Коваль С. А. Система подготовки к сдаче егэ в серии умк



Скачать 354.55 Kb.
страница1/3
Дата04.06.2016
Размер354.55 Kb.
  1   2   3
Коваль С. А.

Система подготовки к сдаче ЕГЭ в серии УМК

The world of English – 5-11” (автор Кузовлев В. П.)

Эксперимент с Единым государственным экзаменом перешел в новую фазу – фазу «поэтапного внедрения» по всей стране. Планируется, что за 2008-2009 годы будут отработаны необходимые процедуры и технологии проведения ЕГЭ. В 2009 году ЕГЭ станет одной из узаконенных форм итогового контроля в России.

Число участников ЕГЭ с каждым годом растет – пропорционально этим показателям увеличивается число предложений о помощи в подготовке к сдаче ЕГЭ в виде всевозможных пособий. Учитель, осознавая, что оценка его деятельности будет зависеть от баллов, набранных его учениками при сдаче ЕГЭ, лихорадочно скупает пособия, в названии которых есть слова «тест», «тестовые задания».

Однако чаще всего, задания, помещенные в наспех сделанных пособиях, только называются тестами, а на деле таковыми не являются. В большинстве так называемых пособий акцент сделан на формальную сторону речи, на манипулирование единицами языка, а отнюдь не на проверку уровня сформированности коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме. В результате, вместо того, чтобы увидеть истинную картину уровня овладения ИЯ, ученики вводятся в заблуждение.

Чем же объясняется такая востребованность сомнительных пособий? Объяснение лежит на поверхности: существующие учебники плохо готовят к ЕГЭ. Учитель не видит в них системы, которая позволила бы из года в год, без спешки и ажиотажа, готовить учеников к ЕГЭ.

Существующая десятилетиями традиционная, насквозь субъективная форма итогового контроля – наша беда. Может быть, одна из главных причин того, что всего лишь 1,3% населения России свободно владеет иностранным языком. Но ситуация, когда полноценное обучение в последний год (или полгода) обучения заменяется натаскиванием к ЕГЭ, также грозит нежелательными последствиями. Пособие с тестами, каким бы хорошим оно не было, не способно заменить учебник.

Эти два средства на практике решают прямо противоположные задачи. Назначение теста – измерить, задача учебника – научить (в том числе и как выполнять тесты).

Настоящий учебник (точнее УМК) не только обучает, но и развивает и воспитывает учащихся. Главная задача теста гораздо скромнее – измерить.

Несмотря на то, что большинство приемов обучения могут быть использованы и как приемы контроля, нельзя ставить знак равенства между упражнениями и тестами.

Следует помнить, что:


  • тесты направлены на проверку уровня сформированности речевых умений, в то время как упражнения призваны решать более сложные задачи;

  • тесты менее разнообразны, чем упражнения;

  • тесты могут быть использованы в более свободной последовательности, чем упражнения;

  • тесты исключают подсказки, пояснения, ориентировочную основу и, вследствие этого, мало пригодны для обучения учащихся со слабыми способностями;

  • тесты выполняются чаще индивидуально и реже в парном или групповом режиме, т.е. не обучают общению, ибо общению невозможно обучать вне общения.

Прогнозируемых негативных последствий можно избежать, если в УМК заложена система объективного контроля, соотносящаяся с ЕГЭ и целенаправленно готовящая, но не натаскивающая на него.

Когда в 1990 году мы начинали работу над созданием учебников нового поколения, о ЕГЭ никто не слышал и не знал. Но уже тогда мы понимали, что если учитель получил право самому выбирать учебник, то на выходе неизбежно должна появляться новая форма итогового контроля, позволяющая объективно измерить уровень овладения языком, по каким бы учебникам учащиеся ни занимались. Одними из первых в российской методике проблему изменения формы итогового контроля подняли В.В. Сафонова и Е.Н. Гром 1. Многое из того, что предлагали эти методисты затем нашло свое отражение в ЕГЭ.

Своевременное осознание необходимости изменения традиционной субъективной формы контроля на более объективную, а значит, выполняемую в тестовых форматах, заставило наш авторский коллектив задуматься о разработке в УМК специальной системы контроля, основанной на тестовых заданиях.

Прошедшее десятилетие показало, что разработанная система контроля способна без специального натаскивания готовить к ЕГЭ. Расскажем о ней подробнее.

Эта система включает в себя разные средства подготовки к ЕГЭ.

Средства подготовки к ЕГЭ

в серии УМК «The World of English – 5-11»


3. Специальный компонент УМК, включающий:


  • Контрольные задания для учащихся;

  • Методические рекомендации для учителя;

  • Аудиозаписи.



1.Специальные упражнения в Учебнике, Рабочей тетради, Книге для чтения.

2.Специальный раздел в Учебниках:

Test Yourself

Self Assessment

(38 разделов).




1. Содержание Учебника, Рабочей тетради, Книги для чтения в каждом виде речевой деятельности соотнесено со спецификацией и кодификаторами элементов содержания ЕГЭ. Это означает, что, начиная с V класса (первого года обучения) в чтении, аудировании, письме и говорении развиваются те умения, которые проверяются на ЕГЭ. Например, в разделах «Чтение», «Аудирование» проверяется сформированность у учащихся умений в 3 видах чтения/аудирования:

- понимание основного содержания;

- извлечение необходимой информации;

- полное понимание прочитанного/услышанного.

В нашей серии УМК работа над этими видами чтения и аудирования начинается в V классе.

Вначале ученики знакомятся с памятками, в которых даются советы, как быстрее овладеть каждым из видов чтения.



Learning to Learn

Как быстро найти нужную информацию.

Иногда бывает нужно очень быстро найти необходимую информацию в каком-либо тексте. При чтении на иностранном языке этому специально надо учиться. Этому умению в книге для чтения учат задания под названием “Reading for Specific Information” (чтение с целью поиска конкретной информации). Чтобы успешно справиться с подобными заданиями, советуем поступать следующим образом:

- Убедись, что ты четко представляешь, какую информацию надо найти в тексте.

- Не останавливайся при чтении на каждом незнакомом слове, незначительной информации.

- Обращай особое внимание на опознавательные знаки, слова, которые могут подсказать, где в тексте находится необходимая информация (заглавные буквы - для ответа на вопросы кто? где?, цифры - сколько? когда? и т.д.)

При слушании с целью извлечения конкретной информации (“Listening for Specific Information”) следуй тем же советам памятки.

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 5 класса (В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова и др.) М.: Просвещение, 2005. - (стр.42)
Learning to Learn.

Как научиться понимать все, о чем читаешь.

Ты уже, наверное, сталкивался с необходимостью прочитать какой-то текст на иностранном языке для его полного понимания. В книге для чтения этому важному умению учат задания под рубрикой “Reading for detail” (чтение с целью полного понимания содержания).

Вот несколько полезных советов:


  • прежде всего, прочитай весь текст и попытайся понять общий смысл. Это поможет затем глубже вникнуть в детали при повторном чтении.

  • если при повторном, более внимательном, чтении тебе встретятся незнакомые слова, не спеши обращаться к словарю:

  • постарайся понять значение незнакомого слова по общему смыслу предложения.

  • если не получается, попробуй сопоставить незнакомое слово со словами русского языка.

  • если оно не напоминает тебе никаких слов, внимательно рассмотри, из каких элементов состоит это слово, не помогут ли они тебе догадаться о его значении.

  • если все перечисленные способы не помогли тебе, остается последний - обращение к словарю. Главное, не оставлять ключевые слова без точного перевода.

  • если все слова в предложении понятны, а общий смысл его все равно не понятен, обратись к учителю и выясни, какое грамматическое явление употребляется в предложении и как оно переводится на русский язык.

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 5 класса (В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова и др.) М.: Просвещение, 2005. - (стр.58)

Learning to Learn Не вдаваясь в детали

Иногда нужно прочитать какой-то текст (рассказ, стихотворение) и понять только основное содержание, не вдаваясь в детали (reading for the main idea).

В этом случае мы советуем поступить следующим образом:


  • прочитай внимательно название текста и постарайся предугадать, о чем в нем может идти речь;

  • прочитай текст быстро, не останавливаясь на незнакомых словах, если они не являются ключевыми. Чтобы понять общий смысл, не обязательно знать все слова;

  • кратко ответь на главный вопрос: о чем этот текст (рассказ, стихотворение и т.д.), в чем его главная идея;

  • подумай, помогло ли тебе заглавие правильно предугадать содержание текста, соответствует ли оно содержанию текста.

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 5 класса (В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова и др.) М.: Просвещение, 2005. - (стр.82)

В старших классах памятки повторяются, но носят более лаконичный характер и даются на английском языке.


LEARNING TO LEARN

Reading for specific information you needn't study and understand every word. Look for the reading helpers that can help you to locate a particular piece of information. (Here: capital letters)

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 8 класса М.: Просвещение, 1996. - (стр.4)


LEARNING TO LEARN

Reading for detail is an accuracy activity. You should understand most of what you read. You can deduce the meaning of the unknown word in different ways: through analogy/ context/ word formation/ dictionary use.

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 8 класса М.: Просвещение, 1996. - (стр.7)


LEARNING TO LEARN

While reading for the main idea don't worry about small details. Don't try to understand every word, just go quickly through the text to get the idea.

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 8 класса М.: Просвещение, 1996. - (стр.4)
Приведем пример одного из заданий, обучающих чтению с пониманием основного содержания.


  1. In different countries scientists (ученые) make researches (исследования) about children’s skills.

  1. Read the title of the article. What do you think the results of the research are? (making suppositions)

  2. Read the article to check.

Who's Better at Math - Girls or Boys? By Jack Myers
Several years ago, two mathematicians reported the results of tests that they gave to 10,000 seventh and eighth-grade students. In tests of using words, girls and boys were almost (почти) alike. In the math tests the boys did better. For seven years boys had always scored higher in math. There were lots of arguments about it. No one argued about the results- only about what they mean. Do they mean that there is something in boys that makes them better at math? Or do they mean that more boys have learned something that makes them better at math? Up to seventh grade most girls and boys take the same subjects in school. But there may be other ways that boys learn more about math.


  1. Stop reading. What do you think the other ways in which boys can learn more about math are? (making suppositions)

  2. Continue reading. Why do boys show such results?

Do dads more often help boys with their homework in math? Are boys more often encouraged (поощряются) to become engineers?

Most people are not sure what the results mean. Will those who do best in math in the seventh grade become the best mathematicians or engineers when they grow up? So I think the arguments will continue. But I think it was a good idea to compare girls and boys. It has made us think about how you decide what you want to do when you grow up.

I can even offer some advice. If you're a girl, there isn't any job you can't do just because you're a girl. If you're a boy, there isn't any job that will be for men only by the time (к тому времени) you grow up. So I guess you all had better try your hardest at whatever you do.

(From Highlights For Children)


  1. What is the main idea of the article? Choose. Read the Learning to Learn Note. (identifying the main idea sentence)

Learning to Learn The main idea and supporting details sentences



(Главные и подчиненные предложения)

Главное предложение содержит основную мысль абзаца или всего текста.

Подчиненные предложения подтверждают главное, поясняют его и иллюстрируют примерами.


  • Boys are better at math because they are different from girls.

  • A person may be better at tests at school, but another person may achieve better results when he or she grows up.

  • Some results of tests do not mean anything.




  1. Find facts in the story to prove your main idea sentence. (identifying supporting details)

Английский язык: Книга для чтения к учебнику для 7 класса М.: Просвещение, 2002. - (стр.14-15)

Если вы работаете по нашим учебникам, то не могли не обратить внимания на то, что после задания по чтению в скобках указано, над каким видом чтения/или аудирования будет вестись работа при чтении данного текста.

После задания в скобках часто указывается умение, которое развивается в данном упражнении. Номенклатура этих умений (reading subskills) совпадает с умениями, проверяемыми на ЕГЭ.

Чтобы ученики не испытывали трудностей при выполнении на ЕГЭ заданий группы А (matching, multiple choice), эти задания очень часто используются при проверке содержания прочитанного или услышанного.

Приведем таблицы с указанием проверяемых умений, типов тестовых заданий и наиболее типичных упражнений из УМК, готовящих учащихся к сдаче ЕГЭ по разделам «Чтение» и «Аудирование».

Мы полагаем, что они помогут вам более целенаправленно готовить учащихся к государственному экзамену.
Средства УМК для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

Раздел «Чтение»


Зада-ние

Уровень


Проверяемые умения

Тип задания

Подготовка в УМК

Учебник, Книга для чтения, Рабочая тетрадь

Сборники контрольных заданий

В2

базовый

понять тему

информационных текстов



задание на

установление соответствия



SB –7 (p. 22-23)

R-7 (p. 14-15)

SB -8 (p. 45 ex.. 2)

SB 9 (p. 59)

R- 9 (p. 9-10, 23)


Ass. Tasks –8-9 (p. 4-5)

Ass. Tasks –10-11 (p. 25-26, 36-37)

Ass. Tasks –10-11 p.69)


В3

повышенный

быстро извлечь необходимую информацию из информационных текстов

задание на

установление соответствия



R-7 (p. 3-4)

SB 8 (p. 152)

R 9 (p. 3-4, 15)

AB 9 (p. 3, 81)

R 10-11 (p. 46-47)


Ass. Tasks-5-6 (p. 89)

Ass. Tasks –7 (p. 68-69)

Ass. Tasks –8-9 (p. 18-20)

А14 – А21



высокий

полностью понять художественный текст

задание с выбором ответа из 4 предложен-ных

R –7 (p. 17-19)

SB-8 (p. 37-38, 77-78, 113-114, 147-148)

SB-9 (p. 33-35, 63-64, 177-178)

SB 10 (p. 136-137)



Ass. Tasks-5-6 (p.71)

Ass. Tasks –8-9 (p. 51-52)




Средства УМК для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

Раздел «Аудирование»


Задание

Уровень

Умения

Тип задания

Подготовка в УМК













Учебники, Рабочие тетради

Сборники контрольных заданий

1. Слушание с понима-нием

основного

содержания

базовый


- определять тему высказывания;

- определять основную мысль.




задание на установление соответствия



SB-7 (p. 45, p. 91)

SB- 10-11 (p.96)



Ass. Tasks –7 (p. 17)

2. Слушание с извлече-нием необ-ходимой информа-ции

повышенный



- извлекать необходимую фактическую

информацию




задание с кратким ответом

SB-6 (p. 92)

AB 6 (p.25)

SB –7 (p.22),

SB- 8 (p. 21 ex 5. 1), p. 38)

SB-9 (p.36, 64, 96, 148, 179)

AB 9 (p. 61, 64)

SB – 10-11 (p. 32)

AB 10-11 (p. 21 ex. 5.1))



Ass. Tasks –5-6 (p. 62)

Ass. Tasks –8-9 (p. 58)

Ass Tasks – 10-11 (p. 10-11, 50-51)


3. Слушание с полным пониманием

высокий

- делать выводы;

- определять причинно-следственные связи;

- определять отношение говорящего к событиям, действующим лицам


задание с множествен-

ным выбором

ответа


SB – 7 (p. 142)

SB-8 (p. 148, 187)

SB-10-11 (U5 L7 ex.1)


Ass. Tasks –8-9 (p. 6, p. 31)

Учитывая, что экзаменационный тест на ЕГЭ в разделе «Письмо» состоит, как правило, из двух частей: С1 Письмо личного характера (базовый, повышенный уровень) и С2 Письменное высказывание с элементами рассуждения (высокий уровень) в УМК уделено большое внимание обучению этим жанрам письменной коммуникации. Познакомьтесь с некоторыми примерами заданий из нашего УМК.
Раздел «Письмо»

Задание

Уровень сложности

Тип

задания

Подготовка в УМК










Учебники,

Рабочие тетради

Сборники контрольных заданий

С1

повышенный

задание с развернутым ответом (личное письмо)

AB 6 (p. 25)

AB 7 (p.6-7, 25-26)

SB 10-11 (U2 L7 ex4; U5 L7 ex.5)


Ass. Tasks –5-6 (p. 59)

Ass. Tasks –7 (p.15, 32)

Ass. Tasks –8-9 (p. 28, 34-35, 47, 55)

Ass. Tasks –10-11 (p 51).



С2

высокий

письменное высказывание с элементами рассуждения

SB 7 (p. 92, 144)

AB 7 (p. 39, 42, 100)

SB 10-11 (p. 179)

AB 10-11 (p. 37, 68-69)



Ass. Tasks – 7 (p.22)

Ass. Tasks – 8-9 (p.62)

Ass. Tasks – 10-11 (p.29)


Для того чтобы ученики, занимающиеся по нашим учебникам, были готовы к сдаче экзаменационного теста, в разделе «Говорение» содержание упражнений для развития умения говорить соотнесено с тематикой ЕГЭ. Коммуникативные задания предполагают обучение монологическому высказыванию по разнообразной тематике, диалогу с целью обмена фактической информацией, а также диалогу с целью обмена оценочной информацией.

Таким образом, средства, заложенные в Учебнике, Рабочей тетради, и Книге для чтения решают две задачи подготовки к ЕГЭ: во-первых, развивают именно те навыки и умения, которые будут проверяться на ЕГЭ, и, во-вторых, знакомят с теми форматами КИМов, которые используются на ЕГЭ.



2. Раздел “Test Yourself” («Проверь себя»). Этот раздел есть в каждом цикле уроков во всех учебниках серии. Он содержит задания по всем видам речевой деятельности, а также задания на правильность лексико-грамматического оформления речи и на проверку межкультурных знаний, навыков и умений. Раздел преследует двоякую цель: во-первых, помочь учащимся через выполнение заданий в тестовой форме проверить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал; во-вторых, сформировать умения самоконтроля. Выполняя задания, совпадающие с типами заданий, используемых на ЕГЭ и экзаменах на получение международных сертификатов, учащиеся, с помощью ключей и шкал оценок, учатся самостоятельно контролировать уровень сформированности речевых навыков и умений.

3. Раздел “Self Assessment” («Самооценка») находится в конце каждого цикла уроков и предназначен для развития у учащихся адекватной самооценки. Важно, чтобы самооценка у ученика совпадала с текущей оценкой учителя и результатом выполнения тестовых заданий из раздела “Test Yourself”. В случае существенных расхождений в оценках учитель должен установить их причину и найти взаимопонимание с учеником.

4. Специальный компонент УМК, включающий:

  • Тетрадь с контрольными заданиями для учащихся (Assessment Tasks), годовые контрольные работы в тестовых форматах ЕГЭ.

  • Методические рекомендации для учителя (Teacher’s Guide to Assessment Tasks) по проведению контрольных заданий по обработке полученных результатов.

  • Аудиокассета с аутентичными заданиями материалов для проверки умения понимать речь на слух.

Необходимость в разработке нового компонента УМК, предназначенного для осуществления промежуточного и итогового контроля, обусловлено целым рядом причин. Во-первых, желанием авторов как можно лучше подготовить учащихся к новым объективным формам и средствам оценки результатов обучения, которые предполагается применять при проведении ЕГЭ и которые в настоящее время широко используются в международных экзаменах. Во-вторых, многочисленными просьбами со стороны учителей, методистов и администрации школ, остро нуждающихся в объективных средствах контроля и оценки достижений учащихся. Попытки учителей использовать для этой цели материалы раздела “Test Yourself” не приносят желаемого результата, так как задания данного раздела не могут служить надежным средством оценки результатов из-за того, что содержат ключи и предназначены в первую очередь для развития умения самоконтроля учащихся. В-третьих, многочисленными случаями использования неадекватных средств и форм контроля, разрабатываемых людьми, не имеющими специальной подготовки. Субъективная интерпретация недостоверных результатов негативно сказывается как на репутации УМК, так и на оценке работы учителей. Кратко остановимся на каждом компоненте.

Тетрадь с контрольными заданиями для учащихся дает возможность учащимся дополнительно ознакомиться с тестовыми заданиями, типы которых могут встретиться на ЕГЭ, но недостаточно часто встречаются в разделах «Проверь себя», предлагает средства, которые облегчают и учителю и ученику подготовку к ЕГЭ. Это памятки. Они разные. Покажем три памятки разного вида.

Памятка 1.

Как лучше справиться с контрольными заданиями?

Чтобы успешно выполнить контрольные задания, советуем Вам следовать некоторым общим рекомендациям:

1. Приступая к выполнению тестового задания, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к его выполнению.

2. Время, отведенное на работу, ограничено: не отвлекайтесь во время выполнения задания.

3. Умейте правильно распределить время:

- задание на аудирование выполняется первым со всем классом одновременно;

- далее Вы можете продолжить работу с любого задания в удобном для вас порядке;

- рекомендуем сначала выполнить задания, которые не вызывают у Вас затруднений.

4. Внимательно знакомьтесь с примерами, демонстрирующими образец выполнения задания.

5. Даже если Вы не знаете точного ответа, попробуйте определить наиболее вероятный. Не стремитесь к угадыванию. Но и постарайтесь не оставлять ни одного задания невыполненным.

6. В конце работы просмотрите задания еще раз, чтобы проверить свои ответы.

7. При переносе ответов в контрольные листы ответов (ANSWER SHEETS) будьте особенно внимательны. Точно соблюдайте соответствие номеров контрольных вопросов и ответов. Не допускайте небрежного переноса ответов и исправлений. За это может быть снижена отметка.




Каталог: Ped opit


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница