Конспект урока орксэ модуль «Основы мировых религий»



Скачать 76.75 Kb.
Дата19.07.2016
Размер76.75 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религий»)




Православный храм.

Подготовила учитель начальных классов

Транько Н.Е

Ноябрь 2014 г.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ориентировочно-мотивационный этап

II Операционно-исполнительный этап.


Закройте глаза. Представьте себе, что прошло 20 лет. Вы строите дом для своей семьи. Какой он? Подробно рассмотрите его. Откройте глаза.

Скажите, почему когда в нашей жизни происходит что-то хорошее или плохое, хочется бежать домой?

Что объединяет все эти картинки (раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, храм)? Какую картинку можно назвать лишней (храм)? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока.

Давайте составим план. Пролистайте с.46 – 53, просмотрите рабочий лист. Чем мы будем заниматься? О чём узнаем?

Сверимся с учебником. Прочитайте 2 абзац на с.46.

Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.

Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храм — это особый дом, в котором собираются верующие христиане, чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь — означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

Задание: Записать определение храм и церковь в рабочих листах. 

Беседа с учащимися.

- Расскажите, что вы знаете о храме.

- Откуда вы получили такую информацию?

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. 

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре храмы бывают разные:



  • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   

  • Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

  • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

     Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?



- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- выслушиваем предположения детей



  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

  • три главы (три Лица Святой Троицы);

  • пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

  • семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

  • девять глав (девять чинов Ангельских);

  • тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- выслушиваем предположения детей

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 



Аудиозапись Колокольные звоны.

А сейчас мы выполним с вами задания  



2. Изучение устройства храма.

     


Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.



- выслушиваем предположения детей

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

     

Православный храм делится на три части:



  • притвор

  • собственно храм (средняя часть)

  • алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

 

Выполните задание №2 на ваших рабочих листах.



   Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

 Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Давайте снова поработаем в рабочих листах.

Что такое икона? Откуда же появились иконы? Вот что говорит Священное Предание христианской церкви.

«…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие Иисус-Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился».

О какой иконе говорится в параграфе учебника? С.51-52

В чем особый смысл иконы?

Посмотрите на фотографии главных храмов нашего города. Почему один из них называется Никольским, а другой Пантеелймоновским?

Церковь Святого Николая Чудотворца была построена казаками в 1826 году по проекту архитекторов братьев Бернардацци в станице Ессентукская. При храме имелись церковно-приходская школа, богадельня, библиотека, архив. Храм не закрывался в советский период. В церкви два престола – во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и во имя великомученика Пантелеимона Целителя.

Первая трёхпрестольная церковь на Качельном кургане (1896) была пятиглавой, построена в русско-византийском стиле. В 1935 была полностью разрушена, в 1991 начато ее восстановление на старом месте.




Мотивация учащихся к изучению темы урока.

Просмотр слайдов презентации.

Словарная работа в рабочих листах.

Усвоение новых знаний . Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах.



III. Рефлексивно-оценочный этап.

     Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?



Давайте посмотрим план нашего урока .

Рефлексия

Сегодня мы с вами узнали об устройстве православного храма, об иконах, о правилах поведения в храме.



Личностная значимость новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах. Работа с раздаточным материалом.

IY Домашнее задание

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, историю и особенности храма нашего города

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница