Контрольная работа по морфемике




Скачать 90.66 Kb.
Дата07.07.2016
Размер90.66 Kb.
Контрольная работа по морфемике.

  1. Сделайте морфемный разбор слов.

I вариант II вариант

заморозил разводил

бесстрашного безобидного

примерками проверками



  1. Подберите родственные слова с чередующимися звуками к двум первым словам задания 1, запишите эти слова.

  2. Определите часть речи и грамматическую форму слова, скрывающегося за схемой.

I вариант II вариант

ам ах


ое ый

ите ют


  1. Подберите 3 слова, построенные по данной модели.

I вариант
итель атый за л
II вариант
ёнок оватый при л

  1. Подберите 3 родственных слова.

I вариант

серебро, голубой, кормить

II вариант

золото, желтый, ловить



  1. Среди данных слов найдите слово, имеющее следующее строение:

I вариант

городской, скрепил, сторожил

II вариант

окрикнет, утешил, украшу



  1. Обозначьте, в какой морфеме происходит чередование.

I вариант

разрыв – разорвать, золотой – позолоченный, вершок – вершка

II вариант

подсылать – подослать, стражников – сторожить, крючок – крючка

Морфемика. Словообразование.

Морфемика – это раздел лингвистики, который изучает морфемы, значимые части слова.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено значение, общее для всех однокоренных слов.

Корни-омонимы – корни, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения (лететь и летний).

Приставка – значимая часть слова или морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – значимая часть слова или морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Приставки и суффиксы являются словообразующими морфемами.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и образует разные формы одного и того же слова. Окончания – формообразующие морфемы.

Существуют также формообразующие суффиксы (-ейш-, -айш-, -ее-, -ей-, -л- и другие).

Основа слова – часть слова без окончания.

Морфемная модель – схема в которой указываются все значимые части слова, кроме корня:

Поморфемное письмо – деление слова на морфемы по ходу его написания.

Этимология – раздел языкознания, который изучает происхождение слов и исторические изменения в их составе.

Чередование звуков – замена одного звука другим внутри одной морфемы.

Пеку – печет (к/ч), сидит – сижу (д/ж), прекратят – прекращу (т/щ), город – град (оро/ра), холод – прохлада (оло/ла), дерево – древесный (ере/ре), купить – куплю (п/пл), сон – сна (о/ноль звука), испанец – испанца (е/ноль звука).

Морфемный разбор – выделение в слове значимых частей.

(Загустение – загустеть – густеть – густой.)

Словообразование – раздел языкознания, изучающий способы образования слов.

Суффиксальный способ – образование слов путем присоединения суффикса (лесок – лес).

Приставочный способ – образование слов путем присоединения приставки к слову (дописать – писать).

Приставочно-суффиксальный способ – образование слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса к слову (пришкольный – школа).

Бессуффиксный способ – образование слов без добавления суффиксов (взрыв – взрывать).

Сложение – образование новых слов путем объединения двух или более слов (железобетон – железо и бетон).

Этимологический разбор: гвозд – ик – а.

Лексикология.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка.

Способы объяснения лексического значения слова.



  1. Краткое толкование слова (Сауна – финская баня с горячим сухим воздухом и холодным бассейном).

  2. Подбор синонимов (Галантный – вежливый, учтивый, любезный, деликатный). Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

  3. Подбор антонимов (Смеяться – антонимы: плакать, рыдать, реветь, хныкать). Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.

  4. Подбор однокоренных слов (Сожаление – жалость, жалеть, жалостливый, безжалостный).

  5. С помощью рисунка или фотографии.

В толковых словарях объясняется лексическое значение слов. В них используются специальные пометы, которые указывают на особенности употребления слова в речи, на его стилистическую окраску. Помета книжн. Означает, что слово характерно для книжной речи (немеркнущий). Помета разг. Означает, что слово свойственно разговорной речи (разреветься). Отсутствие помет говорит о том, что слово нейтральное, то есть может употребляться в книжной и разговорной речи (подоконник).

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (Ключ – родник и ключ от замка).

Омофоны – слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению (Луг – лук).

Омографы – слова одинаковые по написанию, но разные по звучанию и значению (Замок и замок).

Омоформы – слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (Лечу (от лететь) – лечу (от лечить)).

Олимпиада по литературе



8 класс. Часть 1.

1. Определите автора, название произведения по данному отрывку:

а)   Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. "Что за притча?.. Да где же я?" Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... "Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять"

в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» .

д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория



б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола - это…».

4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

5. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» - выделенные слова являются:

а) логическими определениями

б) постоянными эпитетами

в) эпитетами



  1. Назовите стилистические изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке (привести примеры)

8. Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?

а) эпистолярная б) мемуарная

в) дневниковая г) объективно-повествовательная

9. Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачёва?

а) чёрный, зелёный, золотой;

б) белый, голубой, серебряный;

в) белый, красный, чёрный;

г) красный, синий, белый;

10. Назовите героинь из известных вам произведений:

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

11. Роман – это…

12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:

а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?



13. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» по жанру:

а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;



14. Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:

а) рамочная; б) ретроспективная; в) последовательная;



Часть 2. Творческое задание.

Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка.
Школьный этап олимпиады по литературе (5 класс)
1.Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.

Пойди туда – не знаю куда…

Скоро сказка сказывается…

Это всё присказка…


2.Закончите пословицы:

Чем дальше в лес…

Как волка ни корми…

Стрела летит , куда её пошлют, и…

Любишь кататься, …

Не рой яму другому,…

Не спеши языком…
3.Сказки»Девочка Снегурочка», «Лягушка-путешественница», «Аленький цветочек», «городок в табакерке», «Серебряное копытце» написали Всеволод Гаршин, Владимир Даль, Сергей Аксаков, Владимир Одоевский, Павел Бажов. Кто какую сказку написал?
4.Как звали знаменитых немецких ученых братьев Гримм, опубликовавших в 1812 году сборник сказок. Назовите сказки этих писателей.
5.Назовите настоящее имя и фамилию американского писателя Марка Твена, автора «Тома Сойера». Что значит псевдоним писателя?
6.Зверей для постамента памятника подготавливал художник А.Агеев. Кому поставлен памятник в Летнем саду?
7.Перечислите жанры русского фольклора. Приведите образцы произведений.
8.Дайте определение загадки. Сочините загадку.
9.Опираясь на первую строчку, восстановите текст стихотворения М.Исаковского. Определите стихотворный размер, тип рифмовки.

Попрощаться с теплым летом


10. «Стих придает слову, речи совершенство, красоту», - утверждал В. Кожинов в статье «Как пишут стихи». Попробуйте порассуждать на эту тему, поддерживая или опровергая автора.
11.Создать свою историю на тему «Осень», чтобы каждое последующее слово начиналось с очередной буквы алфавита (абецедарий). Например, «Алый бархат вечереет, горделиво дремлют ели…»(В.Брюсов «Июльская ночь».
12.Как называется эта композиционная часть сказки?

Стали жить да быть – на славу всем людям.


13. Перечислите волшебные предметы из народных сказок.
14. Назовите богов античной и славянской мифологии. Что вы о них знаете?


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница