Конкурентоспособность и качество продукции: теоретический аспект



Скачать 113.2 Kb.
Дата20.03.2016
Размер113.2 Kb.
ТипАнализ


Карташев А.А., Кайгородцев А.А.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность и качество продукции являются решающим фактором коммерческого успеха. Это свидетельствует об актуальности проблемы нашего исследования.

Конкурентоспособность – многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Анализ экономической литературы дает основание для выделения трех подходов к формированию категории «конкурентоспособность»:

1 Как наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов.

2 Как наличие ресурсов, необходимых для реализации деятельности фирмы.

3 Как возможность и способность компании противостоять соперникам.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что под конкурентоспособностью объекта следует понимать состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения им своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.

Все многообразие конкурентных отношений проявляется на трех уровнях [1]:

– микроуровень (виды продукции, производства, предприятия);

– мезоуровень (отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции);

– макроуровень (народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции и т.п.).

К факторам конкурентоспособности относятся:

– ресурсный фактор (физические затраты ресурсов на единицу готовой продукции);

– ценовой фактор (уровень и динамика цен на все используемые ресурсы производства и готовую продукцию);

– «фактор среды» (экономическая политика государства и степень ее воздействия на экономических агентов) [2].

Оценкой и анализом конкурентоспособности занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и др. При этом любой из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен.

Следовательно, возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности».

Трактовка категории «уровень конкурентоспособности» опирается на факт существования конкуренции, предполагающей наличие соперников, по отношению к которым и определяется степень превосходства. В противном случае, нельзя говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов.

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов является сложной задачей по следующим причинам: во-первых, в конкурентоспособности фокусируются многочисленные показатели качества и ресурсоемкости работы экономических агентов; во-вторых, отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности. Это свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайной важности и сложности проблемы, а с другой – о незавершенности ее методологической разработки и необходимости дальнейших исследований в данной области.

Уровень конкурентоспособности является оценочным показателем, для определения которого необходимо наличие субъекта, объекта и цели оценки [3].

Уровень конкурентоспособности любого объекта является относительным показателем, в связи с чем может быть определен только в результате сравнения. Он представляет собой характеристику объекта, отражающую его отличие от аналогичного по степени выполнения возложенных на него функций [4].

Анализ конкурентоспособности предприятий и более крупных экономических объектов сводится к выбору определенных параметров, по которым производится сравнение, и от выбора тех или иных сторон деятельности предприятия зависит исход оценки.

Несмотря на различия в управленческих подходах к определению системы долговременных целей можно выделить две группы показателей, которые обеспечивают решение основных задач, связанных с развитием фирмы. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и т.п.) в обобщенном виде отражают (хотя и косвенным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и т.п.) отражают уровень эффективности производства данной фирмы.

Повышение эффективности производства является основой увеличения прибыльности и выживания фирмы в конкурентной борьбе. В связи с этим рост производительности должен стать приоритетной целью управления компанией. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек [5].

Необходимо различать потенциальную и реальную эффективность производства. Если уровень потенциальной эффективности зависит от внешних условий хозяйственной деятельности (наличия трудовых, сырьевых, энергетических ресурсов и т.п.) и, прежде всего, от общего уровня научно-технического развития страны, то реальная производительность в компании определяется в первую очередь уровнем управления и организации производства. Она может расти не только в результате снижения издержек производства за счет организационных или технических нововведений. Значительным резервом реальной эффективности производства является осведомленность, информированность руководства компании относительно новой техники или методов организации труда. Другой фактор повышения производительности – совершенствование структуры выпускаемой продукции, постоянное ее обновление, оптимизация и диверсификация структуры используемых в производстве ресурсов.

Еще одним фактором производительности может выступать концентрация производства, приводящая к экономии на масштабах последнего. Но для того чтобы эта возможность была реализована на практике, необходимо осуществлять инвестиции в новую технику большей единичной мощности, производить перестановку рабочей силы по новым схемам и т.п. Другими словами, концентрация производства является лишь иным выражением влияния научно-технического прогресса на эффективность, и выделить самостоятельное влияние ее как фактора, отделив от воздействия НТП, очень трудно [6].

Важность роста производительности для повышения конкурентоспособности компаний осознана деловыми кругами всех стран мира. Так, многие компании начали внедрение и реализацию программ по повышению производительности, которые призваны обеспечить решение следующих задач:

– повысить производительность имеющихся в наличии производственных ресурсов за счет изменений в организации производства;

– создать необходимые управленческие и организационные предпосылки для успешного внедрения в производство новой техники и технологии и обеспечения на этой основе долговременного устойчивого роста производительности.

Существуют три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:

– стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия лидерства в области издержек производства);

– поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации);

– фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши).

Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера, в основе которой лежит зависимость между долей на рынке и прибыльностью [7].

Согласно данной модели, фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной «нише», даже если ее общая доля на рынке незначительна.

Компания, имеющая большую долю на рынке, может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса.

В настоящее время «стоимость компании» можно считать основным показателем ее конкурентоспособности. Это связано с тем, что стоимость компании интегрирует в себе показатели, отражающие внутреннюю ситуацию фирмы и ее внешнее окружение, и тем самым позволяет сопоставлять результаты деятельности различных экономических субъектов.

Кроме того, использование показателя стоимости как главного фактора конкурентоспособности компании можно объяснить и изменением сущности компании. Так, до конца 1980-х годов главной задачей любой коммерческой организации было получение прибыли. В настоящее время приоритеты несколько изменились. Проблема состоит в изменении статуса самой компании. Фактически она превратилась в товар, собственник которого желает получить за него максимальную цену. Для собственников стоимость компании является единственным критерием оценки его финансового благополучия, который дает комплексное представление об эффективности управления бизнесом. Объем продаж, прибыль, себестоимость, финансовые показатели (ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость активов и эффективность) являются как бы промежуточными характеристиками отдельных экономических аспектов деятельности предприятия. И лишь его стоимость служит общим показателем, единственной характеристикой ценности товара.

Данный вывод основывается, в частности, на данных Мирового Доклада по Инвестициям 2000 г. (World Investment Report 2000), согласно которому более 90% всех мировых инвестиций носят непроизводительный характер, т.е. являются инструментом слияний и поглощений.

Исследования ряда экспертов показывают, что наиболее конкурентоспособными компаниями, как правило, являются те, в которых главным критерием оценки качества принимаемого управленческого решения служит последующее повышение стоимости бизнеса [8]. Это подтверждается постоянно растущим интересом менеджеров к использованию стоимости в ежедневной практике управления предприятиями и компаниями, что само по себе служит дополнительным аргументом в пользу оценки эффективности системы бизнеса через призму стоимости его капитала.

Конкурентоспособность предприятия базируется на продукции, имеющей преимущества по качеству и цене по сравнению с аналогичной продукцией, реализуемой на рынке конкурентами. При этом конкурентоспособную продукцию можно считать основанием пирамиды, завершающейся конкурентоспособностью национальной экономики [9].

При анализе конкурентоспособности продукции необходимо решить следующие задачи [10]:

– оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

– изучение факторов, воздействующих на ее уровень;

– разработка мероприятий по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность своего товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная товару производителем, совпадает с мнением потребителя. Однако для производителя этот вопрос стоит несколько шире, прежде всего он должен оценить принципиальную возможность реализации своего товара на данном рынке, т. е. уровень нормативных параметров.

Определение принципиальной возможности реализации продукции начинается с оценки патентной чистоты, которая отражает степень воплощения в изделии научно-технических решений, не попадающих под действие патентов, выданных в стране потребителя. Если в изделии имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности целесообразности проводить лишь после разработки мер, направленных на обеспечение патентной чистоты.

Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным нормам. В случае несоответствия им товар не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует уровню, предписанному действующими нормами, то товар неконкурентоспособен независимо от результатов сравнения по другим параметрам.

С техническими параметрами связан первый этап принятия потребителем решения о покупке товара, заключающийся в отборе изделия как потенциального «кандидата» на приобретение. Решение о покупке может быть принято, если в результате анализа параметров товара будет установлено, что он удовлетворяет существующую потребность и может принести необходимый полезный эффект. Если потребитель не найдет на рынке товара, полностью отвечающего потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения. Подобная корректировка будет продолжаться до тех пор, пока требования, предъявляемые к товару, не совпадут с набором технических параметров, по крайней мере, у одного из предлагаемых к продаже товаров.

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции [11].

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
P

q = -------- х 100,


Р100

где q единичный параметрический показатель;

Р уровень параметра исследуемого изделия;

Р100 уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.



Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (qj) по однородной группе параметров (технических, эко­номических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аj), определенных экспертным путем:
G = ∑аj x qj,

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
J = Gт / Gэ,
Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу.

Если J > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке конкурентоспособности не следует принимать во внимание.

Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Например, если при тех же эксплутационных характеристиках и затратах на потребление изготовителю удалось снизить энергоемкость и трудоемкость производства изделия, то его качество с точки зрения общего эффекта для экономики возрастет, но привлекательность с точки зрения потребителя не повысится, поскольку полезные для него параметры не изменились (если, конечно, за счет экономии производственных затрат не будет снижена продажная цена).

Для повышения конкурентоспособности продукции производителям можно рекомендовать совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
Литература:
1. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России // Бизнес и банки . – 2003. – № 43.

2. Управління міжнародною конкурентоспроможністю в умовах глобалізації економічного розвитку: Монографія: У 2т. /Д.Г. Лукьяненко, А.М.Поручник, Л.Л.Антонюк та ін.; За заг. ред Д.Г. Лукьяненко, А.М.Поручника. – К.: КНЕУ, 2006.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: Инфра-М, 2000.

4. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт, 2001.

5. Kendrick J. W. Improving company productivity; Handb. with case studies / Kendrick J. W. in collab. with the Amer. productivity center. – Baltimore; London: Johns Hopkins univ. press, 1984, p. 10.

6. Хруцкий В.Е. Проблемы управления при капитализме // Общественные науки за рубежом. – 1985. – № 6. Серия № 2 «Экономика».

7. Кайгородцев А.А. Управление маркетингом (опыт Казахстана). – Усть-Каменогорск: КАСУ, 2006.

8. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления. – М.: ДЕЛО, 2003.

9. Ахметжанова С.Б. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности продукции (на примере пищевой промышленности Карагандинской области). – Алматы, 1999.

10. Кайгородцев А.А., Кирдасинова К.А. Экономическая оценка конкурентоспособности продукции // Вестник университета «Туран». – 2006. – № 1-2.



11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). – М.: Международные отношения, 1988.



Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> Международный учет и международные стандарты финансовой отчетности: перспективы развития и сотрудничества
publications -> Серия публикаций: Концепция стратегии устойчивого развития: формирование казахстанской модели
publications -> Определение географической долготы по кульминационной высоте Луны
publications -> Фантастика как отражение основных тенденций развития культуры
publications -> "утратить благопристойность" от своего "богатства" !!!»- прочитав монографию «Код Евразии»
publications -> Довгаль Наталья Николаевна
publications -> Развитие стратегического партнерства в Алматинской академии экономики и статистики Под стратегическим партнерством
publications -> Оао «снпс актобемунайгаз», тоо «Казахойл», тоо «Казахтуркмунай», умг «Актобе», предприятия горнорудной и химической промышленности, Донской гок и актюбинский завод ферросплавов ао «тнк казхром», ао «азхс», а также зао «Актобе тэц»
publications -> Наблюдение больных после операции аортокоронарного шунтирования и стентирования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница