Конспект интегрированного урока по литературе



Скачать 75.51 Kb.
Дата25.06.2016
Размер75.51 Kb.
ТипКонспект

ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»

и ее художественное воплощение в творчестве М.А. Врубеля и

А.Г. Рубинштейна.


Конспект интегрированного урока

по литературе подготовили

учитель русского языка и литературы С.Д. Терещенко

и учитель музыки С.В. Дрожжина

МКОУ «СОШ с.Уруп»

2015 год



Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»
и ее художественное воплощение в творчестве М.А. Врубеля и

А.Г. Рубинштейна.






Цели:

Проанализировать содержание поэмы Лермонтова, полотно художника Врубеля и мастерство композитора Рубинштейна. Дать сравнительный анализ; выявить сходство и различие в создании образа. Совершенствовать умение анализировать картину и выразительно читать стихотворный текст. Нравственное и эстетическое воспитание. Форма проведения - круглый стол. Оборудование: Мультимедиа - сопровождение Словарь:

Демон - злой дух, дьявол, коварная, злая ненасытная натура.

Лейтмотив - основной мотив, повторяющийся в произведении, основная тема.

Выставка книг, картины М. Врубеля.

Ход урока:
Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей.



М. Лермонтов.
Учитель муз.

В мировом искусстве есть сквозные образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков.

Со временем они меняются, но не исчезают вовсе. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон - один из таких образов.
Учитель лит.

Итак, тема сегодняшнего урока непроста: ПОЭМА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН»

и ее художественное воплощение в творчестве М.А. Врубеля и

А.Г. Рубинштейна.

Давайте подумаем о том, что хотели сказать эти великие авторы, обратим внимание на то, что подчас не лежит на поверхности, и вместе поразмыслим.
Как в мировой литературе этот образ называется?

(Сатана, Мефистофель, Люцифер, Воланд, как бы мы его не называли, это один и тот же r\j персонаж - дух отрицания) vV,' У Данте - Сатана - страшный, грозный, враг добра; у Гете - циничен, насмешлив, коварен; у \ / Байрона - Люцифер - мудр, прекрасен, но искуситель; у Пушкина - то в образе Демона, то в облике \того же Алеко, его черты есть и у Онегина. Но с наибольшей силой Демон ворвался в творчество Лермонтова.


Учитель муз. - «Так кто же такой Демон? Слайд №4, №5.
Слайд№6, №7. Сообщение ученика об истории создания поэмы, истоки Демона, образ Демона.
Учитель лит.
Как вы думаете, что подтолкнуло Лермонтова обратиться к этой теме?

(личные факторы: рано остался без матери, отца, нет ни братьев, ни сестер, характер, замкнутый, отсутствуют друзья, неугоден при дворе, посылали в ссылки на Кавказ). Итак, перед нами поэма «Демон» М.Ю.Лермонтова. Обратите внимание как построена поэма?

( составлена из 2 частей, есть подзаголовок «Восточная повесть», в I части 16 строф и во II части - 16 строф).

«Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей »

Докажите текстом поэмы, что Демон не всегда был злым духом. Кем он был в прошлом? ( 1 строфа).

Каким мы находим Демона в начале поэмы, после изгнания с небес? (строфа 2) Запись:

(Отверженный, безжалостный властитель, бесчувственный, скучающий, одинокий).

Лермонтов остается романтиком в поэме и создаёт замечательные картины Кавказа! Докажите текстом, что Кавказ красив (строфа 3,4).

А как Демон относится к красотам Кавказа? (Равнодушен к красоте природы, презрение и ненависть ко всему, душа опустошена).



Слайд№8, №9, №10.
Уч. Лит. Что из поэмы мы узнаем о Тамаре? ) Слайд №11.

(дочь седого Гудала. Княжна, у них высокий дом, широкий двор, она помолвлена). В тексте мастерски дан портрет Тамары. Какая она? (строфа 6, 7).


Уч. Лит. В чем особенность портрета? (дан в танце, нет описания подробного, портрет романтичного героя). Да, Тамара хороша. Так хороша, что даже дух изгнания обратил на нее внимание. Как об этом сказано в поэме? (строфа 9).

(Неизъяснимое волнение, немой души его пустыню наполнил благодатный звук).


Уч. Лит. Какие средства выразительности мы здесь могли увидеть? (Эпитет, метафора - души пустыня)

Итак, он увидел, любовался, вспомнил любовь, доброту , красоту, начал мечтать, заговорило чувство.

Докажите, что Демон - злой, безжалостный, сметающий все на своем пути, что мешает ему. (убийство жениха и свиты).
Уч. Лит. Что стало с Тамарой, когда конь принес мертвого жениха к двери замка? (рыдала, упала на постель, тяжело дышала)

Для Демона это подходящая минута для осуществления его планов. Он невидимый, утешает.


Уч. Лит. В каком образе он впервые предстает перед Тамарой? (пришелец туманный и немой, красой блистая неземной с любовью на нее смотрел, как будто жалел).

Уч. Лит. Таким ли мы видим его в начале поэмы? Он изменился? (да) «Он был похож на ветер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет»

/Влюбленный, мечтающий, чувствующий силы, чувственный, преображенный, сильный, окрыленный.



Уч. Лит.

Почему Тамара верит Демону? (говорит взволнованно, убедительно, клянется, заставляет верить, его переполняют чувства, он кажется ей искренним)

Итак, два любящих сердца!

Они должны быть счастливы!

Какой прием использует Лермонтов? Какое средство выразительности? (единоначатие, синтаксический параллелизм, инверсия) Как любит Тамара?

(чисто, искренне, самозабвенно, жертвуя собой, ничего не требуя взамен) Как любит Демон? ( совершенно не так) /Эгоистичен в любви /



Слайд№12, №13.
Уч. муз. Слайд№14.

Уч. лит. Слайд №15.

Слайд №16.
Сообщение ученика о Врубеле

В 1856 году, когда через 15 лет после гибели М.Ю.Лермонтова впервые была напечатана его поэма «Демон»,в Омске, в семье военного юриста, родился Михаил Врубель. Необычайно одаренный мальчик, он с детства был увлечен русской литературой. В 1891 году к 50-летию гибели великого поэта фирма Кушнерева готовила к изданию собрание сочинений Лермонтова. Иллюстрации к этому собранию предложено было выполнить известнейшим русским художникам, в их числе и был Врубель.



Слайд №17.

Картина «Демон сидящий» никого не может оставить равнодушным, она заставляет зрителей вглядываться, вдумываться, откликаться. Врубель работал над этим полотном с маниакальной исступленностью, по двадцать часов в сутки. Он считал его главным своим творением, называл иконой. Когда картина была уже выставлена, Врубель ежедневно приходил на вернисаж и дописывал ее. Образ Демона волновал творческое сознание художника М.А.Врубеля более 20 лет. Итогом многолетних размышлений, поисков, титанической работы воображения стали великолепные иллюстрации, замечательные картины, многочисленные наброски.


Сейчас мы рассмотрим иллюстрации Врубеля к поэме Лермонтова «Демон».

Слайд №18, №19.

Вместо того чтобы очистить душу, он готов погубить душу Тамары. Что же случилось дальше? Почему?

Она человек, он бессмертный дух, в своей основе разрушитель, способный погубить даже чистую душу.
Уч. Лит.

Что же связывает Демона Лермонтова и Демона Врубеля?

(Они очень близки по настроению и по краскам, но Демон Врубеля не иллюстрация к поэме)
Ученики:

Сходство Одиноки, недовольны жизнью.

Мечтатели, рвущиеся к идеалу, но терпящие поражение.

Титаны с ураганной мощью, но она не реализуется, не нужна никому или несет зло.


Ученики:

Различие


У Лермонтова коварен, более жесток.

У Врубеля - вызывает сочувствие, потому что бессилен.

Демон Врубеля много может сделать. Демон Лермонтова тоже летает между небом землей, но не в состоянии ничего воплотить ни на небе, ни на земле.

Демоны близки духовному миру своих авторов. И Лермонтов, и Врубель ра почувствовали свою избранность. При жизни их творчество не принималось. Лермонтов считал себя поэтом профессиональным, но в стихах была его душа.

Врубель мужественно и невероятно ясно ощущал грядущий финал бесконечно тяжелой полной разочарований судьбы, уже в 1901 году у Врубеля началась тяжелая душевн болезнь, а в 1905 году он ослеп.

Так зачем же они создали образ Демона?

Вероятно, хотели, чтобы мы задумались о судьбе человеческой души, показали страдай человека, совершившего зло, тупиковость его положения, опасность, которую несет зло те: кто его совершил.
Уч. Муз. Слайд №20.
Ученик:

Любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова проходит через всю жизнь композитора. Замысел "Демона" возник у Рубинштейна в 1871 году. Автором либретто стал исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Либреттист пытался точно передать дух лермонтовских образов, но, поскольку он был лишен поэтического дара, сочиненный им стихотворный текст не отличается высокими художественными достоинствами.


Ученик:

Любовь к творчеству М. Ю. Лермонтова проходит через всю жизнь композитора. Замысел "Демона" возник у Рубинштейна в 1871 году. Автором либретто стал исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов. Либреттист пытался точно передать дух лермонтовских образов, но, поскольку он был лишен поэтического дара, сочиненный им стихотворный текст не отличается высокими художественными достоинствами.


Ученик:

Опера была написана , но ее долго запрещала к постановке театральная цензура, ведь в православной России произведение с таким названием могло вызвать существенные нарекания со стороны синодальных чиновников. Лишь в 1875 году опера была с успехом поставлена в Петербурге, а потом и в Москве.


Учитель:

Что же явилось для композитора главным в образе Демона?

Слайд №21.
Ученик:

Рубинштейн воспринимает его как романтического героя, посмевшего бросить вызов обществу и самому Богу. Поэтому он одинокий страдалец. Свое художественное внимание композитор заострил на лирической стороне сюжета поэмы - на взаимоотношениях Демона и Тамары.


Ученик:

Демон Рубинштейна в большей степени человек, чем злой дух, как это изображено у Лермонтова, любовь прекрасной грузинки должна примирить его с миром и Богом. Демон уверяет Тамару во всесильности своего чувства к ней. По ее просьбе он клянется отречься от зла и жажды мести. Демон жаждет добра, но в то же время поступает как злой дух-искуситель, одурманивающий и губящий Тамару. Но Бог не прощает отступничества, поэтому Тамара от поцелуя Демона умирает, душу ее Ангел уносит в рай, а Демон в который раз проклинает весь мир.



Слайд №22, №23, №24, №25.
Ученик:

Хотя опера Рубинштейна и не передает в полной мере мятежный дух гениальной поэмы, музыка завораживает слушателей невероятной красотой мелодий и яркой инструментовкой. Многие эпизоды "Демона" принадлежат к лучшим страницам русской оперной лирики.


Учитель:

Только одна опера Рубинштейна звучит на сценах музыкальных театров. Это "Демон" (1872 г.), с первой постановки завоевавший любовь слушателей и до сего времени остающийся одной из самых любимых в нашей стране опер. "Демон" входит в репертуар целого ряда советских оперных театров, начиная с Большого театра СССР. Опера Рубинштейна,—одно из наиболее глубоких творений Лермонтова.



- А теперь вы будете слушателями оперы А. Г. Рубинштейна "Демон". Вы услышите несколько наиболее важных сцен, которые помогут вам составить общее впечатление от произведения. Вслушайтесь в музыку, постарайтесь проникнуть в ее характер, поделитесь своими впечатлениями.
Слайд №27, №28.

Вывод:

Слайд №29,№30.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница