Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии»




Скачать 215.73 Kb.
Дата13.08.2016
Размер215.73 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ


Конкурс исследовательских работ учащихся

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ (ИННОВАЦИОННОЕ)

БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»

«Изучение состава чипсов и их

влияние на здоровье человека»

Афанасьева Елена

9 класс

МОУ «Средняя

общеобразовательная школа №25»

городского округа Саранск


САРАНСК


2013

Содержание
Введение..................................................................................................................3

I. Аналитический обзор…………………………………………………………5

1.1. История возникновения чипсов…………………...………………………...5

1.2. Технология приготовления чипсов.…………………………………………6

1.3. Вещества, входящие в состав чипсов……………………………………….7

1.4 Вред чипсов………………… ……………………………………………...…8

II. Материалы и методы исследования…………………………………..…...9

2.1. Исследуемые образцы чипсов…………….…………………………...........9

2.2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов ……………………………………………………….9

2.3.Определение содержания масла…………………………………………….9

2.4. Определение содержания крахмала……………………...………………..10

2.5. Качественное определение катионов натрия…. ………………………….10

2.6.Качественное определение хлорид-ионов…………………………………10

2.7. Проведение социологического опроса с целью изучения отношения современных школьников к чипсам……………………………………………11



III. Результаты исследований……………………………………………..….13

IV. Выводы………………………………………………………………….…..23

Список использованной литературы………………………………………..24

Приложение……………………………………………………………………...25




Введение

В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений главной жизненной ценностью является здоровье человека. Его не купишь ни за какие деньги. Больной человек не сможет воплотить в жизнь свои мечты, отдать свои силы на созидание, решение жизненных задач, реализовать себя в этом мире.
Правильное питание – залог здоровья. В наше стремительное время человек пытается люди стремятся больше времени уделять работе, карьере, экономя время на приготовлении полноценной пищи, используя для перекуса продукты быстрого приготовления: гамбургеры, чипсы, сухарики и т.д. Особенно любят чипсы дети. Что же представляют собой эти продукты? Полезны ли они? Для поиска ответов на эти и другие вопросы мной проведена полезная исследовательская работа.

Актуальность работы заключается в том, что настоящее время школьники много времени проводят в учебном заведении, но не питаются полноценно. Привыкшие к постоянным перекусам, взрослые и дети не собираются отказываться от высококалорийной порции удовольствия. Проблема здоровой еды довольно распространена в современном обществе.

Объект исследования: химические свойства и состав чипсов.

Предмет исследования: чипсы (Lay`S (№1), Московский Картофель

( №2), Estrella (№3), Cheetos (№4), Pringles(№5))



Гипотеза: Чипсы - лакомство или яд? Опасны ли они?

Новизна работы: впервые в школьной лаборатории изучили состав и химические свойства чипсов.

Цель работы: изучить состав и свойства чипсов и их влияние на здоровье человека.

Задачами исследования являлись:

1. По литературным данным выяснить историю возникновения чипсов.

2. Изучить состав и свойства чипсов.

3. Рассмотреть влияние чипсов на организм человека.

4. На основе школьного социологического опроса узнать отношение современных школьников к чипсам.

5. Сделать вывод: пользу или вред приносит употребление чипсов .



Методы исследования:

1. Обзор литературы

2. Проведение эксперимента

4. Химические методы

5. Наблюдение

6. Компьютерное моделирование




I. Аналитический обзор
1.1. История возникновения чипсов.

История появления картофельных чипсов связана с капризом посетителя ресторана шикарной гостиницы в городке Саратога-Спрингс (США). Летом 1853 года этому клиенту не понравилась порция жареного картофеля, приготовленная шеф-поваром Джорджем Крамом. Клиенту не понравились слишком толстые ломтики картофеля. Они ему показались не прожаренными. Шеф-повар нажарил новую порцию с более тонкими ломтиками, но и она была отвергнута капризным гостем. Тогда Крам, доведенный до бешенства, взял свой самый острый нож и нарезал ломтики бумажной толщины. Они прожарились настолько, что их невозможно было наколоть на вилку. Вопреки ожиданию новое блюдо понравилось разборчивому посетителю. Посыпались заказы и от других постояльцев гостиницы, новинка получила название "саратогские стружки" (chips - стружки, щепки) и скоро стала фирменным блюдом ресторана. Затем чипсы стали фасовать в пакетики и продавать вне ресторана, сначала только в Саратога-Спрингсе, а потом и по всем штатам. Шеф-повар вскоре ушел из гостиничного ресторана и открыл собственный, с непременными "Саратогскими стружками" в меню. Долгое время клубни чистили и строгали вручную, пока в двадцатых годах нашего века не появились механические картофелечистки и картофелерезки. Они способствовали удешевлению и распространению чипсов. Вскоре предприниматель Герман Лэй стал вывозить аппетитную закуску за пределы штатов, даже основал фирму, производящую в основном чипсы (пакетики с броской надписью "Lay's"). Чипсы этой фирмы стали первым пищевым продуктом, который начал продаваться по всей территории США.



1.2. Технология приготовления чипсов.

Изготовление хрустящего картофеля включает следующие основные стадии производства.



Первая стадия процесса получения из картофеля чипсов. Вторая стадия – промежуточная термообработка. Затем предварительная сушка, в ходе которой из картофельных пластин удаляется большая часть влаги. Последняя стадия собственно приготовления – обжаривание картофеля. Этот процесс в основном представляет собой погружение картофельных пластин в кипящее растительное масло (свыше 150 градусов), то есть обжаривание во фритюре. Уже после обжаривания в чипсы добавляются «побочные» ингредиенты: соль, специи, ароматизаторы, благодаря которым и появляются чипсы со сметаной и луком, чипсы с беконом, укропом и т.д. Последняя стадия приготовления чипсов – обжаривание их во фритюре.

Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании при высокой температуре целого ряда вредных соединений: гидрокислот, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать дальше с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.

Среди многих токсичных веществ, присутствие в последнее время выделяют акриламид CH2 = CHC (O) NH2, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В 1994 г. акриламид был отнесен специалистами Всемирной организации здравоохранения к веществам, «вероятно канцерогенным для человека». До недавних пор продукты питания не считались возможным источником акриламида, но чрезвычайно жестко контролировалось его содержание в воде.

Оказывается, не все чипсы готовятся из картофеля. Производство настоящих чипсов - довольно трудоемкое. Основная проблема - качество исходного сырья, которое должно быть неизменным в течение года. Поэтому производители предпочитают идти по более легкому пути - готовить их из картофельной муки с добавлением крахмала, стабилизирующих веществ, разрыхлителей и ароматизаторов, так как эта технология требует меньших капиталовложений и более дешевого сырья.



1.4. Вещества, входящие в состав чипсов.

Начать хотелось бы с химического состава чипсов. Многие люди ошибочно думают, что их делают из картофеля. Когда-то это было действительно так. Но даже тогда они были достаточно вредные. Сейчас предпринимателей не интересует какое воздействие их продукт оказывает на людей (они будут продавать его, даже если он может, с большой долей вероятности, привести к хроническим заболевания или даже летальному исходу).

В состав современных чипсов (самыми популярными из которых являются «лейс», «принглс», «читос» и др.) входит, чаще всего, крахмал или смесь на его основе, но также основным компонентом может быть кукурузная или пшеничная мука. Крахмал, как правило, генетически модифицированный (сделанный из сои). Попадая в организм человека, он распадается на глюкозу, а также другие вредные вещества (гидрогенизированный жир, который накапливается в чипсах, акролеин, который образуется в процессе распада жиров, глутамат натрия и другие). Еще одним и также крайне опасным канцерогеном, содержащимся в составе практически всех чипсов является акриламид. Это токсичное вещество, поражающее, в основном, нервную систему, печень и почки, возможный канцероген, в виде порошка это вещество может приводить к расстройству нервной системы (потение, слабость конечностей, потеря веса, регенерация и восстановление от 2 до 12 месяцев).

1.4. Вред чипсов.

При рассмотрении характеристик чипсов с позиции медицины, употребление их приносит человеку исключительно одни проблемы. Даже относительно здоровый молодой человек после ежедневного употребления чипсов через месяц почувствует изжогу, болезни кишечника и гастрит. Но если это ценитель и любитель чипсов, то он посчитает, что все недуги произошли от других продуктов. Единственное, что можно с большой натяжкой принять при обсуждении вреда или пользы чипсов, это то, что их допускается употреблять в пищу, как гарнир к овощным блюдам. Такое употребление этого продукта нанесет значительно меньший вред вашему желудку. Вообще, чипсы – яркая иллюстрация народной мудрости о том, что человек сам копает себе могилу ножом и вилкой.

Общеизвестно, что содержание канцерогенов в чипсах в 500 раз превышает норму. Количество вредных веществ, входящих в состав чипсов, можно перечислять очень долго. Это акролеин – продукт распада жиров, обладающий мутагенными свойствами. Следующим идет опасный канцероген акриламид, образующийся при термической обработке продуктов, содержащих крахмал. Недавно обнаруженный канцероген глицидамид способствует образованию раковых опухолей, разрушает гены человека, может оставить планету Земля вообще без потомства. Вы еще хотите чипсов?


II. Материалы и методы исследования

2.1. Исследуемые образцы чипсов.

Для проведения исследования были отобраны следующие образцы

чипсов.



2.2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов

Раскрошим 4 ломтика чипсов и перенесём крошки в химический стакан. Добавим 35 мл дистиллированной воды. Нагреваем химический стакан. Охлаждаем раствор и отделяем воду от чипсов, профильтруем образовавшуюся смесь, с помощью фильтровальной бумаги.



2.3. Определение содержания масла.

Кладем большой чипс на фильтровальную бумагу и сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрим на бумагу на свет.

Заполняя пространство между волокнами бумаги, масла - иммерсионные жидкости – уменьшают рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

2.4. Качественное определение крахмала

Для определения крахмала я взяла большой чипс, капнула на него несколько капель 3%-ного спиртового раствора йода и отметила, какая часть чипса стала черно-синей.

Затем налила в пробирку 1-2 мл вытяжки и добавила 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода.

Из-за содержания в чипсах крахмала при добавлении 3%-ного спиртового раствора йода может появится тёмно-синее окрашивание. Этими свойствами пользуются при определении крахмала в пищевых продуктах.


2.5.Качественное определение катионов натрия

Половину полученного в опыте 2.2 фильтрата поместим в чашку для выпаривания и выпарим досуха. В сухой остаток погружаем медную проволоку со спиралью на конце, которую затем вносим в несветящееся пламя спиртовки.


2.6. Качественное определение хлорид-ионов

Нальем в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавим 3-5 капель 1%-ного раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл раствора азотной кислоты.

NaCI + AgNO3 = NaNO3 + AgCI↓

При добавлении к водной вытяжке 1%-ного раствора нитрата серебра должен образоваться белый творожистый осадок AgCl↓ – не растворимый в азотной кислоте. По этому признаку можно сделать заключение о присутствии в растворе хлорид – ионов:

Ag+ + Cl־ → AgCl↓
2.7. Проведение социологического опроса с целью изучения отношения современных школьников к чипсам
Нами был проведён социологический опрос среди учащихся 9 классов с целью - изучить отношение современных школьников к чипсам.

Было опрошено 50 респондентов. Учащимся были предложены вопросы:



Анкета

1. Что Вы чаще всего покупаете, чтобы утолить чувство голода?

а) пирожки, пончики, хот-доги;

б) сухарики;

в) чипсы;

г) другое.

2. Как часто Вы приобретаете чипсы?

а) почти каждый день;

б) 2-3 раза в неделю;

в) несколько раз в месяц;

г) реже 1 раза в месяц.

3. С какой целью Вы покупаете чипсы?

а) перекусить на ходу, быстро утолить голод;

б) просто пожевать, когда нечего делать;

в) в кинотеатре/перед телевизором;

г) люблю/просто хочется;

4. Какую марку чипсов Вы предпочитаете?

а)Pringls

б) Estrella;

в) Московский Картофель;

г) Lay`s;

д) Cheetos

5. На что Вы обращаете внимание при выборе чипсов?

а) цена;


б) вкусовые особенности;

в) популярность марки;

г) производитель;

6. Влияет ли на ваш выбор реклама?

а) да;

б) нет;


в) затрудняюсь ответить

7. Где вы чаще всего покупаете чипсы?

а) в магазинах и супермаркетах;

б) на улице, в торговых ларьках;

8.Употребление чипсов это польза или вред?

а) вред
б) польза


в) не знаю

III. Результаты исследований.

3.1. Исследуемые образцы чипсов.

Для выявления состава и пищевых добавок, входящих в состав чипсов, мы изучили состав продукта, описанный производителями на этикетках в различных образцах.





«Lay`s» Макси сметана и лук. Чипсы из натурального картофеля со вкусом сметаны и лука Состав: картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор «сметана и лук», соль, сухая молочная сыворотка, сахар, Усилитель вкуса и аромата (глутанат натрия) регулятор кислотности (лимонная кислота, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: противопоказано при индивидуальной непереносимости белка молока. Пищевая ценность на 100 гр продукта

жиры

белки

углеводы

30 г

6 г

53 г

Энергетическая ценность: 510 ккал


Производитель: ООО «Фрито ЛейМануфакту

ринг» Россия, Ростовская область, г.Ахо, ул. Победы,27






Картофель, масло растительное, ароматизатор идентичный натуральному "Чизбургер" соль, сахар, порошок лука, мальтодекстрин, сыворотка молочная сухая, перец молотый, порошок чесночный, усилитель вкуса и аромата- глутомат натрия, антислеживающий агент- диоксид кремния, регуляторы кислотности (кислота лимонная, цитрат натрия), антиокислитель- кислота аскорбиновая, натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества)

Пищевая ценность на 100 г продукта



жиры

белки

углеводы

35,60 г

4,60 г

47,20 г

Энергетическая ценность: 528 ккал

Производитель: ОАО «РУСПРОД»



Картофель, масло пальмовое, вкусоароматическая добавка лосось и сливки мальтодекстрин, соль йодированная, сухая молочная сыворотка, декстроза, сахар, усилители вкуса (Е621, Е627), молотый сушеный укроп, сырный порошок, кокосовое масло, чесночный порошок, гидролизованный растительный белок, сливксухие. (0,03%),натуральные красители (экстракт паприки, экстракт аннато, каротины), стабилизатор (фосфат калия), регулятор кислотности (лимонная кислота), антиоксидант (альфатокоферол), вкусоароматические вещества натуральные и идентичные натуральным, рыбий жир.

Пищевая ценность на 100 г продукта



жиры

белки

углеводы

28,5 г

6,2 г

53,2 г

Энергетическая ценность:500 ккал

Производидель: Kraft Foods



Кукурузные снеки со вкусом пиццы, 55г.
Состав: кукурузная мука, растительное масло, пшеничная мука, идентичный натуральному ароматизатор (глюкоза, порошок молочной сыворотки, усилитель вкуса и аромата (глутомат натрия), соевый белок, овощной порошок (лук, томаты, петрушка), натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества (содержат сельдерей), регулятор кислотности

(лимонная кислота), краситель (экстракт паприки), специи), соль.

Противопоказано при непереносимости к белку молока.

Пищевая ценность на 100 г продукта



жиры

белки

углеводы

20 г

7,6 г

72 г

Энергетическая ценность: 502 ккал.


Производитель:ООО "Фрито ЛейМануфакту-

ринг", Россия.



Обезвоженный картофель, растительное масло, растительный жир, рисовая мука, пшеничный крахмал, приправа со вкусом сыра (сырный порошок, усилители вкуса: глутамат натрия, инозиат натрия, луковый порошок, натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы, регуляторы кислотности: молочная и яблочная кислоты, краситель: экстракт паприки, перец), мальтодекстрин, эмульгатор Е471, соль.

жиры

белки

углеводы

32

4,4 г

52 г

Энергетическая ценность: 514

Производитель Procter&Gamble

Исследуя чипсы, мы выяснили, что в их состав входят пищевые добавки разрешенные в России, но запрещенные в других странах.



Таблица 1. Пищевые добавки, разрешенные в России, но запрещенные в других странах.


Номер добавки

Название

Чем опасна

Е 330

Лимонная кислота

Ракообразующий

Е 341

Ортофосфат кальция

Расстройство желудка

Е 621

Глутомат натрия

Может вызвать аллергию, запрещен в детском питании

Е 627

Инозиат натрия

Расстройство кишечника

Е 631

Гуанилат натрия

Расстройство кишечника

Е 635

Рибонуклеотид

Расстройство кишечника

Е132

Индигокармин

Аллергические реакции

Е214, Е215, Е218, Е219

Консерванты на основе гидроксибензойной кислоты

Аллерген

Е563

Синтетический силикат магния

Возможно токсическое действие

E952 ***

Цикламовая кислота и её натриевые, калиевые и кальциевые соли.

Является канцерогеном, вызывающим раковую болезнь.

Е211 ***

Бензоат натрия

Аллергические реакции

E338 ***

Ортофосфорная кислота

Вызывает раздражение глаз и кожных покровов.

E951 ***

Аспартам

Будучи нагретым, до 30 градусов Цельсия, аспартам в газированной воде распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин. Вызывает отравления

E150d ***

Краситель - сахарный колер

Аллергические реакции


Таблица 2. Содержание пищевых добавок, жиров и энергетической ценности.






Lay`S

Московский

Картофель

Estrella

Cheetos

Prinpls

Жиры

30 г

35,60 г

28,5 г

20 г

32 г

Крахмал

(углеводы)



53 г

47,20 г

53,2

7,6 г

52 г

Энергетическая ценность

510 ккал

528 ккал

500 ккал

502 ккал

514 ккал

Пищевые добавки

Е330,

Е261


Е621, Е330

Е621,Е627

Е330,Е307



Е621, Е330

Е621,Е627, Е471

Предпочтения

27

3

12

3

6


3.2. Приготовление водной вытяжки для качественного определения растворимых компонентов.

Раскрошили 4 ломтика чипсов и перенесли крошки в химический стакан. Добавили 35 мл дистиллированной воды. Нагреваем химические стаканы на электрической плитке. Охлаждаем растворы и отделяем воду от чипсов, профильтруем образовавшуюся смесь, с помощью фильтровальной бумаги.

Полученный фильтрат использовали для дальнейших опытов

(см. Приложение 1)



3.3. Определение содержания масла.

Кладем большой чипс каждого образца на фильтровальную бумагу и сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрим на бумагу на свет.

Заполняя пространство между волокнами бумаги, масла - иммерсионные жидкости – уменьшают рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Проделанная работа показала, что больше всего жира содержится в образцах 2 и 3. Меньше всего в чипсах под номером 5 ( см. Приложение 2)



3.4. Определение содержания крахмала.

Для определения крахмала взяли образцы чипсов, капнули на каждый несколько капель 3%-ного спиртового раствора .

Затем налили в пробирку 1-2 мл вытяжки и добавили 2-3 капли 3%-ного спиртового раствора йода.

Из-за содержания в чипсах крахмала при добавлении 3%-ного спиртового раствора йода появилось тёмно-синее окрашивание.

В результате определения крахмала я выяснила, что большое содержание крахмала содержится в образцах №4 и №5. Меньше всего в образцах №1,№2,№3. Наличие крахмала в составе указано только в чипсах под номерами 4 и 5 (см. Приложение 3)

3.5. Качественное определение катионов натрия.

Половину полученного в опыте 2.2 фильтрата поместили в чашку для выпаривания и выпарили досуха. В сухой остаток погружали медную проволоку со спиралью на конце, которую затем вносили в несветящееся пламя спиртовки

В результате исследования, мы наблюдали окрашивание пламени спиртовки в жёлтый цвет. Это катионы натрия придают пламени жёлтый цвет (см. Приложение 4)

3.6. Качественное определение хлорид-ионов.

Наливали в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавляли 3-5 капель 1%-ного раствора нитрата серебра, а затем 1-2 мл раствора азотной кислоты.

NaCI + AgNO3 = NaNO3 + AgCI↓

При добавлении к водной вытяжке 1%-ного раствора нитрата серебра образовались белые творожистые осадки AgCl↓ – не растворимый в азотной кислоте. По этому признаку можно сделать заключение о присутствии в растворе хлорид – ионов:

Ag+ + Cl־ → AgCl↓

Наблюдения при проведении качественной реакции на обнаружение ионов Cl- показали: в образце №1 выпало больше всего белого осадка. В чипсах под номерами 3 и 5 осадок выпал одинаковый, значит хлорида натрия в чипсах примерно поровну. В образцах №2 и №3 раствор стал мутным, но осадок выпал небольшой, значит они содержат меньше соли, в отличие от других образцов (см. Приложение 5)



3.7 Проведение социологического опроса, с целью изучения отношения современных школьников 9-х классов к чипсам.

Полученные результаты социологического опроса среди учащихся 9-х классов представлены на диаграмме.

Диаграмма 1. Результаты опроса учащихся 9-х классов.

В ходе социологического опроса выяснилось, что вовлеченность в покупку чипсов для утоления голода невелика (5 человек). Наибольшей популярностью пользуются пирожки, пончики, хот-доги (28 человек).

Среди потребителей выделяются четыре группы: покупающие чипсы почти каждый день (1 человек), 9 покупают чипсы 2-3 раза в неделю, 20 покупают чипсы несколько раз в месяц и 20 опрошенных приобретают чипсы реже одного раза в месяц.

Несмотря на огромное количество разновидностей чипсов 19 опрошенных не могут объяснить причину покупки чипсов, а 12 человек едят их, когда нечего делать. 8 человек покупают чипсы, чтобы быстро перекусить, а 10 воспринимают чипсы, как необходимый атрибут похода в кинотеатр или просмотра телевизора.

Что касается марочных предпочтений, то здесь, несомненно, лидирует марка “Lay`s”(27 человек). 12 предпочитают «Estrella». 6 отдают свой выбор чипсам «Pringls». 3 человека предпочитают чипсы «Московский картофель», столько же опрошенных выбирают марку «Сheetos».

При выборе чипсов потребители, прежде всего, обращают внимание на вкусовые качества (21 человек). Для 18 важна цена. 6 обращают внимание на производителя. Пять человек выбирают чипсы по популярности марки.

На выбор почти всех потребителей реклама не влияет (38 человек). Для 9 человек реклама важна. И 3 человека затруднялись дать ответ.

47 опрошенных покупают чипсы в магазинах и супермаркетах и только 3 человека покупают на улице и в торговых ларьках.



IV. Выводы

В начале работы был проведён социологический опрос среди учащихся 9 классов с целью, выяснить отношение современных школьников к чипсам и их влиянии на организм человека. При проведении опроса можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных считают, что они вредны для здоровья.

Мы произвели контрольную закупку наиболее популярных среди школьников чипсов. На основании результатов исследований сделаны следующие выводы:

1. Чипсы очень калорийный продукт, о чем свидетельствует пищевая ценность продукта более 500 ккал.

2. Надо не забывать, что чипсы – фастфуд. А фастфуд – очень калорийная и жирная пища, которая очень вредит нашему здоровью. В результате исследований, оказалось, что наибольшее количество жира содержат чипсы- «Estrella» и «московский картофель».

3. В чипсах Lay`S содержится достаточно большое количество поваренной соли.

4. Чипсы не замена нормальной пищи.

В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что употребление чипсов больше вредно, чем полезно. Часто можно наблюдать в магазине, как покупают чипсы и взрослые, и дети. Наверно считают, что чипсы вкусные и ими можно всегда перекусить. Чипсы больше атрибут молодежи. Думаю, именно на подростков делают ставку производители и рекламодатели чипсов. О последствиях в таком возрасте, к сожалению, не задумываются. Данная работа вызвала повышенный интерес у учащихся нашей школы.


Список использованной литературы

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: базовый уровень /Д. К. Беляев. М.: Просвещение, 2010.

2. Кулинарный сайт «Домовуша», список вредных «Е».

3. Интернет ресурсы. 1.www.wikipedia.org 2. www.ximik.ru.



4. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. – М. : Школа-Пресс, 1998.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница