Конспект урока путешествия «Природные зоны Южной Америки»



Дата29.07.2016
Размер81.8 Kb.
ТипКонспект
Хорольская Елена Викторовна

МБОУ СОШ №5 с.Прикумское учитель географии и биологии


Конспект урока – путешествия « Природные зоны Южной Америки».
Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны;, как проявляется высотная поясность в Андах; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.

  • Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной литературой, добывать информацию на порталах Интернета.

  • Используя программу Power Point, развивать умение создавать цветовую композицию, вставлять объекты из других программ, воспитывать чувство меры при создании слайдов.

  • Развивать научный кругозор в области географии и информатики.

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Карта природных зон мира, физическая карта Южной Америки, «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны мира», атласы для 7 класса, презентации учащихся, выставка книг Ж. Верна и о Южной Америке, перфокарты, задания для самостоятельной работы, резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, клубни картофеля .



Метод: опережающее задание в группах исследовательского характера

Ход урока:
I. Организационный момент

II. Новый материал


1.Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный.

Мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк , достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету.

А знаете ли вы, что был такой писатель, который путешествовал по энциклопедиям и атласам, был убежденным домоседом, за свои 70 лет он провел в пути менее года. Кто это?

Совершенно верно. Жюль Верн.

Познакомиться с книгами Ж.Верна можно посмотрев выставку книг. Секрет своего творческого метода Верн раскрыл устами Паганеля, героя «Детей капитана Гранта». Однажды его спутники, пораженные тем насколько чудаковатый ученый досконально знает местность, где они находятся, спросили его : «Неужели вы не раз здесь бывали?». На что тот невозмутимо ответил: «Да, сидя в кабинете в своем кресле».

Фритьоф Нансен говорил: « В жизни человека необходима романтика, именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.»

Каждый из вас, используя метод Паганеля и могучую пружину в своей душе, побывал в одной из шести природных зон Южной Америки, где узнал о географическом положении, климатических условиях , почвах, растительном и животном мире природной зоны, как изменяется зона под воздействием человека. Все, что вы узнали, вам предстоит довести до сведения остальных путешественников: не только рассказать, но и показать. А также, дорогие путешественники, коими являетесь вы все, вам предстоит доработать таблицу

« Природные зоны Южной Америки» (Приложение 1)
2.Какие природные зоны есть в Южной Америке?

Что называется природной зоной?

А сейчас все откройте атласы на стр.31, посмотрите и скажите, какие природные зоны есть в Южной Америке. Кто желает рассказать?

Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?

Как в Южной Америке проявляется широтная зональность?

Почему пустыни и полупустыни расположены в меридиональном направлении?

Что такое высотная поясность?

Итак, слово путешественникам по влажным экваториальным лесам. Начинаем знакомство с природными зонами ( защита презентаций , работа с понятийным аппаратом темы ( Приложение 2) , работа с настенными картами и картами атласа).



3.Зона влажных вечнозеленых экваториальных лесов ( Презентация 1).

Сейчас мы отправляемся в зону влажных вечнозеленых экваториальных лесов, которая расположена по обе стороны от экватора в бассейне Амазонки. Португальцы назвали эти леса сельвой. Сельва поражает буйством жизни и красок. Нашему взору открылось прекраснейшее зрелище. Здесь растут такие деревья, как сейба, достигающая высоты 80 м, дынное дерево, шоколадное дерево (какао), различные виды пальм, много орхидей, лиан. Очень богат животный мир сельвы. Многие животные приспособлены к жизни на деревьях: обезьяны, ленивцы.

Здесь обитают тапиры, муравьеды, ягуары. Богат и мир птиц: колибри, попугаи, туканы и др. Много разнообразных бабочек, жуков и других насекомых.

Желающим отправится в путешествие в эту зону мы бы посоветовали посетить великую Парану- Тинг ( Амазонка) (Рассказ учащегося об Амазонке).



4.Зона переменно-влажных лесов (Презентация 2).

Зона переменно-влажных лесов расположена к югу и к северу от зоны влажных экваториальных лесов и занимает северную часть Бразильского плоскогорья и северо-восточную часть Гвианского плоскогорья. В зоне переменно-влажных лесов высокие деревья сбрасывают листву , а эпифитные орхидеи на сухое время впадают в состояние покоя.

Черты полулистопадных лесов: могут существовать при длительности засушливого периода до 5 месяцев с количеством осадков менее 100 мм, деревья обладают досковидными корнями , наличие высокорослых эмерджентов, суккулентность, «кладовые» питательных веществ.

В руслах рек и на равнинах – тропический , непроницаемый лес с эпифитами и лианами, который карабкается от моря до самого гребня хребта и под конец переходит в сплошной лес одних только пальм. Пальмовый лес прекращается и начинается лес араукуарий, т.е. лес бразильских сосен.

Чрезвычайно разнообразен животный мир переменно-влажных лесов Южной Америки: термиты, гривистый волк, саваннова лисица, кустарниковая собака, носухи, гризон, пума, кошка Жоффруа, черепахи, летучие мыши, легуаны, кайманы, криптурелла, колоколо, зимородки.

Приглашаем посетить город карнавалов – Рио-де-Жанейро (рассказ учащегося о городе



5.Зона саванн (Презентация 3).

Далее наш путь лежит в зону саванн, которая занимает Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского плоскогорий. Здесь растут пальмы и акации, однако, в саваннах Южного полушария растительность беднее : мимозы, кактусы, низкорослые деревья и кустарники. В сравнении с африканскими саваннами животный мир южноамериканских саванн беднее. Здесь обитают мелкие олени мазама, опоссум, пекари, броненосцы, муравьеды, свистун, жарарака, каскавелла, кавия. Из птиц – страус нанду, краксы, гриф-урубу, паламедия,.

В этой природной зоне приглашаем посетить великолепные водопады Игуасу (рассказ учащегося о водопадах)

6.Зона субтропических степей (Презентация 4).

Из зоны саванн мы отправляемся в зону субтропических степей, которые в Южной Америке называют пампой, что в переводе с языка индейцев означает «пространство, лишенное древесной растительности». Растительность степей – травы, среди которых преобладают ковыли, дикое просо и другие виды злаков. Животный мир степей – пампасский олень, пампасская кошка, ламы.

Приглашаем посмотреть на животных пампы (рассказ учащегося о животных).

7.Зона пустынь и полупустынь (Презентация 5).

Дальше мы отправляемся в зону пустынь и полупустынь, которая занимает небольшую прибрежную полосу на западном побережье и на юге материка. Этот край материка назван Патагонией. На скудных почвах растут сухие злаки, колючие кустарники. Много грызунов, среди них вискаша, длина тела которого 60-70 см., по берегам водоемов обитает нутрия, много мелких броненосцев.

В путешествие приглашаем в страны ветра и холода в Южной Америке

( рассказ учащегося о пустыне Атакама и Патагонии)



8.Высотная поясность в Андах (Презентация 6).

А сейчас наш путь лежит в горы Анды, которые расположены на разных широтах. Высотная поясность в Андах отличается количеством высотных поясов. Число этих поясов зависит от географической широты и высоты гор. Наибольшее их число наблюдается на широте экватора. Так подножия Анд близ экватора одеты густыми экваториальными лесами. На плоскогорьях

Центральных Анд расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые Пуной. Среди животных, обитающих в Андах, есть очень древние виды, например, очковый медведь, грызун шиншилла, дикая лама.

В этой природной зоне мы приглашаем посетить вас самый высокий водопад в мире (рассказ учащегося о вдп. Анхель).



9.Изменение природы материка под влиянием деятельности человека.

Как вы уже узнали, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Является одним из центров происхождения культурных растений.

Как вы думаете, изменилась ли природа материка под влиянием деятельности человека?

Как проявляется это влияние?

1.Распашка земель пампы, нет девственной растительности.

2.Пастбищное скотоводство – зарастание пастбищ сорняками.

3.Вырубка лесов – араукарий, плантации кофе и какао на месте тропических лесов.

4.Ввоз новых растений – нарушение связей между компонентами природы.

5.Вырубка экваториальных лесов – легкие планеты, биологическое разнообразие.

Как решать проблемы?

Создание национальных парков, Красная книга, программа охраны природы.
III.Закрепление

I. Устный опрос

1.Дик Сенд, увидев на побережье материка жирафа, слона, гиппопотама, муху це-це засомневался, что его команда находится в Южной Америке. Почему?

2.Какая связь между предметами: резиновый мяч, томат, фасоль, плитка шоколада, картофель.

3.С какими природными зонами Южной Америки мы познакомились?

4.Какие новые понятия ввели?

5.От чего зависит количество высотных поясов?

6.Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.

II. Тестирование по теме: « Природные зоны Южной Америки» ( Приложение 3)

Ответы:


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Б

В

Б

А

А

А

А

В

Г

Б

2

В

В

А

В

Б

В

Б

В

Г

А

IV.Оценки за урок

V.Домашнее задание:

Для закрепления знаний читать и отвечать на вопросы §44.



VI.Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Почему?

Что интересного узнали?



Всем спасибо за урок!
Библиографический список и ресурсы Интернет:

Энциклопедия для детей Аванта ,География , т. 3, М., Мир энциклопедий, « Аванта +»,

1994 г.

Серия "Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах" .Америка. Южная Америка, М., « Мысль», 1983 г.



Верн Ж. «Пять недель на воздушном шаре», М., «Дрофа», 2007 г.

Власова Т.В. «Физическая география материков», т. 2, М., «Просвещение», 1986 г.

Второв П.П., Дроздов Н.Н., « Биогеография материков», М., «Просвещение», 1974 г.

География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

Гвоздецкий Н.А. «Хрестоматия по физической географии. Африка, Австралия, Океания, Антарктида, Америка», М., «Просвещение», 1971 г.

Головнин В.М. «Путешествие вокруг света», М., «Дрофа, 2007 г.

Долгорукова С.В. «Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 класс.», М., «Глобус», 2008 г.

Костина С.А. «География материков и океанов. 7 класс. Поурочные планы по учебнику О.В. Крыловой», Волгоград, «Учитель», 2005 г.



Нагорная И.И. «География. 7 класс. Поурочные планы", Волгоград, «Учитель», 2004 г.

http://ru.wikipedia.org/wiki

Для презентаций - http://images.yandex.ru/


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница