Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс



Скачать 127.63 Kb.
Дата26.03.2016
Размер127.63 Kb.
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/2013 учебный год)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1



Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников.

Принципы драматургии жанра мюзикл в произведениях воронежских композиторов для детей на примере оперы-сказки «Волшебный Колобок» М.И.Цайгера и мюзикла О.В. Завьялова «Приключения муравья Афони».


Автор: Попов Алексей Павлович, руководитель эстетического отделения, преподаватель вокала МБОУ ДШИ №1.

Место выполнения работы: МБОУ ДШИ №1

394038, г. Воронеж Воронежской области, ул. Пирогова, д.29


Принцип драматургии жанра мюзикл , в произведениях воронежских композиторов для детей на примере оперы-сказки «Волшебный Колобок» М.И.Цайгера и мюзикла О.В. Завьялова «Приключения муравья Афони».


XXI век – это эпоха глобализации культур, объединения жанров, демократизации общества. Одной из характерных черт современной эпохи является использование в искусстве универсальных жанров, жанров объединяющих в себе различные формы художественных проявлений. Самым ярким примером такого современного универсального жанра можно считать мюзикл, который объединил в музыкальной культуре такие основные жанры, как: драматический театр, опера, оперетта, изобразительное искусство, спецэффекты, световое шоу и балет.

Современный мюзикл, опираясь на театральную драматургию и профессионально составленные тексты, на исполнение песен в соединении с танцами, используя сложные оркестровые аранжировки и виртуозные вокальные партии, трюки и спецэффекты, завоевал право ведущего жанра в музыкально-театральном искусстве. Это шоу сегодня представляет собой хорошо отлаженную экономическую машину, с огромным бюджетом и колоссальными рекламными компаниями.

Мюзикл вынужден был вбирать в себя различные современные течения, должен был оставаться популярным и востребованным. Пропуская через себя рок, поп, панк и другие субкультуры, мюзикл наполнил себя довольно пестрым и, вместе с тем, удивительно интересным в современном музыкальном мире языком, объединил в себе многие современные течения.

В отечественной культуре этот жанр является сравнительно новым, его история охватывает лишь четыре десятилетия прошедшего двадцатого века и начала двадцать первого столетия. Актуальность данного явления подтверждается широтой научной полемики вокруг жанра мюзикл. Отечественные композиторы А.Журбин, А.Рыбников, Э.Артемьев, В.Дашкевич, А.Гринблад, А.Градский, А.Иващенко, Г.Гладков, Е.Баневич, опираясь на зарубежные модели, создают индивидуальные, новаторские произведения, возникшие исключительно в отечественной социокультурной ситуации. В советскую эпоху мюзикл относился к оперетте или рассматривался как музыкально-драматический спектакль. Сегодня мюзикл содержит в себе интересный захватывающий сюжет, яркую хореографию, кино- и спецэффекты. Энергия мюзикла должна быть неиссякаемой и превосходить энергию близких ему жанров оперы и оперетты. В России развитие традиционного театра имеет давние и глубокие культурные традиции, по этой причине, жанр мюзикл приживается не так быстро. На современном этапе развития мюзикла опера, драматический театр и балет быстро заимствуют его высокие технологии,происходит взаимообогащение разных жанров, появляются все новые и новые сочинения, постановки которых осуществляются в различных городах.

Культурная жизнь Воронежа не является исключением. Известные воронежские композиторы Г.Ставонин , М.Цайгер, Е.Ткачева, Т.Шипулина, П.Рукавицын, С.Волков, О.Завьялов неоднократно обращались к музыкально-сценическим жанрам для детей. Приоритетными жанрами воронежских композиторов в области музыкального театра для детей являются оперы-сказки, мюзиклы, музыка к кинофильмам и спектаклям, и, конечно же, мюзиклы. Жанр мюзикла достаточно широко представлен в творчестве П.Рукавицына, О.Завьялова, С.Волкова.

В своей работе мне хотелось бы обратить внимание на два произведения воронежских композиторов – оперу-сказку «Волшебный Колобок» М. Цайгера и мюзикл «Приключения муравья Афони» О. Завьялова, которые отражают специфические художественные закономерности различных видов детского музыкального театра.

Целью нашего исследования является определение взаимодействия двух жанров – оперы и мюзикла.

Цайгер Михаил Исаакович – воронежский композитор, блестящий пианист. С 1989 по 1993 год был председателем Воронежской организации Союза композиторов России, участвовал в работе ряда Всероссийских и Международных конкурсов, публиковался в периодической печати. М. И. Цайгер удостоился российской премии имени Я. Френкеля Союза композиторов России, отмечен Кембриджским биографическим центром как «Человек года 1992-1993», «Наградой XX века для достойных». С 1974 года работал (как и О. В. Завьялов) солистом-пианистом Воронежской областной филармонии. С 1996 года композитор проживает и работает в США.

М.И.Цайгер работает в жанрах симфонической, оперной, хоровой и камерной музыки, создает произведения для народных инструментов. Среди его опусов: 2 симфонии, опера-сказка «Волшебный колобок», музыка к ряду драматических спектаклей, симфоническая поэма «Фрески», кантаты «Песни о Стеньке Разине», «Ода к Родине», «Бог есть любовь», 2 концерта для фортепиано с оркестром, хоры на стихи Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Блока, и др.

Опера «Волшебный Колобок» была написана композитором в 1985 году. Либретто оперы создано Б. Юханановым по мотивам русской народной сказки «Колобок». Премьера оперы состоялась в Воронежском театре оперы и балета. В настоящее время опера «Волшебный Колобок» входит в репертуар музыкально-литературного лектория Воронежской областной филармонии.

С жанрово-композиционной точки зрения опера-сказка «Колобок» представляет собой оперу сквозного развития, в одном действии и трех картинах, объединяющих десять сцен. По типу драматургии это — волшебная опера, основной идеей которой является победа добра над злом. Литературный текст выражает главную идею оперы словами финальной песни: «Если верить в чудо, чудо случится, ведь непобедимы добро и любовь…»

В драматургии оперы важнейшим моментом является «очеловечивание» Колобка, что и отличает оперу от первоисточника: русской народной сказки. Отдав «тело» Лисе в форме хлеба, сам Колобок превращается в человека и возвращается к Старику и Старухе.

Силы зла в опере представлены персонажами Волка и Лисы, которых побеждает волшебная песня, исполняемая Колобком совместно со зрителями. Песня «Как удивительно в лесу» звучит на протяжении всей оперы и появляется во всех драматургически важных моментах оперы, выполняя роль сквозного развития.

Проследим основные принципы развития оперы, которая открывается оркестровым вступлением.

В 1 картине 1сцены происходит завязка драматургического действия. Старик и Старуха ведут диалог. Музыкальный язык персонажей сложный, построенный на основе декламаций. Речитативная мелодия, движется по увеличенным, уменьшенным интервалам. В сцене присутствует наложение разных интонаций в партии Старика и Старухи, аккомпанемент при этом создает сонористический эффект и не поддерживает партии героев. Ладовой основой этих партий являются преимущественно диатонические ходы в модальных ладах по типу попевок. Партии Старика и Старухи изобилуют хроматическими ходами и являются, таким образом, примером сложного современного оперного языка.

Во 2-й сцене 1картины на первый план выходит внешнедейственное начало. Появляется волшебное перышко с помощью которого Старуха готовит Колобок.

Перед 3-й сценой рассказчик повествует зрителям о «волшебной песне». Всю третью сцену исполняет Колобок. Его партия написана в высокой тесситуре. Песенная природа интонаций, изящная стилизация под теноровые оперные арии русских композиторов (А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского) рисуют лирический образ главного героя оперы.

2 картина, сцена 4 открывается «волшебной песней» «Как удивительно в лесу», которую исполняет Колобок вместе со зрителями.

Сцена пятая – это встреча Колобка и Зайца, в вокальной партии которого можно выделить три составляющих элемента музыкальной его характеристики: в начале - речитативность, затем эмоциональное в напряжение персонажа передает развитие мелоса со скачкообразными ходами на широкие интервалы – септиму, октаву и, наконец, свертывание мелодии: возвращение к речитации, к декламации. Следует отметить в характеристике образа трусливого Зайца изобразительный прием: репетиции на одном звуке, проходящие и в вокальной партии, и в оркестровом сопровождении, которые передают дрожь Зайца что придает сцене тревожно-драматический колорит.

Кульминацией в вокальной партии Зайца в сцене является цитирование персонажем лейт-темы партии Волка: «тот, кто сильней, тот и главней, кто всех зубастее и злей», являясь косвенной характеристикой представителя сил Зла, и предвосхищает появление Волка в седьмой сцене.

Шестая сцена служит скрепляющим элементом драматургии оперы: в ней вновь звучит «волшебная песня» Колобка, исполняемая вместе со зрителями, которая выполняет роль своеобразного рефрена: «Я от бабушки ушел...», если сравнивать с народной сказкой.

Драматическим контрастом к предыдущей сцене становится сцена седьмая, в которой неожиданно появляется Волк. Использование угловатой, резко диссонирующей мелодии партии Волка способствует созданию образа абсолютного зла. Смысловая кульминация сцены попадает на слова «тот, кто сильней, тот и главней, кто всех зубастее и злей». Мелодический рисунок партии Волка - волнообразно-хроматический, напоминает «волчий вой», элементы марщевости в сочетании с синкопированным ритмом придают характерное звучание этой лейттеме. Постепенно в конце сцены партия Волка трансформируется под воздействием «волшебной песни» Колобка.

Начиная с восьмой сцены, с появлением Лисы наступает основное драматическое напряжение, готовится развязка действия оперы. Для игры Лисы и Колобка композитор использует неофольклорный фрагмент – детская считалочка: это цитата из «Вокального цикла на стихи поэтов для детей » произведения М.И.Цайгера (1984 год). В основе музыкального языка цитаты лежит секундовая попевка и остинатный ритм из четырех восьмых. Игровой характер «Считалочки» оттеняет и подводит к драматической кульминации всей оперы. Наступает развязка: вместо румяного Колобка Лиса неожиданно находит лишь «просто хлеб, обыкновенный хлеб…».

Завершает оперу (10 сцена, 3 картина) возвращение Колобка в человеческом облике к Старику и Старухе. Звучит финальная песня «Если верить в чудо», которая выполняет роль смысловой кульминации всей оперы-сказки «Колобок».

В целом, музыкальный язык детской оперы можно условно разделить на три языковых пласта: авторский (вступление, партии Старика, Старухи, Зайца, Волка), неофольклорный («считалочка») и эстрадно-песенный (песня Колобка, финальный ансамбль).

Наиболее разнообразно представлен авторский музыкально-языковой пласт. Среди элементов композиторской техники можно встретить: в звуковысотной организации – экмелику, новую модальность, сонорику, тональный мажороминор в сочетании с эллиптическими гармоническими оборотами; в складах музыкального мышления – гомофонный, полифонический, гомофонно-гармонический; в ритмике – создание «говорящих» ритмоформул для характеристики каждого персонажа; техника сольного и ансамблевого (чаще дуэтного) музицирования.

Неофольклорный языковой пласт представлен использованием приемов модального мелодического мышления, проявляющегося в виде попевок: например, в сценах со Стариком и Старухой, «считалочка».

Эстрадно-песенный пласт представлен «волшебной песней» Колобка и финальным ансамблем. В них ясно угадывается главный гармонический оборот популярных песен - II7–D7–I (VI-II); аккорды в подобных оборотах даны в основных видах септ-, нонаккордов, D67; мелодика диатонична, напевно-песенная, с нешироким диапазоном и несложной ритмикой.

Таким образом, становится очевидно стремление М. И. Цайгера в композиционной логике сочинения оперы «Волшебный Колобок» к общемодернистским новациям при сохранении национальных корней.

Обратимся к следующему произведению – детскому мюзиклу О. В. Завьялова «Приключение муравья Афони».

Олег Васильевич Завьялов – пианист-виртуоз, аранжировщик, композитор. С детских лет проявлял себя как сочинитель музыки и одаренный пианист. Окончив с отличием в 1972 году Воронежскую специальную музыкальную школу, продолжил свое обучение в музыкальном училище им. Ростроповичей, где начал проявлять себя как аранжировщик и композитор. По окончании училища в 1976 году поступил в Воронежскую Государственную Академию Искусств, по окончании которой (1981год), продолжил свою творческую деятельность в качестве педагога сначала по общему фортепиано, а затем как педагог специального фортепиано. Так же в развитии его композиторского таланта сыграл факт поступления в аспирантуру Академии им. Гнесиных. В период обучения им был написан ряд научных статей: «Некоторые принципы работы над инвенциями Баха» 1989, «О фортепианных транскрипциях С. Прокофьева» 1991, «О сонористических и структурных функциях демпферной педали в фортепианных произведениях С. Прокофьева» 1991, а также уникальный курс лекций посвященный творчеству С. В. Рахманинову «Образы природы в произведениях Рахманинова».

С 1993 года Олег Васильевич ведет активную творческую деятельность, в качестве солиста и концертмейстера лектория Воронежской Государственной Филармонии. Именно в этой обители творческого духа начинаются его первые пробы себя как композитора и аранжировщика. Сначала это небольшие вставные номера в программы лектория середины девяностых годов: тема «Андерсен», «Путешествие на воздушном шаре» и другие, в которых Олег Завьялов, используя энциклопедические знания классической музыки, не только предлагает великолепные музыкальные решения поставленных театрально-сценических задач, но и сам сочиняет ряд интереснейших вставных номеров: «Королевский бутерброд» по стихотворению В. Милна в переводе С. Маршака, «Дореми смешной король», по стихотворению Б. Заходера, «Мышиный новый год», по стихотворению норвежского поэта Альфа Прейхена. С этого периода участие музыкально-импровизационного начала игры Олега Васильевича в оформлении филармонических программ становится нормой и неотъемлемой частью его аккомпанемента.

Начиная с 2002 года, Олег Завьялов в сотрудничестве с режиссером и либреттистом лектория Натальей Бабенко создает ряд программ, среди которых появился удивительный мюзикл «Приключения муравья Афони». Этот детский мюзикл обладает своими специфическими особенностями, является весьма востребованным и в наши дни.

В основе сюжета мюзикла лежит либретто Н. Бабенко, написанное по мотивам рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». В отличие от прозаического текста В. Бианки, текст мюзикла смешанный – стихотворный и прозаический. Оба эти произведения объединяет тема путешествия, расширение границ и представления о мире. В отличие от первоисточника, целью которого является простое знакомство читателя с миром насекомых, в либретто мюзикла легла идея всепрощения и победы добра над злом – «не делать зла, а делать лишь добро и будет жить приятно и легко», идея коллективизма и опасности быть изолированным от общества.

Мюзикл имеет номерную структуру, соединенную прозаическим авторским текстом. Действующими лицами и в рассказе, и мюзикле являются насекомые: муравьи, муравей Афоня, Шмель, Майский жук, Стрекоза, Кузнечик, Гусеница, Ведущая (в рассказе – автор).

Мюзикл открывается вступлением, на фоне которого муравьи строят дом-муравейник.

Ведущая разучивает со зрителем общую песню «Мы муравьи – лесной народ», которая является главным драматургическим элементом, цементирующим действие мюзикла.

Ансамбль муравьев «Муравейник мы построили» - завязка действия. Следующий номер мюзикла – ария муравья Афони, которая написана в стиле старинной баллады. Мелодия арии проста и лирична, точно передает настроение главного героя: печаль, обреченную грусть. Плачущие интонации (скачки на малую сексту, нисходящее движение, минорный лад), все это доступно и глубоко передает переживания главного героя. Баллада несколько раз прерывается репликами Старого муравья, и последний куплет баллады начинает звучать в мажоре, передавая изменение настроения героя.

Куплеты муравьев – друзей Афони – зарождают мысль о путешествии. Отправляясь в путешествие, Афоня встречает ряд персонажей.

Характеристика первого встретившегося персонажа – Шмеля – решена в жанре спокойного вальса. Рисуется образ важного (до чванливости) и рассудительного насекомого.

Контрастом Шмелю выступает Майский Жук. Его характеристика опирается на жанр галопа. Задорная мелодия, танцующий ритм польки и галопа, стремительный темп – все передает веселый и бесшабашный характер Жука. В этой сцене происходит перелом – в момент падения муравья Афони на землю. Теперь раненый Афоня вынужден искать способ вернуться домой.

Образ женщины-вамп, так представлен персонаж Гусеница-землемер, охарактеризован мелодией в жанре танго. Автор использует танго начала XX века Е. Розенфельда, «Я возвращаю Ваш портрет».

Популярная детская песня «В траве сидел кузнечик» послужила основой для раскрытия соответственно образа Кузнечика. В спектакле ее исполняют и герои, и зрители. Такая интерактивность является наглядным примером современного мюзикла.

Во второй арии Муравья Афони, которая передает состояние ужаса и неизбежности гибели героя, используется советская массовая песня Г. Мовсесяна «Родная страна». В драматургическом плане ария является предкульминационным номером.

Кульминационной точкой мюзикла является встреча муравья Афони со Стрекозой. В ее словах «Не помнить зла, а делать лишь добро, и будет жить приятно и легко» выражена основная идея всего произведения.

Развязка мюзикла наступает в финальной песне «Мы, муравьи …».

Музыкальный язык мюзикла отличают:

- использование в качестве характеристик персонажей разнообразие танцевальных и вокальных жанров (вальс, танго, полька, галоп, ария, баллада, песня, куплеты);

- авторский музыкальный язык – легко запоминающиеся песенные ритмо-интонации, опирающиеся на тональную гармонию с использованием аккордов, ставших, по-сути, лейт-гармонией: Бмаж7, созвучие «H-fis-eis1-dis2-cisis3»;

- использование стилизации;

- применение коллажной техники композиции (Розенфельд, Мовсесян, Гладков).

Учитывая, пусть и отдаленное, но родство жанров оперы-сказки и мюзикла, можно выделить художественное взаимодействие этих двух жанров на примере оперы-сказки М.Цайгера и мюзикла О.Завьялова:



  • идейное содержание обоих произведений ориентировано на воплощение вечной идеи борьбы добра со злом;

  • участие зрителя в действии оперы-сказки и мюзикла;

  • наложение театрального и музыкального пластов (участие в спектаклях автора-лектора);

  • использование жанра массовой песни;

В композиционной логике сочинений М.И.Цайгера и О.В.Завьялова отразились установки одного из ведущих художественных направлений современности – постмодернизма.

Сочинения воронежских композиторов М.И.Цайгера и О.В.Завьялова доступны для восприятия, мелодичны и приятны на слух. Они популярны среди массового зрителя и среди самой непосредственной ее части – детской публики.
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Заседание школьного научного совета Учитель физики салмина и. В. г. Гагарин
article -> А. Н. Островский: страницы жизни и творчества. Особенности анализа драматических произведений А. Н. Островского
article -> Литературно-музыкальная композиция по книге А. Грина «Алые паруса»
article -> Андрей Тимофеевич Болотов педагог
article -> Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
article -> Нарисовать иллюстрацию к стихотворению или ответить на вопросы в тетради по литературе. Вопросы: Почему Лермонтов в начале стихотворения называет парус одиноким, а в конце мятежным?
article -> «Нам бы про душу не забыть»…
article -> Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
article -> Сценарий фестиваля эстрадной песни «Песни ХХ века» Цели и задачи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница