Курсовая работа направление подготовки «Юриспруденция» Профиль подготовки «Гражданское право»



Скачать 61.16 Kb.
страница1/2
Дата11.12.2018
Размер61.16 Kb.
ТипКурсовая
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГГТУ)
Факультет Юридический

Кафедра Публичного права
КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление подготовки «Юриспруденция»

Профиль подготовки «Гражданское право»

Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста.

Выполнила:

студентка 2 курса

юридического факультета

очной формы обучения

Заречнева Анна Александровна

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Белясов С.Н.

Оценка __________________

Орехово-Зуево

2017
Содержание


Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних исторический и современный аспекты………………………………………………………6

1.1. Сущность и основные формы дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних

1.2. Уголовная ответственность несовершеннолетних в дореволюционном и советском праве



Глава 2. Социально-правовые основания дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста………………….…12

2.1. Социально-правовое значение возраста для дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних

2.2. Криминологическая характеристика возрастных критериев уголовной ответственности несовершеннолетних

Глава 3. Сравнительно-правовой анализ учета возраста несовершеннолетних при установлении и реализации уголовной ответственности………………..………………18

3.1. Зарубежное законодательство и международно-правовые нормы, регулирующие уголовную ответственность несовершеннолетних в зависимости от возраста

3.2. Правовые средства возрастной дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в российском уголовном праве и их совершенствование

3аключение………………………………………………………………………….…………24

Список литературы……………..…………………………………………..……...……..…..27

Введение.

В наше время преступность несовершеннолетних выходит на новый уровень и приобретает новые качественно опасные черты. В первом полугодии данные за 2016 – 2017 гг., о совершении ряда преступлений в возрасте от 12-14 лет. В 2016 г., лицами в возрасте от 12 до 14 лет на территории Орехово-Зуевского района было совершено 27 преступлений, а в 2017 г., 34 преступления.

Колоссальное распространение в настоящий время получают случаи совершения общественно опасных деяний, содержащих объективные признаки состава преступления, лицами в возрасте 12 - 13 лет, в частности в виде умышленного причинения смерти либо причинения среднего или тяжкого вреда здоровью граждан и так далее , а также участия несовершеннолетних в преступлениях носящий террористический характер. По официальной данным, за год выявляется более 300 тыс. преступлений, совершивших несовершеннолетними, причем каждые 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста 14 лет, что исключает их уголовную ответственность по УК РФ.

Отсутствие факторов способных удержать несовершеннолетнего от совершения преступления и либеральное российское законодательство законодательство, несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности приводят к тому, что в последнее время в большинстве регионов страны отмечается рост числа убийств и других тяжких преступлений, совершенных подростками, не достигшими 14-летнего возраста. Педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов разделяют мнение, что дети стали быстро взрослеть и уже в юном возрасте осознать последствия своих деяний.

Одним из основных средств предупреждения преступности несовершеннолетних продолжает оставаться метод устрашения, он выражается в применение в уголовная ответственности за совершенные преступления. Условием ее результативности выступает дифференциация уголовной ответственности на законодательном уровне, которая актуальна в отношении несовершеннолетних ввиду необходимости учета особенностей их личности, обусловленных возрастом. Научное обоснование возраста уголовной ответственности должно быть положено в основании дифференциации. В настоящее время, дети, то есть несовершеннолетние, взрослеют намного быстрее чем даже лет 20 назад. Из этого следует, что необходимо исследовать механизмы правового сознания подростков, обусловленные учеты о возрастной специфике и сложившихся социальных условий адекватную оценку общественной опасности и запрещенности уголовно наказуемых деяний.

Это позволит воздействовать на малолетних преступников, четко устанавливать их вину, основания и пределы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, в соответственными закрепленными принципами и задачами УК.

Данная тема, актуальна не только в теории уголовного права, а преимущественно в правоприменительной деятельности, что и обусловило выбор темы курсовой работы, ее целей и задач.

Следует отметить, дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних с учетом их возраста, на данным момент является недостаточно изученной, что не позволяет обосновать необходимые изменения, которые требуется внести в Уголовной кодекс РФ относительно такой дифференциации, которая бы отвечала современным потребностям противодействия преступности несовершеннолетних. По этой причине данная тема является актуальной в наши дни, присущих данному периоду признаков и особенностей общественно-опасный деяний несовершеннолетних обращение к названным выше проблемам и попытка их решения являются актуальными.

Объект и предмет курсовой работы. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от их возраста. Предмет исследования составили правовые акты, регулирующие возрастную дифференциацию уголовной ответственности несовершеннолетних, научные положения, касающиеся особенностей процесса осознания уголовно-правовых запретов несовершеннолетними в зависимости от их возраста.

Цель и задачи курсовой работы. Целью является изучение темы дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от их возраста и разработка теоретических основ и практических основ, направленных на ее совершенствование российского уголовного права.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- определить основные формы дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних;

- провести анализ уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних в дореволюционной и советской России;

- изучить социологическое и психическое значение возраста для дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних;

- исследовать зарубежное законодательство и международно-правовые нормы, регулирующие уголовную ответственность несовершеннолетних в зависимости от возраста;

- разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства в части дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста.

Методологию и методику исследования составили несколько методов: системный, социологический, историко-правовой, сравнительно-правовой, лингвистический и другие методы научного познания. С их помощью данных методов были достигнуты такие результаты результаты: проведен анализ ранее изученных исследований по данной проблеме правового регулирования дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста, практики ее реализации как в России, так и за рубежом, закономерное построение исследования и систематизация его результатов, изучение судебной практики и статистики уголовных дел несовершеннолетних, мнений специалистов по исследуемой проблеме и обоснование полученных выводов и положений.

Глава 1. Дифференциация уголовной ответственности несовершеннолетних: исторический и современный аспекты

1.1. Сущность и основные формы дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних

В уголовно-правовой публицистике понятие дифференциации встречается преимущественно вместе с коллизиями связанными с уголовной ответственностью несовершеннолетних. Дифференциация ответственности понимается как градация, разделение, расслоение ответственности в уголовном законе, в результате которой законодателем устанавливаются различные уголовно-правовые последствия в зависимости от типовой степени общественной опасности преступления личности виновного.1

Г.Л. Кригер, рассуждая о дифференциации ответственности, пишет: "Дифференциация ответственности заключается в определении форм ответственности и их классификации применительно к целым группам (видам) социально типичных антиобщественных проступков. … Это, по сути дела, есть конкретизация пределов ответственности на базе и в рамках единого основания ответственности. ... Дифференциация ответственности … является исключительной прерогативой законодателя, который определяет в более или менее типизированном виде объем и пределы соответствующей юридической ответственности, связывая их с определенными критериями и признаками, закрепленными непосредственно в законе" 2Под дифференциацией наказания в науке предлагается понимать разность объемов наказания, содержащую его определенные законом параметры и служащую для оценки юридически значимых оснований, характеризующих преступление, личность преступника (осужденного) и иные обстоятельства.

Из этого требуется, сделать вывод, что дифференциация уголовной ответственности достаточно широкое понятие, устанавливающие на уровне закона обширный круг мер реагирования преступление, в то время как дифференциация наказания есть законодательные обоснованные различия лишь одной из возможных мер уголовной ответственности. Значит, дифференциация ответственности и дифференциация наказания при схожих основаниях предполагают использование различных средств.

Личные качества виновного, говорят о том что уголовное наказание несовершеннолетних обладает своими отличительными чертами, среди которых мы можем выделить следующие:

- законом несовершеннолетним устанавливается наказания не за все виды преступлений;

- несовершеннолетним назначаются не все виды уголовных наказаний закрепленных в УК РФ;

- приоритетом наказания в отношении несовершеннолетних является воспитательный аспект;

-наказания для несовершеннолетних является более мягким чем наказания для взрослых;

Содержательная особенность закрепления в УК видов наказаний для несовершеннолетних дает основание полагать что в законодательстве РФ существует две системы наказаний - для взрослых и для несовершеннолетних, при этом последняя является усеченной и более мягкой. Но усеченность комплекса мер наказаний для несовершеннолетних не означает, что этот комплекс утратил присущую взрослой лестнице наказаний системность признаков. Взаимосвязь входящих в него норм проявляется в ступенчатом нарастании объема и интенсивности лишения или ограничения прав и свобод виновного. Она позволяет в каждом конкретном случае индивидуализировать воздействие на осужденного, сочетая ограничение личных или имущественных прав осужденного с психологическим воздействием на личность. Каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное качественное содержание, следовательно, каждый вид наказания имеет границы оптимального применения с учетом содержания общественной опасности деяния и характеристики личности виновного.

В соответствии со ст. 88 УК РФ несовершеннолетних не назначается лешение свободы, совершившим впервые преступление небольшой тяжести, а также несовершеннолетним в возрасте 14 - 16 лет, впервые совершившим преступление средней тяжести. За совершение тяжких преступлений несовершеннолетние в возрасте 14 - 16 лет подлежат лишению свободы сроком максимум на шесть лет. За совершение особо тяжкого преступления максимальный срок наказания составляет 10 лет. При этом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при назначении лишения свободы несовершеннолетнему, минимальный срок данного вида наказания, установленный в санкции статьи Особенной части УК РФ, сокращается наполовину. А также минимальный срок лишения свободы определяется общей нормой (ст. 56 УК РФ) и составляет два месяца. Так же, устанавливая максимальный срок наказания – 10лет за совершение особо тяжких преступлений для различных категорий несовершеннолетних и по совокупности преступлений , законодатель отступил от избранной им линии дифференцированного учета возраста несовершеннолетних преступников.

Однако в уголовном законе отсутствует дифференциация наказания по числу совершаемых преступлений, так как и по совокупности приговоров, и по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы также составляет десять лет.

Действующий УК РФ предоставляет возможность индивидуализации ответственности личности в уголовном праве в следующих формах:

1. привлечение к уголовной ответственности и назначение уголовного наказания (ст. 43-59 УК РФ);

2. привлечение к уголовной ответственности, без назначения реального уголовного наказания, но с угрозой такового (ст. 73 УК РФ. Условное осуждение, ст. 82 УК РФ Отсрочка отбывания наказания...;

3. привлечение к уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 и 92 УК РФ);

4. освобождение от уголовной ответственности с применением мер гражданско-правовой ответственности (ст. 75, 76, 77 УК РФ);

5. освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного характера (ч. 2 ст. 90. УК РФ).

Все названные формы реализации ответственности личности применимы к несовершеннолетним правонарушителям, что свидетельствует об учете в определенной мере законодателем психолого-педагогических особенностей исправления несовершеннолетних, но при этом со всей остротой ставит проблему разработки критериев индивидуализации ответственности несовершеннолетних в уголовном праве.

Законодательство РФ закрепляет, как общие, так и дополнительные меры персонифицирования ответственности несовершеннолетних.

Общие начала предусмотрены ч. 3 ст. 60 УК РФ; характер и степень общественной опасности преступления и личные качества виновного, в том числе смягчающие наказание обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление преступника совершившего преступления и на условия жизни его семьи.

Дополнительными началами являются в соответствии со ст. 89 УК РФ условия его жизни и воспитания, уровень психического развития личности, иные особенности , а также влияние на него окружающих. Все перечисленные выше меры несомненно строятся на объективные криминологические исследования органов внутренних дел и отражают особенности характера преступности несовершеннолетних и личности несовершеннолетних правонарушителей.



1.2. Уголовная ответственность несовершеннолетних в дореволюционном и советском праве

В Воинском указе 1715 3года несовершеннолетние впервые были признаны субъектом уголовным правоотношений. Тем не менее возраста с которого начиналась уголовная ответственность- отсутствовал. Уточнение в этот указ внесла Императрица Екатерина II,26 июня 1725.В ее положении устанавливалось, что дети, не достигшие 10 лет уголовной ответственности, не подлежат. Вместе с тем для лиц с 10 до 17 лет вводились наказания лишь за отдельные преступления. Возраст, с которого несовершеннолетние подлежали уголовной ответственности просуществовал в Росси вплоть до 1917. Все последующие нормативные акты лишь способствовали развитию и усовершенствованию этого указа.

В России существовали специальные исправительные учреждения, которые представляли собой тюремные заведения, в которых подростки находились наравне со взрослыми, к ним применялись телесные наказания и т.д. Такие заведения просуществовали до 1860-х годов. Лишь 5 декабря 1866 года Александром II был утвержден закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», согласно которому несовершеннолетних предписывалось содержать отдельно от взрослых преступников.

Новый этап в истории российской ювенальной юстиции ознаменовался вышедшим 14января 1918, Декретом СНК РСФСР4. Данное положение упразднило суды для подростков. Огромное количество несовершеннолетних, содержащиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены. С этого времени почти все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в «комиссиях по делам несовершеннолетних», которые определяли им различные меры «воспитательно-исправительного характера», как правило, не связанные с лишением свободы. За исключением единичных случаев, когда дела подростков-рецидивистов направлялись в народные суды. 1919 год ознаменовался принятым систематизированным законодательным актом по уголовному праву «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». В отношении несовершеннолетних преступников этот акт предусматривал наступление уголовной ответственности с 14- летнего возраста. К лицам до достижения данного возраста, а также к несовершеннолетним от 14 до 18 лет, действовавшим «без разумения», применялись лишь воспитательные методы. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, действующие осознанно, несли ответственность в судебном порядке на общих основаниях с взрослыми преступниками.

Принятый в 1922 году первый Уголовный кодекс РСФСР закрепил наступления возраста уголовной ответственности в 14 лет, однако он имел и некоторые поправки, кого считать «несовершеннолетними преступниками» - теперь таковыми считались лица от 14 до 16 лет. В 1929 году постановлением ВЦИК и СНК РСФСР внесли гуманные изменения в отношении несовершеннолетних преступников, – теперь не подлежали уголовному наказанию лица, не достигшие 16-летнего возраста. К ним применялись только меры медико-педагогического характера.

Однако уровень преступность только возрастал, что заставило власть не пойти на гуманизацию законодательства, а наоборот значительно его ужесточить. 7 апреля 1935 года вышло знаменитое постановление ЦИК и Совнаркома СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»5, вводившее уголовное наказание за ряд преступлений, начиная с 12-летнего возраста. Данное постановлении имело широкий резонанс и общественную значимость:

Из решения постановления ЦИК и Совнарком СССР можно сделать выводы:

Данное постановление требовалось для быстрейшего ликвидация преступности в стране.

1.Несовершеннолетние, достигшие 12 лет привлекались к уголовной ответственности за совершение таких преступлений как; причинение насилия, телесных повреждении, убийство или его попытка, кража». Список преступлений не подлежал расширению.

2. Все остальные правонарушения со стороны подростков в возрасте от 12 до 16 лет в уголовном порядке ненаказуются и за них ответственность несут родители, опекуны.

2.Совершеннолетние карались 5 годами тюремного заключения за привлечения несовершеннолетних к участию в различных преступлениях так как занятие спекуляцией, проституцией, нищенством и т.д.

3.Была отменена ст.8 «Основных начал Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». Их законодательно было приведено в соответствии с данным постановлением.

Данное постановление со временем стало иметь мифологические оттенки. Одним из главных мифов стало утверждение о том, что была разрешена смертная казнь в отношении несовершеннолетних. Известный разведчик Александр Орлов, затронул это постановление в своей книге «Тайная история сталинских преступлений». Он утверждал, что советское правительство уровняло ответственность несовершеннолетних на равно со взрослыми, смертная казнь, якобы применялась к совершеннолетних за различное преступление одним из которых, стало воровство. Однако это неверно, постановление от 7 апреля 1935 года не вводило смертную казать в отношении совершеннолетних. В уголовном кодексе содержалась норма запрещающая казнь лиц, не достигших 18 лет, которая в то время активно применялась. В УК РСФСР ст 22, гласила что лица, не достигшие 17 летнего не могут быть приговорены к расстрелу, а так же женщины находящиеся в состоянии беременности. Эта статья действовала во время правления И.В. Сталина. Считалось, что если ребенок спел неправильную песенку, его могли привлечь по политическим причинам.

Данное постановление просуществовало до конца 50-х годов двадцатого века. В 1958 были утверждены «Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». Общий возраст уголовной ответственности стал с 14 до 16, а минимальный 12 лет. Смертная казнь к несовершеннолетним не применялась. Однако в истории СССР все-таки существовал пример смертной казни применимый к несовершеннолетним. Им стало печально известное дело 15-летнего Аркадия Нейланда, который совершил двойное убийство. Подросток зарубил топором женщину-домохозяйку и ее несовершеннолетнего сына. Ему был вынесен смертный приговор, который был приведен в исполнение 11 августа 1964 Аркадий Нейланд был расстрелян в Ленинграде Данное решение являлось прямым нарушением законодательства..

Тема дифференциации уголовной ответственности является актуальной на данный момент и затрагивается многими авторами, предлагается различные трактовки понятие дифференциации уголовной ответственности. Следует отменить, что на данный момент, дифференциация уголовной ответственности уголовной ответственности отличает от взрослой и является относительно мягче. Однако это не всегда положительно влияет на положение в стране, пример этому является изменения в законодательстве при приходе к власти большевиков. Наметившиеся гуманные изменения ухудшили ситуацию в стране и заставили правительство, избрать для несовершеннолетних более строгие виды наказаний. чем было определено ранее. Однако, не стоит превращать их в мифы говорящие о том что наказания были жесточайшими и даже фашистскими. Наказания в отношении несовершеннолетних были такими, какими требовалось для стабилизации обстановки в стране.
Глава 2. Социально-правовые основания дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста

2.1. Социально-правовое значение возраста для дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних

Решение проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних связано с анализом множества факторов развития личности подрастающего поколения. Одном из важнейших аспектов является оценка обстоятельств воспитания ребенка. Процесс формирования личности имеет персонифицированный характер, прежде всего, в данным случае необходимо учитывать социально-экономических условия и политические институты, от характера и структуры общественного сознания, которые сложились в той или иной стране, за несколько этапов исторического развития.

З.А. Астемиров отмечает, что при установлении уголовной ответственности несовершеннолетних решающую роль должны играть не приходящие обстоятельства, влияющие на уровень и структуру преступности, а условия формирования личности, то есть не столько криминологическая, сколько социально-психологическая ее оценка.6

Социально-психологический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних является одним из основополагающих и предполагает выяснение того, на каком этапе своего развития личность приобретает способность осознавать и нести ту форму ответственности, которую на него может возложить суд. Говоря о проблеме уголовной ответственности необходимо отметить, уровень сознания личности степень ее социализации, одновременно служил бы предпосылкой этой ответственности. В уголовном законодательстве в качестве такого критерия выделяют “вменяемость”. 7Данное понятие в отношении несовершеннолетних необходимо понимать более широко, так ка нужно учесть возрастные особенности данной группы.

Чтобы нести уголовную ответственность за совершенное общественно-опасное деяние, лицо должно достичь определенного уровня развития, приобрести известный жизненный опыт, дающий ему возможность правильно оценивать свое поведение, отдавать себе отчет в его общественной значимости и правовых последствиях. Не достижение установленного законом возраста, ни при каких обстоятельствах не могут подлежать уголовной ответственности, ибо они еще долго и не всегда в полной мере способны понимать общественную значимость своих поступков, критически оценивать свое поведение, а, следовательно, и нести за него ответственность перед обществом.

Возраст и возрастные особенности становления личности для права имеют огромное значение не только и как природные биологические свойства человека, а скорее как определенная социально-психологическая категория. Выделяя возрастной критерий уголовной ответственности, законодатель исходит из ряда факторов: анализа преступлений, совершаемых подростком, учета особенностей развития несовершеннолетних и в соответствии с этим из возможности понимать общественное значение совершаемых поступков и обязанности понести наказание за содеянное. вопрос о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетних несет свои особенности и его нельзя понять в полной мере без рассмотрения исторических этапов развития уголовного законодательства.

Возрастная классификация несовершеннолетних относительно хорошо разработана в разделах психологии, связанных с педагогикой и служащих интересам обучения дошкольного и школьного воспитания. В рамках категории несовершеннолетних выделяются 3 основные возрастные категории, каждая из которых отражает определенную степень формирования личности, разный уровень вменяемости и поэтому имеет самостоятельное значение в плане решения вопроса об уголовной ответственности: первая - детская, возраст от 11 до 12 лет; вторая - подростковая, возраст от 12 до 15 лет; третья - раннего юношества, 16-17 лет.

Положения уголовного кодекса позволяют выделить два критерия для определения возраста – календарный и фактический.

Если календарный возраст закреплен в законе и с ним нет юридических коллизий, то с фактическим существует большое количество проблем.

Во-первых, чтобы применять критерий фактического возраста на практике, требуется четко установленные возрастные стандарты, которые бы определяли социально-психологические характеристики свойственные определенному возрасту. Однако, данные стандарты или требования должны обязательно иметь научную обоснованность и носить обязательный характер для всех судов. Но на данный момент таких стандартов нет, и это вызывает трудность в применении данного критерия.

Во-вторых, в уголовном законе отсутствует единое понятия «возраста, с которого наступает уголовная ответственность», а тем более разделения возраста на отдельные категории (паспортный, фактический, психологический и т.д.). И тем более нормативно не закрепляется соответствие несовершеннолетнего реальному возрасту, такое только проводит экспертиза, что вполне обоснованно. В связи с этими в необходимо сделать вывод о том что, проблемы возраста уголовной ответственности и на данный момент являются не решенными, что существенно отражается на практики борьбы с преступлениями совершенными несовершеннолетними.

2.2. Криминологическая характеристика возрастных критериев уголовной ответственности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяется особенностями личности преступника.

Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, - возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, и даже «физическая» возможность совершения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.

В то же время возраст несовершеннолетних определяется особенностями психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания.

В результате неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются влиянию со стороны взрослых преступников, склонны романтизировать преступный мир. Они, с одной стороны, болезненно реагируют на любые формы проявления по отношению к себе несправедливости, а с другой, не терпят излишней опеки. Для них характерно стремление казаться взрослыми. При этом неадекватным выражением такого стремления может явиться совершение противоправного поступка. Так, по подсчетам специалистов, тяга к приключениям выступает ведущим мотивом при побегах подростков из домов.

Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников, в частности, характерно культивирование возрастных различий (разница в год или два часто признается существенной). На этой основе могут возникать даже межличностные конфликты, ведущие к совершению преступлений.

Важно, однако, заметить, что возрастное изменение личности не является причиной и однозначно не увязывается с динамикой основных жизненных отношений, сохранность которых сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и других факторов. Более того, кроме хронологического существуют психологический, педагогический и физический возрасты, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Следует также иметь в виду, что так называемого среднестатистического возраста реально не существует. Закономерности подросткового возраста проявляются себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности. Поэтому возведение общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных недопустимо.

Определяя возрастные особенности несовершеннолетних преступников, специалисты уголовного права обычно делят несовершеннолетних на следующие 2 группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя, 16-17 лет - несовершеннолетние.

Однако криминологические, социологические и психологические отличительные черты лиц в возрастном интервале 14-17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и находящиеся рядом молодые взрослые, которые имеют определенный авторитет. Следовательно, требуется сделать вывод, преступность несовершеннолетних следует рассматривать с учетом правонарушений совершаемых лицами в возрасте до 14 лет и лицами старше 17 лет.

Сравнивания личности несовершеннолетних преступников и взрослых созревших личностей, можно выделить некоторое количество общих свойств. Грань, которая выделяет разницу между преступниками разных возрастных групп, практически стирается, когда сравниваются группы преступников: 16-17 лет и 18-20 лет. Следует отменить, что возможно говорить об объединение данных групп если учесть неполное взросление последних. Подростками в возрасте 14-15 лет совершается в среднем 31% преступлений, причем удельный вес растет на 0,6-0,7 процентов год. Продолжая изучать криминогенные особенности несовершеннолетних преступников нужно сделать акцент на том что имеется преобладание преступников именно мужского пола. Это можно объяснить психическими и конечно психологическим особенностями лиц мужского пола, исторически сложившегося аспекта воспитания мальчиков, предприимчивостью и другими характерными мужскими чертами. Согласно, процентному содержанию-мужчины 91%,женщины-9%. Вместе с тем наблюдается существенное расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а жителей сельской местности - 25%. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе. Значительная доля несовершеннолетних преступников, проживающих в городе, связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ и других учебных заведениях.

С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это объясняется, тем что в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Семья, бытовое окружение во многих случаях влияет на возникновение и развитие у подростков таких психических аномалий, как психопатия, невропатологические реакции (крикливость, плаксивость, капризность), заболевания алкоголизмом, наркозависимость, понижение уровня интеллекта и т.п. В настоящее время указанные аномалии обнаруживаются у каждого седьмого-десятого несовершеннолетнего преступника. Однако требуется сказать, что такие случаи чаще всего - результат не наследственности, а условий жизни, воспитания подростков. Часто, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных детей, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Одним из важнейших аспектов характеристики личности преступников является особенность их правового сознания. В целом для несовершеннолетних преступников характерны значительные дефекты правосознания, что с легкостью объясняется такими факторами как правая неграмотность населения в целом, так и негативным социальным опытом. Недостатки правового сознания у подростков, совершающих преступления, выражается в отрицательном отношении к законодательству. Существенные пробелы в правовом образовании граждан приводит их тому что в обыденном толковании норм права часто говорится о «несправедливости законов» и «неправомерной деятельности государственных органов».

Большое значение имеет и круг общения правонарушителей. В большинстве случаев негативное воздействие на несовершеннолетних оказывают лица, ранее судимые, употреблявшие спиртные напитки и наркотические средства.

Изученные отличительные черты несовершеннолетних, совершивших преступления, главным образом и побуждают детей к совершению преступлений , из этого следует:

-большинство мотивов –«детские»-совершение преступлений из баловства, любопытства и утверждение в глазах сверстников.

- ситуативность мотивов;

-искажение интересов и взглядов несовершеннолетних

- большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями взрослых.

Мотив несовершеннолетних меняется по мере взрослении человека, развития его личности. Происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, заменой их на удельные мотивы взрослых, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.

Решение проблем, связанных с дифференциацией уголовной ответственности связано с множеством факторов. Возраст является основополагающим, однако требуется отменить психическое и социальное состояние. Календарный возраст уголовной ответственности не учитывает эти важные особенности, а отличии от фактического ,что требует в вынесении наказании учитывать именно последний, который основывается на научном мнении психологов, педиатров и сотрудников правоохранительных органов.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница