Конспект проведения занятия по военной топографии c личным составом батареи артиллерийской разведки войсковой части 91727 на «3» декабря 2019 года



Скачать 462.59 Kb.
Дата01.12.2019
Размер462.59 Kb.
ТипКонспект
ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведения занятия по военной топографии c личным составом

батареи артиллерийской разведки войсковой части 91727

на «3» декабря 2019 года
Тема 1: «Ориентирование на местности без карты».
Занятие 1: П р а к т и ч е с к о е. Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов. Выбор и использование ориентиров. Н-Топ.-1,2.

Учебные вопросы:

  1. Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности.

  2. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, признакам местных предметов. Определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов.

  3. Выбор и использование ориентиров. Н-Топ.-1,2.

Учебные цели:

  1. у г л у б и т ь з н а н и я способов ориентирования на местности; способов измерений расстояний и углов на местности без карты и по топографической карте;

  2. с о в е р ш е н с т в о в а т ь н а в ы к и в ориентировании на местности и выдерживании заданного направления движения при выполнении боевых задач днем и ночью, использовании карты (схемы) для определения расстояний, направлений, своего местоположения и положения обнаруженных целей;


Время: 10.00-10.50, 3.12.2019 г.

Место: ГБР

Метод: практическое выполнение

Материальное обеспечение: личная экипировка.

Литература и пособия: РБР ПОР, выписка из сборника нормативов.

Ход занятия



Учебный вопрос

Время

Действия руководителя

Действия обучаемых

I

Вводная часть

5 мин

Довожу исходную тактическую обстановку согласно приложения №1 тему и цель занятия, метод проведения, требования безопасности согласно приложения №2, порядок проведения занятия. Проверяю готовность личного состава и материальной части к занятиям.

Записывают тему и вопросы занятия

II

Основная часть:

40 мин

Сущность топографического ориентирования.

Ориентироваться на местности – это значит определять направления на стороны горизонта и свое местоположение относительно окружающих местных предметов, рельефа, расположения своих войск и войск противника.

Ориентирование на местности называется топографическим ориентирование. Оно состоит в умении правильно выбирать и использовать ориентиры, определять направления (т.е. измерять углы) и расстояния. Углы при ориентировании по сторонам горизонта измеряют от направления меридиана.

Горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана (00) до направления на какой-нибудь предмет, называется азимутом данного направления. Азимуты могут иметь значения от 00 до 3600. Очевидно, что азимут направления на север равен 00, на восток – 900, на юг – 1800, на запад – 2700.

Направление на север обычно определяют по компасу или магнитной стрелке буссоли. Однако стрелка компаса или буссоли своими концами лишь приближенно указывает на север и юг, несколько отклоняясь от направления истинного географического меридиана. Направление, указываемое магнитной стрелкой, называется магнитным меридианом, а угол между истинным и магнитным меридианами – склонением магнитной стрелки или магнитным склонением.

Если северный конец стрелки компаса или буссоли отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение +δ называется восточным и обозначается знаком «плюс», при отклонении же стрелки к западу склонение – δ называется западным и обозначается знаком «минус».

В различных пунктах земной поверхности магнитное склонение неодинаково и местами достигает 200 и более. При ориентировании карты по компасу это необходимо учитывать и вводить поправку.

Данные о значении магнитного склонения всегда записаны на карте рядом с линейным масштабом.

Азимут, отсчитанный по компасу без учета склонения стрелки, т.е. измеренный от северного направления магнитного меридиана, называется магнитным азимутом и обозначается Аm. Азимут же, измеренный от северного направления истинного меридиана, называется истинным азимутом и обозначается «А».

Определять направления на стороны горизонта и азимуты можно по компасу, буссоли, карте, небесным светилам и различным признакам.



Устройство магнитного компаса.

При ориентировании на местности наиболее широко применяется артиллерийский компас АК. Он состоит из корпуса и угломерной шкалы в корпусе лимба. Шкала разделена на 60 делений, цена деления 1-00. Счет делений возрастает по ходу часовой стрелки. На корпусе компаса неподвижно закреплено визирное приспособление (целик и мушка). Вращение корпуса лимба позволяет, не изменяя положения компаса, быстро совмещать нулевое деление шкалы с северным концом магнитно стрелки. На внутренней стороне откидной крышки компаса помещено металлическое зеркало, которое дает возможность при визировании на предмет контролировать положение магнитной стрелки. На крышке имеется вырез для визирования и защелка.

Тормоз магнитной стрелки действует автоматически. При закрытом положении крышки выступ тормозного рычага стрелки опущен вниз и стрелка прижата к стеклу. При открытом положении крышки выступ поднимается вверх и стрелка приводится в рабочее положение.

Проверка компаса.

Чтобы проверить исправность любого компаса, необходимо:

установить компас горизонтально, отпустить тормоз стрелки и, когда стрелка успокоится, снять отсчет по лимбу против ее северного конца;

вывести стрелку несколько раз из равновесия, поднося к ней какой-нибудь стальной или железный предмет

Если после каждого смещения стрелка будет быстро устанавливаться на одном и том же отсчете, то компас исправен, в противном случае его надо заменить.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу.

Опустив тормоз стрелки, установить компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с нулевым делением лимба. Тогда надписи на шкале лимба В, Ю и З укажут направление на остальные стороны горизонта. Для определения магнитного азимута по компасу нужно:

встать лицом в сторону определяемого направления и сориентировать компас, т.е. подвести нулевое деление шкалы компаса под северный конец стрелки;

установить визирное приспособление прорезью на себя, а мушкой на наблюдаемый предмет;

против указателя у мушки прочитать отсчет по лимбу, который и будет магнитным азимутом определяемого направления.

Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам.

При отсутствии компаса направления можно приближенно определить по солнцу, Полярной звезде и Луне.



По Солнцу.

В полдень, т.е. в 13ч (в летнее время в 14ч). Солнце находится на юге. Все тени в это время направлены на север. На востоке Солнце бывает около 7ч, а на западе – около 19ч.

Имея часы, нетрудно определить по Солнцу направления на стороны горизонта в любое время для следующим способом:

держа часы горизонтально на ладони, поворачивают их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце;

угол в центре циферблата между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 делят пополам; линия, делящая этот угол пополам, будет указывать направление на юг.

По Полярной звезде.

Эта звезда находится на севере. Следовательно, став к ней лицом, впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад.



Чтобы отыскать Полярную звезду, находят сначала созвездие Большой Медведицы, а затем, проведя мысленно прямую линию через две крайние его звезды α и β, откладывают по этой прямой пять раз отрезок, равный расстоянию между этими звездами. В конце отложенной прямой и будет находиться Полярная звезда.



По Луне.

Местоположение Луны зависит от ее фазы и времени суток.

Новолуние (видна лишь правая часть диска Луны): в 7ч вечера – на юге, в 1ч ночи – на западе.

Полнолуние (виден весь диск): в 7ч вечера – на востоке, в 1ч ночи – на юге, в 7ч утра – на западе.

Луна в ущербе (видна лишь левая часть диска Луны): в 1ч ночи – на востоке, в 7ч утра – на юге.

Определение направлений на стороны горизонта по различным признакам.

Кора на отдельно стоящих деревьях с северной стороны бывает обычно грубее и темнее, чем с южной. Большие камни, скалы покрываются мхом с северной стороны. В лесу на северных окраинах прогалин и полян трава обычно гуще, чем на южных. Муравейники, как правило, находятся к югу от ближайших деревьев и пней, южная их сторона более пологая, чем северная.





Определение точки стояния.

Проще всего определить на карте свое местоположение (точку стояния), когда находишься на местности рядом с каким-нибудь предметом или ориентиром, изображенным на карте (перекресток дорог, мост, вершина холма, седловина и т.п.). В этом случае расположение условного знака ориентира на карте будет совпадать с искомой точкой стояния.

Если точка стояния на местности ничем не обозначена, то ее можно определить одним из следующих способов:

По ближайшим местным предметам и рельефу на глаз.

Для этого ориентируют карту и опознают на ней и на местности ближайшие один-два ориентира (местные предметы или детали рельефа). Затем определяют глазомерно свое местоположение относительно их на местности и на глаз намечают свою точку стояния на карте.



Засечкой.

При движении по дороге легко определить свое местоположение по ориентирам, расположенным по сторонам дороги. Для этого необходимо:

сориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир;

приложить линейку к выбранному на карте ориентиру и, не сбивая ориентировки карты, визировать линейку, удерживая ее на условном знаке этого ориентира до тех пор, пока направление линейки не совпадет с направлением на ориентир местности.

То место, где линейка пересечет дорогу, и будет искомой точкой стояния.

Таким же способом можно определить точку стояния, когда она находится и не на дороге, а в любом месте, не обозначенном на карте. Для этого сначала опознают на карте и местности два-три ориентира. Затем ориентируют карту по компасу и так же, как в предыдущем случае, визируют и прочерчивают на ней по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения на карте прочерченных направлений и будет искомой точкой стояния.

Ориентиры следует выбирать так, чтобы прочерченные от них линии взаимно пересекались по возможности под углами не менее 300 и не более 1500.

Такой способ засечки, когда линии прочерчиваются от ориентиров на себя (точку стояния), называется обратной засечкой.



Записывают в тетради содержание учебных вопросов


III

Заключительная часть

5 мин

Строю личный состав, проверяю наличие личного состава и имущества. Подвожу краткие итоги занятия. Объявляю полученные оценки с выставлением в оценочную ведомость, отмечаю лучших, указываю на недостатки.

Записывают задание


Руководитель занятия: ________________________________

Приложение № 2



ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

при проведении занятий по боевой подготовке
На занятиях по боевой подготовке запрещается:

- перевозить личный состав на необорудованном и технически не исправном транспорте;

- на остановках выходить на левую сторону дороги; находиться между машинами и отдыхать под ними;

- поворачивать башню, преодолевать опасные препятствия с десантом на броне;

- вести огонь по личному составу холостыми патронами из стрелкового оружия ближе 100м, а холостыми выстрелами – ближе 200 м;

- бросать взрыв пакеты, осветительные и сигнальные патроны в расположение подразделений, на технику, а также в направлении легковоспламеняющихся предметов;

- трогать и подбирать снаряды, мины, взрывпакеты, запалы, взрывчатые вещества и производить их разборку;

- наезжать и выходить на поля имитации;

- наводить квантовые дальномеры на людей, животных;

- проводить занятия на неисправной технике и неисправном вооружении;




Приложение № 3



НОРМАТИВЫ, ОТРАБАТЫВАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ



1.

Определение направления (азимута) на местности

Дан азимут наступления (ориентир). Указать направление, соответствующее заданному азимуту на местности, или определить азимут на указанный ориентир.

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о направлении (значении азимута).



Выполнение норматива оценивается «неудовлетворительно», если ошибка в определении направления (азимута) превышает 30 (0-50).

Военнослужа-

щие


40 с

45с

55с

2.

Измерения расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметро-выми делениями)

Измерить расстояние до указанного местного предмета (ориентира, цели) или угол между двумя ориентирами.

Время на выполнение норматива отсчитывается от постановки задачи до доклада о результате измерения.



Выполнение норматива оценивается «неудовлетворительно», если ошибка в измерении превышает 10 %, а угла 0-10.


Военнослужа-щие

45 с

50 с

1 мин

3.

Чтение карты

Определить 10 объектов местности, изображенных на карте условными знаками, и дать их характеристику.

Ошибка, снижающая оценку на один балл, - неправильно опознан объект местности или определена его характеристика.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи карты до окончания доклада об объектах местности и их характеристиках.



Военнослужа-щие

2 мин 20 с

2 мин 30 с

3 мин

4.

Определение номенклатур

На сборной таблице показана схема склейки из девяти листов. Определить и выписать на отдельную схему номенклатуры листов склейки карт.

Ошибка, снижающая оценку на один балл, - неправильно определена номенклатура одного листа карты.

Время на выполнение норматива отсчитывается от момента выдачи сборной таблицы до сдачи схемы.



Офицеры

5 мин

6 мин

8 мин


ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ


учета выполнения нормативов личным составом ________ на учебной точке № ___

п/п

В/звание


Фамилия и инициалы

Норм. №____

Норм. №____

Норм. №____

Примечание

рез-т

оценка

рез-т

оценка

рез-т

оценка







































































































































































































































































































































































































































































































































































































РУКОВОДИТЕЛЬ НА УЧЕБНОМ МЕСТЕ (ТОЧКЕ): _______________________

«___»__________2019г.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница