Контрольная работа за 2 семестр. Поставьте ударения в словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю




Скачать 56.95 Kb.
Дата10.08.2016
Размер56.95 Kb.
Контрольная работа за 2 семестр.
1. Поставьте ударения в словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Принята, включим, бок о бок, на реку, каталог, договор, звонит, заржаветь, феномен, тефтели, красивее, агент, алкоголь, усугубить, принудить, фарфор, цыган.
2. Найдите допущенные ошибки, исправьте их. Запишите исправленный вариант, укажите, какие нормы были нарушены.
Двое носок, пять килограмм апельсин, отзыв на книгу, самое ближайшее, одеть платье, семеро девочек, скучать по вас, по окончанию школы, в течении месяца, около двести рублей.
3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Вспомните правила, которыми вы пользовались для соблюдения орфографических норм.
К...снуться, подск...чить, укл...ниться, г...рение, бл...снуть, опас...ный, пред...явить, (не)навис...ный, ал...ея, гал...ерея, ключ...м, бе...вкусный, (не)медленно, (не)здоровит...ся, пр..думать, нож..., мыш....

4. Найдите в приведённом фрагменте нарушения критериев хорошей речи, отметьте их. Как автор относится к качеству речи, которую он слышит от своих сверстников?
Машка Гордеева безусловно попадает в интеллигенцию, потому что от её мозгов гораздо больше пользы, чем от её рук. А у меня ни рук, ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я знаю много слов, потому что я много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалёк, спокуха, не кисло, резко, структура момента. А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: « Ну да, в общем-то...» и « Ну, в общем-то, конечно...» И этого оказывается вполне достаточно: во-первых, даёт возможность говорить собеседнику, а это всегда приятно. Во-вторых, поддерживает его сомнения. «Ну да, в общем-то...», «Ну, в общем, конечно...»

5 Найдите в предложениях диалектизмы. Какова их стилистическая роль?

У Агафона по изрубленному оспою лицу пошли бледные мятежины, он тоже повысил голос.



- Я на конюшне или в воловне ночевать вам обязан! Нечего на меня шуметь. А коли вы уж даже чересчур храбры – подите верните быков!...

Завидя на противоположном скате балки пасшихся быков, Любишкин разделил свой немногочисленный отряд надвое:

- Агафон, бери троих и шибкой рысью через балку заходи с правого фланга, а я обойду их слева.
6 .Классики русской литературы придавали большое значение умению пользоваться родным языком. Прочитайте некоторые высказывания, напишите свое рассуждение по поводу одного из приведенных выше мнений.

Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.

( А.Пушкин)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

( И.Тургенев)

Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней.

( М.Горький)

7. Укажите к какому стилю речи относятся данные словосочетания, определите способ связи словосочетаний.

Указ президента, привлечь к ответственности, мобилизовать силы, литературные жанры, химические элементы, пресноводная рыба, серебряный иней, роща золотая, задремавшие блестки, бить баклуши, большущий дом, этакий здоровяк.

8. Определите, к какой группе относятся приведенные ниже слова, запишите их в два столбика: 1) исконно русские; 2) заимствованные.

Тетрадь, портфель, карандаш, ворота, возвестить, надежда, дом, голова, древесный, молотьба, вратарь, сторож, дзюдо, волейбол, голос, отрок, самбо, дерево.

9. Напишите транскрипцию слов:

Колья, группа, ёлка, поздно, объезжать, цистерна, маяк, вьюга, горькие.

10.Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов:

Хитрость, извлечение, безрукавка, молодцеватый, глуповатенький, преподавательский, накричаться, примирение, победительница.

11. Определите, в каком значении (прямом или переносном) употреблены выделенные слова.

Марья Александровна сидит у камина...в светло-зелёном платье, которое к ней идёт.

Тоска! Так день за днём идут в уединении.

Бакенбарды идут по самой середине щеки и прямёхонько доходят до носа.

От железной печки идёт лёгкое тепло.

И с той поры, когда случалось ему идти той площадью, в лице его изображалось смятение.

Зимние шкурки идут на устройство спальных мешков.
12. Найдите в синонимических рядах слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные:
а) замёрзнуть, продрогнуть, окоченеть, застыть, озябнуть, оледенеть;

б) отвратительный, мерзкий, поганый, паскудный, тошный, противный, гадкий;

в) возражать, противоречить, спорить, перечить, прекословить;

г) душистый, пахучий, ароматный, ароматический, благоухающий, духовитый, благовонный


13. Учитывая лексическое значение, с каждым из слов-паронимов составьте словосочетания.
Бедный-бедственный

Искусный-искусственный

Военный-воинственный

Безделица-бездельница


14. Замените иноязычные слова русскими:

Детально


Вульгарный

Абсурд


Фиаско

Экспорт


Доминировать

15. Прочитайте слова и запишите их, распределяя по группам: а) общеупотребительные; б) устаревшие; в) неологизмы.


Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон, плейер, инфляция, аккредитация, банкрот, спонсор, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, президент, мэр, сериал, трансляция, космос, прилунение, атомщик, компьютер, фестиваль, калейдоскоп.
16. Объясните значения следующих фразеологизмов.
Как гром среди ясного неба, как кошка с собакой, бросать слова на ветер, в мутной воде рыбу ловить, гнуть свою линию, довести до белого каления, дырявая память.

17 . К следующим фразеологическим оборотам подберите синонимические

За тридевять земель, овчинка выделки не стоит, топтаться на месте, выйти из себя, повесить нос, ищи ветра в поле, как об стену горох.


18 Спишите, вставляя пропущенные буквы; при затруднении в написании слов иноязычного происхождения обращайтесь к орфографическому словарю.
Алг..ритм, г..барит, ген..алогия, к..мпоновать, к..нсистенция, л..боратория, л..квидировать, олимп..ада, пал..садник, п..гмент, р..зюме, рест..врация, с..наторий, ск..фандр, сув..рен..тет, тр..фарет, ф..номен, ф..лиал, экстр..вагантный.

19. Примером неоправданного употребления иностранных слов может служить шуточная заметка «Разговор по существу» И. Черейского:
«Итак, товарищи, сегодня у нас пойдёт разговор о русском языке, точнее говоря, о русском литературном языке. Я постараюсь быть кратким и, насколько мне удастся, понятным. Будем считать, что у нас состоялся своего рода брифинг. А в качестве спонсора выступает многоуважаемый менеджер-полагаю, нет необходимости называть его по имени. Надеюсь, что консенсус по этому вопросу не вызывает сомнений. Думаю также, что импичмент и ротация нам в данном случае не понадобятся. Тем более, что рэкет в нашем маркетинге, насколько я могу судить, не обнаружился. Другое дело-менеджмент и мониторинг. Без них, конечно, не обойтись. Так же как и без конверсии.

Остаётся определить рейтинг нашей сегодняшней встречи. Несмотря на очевидный



плюрализм мнений-думаю, вы со мной согласитесь-разговор у нас получился полезный. Бесспорно, он пойдёт на пользу всему нашему истеблишменту и послужит дальнейшему прогрессу великого и могучего русского языка».
Задание.

Сделайте текст доступным для понимания, заменив в нём иноязычные слова русскими.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница