Кузнецов Дмитрий Владиславович




Скачать 461.82 Kb.
страница1/3
Дата25.07.2016
Размер461.82 Kb.
  1   2   3
Кузнецов Дмитрий Владиславович, к.и.н., доцент

кафедра всемирной истории

Благовещенский государственный педагогический университет

kuznetsov_d@mail.ru
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2013-2014 ГГ. И РЕАКЦИЯ КИТАЯ
УДК 327
В статье рассматривается позиция Китая в отношении Украинского кризиса 2013-2014 гг.
Ключевые слова и фразы: Китай, Украина, политический кризис, дипломатия
Kuznetsov Dmitry Vladislavovich, Ph. D. in History, Associate Professor

Department of World History

Blagoveshchensk State Pedagogical University

kuznetsov_d@mail.ru
THE UKRAINIAN CRISIS 2013-2014 AND REACTION OF CHINA
The article examines position of China about the Ukrainian crisis 2013-2014.
Key words and phases: China, Ukraine, political crisis, diplomacy
Острый политический кризис, охвативший в 2013-2014 гг. Украину вызвал колоссальный по своим масштабам резонанс в мире. Реакция на события, происходящие в Украине, последовала со стороны практически всех крупных стран мира, в том числе Китая.

Причины такого повышенного внимания Китая являлись разнообразными. Пожалуй, важнейшая из этих причин заключалась в том, что в настоящее время в отношении Украины Китай имеет вполне конкретные интересы экономического и геополитического характера.

К моменту возникновения Украинского кризиса 2013-2014 гг. взаимоотношения Украины и Китая достигли достаточно высокого уровня (их активизация началась после избрания на пост президента Украины в 2010 г. В.Ф. Януковича) и были оформлены в рамках стратегического партнерства и сотрудничества. По состоянию на 2011 г. договорно-правовая база украин­ско-китайских отношений включала более 200 документов1. Как подчеркивает А.Ч. Мокрецкий, «ни по качественным, ни по количественным показателям они не дотягивают до уровня российско-китайских отношений»2. Тем не менее, украинско-китайские отношения имели свою определенную динамику, развиваясь по целому ряду важнейших направлений3.

Во-первых, между Украиной и Китаем сложились устойчивые торговые связи, проявлением которых явился постоянно растущий объем товарооборота между странами, исчисляемый миллиардами долларов.

К 2012 г. для Украины Китай стал главным торговым партнером среди стран, расположенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Согласно имеющимся данным, по итогам 2012 г. товарооборот между Украиной и Китаем составил 9 млрд. 783 млн. долларов. Экспорт в Китай составил 1 млрд. 858 млн. долларов (увеличение объемов на 17,6 % по сравнению с предыдущим годом). Импорт из Китая составил 7 млрд. 924 млн. долларов (увеличение объемов на 26,1 % по сравнению с предыдущим годом). Объем товарооборота Украины с Китаем занял тогда 2-е место среди 217 стран, являющихся торговыми партнерами Украины, а для Китая Украина заняла 3-е место среди торговых партнеров в СНГ4. В 2013 г. внешняя торговля между Украиной и Китаем имела тенденцию к росту за счет увеличения объемов как импорта (на 9,2 %), так и экспорта (на 46,4 %). К 2015 г. была поставлена задача увеличить товарооборот между Украиной и Китаем до 20 млрд. долларов.

В товарной структуре украинского экспорта в КНР представлены: мине­ральное сырье (железная, титановая, циркониевая руды и сера, а также шлаки и сажа), черные металлы, машины и оборудование, химическая продукция (в основном органической химии), а также бумажная масса, пластмасса, кау­чук, древесина, рыболовные суда, семена масличных культур, молочная продукция, подсолнечное масло и жиры. В товарной структуре украинско­го импорта из КНР представлены: машины, оборудова­ние, механизмы, текстиль, неблагородные металлы, пластмассы и каучук, продукция химической и связанных с ней отраслей, обувь, различные промышленные и бытовые товары, изделия из камня, гипса и цемента, транспортные средства, в том числе автомобили.

Во-вторых, Украина и Китай развивали сотрудничество, связанное с деятельностью предприятий военно-промышленного комплекса. Китай давно присматривается к стратегическим ресурсам Украины, особенно в сфере военного сектора. Фактически, Китай – это наиболее крупный потребитель продукции украинского ВПК. Некоторые зарубежные СМИ и вовсе заявляют: «Своими военными успехами Китай обязан Украине»5.

В 1998 г. Украина продала Китаю за 25 млн. долларов наполовину законченный авианесущий крейсер «Варяг», который был заложен еще в 1985 г. на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй корабль проекта 1143.6. После того, как корабль был отбуксирован в КНР, он был достроен и, таким образом, стал первым китайским авианосцем «Ляонин». 25 сентября 2012 г. он вошел в состав ВМФ НОАК.

Украина заключила с Китаем ряд контрактов на постройку военной техники. В рамках подписанного в 2009 г. контракта украинская судостроительная компания «Море» осуществляла строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 958 «Бизон». Стоимость этого соглашения составляла более 300 млн. долларов. По условиям соглашения, в Украине для Китая должны быть построены два десантных корабля, первый из которых был передан заказчику в мае 2013 г. Контракт также оговаривает строительство двух подобных судов на территории Китая.

Также Китай использовал возможности Украины, чтобы обойти права интеллектуальной собственности России на целый ряд военных технологий. Эксперты отмечают, что Украина уже продала Китаю около 30 военных технологий, в том числе касающихся ключевых элементов оборудования и техники. Это, в первую очередь, технологии, используемые в двигательных установках миноносцев, авианосцев и других крупных кораблей (газовые турбины ДН/ДА-80), в танковых (дизельные двигатели 6ТД-2Е) и самолетных (турбореактивные двигатели АИ-222-25Ф) двигателях, ракетах класса «воздух-воздух» Р-27 и др.

Кроме того, это разработки, связанные с конструированием транспортных самолетов Y-5 и Y-8F-600, причем, еще в советское время ОКБ Антонова консультировало китайских специалистов. В 2000-е годы совместными усилиями ОКБ Антонова и Второй корпорации авиационной промышленности Китая в Пекине был создан совместный инженерный центр, основной задачей которого было осуществление конструкторских работ по проектированию серии новых транспортных самолетов.

В-третьих, в последние годы были разработаны многочисленные совместные инвестиционные проекты, некоторые из которых носят специфический характер.

В 2009 г. начались переговоры, в рамках которых обсуждался проекты кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева, а также мостов через реку Днепр. Заинтересованность в реализации этих проектов высказали китайские компании. Позднее было подписано соглашение о строительстве высокоскоростной железной дороги Киев – международный аэропорт Борисполь.

В 2013 г. стало известно о том, что Китай планирует арендовать на территории Украины около 3 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий сроком на 50 лет. При этом, если бы Китай арендовал для нужд своего сельского хозяйства 3 млн. гектаров украинской пашни, их общая площадь превысила бы по размерам площадь Киевской области. Согласно планам, на первом этапе китайская государственная компания Xinjiang Production and Construction предполагала арендовать у украинского агрохолдинга KSG Agro 100 тыс. гектаров в Днепропетровской, Кировоградской и Херсонской областях, АР Крым, где арендаторы планировали построить несколько ирригационных систем и провести обводнение занимаемых территорий. В перспективе, Украина рассматривалась в качестве самого крупного зарубежного производителя продуктов питания (пшеница, кукуруза и др.) для жителей КНР.

В 2013 г. между Китаем и Украиной была достигнута договоренность о совместных действиях, реализуемых в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути»6, в который была включена программа по созданию так называемой Крымской зоны экономического развития, включающей в первую очередь территорию в районе Евпатории (Сакский район), где предполагалось построить глубоководный порт7. Кроме того, Украина и Китай планировали совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии, а также построить в Крыму аэропорт, верфь, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха. Сроки реализации проекта были обозначены в пределах 2014-2018 гг. При этом важно подчеркнуть, что проект «Экономический пояс Шелкового пути» хорошо коррелируется с планами Украины, нацеленными на евроинтеграцию, о чем, в частности, заявил в начале декабря 2013 г. украинский посол в КНР О. Демин: «Китай как абсолютно цивилизованная страна спокойно реагирует на решения друзей и партнеров... Китай заинтересован, чтобы Украина была в европейском пространстве, потому что для них тогда Украина рассматривается как ворота в Европу»8.

В-четвертых, поддерживались двусторонние связи в гуманитарной сфере. К примеру, в последние годы состоялись Дни украинской культуры в Китае (2010 г.) и Дни китайской культуры в Украине (2011 г.), при участии деятелей культуры Украины и Китая проходили обмены гастрольными выступлениями. Кроме того, был успешно проведен Всеукраинский этап конкурса на знание китайского языка («Китайский мост»). Наконец, на территории Украины действует несколько Институтов Конфуция.

Развитию двусторонних украино-китайских связей способствовали официальные контакты между представителями руководства Украины и Китая.

2-5 сентября 2010 г. тогдашний президент Украины В.Ф. Янукович совершил официальный визит в Пекин. Эта поездка стала первым для него визитом в КНР. До этого момента, в последний раз глава Украины приезжал в Китай в 2003 г. Во время переговоров, Председатель КНР Ху Цзиньтао выразил готовность укреплять и углублять отношения между двумя странами, т.к. Китай всегда уделял особое внимание Украине, заявив, что это сотрудничество для обеих стран является стратегическим и должно быть долгосрочным. Он также заявил, что Китай будет развивать сотрудничество с Украиной в региональных и международных организациях для того, чтобы совместно содействовать глобальному миру, стабильности и процветанию. В ответ, В.Ф. Янукович сказал, что две стороны должны работать вместе для того, чтобы максимально использовать потенциал двух стороннего сотрудничества. Он подтвердил, что две стороны должны активизировать политический диалог. В.Ф. Янукович выразил свою готовность развивать взаимные отношения в различных сферах. Руководители обоих государств выразили тогда желание перевести отношения между двумя странами на качественного новый уровень. Они приняли решение о том, что годовой объем торговли между двумя странами должен увеличиться до 10 млрд. долларов к 2012 г. Во время встречи главами государств было подписано более десятка договоров. Среди них, в частности, кроме Совместного заявления глав государств относительно всестороннего повышения уровня китайско-украинских отношений, дружбы и сотрудничества, были подписаны Основные направления украинско-китайских отношений (дорожная карта) на 2010-2012 гг., соглашения о совместном сотрудничестве в различных сферах: межгосударственные отношения, финансы, развитие инфраструктуры, энергетики, авиационно-космической промышленности, бизнеса, строительство железных дорог, а также были заключены договоры о таможне и карантине9.

Большую роль в укреплении украино-китайского сотрудничества сыграли государственные визиты Председателя КНР Ху Цзиньтао в Украину (18-20 июня 2011 г.) и президента Украины в КНР (3-6 декабря 2013 г.).

Примечательно, что свой последний визит в Китай президент Украины В.Ф. Янукович совершил уже после начала кризиса в Украине10. 5 декабря 2013 г. в Доме народных собраний председатель КНР Си Цзиньпин и президент Украины В.Ф. Януковичем провели переговоры. В ходе беседы председатель КНР Си Цзиньпин назвал президента Украины В.Ф. Януковича большим другом китайского народа. «Вы сделали позитивный вклад в стратегическое партнерство, дружбу между нашими народами. Я это высоко ценю», - заявил он. Лидеры двух стран обменялись мнениями о дальнейшем укреплении китайско-украинского стратегического партнерства и обсудили проблемы, представляющие взаимный интерес. Стороны достигли взаимопонимания по широкому спектру вопросов. Речь, в частности, шла о необходимости содействовать тесным связям между правительствами, законодательными органами и политическими партиями, расширять каналы политической координации, своевременно проводить обмен мнениями по важнейшим проблемам двусторонних отношений с целью достижения взаимопонимания, а также о важности твердо поддерживать друг друга в таких важнейших вопросах, как государственный суверенитет, независимость и территориальная целостность, поддерживать друг друга в самостоятельном выборе пути развития и поощрять усилия другой стороны по обеспечению своего развития.

В ходе переговоров Си Цзиньпина с В.Ф. Януковичем, последний заявил, что украинская сторона поддерживает инициативу Китая в рамках реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», намерена принять активное участие в строительстве необходимых инфраструктурных объектов, а также приветствует инвестиции Китая в Украину.

По результатам этого визита лидеры Китая и Украины договорились о дальнейшем углублении стратегического партнерства двух стран, принимая действенные меры по продвижению практического сотрудничества в таких сферах, как сельское хозяйство, энергетика, инфраструктура, финансы и высокие технологии, а также устойчиво продвигать сотрудничество по крупным проектам и постоянное расширять сотрудничество в науке, образовании, культуре, здравоохранении, туризме и спорте, расширяя общение между людьми.

Важным лидеры Китая и Украины посчитали поддерживать тесное взаимодействие в международных и региональных делах: совместными усилиями содействовать установлению справедливого и рационального нового международного политического порядка, противодействовать вызовам глобального характера и отстаивать общие интересы.

5 декабря 2013 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, который отображает основные принципы развития украинско-китайских отношений стратегического партнерства и сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних механизмов, а также содержит перечень приоритетных сфер развития практического сотрудничества. Кроме того, была подписана Совместная декларация о дальнейшем укреплении отношений стратегического партнерства, которая отображает достигнутые сторонами основные договоренности относительно дальнейшего развития сотрудничества. В частности, речь идет о развитии отношений стратегического партнерства между Украиной и Китаем, активизации межгосударственного политического диалога на высшем уровне, подтверждении позиций двух стран по наиболее актуальным вопросам международной жизни.

Украина и Китай подчеркнули, что взаимная поддержка в вопросах, затрагивающих государственный суверенитет, единство и территориальную целостность, является важной составляющей отношений стратегического партнерства между двумя государствами, что они поддерживают сделанный в соответствии с национальными особенностями каждой из сторон выбор пути развития и усилия, направленные на защиту независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности, сохранение социально-политической стабильности и поступательного экономического развития и, что ни одна из сторон, в соответствии со своим законодательством и международными договорами, участницами которых являются стороны, не допускает создание и запрещает деятельность на своей территории любых сепаратистских, террористических и экстремистских организаций или группировок, причиняющих ущерб суверенитету, безопасности или территориальной целостности другой стороны.

В документе отдельно подчеркивалось, что «Украина подтверждает свою неукоснительную приверженность политике одного Китая, признает, что Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемой частью территории Китая», «выступает против "независимости Тайваня" в любой форме, поддерживает мирное развитие отношений между двумя берегами Тайваньского пролива и великое дело мирного объединения Китая».

Также в документе был зафиксирован факт утверждения главами двух держав Программы развития отношений стратегического партнерства между Украиной и Китаем на 2014-2018 гг.11.

Некоторые западные эксперты полагают, что рост китайского влияния на Украине якобы напрямую скажется на геополитических позициях РФ во всех бывших советских республиках. Кроме того, «украинская игра» Китая может нанести серьезный удар и по более широким геополитическим планам России на постсоветском пространстве12.

В свою очередь, в Китае полагают, что Украина может стать для него «опорным государством» на западном фланге евразийского пространства, тогда как Казахстан может стать для него «опорным государством» на восточном фланге евразийского пространства, таким образом, обеспечивая баланс в отношениях Китая с другими странами СНГ. «Евроазийская стратегия Китая формирует собственную стратегию с "одной осью и двумя опорами" – Россия играет ключевую роль, как осевая страна, Казахстан и Украина, как важные страны-опоры в евроазийском регионе для Китая играют роль балансирования и стабилизации, они обеспечивают западное стратегическое пространство Китая», - подчеркивает Лян Цян, научный сотрудник Института России, Восточной и Центральной Азии Академии общественных наук Китая13.

С учетом вышесказанного, Китай столкнулся с достаточно серьезными проблемами в том, что касалось реагирования на Украинский кризис 2013-2014 гг., в особенности, после того, как был свергнут режим власти президента Украины В.Ф. Януковича. Вследствие краха в Украине прежней системы государственной власти, дестабилизации, начавшейся в общественно-политической и социально-экономической сферах, реализация многих целей и задач, связанных с дальнейшим развитием украинско-китайских отношений, с освоением со стороны Китая Украины (в том числе территории Крымского полуострова) – стратегически важной в Восточной Европе страны, оказалась под большим вопросом.

Первоначально, Китай проявлял весьма сдержанную реакцию и, фактически, вплоть до конца февраля 2014 г. не делал никаких громких заявлений по вопросу кризиса власти в Украине, не участвуя в каких-либо дипломатических акциях. Это, однако, не означало, что Китай не проявлял интереса к происходящим в Украине событиям, поскольку интенсивно и очень внимательно следил за ситуацией в этой стране.

Центральное телевидение Китая широко освещало события в Украине, делая это в определенных, весьма жестких рамках. Основная идея репортажей на CCTV заключалась в следующем: протесты против правительства ведут к хаосу. Однако 22 февраля 2014 г., когда В.Ф. Янукович бежал из Киева, обнаружились серьезные изменения. Репортажи внезапно прекратились. Когда официальные каналы СМИ обнаружили, что представители оппозиции взяли верх, а глава государства бежал, CCTV, по словам китайского адвоката Гао Цзяня, переключило все свое внимание на проблему возрождения японского милитаризма.

Сдержанностью отличалась официальная позиция Китая. МИД КНР подчеркивал, что Китай не намерен вмешиваться во внутриполитические дела Украины, он уважает решения народа Украины и готов в дальнейшем к дружественному диалогу и сотрудничеству. Уже 4 декабря 2013 г. последовало заявление МИД КНР, сделанное от лица пресс-секретаря Хун Лэя. «Китай следит за развитием ситуации в Украине. Мы надеемся и верим, что все заинтересованные стороны в Украине могут решить конфликтную ситуацию путем консультаций и совместно поддержать социальное единство и стабильность. Мы также надеемся, что международное сообщество будет играть конструктивную роль в этом отношении», - сообщил он14.

Между тем, вскоре в официальной позиции Китая все чаще стали проявляться элементы антизападной риторики, что имело своим следствием сближение позиций КНР и РФ в отношении ситуации в Украине.

Спустя несколько дней после визита в Китай президента Украины В.Ф. Януковича информационное агентство «Синьхуа» выступило с критикой в адрес западных лидеров, которые выступили в поддержку тысяч протестующих, которые к тому моменту уже три недели проводили демонстрации на Майдане Незалежности в Киеве. «Запад не должен вмешиваться во внутренние дела суверенного государства, - писало агентство. – Выражая поддержку участникам антиправительственных протестов, он наносит серьезный удар по украинской демократии, не говоря о том, что это может существенно осложнить ситуацию в регионе». Кроме того, информационное агентство «Синьхуа» обвинило Запад в «разжигании конфронтации» и «нестабильности в регионе», поскольку он подталкивает Украину к Евросоюзу, «напрямую бросая вызов Москве». «Вмешательство Запада помешало независимому диалогу между правительством и оппозицией, посеяв семена дальнейших социальных и политических распрей внутри страны», - утверждало информационное агентство «Синьхуа». И хотя его комментарии не являются официальными заявлениями китайских властей, однако считается, что они отражают официальную точку зрения Пекина.

6 февраля 2014 г. в Сочи, накануне открытия XXII зимних Олимпийских игр, состоялась встреча Председателя КНР Си Цзиньпина с Президентом РФ В.В. Путиным. На переговорах китайский и российский лидеры подробно обсудили международную тематику, в том числе ситуацию в Украине. В результате, Россия и Китай резко осудили попытки вмешательства извне в ситуацию в этой стране15.

Антизападной риторикой была пропитана редакционная статья «Сближение Китая и России демонстрирует тройной стратегический эффект», опубликованная 10 февраля 2014 г. в «Жэньминь жибао». «В нынешнем мире только США, Европа, Китай и Россия считаются четырьмя глобальными стратегическими силами, США и Европа являются стратегическими союзниками… Китай и Россия являются двумя независимыми стратегическими силами в мире, их близость непременно пошатнет стратегическое положение США», - писала «Жэньминь жибао». И далее: «Большой "удар" будет нанесен не только по США, но по всему западному миру. В настоящее время дух "холодной войны" витает в воздухе, Украина уже накрыта им… В таких условиях стратегическое сближение Китая и России становится якорем мировой стабильности, оно препятствует "самореализации предсказания" о "холодной войне", представляет собой стратегическую гарантию…»16.

В какой-то степени переломными, в том, что касалось позиции Китая, стали события, приведшие к бегству из Киева президента Украины В.Ф. Януковича (22 февраля 2014 г.), падению власти президента и ее переходу в руки представителей оппозиции.

Значительные экономические интересы Китая в Украине вынуждали руководство КНР искать возможности для установления контактов с новыми украинскими властями, надеясь на то, что последние подтвердят достигнутые ранее договоренности. Уже 25 февраля 2014 г. последовало заявление МИД КНР. «Мы уважаем выбор украинского народа, сделанный на основе особенностей ситуации в стране. Мы рассматриваем Украину в качестве важного стратегического партнера и готовы поддерживать развитие всестороннего сотрудничества на основе принципов равенства и взаимной выгоды», - заявила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. Она не стала комментировать ситуацию, связанную с решением Верховной Рады отстранить В.Ф. Януковича от должности президента Украины, однако, отвечая на вопрос об оценке Китаем ситуации в Украине и ее влиянии на китайско-украинские отношения, отметила, что китайская сторона пристально следит за развитием ситуации в Украине. «Мы заметили, что в результате усилий, приложенными различными сторонами, наблюдалось смягчение ситуации в этой стране. Мы надеемся, что политический процесс по решению кризиса в Украине будет продвигаться в рамках закона», - подчеркнула она, призвав стороны «решить все вопросы и в кратчайшие сроки достичь политической стабильности и восстановления общественного порядка в рамках закона мирными способами путем политических консультаций»17.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница