Конкурс методических разработок «Мое лучшее занятие» «Знакомство с ассортиментом растений для составления зимних букетов и композиций»



Скачать 90.95 Kb.
Дата09.07.2016
Размер90.95 Kb.
ТипКонкурс
,

Отдел образования, спорта и туризма Логойского райисполкома

Государственное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Логойского района»



конкурс методических разработок

«Мое лучшее занятие»

« Знакомство с ассортиментом растений

для составления

зимних букетов и композиций»

Исполнитель:

Минкевич Лариса Леонидовна

педагог дополнительного образования

объединение по интересам

«Ландшафтный дизайн»


г.п. Плещеницы, 2014 год

ТЕМА: Знакомство с ассортиментом растений для составления зимних букетов и композиций



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-формировать элементарные представления о многообразии цветочно-декоративных растений, вырабатывать личностное отношение к миру цветов.



Воспитательные:

-раскрыть значение цветочно-декоративных растений,

-развивать в процессе занятия эстетическое восприятие цветочно-декоративных растений;

Развивающие:

-способствовать развитию творческих фантазий;

-отрабатывать умения и навыки работы с флористическим материалом, изготовление новогодних композиций.
МАТЕРИАЛЫ:

Бумага, сухоцветы, пенопласт, ветки сосны и ели, ножницы, секатор, клей ПВА, пластилин, бантики, листы бумаги для рефлексии.


НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

коллекция открыток, журналы, фотографии, иллюстрации цветов в журналах.


Продолжительность – 3 академических часа.

Возрастная группа – учащиеся 5-7 классов.

Занятие состоит из цепочки последовательных заданий под общим названием «Разноцветные впечатления», раскрывающих прекрасный мир цветов.

Специфика заданий – в использовании имеющихся эмоционального опыта и словарного запаса ребенка и пополнении их в ходе занятия.

Задания представляются интересными в целях самодиагностики и не требуют дальнейшего тренинга.

Таким образом, с приобретением знаний и навыков развивается и субъективное эстетическое восприятие. Работа над заданиями носит безоценочный характер, т.е. отсутствует критический подход к ответам, не акцентируется внимание на их правильности (неправильности).

Концентрирование внимания на многокрасочности цветов, оригинальности их внешнего вида, с одной стороны, и обмен мнениями в группе, с другой стороны, стимулируют саморазвитие ребенка через проявление интереса к цветам и внимания к собственным впечатлениям.

Предлагаемые задания не содержат образовательной информации, а предполагают личностную оценку эстетического восприятия. Дети учатся выражать свое мнение. Имеется возможность непосредственного общения педагога и учащихся в обсуждении абстрактного понятия «красиво», немаловажного для развития у детей интереса к цветоводству.

В ходе выполнения заданий дети постепенно запоминают ассортимент цветочно-декоративных растений, т.е. уменьшается прессинг при усвоении новых знаний.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (знакомство с группой, назначение дежурного, проведение инструктажа)

2. Биоразнообразие цветочно-декоративных растений.

Беседа, рассказ с элементами беседы и демонстрацией цветочных растений.

3. Аранжировка из сухих стеблей, цветков, соцветий, плодов.

Практическая работа по изготовлению новогодних композиций.

4. Подвижная игра «Зимние забавы»

5. Полезная информация «Ароматы чая», «Цветы и судьбы»

6. Подведение итогов.


Педагог:

Цветы и растения вечные спутники нашей жизни. На своем языке они умеют говорить о красоте окружающего мира и чувствах между людьми, о деловых отношениях и об уюте в доме, в классе, лаборатории. Этот язык сегодня необходимо знать. Каким, например, должно быть цветочное оформление интерьера в повседневной жизни, на празднике, при деловых переговорах? Какой ассортимент растений ныне популярный, а какие цветы самые неприхотливые?

Вопросов множество. Необходимы знания о вечных спутниках нашей жизни.

Зимой, когда мало живых цветов, можно украсить комнату букетами и композициями из различных сухих растений, консервированных и выгоночных веток. Для зимних аранжировок очень интересны бессмертники, цмин, ксерантемум, акроклиниум, аммобиум, статице, гомфрена.

Эта группа сухоцветов хорошо сохраняет яркоокрашенные листочки оберток и лепестки цветков.

Ряд однолетних и многолетних растений при правильных сушке и хранении сохраняет форму и окраску как соцветий, так и цветков. Наиболее красивы перламутровые перегородки плодов лунника. Очень красивы огненно-рыжие «фонарики» физалиса Франшетта, соцветия астильбы, амаранта хвостатого, целозии в виде пунцовых, оранжевых «гребешков», элегантны воздушные стебельки гипсофилы многолетней, синие с металлическим отливом колючие соцветия эхинопса, своеобразны плоды рудбекии, жемчужинки анафалиса, серебристые листья полыни, соцветия ахиллеи птармика, коробочки ириса, маков однолетних и многолетних, жесткие соцветия роджерсии, эхинацеи и др. Наряду с этим можно использовать такие злаковые растения, как бриза малая, средняя и большая, ячмень гривастый, фалярис(двукисточник), зайцехвост, ковыль и др. Их срезают, когда метелки, колосья не пожелтели, а имеют зеленоватый тон, ставят в вазы без воды для сохранения присущей им пониклости.

Некоторые любители зимних букетов используют ветки с красивыми плодами, которыми обладают барбарис, кратегус, калина, рябина, роза морщинистая, лозинка, целятрус или древогубец. Их следует срезать перед наступлением морозов, в этот период они ярко окрашены и хорошо держатся на ветвях. Для зимних букетов можно использовать ветки лиственницы, березы, дуба, спирей, снежноягодника. Иногда можно срезать ветки сосны с шишками, ели, можжевельника, кедра, если они имеются в саду.

В зимних аранжировках можно применять листья клена красивой окраски, ветки зимнего дуба с бурыми листьями, листья осины, березы. Для большей декоративности и яркости листья "засушивают" в растворе из глицерина или осторожно разглаживают не очень горячим утюгом, придавая им более эффектную форму и сохраняя яркую окраску. Вариантов составления зимних букетов очень много. Красивы букеты из веток, листьев, плодов одного или разных видов растений.

Для зимних букетов большое значение имеет методика сушки растений. Сушка должна производиться быстро, где-либо в тени при проветривании или в бумаге, которая хорошо впитывает влагу. В последнем случае используют специальные небольшие рамки с натянутой сеткой. Уложив расправленные растения между листами бумаги (например, газетами), их кладут в сетки, которые плотно связывают и подвешивают в тени; сетки регулярно просматривают (через 2-3 дня) до полного высыхания растений. Плоды (коробочки мака, пиона, лилейника и др.) связывают и подвешивают головками вниз. Иногда нежные лепестки цветков быстро просушивают (через бумагу) умеренно горячим утюгом, тогда сохраняется яркая окраска и оттенки.

При сборе живого растительного материала имеют значение сроки и время его сбора. Нельзя это делать в сырую, дождливую, туманную погоду, от сырости при сушке растения потеряют естественные краски, из ярких они превратятся в блеклые, бурые, серые. А сейчас подробнее остановимся на более знакомых сухоцветах.



Акроклинум розовый, или гелиптрум розовый, или стеблеклонник. Сем.астровые. Родина - юго-западная Австралия. Это так называемый сухоцвет (иммортель). Цветет акроклинум с июня. Срезают его в полуроспуске в солнечную погоду, связывают в пучки по 50 штук и подвешивают головками вниз. Цветочные головки сохраняют окраску и форму несколько лет, особенно если свежесрезанные соцветия перед сушкой окурить серой (300 г на 1 куб.метр воздуха) в течение суток в герметически закрытом помещении. После окуривания цветочные головки бледнеют, но через 18-20 дней яркость окраски восстанавливается.

Бриза, или дрожалка, или трясунка.Сем мятликовые.Родина -Южная Америка.

Цветет бриза в июле-августе. Срезанные, собранные в пучки и высушенные соцветия бризы для придания им блеска и светло-золотисто-соломенного цвета обрабатывают хлором, подвергают отбеливанию утренней росой или солнечными лучами.

Гелихризум прицветниковый большой, или цмин. Сем.астровые. Родина Австралия.

Соцветия гелихризума очень долго сохраняются в воде. Для зимних букетов соцветия следует срезать утром, когда они еще в полуроспуске, затем связать в пучки по 15-20 шт. и повесить в тени под навесом вниз головками для высушивания. См.окуривание серой.(аналог акроклинума)ю



Гипсофила изящная, или гипсолюбка, или качим. Сем.гвоздичные. Род. - Крым и Кавказ.

Цветет июнь-июль.

Ксерантемум однолетний.Сем.астровые. Родина - Южная Европа.

Ксерантемум используют на срез и засушивают для зимних букетов, срезают его в полуроспуске, сушат в тени, на ветерке предварительно связав в пучки. Для сохранения красной окраски свежесрезанные соцветия погружают на 2-3 секунды в слабый раствор соляной кислоты (1 объем кислоты на 12 объемов воды). Вынув соцветия из раствора, их осторожно встряхивают и сушат в темном, хорошо проветриваемом помещении.



Статице, или кермек, или лимониум. Сем.Свинчатковые.

Статице цветет в июле-сентябре.



Тысячелистник, или ахилея, или деревей. Сем.Астровые. В диком виде растет в Сибири, Европе,Китае.

Тысячелистники хороши для свежих и сухих букетов, пригодны для создания живописных массивов и групп.

Разминка. Игра «Зимние забавы»

Подвижная игра «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом - на коньках,

Но упали мы… ах, ах!

А потом снежки лепили,

А потом мы ком катили,

Хоть нисколько не устали,

Но домой мы побежали!

Дети изображают ходьбу на лыжах, бег на коньках, падают.

Стоят, сжимая воображаемый снежок, катят воображаемый ком, бегут по кругу.

Накатались, нагулялись, а теперь давайте поработаем, пофантазируем, как украсить квартиру или кабинет к новогодним праздникам. Это можно сделать по разному. Самое интересное времяпровождение будет изготовление украшений самим. Все мы любим украшать наш дом снежинками. Так давайте попробуем сделать их необычными.



Необходимые материалы:

Пластилин, высушенные стебельки трав, тушь или цветные чернила.

Возьмем сухие стебельки трав с метелками или колосками на концах (это могут быть пшеница, кровохлебка, лисохвост, бриза, кострец и т.д.). Скатаем шарик из пластилина и равномерно втыкаем со всех сторон стебельки. Желательно, чтобы все эти стебельки были одной длины. Предварительно травинки можно окрасить цветными чернилами или тушью. Если вы хотите подвесить такую снежинку, обвяжите шарик ниткой, а если собираетесь поставить ее в вазу, то воткните снизу длинную спицу. Можно такое украшение прикрепить и к стене. Тогда пластилиновая основа должна быть не круглой, а полусферической, а с плоской стороны нужно приклеить полиэтиленовый кружок, чтобы пластилин не испортил обои.

Очень красивую снежинку можно сделать таким образом, только используя веточки от серебристой искусственной елки.



Практическая работа по изготовлению новогодних сувениров.

Полезная информация «Ароматы чая», «Цветы и судьбы».

Подведение итогов.

В ходе выполнения заданий дети постепенно запоминали ассортимент цветочно-декоративный растений. Ребята учились выражать свое мнение, имели возможность непосредственного общения педагога и детей в обсуждении абстрактного понятия «красиво».


Рефлексия.

  1. Чему было посвящено наше занятие?

  2. Что нового узнали о цветах?

  3. Чему научились во время занятия?

  4. Что было самым интересным и познавательным?

  5. Что больше всего понравилось делать?

  6. Как вы оцениваете нашу работу?

Творчество это особое состояние души человека. Созерцая удивительный и разнообразный мир природы, мы впитываем красоту крыльев бабочки, закатные лучи солнца, радугу в капельке росы и блеск инея. И порой так хочется остановить мгновение, воплотить его в творчестве, чтобы эта удивительная красота осталась в памяти.

Работа с природным материалом является мощным психологическим фактором, формирующим положительные эмоции и позитивное отношение к окружающему миру. Соприкасаясь с миром прекрасного, ребенок учиться овладевать навыками работы с природным материалом, становиться лучше и доброжелательнее к своим сверстникам и взрослым.

Список использованной литературы




  1. Берри, С., Роуворт, Д. Букеты из сухих цветов. – Москва, 1997.

  2. Осипова, Н.В. Цветы и праздники. - Москва, 2006.

  3. Соловьёва, А.С. Искусство флористики. – Минск, 2002.

  4. Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство на приусадебном участке. – М.1977

  5. Крестникова А., Китаева Л. Цветы в любое время года. – М., 1974

  6. Цветоводство. – 2010. - №1.

  7. Цветоводство. – 2013. - №4.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница