Конкурс проектных и исследовательских работ «Мой первый проект (От гипотезы к открытию)» Загадка «Сикстинской мадонны»




Скачать 172.37 Kb.
Дата14.08.2016
Размер172.37 Kb.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка Учебный Ершовского района Саратовской области»

Конкурс проектных и исследовательских работ «Мой первый проект (От гипотезы к открытию)»

Загадка «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти.

Вид работы: учебное исследование

Направление:

Секция: мировая художественная культура

Автор: Вотякова Елена Сергеевна

Класс: 10 «Б»

Домашний адрес: Ершовский район,

село Новая Краснянка,

улица Гужумана, дом 7

телефон: 42435

Руководитель: Гуторов Геннадий

Георгиевич

Должность: учитель истории и

обществознания

преподаваемый предмет: история,

обществознание, мировая

художественная культура.

г. Ершов 2009 г.

Содержание.

Введение 3

Глава I. Биография Рафаэля Санти. 4

Глава II. Сикстинская мадонна. 7

Глава III. Смысл «Сикстинской мадонны». 8

Заключение 10

Список использованных источников и литературы 12

Введение.

В августе 2008 года я со своей семьей побывала в туристической поездке по Европе. Одним из городов, который мы посетили, был Дрезден. По плану был запланирован поход в знаменитейшую дрезденскую Картинную галерею. «Посетителю, который уже у входа настроен на весьма торжественный лад, в праздничных залах этого подлинного дворца искусства открывается совершенно новый музей и его всемирно известное собрание картин». Эти строки из первого издания каталога Дрезденской галереи, написанные Юлиусом Гюбнером в 1856 году, посвящены проекту здания Нового Королевского музея архитектора Готфрида Земпера. Строительство началось в 1847 году и закончилось 25 сентября 1855 года. Но эти слова актуальны и сегодня. Гюбнер продолжает далее: «В новом свете и великолепии предстают восхищенному взору бессмертные творения мастеров разных эпох и времен… ». 1

Огромное количество прекраснейших картин великих мастеров было представлено нашему взору. Но самой запоминающейся для меня картиной стала «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. В зале, где находилась картина, была необычайно спокойная, умиротворенная обстановка. И все с затаенным дыханием смотрели на величайшее творение Рафаэля. Нельзя было остаться равнодушной к этой картине. До того дня, я лишь имела смутное представление об этой картине, и практически ничего не знала об авторе картины. Ее красота и легкость поразила меня, я долго любовалась ею, и у меня появилось множество вопросов: «Что хотел сказать Рафаэль Санти зрителям? Почему автор изобразил Святого Сикста, указывающего рукою вперед, и святую Варвару Великомученицу? Что означает зеленый занавес, через который проходит Мадонна с Младенцем на руках? Почему тиару Сикста украшает желудь, а за правым плечом Варвары Великомученицы видны очертания башни? Что означает данная композиция?»

Творчеством Рафаэля Санти восхищались уже при его жизни и продолжают восхищаться сейчас. Он яркий представитель Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотивший жизнеутверждающие идеалы эпохи. Его произведения бессмертны. Множество известных людей восхищались его талантом. Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать". А Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля, и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил". 2

Большое количество поклонников творчества Рафаэля специально приезжают в Дрезден, чтобы воплотить свою мечту в жизнь - своими глазами увидеть «Сикстинскую мадонну». И сегодня галерея, где находиться эта картина, может снова быть тем, о чем в 1856 году говорил Юлиус Гюбнер: целью благоговейного паломничества для людей со всего мира.

Раскрывая смысл «Сикстинской мадонны» мне пришлось потратить достаточно большое количество времени для поиска информации о картине.

Первым делом я заглянула в книгу «Картинная галерея «Старые мастера»», которую мы купили в Дрездене. Но информации для исследования было недостаточно. Тогда я обратись к Большой энциклопедии «Кирилла и Мефодия», в которой нашла информацию о Сиксте II и Варваре великомученице. Также я просмотрела большое количество сайтов, посвященных творчеству Рафаэля Санти и «Сикстинской мадонне» в частности. Исследовав всю полученную информацию, я получила полное представление о картине.

Целью моего исследования была разгадка тайны величайшего произведения Рафаэля, его смысла и истории его написания. Это очень интересная тема, и я считаю, что она должна заинтересовать многих людей, не только поклонников творчества Рафаэля Санти. Сикстинская мадонна - воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру, всем нам и тем, кто придет после нас.


Глава I. Биография Рафаэля Санти.

Рафаэль родился в итальянском городе Урбино в три часа ночи в страстную пятницу 1483 года от некого Джованни деи Санти, живописца не слишком выдающегося, но человека одаренного и способного направлять детей по верному пути. Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства. Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев.

В 1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Вскоре Рафаэль, изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро.

В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Главная тема живописи флорентийского периода - Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ.

Впоследствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. И вот, в бытность свою в Урбино, он написал для Гвидобальдо, военачальника у флорентийцев, две маленькие, но прекраснейшие картины во второй своей манере, которые находятся и поныне у светлейшего и превосходительнейшего Гвидобальдо, герцога Урбинского. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду, и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Картина эта настолько выписана, что нельзя представить себе миниатюры лучше и иначе написанной.

После этих работ Рафаэль, уладив свои дела, вернулся снова в Перуджу, где он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящейся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая. А в Сан Северо, в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.

К числу лучших работ Рафаэля-монументалиста относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи и полная языческой жизнерадостности фреска "Триумф Галатеи".

В 1519 г., по его рисункам Рафаэля, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так называемых "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца.

На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов на сюжеты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца.

Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине. На темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею). В этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее); неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"); герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста", и наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве.

Заметный след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама.

Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля, а равным образом и награды, им получаемые. И вот, чтобы оставить о себе память, он построил себе в Риме, в Борго Нуово, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Тогда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии. Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без белил и прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил.

Действительно, творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.

Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было «Преображение Господне» (в Ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана – Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.
Глава II. Сикстинская мадонна.

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. "Сикстинская мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Рафаэль создавал ее в 1515-1519 гг. Ныне картина находится в картинной галереи немецкого города Дрездена.

«Об этой картине сказано и спето столько, что попытка что-либо добавить кажется излишне самонадеянной», так говорил о картине Эрнст Ферстер в 1867 году. 3

"Одной картины я желал быть вечно зритель..." - сказал о ней Пушкин. Жуковский: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно... Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека... В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".

Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем..."

Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".

Достоевский видел в "Сикстинской мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".

Тема Мадонны стала главной темой всего творчества Рафаэля, и получила непревзойденное, идеальное воплощение. Ему еще не исполнится 19 лет, когда он написал свой шедевр "Мадонна Конестабиле". Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения. Данное произведение проникнуто изяществом, мягким лиризмом. К образу Мадонны Рафаэль обращался много раз.

Что же изобразил великий мастер на своем полотне? Пред нами предстает пирамидальная полная спокойствия композиция из шести фигур. Через раскрытый зеленый занавес спускается с облаков Мадонна с Младенцем. Образ Девы Марии, шагнувший с облаков к людям и несущий им на руках самое дорогое – своего сына, является идеальным. Младенец изображен с недетски серьезным выражением лица. В католической трактовке святых образов: Иисус Христос – это Сын Божий, испытывающий смертные муки, а Дева Мария – символ красоты, чистоты и материнства.

В облаках на заднем плане, если чуть внимательнее приглядеться, различишь лица маленьких ангелов. Слева от Мадонны мы видим римского папу. Это Святой Сикст, живший в III веке нашей эры. Глядя на Богородицу, Сикст указывает на верующих вперед. Возле ног Сикста находится тиара (головной убор римского папы), которую украшает желудь. Справа от Мадонны приклонила колено Варвара Великомученица, святая, жившая также в III веке нашей эры. За ее правым плечом указываются очертания какой-то башни. Завершают композицию внизу картины два небесных ангелочка. Парапет, на который они опираются, разделительной чертой проходит между зрителем и святыми на картине. Композиция оживляется лишь немногими жестами и взглядами. Краски светлые и яркие.

Что же хотел сказать Рафаэль Санти зрителям картины? Понятно, что центральным образом картины по сюжету являются Мадонна и Младенец. Ясно также и то, что по библейскому сюжету Иисус Христос будет распят и это будущее видят как Богородица, так и сам Младенец. Но почему автор изобразил рядом с ними Святого Сикста, указывающего перстом вперед, и святую Варвару Великомученицу? Что означает зеленый занавес, через который проходит Мадонна? Почему тиару Сикста украшает желудь, а за правым плечом Варвары Великомученицы видны очертания башни? Что означает данная композиция?
Глава III. Смысл «Сикстинской мадонны».

Центральными фигурами композиции картины являются после Мадонны и Младенца святой Сикст и святая Варвара Великомученица, жившие почти в одно и то же время. Кто они такие?

Вот что сказано в Большой энциклопедии «Кирилла и Мефодия» о святом Сиксте: «Сикст II (умер в 258), папа Римский с 257; священномученик в гонение императора Валериана. Память в Православной церкви 10 (23) августа, в Католической 7 августа».4 Священномученик означает, что Сикст принял мученическую смерть за веру. На сайте Википедии говорится, что по легенде, Сикст был греком из Афин, и у него было 6 пальцев. Перед своим избранием он жил в Испании. Став папой, восстановил общение с Карфагенской церковью. Был казнён при императоре Валериане через отсечение головы. Почитается как католиками, так и православными.

Про святую Варвару Великомученицу в Большой энциклопедии «Кирилла и Мефодия» написано следующее: «Варвара, христианская святая, великомученица. По преданию, дочь язычника из Никомидии, была казнена в Гелиополе (Илиополе) Финикийском в правление императора Максимиана около 306. Память в Православной церкви 4 декабря, в Католической церкви — 8 августа. Согласно легендам, Варвара была единственной дочерью язычника Диоскора. Ее красота, богатство и знатность отца привлекали многих юношей Гелиополя, но Варвара блюла целомудрие. Отец построил для нее башню, в которой строители должны пробить два окна, но Варвара просит их пробить три, так как верует в Троицу. Она уничтожает языческих идолов отца, и тот доносит на дочь префекту. Ее подвергают жестоким пыткам, но она в тюрьме получает утешение от чудесно явившегося ей Христа. Несмотря на пытки, она поет псалмы, не чувствуя боли, и сам отец-язычник отрубает ей голову; тотчас же после этого молния испепеляет его. И в католической и в православной церквах Варвара спасает христиан, которым грозит опасность умереть без покаяния и причащения, сохраняет жизнь, особенно оберегает от бури на море. Она также покровительствует воинам. Мощи Варвары из Гелиополя (Баальбека) около 6 века были перенесены в Константинополь, впоследствии частично перевезены в Киевский Михайлов Златоверхий монастырь в 1108 дочерью императора Алексея Комнина Варварой, когда она вышла замуж за великого князя Святополка II. На Западе существует также несколько мест захоронения ее мощей». Теперь понятно, почему за плечом святой Варвары на картине изображены очертания башни, в ней то и находилась в заточении святая Великомученица.

На сайтах www.xxc.ru и www.days.pravoslavie.ru я также узнала, что находясь в заточении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем, кто создал всю эту красоту? Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной. Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Теперь нам становится понятным окружение Мадонны с Младенцем. И Сикст и Варвара – это те святые, которые пострадали за веру в Иисуса, в Бога. Находясь ниже образов Марии с Младенцем, они как бы символично олицетворяют основу пирамиды великой веры.

Нужно также вспомнить и то, что произведение было предназначено для алтаря монастыря Святого Сикста в итальянском городе Пьяченца, но заказчиками были не сами монахи, а папа римский Юлий II. А что нам известно о нем? «Юлий II (Julius), в миру Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) (1443-1513), папа Римский с 1503. Племянник папы Сикста IV. Монах-францисканец, кардинал с 1471, папский легат во Франции (1480-84). Стремился к усилению папской власти, добился от Венеции возвращения захваченных ею городов в Романье, в 1511 возглавил антифранцузскую «Священную лигу»». 5 Юлий II вошел в историю также не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444 - 1514). При нём Микеланджело создал потолок Сикстинской капеллы и знаменитую статую "Моисей", которая должна была обессмертить Юлия II. Некоторые специалисты считают, что святой Сикст на картине напоминает внешне римского папу Юлия II. Это утверждение основано не на интуиции. Например, тиара (головной убор) Сикста украшает желудь. Но ведь в переводе с итальянского Rovere и означает желудь. Данный символ указывает на семью della Rovere, к которой принадлежал Юлий II. Через образ святого Сикста на картине Юлий II, выступая в роли заказчика картины, стремился, наверное, подчеркнуть собственную значимость в католическом мире, среди верующих, оставить о себе память на века.

На картине святой Сикст указывает перстом вперед. Он словно показывает за пределы картины, одновременно смотрит на Мадонну с Младенцем. Не будем забывать, что картина была предназначена для алтаря монастыря. По всей видимости, Сикст указывает на верующих и просит у Мадонны милости для них.

Зеленый занавес на картине, через который спускается с небес Мадонна с Младенцем, ангелочки, опирающиеся на парапет, создают некую границу между зрителями и святыми на картине. Эта разделительная черта подчеркивает дистанцию между реальным миром и небесным идеальным миром, представленным на картине. Заставляет зрителей задуматься о бренности своего существования, о своих поступках и делах.
Заключение.

Рафаэль Санти как и Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти являлся представителем Высокого Возрождения. Их называют Титанами Ренессанса. Возрождение (Ренессанс) – это эпоха коренного историко-культурного перелома, который охватывает вторую половину XIV – XVI веков. Термин «Возрождение» был введен в употребление деятелями итальянской культуры, которые утверждали, что они обращаются к Античности, возрождая ее ценности, ее идеал-гражданина, человека-творца. Окончательно данный термин ввел в употребление Джорджо Вазари в 1550 году в своем труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Духовной основой и идеологией Возрождения стал гуманизм. Название произошло от круга наук о человеке (в противоположенность теологии), которыми занимались образованные и художественно одаренные люди. Понятие «гуманизм» выдвинул Франческа Петрарка. Он объяснял его как человеческая природа, духовная культура.

Суть идеалов гуманизма заключались в утверждении самоценности человека, личности, индивидуальности, свободной в своем волеизъявлении и творчестве. Идеалом Возрождения была гармонически развитая личность, обладающая творческим потенциалом и способная его реализовать. Искусство эпохи Возрождения постепенно начинает открывать реального человека – прекрасного и безобразного, святого и грешного, доброго и злого, воинствующего и любящего. В художественной культуре Возрождения складывается «гуманистический реализм», который открыл дорогу всем реалистическим течениям европейского искусства последующего времени.

Даже если бы Рафаэль Санти написал одну единственную картину «Сикстинская мадонна», то он бы остался в памяти потомков на века. Ибо эта картина напрямую воплощает в себе идеалы Высокого Возрождения. Она величественна и проста, божественна и человечна одновременно. Величественность и божественность подчеркнуты композицией картины, но устремленный вперед печальный взгляд Мадонны и тревожный взгляд Младенца, жест святого Сикста, делают участниками сюжета самих зрителей, простых людей. В этом-то и проявляется простота, человечность произведения.

Последние семь лет своей жизни Рафаэль работал при Льве X из дома Медичи, сыне Лоренцо Великолепного. Новый папа был прямой противоположностью своему суровому и воинственному предшественнику. Льву X принадлежит следующее признание: "Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам". На портрете папы Льва X с кардиналами - Джулио Медичи и Луиджи Росси, Рафаэль показал папу дородным и холеным, сидящим с лупой в руке перед книгой, украшенной драгоценными миниатюрами. Лев X был большим любителем редких книг и красивых вещей, он покровительствовал художникам и сам занимался музыкой и изящной словесностью. Папа Римский Лев Х был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы его жизни. Но художник не польстил ему: пухлое лицо, настороженный взгляд, руки, выдававшие тайное беспокойство, воплощение строгой и нелицеприятной правды… В этом проявился весь гений Рафаэля: художник был верен идеалам Ренессанса.


Список использованных источников и литературы, Интернет – сайтов.

Источники

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», 1513-1514



Литература

Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия »

Гаральд Маркс. Картинная галерея «Старые мастера».

Лейпциг 2006., 2.

www.abc-people.com

www.days.pravoslavie.ru

www.nearyou.ru

www.rafaelsanti.ru

www.wikipedia.ru

www.xxc.ru




1 Маркс Гаральд. Картинная галерея «Старые мастера». Лейпциг. 2006., с. 3

2 Маркс Гаральд. Указ.соч. с. 9

3 Маркс Гаральд. Указ.соч. с.20

4 Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

5 Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница