Конспект Открытого урока «Соли средней кислоты. Сульфаты. Гидросульфаты. Значение солей в народном хозяйстве»



Скачать 103.36 Kb.
Дата07.03.2016
Размер103.36 Kb.
ТипКонспект
Конспект

Открытого урока

«Соли средней кислоты. Сульфаты. Гидросульфаты.

Значение солей в народном хозяйстве».

Учитель химии

МБОУ лицей №6

Суровцева Е. Н.

2013-2014 учебный год






Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме, развить познавательную деятельность, активность учащихся, применяя нестандартные формы учебной деятельности, способность выработки навыков наблюдения, анализа, логического мышления, проверить способность к восприятию новой темы.

Цель: изучить строение, свойства, получение и применение серной кислоты.


Задачиурока:
-образовательная: познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами концентрированной и разбавленной серной кислоты; рассмотреть ее получение; показать народнохозяйственное значение этой кислоты и ее солей;
-развивающая: развитие речи, памяти, логического мышления, умений совместной деятельности; развитие и закрепление умений и навыков работы с лабораторным оборудованием;
-воспитательная: формирование мировоззрения, навыков сотрудничества,
приемственности знаний; осуществление межпредметных связей; воспитание разумного отношения к природе, экологической грамотности.
Девиз: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
Помни: «Все что хорошо продумано, выражается ясно, и слова для выражения приходят легко». А.И. Герцен
Оборудование: картофель, краски, глюкоза, кусочки ткани, образец кожи.

Реактивы: растворы H2SO4, NaOH, BaCl2, Na2SO4, K2SO4, MgSO4, ZnSO4, KHSO4, NaHSO4, (NH4)2SO4, лакмус, фенол фталеин.

План урока.

I Введение

Постановка цели и задачи урока:

Сообщение плана урока.

II Фронтальная беседа

1.Молекулярная формула. Вид химической связи.

2. Физические свойства серной кислоты.

3. Общие химические свойства.

4. Какое правило растворения «в серной кислоте» надо помнить?

II Новый материал

1. Соли серной кислоты. Сульфаты. Гидросульфаты. Номенклатура. Состав. Физические свойства. Растворимость в воде.

2. Способы получения солей, сульфатов, гидросульфатов.

3. Значение солей в н/х.

III. Вывод. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Методы работы.

1)фронтальный опрос

2)индивидуальная работа по картинкам

3)рассказ с элементами беседы

4)работа в парах

5)работа в группах

6)химический эксперимент

7)применение компьютерной технологии.

Учитель: О каком веществе идет речь?

«Я растворяю любой металл

Меня алхимик получал.

В реторте глиняной пустой

Слыву я главной кислотой…

Когда сама я растворюсь

В воде, то сильно нагреваюсь».

(серная кислота)

Выбрать формулы веществ, которые взаимодействуют с разбавленной серной кислотой. Из букв, соответствующим правильным ответом, вы составите ключевое слово:

а) BaO в а) NaOH м

б) ROH с б) Hg с

в) CaCl2 ё в) Ba(NO3)2 о

г) CO2 ю г) Fe(OH)2 л

д) P т д) HCl ц

е) Fe(OH)3 з е) Al о

ж) MgO н ж) CuO д

з)Zn а з) HCl х

и) K2SiO3 ю и) Na2CO3 ц

к) ! к) ZnS ы

ключевые слова- «Знатоки, «.Молодцы»

Загадка: «Химические страсти»

Вздорная серная кислота всегда доводила лакмус до аллергического покраснения, причем до такой степени, что он был вынужден звать на помощь едкий натрий, который нейтрализовал их общение до получения их нормальной соли с водой, а обессиленный лакмус постепенно незаметно исчезал. Написать химическую реакцию этого общения (в кислоте лакмус окрашивается в красный цвет, а затем при взаимодействии с раствором щелочи (гидрооксидом натрия, проходит реакция нейтрализации, в результате которой образуется соль и вода. Протекание реакции легко наблюдать при постепенном исчезновении цвета индикатора)

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

Сульфат натрия

Как двухосновная кислота в растворе диссоциирует ступенчато:

H2SO4 → H+ + HSO4 ↔ 2H+ + SO42-

Почему при записи каждой записи используются разные знаки зарядов ионов?

Как двухосновная кислота H2SO4 образует два ряда солей:


Средние (сульфаты)

Na2SO4, Cu SO4, Mg SO4



H2SO4

кислые (гидросульфаты)

NaHSO4, Ba(HSO4)2

А почему соли серной кислоты называются сульфатами, гидросульфатами?

Практическое задание: Используя таблицу растворимости, изучить физические свойства солей. Агрегатное состояние. Растворимость в воде.

(NH4)2SO4 Na2SO4

K2SO4 Al2SO4

ZnSO4 MgSO4

KHSO4 NaHSO4

В твердом состоянии получены только гидросульфаты активных металлов KHSO4, NaHSO4 и др. Большинство сульфатов хорошо растворимы в воде (кроме CaSO4, менее PbSO4? Практически нерастворим в воде BaSO4)

(Записать уравнение диссоциации)

(NH4)2SO4 ↔ 2NH4+ + SO42-

NaHSO4 ↔ Na+ + H+ + SO42-

Задания по группам:

Назвать и составить формулы солей серной кислоты.

а)сульфат серебра а) K2SO4

б)сульфат магния б) Al2(SO4)3

в)сульфат алюминия в)CaSO4

г)сульфат железа(2) г) NaHSO4

д) (NH4)2SO4 д)сульфат железа(3)

е)Li2SO4 е)гидросульфат кальция

ж) Ba(HSO4)2 ж)сульфат алюминия

з)Fe(HSO4)2 з)гидросульфат натрия



Игра: «Найди родственников»

Цель: «Повысить уровень внимания к изучаемому материалу. Активизировать процесс запоминания формул солей серной кислоты.


SO3

P2O5

H2O

(NH4)2SO4




Mn2O7

MgSO4

O2

ZnS

K2SO3

BaCl2

Al2(SO4)3

CaCO3




FeCl3

NaHSO4

C

O3

Fe(OH)2

CaSO4

HNO3

CuO




KOH

(NH4)2SO4

HF

Na2SO3

Ag2SO4

BaCl2

CrO3

P




SO2

BaSO4

CO2

HCl


Выделить соли серной кислоты, назвать выделенные формулы.

Царь зовет к себе Стрельца

Удалого молодца

И дает ему поручение

Государственного значения

Чтоб я стал опять богат

Нужен бария сульфат

Ночь даю тебе подумать

Утром буду ждать доклад!

Не смогешь – кого винить

Должен я тебя казнить

Запиши себе названье

Чтоб со страху не забыть.

(получить соль сульфата бария BaSO4 возможными способами). Записать уравнения возможных реакций.

(Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4 + 2NaCl

H2SO4 + Ba(NO3)2 → BaSO4 + 2HNO3)

Качественной реакцией на ион SO42- (сульфат анион) является ион Ba2+ (ион бария)

H2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + 2 HCl

SO42- + Ba2+ → BaSO4↓ белый молочный осадок

Практическое применение солей сульфатов и гидросульфатов.

(NH4)2SO4 – сульфат аммония. Применяется в качестве минерального удобрения.

BaSO4 – сульфат барии, благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике(баритовая каша ) при заболевании желудочно-кишечного тракта.

CaSO4 – сульфат кальция, встречается в природе в виде минерала гипса CaSO4 * 2 H2O, представляет собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс, который при взаимодействии с водой образует двуводный гипс.

2CaSO4 * H2O + H2O → 2CaSO4 * 2H2O



MgSO4 – сульфат магния (английская соль)

MgSO4 * 7H2O применяется в медицине, содержится в морской воде, придавая ей горький вкус.

CuSO4 * 5H2O – медный купорос эти соли применяют

FeSO4 * 7H2O – железный купорос для получения красок, ядохимикатов

ZnSO4 * 7H2O – цинковый купорос медицинских препаратов.

Na2SO4 * 10H2O – кристаллогидрат сульфата натрия (мирабелит). Глауберова соль. Открыта Глаубером в 1640г. Кристаллизируется из рапы соленых озер и мелководных бассейнов. Применяется при производстве стекла и соды, в медицине.

Двойные сульфаты – квасцы, алюмокалиевые и хромокалиевые, применяются при отделке и окраске тканей и при выделке кожи. KAl(SO4)2 * 12H2O KCr(SO4)2 * 12H2O




III. Закрепление. Тестовый контроль.

Вывод: Какая проблема была поставлена в начале урока? Как вы пришли к высказанным обобщениям?

IV. Домашнее задание пар. 22, стр101-104; стр107(6,7,8,п.)



Тест

  1. С раствором серной кислоты взаимодействуют:

а) P2O5 б) MgO в)K2CO3 г)H3PO4 д) CO3

2 Сульфатами являются

а) Na2CO3 б) CuSO4 в) Ba(NO3)2 г) CaSO4

3 Сульфат – ионы можно обнаружить в растворе при помощи Катина

а)Ag+ б)Ba2+ в)Cu2+ г)Fe3+

4 При взаимодействии избытка концентрированной H2SO4 с медью при нагревании будут получены:

а) CuSO4 и H2 в) CuO и H2S

б) CuO и H2SO3 г) CuSO4, H2O и SO

5 На холоде концентрированная серная кислота пассивирует:

А) Fe Б)Al В)Na г)Cu

а) Правильные ответы: 1-б,в; 2-б,г; 3-б; 4-г; 5-а,б.
VI. Информация о домашнем задании.

§ 22 (c. 101-106) учебник О.С.Габриеляна. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь (к учебнику О.С.Габриеляна “Химия. 9”) с. 98-99 № 4, 5.



VII. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас оценить нашу с вами работу на уроке. Что нового вы сегодня узнали (чего не знали ранее)? Какие практические умения и навыки вы сегодня применяли?

Что понравилось в нашей работе и что не понравилось? Что было непонятно? Что вы научились выполнять? Какие были затруднения? Что показалось интересным?

Спасибо за наше сотрудничество!



Литература:

  1. Габриелян. О.С. Химия. 9 класс: - М.: Дрофа. 2005.

  2. Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна “Химия.9”. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Энциклопедия для детей. [Том 17.] Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

  4. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница