гирш, А. Казачий камень : Легенды земли Апшеронской / А.Гриш // Вестник Предгорья. - 2006. - 11 марта. - С.7.
Гирш, А. Казачий камень /А.Гирш //Вестник предгорья. - 2006. - 11 марта (№25). - С. 7. - Легенда о "Черкеском камне".
Каменное сердце - история любви // Вестник предгорья. - 2006. - 18 марта (№28). - С. 7. - Легенды Апшеронской земли.
Гирш, А. Речка Майкопка : Легенды Кавказа/ А.Гиш // Вестник Предгорья. - 2006. - 22 июня. - С. 8.

Гирш, А. Легенды Кавказских гор. Лаго и Наки / А.Гиш // Вестник Предгорья. - 2006. - 21 января (№6). - С. 7.


Гирш, А. Казачий камень / А.Гирш // Вестник Предгорья. - 2006. - 11 марта (№25). - С. 7. - Легенда о "Черкеском камне".
Гирш, А. Руфабго и Хаджох : Легенды Кубани / Гирш// Вестник Предгорья - 2006. - 15 апреля. - С. 7.
Гирш, А. Лаго и Наки : Легенды Кавказа / А.Гирш // Вестник Предгорья - 2006. - 21 января. - С.2.

Гриценко, А. Вечная любовь в сухой балке : Легнды и мифы /А.Гриценко// Вестник Предгорья. - 2004. - 25 декабря. - С.3.


Жебрак, М. Водятся ли на Кавказе драконы?/ М.Жебрак // Предгорье Кубани. - 2005. - 1-7 апреля. - С.10.
Жебрак, М. Бусы Афродиты : Легенды Кубани/ М.Жебрак // Предгорье Кубани. - 2005. - 4-10 февраля. - С.10.
Жебрак, М. "Затерянный мир" большого Кавказа : Горная страна Лаго-Наки/ М.Жебрак // Предгорье Кубани. - 2005. - 4-10 марта. - С.10.
Жебрак, М. Великаны русского хутора /М.Жебрак // Предгорье Кубани. - 2005. -10-16 июня (№23) Начало. Окончание N 24. - С. 10.- Легенды и мифы Кавказа, об окрестностях Мезмая.

Жебрак, М. Великаны Русского хутора : Легенды // Предгорье Кубани. - 2005. - 17-23июня. - С.10.


Жербак, М. О чем молчит седой Фишт?/ М.Жебрак// Предгорье Кубани. - 2005. - 2-8 сент.(№35,36) - С. 9.
Жебрак, М. О чем молчит седой Фишт? : Легенды Кубани / М.Жебрак // Предгорье Кубани. - 2005. - 9-15 сентября. - С.10.
Жебрак, М. Мифы и легенды Кавказа / М.Жебрак // Предгорье Кубани. - 2004. - 3-9 декабря. - С.11.

Имена земли Апшеронской, их тайны и загадки // Вестник Предгорья.. - 2005. - 1 декабря. - С.4.


Имена земли Апшеронской, их тайны и загадки // Вестник Предгорья.. - 2006. - 5 января; 19января. - С.4.
Каменное сердце - история любви// Вестник Предгорья. - 2006. - 18 марта (№28) - С. 7. - Легенды Апшеронской земли.
Каменное сердце // Апшеронский рабочий. – 2010. – 5 авг.(№82). – С.2

Легенда пещеры Нежная // Вестник Предгорья. – 2010. – 9 окт.(№2) – С.4

Пчелинцев, Ю. Высокогорное озеро Хуко : Легенды земли Апшеронской / Ю. Пчелинцев// Вестник Предгорья. - 2006. - 4 февраля. - С. 7.
Пчелинцев, Ю. Каньон Сухая балка : Легенды земли Апшеронской / Ю. Пчелинцев // Вестник Предгорья. - 2006. - 25 февраля. - С.3.
Пчелинцев, Ю. Гуамское ущелье: Беспощадное и величественное : Легенды земли Апшеронской/ Ю Пчелинцев // Вестник Предгорья. - 2006. - 18 февраля. - С. 7.

Пчелинцев, Ю. Вечная любовь в Сухой Балке : Легенды и мифы / Зап. А. Гриценко // Вестник Предгорья - 2004. - 25 декабря(№154) - С. 7.


Чесноков, А. Озеро утраченной любви/ А.Чесноков // Жемчужина России. – 2005. – 11 марта. – С.22



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница