Контрольные задания по курсу «Ивритская новелла начала двадцатого века»




Скачать 64.54 Kb.
Дата13.08.2016
Размер64.54 Kb.




2007

Контрольные задания по курсу


«Ивритская новелла начала двадцатого века»

Части 1–11

42127חוברת מטלות - רוסית - הסיפור העברי בראשית המאה העשרים -



Координатор курса – Зоя Копельман
מרכזת הוראה - זויה קופלמן

האוניברסיטה הפתוחה



СОДЕРЖАНИЕ

1. Описание курса………………………………………………. 4


2. Инструкция по написанию контрольных работ……….…… 5
3. Контрольные работы………………………………………… 6

Описание курса
В данном курсе разбираются короткие прозаические произведения девяти еврейских писателей, по праву считающихся основателями новой литературы на иврите. Их творческая деятельность заложила основы современной еврейской культуры и, наряду с идеологией национализма и сионистским движением, подготовила почву для возрождения национальной независимости в Эрец-Исраэль.
Семеро из девяти изучаемых в курсе писателей родились в промежутке между концом семидесятых и концом восьмидесятых годов 19 века, а потому принято относить их к одному писательскому поколению. Это Ури Нисан Гнесин (р. 1879), Гершон Шофман (р. 1880), Йосеф Хаим Бренер (р. 1881), Ицхак Дов Беркович (р. 1885), Шмуэль Йосеф Агнон (р. 1887), Двора Барон (р. 1887). Все они были связаны лично или творчески как друг с другом, так и с двумя более старшими своими современниками – Михой Йосефом Бердичевским (р. 1865) и Хаимом Нахманом Бяликом (р. 1873), которые принадлежали к предыдущему литературному поколению.
Существенно, что большинство отобранных для курса рассказов было опубликовано в первоначальном варианте в первые два десятилетия 20 века: "Два стана" Бердичевского – в 1899 г., "Марьяшка" Берковича и "Стороною" Гнесина – в 1905, "Наедине с собой" Бреннера – в 1907, "Ганя" Шофмана – в 1908, "Овадья-увеченый" Агнона – в 1921, "В осаде и в неволе" Шофмана – в 1922. Это позволяет говорить о том, что изучаемые в курсе произведения характеризуют определенный этап в развитии ивритской литературы – этап, обусловленный эстетическими и идейными исканиями еврейских авторов, а также мировыми и национальными процессами, влиявшими на жизнь евреев. В эти хронологические рамки не умещаются только два рассказа Шофмана "Vater!" и "Штукатур (1942) и рассказ "Тернистый путь" Дворы Барон (1943); относительно последнего, можно отметить, что и каноны искусства рассказа, по которым он создан, и мировоззрение, которое он отражает, сформировались в первые два десятилетия 20 века.

В ходе учебы на курсе "Ивритская новелла начала 20 века" учащиеся смогут освоить методы литературного анализа, вводимые постепенно на материале каждого отдельного рассказа, получат представление об исторической и бытовой специфике еврейской жизни в российской "черте оседлости" и в европейских столицах на рубеже 19 и 20 столетий, познакомятся с биографиями и литературным своеобразием каждого из изучаемых авторов. Учитывая отсутствие начитанности русскоязычного читателя в области ивритской беллетристики, Хрестоматия к курсу пополнена дополнительными произведениями тех же писателей, которые необходимо будет прочесть и знакомство с которыми потребуется для качественного выполнения контрольных работ.

Мы надеемся, что учеба на этом литературном курсе пополнит знания учащихся о восточноевропейском еврействе и расширит их представления о культуре изучаемой эпохи в целом, а также научит их более глубоко вчитываться в художественный текст.
Открытый университет. Израиль

Инструкция по написанию контрольных работ
Ваша контрольная работа должна выглядеть следующим образом:
1. На стандартном листе (формат А 4) укажите ваши фамилию, имя, адрес.

2. В середине строки напишите название курса, строкой ниже – слова: "Контрольная работа №..."

3. Перепишите формулировку 1-го вопроса контрольной работы, а затем, с новой строки, начинайте ваш ответ строго на поставленный вопрос.

4. Ответ на вопрос не должен превышать 2-3 страниц рукописного текста (1-1,5 страниц компьютерного текста). Просьба писать разборчиво, только с одной стороны листа, и обязательно оставлять поля. (Проверка вашей контрольной работы преподавателем есть часть учебного процесса, и вам рекомендуется вникнуть во все замечания преподавателя, дабы учесть их при выполнении следующих заданий.)

5. Для ответа разрешается пользоваться как книгами курса, так и дополнительной литературой, в частности, Краткой Еврейской Энциклопедией в 10 тт. (Иерусалим1976-2003), "Антологией ивритской литературы 19-20 вв. в русских переводах" (Москва, 1999, 2000), книгами издательства "Библиотека-Алия", любыми другими источниками с обязательной ссылкой на них.

6. Обязательно сделайте и сохраните у себя копию каждой контрольной работы на случай потери ее при почтовых пересылках!

7. Все ответы необходимо подкреплять цитатами из рассказов, но цитаты должны быть короткими, точно по теме!


Желаем успеха!
Контрольная работа № 1: части 1-2.
Вопрос 1 (35 баллов):

Прочтите «Часть 1» курса. В чем своеобразие литературного направления «Новый путь»? В чем заметно влияние этого направления на рассказ И.Д. Берковича «Марьяшка»?


Вопрос 2 (35 баллов):

Объясните, что такое «талуш». Почему критик Шимон Галкин назвал Михаэля, героя рассказа М.Й. Бердичевского «Два стана», «титаном-бунтарем»? (При ответе на вопрос объясните слово «титан».)


Вопрос 3 (30 баллов):

Охарактеризуйте литературу Гаскалы и литературное направление, получившее название «неоромантизм». Назовите еврейских писателей, относившихся к каждому из указанных направлений.



Контрольная работа № 2: части 3–5.
Вопрос 1 (35 баллов):

Как использует Х.Н. Бялик модель романа-воспитания в рассказе «За оградой»? Как относится автор к конечному выбору своего героя?


Вопрос 2 (40 баллов):

Какова функция описаний природы в рассказе И.Д. Берковича «Марьяшка»? Проанализируйте несколько таких описаний, а затем сравните их с тем, как использует картины природы Х.Н. Бялик в рассказе «За оградой».


Вопрос 3 (25 баллов):

В чем вы видите основной конфликт рассказа Я. Штейнбега «Дочь раввина»? Как название рассказа помогает понять этот конфликт? Почему автор не назвал свой рассказ «Сара» или «История одной девушки»?




Контрольная работа № 3: части 6–8.
Вопрос 1 (35 баллов):

На примере рассказа Д. Барон «Тернистый путь» объясните, что такое циклическая композиция. О каком пути идет речь в этом рассказе? Какие литературные параллели он вызывает в памяти читателя?


Вопрос 2 (35 баллов):

Что такое «повествователь» в литературном произведении? Какие виды «повествователей» вы знаете? Чем примечателен повествователь в рассказах Г. Шофмана? Опишите особенности композиции рассказов этого писателя.


Вопрос 3 (30 баллов):

Найдите в рассказе У.Н. Гнесина временные метки – указания на время года или на определенный месяц. Какова функция этих маркеров времени? Что вы можете сказать об эволюции персонажей рассказа за истекшее время его действия?



Контрольная работа № 4: части 9–11.
Вопрос 1 (35 баллов):

Охарактеризуйте повествовательную манеру Й.Х. Бреннера в рассказе «Наедине с собой»? Чего добивается писатель, выработав такую стилистику? Сравните образы Михаэля из рассказа М.Й. Бердичевского «Два стана» и Китина из рассказа «Наедине с собой». Что общего между двумя героями? В чем основные различия между этими концовками?


Вопрос 2 (40 баллов):

В чем сходство Овадьи и Шейне Сарел – героев рассказа Ш.Й. Агнона «Овадья-увечный»? Коснитесь их социального положения, активности-пассивности в поступках, отношений с окружающими. Сравните финал рассказа «Овадья-увечный» с финалом рассказа Х.Н. Бялика «За оградой»: в чем сходство и различие между ними?


Вопрос 3 (25 баллов):

Что такое «эрос»? В каких изученных в курсе рассказах важна роль «эроса» и в чем она проявляется?





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница