Кулешова Марина Евгеньевна, учитель истории, обществознания и права моу лицей г. Уварово. Правовое образование в профильной школе. Из опыта работы. Задачи современного образования и профильная школа



страница1/5
Дата20.07.2016
Размер0.81 Mb.
  1   2   3   4   5
Кулешова Марина Евгеньевна, учитель истории, обществознания и права МОУ Лицей г. Уварово.

Правовое образование в профильной школе.

Из опыта работы.

Задачи современного образования и профильная школа.

«Другое время – другие песни». Каждой эпохе соответствует своя система ценностей и организация жизни общества. Но во все времена человечество нуждалось в механизме передачи опыта и знаний, в «проторённых» путях социализации личности. Такой механизм был изобретён ещё в глубокой древности. Имя ему – школа.

Роль и значение системы образования в развитии как общества в целом, так и конкретной страны в конкретный период бесспорны. Но школа призвана не только отвечать потребностям настоящего, она закладывает фундамент будущего. От того, насколько чутко она реагирует на происходящие изменения, улавливает тенденции, способна трансформироваться, зависит успех или неуспех, разгон или торможение многих общественных процессов. Если то, что стало нужным ещё только вчера, не сделаем сегодня – проиграем эпоху.

Современный мир меняется стремительно. Объём информации, необходимой вступающему в жизнь человеку, удваивается каждые пять лет. К концу XX века стало ясно, что учить «всех всему» невозможно, да и не нужно. Школа должна показать ученику путь, который приведёт его к успешной, стабильной и благополучной жизни, снабдить знаниями, открыть перспективу в полной мере реализовать свои способности и быть полезным обществу. Такую задачу в нынешних условиях под силу решить только профильной школе. Именно там ребёнок получает возможность выбрать для себя «тропинку», наиболее отвечающую его способностям и интересам, его планам на будущее. Речь, безусловно, идёт об индивидуальной образовательной траектории, выстроить которую позволяет профильная школа. Реформа системы образования, учитывая устремлённость школы в будущее, едва ли не самое важное событие последних полутора десятилетий в России. Умение перспективно мыслить и здравый смысл одержали верх. Профильная школа стала реальностью. Отрадно сознавать, что родная Тамбовщина в авангарде этого процесса. Лицеи и гимназии области неоднократно доказывали свои преимущества. Свидетельство этому итоги предметных олимпиад, результаты ЕГЭ, данные о поступлении в самые престижные вузы.



Актуализация задач правового образования.

На рубеже двадцатого - двадцать первого столетий в нашей стране произошли глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформировались общественные отношения, пересматривалась система ценностей и приоритетов. Россия вступила на путь формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан. И если мы действительно хотим жить в правовом государстве, важно поднять уровень правовой культуры в нашем обществе, помочь людям осознать ценность права, его социальную роль, научить правовыми способами разрешать споры и конфликты.

Именно школа может помочь в решении этих задач, так как воспитание свободных и ответственных граждан – её основное назначение. А школа профильная – создать наиболее оптимальные условия их решения.

Модернизация отечественного образования актуализировала вопросы формирования правовой культуры страны и создания современной системы гражданско-правового обучения, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем. Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления целей и результатов образования. В качестве главного результата образования должна рассматриваться готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в котором они живут. Это и является определяющим при выведении общих целей и постановке основных задач гражданско-правового образования. Так, например, Государственный образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению устанавливает нам следующие цели и задачи (извлечения; выделено мной – К. М.Е.):



  • Развитие личности…, её познавательных интересов, критического мышления в её восприятии социальной (в том числе экономической и правовой информации) и определение собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, …способах регулирования общественных отношений; механизмам реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях…;

  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности;правоотношениях...

Отсюда несомненна необходимость, важность, актуальность и огромное значение правового образования в современной России. Эта задача решается на всех ступенях обучения и при реализации любого профиля обучения. В непрофильных (негуманитарных классах) – в ходе уроков обществознания и во внеклассной работе. Наиболее оптимальные варианты решения создаёт профильный уровень.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по праву на профильной ступени обучения определяет цели и задачи профильного уровня так:



  • Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • Освоение системы знаний о праве как науке; о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Теперь, когда общие цели и задачи определены, следует перейти к разговору об их реализации, и, следовательно, вести речь о том, как именно, можно достичь желаемых целей и выполнить поставленные перед собой задачи. То есть, необходимо определить и детализировать цели и задачи непосредственной практической деятельности учителя, его повседневной и кропотливой работы.

Личная концепция.

Формирование правовой компетентности и правовой культуры – это длительный и сложный процесс. И наивно было бы думать, что этот путь усыпан розами, по которым победным маршем сразу же пойдёт учитель, строем ведущий за собой всех своих учеников. Это тот идеал, к которому нам следует стремиться, на осуществление которого должна быть нацелена вся наша работа. Будем реалистами. Ни возможности нынешней школы, ни реалии современной повседневной жизни российского общества не способствуют в полной мере этому процессу, а зачастую, напротив, воздвигают преграды на этом пути. Не всегда позволяет интенсифицировать процесс формирования правовой культуры личности и средний уровень учащихся. Поэтому, учитель в своей деятельности должен опираться, прежде всего, на тех детей, чей интеллектуальны уровень, любознательность и увлечённость позволят им достичь определённых «высот» на этом пути, и чей пример создаст положительную мотивацию к получению правовых знаний, а значит формированию правовой компетентности, у остальных учащихся. Одарённые дети – это, ни в коем случае, не меньшинство. Как известно, неталантливых детей не бывает, бывают условия, которые не позволяют развивать или гасят таланты. Поэтому речь идёт не о работе с немногими, как может показаться в первый момент, а о выявлении тех детей, которые имеют желание и могут работать над собой, станут опорой учителя в работе с другими детьми. И в классах лицея, прежде всего гуманитарных, таких отнюдь не меньшинство. Более того, опыт работы показывает, что и в классах «негуманитарного» профиля, и в общеобразовательных классах находится много детей, всерьёз интересующихся правовыми проблемами и с удовольствием занимающихся правоведением, и это тоже «золотой фонд» учителя.

Отставим обширные теоретические рассуждения по поводу того, что следует понимать под правовой культурой, правовым сознанием, какова связь этих двух понятий и так далее. Всё это давно рассмотрено, проанализировано, опубликовано. Здесь лучше обратиться к мнению специалистов в данной области. Например, к замечательной, объёмной, подробной работе Е.А. Певцовой «Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков», вышедшей в серии «Правовое образование: теория и практика» в издательстве «Новый учебник» (2003 г.). Я же постараюсь в какой-то мере намеренно упростить ход своих рассуждений, чтобы подойти как можно ближе непосредственно к практической работе учителя. Упростив, можно сказать следующее: целью правового образования является получение учащимися правового знания. Правовое знание имеет свою структуру. Следует выделить несколько уровней правового знания:


  • Я информирован, то есть я получил определённый объём необходимой мне для дальнейшей жизни правовой информации, я ознакомлен с нею;

  • Я знаю, то есть полученная информация мною усвоена, и я осознаю и понимаю, что действовать в правовом пространстве нужно именно так;

  • Я действую именно так, то есть испытываю потребность поступать, вести себя в обществе сообразно своему знанию.

Выйти на второй и третий уровень правового знания в принципе невозможно без прохождения первого. Поэтому первичной задачей на этом пути является предоставление и разъяснение учащимся нужного, определённого стандартами и программами, объёма правовой информации. Когда эта информация поступает и изучается в системе с применением всего комплекса методических приёмов и средств на основе современных педагогических технологий, учащиеся в процессе «накопления» и усвоения информации выходят на второй и третий уровень правового знания. Теперь перейдём к разговору о практической реализации поставленных задач. Каковы могут быть пути получения учащимися правовой информации и способы формирования правого знания?

Ученик может обрести правовое знание



  • На уроках права или обществознания;

  • На занятиях элективного курса;

  • Участвуя в работе Научного общества учащихся (НОУ);

  • Участвуя в различных конкурсах;

  • Участвуя в предметных олимпиадах разного уровня;

  • Участвуя в дистанционных предметных олимпиадах;

  • На внеклассных мероприятиях и классных часах и т.д.

«У мира множество путей». Одним из этих путей и представляется мне создание «слоя» учащихся, на которых может опереться в своей работе учитель, которые своим примером создадут положительную мотивацию к получению и усвоению правовых знаний и навыков остальными учащимися. И здесь первая задача: выявить таких учащихся. Процесс выявления не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Мне думается, каждому учителю на опыте знакома ситуация, когда он, зная уровень способностей ученика и его трудолюбие, неожиданно для себя не получает от него того результата во время олимпиады, интеллектуальной игры или итоговой проверочной работы, на который он рассчитывал. Есть категория учащихся, успевающих по всем предметам на «отлично», и не отличающихся при этом ни в одном из них, если речь идёт о более глубоких знаниях или работе на более высоком, например, олимпиадном уровне. Часто встречается и другая ситуация: ученик достиг бы высот в вашем предмете, но вот беда, - он «влюблён» в другой предмет. Следовательно, речь идёт вовсе не о выявлении просто «на отлично успевающих» по предметам гуманитарного цикла. И, с точностью до наоборот, каждый учитель сталкивается в своей работе с удивительными, на первый взгляд, вещами, когда ученики, которые не блещут своими знаниями по целому ряду предметов или не выделяются ничем из массы просто «хорошо» успевающих учащихся, вдруг проявляют заинтересованность предметом, показывают (неожиданно для учителя) высокий результат на внутрилицейских олимпиадах, а затем и на городских, желают участвовать в конкурсах, дистанционных олимпиадах по предмету и создают замечательные работы, участвуют в научно-практической конференции учащихся. И учитель «открывает» для себя огромный резерв. Итак, традиционные «отличники» и «хорошисты» плюс «проявившиеся» ребята - это ли не большинство. Конечно, далеко не все они достигнут больших высот. Более того, тех, кто добьётся значительных побед, будут единицы. Но ведь победы не самоцель. Главная задача – получение учащимися прочных знаний, умений и навыков, которые они смогут применить в повседневной жизни, умение и потребность действовать активно и в рамках закона, увлечение по этому пути остальных – будет выполнена. Выявление одарённых учащихся не единовременный акт. Это постоянный процесс, текущая работа учителя. Не все проявляются сразу. Бывает и так, что ребёнок обучается в данном учебном заведении уже несколько лет, никак себя не проявляя, некая «скрытая фаза», а затем совершает рывок – раскрывается, показывая прекрасный результат. Но гораздо чаще результат – итог многолетнего кропотливого труда, совместного труда ученика и учителя. Безусловно, профильная школа облегчает учителю решение первой задачи. В профильные социально-гуманитарные, социально-экономические и уж тем более юридические классы идут ребята, сознательно и целенаправленно определившие для себя путь во взрослую жизнь, очертившие круг возможного выбора будущей профессии. Правоведение, обществознание – их конёк.

После того, как учитель наметил для себя круг учащихся, на которых следует обратить особое внимание, начинается реализация следующей задачи: создание возможностей и условий для расширения и углубления этими учащимися полученных ими на уроках базовых знаний. То есть начинается повседневная разнообразная внеурочная работа.

С выполнением второй задачи тесно связана задача третья: в ходе внеурочной работы учащиеся непременно должны сталкиваться с ситуациями, которые позволят им применить полученные знания на практике. Иначе говоря, они на собственном опыте должны убедиться в практической ценности полученных знаний.

И, наконец, четвёртая задача, решение которой возможно лишь при условии и в ходе реализации первой и второй: участие одарённых учащихся в олимпиадах областного и всероссийского уровней с целью борьбы за призовые места, а значит, за возможность поступления в элитные вузы Российской Федерации. Почему я выделяю это, как отдельную задачу, и считаю оную одной из важнейших в своей работе? Не только потому, что достижение такой цели желанный вариант для любого учащегося и, следовательно, наиболее убедительный пример. Но ещё и потому, что одной из самых главных задач провинциального учителя я считаю задачу создания возможностей одарённым учащимся из провинции (возможности которых, согласитесь, по сравнению с возможностями учащихся столичных и крупных городов не равны, и вовсе не потому, что они менее одарены, менее трудолюбивы или получили меньший запас знаний) поступить в те высшие учебные заведения, в которых они достойны получить образование, чтобы в будущем могли наиболее полно реализовать себя и принести пользу обществу. В этих детях наше будущее, будущее нашей страны. И это правда, а отнюдь не громкие слова. Конечно, судьба их сложится по разному, скорее всего немногие из них пробьют себе дорогу дальше. Это печальная реальность. Очень многое будет зависеть уже и от них самих, от их дальнейшего желания и стремления преодолевать трудности, от их жизнестойкости и упорства. Но помочь им преодолеть первую ступень, войти в этот «лифт» - святая обязанность провинциального учительства.

Выполняя четыре указанные задачи, учитель одновременно достигает самой главной своей цели – создание положительной мотивации для получения и усвоения правовых знаний всей массой учащихся, так как перед их глазами конкретные примеры того, чего можно достичь своим собственным трудом и вопреки всем разговорам о том, что «миром правят деньги». Добросовестно учась и активно участвуя во внеклассной работе, учащиеся «растут над собой», развиваются, формируется их мировоззрение, умение свободно мыслить и рассуждать, их правовая компетентность и правовая культура. Получая необходимый объём знаний и дополнительную информацию, обогащая свой духовный мир, развивая своё правосознание, учащиеся начинают осознавать ответственность каждого человека, в том числе и свою собственную, за состояние общества в целом. Они понимают, что они сами «кузнецы своего счастья», и мир таков, каким его делают люди, то есть опять-таки они сами. Общаясь в правовом пространстве внутри семьи, в учебном заведении, в городе, выступая в роли детей, учащихся, потребителей, жителей города, граждан государства, они усваивают основные социальные навыки и практические умения в области социальных отношений, умения активно действовать и при необходимости отстаивать свои права. С формированием правовой культуры и культуры поведения и общения развивается толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. То есть, связываются воедино общие цели и задачи гражданско-правового образования с теми конкретными целями и задачами, которые ставит перед собой в своей текущей работе учитель. Эти задачи решаются в комплексе. Разделение их условно. Реализацию же этих задач считаю для себя, как для учителя-практика, приоритетной.

Проблемы и противоречия.

Безусловно, достижение заявленных целей и решение поставленных задач – длительный, сложный, трудоёмкий процесс. Как и всякое благое и трудное дело, этот процесс протекает небезболезненно. На этом пути встречается немало трудностей и противоречий, носящих как объективный, так и субъективный характер. Я назову лишь некоторые из них, на мой взгляд, наиболее бросающиеся в глаза.

Одним из таких противоречий, и, как мне думается, самым глубоким, является противоречие, носящее, по сути, «ментальный» характер. Одной из черт русского национального характера является, к сожалению, правовой нигилизм – неверие в силу и справедливость законов, в реальную возможность населения жить по закону, а власти – править по закону. Об этой черте свидетельствует множество пословиц и поговорок: «Закон что дышло, куда повернул, – туда и вышло», «С сильным не борись, с богатым не судись» и т.д. О том же свидетельствуют многочисленные примеры, описанные в художественных произведениях, начиная от «Повести о Шемякином суде» и заканчивая творениями современных прозаиков. Тем более что реальная жизнь, конкретные жизненные примеры, которые наблюдают учащиеся или с которыми они сталкиваются в своей жизненной практике, отнюдь не способствуют преодолению правового нигилизма, а зачастую наоборот, утверждают в нём. И возникают своеобразные «ножницы»: разрыв между тем что «должно быть» и тем что «есть на самом деле». Преодолеть этот разрыв в сознании учащихся – наиболее сложная задача. Для них мир – предложенные условия, не ими определённые. Всем известна расхожая фраза (терпеть её не могу): «Такова жизнь». Вступая в жизнь, дети как бы вынуждены «играть по правилам, созданным до них», принимать и перенимать эти правила, чтобы быть успешными в жизни. А правила эти, увы, далеко не всегда соответствуют понятиям добра, справедливости, чести и честности, морали и законности. Самое трудное – убедить, что жизнь такова, каковы люди. Что именно от людей (а, значит, и от них самих) зависит, какой будет жизнь общества, «по каким правилам будут играть» в дальнейшем. Преодоление правового нигилизма – одна из важнейших задач гражданско-правового образования.

Далее. Само наше законодательство всё ещё находится в процессе становления, оно несовершенно и противоречиво. Чего стоит одна только ситуация с частной собственностью на землю, когда это право было закреплено Конституцией РФ ещё в 1993 году, а вопрос о купле-продаже земли дискутировался и решался ещё несколько лет. Отсюда вторая трудность, второе противоречие. Ведь умные дети задают умные вопросы, а законодательство – не та сфера, где могут иметь место расхождения (по крайней мере, с точки зрения ребёнка).

Третье противоречие, на мой взгляд, это «противоречие уровней» - несоответствие уровней правовой культуры лицеистов (школьников), изучающих правоведческие дисциплины, и той среды, в которую они попадают, выходя после окончания уроков за стены лицея (учебного заведения). С одной стороны, они ощущают своё превосходство, так как имеют правовые знания и могут ими воспользоваться для защиты своих интересов в конкретных жизненных ситуациях (например, связанных с реализацией прав потребителя). С другой стороны, будучи вправе и стремясь реализовать свои права, они воспринимаются менее культурными в правовом отношении окружающими как «задаваки» или скандалисты, то есть получают и печальный опыт неприятия своих знаний и своих вполне правомерных действий другими людьми. Думается, это противоречие «сойдёт на нет» по мере планомерной и систематической работы российской школы по гражданско-правовому образованию. В обществе постепенно будут «накапливаться» поколения выпускников, получивших правовые знания и имеющих определённый уровень правовой компетентности и правовой культуры. По крайней мере, очень хочется на это надеяться. Конечно, я сейчас в значительной степени примитивизирую процесс, упрощаю его для ясности картины.

Имеют место и другие сложности. Но: «Дорогу осилит идущий!» (узбекская пословица). На этой оптимистичной ноте и хочется завершить разговор о противоречиях.



Правовое образование и патриотизм.

Формирование правовой компетентности и правовой культуры связано с ещё одним важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения. Национальная доктрина образования в Российской Федерации так в качестве приоритета определяет задачу воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью…». И здесь становится очень важным воспитание именно патриотизма, патриотизма глубокого, осознанного, избавленного от шелухи и крайностей. Не крикливого ура-патриотизма и не великорусского шовинизма. И мы вновь приходим к тому, что опорой учителя в этой работе, путеводными звёздочками для остальных могут стать самостоятельно и свободно мыслящие, одарённые учащиеся. Учащиеся, способные отделить «зёрна от плевел», способные увидеть и критически отнестись к недостаткам, оценив и не умаляя достоинств, способные размышлять над прошлым и настоящим своей страны и осознавать всю меру ответственности за её судьбу каждого гражданина, в том числе и себя самого. Но для этого необходимо, прежде всего, ощущать себя гражданином, знать и понимать свои права и обязанности, испытывать потребность реализовывать их на практике, иметь активную жизненную позицию. А, значит, мы неизбежно выходим на схему «знания, убеждения, действия», то есть вновь должны вести речь о формировании правовой компетентности и воспитании правовой культуры.

Так состыкуются в моём сознании задачи, реализация которых есть необходимое условие развития нашего общества как общества демократического и нашего государства как государства правового, и пути и методы решения поставленных задач. Названные выше противоречия делают процесс формирования трудоёмким и сложным, но не невозможным. Может быть, это прозвучит, как высокие слова, но сегодня именно от школы, то есть от нас, учителей, во многом зависит, в каком обществе будут жить наши нынешние учащиеся. В известном смысле, мы «программируем» будущее.

Роль учителя в реализации целей и задач гражданско-правового образования.

На современном этапе развития человеческого общества и российского общества в частности всё возрастающее значение преподавания дисциплин обществоведческого курса в средних общеобразовательных учреждениях, закладывающих основу образования, необходимый для вступающего в жизнь человека информационный фундамент и «багаж» умений и навыков, бесспорно.

Общество изучают множество наук, «втиснуть» которые в узкие рамки школьной программы и учебного времени невозможно. Спасительным кругом является преподавание обществознания, объединяющего в себе первоначальные, базовые сведения целого ряда общественных дисциплин. Поэтому особенно важной является выработка и определение наиболее оптимальных способов реализации программы по обществознанию, нацеленных на то, чтобы выстроить в сознании и памяти ученика «скелет» основополагающих знаний о человеке и обществе. Знаний, позволяющих ориентироваться в современном мире, закладывающих определённый уровень интеллектуальной, правовой и поведенческой культуры, имеющих практическое значение и применимость и создающих возможность продолжить образование на более высокой ступени. И если Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования России, является для нас законом, а Примерная программа по обществознанию – прекрасными рекомендациями и огромной помощью по его осуществлению, то выбор средств и методов, отбор технологий и методик преподавания, выработка системы обучения, - этого за нас не сделает никто.

Между тем, Министерство образования Российской Федерации в инструктивно-методическом письме № 391/11 от 19 марта 1996 года «О гражданско-правовом образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» четко определило, что «гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования». В нём подчёркивается, что реализация стратегии в области гражданско-правового образования и воспитания должна начинаться с детского сада и начальной школы, где вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребёнка, нормах нравственности. Министерство рекомендует руководителям образовательных учреждений создать условия и содействовать становлению системы гражданско-правового образования с 1-го по 11-ый класс. Преимущество профильной школы состоит в том, что в классах гуманитарного профиля учебный план даёт возможность наряду с обществознанием как отдельный предмет преподавать право, что значительно расширяет возможности учителя в реализации гражданско-правового образования.

Современному учителю необходимо в условиях многообразия дидактических систем, методик, технологий хорошо ориентироваться и быть готовым смоделировать свою собственную систему в зависимости от специфики преподаваемого предмета (будь то история, обществознание, право или экономика), изучаемой на уроке темы и возрастных особенностей учащихся.

Каждый из нас, изучая и применяя методы, приёмы, методики и технологии, используя опыт коллег по профессии и специальности и рекомендации методистов, тем не менее, выступает «творцом» своей собственной системы. Обмениваясь опытом, замыслами и «изюминками», мы обогащаем свой арсенал, увеличиваем свой потенциал, свои возможности.

Не претендую на «истину в последней инстанции», хочу лишь поделиться мыслями и опытом преподавания.

Наше учебное заведение – Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей города Уварово, где я имею честь и счастье трудиться, - фактически является профильным уже с момента своего основания более десяти лет назад. Реализуются четыре профиля обучения, в том числе социально-гуманитарный профиль.

В классах социально-гуманитарного профиля, согласно учебному плану ведётся преподавание и обществознания, и права.

Фрагмент учебного плана:



Класс

Обществознание (часов в неделю)

Право, в том числе право и экономика (часов в неделю)

8




2

9

1

2

10

3

2

11

3

2

Преподавание права осуществляется на основе учебно-методического комплекта, разработанного РФПР.

В 8-9 классах в рамках преподавания права ведётся курс «Основы правовых знаний» (1 книга – 8 класс, 2 книга – 9 класс) по соответствующему учебнику (С.И. Володина, А.М. Полиевктова и др.) и «Право и политика» по соответствующему учебнику А.Ф. Никитина (в 9 классе).

В 10 классе преподаётся курс «Право и экономика» по учебнику Т.В. и А.В. Кашаниных, этот курс продолжается затем в 11 классе.

Помимо упомянутого курса «Право и экономика», в рамках преподавания права в 11 классе затем изучается курс «Политика и право» с использованием учебника «Азбука политики» В.О. Мушинского.

На уроках права в 8-9 классах социально-гуманитарного профиля в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными РФПР, системно применяется методика критического мышления, используются такие приёмы, как составление кластера, синквейн, приём «незаконченной фразы», решение ситуационных задач, творческие задания. Из «традиционных» форм широко применяется работа с источниками, практические работы. Много внимания уделяется работе в парах и группах. Созданы и используются компьютерные презентации (например, к уроку «Права и обязанности налогоплательщика», 8 класс; «Предпринимательская деятельность», 9 класс).

Уровень сложности курса «Право и экономика» в 10-11 классе гораздо выше, но и учащиеся, получив необходимый запас знаний в ходе изучения предыдущего курса «Основы правовых знаний», способны не только воспринимать новую информацию, но и вести дискуссии, решать более сложные задачи со ссылкой на законодательство, составлять правовые документы. Здесь, помимо уже упомянутых,, можно применять такие приёмы, как интеллектуальный тренинг, изложение теоретического материала с преломлением его сквозь призму современной социальной действительности, деловая игра.

Огромным преимуществом учебников РФПР является то, что каждый параграф снабжён рядом задач, в которых разрешаются те или иные ситуации, имеющие место в повседневной жизни. Это даёт возможность, не выходя за рамки текущего урока, «соединять» теорию с практикой. Учащиеся убеждаются в практической применимости полученной информации, что в свою очередь значительно стимулирует их познавательный интерес. Более того, в методический комплект входит практикум по курсу «Основы правовых знаний» (8-9 класс), что позволяет внести в календарно-тематический план и проводить по отдельным темам по выбору учителя уроки-практикумы.

Собственные разработки.

В методическом пособии по курсу «Основы правовых знаний» (8-9 класс) даны замечательные методические разработки каждого из уроков курса. А вот пособие по курсу «Право и экономика» (10-11 класс) не содержит готовых методических разработок уроков. Поэтому хочу предложить вашему вниманию разработку одного из уроков именно этого курса. Материал, который изучают учащиеся в курсе «Право и экономика», содержит множество определений, схем, перечислений и т.д. Одной из задач учителя является разработка таких форм уроков, которыми можно было бы «разбавить» уроки, содержащие материал теоретического характера, чтобы преодолеть ощущение похожести, «одинаковости» уроков по курсу. Урок, который я предлагаю вашему вниманию, - это урок-лабораторная работа по теме «Типы экономических систем». Место урока в календарно-тематическом планировании (выделен):



№ урока, время.

Наименование разделов и тем изучаемого предмета

1.

сентябрь


Раздел I. Правовое регулирование участия граждан и организаций в экономической деятельности.

Тема 1. Роль права в условиях рыночной экономики (6 часов).

Роль права в жизни общества. Экономика как объект воздействия права.


2. сентябрь

Типы экономических систем.




3. сентябрь

Урок-лабораторная работа по теме «Определение типа экономической системы».

4. сентябрь

Социально-экономические права граждан Российской Федерации.




Каталог: Documents
Documents -> Профессор, доктор философских наук
Documents -> С. Кармин Конфликтология
Documents -> Занятие Игровая стихия у Р. Кено и Б. Виана «Коллеж де Патафизик» илитература авангардизма: история термина
Documents -> Деникин Анатолий Васильевич Кафедра «Философия» Доктор философских наук, профессор. Образование
Documents -> Поль Эжен Анри Гоген 1848-1903 гоген
Documents -> Служебные отметки Регистратора
Documents -> Правила разработаны на основе действующих Правил международной кинологической федерации (fci). I. Общие положения Аджилити дисциплина, включающая в себя два раздела
Documents -> Карточка №1 Из перечисленных материалов: Р6М5, У7А, тт7К12, вк8, хвг, Т5К10, Р18, У10, 9хгс, вк3, сч20, Т12К5, тт8К15-необходимо выбрать


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница