Конкурс проектов «Мой памятник литературному герою» Тема проекта «Образ Емельяна Пугачева как символ свободы»



Скачать 238.06 Kb.
Дата24.03.2016
Размер238.06 Kb.
ТипКонкурс
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5

г. Донецка Ростовской области.



Всероссийский конкурс проектов «Мой памятник литературному герою»

Тема проекта « Образ Емельяна Пугачева как символ свободы»



Авторы: Ляхова Наталья,

Ющенко Сергей,

учащиеся 8 класса

Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №5

г. Донецка Ростовской области.

Руководитель: Можарчук Галина Анатольевна

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5 г. Донецка.

г. Донецк, 2013г.



Оглавление


1. История создания повести "Капитанская дочка" и «Истории Пугачевского бунта» 4

2.Причины обращения Пушкина к теме Пугачевского бунта 5

3.Характеристика Емельяна Пугачева в творчестве Пушкина 9

4.Прототип пушкинского героя 13

5.Пугачев — разбойник или освободитель 14

6.Образ Емельяна Пугачева в литературных произведениях 15

7.Образ Емельяна Пугачева в фольклоре. 17

Вывод 17

Список литературы: 18

Введение

Мы долго думали, какую тему для проекта выбрать. Ведь она должна выражать что-то особенное, что-то значимое. И вот нам на глаза попалась прекрасная повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На нас, после прочтения этого произведения, произвел очень большое впечатление Емельян Пугачев, ассоциируемый у нас со свободой.

После выбора темы нам предстояло собрать как можно больше информации, для того чтобы лучше понять характер этого героя и замысел автора.

Мы допоздна засиживались в библиотеках, читая разные книги, связанные с Пугачевым. Прочитали повесть «Капитанская дочка» и познакомились с «Историей Пугачевского бунта». Вскоре мы задумались над тем, только ли А.С.Пушкин интересовался этой темой, или были другие художники русского слова, работавшие в этом направлении. Каково было их видение Пугачева и пугачевского бунта. Мы исследовали народные песни и предания. Во «всемирной паутине» находили интересующую нас информацию, изучали разные точки зрения ученых и литературоведов по данной проблеме. В итоге у нас получилась исследовательская работа, основанная на материалах, полученных из разных источников.

Тема проекта «Образ Емельяна Пугачева в творчестве А.С.Пушкина» актуальна, прежде всего, тем, что творчество Александра Сергеевича Пушкина ассоциируется в современном неспокойном обществе у широких масс исключительно с его литературной деятельностью; а надо сказать, что творчество Пушкина было намного шире и глубже. Мало кто знает о том, что А.С. Пушкин в последние, самые трудные в жизни и творчестве годы успел проявить себя в качестве незаурядного историка-исследователя, о том, как происходило становление великого поэта и писателя в новом качестве, какой именно вклад он внёс в историческую науку, как Пушкиным осуществлялась исследовательская работа, кого он взял прототипом одного из главных героев своей повести «Капитанская дочка» и как Александру Сергеевичу удалось отобразить черты героя в своем произведении.

В ходе исследования мы попытались найти ответы на эти вопросы.


1. История создания повести "Капитанская дочка" и «Истории Пугачевского бунта»


Говоря об образе Пугачева нельзя не сказать об истории создания повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта».

В 1824 году проявился интерес Пушкина к восстанию Пугачева.

Повесть «Капитанская дочка» писалась в тесной внутренней связи с «Историей Пугачева».

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. 

В 1833 году Пушкин путешествует по Поволжью и Приуралью, где происходило восстание. На свою поездку в Казань он получил разрешение императора Николая I. Вот что писал он своей жене Наталье Николаевне 8 сентября: «Я в Казани с пятого.<…> Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону». Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. А через 11 дней, по дороге из Оренбурга домой, пишет: «А уж чувствую, что дурь на меня находит,— я и в коляске сочиняю, что же будет в постели?». «Дурью» он нежно называет поэтическое вдохновение, которое у него связано теперь с обоими его замыслами на тему Пугачева.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 году под заголовком «История Пугачевского бунта», это название дал ему император Николай I.

Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по местам восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

Сочувственный интерес Пушкина к Пугачеву заметно возрастал в процессе создания повести. Образ Пугачева далеко не сразу сделался центральным в романе. На начальном этапе развития замысла он занимал второстепенное место. Но затем Александр Сергеевич решил выдвинуть его на первый план. Это и было выражением все большей заинтересованности Пушкина личностью Пугачева, все растущим к нему авторским расположением. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.


2.Причины обращения Пушкина к теме Пугачевского бунта


Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина пришлись на переломный период российской и мировой истории. Конец XVIII – первая половина XIX в. были заполнены, по словам Л.В. Черепнина, «острой классовой и политической борьбой, в ходе которой менялись социальный строй и международные отношения в Европе».

В России происходит постепенный упадок феодально-крепостнического строя. В первой половине 70-х гг. XVIII в. Российская империя подверглась такому грозному потрясению, как Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. В конце XVIII столетия русский революционер А.Н. Радищев, выступил с призывом о ликвидации самодержавия и крепостного строя.

Отечественная война 1812 г. способствовала росту национального самосознания, расколу общества на различные политические группировки. Революционно-настроенные представители одной из них – декабристы – организовали восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. против действующей власти. Затем в эпоху так называемой «николаевской реакции» общественная мысль на какое-то время стихла, пока в 30-е гг. XIX в. не начали возникать новые революционные кружки, членами которых становились, в частности, разночинцы.

Александр Сергеевич Пушкин всегда старался быть в курсе событий, происходивших в России и Европе.

Незадолго до времени описываемых в данной работе событий А.С. Пушкин пережил тяжелейшую личную трагедию, потеряв своих близких друзей – участников восстания декабристов. Тем не менее, Пушкин обратился к исследованию прошлого России.

Тема истории Пугачевского бунта была подсказана Пушкину современными ему условиями российской действительности.

На первую половину XIX в. пришлось огромное количество стихийных выступлений крестьянства и военных поселенцев. Особенно они участились в 30-е гг., достигая, по выражению А.И. Чхеидзе, «местами таких размеров, что в правительственных кругах и в широких кругах дворянского общества возникали опасения «новой пугачевщины».

По сведениям исследователя крестьянского вопроса В.И. Семевского, «крестьянских волнений в царствование императора Николая I всего было 556…».

В 1830 г. в России вспыхнула и быстро распространилась на территории империи эпидемия холеры. Правительство оказалось практически беспомощным в борьбе со страшной эпидемией. Карантины, введенные им, организовывались настолько неумело, что они не могли препятствовать распространению эпидемии. Карантины препятствовали также и нормальному проведению торговых операций, что, в свою очередь, затрудняло своевременную доставку продовольствия и, соответственно, вызывало голод.

По мнению А.И. Чхеидзе, все «это крайне волновало народ и заставляло его прибегать к самозащите от «помощи» правительства».

В 1831 г. в городе Старая Русса вспыхнуло восстание военных поселенцев, которое стремительно распространилось на соседние губернии. Последствием данных волнений стала отставка Аракчеева. Военные поселения же были сохранены.

Вот как описывал вверенное ему хозяйство бывший в то время начальником старорусских военных поселений генерал-майор Маевский: «Представьте дом, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение, смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; что капитальные леса сожжены, а на строение покупаются новые из Порхова, с тягчайшей доставкою; что для сохранения одного деревца употреблена сажень дров для обстановки его клеткою, и тогда получите вы понятие о государственной экономии. Но при этом не забудьте, что поселянин имеет землю по названию; а общий образ его жизни - ученье и ружье».

После того как восстание вспыхнуло в Старой Руссе, оно перекинулось на новгородские поселения. Бунтовщиков поддержали дивизии гренадеров. Петербург находился под угрозой, так как восставшие в любой момент могли двинуться на столицу.

Пушкин внимательно следил за текущими событиями. В августе 1831 г. А.С. Пушкин в письме своему приятелю П.А. Вяземскому сообщал следующее: «… ты, верно, слышал о возмущениях Новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в новгородских поселениях со всеми утончениями злобы… 15 лекарей убито; спасся один при помощи больных, лежащих в лазарете; убив всех своих начальников, бунтовщики выбрали себе других – из инженеров и коммуникационных… Но бунт Старо-Русский ещё не прекращён. Военные чиновники не смеют ещё показаться на улице. Там четверили одного генерала, зарывали живых и проч. Действовали мужики, которым полки выдали своих начальников. – Плохо, Ваше сиятельство. Когда в глазах такие трагедии, некогда думать о собачьей комедии нашей литературы».

Данный мятеж был с большим трудом подавлен, правительство превзошло восставших в жестокости и изуверстве.

Тема простого народа была неразрывно связана с крестьянскими бунтами, она же и стала одной из важнейших тем, исследованных Пушкиным как историком. По мнению А.И. Чхеидзе, мысль о роли народа в борьбе с крепостническим строем возникла еще в 20-е гг., теперь же она углублялась и подвела Пушкина к постановке вопроса о крестьянском восстании как одной из форм борьбы с «создавшимися невыносимо тяжелыми условиями».

Вольнолюбивый дух, которым проникнуто все творчество Пушкина и, в частности, его исторические труды, выразился не только в критике деспотизма, но и, по мнению Л.В. Черепнина, нашел свое проявление в том, что «писатель посвятил свое творчество героям, о которых дворянские историки предпочитали умалчивать… а именно предводителям крестьянских войн – Степану Разину, Емельяну Пугачеву». В письме к своему брату Пушкин называл Степана Разина единственным поэтическим лицом русской истории. Александр Сергеевич собирал песни о Разине и сравнивал его с Пугачёвым, говоря о том, что Симбирск в 1671 году устоял против Степана Разина и называя его Пугачёвым того времени. Уроки истории подвели Пушкина к следующему выводу: необходимо покончить с вековой русской болезнью – крепостным правом. Пушкин так писал об этом: «Одно только страшное потрясение могло бы уничтожить в России закоренелое рабство; нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет все состояния противу общего зла, и твёрдое, мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещёнными народами Европы»

Одним из важнейших вопросов, волновавших Пушкина как историка и публициста, был вопрос о «русском крестьянстве и его борьбе с создавшимися невыносимо тяжелыми условиями». На историческом материале крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева Пушкин попытался «раскрыть социальный смысл современных крестьянских «бунтов».

В 1833 г., под влиянием вышеупомянутых революционных выступлений в Западной Европе, восстаний крестьян и военных поселенцев в России начала 1830-х гг., А.С. Пушкин обратился к изучению крестьянских восстаний прошлого.

Данное направление его исторических изысканий нашло отражение в следующих произведениях Пушкина: в повестях «Дубровский», «Капитанская дочка», «Истории Пугачевского бунта»,

В центре внимания поэта-историка в 1833 – 1834 гг. находилась Крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева.

По мнению Р.В. Овчинникова, «приступая в 1833 г. к изучению Пугачевского восстания, Пушкин руководствовался стремлением осмыслить на историческом фоне Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. острейшие политические проблемы российской действительности 1830-х годов, понять и представить себе возможные перспективы крестьянского движения», т.к. Пушкин в своей рецензии в 1836 г. на «Собрание сочинений Георгия Кониского…» писал, что «одна только история народа может объяснить истинные требования одного».

Работа Пушкина над темой «Пугачевского бунта» осложнялась тем, что пугачевское восстание было эпизодом из не такого уж и далекого прошлого. Таким образом, Пушкину крайне сложно было совсем отказаться от оценки событий Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. По мнению Г. Блока, «известная цель» данной работы у правительства была одна, у Пушкина – другая. Сложность в процессе исследования данной проблемы для великого писателя состояла и в том, что в числе персонажей его «Истории…» оказались как Екатерина II, родная бабка Николая I, так и люди, дети и внуки которых часто пересекались с Пушкиным в высшем свете. Приходилось также разрешать свои задачи (научные, публицистические и художественные) с оглядкой на цензуру, личные отношения.

Как считал Р.В. Овчинников, А.С. Пушкин, подавший 26 января 1835 г. императору Николаю I «Замечания о бунте», отмечал в них, что «Пугачевский бунт доказал правительству необходимость многих перемен». Означало ли это, что Пушкин намекал русскому царю на необходимость серьезных преобразований в крестьянской жизни?

Как указывалось выше, великий русский поэт был сторонником того, чтобы крестьянство получило свободу, а дворянство – реальную политическую свободу.

На обращение Александра Сергеевича Пушкина к теме Пугачевского восстания повлияли не только революционные потрясения, сотрясавшие Европу в 30-е гг. XIX в., но и, в большей степени, кровавые восстания военных поселенцев и крестьян в Российской империи, оставившие заметный след в жизни современного ему общества. Последние побудили великого мастера пера углубиться в изучение проблемы Крестьянской войны 1773 – 1775 гг. для того, чтобы, сделав соответствующие выводы, попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие событий в стране и предложить императору Николаю I идею коренных преобразований в жизни крестьян.

Тема крестьянских восстаний отражается в творчестве Пушкина в таких его произведениях, как «Дубровский», «Капитанская дочка» и, наконец, «История Пугачевского бунта». Последние два связаны между собой следующим образом: А.С. Пушкин для того, чтобы образы «Капитанской дочки» были более яркими, решил более глубоко изучить тему Крестьянской войны 1773 – 1775 гг.

3.Характеристика Емельяна Пугачева в творчестве Пушкина


Пушкин хотел представить народу совсем другого Пугачева, не такого, каким считали его все, необразованного и глупого, а наоборот, умного и решительного.

Пугачев – это человек лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок. Живые большие глаза его так и бегали. Так же можно отметить у Емельяна сметливость его и тонкость чутья.

Обычный, с виду ничем не примечательный донской казак решается на государственное преступление — объявляет себя природным царем, чтобы облегчить жизнь миллионам несчастным крестьян, переделать эту несправедливую, жестокую жизнь. Емельян Пугачев собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных и чиновников.

Он был человеком большого ума. Пугачев видит гибельность своего пути, но так как он осознает, что это жертвенность во имя людей, это жизнь человека, вкусившего свободу, Емельян не отступает назад. Он надеялся, что его дело, его самопожертвование будут не зря. Понимал ,что многие из его окружения не такие уж преданные ему, и что при первой же оплошности они его выдадут ради спасения собственной шкуры. И мало таких, как Хлопуша и Белобородов, которые ради него готовы были жизнь отдать, пойти на все возможное и невозможное, для того чтобы что-то в их жизни поменять или хотя бы попытаться это сделать. И вообще, казакам было безразлично, выступает ли пред ними подлинный император Петр III или донской казак, принявший его имя. Им было важно одно, что Пугачев становился знаменем в их борьбе за права и свободу, а кто он на самом деле – не все ли равно?

Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем. Но , не смотря на все это, казаки оказывали ему внешнее почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом, а наедине обходились с ним как с равным товарищем. Пугачев скучал под их опекою. Хотя иногда вождь говорил: «Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». И они вместе запевали песню.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Он мстит за все тяготы жизни крестьян.

Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов, которых надо уничтожить и искоренить, для лучшей жизни крестьян. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную вожатому во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал.

Пугачев ценит благородство людей. Это мы можем пронаблюдать в повести «Капитанская дочка». "Злодейская шайка" во главе со "злодеем и самозванцем" захватывают Белгородскую крепость и призывают встать на сторону Пугачева. А тех, кто будет противиться присяге «новому царю», обещают повесить. Петр Гринев тоже был приговорен, но вовремя вмешавшийся Савельич упросил Пугачева смилостивиться. Но не сама просьба доброго слуги заставила Пугачева переменить решение - в Савельиче крестьянский предводитель узнал слугу барина, который так щедро подарил ему тулуп. Однако еще больше, чем щедрость, Пугачева поразила смелость, прямота, искренность молодого дворянина. На предложение Пугачева перейти на его сторону Петр Гринев ответил: "Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу". А на вопрос, может ли Гринев дать обещание не идти против него, тот ответил все так же искренне: "Как могу тебе в этом обещаться?.. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?". После этих слов Пугачев еще больше проникся уважением к молодому дворянину, так мужественно отстаивавшему свою честь.

Ценить благородство в других - удел только тех, кто сам обладает этим качеством. Из этого следует, что даже в таком на вид казалось бы жестоком человеке, видны такие черты характера как доброта, человечность, благородство.

И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать.

При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли вожатого, Гринева поражает хладнокровие этого человека.

Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в доброго царя. В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего государя. «Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»,- с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть.

Емельян понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее. И все же главное в образе Емельяна Пугачева это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить долго и скучно. Он ассоциирует себя с орлом, который живет всего-навсего только тридцать три года, но зато пьет живую кровь. Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева, предводителя крестьянского восстания.

Пугачев в «Капитанской дочке» похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования.

В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души обо всем этом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его.

Пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто «работает на публику», как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.

Пугачев Пушкина отчаянный человек. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о «подлинном царе», о царе, спасшемся от смерти, настоящем, «правильном» царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.

Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. «Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу». Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: «Емеля! Емеля! думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать».

Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге. Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин выказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”.

Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести.

Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа, Пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием. Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве.


4.Прототип пушкинского героя


В 1762 году, своим манифестом Петр III, даровал дворянам освобождение от службы – теперь того ждали и крестьяне. Ведь крепостная зависимость крестьян, в некотором смысле, издревле была и службой отечеству: дворянин по первому повелению государя обязан был явиться на военную службу с людьми и провиантом; его крестьяне обеспечивали этот провиант, вооружение и платили подати. Теперь равновесие рухнуло. Крестьяне больше не находили никакого смысла в своем крепостном состоянии.

Наиболее напряженной в конце 1760-х годов была обстановка на Южном Урале, в Западной Сибири и Поволжье. Совсем рядом с Уральскими заводами жили башкиры, неоднократно восстававшие, и помнившие жесткость правительственных войск. Обитавшие южнее Яицкие и Воложские казаки выражали недовольство стараниями правительства превратить их в регулярные воинские подразделения. Неспокойно было и в других частях страны, особенно после того, как в 1768 году началась русско-турецкая война. В 1771 году вспыхнул чумной бунт в Москве. В 1772 году взбунтовались Донские и Волжские казаки. В январе 1772 года началось восстание Яицких казаков – правительству лишь через полгода удалось заставить восставших сложить оружие. До поры эти разрозненные выступления удавалось подавлять.

В 1773 г. появился человек, который смог объединить всех недовольных и превратить стихийные выступления в настоящую войну против правительства, а более всего – против дворян. Звали его Емельян Пугачев.

Емельян Иванович Пугачёв (1742—1775) — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них.


5.Пугачев — разбойник или освободитель


Пушкин создает неоднозначный образ. С одной стороны, Пугачев — «злодей», «разбойник», «мошенник», а с другой — защитник, справедливый «государь-батюшка». Ведь среди сторонников Пугачева были не только воры и разбойники. На его сторону переходили простые люди, уставшие от помещичьего произвола, крестьяне, встречавшие его хлебом-солью. Частенько, ожидая прихода «избавителя», они бунтовали против своих хозяев и жестоко расправлялись с ними. В Пугачеве народ видел своего заступника и спасителя. Крестьяне, казаки и люди самых разных народностей России присоединялись к нему и называли «государем». Верили в доброго и справедливого царя, и видели его в Пугачеве.

После первой неудачи Пугачеву удалось собрать второе войско. Он хотел идти на Москву. У него без сомнения был полководческий талант; о себе он не без хвастовства говорит, что в одном из сражений «сорок генералов убито, четыре армии взято в полон». Но восстание было обречено. Это чувствовал и сам Пугачев, говоря о продажности своих соратников. Кроме того, для многих крестьян «бунт был заблуждение, мгновенное пьянство, а не изъявление их негодования». Как предводитель восстания Пугачев был жесток со своими врагами.

Но Пушкин показал нам и другую, человеческую сторону личности Пугачева, его способность быть благодарным и справедливым, и даже благородным. Хотя Гринев не соглашается признать его «государем», Пугачев, видимо помня, что «долг платежом красен», не только не казнит молодого офицера, но даже помогает освободить Марию Ивановну. Хоть Гринев и враг ему, но чувство благодарности, уважение к воинской доблести, к дворянской чести и верности долгу юноши не оставляют Пугачева равнодушным.

Конечно, Пугачев — разбойник. Но это только одна сторона медали. Жестокость, с которой войско Пугачева карало своих врагов, ничем не уступает жестокости, с которой было подавлено восстание. Обе стороны вели себя беспощадно. В январе 1775 г. Пугачева казнили, тысячи участников восстания были повешены. Но благодаря Пушкину Пугачев останется в нашей памяти не манекеном, а живым человеком с трагической судьбой, человеком, достойным не только сожаления, но и уважения.

Он постоянно перевоплощается: он казак — человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший чужое — имя покойного Петра III.

Пугачев в пушкинском романе не тождественен своему историческому прототипу. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.

Образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести. Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Реализм позволил автору раскрыть величие народа его историческую миссию и глубоко трагичную исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостном государстве.

Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда он жестокий, иногда доверчивый, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»


6.Образ Емельяна Пугачева в литературных произведениях


Как говорилось ранее, Пушкин обращался к образу Пугачева не только в своей повести «Капитанская дочка». Александр Сергеевич запечатлел Емельяна Ивановича и в своей «Истории Пугачевского бунта».

«История Пугачевского бунта» – это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Пушкин исключил всю сентиментальность, свойственную ему (все свои чувства он выразил позднее в повести «Капитанская дочка»).

Отношение Пушкина к самозванцу и бунтовщикам в «Истории Пугачевского бунта» однозначно-негативное. Последние чаще всего именуются «сволочью» и «разбойниками».

Как исключение из правила, из общего кровавого и звериного поведения Пушкин в поступках некоторых бунтовщиков отмечает проблески человечности, милосердия. Так, при взятии Пречистенской крепости Пугачёв не казнит офицеров, а в другой раз по просьбе солдат милует капитана Башарина.

На основе размышлений Пушкина Есенин создал повесть, которую так и назвал «Пугачев». Это драматическое произведение, материалом для которого послужило Пугачевское восстание.

Есенин, думается, не в целях конспирации интересовался личностью Пугачёва и его эпохой. Подтверждением тому и само произведение, свидетельства современников и известное высказывание поэта: «Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. Я не говорю уже о том, что у него была своя дворянская точка зрения. И в повести, и в истории. Например, у него найдём очень мало имён бунтовщиков, но очень много имён усмирителей или тех, кто погиб от рук пугачёвцев. Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало».

В поэме Сергея Есенина «Пугачев» главный герой предстает перед нами как романтический, трагически лиричный образ. Поэт называл Пугачева «почти гениальным человеком»

С.А. Есенин в восстании видит справедливое народное возмездие. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян». Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ». Но «уже мятеж вздымает паруса», и нужен только «тот, кто б первый бросил камень». Есенин видит историческую объективность в необходимости появления предводителя восставших. Емельян Пугачев только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы

Есенинский Пугачёв, как и реальный Пугачёв, – это двойственная личность, в которой «дикарь и оборванец», перекати-поле значительно доминирует над крестьянином.

У Есенина Пугачев представлен как мечтатель-романтик, поэт в душе. Он любит родину, природу, мечтает о достойной для народа жизни и его мирном труде. Он не верит в разгром своего войска и стремится по Каспию бежать в Азию – «голубую страну» своей мечты.

Уже в первой главе поэмы Есенин изображает Пугачёва как личность, находящуюся в субъектно-объектных отношениях со временем и окружающими людьми.

Речь Пугачева в одноименной поэме Есенина отличается выразительностью, насыщенностью эпитетами, метафорами. Эта образность речи является особенностью восприятия Есениным своего героя и событий в целом.


7.Образ Емельяна Пугачева в фольклоре.


«В Самарской губернии, Ставропольского уезда, в селе Старом Урайкине побывал Пугач и с помещиками обращался круто: кого повесит, которого забором придавит (приподымет забор, голову помещичью сунет под него, да и опустит забор на шею)» - так описывается набег Пугачева в одной из фольклорных произведений, под названием «Про Пугача».

Пугачев в фольклоре показан как царь-избавитель. Он и былинный герой, и песенный разбойник. В традициях русского народа было складывание различных былин, в которых приходит настоящий царь, каким и видели Пугачева. В фольклоре Пугачев изображается законным царем Петром Федоровичем.

Как заметил ученый Элиасов, существуют придания, в которых говорится о прямом наследии между Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым, и что первый лично доверил Пугачеву продолжить крестьянский бунт. Легенд о Пугачеве насчитывается очень много. Река Пугачева, гора Пугачева с которой он наблюдал за расстоянием до Казани. Все эти вещи, названные его именем, свидетельствуют о том, что народ его любил всем сердцем.

Вывод


Исходя из выше изложенного, мы поняли, что Емельян Пугачев был великим человеком. В его характере и поведении было много противоречий. Именно они сделали этот образ ярким и запоминающимся. Простому казаку удалось то, что не удавалось никому из людей, живших до или после него. Он был уникальным и гениальным предводителем обычного крестьянского люда. Именно за это стоит уважать этого великого человека, эту личность мы запомним именно как человека, пытавшегося изменить Россию для крестьян, простых бедных людей.

Емельян Пугачев сражался против угнетателей, которые не давали развиваться русскому обществу. Он боролся за свободу обычных крестьян и стал символом свободы, символом перемен, символом, над которым не властно время.

Пугачева поистине можно считать одной из значимых личностей в российской истории. Он заслуживает того, чтобы его имя помнили еще долгие годы. Именно благодаря нему, по нашему мнению, в России начали происходить изменения, власть наконец стала хоть как-то прислушиваться к народу. Ведь как говорил великий русский поэт и писатель А.С.Пушкин: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Именно беспощадный, потому что русские люди сделают все мыслимое и немыслимое, только для того, чтобы им жилось лучше, только для того, чтобы объяснить властям все недовольства и указать на их ошибки, даже если придётся идти на крайние меры. Но русские люди сделают все! В этом мы убедились на примере Пугачева.

На наш взгляд, образ Пугачева в литературе – это символ борьбы за истинную демократию, за волю народа. Ему мы и создали памятник.


Список литературы:


  1. http://coolreferat.com

  2. http://otherreferats.allbest.ru

  3. http://schooltask.ru

  4. http://www.litra.ru

  5. http://www.hrono.ru

  6. http://hl.mailru.su

  7. http://gdzna5.ru

  8. http://emelyan.ru

  9. http://az.lib.ru

  10. http://ru.wikipedia.org

  11. http://rvb.ru

  12. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов нац. отд-ний пед. ин-тов/Сост. Б.Г. Круглов. - 2-е изд., дораб. - Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1987. - С. 216.

  13. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина Л.,1987.




Каталог: private office -> application -> info application -> uploads
uploads -> Исследовательская работа Выполнена ученицей 11 «А» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
uploads -> Сочинение по теме «Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой
uploads -> Конкурс для обучающихся 3-4 классов «Интеллектуальный экспресс»
uploads -> Конкурс для обучающихся 5-6 классов «Интеллектуальный экспресс»
uploads -> Куратор: Кузовлева Ирина Васильевна
uploads -> мбоу «Образцовская оош»
uploads -> Исследование по следующим направлениям: какие мультфильмы смотрят учащиеся 2-4 классов, зависит ли это от пола ребенка
uploads -> Викторина, посвящённая 175-летию П. И. Чайковского
uploads -> Урок открытия новых знаний Бледных И. Г. учитель математики 2013 год Тема урока: «Простые и составные числа. Решето Эратосфена.»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница