Курс лекций для студентов высших учебных заведений



страница1/3
Дата14.08.2016
Размер0.65 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

А. П. Купчинова

ИСТОРИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ

РЕФОРМА
Курс лекций

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям

1-56 01 01 Землеустройство, 1-56 01 02 Земельный кадастр


Горки

БГСХА

2014

УДК 332.2.021.8(075.8)

ББК 65.32-1я73

К92


Одобрено методической комиссией

землеустроительного факультета.

Протокол № 6 от 28 января 2013 г.
Автор:

старший преподаватель А. П. Купчинова


Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент А. А. Герасимович;

кандидат экономических наук, доцент Д. А. Чиж


К92

Купчинова, А. П.

История земельных отношений и землеустройства. Столыпинская аграрная реформа : курс лекций / А. П. Купчинова. – Горки : БГСХА, 2014. – 42 с.

ISBN 978-985-467-518-3.

Рассмотрены сущность Столыпинской аграрной реформы, содержание и последствия землеустройства, состояние и развитие земельных отношений в тот период.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 1-56 01 01 Землеустройство 1-56 01 02 Земельный кадастр.




УДК 332.2.021.8(075.8)

ББК 65.32-1я73

ISBN 978-985-467-518-3 © УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2014



ВВЕДЕНИЕ
На территории Республики Беларусь в разное время проводились аграрные реформы, отражающие исторические этапы развития и ста-новления земельных отношений. Реформа 1861 года явилась первым этапом перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Однако отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80–90-е годы XIX века царское правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило в будущем свободной крестьянской собственности. Тяжесть выкупа земли, власть общины, которая усилилась после принятия Закона от 14 декабря 1893 года [1], запретившего выход из нее, чересполосица, отсталое землеустройство, нарастающее малоземелье все больше обостряли недовольство многомиллионного слоя крестьян.

В этот период особенно остро ставился вопрос о необходимости дальнейших земельных и аграрных реформ. Если в развитых странах Запада земля уже находилась в частном владении, то в России и белорусских землях, главным образом в Витебской и Могилевской губерниях, была распространена общинная земельная собственность.

На преодоление указанных проблем был направлен курс социально-политических реформ, разработанных П. А. Столыпиным.

Петр Аркадьевич Столыпин занимает выдающееся место в ряду реформаторов России: Петра I, М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова и др. Своими делами он завершил ту линию русской экономической мысли, которая была направлена не только на личное освобождение крестьян, но и наделение их землей, на создание крепкого семейного крестьянского хозяйства, существующего наряду и вместе с жизнеспособной общиной. В 20-е годы ХХ века эта линия получила развитие в трудах А. В. Чаянова, А. П. Чеменцева, а сегодня продолжается в законотворческой деятельности законодательных органов Беларуси, в работах некоторых экономистов, в практике возрождения крестьянского хозяйства.

Столыпинская аграрная реформа имела целью развитие на селе частной собственности на землю путем создания новых форм землевладения – хуторов и отрубов.

Цель современной аграрной реформы – повышение экономической эффективности сельского хозяйства путем развития различных форм собственности: частной, коллективной, государственной, смешанной. Основные направления современной аграрной реформы – земельная реформа, развитие частного сектора в сельском хозяйстве, приватизация и демократизация агропромышленного комплекса, создание в нем рыночной инфраструктуры, социальное преобразование села.

Ключевым вопросом земельной реформы является развитие рыночных форм собственности путем создания крестьянских (фермерских) хозяйств, землепользований и землевладений граждан и крупных сельскохозяйственных предприятий.

Сходные цели и задачи Столыпинской и современной аграрной реформы позволяют использовать исторический опыт реформирования с учетом их положительных и негативных особенностей, а также уровня производства и общественных отношений.

В связи со сказанным в содержание лекций входят:

анализ социально-экономических предпосылок аграрных преобразований в России и Белоруссии в начале ХХ века;

изложение сущности и содержания аграрной реформы, мероприятий по правовому и техническому обеспечению реформы;

основные землеустроительные действия, выполняемые в период проведения аграрной реформы;

результаты реформы.

Лекция 1. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ СТОЛЫПИНСКОЙ

АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
1.1. Предпосылки аграрных преобразований в России

в конце ХIX – начале ХХ веков
В конце XIX – начале ХХ веков Россия, как и другие европейские страны, активно вступила на капиталистический путь развития.

В конце 50-х годов XIX века в России назрел кризис феодально-крепостнической системы, и в первую очередь он проявился в сельском хозяйстве, крепостные крестьяне (35 % населения России) не были заинтересованы в высокой производительности и эффективности своего труда.

Царь Александр II 19 февраля 1861 года подписал два документа о проведении аграрной реформы: «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Эти документы решали три основных вопроса: личное освобождение крестьян, наделение их землей и установление порядка ее выкупа [15, 16].

В России общим правилом была коллективная собственность на землю, а частная чаще всего выступала как исключение. В 49 губерниях Европейской России (за исключением Финляндии, девяти польских губерний, области Войска Донского и Кавказа) насчитывалось в личном владении 115,6 млн. десятин удобренной земли, а в общинном – 268 млн. десятин. Общинное землевладение было распространено по всей Центральной России, подворное – в Прибалтике и западных губерниях, исключая Могилевскую и Витебскую, где наряду с подворным встречалось и общинное [17].

К концу XIX века стало ясно, что положительный потенциал реформ 1861 года частично исчерпан реваншем консерваторов после убийства Александра II в 1861 году (которое, судя по всему, они же и «допустили», как потом они же «не уберегли» Столыпина). Необходим был новый цикл реформ.

Попытка уйти от них с помощью войны с Японией не только не удалась, но напротив, стимулировала первую русскую революцию. И если эта революция не закончилась крахом самодержавия, то причина состояла в том, что возле царя оказались такие выдающиеся деятели, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.

С. Ю. Витте считал, как и все либералы, что начинать необходимо с изменения политического строя, создать новую государственную машину и уже затем проводить преобразования в экономике. Аналогичную точку зрения разделял и выдающийся русский экономист А. Н. Чупров. Он писал: «Сначала следует дать России время перейти от нынешнего рабства к свободе… и потом уже… начать улучшение реформы землевладения и усовершенствования агрокультурного порядка» [19]. Любопытно, что так же (хотя и по другим мотивам) думал В. И. Ленин: «Никакие орудия, никакие серьезные мелиорации… не дадут серьезных результатов, пока останется гнет крепостнических латифундий…» [24].

П. А. Столыпин, напротив, считал, что перемены в политическом строе не суть главное и тем более не есть условие реформ экономических. Перемены нужны, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина, нет базы и для других форм свободы.

Подготовительные работы по проведению земельной реформы были начаты в 1901 году. В уездах и губерниях было создано 600 комитетов по выявлению мнений крестьян о порядке владения и пользования землей. Подавляющее большинство этих комитетов высказалось против общинного землевладения. Первым шагом на пути реформы был манифест от 3 ноября 1905 года об отмене выкупных платежей за наделы, полученные в 1861 году.

В апреле 1906 года министром внутренних дел России был назначен активный поборник аграрной реформы П. А. Столыпин, а в июне того же года он возглавил и Совет министров. П. А. Столыпин понимал, что главные противоречия России сосредоточены в деревне, что начинать земельные реформы необходимо с крестьянского вопроса, что нужна уступка крестьянам казенных, удельных, кабинетных земель, понижение платежей по ссудам и увеличение кредита, помощь переселенцам. Но главное – необходимо обеспечить свободный выход крестьян из общины, освободить их от общинной кабалы, развязать хозяйственную инициативу.


1.2. Экономическое развитие Беларуси во второй половине

XIX века
Реформа 1861 года открыла путь к развитию капитализма в сельском хозяйстве Беларуcи, но переход от старой крепостнической к новой капиталистической системе хозяйствования не мог произойти сразу по двум причинам.

Во-первых, требовались люди, которые привыкли работать по найму, требовалась замена крестьянского инвентаря помещичьим, организация землеустройства. Во-вторых, крестьянское хозяйство в первые годы после реформы не было целиком отделено от хозяйства помещиков, так как у них остались леса, луга, водопои, пастбища и другие угодья, без которых ведение личного хозяйства крестьянам было невозможно.

На смену крепостничества пришла переходная система хозяйствования, которая заключала в себе черты феодальной и капиталистической, так называемой «отработочной» системы. Она сводилась к тому, что малоземельные крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков и за это отрабатывать её часть своим инвентарем и рабочим скотом. Крестьянин работал на помещика уже не по принуждению, а по экономической необходимости. Сходство отработочной и капиталистической системы заключалось в том, что крестьянин был лично свободен, но при капиталистической системе хозяйствования в отличие от отработочной помещичья земля обрабатывалась инвентарем и рабочим скотом владельца.

В результате аграрной реформы 1861 года у земельных собственников Беларуси сохранились крупнейшие массивы земли на фоне малоземелья подавляющего большинства крестьянства. Во второй половине 70-х годов помещикам принадлежало 8,7 млн. дес. (50,5 %) пригодной земли, казне – 1,6 млн. (9,9 %), церквям и монастырям – 121,9 тыс. дес. (0,7 %). На каждого помещика в среднем приходилось 1097 десятин земли, т. е. в 75 раз больше, чем на крестьянский двор [4].

В пореформенный период в Беларуси, как и в России, шел процесс преобразования сословного землевладения в бессословное, однако в Беларуси он проходил более медленно.

Сельское хозяйство Беларуси в пореформенный период всё шире втягивалось в рыночные отношения. Именно рынок стал тем рычагом, который регулировал развитие сельского хозяйства.

В первое пореформенное двадцатилетие ведущее место в хозяйствах помещиков занимало производство зерна, стали распространяться многопольные севообороты, использоваться сельскохозяйственные машины. В Минской губернии в конце 70-х годов почти в 20 % обследованных имений применялись многопольные севообороты и улучшенные машины и приспособления.

К системе капиталистического производства постепенно присоединялись и хозяйства крестьян. Показателями этого процесса явился рост торгового землевладения, а также имущественное расслоение крестьянства. В конце 70-х годов наделы в среднем составляли 3,3–4,5 десятин на мужскую душу [13].

В конце 80-х годов XIX века в западных белорусских губерниях (Минской, Гродненской, Вилейской) преобладала капиталистическая система хозяйствования, в восточных (Витебской и Могилевской) – смешанная (отработочная) система.

Главной отраслью сельского хозяйства Беларуси было земледелие. К концу 90-х годов XIX века на крестьянских надельных землях посевы зерновых увеличились на 23, 9 %, а их урожайность – на 50 %, картофеля – в 2 раза, валовой сбор – в 4,6 раза, льноволокна соответственно – на 35 % и 82,5 % [4, 2].

Важной отраслью сельского хозяйства являлось животноводство, которое в конце 90-х годов по сравнению с началом 70-х увеличилось почти на 50 %. Однако эта отрасль производства развивалась главным образом в хозяйствах зажиточных крестьян.

Развитие производственных сил в крестьянском хозяйстве сдерживалось многочисленными пережитками крепостничества: крупное помещичье землевладение, крестьянская община, сервитуты, чересполосица, малоземелье, а также различные повинности.

Таким образом, экономическое развитие Белоруссии в начале XX века со всей очевидностью свидетельствует о дальнейшем развитии капиталистических форм ведения хозяйства на земле в селах. Однако на территории Беларуси эти процессы не смогли приобрести классических форм в силу недостаточного в целом развития капитализма в городе. Белоруссия и в 1913 году продолжала оставаться в хозяйстве Российской Империи аграрным районом [25, 26].
Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЛЫПИНСКОЙ

АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
2.1. Подготовка аграрной реформы
Рассматривая ход подготовки новой аграрной реформы, необходимо отметить, что она готовилась в разных комиссиях и совещаниях. 22 января 1902 года было создано «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности» под председательством С. М. Витте с губернскими и уездными комитетами из помещиков и чиновников на местах. Местные комитеты имели целью сбор предложений по скорейшему подъему деревни и улучшения положения крестьянства. Одновременно Министерство финансов, возглавляемое графом С. Ю. Витте, стало рассылать по уездам анкеты, в которых ставились вопросы о совершенствовании землеустройства, кооперации, кредита, подсобных промыслов. Со своей стороны местные комитеты организовывали заседания, на которых заслушивались мнения землевладельцев, купцов, крестьян. Материалы таких заседаний публиковались отдельными этапами по губерниям. Предложения комитетов свелись к следующим требованиям:

1. «Содействовать переводу сельских общин к подворному и хуторскому владению, предоставив отдельным крестьянам выделять свой надел из общинного землепользования, помимо согласия мира»;

2. «Устроить обособленность крестьян в правах гражданских и личных...».

Сам Витте считал, что «община является тормозом культуры и временное владение приводит к хищничеству» [6].

В результате работы особого совещания появились проекты профессора Мигулина и главного управляющего землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлера. Хотя проект Мигулина об обязательном отчуждении половины частновладельческих земель за выкуп был отвергнут, правительство 3 ноября 1905 года издало манифест об отмене выкупных платежей и приняло меры к расширению операций Крестьянского банка по покупке помещичьих имений. Проект Кутлера был направлен также на обязательное отчуждение частновладельческих, казенных и удельных земель за вознаграждение, причем земли, сдающиеся в аренду, отчуждаются без всяких ограничений. Этот проект вызвал резкую оппозицию дворянства и был отвергнут.

После этого Совет министров намечает ряд мероприятий в духе особого совещания. Ставка на разгром общины и укрепление частной собственности получает одобрение царя, и различные комиссии лишь оформляют новый курс. Комиссия при главном управлении землеустройства и землевладения подготовила указ от 4 марта 1906 года «О землеустроительных комиссиях». Особое совещание при министерстве внутренних дел вырабатывает проект о свободном выходе из общины и закреплении фактического землепользования в личную собственность. Подготовленные проекты по аграрному вопросу правительства внесло в I Государственную думу. В думе эти проекты были встречены оппозиционно и не прошли. В этой оппозиции на политическую авансцену вышел П. А. Столыпин, главным делом жизни которого стало проведение земельной реформы.


2.2. Деятельность П. А. Столыпина по разработке новой

аграрной политики
Пётр Аркадьевич Столыпин родился 2 (15) апреля 1862 года в Дрездене. Детство и юность провел в Литве. После окончания в 1881 году Виленской гимназии он поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. В 1884 году он закончил университет. Два года служил в Министерстве внутренних дел, а затем в соответствии со склонностями был причислен к Министерству земледелия и государственных имуществ. Это было время становления во всей стране земств – органов самоуправления, органов русского государственного творчества. Возникшие после реформы (в 1864 году) земства стали главной опорой реформатора [15].

С работой земств западных губерний Петр Аркадьевич познакомился в Ковно и Гродно. В конце века он становится Ковенским уездным предводителем дворянства и одновременно председателем Ковенского съезда мировых посредников – выборных судей в земельных и имущественных вопросах. В 1899 году П.А.Столыпин был избран предводителем дворянства и почетным мировым судьей, через год – Гродненским губернатором, ещё через три – Саратовским [8].

В Ковно он впервые увидел разительную пропасть между общинными крестьянами Великороссии и хуторянами западных областей.

Когда в 1904 году Столыпин занимает пост губернатора в Саратове, все преимущества хуторского хозяйства становятся ему еще более очевидными. В апреле 1906 года П. А. Столыпин возглавил Министерство внутренних дел. А в июле 1906 года последовал высочайший царский указ, согласно которому 44-летний Петр Аркадьевич становится премьер-министром России, совмещая этот пост с полученным ранее. Новый премьер в государственной политике делает ставку на опору государства – крестьянства, на сеятеля добра и хранителя земли. «Поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю!» – взывает к депутатам думы Столыпин.

Молодой, статный, с характером необычайно решительным и выдержанным, чуждый кичливости, блестящий оратор, Столыпин сразу же стал инициатором и проводником реформ и законоположений, поучительность и результативность которых поражают и сегодня.

Главным делом его жизни стала земельная реформа, стоившая ему жизни, но давшая ему всемирную и вековую известность.

К 1905 году в распоряжении крестьян в Европейской России находилась лишь треть пахотных земель. П. А. Столыпин вместе с А. В. Кривошеиным (ведающим сельским хозяйством) готовит закон о выходе крестьян из общины на хутора и отруба, о предоставлении кредитов для покупки земель через крестьянский банк, обсуждает все возможные последствия, все плюсы и минусы предстоящего неизбежного переселения крестьян из густонаселенных, а значит, и малоземельных районов на пахотные земли Сибири и Приморья.

Реформа оказывалась предприятием очень дорогим для государства, но и это не смущает Столыпина. За раскрепощение народа должны платить все слои населения и вернуть свой долг крестьянину, кормильцу. Для этого Столыпин высокие налоги равномерно распределяет на все общество, чтобы не одни только крестьяне вытягивали страну из кризиса.

В марте 1907 года собирается II Дума, и Столыпин объясняет депутатам суть земельной реформы и задачи правительства. Свою нравственную обязанность Петр Аркадьевич видит в необходимости «указать крестьянам законный выход из нужды... Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность» [20, с. 47].

«Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная...» [20].

Государство, аккумулируя налоговые поступления, создавало систему экономических льгот малоимущим крестьянам при покупке ими земли, орудий труда. Более того, часть расходов таких крестьян непосредственно финансировалось государственным бюджетом. Да и сама реформа осуществлялась на основе активной деятельности административных, финансовых и правовых институтов государства.
2.3. Основные акты и положения Столыпинской аграрной

реформы
Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий. Была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики.

Основным законодательным актом аграрной программы был Высочайший указ от 9 ноября 1906 года «О крестьянском землевладении и землепользовании». Указ внес существенную поправку в законодательство 1861 года и разрушил основные устои общины – коллективную и семейную собственность. Указ начал претворяться в жизнь с 1 января 1907 года, а силу закона окончательно получил 14 июня 1910 года, после утверждения в Государственной думе и Государственном Совете.

Характеризуя его, П. А. Столыпин отмечал, что в основу закона положена определенная мысль, определенный принцип. В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община как принудительный союз ставит преграду для самостоятельности, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью, надо дать ему власть над землёй, избавить его от кабалы отживающего общинного строя. Кабала общины, гнет семейной собственности является для 90 млн. населения горькой неволей.

Указ объявлял общину «принудительным союзом, в котором личность крестьянина совершенно бесправна». На смену должно прийти частное владение, которое способно укрепить правильный взгляд на частную собственность вообще [3].

Какие же обвинения выдвигались против общины? Община не признавала гражданских прав личности, способствовала сохранению трехпольной системы земледелия, сохраняла чересполосицу, раздробленность земельных участков, дальноземелье, узкополосье. Главный недостаток общины виделся в том, что коллективная форма собственности и связанные с ней переделы земли лишали крестьян возможности по-хозяйски относиться к земле.

Общая идея, которая была положена в основу Указа от 9 ноября 1906 года, заключалась в том, что только там, где земля свободна, т. е. доступна каждому по его состоянию и способностям, может развиться самостоятельное владение ею в соответствующих размерах, а вместе с тем и сельское хозяйство в той степени, чтобы способствовать общему народному благосостоянию. Сторонники Указа исходили из того, что закрепленная за крестьянином по Указу земля позволит ему организовать хозяйство на совершенно новых началах: если в общине крестьянин хозяйничал «как мир велит», то на своей земле он будет стремиться к улучшению своего хозяйства. Эту мысль четко выразил П. А. Столыпин, выступая перед депутатами Государственной Думы третьего созыва 18 ноября 1907 года: «Не беспорядочная раздача земли, не успокоение бунта подачками, – бунт погашается силою, – а признание неприкосновенности частной собственности и как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы» [20].

Основное содержание Указа от 9 ноября 1906 года определялось его главной идеей: «Каждый домохозяин, владеющий надельной землей в общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Это значило, что каждый домохозяин-общинник может закрепить за собой в собственность надельный участок, который отходит от общины и становится личной собственностью одного лица. В соответствии с Указом за каждым домохозяином закрепляются в личную собственность те участки общинной земли, которые состояли в его постоянном (не арендуемом) пользовании.

До Указа община как хозяин земли распоряжалась общинной землей по своему усмотрению и исходя из общей пользы. Теперь же отдельные домохозяева могли предъявить к общине свои требования. Спорные вопросы решает уже не «мир», не крестьянская община, а чиновники в лице земских начальников и государственных землеустроительных комиссий. Таким образом, Указ от 9 ноября 1906 года был направлен на решение следующих задач:

разрушение сельской общины;

образование хуторов и отрубов;

добровольное переселение крестьян в Сибирь, на Дальний Восток, на Кавказ;

ликвидация недостатков землевладения: чересполосицы, вклиниваний, дальноземелья;

использование кооперации;

развитие мелиорации;

введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования;

организация дешевого кредита для крестьян в Крестьянском поземельном банке;

образование земледельческой партии, которая бы реально представляла интересы мелкого землевладения.

Помимо этого, П. А. Столыпин выдвинул либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся П. А. Столыпину в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур – дворянской и крестьянской [3, с. 10].

Указ о продаже удельных земель был издан 12 июня 1906 года, а 27 августа 1906 года – о продаже казенных земель. По Указу от 19 сентября 1906 года казне были переданы кабинетские земли в Алтайском округе для устройства на них переселенцев.

С введением новой аграрной политики возросло значение Крестьянского поземельного банка. Указом от 3 ноября 1905 года были увеличены средства банка, а Указами от 14 октября и 15 ноября 1906 года понижены платежи его заемщиков и разрешена выдача ссуд под залог надельных земель.

В октябре 1906 года был издан Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других податных сословий». Крестьянам разрешалось получать паспорта свободно без согласия общины, отменялись ограничения в приеме их на работу, разрешалось свободное избрание профессии. Земские начальники потеряли право штрафовать и арестовывать крестьян без постановления волостного суда.

На местах новую аграрную политику проводили судебные учреждения по землеустройству: губернские и уездные землеустроительные комиссии, которые были учреждены Указом от 4 марта 1906 года.

Закон «О землеустройстве» был принят 29 мая 1911 года. Он вносил предельную четкость в вопросы выделения хуторских и отрубных наделов как в центральных губерниях России, так и в Сибири.

До Столыпина правительство старалось помогать богатым крестьянам – достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Но Столыпин, сохраняя кредиты, на первое место выдвигал, говоря современным языком, вещественные рычаги. Он справедливо полагал, что деньги крестьянин может пропить, стать жертвой различных дельцов, финансовых воротил и чиновников. Поэтому он старался реализовать помощь в натуральном виде путем:

создания инфраструктуры (строить дороги, медпункты, школы, колодцы и т. д.);

выдачи семян, скота, инвентаря.

В связке «государство – крестьянин» устранялся перекупщик-торговец.

Говоря о методах проведения реформ, следует отметить, что они опирались на произвол аппарата чиновников, полиции.

Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в результате проведения реформ.

В ходе первого этапа реформы 200 тысяч семей получили в личное владение около двух миллионов десятин земли.

Взяв на себя огромные материальные расходы по земельной реформе, государство оставило за собой право собственности на весь земельный фонд. Отныне русская земля не могла быть продана иностранцам и своим представителям неземледельческого сословия, не могла быть заложена иначе как в Крестьянском банке, не могла быть продана за личные долги. Запрещалось концентрировать в одних руках более шести наделов земли. Обычный размер надела середняка равнялся примерно 14–15 дес.

Таким образом, реформа препятствовала появлению чрезмерных землевладений, земля не могла быть предметом спекулятивных сделок. Реформа решала земельный вопрос, над которым долго бились лучшие умы России, впервые в интересах землевладельцев.


Лекция 3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОЙ

РЕФОРМЫ
3.1. Указ о свободном выходе из общины
Аграрная реформа началась с принятия Правительствующим Сенатом Указа от 3 ноября 1905 года «Об отмене выкупных платежей». Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменялось с 1 января 1907 года.

Этим указом правительство и III Государственная дума упразднили право общины распоряжаться своей надельной землей, предоставив отдельным домохозяевам право собственности на находящиеся в их фактическом пользовании участки общинной земли, основные принципы которого реализовались в Высочайшем Указе от 9 ноября 1906 года «О крестьянском землевладении и землепользовании». Обсуждение Указа от 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года. В общей сложности обсуждение шло более полугода, выступило полтысячи ораторов, не считая прений в аграрной комиссии, предшествовавших пленарным заседаниям.

Утвержденный Государственной Думой и Советом Указ, став законом от 14 июня 1910 года, включил несколько поправок. Эти поправки сводились к тому, что общества, не производившие переделы земель в течение 24 лет, признавались перешедшими к подворному землевладению, и закрепление земли в собственность производилось путем выдачи удостоверительных актов. Новшеством явилось ограничение в покупке земли в одних руках сверх определенного количества закрепленных участков.

Указанное законодательство вносило крупнейшие изменения в крестьянский земельный строй, поворачивало его на рельсы капитализма.


3.2. Указы о продаже удельных и казенных земель
К началу 1905 года в Европейской России в частной собственности находилось 101,7 млн. десятин, из них 15,8 млн. принадлежало обществам, товариществам, остальные составляли личную собственность. Большие площади земли принадлежали членам царской фамилии – великим князьям.

Существовало еще два вида земельной собственности – казенная и удельная. Казенные земли – это пашня, луга, пастбища, рыбные ловли, пруды, мельницы и другие угодья «оброчных статей», служившие для прямой эксплуатации крестьянства через аренду. Таких земель к 1907 году было учтено в Европейской России 4,2 млн. десятин, за её пределами – 5,9 млн., в том числе присвоенных казной пастбищ на Кавказе – 2,5 млн., а всего по стране – 10,1 млн. десятин.

В 1906 году (27 августа) появляется Указ о продаже казенных земель малоземельным крестьянам с 20-процентной скидкой номинала оценки. Были расширены операции Крестьянского банка по самостоятельной покупке помещичьих земель, на него была возложена продажа казенных и удельных земель, проведение землеустроительной политики правительства на надельных землях.

Откровенно паразитической была коллективная собственность «царской фамилии», управляемая Удельным ведомством. Удельных земель насчитывалось до 7,5 млн. десятин. Все они сдавались в аренду крестьянам на таких же условиях, как и помещичьи земли. Доходы удела шли на содержание членов царствующей династии Романовых.

Указ о продаже удельных земель был издан 12 июня 1906 года. Благодаря этим мероприятиям по продаже удельных и казенных земель в распоряжении правительства образовался довольно значительный земельный фонд, который мог быть использован для увеличения крестьянского землевладения на началах личной собственности.
3.3. Кредитно-банковская поддержка реформы
Кредитная система России в период проведения реформы состояла из сети учреждений, включавших Государственный банк, банки коммерческого кредита, учреждения мелкого кредита.

С введением новой аграрной политики возросло значение Крестьянского поземельного банка, занимавшегося с 1882 года посреднической деятельностью по продаже крестьянам дворянских земель по выданной ссуде. Указом от 3 ноября 1905 года были увеличены средства банка, а Указами от 14 октября и 15 ноября понижены платежи его заёмщиков и разрешена выдача ссуд под залог надельных земель.

Крестьяне при покупке земли должны были сразу вносить 20–25 % цены земли, остальная сумма покрывалась банкам в виде долгосрочной ссуды под залог земли (на срок до 55 лет). Крестьяне должны были ежегодными платежами погашать соответствующую часть долга и начисленные на него проценты.

В «Наказе землеустроительным комиссиям» были оговорены условия банка. В первую очередь содействие в покупке земли оказывать: а) малоземельным и безземельным арендаторам продаваемой земли, снимавшим её в течение продолжительного времени; б) малоземельным крестьянам, наделы которых смежны с продаваемой землей [6].

Распродажа земель Крестьянским банком сопровождалась землеустройством их в виде хуторов и отрубных поселков.

Данные о продаже земель крестьянам белорусских губерний через Крестьянский поземельный банк приведены в табл. 3.1.

Как видно из таблицы, в 5 белорусских губерниях с 1906 по 1909 год из купленных Банком 253718 десятин частновладельческих земель продано 48211 десятин. Крестьянами куплено по посредническим сделкам 161648 десятин. Земля банком продавалась по более высокой цене, чем покупалась.

С 1907 по 1915 год в 5 белорусских губерниях банк продал 249251 дес. помещичьей земли, из них под хутора и отруба – 228705 дес. На землях Крестьянского банка образовано около 14 тыс. хуторов на площади 228705 дес.

Таблица 3.1. Покупка крестьянами земли через Крестьянский

поземельный банк за 1906–1909 гг.


Губернии

Банком куплено у частных владельцев

Из купленных банком частновладельческих земель продано

Крестьянами куплено по посредническим сделкам

тыс. десятин

цена 1 дес., руб.

тыс.

десятин


цена 1 дес., руб.

тыс. десятин

цена

1 дес., руб.



Район низких цен (до 80 руб. за десятину):

Витебская



123,7

51

23,6

86

16,6

99

Минская

63,1

55

7,5

77

42,6

71

Виленская

15,8

75

3,6

76

12,1

85

Могилевская

22,3

78

8,0

99

58,9

99

Район средних цен (от 81 до 130 руб. за десятину):

Гродненская



28,8

92

5,5

124

31,4

106

Итого…

253,7




46,2




161,6



По земельным сделкам, прошедшим через Крестьянский банк в 1883–1890 годах, ссуда на одну десятину составляла 35,5 руб., а доплата – 8 руб., в 1905 году – соответственно 78,3 и 32,8 руб. Стремясь создавать на банковских землях прочные крестьянские хозяйства, банк отошел от работы с малоземельем, что получило свое законное выражение в инструкции от 19 февраля 1908 года.

Цена на землю, продаваемую Крестьянским банком, поднялась с 45,4 руб. за десятину в 1883–1890 гг. до 131,6 руб. в 1911–1915 гг. При этом урожайность зерновых с 1 га увеличилась не более чем на 10 пудов.

Продавая землю крестьянам, банк к довольно высокой покупной цене прибавлял свои расходы. Естественное тяготение банка к обслуживанию платежеспособных слоев деревни еще более усиливалось под воздействием общего направления аграрной политики правительства, в которой также делалась ставка на «сильных».

За период с 1 января 1906 года по 1 января 1916 года Крестьянский банк продал крестьянам 9,461 млн. десятин земли, расширив площадь крестьянского землевладения на 18,4 %. При этом долг крестьян банку составил 1,4 млрд. руб.
Лекция 4. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ
4.1. Организация землеустроительных работ
Землеустройство являлось одним из важнейших средств по внедрению провозглашённых аграрной реформой принципов по переделке крепостнических форм землепользования в капиталистические.

Создание на местах учреждений, которые могли бы оказывать крестьянам практическое содействие при землеустройстве, проводилось в очень широком объёме.

Выполнение мер и распоряжений, касающихся крестьянского землевладения, было сосредоточено в Министерстве Землевладения и государственных имуществ, которое Указом от 6 мая 1905 года переименовано в Главное управление землеустройства и земледелия. Для общего руководства делом земельного обеспечения крестьян тем же Указом был утвержден Комитет по земельным делам, замененный впоследствии Указом от 4 марта 1906 года межведомственным органом – Комитетом по землеустроительным делам под председательством Главноуправляющего землеустройством и земледелием.

Местными органами являлись учрежденные Указом от 4 марта 1906 года Губернские и Уездные Землеустроительные комиссии. В обязанность уездным землеустроительным комиссиям вменялось «выяснение способов удовлетворения нужд крестьянского землевладения и ближайшее содействие Крестьянскому банку в операциях его по данному уезду». Вместе с тем в круг ведения входило: а) облегчение нуждающимся крестьянам переселения на свободные земли, арендование на льготных основаниях казённых оброчных статей; б) содействие сельским обществам в установлении более современных способов пользования надельными землями; в) полюбовное разверстание чересполосных угодий...; г) разделение крупных сельских обществ на более мелкие хозяйственные единицы и содействие к расселению крестьян на запольные земли с выдачей им безвозвратных на этот предмет пособий; д) посредничество между крестьянами и частными землевладельцами в разрешении земельных споров.

Губернская комиссия состояла из 15 человек (в том числе 7 представителей земства и крестьян), а Уездная – из 12 человек (из них также 7 земцев и крестьян). Определение местностей, где должны были вводиться новые землеустроительные учреждения, было представлено Комитету по землеустроительным делам. В первую очередь комитет открыл Уездные Комиссии в 188 уездах 33 губерний Европейской России.

В 1906 году (19 сентября) утвержден основной Наказ Землеустроительным комиссиям, состоящий из 8 разделов, который определял как общий объем задач комиссий, так и отдельные отрасли их деятельности.

1. Содействие крестьянам в приобретении земли при помощи Крестьянского банка (покупка имений и продажа их крестьянам, покупка земель частных владельцев крестьянами при содействии Крестьянского банка).

2. Продажа казённых земель.

3. Сдача казённых земель в аренду.

4. Содействие переселению крестьян на казённые земли Азиатской России.

5. Содействие сельским обществам и улучшение условий землевладения и землепользования.

6. Разверстание чересполосности надельных земель с прилегающими владениями и общности пользования крестьян с частными владельцами.

Восьмой раздел Наказа содержал указания о личном составе Землеустроительных комиссий и порядке их делопроизводства.

Итоги деятельности комиссий по всем делам внутринадельного землеустройства по годам, начиная с открытия комиссий по 1 января 1911 года, приведены в табл. 4.1.


Таблица 4.1. Деятельность комиссий по внутринадельному

землеустройству


Годы

Поступило ходатайств, тыс.

Составлено землеустроительных проектов, тыс.

Исполнено землемерных работ, тыс.

Число обществ

Число дворов

Число обществ

Число дворов

Площадь, дес.

Число обществ

Число дворов

Площадь, дес.

1907

4,5

221,7

1,2

52,0

616,3

0,9

27,4

287,7

1908

8,8

385,8

3,3

119,9

1105,7

2,6

94,1

863,8

1909

23,8

711,6

9,1

329,4

3004,6

6,7

274,8

2567,4

1910

26,8

651,0

12,2

419,0

3936,3

9,6

376,1

3447,3

Всего…

63,9

1970,1

25,8

920,3

8662,9

19,8

772,4

7166,2

Из приведенной таблицы видно, что, несмотря на трудные условия работы в деле совершенно новом, достигнутые результаты оказались весьма значительными. За четыре полевых периода деятельности комиссий землемерные работы были закончены на площади 7166 тыс. дес. Таким образом, в 1910 году площадь законченных работ превысила площадь работ 1907 года в 12 раз.

Содействие Землеустроительных комиссий Крестьянскому поземельному банку выражалось прежде всего в рассмотрении предложений частных владельцев о приобретении их имений за счет капитала банка и в сообщении заключения о целесообразности покупки этих имений с точки зрения пригодности их для крестьянского хозяйства. Итоги деятельности комиссий в этой области представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2. Деятельность землеустроительной комиссии

по содействию Крестьянскому поземельному банку в приобретении

и продаже земли крестьянам


Годы

Поступило предложений

Покупка признана целесообразной

Покупка отклонена

Осталось к концу года нерассмотренных

Площадь, тыс. десятин

1907

4684,0

3440,6

923,6

319,8

1908

1590,3

1106,0

596,7

207,4

1909

416,3

330,3

165,13

128,2

1910

361,0

160,4

226,7

102,1

Всего…

7051,6

5037,3

1912,1

102,5

Как видно из табл. 4.2, за 4 года поступило предложений о продаже имений на 7 млн. дес., из которых покупка 5 млн. признана целесообразной и 2 млн. – отклонена.

На комиссию была возложена обязанность отказывать Крестьянскому банку содействие в рассмотрении оценок покупаемых имений.

По Указу от 27 августа 1906 года землеустроительным комиссиям предоставлено право распоряжаться разбивкой значительных по площади оброчных массивов на более мелкие участки для сдачи в аренду отдельным крестьянам и мелким товариществам.

При сдаче в аренду казенных земель, освобождающихся по истечении срока прежних контрактов, на землеустроительные комиссии возложено рассмотрение всех ходатайств о предоставлении земли, определение условий аренды, подбор арендаторов и разрешение просьб о предоставлении льгот по обязательствам к казне.

Ход продажи казенных земель представлен в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Продажа казенных земель за время деятельности

землеустроительной комиссии


Годы

Отграничено в натуре для продажи, тыс. дес.

Продано

Средняя покупная цена одной десятины, руб.

Всего

В том числе хуторам и отрубам

Число покупателей, тыс.

Площадь, тыс. дес.

Число покупателей, тыс.

Площадь, тыс. дес.

В процентах к общей площади прод. земель




1907

21,2

6,3

9,7

0,6

5,6

58,3

119,0

1908

230,1

12,7

45,2

2,6

39,6

87,7

103,0

1909

135,5

18,0

139,5

7,1

131,6

94,5

108,0

1910

78,5

14,7

86,5

4,8

82,6

95,5

90,0

Всего…

465,3

51,7

280,9

15,1

259,4

92,4

102,0

Как видно из табл. 4.3, преимущественное внимание землеустроительных комиссий было обращено на образование участков единоличного владения, допускающих полную возможность ведения самостоятельного хозяйства, и из всей отграниченной для продажи площади в 465 тыс. дес. на эти участки приходится 92,4 %.

Землеустройство являлось одним из важнейших средств Столыпинской аграрной реформы.

Предложенный правительством законопроект о землеустройстве получил силу закона 29 мая 1911 года.

В обязанности землеустроительных комиссий входило выполнение следующих работ:

выделение земель отдельным селениям сельских обществ;

выделение земель выселкам и частям селений;

выделение отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющим отдельное владение селением;

разверстание угодий между членами общества или селения на отрубные участки;

ликвидация чересполосицы участков крестьянского типа владения;

разверстание на отрубные участки земель селений, имеющих разное владение;

раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

отграничение подлежащих землеустройству земель от владений.

Землеустроительный процесс складывался из следующих стадий:

ходатайство в уездную землеустроительную комиссию о землеустройстве;

подготовка дела и назначение дела к исполнению;

исполнение дела в натуре и составление землеустроительного проекта;

предъявление составленного проекта населению;

утверждение проекта уездной комиссии и исполнение проекта.
4.2. Виды и формы землеустройства
Виды землеустройства рассматриваемого периода можно разделить на две большие группы: единоличное и групповое.

Первый вид можно назвать «окончательной» формой фермерского землеустройства, второй – подготовительным и вспомогательным по отношению к первому.

К единоличному виду землеустройства относятся:

выделение закрепленных земель отдельных домохозяев, вышедших из общины на хутор;

выделение тех же земель на отруб;

разверстание целых селений на хутора;

разверстание целых селений на отруба.

Результаты работ по отдельным видам единоличного землеустройства на 1 января 1911 года представлены в табл. 4.4.


Таблица 4.4. Результаты работ по единоличному землеустройству


Наименование работ

Поступило ходатайств, тыс.

Составлено землеустроительных проектов, тыс.

Исполнено землемерных работ, тыс.

Число обществ

Число дворов

Число обществ

Число дворов

Площадь, тыс. дес.

Число обществ

Число дворов

Площадь, тыс. дес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Развер-стание

селений с общин-ным зем-лепользо-ванием



8,4

470,0

5,3

251,0

2703,3

4,4

213,4

2297,3

Окончание табл. 4.4.




























1

2

3

4

5

6

7

8

9

Разверстание селений с подворным землепользованием

5,8

233,6

2,9

110,4

956,8

2,6

98,8

829,4

Выдел к одному месту отдельных участков из общинных земель

34,8

259,7

10,9

113,1

1191,1

7,7

95,4

1017,5

Всего…

49,0

963,3

19,1

474,5

4851,2

14,7

407,6

4144,2

Из приведенных в ней данных видно, что разверстание целых селений составляет 78,4 % всех дел по единоличному землеустройству, выдел же к одному составляет 21,6 %. Из числа разверставшихся селения с общинным землепользованием составляют 70,3 %, а с подворным – 29,7 %.

Рост числа единоличных хозяйств, устанавливаемых в результате разверстания целых селений и выдела единоличных домохозяйств, виден из данных, приведенных в табл. 4.5.
Таблица 4.5. Рост числа единоличных хозяйств по годам


Годы

Разверстано в общинных селениях, тыс. дворов

Рост к 1907 году, раз

Разверстано в подворных селениях, тыс. дворов

Рост к 1907 году, раз

Выдел к одним местам отдельным домохозяевам

Рост к 1907 году, раз

1907

3,9

1

3,7

1

0,7

1

1908

25,4

6,5

12,6

3,3

4,2

6,2

1909

68,8

17,8

24,5

6,6

25,1

37,7

1910

77,7

20,1

33,5

9

39,0

50,8


Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789
123456789 -> Задачах: а определение терминов «концепт» и«концепто-сфера»
123456789 -> Моделирование нагрузок при экспериментальном исследовании подшипников
123456789 -> Реферат: Статья посвящена анализу «философии практики»
123456789 -> C. И. Побожий (г. Сумы) музыка в жизни и творчестве в. А. Серова многогранное творчество В. А. Серова принадлежит не только русской, но и украинской культуре
123456789 -> Ресурсное обеспечение экономического развития промышленных регионов в кризисных условиях
123456789 -> Система видеонаблюдения для машиниста шахтного электровоза
123456789 -> Увеличение количества уровней выходного напряжения двухуровневого автономного инвертора напряжения
123456789 -> Расчет емкости конденсаторов гибридного многоуровневого преобразователя частоты на базе четырехуровневого инвертора Афендикова М. Н., студент; Шавёлкин А. А., доц., к т. н
123456789 -> Сборник трудов VIII международной научно-практической конференции-выставки
123456789 -> Главное управление образования, науки и кадров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница