Краткий логопедический словарик для родителей Аграмматизм



Скачать 93.87 Kb.
Дата14.08.2016
Размер93.87 Kb.
Краткий логопедический словарик для родителей

Аграмматизм - нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к анализу - и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании - значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов).

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в результате органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия не просто временная задержка речевого развития. При этом весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния ЦНС. В зависимости от превалирующего компонента нарушения выделяют: 1) моторную алалию – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловой стороны речи. 2) сенсорную алалию – нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора. У ребенка своевременно не формируется связь между предметом (действием) и обозначающим его словом. Тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Артикуляция — совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания. Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки , язык , мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти,губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса. Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением прикуса.

Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи ( афазия).

Аграфия — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги.

Афония — потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи. Может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей — при внезапных и сильных волнениях.

Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.

Виды речи: Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком.

Грамматика, грамматический строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов). Центральные части грамматики — морфология (правила построения слов из меньших значащих единиц — морфем — и правила образования и понимания грамматических форм слов) и синтаксис (правила построения высказываний из слов), а также промежуточная сфера морфосинтаксиса (правил комбинации и расположения служебных и вспомогательных слов).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушаться могут как отдельные звуки ([р], [л], [с] и т.д.), так и группы звуков (например, шипящие – [ш], [ж], [ч], [щ], свистящие [с], [с’], [з], [з’], [ц] и т.д.). Выделяют: 1. Функциональную дислалию. Нарушение представляет собой нарушение звукопроизношения, при котором нет органических нарушений. Данное явление может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образы отдельных звуков. 2. Механическую дислалию. Нарушение звукопроизношения, обусловленное дефектами строения периферического речевого аппарата (укороченная подъязычная уздечка, готическое небо, неправильный прикус и т.д.).

Дизартрия – нарушение произносительной и просодической стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает вследствие органического поражения определенных отделов центральной и периферической нервной системы. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.

Дислексия – нарушение формирования навыка чтения, выражающееся в стойких, специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения. Нарушение может возникать как результат речевой патологии или дефицита зрительных функций. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целымисловами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.

Дизорфография – нарушение морфологического принципа письма, выражающееся в стойких, специфических ошибках, которые проявляются на протяжении длительного периода обучения. Дизорфография - это специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. Следует отметить, что нарушение усвоения правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями письма и чтения (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ребенок допускает больше специфических (дисграфических) ошибок, к 3-4 классу резко увеличивается количество орфографических ошибок. Максимальное проявление данной проблемы приходится на 5-6 класс, при переходе в среднюю школу, т.к. увеличивается объём учебного материала по русскому языку.

Задержка речевого развития (ЗРР) - это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, тем не менее не использует речь в то время, когда он уже должен был начать пользоваться речью. Основные поводы для тревоги и начало задержки речевого развития: · Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит, когда к нему обращаются. · Если в возрасте 8-9 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий. · Если ребенку уже полтора года, а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы мамы: иди сюда, подними игрушку, сядь и т.п. · Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится. · Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет за окружающими новые слова. · Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может принести что-либо, не может составить фразу из двух слов. · Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама. Не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений. · Если ребенок использует речь не для коммуникации - например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту, тогда надо срочно обратиться к психиатру. · Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Лексика — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь. У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности: — позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам; — речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; — экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли; — речь детей с ОНР малопонятна (I,II уровня развития речи по Р.Е.Левиной). Выделяют три уровня речевого недоразвития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР: — I уровень речевого недоразвития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход. — II уровень речевого недоразвития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”. — III уровень речевого недоразвития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

Ринолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве звукопроизношения и назальном тембре голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелины губы и неба, гипокинез мягкого неба и т.д.). Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи, при этом страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков.

Связная речь – это наиболее сложный вид речевой деятельности. Лингвисты подчеркивают, что для этого вида речи характерна членимость на отрезки, выражающие ее законченность. Считается также, что связная речь организуется по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью, расчлененностью на части, связанные между собой.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка ( морфем и слов): — при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом); — при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>); — при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон). Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН или ФФНР) - это нарушение устной речи, при котором у ребенка страдает произносительная сторона речи, а также способность различать сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки.

© Ссылка на источник: http://yasenevo-pc.mskobr.ru/poleznaya_informaciya/kratkij_logopedicheskij_slovarik_dlya_roditelej/


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница