Конспек т по Истории Христианской Церкви



страница1/9
Дата08.07.2016
Размер1.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
ХАРЬКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

К О Н С П Е К Т
по Истории Христианской Церкви
для II класса ХДС

Автор – преподаватель ХДС

Сивопляс Ю.А.

ХАРЬКОВ 2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Церковное богослужение в I-III веках. Характер новозаветного богослужения и его составные части……………………………………………………………………………..4

Священные места богослужений. Изображения и принадлежности христианских


храмов………………………………………………………………………………………. 5

Священные дни и времена христианской Церкви во II-III веке………………………….. 5

Годичные праздники и посты во II-III веке……………………………………………….. 6

Споры о времени празднования Пасхи…………………………………………………….6

Совершение таинств в древнехристианской Церкви во II-III веках……………………....7

Споры о крещении еретиков……………………………………………………………….7


Внешняя жизнь Церкви в период Вселенских Соборов (313-787 гг.). Характеристика данного периода…………………………………………………………………………….8


Христианская Церковь при императоре Константине Великом и его сыновьях: Константине II, Констансе и Констанции…………………………………………………8

Положение Церкви при Юлиане Отступнике и его приемниках………………………....9

Падение язычества. Усилия ученых язычников защитить свою религию. Опровержение их со стороны христиан…………………………………………………………………….11

Территориальное распространение Церкви в период Вселенских Соборов. Распространение Церкви вне пределов Римской империи……………………………….12

Христианство в Африке……………………………………………………………………12

Христианство на Кавказе и в Армении…………………………………………………….13

Христианство в Персии и Аравии…………………………………………………………14

Христианство у готов и других кочевых народов………………………………………….15


Христианство у франков…………………………………………………………………....16


Христианство на Британских островах…………………………………………………….16

Христианство в Германии…………………………………………………………………..17

Христианство между славянскими народами. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители славян…………………………………………………………...17

Христианство в Болгарии, Моравии и Паннонии………………………………………....18

Христианство в Богемии (Чехии), Польше……………………...………………………....19

Христианство в Сербии и Хорватии……………………………………………………….20

Христианство у Скандинавских народов…………………………………………………..20

Бедствия Церкви от гуннов и вандалов. Падение Западной Римской империи………….22

Бедствия восточной Церкви со стороны персов в VII веке……………………………….23

Возникновение и распространение ислама………………………………………………..23

Состояние вероучения в эпоху Вселенских Соборов. Общий взгляд на характер ересей IV-VIII веков………………………………………………………………………………...25

Ересь Ария и I Вселенский Собор в Никее (325 г.) при императоре Константине Великом……………………………………………………………………………………...26

Состояние Церкви после I Вселенского Собора…………………………………………..28

Святой Афанасий Александрийский………………………………………………………29

Лжеучения, возникшие в Церкви во время арианских смут……………………………….30

Второй Вселенский Собор в Константинополе (381 г.) при императоре Феодосии Великом. Окончательное формирование Никео-Цареградского Символа Веры………...31

Предпосылки к возникновению ереси Нестория. Учение об Иисусе Христе Диодора Тарсийского и Федора Мопсуетского……………………………………………………....33

Учение о воплощении Бога-Слова Кирилла Александрийского…………………………33

Несторий и его учение……………………………………………………………………...34



Третий Вселенский Собор в Эфесе (431 г.) при императоре Феодосии II. Осуждение Нестория…………………………………………………………………………………….34

Собор в Халкидоне. Соглашение 433 года и окончательное примирение Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского……………………………………………...35

Утверждение несторианства на Востоке. Несторианские церкви в Персии, Сирии и Индии……………………………………………………………………………………….36

Ересь Пелагия и борьба с ней на Востоке и Западе……………………………………….37

Происхождение и распространение монофизитства……………………………………...38

Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне (451 г.) и определение на нем православного вероучения………………………………………………………………….39

Монофизитство после IV Вселенского Собора…………………………………………...40

Меры императора Юстиниана I по установлению Церковного мира. Спор о трех

главах………………………………………………………………………………………...41

Открытие Пятого Вселенского Собора в Константинополе в 553 году. Упорство монофизитов и образование дохалкидонских церквей: коптской, эфиопской, сирийской и армянской, маланкарской, эритрейской….………………………………………………42

Происхождение монофелитства и заботы византийских императоров о соединении монофизитов с православной Церковью………………………………………………….48

Император Константин Пагонат (668-685) и созыв Шестого Вселенского Собора в Константинополе в 681 году……………………………………………………………...49

Пято-Шестой Собор. Попытки восстановить монофелитство. Марониты…………….50

Иконоборчество. Причины его появления и развития в VIII веке………………………..51

Иконоборчество при императорах Льве Исаврянине (717-741), Константине Копрониме (741-775) и Льве Хазаре (775-780). Первый период иконоборчества……………………..51

Императрица Ирина. Седьмой Вселенский Собор в Никее в 787 году и восстановление иконопочитания…………………………………………………………..52

Иконоборчество после VII Вселенского Собора. Второй период гонений (813-842). Императоры Лев Армянин (813-820), Михаил II (820-829) и Феофил (829-842)…………53

Защитники иконопочитания второго периода. Торжество православия при императрице Феодоре……………………………………………………………………………………...54

Духовное просвещение и богословская наука. Состояние духовного просвещения в IV-IX вв…………………………………………………………………………………..………...55

Богословские школы и их главнейшие представители в IV-V веках. Ново-александрийская богословская школа. Ее замечательные представители…………….55



Антиохийская богословская школа. Ее главнейшие представители……………….…58

Восточно-сирийская (эдесско-низибийская) богословская школа. Ее главнейшие представители………………………………………………………………………………60

Состояние духовного просвещения на Западе в IV-V веках. Главнейшие представители Западной Церкви данного периода………………………………………………………..61

Состояние духовного просвещения в VI-VIII веках как на Востоке так и на Западе. Причины упадка просвещения…………………………………………………………….64

Состояние духовного просвещения в IX-XI вв. на Востоке и на Западе…………………66

Церковное устройство. Характеристика отношений между Церковью и государством…68

Церковная иерархия и новые церковные должности……………………………………...69

Образование митрополий и патриархатов………………………………………………....71

Соборное управление и церковное законодательство…………………………………….72

Возвышение Константинопольского патриарха и причины его возвышения…………....73

Список использованной литературы………………………………………………………74



Церковное богослужение в I – III веках.
Характер новозаветного богослужения и его составные части.
Новозаветное богослужение, в отличие от языческого и еврейского, носило религиозно-нравственный характер.

В основном богослужение состояло из следующих составных частей:




  1. Молитва. Она была средством церковного общения и касалась членов церковной общины и властей. В дальнейшем из этих молитв сформировались современные ектении, произносимые за богослужением диаконами.

О молитвах упоминает в послании к Магнезийцам (7 гл.) св. Игнатий Богоносец: « В общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда». Св. Поликарп Смирнский (послание к Филиппийцам 12 гл.): « Молитесь за царей, за власти и князей, даже за преследующих вас». Как мы видим, во II веке еще не существовало определенных молитв. Однако в III веке начал уже формироваться определенный состав молитв, подтверждение чему мы находим у св. Киприана Карфагенского, который в своем сочинении «о молитве» говорит: « упрекай некоторого еретика за то, что он презрел епископа, оставив священников Божиих, дерзает ставить другой алтарь, совершая другую молитву недозволенными словами».


  1. Пение. Св. Игнатий Богоносец (послание к Римлянам 2 гл.) повелевает составлять хор и петь церковные гимны. Историк Сократ приписывает ему введение в Антиохийской Церкви антифонного пения. Во II веке появилось песнопение «Свете Тихий». В III веке св. Климент Александрийский и Тертуллиан («о зрелищах»), указывали на недопустимость введения искусственного и страстного пения в Церковь. В III веке появилось «Великое славословие».




  1. Чтение Священного Писания. Читалось как Священное Писание Ветхого Завета, так и Священное Писание Нового Завета (Иустин Мученик «Апология» 66-67 гл.). В это же время наблюдается разделение Священного Писания Нового Завета на Евангелие и Апостол. Св. Игнатий Богоносец в послании к Филадельфийцам (5 гл.) пишет: «Будем прибегать к Евангелиям, как к плоти Иисуса Христа, а к Апостолам, как к пресвитерам Церкви». В III веке появляется порядок чтения Священного Писания, и читались послания Мужей Апостольских.




  1. Проповедь. Была обычно после чтения Священного Писания. Проповедовали пресвитеры или епископы, учителя и пророки. Иногда проповедь заменялась чтением Священного Писания. В III веке проповедь получила более определенную форму (свидетельствует Ориген) и право проповедовать кроме священников и епископов получили диакона.

Следует отметить, что во IIIII веках богослужение заканчивалось агапами (вечерями любви). На агапы приносили еду, которая освящалась и затем разделялась между всеми верующими. Однако уже в конце III века агапа исчезает из церковной практики, что связанно со злоупотреблениями в этой части богослужения. Богатые часто не делились с бедными и поэтому эта часть богослужения постепенно исчезала из обихода. В III веке появились поминальные и воскресные агапы, которые соединялись с евхаристией (свидетельство Оригена, Ипполита Римского). Также появляется разделение на утреннее и вечернее богослужение. Именно на вечернем богослужении совершалась евхаристия и агапы.




Священные места богослужений. Изображения и принадлежности христианских храмов.
Местами богослужений вначале были дома верующих, где могла собираться либо вся христианская община, либо ее часть. Многие христиане собирались в катакомбах, так как по языческим законам эти места считались священными и неприкосновенными.

В III веке, когда гонения стали утихать, стал создаваться особый тип христианского храма – базилика. Она имела продолговатую форму и делилась колоннами на 3 части: притвор, храм и алтарь. Храм в свою очередь делился на мужское и женское отделения. В алтаре находился престол, жертвенник и ризница (здесь хранились облачения, книги, священные сосуды).

Христианская живопись, наблюдаемая в древнехристианских храмах и катакомбах, в своей основе использовала символические (голубь, корабль, рыба, виноградная лоза), библейские (Ноев ковчег, жертвоприношение Исаака, Добрый Пастырь) и античные (Орфей и Психея) сюжеты. Это объясняется тем, что первохристиане были как из язычников, так и из иудеев, и им было трудно привыкнуть сразу к священным изображениям, а также для защиты от гражданских властей. Однако это не означает, что у христиан не было икон. Церковный историк Евсевий Кессарийский указывает, что «посредством красок на картинах сохранены лики Апостолов Петра и Павла, да и Самого Христа».

Принадлежностями христианского храма были священные одежды, списки Священного Писания Ветхого и Нового Завета, списки молитв и песнопений, священные сосуды, а также светильники, кадила.


Священные дни и времена христианской Церкви во II – III веке.
Священными днями в христианской Церкви II – III веков считалось воскресенье, как день воскресения Иисуса Христа в противовес иудейской субботе. Также в противовес иудейским понедельнику и четвергу, как постным дням, христиане избрали среду (день предания Христа) и пятницу (день распятия). Дидахе в VIII главе пишет: «Посты же ваши да не будут лицемерными, ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу». В эти дни соблюдался пост до 9-го часа (по нашему времени до 3 часов пополудни).

Как и иудеи, христиане почитали 3, 6, 9 часы, как время осуждения Спасителя на смерть, сошествие Св. Духа на апостолов, распятие Спасителя, и Его спасительную смерть.

В конце III века в Римской Церкви вошел в обычай субботний пост в противовес иудейской субботе.

Годичные праздники и посты во II – III веке.
Главным годичным праздником, известным во II – III веках, является ПАСХА, как день Воскресения Иисуса Христа. Пасха во II веке была крестная и воскресная, и этому празднику предшествовал пост. Пост был разной продолжительности: от 40 часов (по свидетельству св. Иринея Лионского) до нескольких недель – в средине III века. 40 дневный пост в церкви появился лишь в конце III века (5 канон I Вселенского Собора).

В конце III века выделяется особо 40 день после Пасхи с названием ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ и получает новое христианское развитие еврейский праздник ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ (о них свидетельствуют Апостольские Постановления, св. Афанасий Александрийский и благочестивая паломница - Сильвия Аквитанка).

Кроме этих праздников во II веке упоминается праздник КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ или БОГОЯВЛЕНИЯ (в противовес гностикам-василидам) и праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА в III веке на Западе.

Во II – III веках на Западе развивается практика празднования дня рождения и смерти мучеников (свидетельствуют мученические акты), хотя это празднование не было общецерковным, ибо каждая Церковь имела своих мучеников. В эти дни совершались праздничные богослужения с агапами, чтения мученических актов на гробах мучеников.

Споры о времени празднования Пасхи.
В конце II века возникли споры о праздновании Пасхи. Некоторые малоазийские церкви, по примеру евреев, праздновали Пасху 14 нисана (эта пасха называлась крестной), а через день Пасху Воскресную, на какой бы день она ни приходилась. Другие Церкви праздновали пасху крестную в первую пятницу после 14 нисана, а пасху Воскресную в первое воскресенье после 14 нисана.

Таким образом в одних Церквях Пасха праздновалась по числам, а в других – по дням. Малоазийские церкви ссылались на предание, полученное от апп. Филиппа и Иоанна, а римская церковь ссылалась на предание ап. Павла.

В конце концов было принято на Лаодикийском Соборе (170 г.) решение праздновать Пасху в следующий воскресный день после 14 нисана. Однако малоазийские церкви не хотели принимать это постановление, что привело к конфликту между папой Римским Виктором и епископом Эфесским Поликратом. К счастью, вмешательство св. Иринея Лионского положило конец этому церковному конфликту.

Совершение таинств в древнехристианской Церкви во II – III веках.
Крещение. Совершалось над оглашенными любых возрастов. Оглашение продолжалось от 40 дней до 3-х лет, и при крещении оглашенным давались имена святых или христианских добродетелей. Оглашенные делились на слушающих, коленопреклоненных и готовящихся к просвещению.

Крещение происходило обычно в большие праздники Пасхи, Пятидесятницы или Богоявления. Крещение в основном совершалось через погружение, хотя было и обливание (крещение больных, умирающих, заключенных в темницу).



После крещения новокрещаемый принимал братское целование, светильник, молоко и мед (символ вступления в землю обетованную), белую одежду (знак чистоты) и носил ее от 3 до 8 дней.
Миропомазание. Совершалось после крещения через помазание миром и возложением рук самими апостолами. Затем миропомазание стали совершать епископы и пресвитеры. Исключение составляла африканская церковь, где право освящения мира и миропомазания было правом епископа.
Евхаристия. Вначале совершалась после агап (вечерь любви). В конце I – начале II века вследствие беспорядков на агапах, произошло присоединение евхаристии к богослужению. Евхаристия совершалась ежедневно, и в ней участвовали только верующие. Порядок совершения таинства был такой же, как и в настоящее время.
Покаяние. Во II – III веках в христианской церкви существовала практика публичного покаяния. Церковь за особо тяжкие грехи отлучала членов от общества церковного и после временного искуса принимала в церковное общение. Известно несколько степеней искуса: плачущие, слушающие, клоленопреклоненые и стоящие с верными. Злоупотребления в этой области привели к расколам в церкви.
Священство. Совершалось так же, как и в настоящее время, то есть через рукоположение. Сначала рукополагали в церкви апостолы, а затем они передали эту власть своим приемникам – епископам.
Брак. Совершалось перед литургией, чтобы брачующиеся могли причаститься. При браке употреблялись кольца и венцы из растений, которые носились 7 дней.
Елеосвящение. Имеет основание со времен Спасителя. Основание в послании ап. Иакова (5,14-15). Однако не известно, при каких обрядах совершалось это таинство. Можно предположить, что оно совершалось несколькими пресвитерами.

Споры о крещении еретиков.
Некоторые восточные церкви, карфагенская и африканская, считали, что следует перекрещивать всех еретиков, вступающих в православие. Противоположное мнение имели александрийская и римская церкви, которые принимали еретиков, если их крещение было совершено во имя Отца и Сына и Святого Духа. Из-за этого во II веке произошли большие споры в Церкви в лице папы Римского Стефана (253-257) и Киприана Карфагенского вместе с Фермином Кессарийским. Святой Дионисий Александрийский пытался примирить стороны. Окончательно этот вопрос был решен лишь в эпоху Вселенских Соборов, когда были установлены общие правила, каких еретиков принимать в православную Церковь через перекрещивание, а каких нет, то есть какое крещение еретическое признавать действительным.


Внешняя жизнь церкви в период Вселенских Соборов (313-787 гг.)
Характеристика данного периода.
Начиная с IV века Христианская Церковь начинает стремительно развиваться и занимать господствующее положение в мире. Этому способствовали как прекращение гонений на христиан со стороны гражданских властей, так и признание христианства со стороны императоров господствующей государственной религией. Это в свою очередь ставило христианскую религию в более привилегированное положение по сравнению с язычеством.

Знаменитый Миланский Эдикт 313 года еще более укрепил позиции христианства в древнем мире. В этот период появляется много ересей и расколов, что тоже указывает на рост церкви, так как с ними боролись замечательнейшие представители церковного богословия и великие отцы Церкви. Христианское учение после этой борьбы раскрывается во всей своей полноте, о чем свидетельствуют постановления и законы 7 Вселенских Соборов. Оживленная политическая и религиозная жизнь является ярким примером и характеристикой данного периода.


Христианская Церковь при императоре Константине Великом и его сыновьях: Константине II, Констансе и Констанции.
Рассматривая жизнь и деятельность христианской церкви в IV веке, нельзя обойти стороной такую личность, как император Константин, получивший от благодарных потомков название «Великий».

Константин Великий был сыном императора Констанция Хлора и Елены. По свидетельству историков семья будущего императора Константина отличалась набожностью, и эта черта была привита Константину еще в детстве. Вначале Константин был язычником, и, став императором Запада после своего отца в 305 году, придерживался языческого культа.

Перелом в его жизни и религиозном видении произошел в 312 году, когда он с помощью Божией одержал победу над императором Максенцием. Во сне перед началом похода ему явился Иисус Христос с Крестом, и сказал, что с помощью Креста он победит своего врага. Константин повелел вышить на своих знаменах крест и действительно одержал победу. Это, по свидетельству историков, оставило глубокий след в душе императора, и с этого момента он стал более благосклонно относиться к христианству. Все документы и законы, принятые во время правления императора Константина, в том числе и знаменитый Миланский Эдикт, проникнуты этим уважением и любовью к христианству. Так, например указ 319 года освобождал членов клира от всяких повинностей, а указ 323 года запрещал принуждать христиан к участию в языческих празднествах.

К сожалению, во времена Константина большинство населения империи было язычниками, и Константин понимал, что резкими мерами против язычества он возбудит против себя население. Поэтому он вначале не препятствовал язычникам совершать свои жертвоприношения, но и давал различные привилегии христианам. Эти привилегии заключались в передаче христианам языческих богослужебных зданий, которыми не пользовались язычники, покупке земель под постройку христианских храмов, выделении средств из царской казны для благоустройства христианских мест богослужения.

Константин понимал, что Рим – место, где очень сильна языческая партия, и поэтому в 330 году перенес столицу империи в городок Византион, назвав столицу Константинополем. Здесь все было как в древнем Риме за исключением языческих храмов, которые были заменены христианскими.

В конце своей жизни (в 337 году) он принял крещение. Причиной столь позднего крещения могла быть благочестивая традиция того времени принимать крещение перед смертью, или сознание своего недостоинства принимать на себя рано такое великое церковное таинство.

После своей смерти он был удостоен великой чести как от христиан (признан святым и равноапостольным), так и от язычников (причислен по указу римского сената к сонму богов).

Приемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340 года), Констанс (до 350 года) – управляли западной частью империи и Констанций (управлял вначале Востоком, а затем с 337 года и Западом до 361 года). Эти императоры еще более строго, чем Константин относились к язычеству, и всеми силами старались положить конец язычеству и утвердить православие в империи.

Особенное место в списке этих императоров занимает Констанций, который в 341 году вместе с Констансом издал закон, запрещающий языческие приношения и всякого рода поклонения идолам. Констанций постановил разрушать языческие храмы или отдавать их под христианские церкви. Вследствие столь жестких мер многие из язычников, не желая потерять своих служебных мест, принимали христианство, оставаясь в душе язычниками.


Каталог: %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> 2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> Конспекты лекций социология (курс лекций)
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Музыкально-педагогические практикумы»
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> Конспект урока по предмету «Литературное чтение»
2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 -> Московская Духовная Семинария история русской церкви
2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 -> Конспект по предмету «Новый Завет» для 2 класса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница