Курс лекций Москва 2003 Содержание Вводная лекция. Политическая система стран Запада в межвоенный период. Фашизм как общественно-политическое явление



страница1/8
Дата19.07.2016
Размер1.72 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8


Российская академия государственной службы при

Президенте Российской Федерации

Политология

международных отношений

(курс лекций)

Москва 2003

Содержание


  1. Вводная лекция.

  2. Политическая система стран Запада в межвоенный период.

  3. Фашизм как общественно-политическое явление.

  4. Социал-демократическое движение в межвоенный период.

  5. История Коминтерна: истоки трагедии.

  6. Политическая жизнь стран Запада: от реакции к неоконсерватизму.

  7. Левые силы во второй половине ХХ века.

  8. Современное рабочее движение: исторический опыт, тенденции развития.

Контрольные вопросы и задания.


Рекомендуемая литература.
Приложение.



  1. Вводная лекция.

Многие видят истоки политологии как науки в работах Ш. Монтескье. Но институционализация политологии как науки происходила довольно медленно. В Париже по инициативе Эмиля Бужмы основывается Национальный политологический фонд. А в 1950 г. в Цюрихе проходит учредительный конгресс Международной ассоциации политических наук (IPSA). Одним из наиболее значительных явлений этого периода стала работа Мориса Дюверже «Введение в политику».1

В западной политологии предпринимаются попытки систематизировать достижения в общественных науках за ХХ столетие. Например, Д. Белл описывает 62 таких открытия2, на основании следующих критериев:


  1. 1. Существует нечто, что позволяет соизмерять достижения общественных наук и в то же время давать дефиниции, как в «технических изобретениях и достижениях».

  2. Эти достижения являются результатом немногочисленных междисциплинарных исследований. Участники этих исследований сумели четко выделить проблему и найти ее решение в виде законченных теорий.

  3. Их достижения в удивительно короткий срок приобрели повсеместное признание и вызвали значительные практические результаты. В среднем для этого были достаточными 10-15 лет, т.е. такой период, в течение которого самые важные технические достижения прошли верификацию на практике.

В политологии сложилось несколько направлений исследований, отличающихся различными подходами. При юридическом подходе исследовательская проблематика касается теории государства, избирательного права, в меньшей степени электорального поведения и пр. проблем.

Политология использует методы философии и социологии, такие как, количественные или бихевиористский подход, особенно важный для анализа позиций и политического поведения социальных групп. Распространены методы системных исследований, что позволяет рассматривать проблемы в широком социальном контексте, а, с другой стороны, дает возможность конструировать модели (Д. Истом, Т. Парсонс, Д. Аптер и др.).

Однако главное внимание уделяется собственно политологическим проблемам: политический интерес, ценности, нормы, процесс принятия решений. В данном случае интерес выступает, как универсальное понятие, которое может быть исследовано всеми перечисленными путями. Многие политологические проблемы могут быть также сопредельно рассматриваемые этическими вопросами. В современной политологии проблематика исследований была бы ограничена без изучения политических мифов и символов, политической культуры.

Если политику выделить в качестве замкнутой среды, то можно получить своеобразный «черный ящик».


вход выход



явления и политические процессы





окружение (среда)


В модели «поле политики» прослеживаются взаимосвязи важнейших формирующих ее элементов.
идеологические общественное

ценности сознание







общественные экономический

структуры базис


Восприятие современного мира как мира, зависимого от политических решений определяет функции современной политической науки:

  1. Служебные (инструментальные): определение норм политической деятельности; планирования; прогнозирования и моделирования политических ситуаций; организационная функция.

  2. Познавательные и критические функции: теоретический и эмпирический анализ политических идей, теорий; критическая проверка политических концепций; построение теории соответствующего политического процесса; создание собственной методологии.

Международные отношения традиционно относятся к отношениям политическим. Но нельзя отрицать влияние на их формирование и особенности развития политических систем, которые отличают их суверенных участников. Под политической системой мы понимаем совокупность взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе.

Основные характеристики политической системы это:



  1. универсальность по охвату общества своим воздействием;

  2. конечный контроль над применением физического принуждения;

  3. право выносить обязывающие решения в качестве легитимного;

  4. решения являются авторитетно-властными.

Многовариантность типологизации политических систем объяснима применением, как правило, однолинейной методологии типологизации: рабовладельческие – феодальные – капиталистические системы; патриархальные – традиционалистские – рационалистические. Требуется более сложный подход: мобилизационная система, либерально – демократическая и пр.

Отдельно мы не можем не замечать наличие проблемы политического режима. Основное различие режима и системы в формах и методах осуществления политической власти, но имеются различия в роли властных структур (президент, премьер, парламент, конфессиональный орган и др.); реальной глубине разделения властей при характеристике политического режима или политической системы.

Наибольшие сложности встречаются при характеристике мобилизационной политической системы: леворадикального, этатистско - демократического и праворадикального варианта.

Но независимо от этого мобилизационные политические системы отличаются:



  1. Совпадением с фронтальным экономическим и общественно – политическим кризисом;

  2. Отсутствием революционной ситуации в обществе: низы – растеряны, верхи имеют тенденцию к актуализации своих политических программ и усилий;

  3. Слабостью экономических рычагов для подъема уровня жизни и иных показателей и вниманием власти к идеологическим, а то и чисто психологическим факторам;

  4. На практике идет реализация программ «малых дел» при пропаганде широкомасштабных программ перемен;

  5. Объяснением малой скорости продвижения по намеченному вектору с помощью политических мифов о «врагах», о «полноте условий», безальтернативности развития и др.;

  6. Утопической картиной будущего, присутствующей в политической пропаганде, реализуемой через описание отдельных фрагментов, которые могут быть включены в жизнь раньше, чем сложится вся картина (отсутствие безработицы, собственная квартира, машина и пр.) по принципу “puzzle”;

  7. Использование путчей как вероятного пути к власти через избавление от пугающего народ вакуума власти.

Любая политическая система, до каких бы давних времен мы не опускались, в конечном итоге имела дела не просто со структурами, а с отдельными людьми. И степень развитости, демократичности системы не может быть измеряема по-иному, чем степенью «развитости», свободы, автономности личности. В данном случае личность понимается как индивидуальность, а в массовом сознании, соответственно, не могут не преобладать индивидуалистические концепции развития. Считается, что даже в условиях деспотического режима у человека имеется возможность до некоторой степени автономного существования, проявляющаяся в наличии морального выбора, определения жизненного пути как «быть или не быть». Правда, в жизни часто получалось так, что выбор «быть» становился уделом не многих, воспринимавшихся как герои, пророки, а то и просто убогие.

Вопрос о свободе развития личности из политической плоскости переходит в правовую. И если речь не ведется о такой специфической форме права, как право сильного, то надо учитывать, что нормы права антиавторитарны. Их коллективистская трактовка всегда конкретно – исторична и часто произвольна, ибо ориентируется на некую конечную цель, какую – либо модель светлого будущего: «город – сад», царство Божие, торжество коммунизма. И при этом творцы сияющей картины вовсе не исключают в том самом обетованном будущем конечного торжества именно индивидуализма, автономности личности. И ради этой свободы от общества тогда необходимо отрешиться от нее сейчас.

Подобный парадокс в течение нескольких веков пытались скрыть авторы политических трактатов, хотя и стоящие на разных социальных позициях, но одинаково признающие первенство государственности.

Разобраться в этом парадоксе можно, поняв суть различий и сходства авторитарных, тоталитарных и демократических режимов.

Различия и сходства авторитарных, тоталитарных и демократических режимов.


Механизмы осуществления власти

Авторитарный

Тоталитарный

Демократический

Ограничения деятельности правящих структур







Да – множество

Ответственность правящих структур




Слабая (политические партии)

Значительная

Организация структуры правления: государство,
бюрократия, военные,
индивидуальный лидер





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница