Критика атеизма




Скачать 90.19 Kb.
Дата13.08.2016
Размер90.19 Kb.
Глава 2

Критика атеизма

Что же представляет собой атеизм? Атеизм при кажущейся первоначально молодости своего возраста (для отечественной истории и историков он ассоциируется прежде всего с Великой французской буржуазной революцией конца XVIII в. и первой русской революцией 1905, революциями 1917 г. и построением коммунизма в России большевиками) на самом деле представляет собой очень древний феномен, гораздо более древний, чем само христианство.

Атеизм - это слово древнегреческого происхождения, и буквально образовано от " " - «без» и "θεός" - «бог», что образует "ἄθεος" - «отрицание богов». Таким образом, слово «атеизм» греческого происхождения и этимологически означает – отрицание веры в существование богов. Это уже наводит на определенные мысли относительно понимания феномена атеизма в истории и конкретно его роли в истории философии.

Слово «атеизм» была широко известно в дореволюционной России. Так в известном толковом словаре В.И. Даля, изданном в конце XIX в. под «атеизмом» понималось - неверие, безверие, безбожие и более конкретно неверование в бытие Бога1. В XX веке русские языковеды под «атеизмом» понимали уже более сложное социальное явление – совокупность положений, отвергающих веру в Бога, в сверхъестественные силы и вообще всякую религию2.

Философы давно (еще с эпохи древней Греции) используют термин «атеизм». В современной философии под атеизмом понимают следующие явления. Так в советском словаре И.Т. Фролова атеизм определяется как система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное, а также отрицание всякой религии3. В другом известном немецком философском словаре, переиздававшемся в течение всего XX века, под атеизмом понимается – отречение от Бога, отрицание Бога. При этом либо в принципе отрицается существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма; агностический атеизм был распространён уже среди философов Древней Греции4.

Что же касается обще философской оценки атеизма, то следует сказать, что в большинстве случаев атеизм оценивается как негативное явление. Еще Вольтер давал этому объяснение: «Правда, я ожидаю большей справедливости от того, кто верит в Бога, чем от того, кто в него не верит; но от суеверных людей я жду только горечи и преследований. Атеизм и фанатизм - два чудовища, способные разодрать на части и пожрать общество; однако атеист в своем заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатик же поражен неизлечимым безумием, наоборот, эти зубы оттачивающим»5.

В своем исследовании я веду речь о радикальном атеизме согласно обозначению словаря Г. Шмидта, т.е. об отрицании существования того (чего), что подразумевается под словом «Бог». Ведь именно в таком понимании атеизм был характерен для марксизма-ленинизма и большевизма, о которых писали И.А.Ильин и в особенности Н.А. Бердяев.

Работая с одной из работ Ивана Ильина "Кризис безбожия", я выделил следующие отрицательные стороны атеизма:



"Цивилизованное человечество ожесточилось, разлюбило духовность и разучилось любить."6 Причинами стали: "торжество рассудка над вдохновением, расчета над сердцем, механического над органическим..."7. Революции, развитие материальной цивилизации и капитала, обострение классовой дифференциации, развитие промышленности и образование пролетариата, жажда комфорта и наслаждений - все это ведет к оскудению человечества в духе и любви. Большинство жаждет наслаждений и забывает о духе. В погоне за удовольствиями, современный человек перестает видеть разницу между приятным и хорошим. Более того, люди выдвигают теории и учения, которые оправдывают такую жизнь (гедонизм, утилитаризм, экономический материализм). Люди ожесточились в отрицании духа и любви.

  • Атеистам недоступно вдохновение.

"Общение с Богом - главный источник творческого вдохновения, месторождение окрыленного гениального искусства"8. Атеисты не верят в Бога, не могут общаться с Ним, главный источник вдохновения для них закрыт. Вдохновение есть состояние духовное. Творческое вдохновение может родится только "из любви к совершенству и воли к качеству", оно есть состояние свободной духовной любви. Отсутствие любви и духовности, вот что означает безбожие. Поэтому атеисты лишены вдохновения, творения их мертвы и механичны. Без вдохновения нет и не будет великого искусства.

  • "Атеисты отвергают вместе с Богом и верой начало совести."

"Общение с Богом - главная основа чистой и могучей совести"9. Вместе с верой в Бога, атеисты отрицают и начало совести, то есть различение добра и зла. Совесть является началом любви, духовной любви, а духовная любовь есть единственный верный путь к Богу. Получается, что опыт совести приводит к Богу, но атеисты отвергают Бога, а значит отвергают и совесть.

  • У атеистов нет и не бывает характера.

"Общение с Богом - абсолютная основа характера"10. Истинный характер имеет духовную природу, а не животную. Сама идея характера говорит нам не только о силе и единстве душевного уклада, а еще и о его качестве и преданности. Благодаря характеру можно узнать о силе веры человека, о его преданности. Ведь истинный характер есть смертная верность духовному, божественному началу, "он есть сила духовной любви"11, которая атеистам недоступна.

  • Атеизм приводит к презрению права.

"Безбожник отвергает в себе таинственный источник священного, "духовное место" откровений, заветов, молитв -> он презирает свободу и попирает право, извращает государственную жизнь, отрицает родину, тянет к интернационализму и проповедует предательство своей страны."12 С верой в Бога приходит начало правовой совести, уважение к праву; начало служения, дисциплины, ранга; начало патриотического и государственного вдохновения. Бог есть источник всего духовного земле, поэтому Бог является источником патриотизма, дисциплины, служения. "Общения с Богом - неколеблющийся фундамент благородного государства и политического правосознания".13 Безбожники отвергают в себе "этот таинственный источник священного" , а вместе с ним отвергаются и дисциплина, и патриотизм, что приводит безбожников к отрицанию родины и предательству своей страны. Без правосознания невозможны право и государство. Государство в руках атеиста медленно, но верно превращается машину страха и рабства, которую видно лишь изнутри.

Положительной ролью атеизма является то, что он, разрушает примитивную религию, идолопоклонничество. "Атеизм способен разрушать лживые представления о Боге.".

Этот пункт так же отслеживается у Николая Бердяева в работе "Истина и откровение". Но положительную роль атеизма, как разрушителя примитивных религий, Бердяев оценивает еще выше: "Страстная взволнованность и борьба против Бога могут привести к просветлению и к более высокому религиозному сознанию. Безбожие может быть даже полезным и может быть очищением и освобождением от рабьих понятий о Боге."14 С развитием культуры, развивается и религия, а атеизм крайне полезен в этом процессе. Атеизм "высмеивает" примитивные религиозные взгляды, что приводит к их разрушению и тем самым очищает религию.

Философское творчество Н.А. Бердяева широко и многогранно. В своем творчестве он касался в том числе и феномена атеизма. Однако, как настоящий философ он не ограничивался сторонним наблюдением феномена атеизма, но давал его логическое объяснение и также оценивал его роль и значение в истории дореволюционной России.

Работы Бердяева еще при его жительстве в дореволюционной России пользовались популярностью. Но большей известности они получили после его смерти за рубежом. В своих работах Бердяев большое внимание уделял не только кризисным явлениям человеческой истории на рубеже веков, но акцентировал внимание на событиях отечественной истории. При этом он осмысливал и пытался объяснить и интерпретировать многие события и явления истории России первой половины XX века: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917, гражданская война и др. В том числе и распространение атеизма и атеистических настроений в дореволюционной России.

Теперь поговорим детально об оценке атеизма Н.А. Бердяевым. Первоначально, если окинуть взглядом большинство работ Бердяева, которые посвящены осмыслению событий отечественной истории XIX – XX вв. можно придти к парадоксальному мнению, что Бердяев, обращая внимание на революцию, коммунизм, анархизм, социализм и многие другие события отечественной истории, практически не обращает внимание на атеизм. В его работах нет ни одной главы посвященных именно атеизму. Однако, это не значит, что Бердяев не уделял творческое внимание феномену атеизма в своих работах (Исключение составляет работа Бердяева 1931 г. «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм»). Как раз наоборот. В тех или иных главах он упоминает о нем. Чем же это обусловлено? Основное объяснение этого в том, что для Бердяева это не новое самостоятельное явление на исторической арене человечества и отдельно России. Человечество давно с ним знакомо, в том числе и христианство. Выше я писал, что атеизм начинает свое самостоятельное существование еще в древней Греции. Бердяев это прекрасно понимал. Об атеизме Бердяев ведет речь тогда, когда он говорит о революции, социализме или коммунизме. Вот эти явления на исторической арене относительно новые и в разговоре о них Бердяев и говорит об атеизме. Например, Бердяев в 1918 г. (1921) в сбopнике cтaтeй o pyccкoй peвoлюции опубликовал статью «Духи русской революции». В этой статье он отмечает характерные особенности русской революции и ее истоки, среди которых он отмечает и атеизм. Так Бердяев пишет: «В самом русском атеизме есть что-то от духа апокалиптического, совсем не похожее на атеизм западный»15. В поздних работах 30-40-х гг. Бердяев раскроет эту мысль детальнее. Бердяев также, цитируя Достоевского, отмечает взаимосвязь социализма от атеизма в России: ««Социализм есть не только рабочий вопрос или так называемого четвертого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю» (Братья Карамазовы). Таким образом, он показывает, во-первых, национальную особенность атеизма в России, а во-вторых, указывает на глубинные истоки атеизма, которые лежат в области глубокой христианской религиозности русского народа. Этот способ доказательства через парадоксы является «визитной карточкой» философии Бердяева, которая, как правило, строится на парадоксах, дуализме, тезиса и антитезиса.

В другой своей работе «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм» Бердяев прямо заявляет, что нельзя понять русскую антирелигиозную психологию, которая проявляется в виде воинствующего атеизма, не поняв русскую религиозную психологию. Бердяев пишет: «Русский атеизм «идеалистов земли», как их иногда называют в противоположность «идеалистам неба», вдохновлялся мотивом родственным маркионизму, он прежде всего порожден мучением над проблемой зла, несправедливости и страдания»16. Подобное высказывание об атеизме упоминает Бердяев в другой своей известной работе «Русская идея». Он пишет, что русский атеизм родился из сострадания, из невозможности перенести зло этого мира, зло истории и цивилизации. А так как Бог – есть Творец этого мира, то он отрицается атеистами во имя человеческой любви и справедливости. Ведь если невозможно вынести страдания этого мира, то можно поднять бунт против Бога17. Это и есть, по мнению Бердяева, главные причины атеизма, которые скрываются за личиной социальной борьбы классов. Такая, по его мнению, участь атеизма, который определяется именно высокими душевными мотивами русского народа. Недаром Бердяев писал о том, что «В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука ее не знает утоления»18.

Иван Ильин и Николай Бердяев явно оценивают радикальный атеизм как отрицательное явление в жизни любого народа, но все же отмечают его и положительное значение. Ведь атеизм это симптом духовной болезни, а симптом дает возможность увидеть, диагностировать и понять болезнь



1 В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. http://slovardalja.net/word.php?wordid=610


2 Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. http://www.slovopedia.com/4/192/640908.html

3 Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. – 4-е изд. – М., 1980. – С. 25-26.


4 Философский словарь. Авт.сост. Генрих Шмидт http://www.harc.ru/slovar/171.html

5 Вольтер. Статьи из «философского словаря» // Вольтер Философские сочинения. Пер. с фран. / Ин-т философии. - М.: Наука, 1996. - 560 с. http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/slowar.txt

6 И.А. Ильин. Кризис безбожия. Собр. Соч., М. "Русская книга", 1996, т.1, С.341.

7 Там же. С.341

8 Там же. С.343

9 Там же. С. 343

10 Там же. С.343

11 Там же. С.344

12 Там же. С.349

13 Там же. С.350

14Н.А. Бердяев. Истина и откровение. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996 C.92

15 Н.А. Бердяев Духи русской революции http://www.vehi.net/berdyaev/duhi.html

16 Н.А. Бердяев. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_ru_relig_psy/

17 Н.А. Бердяев. Судьба России. – М., 2005. – С. 28-29; Бердяев Н. Русская идея. – М., 2007. – С. 102-103.

18 Н.А. Бердяев. Судьба России. – М., 2005. – С. 28-29.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница