Концепция развития почтовой связи




Скачать 461.91 Kb.
страница1/3
Дата09.07.2016
Размер461.91 Kb.
  1   2   3


КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 4

2.1. Обзор рынка услуг почтовой связи 4

2.1.1. Отправления с письменными сообщениями 4

2.1.2. Отправления с товарными вложениями 6

2.1.3. Почтовые переводы денежных средств 8

2.2. Основные выводы по результатам обзора рынка услуг почтовой связи 8

3. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ 9

3.1.  Определение границ рынка услуг почтовой связи 9

3.2. Деятельность назначенного оператора почтовой связи (ФГУП «Почта России») 11

3.3. Лицензирование деятельности в области почтовой связи 13

3.4. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам назначенного оператора почтовой связи 14

3.5. Основные услуги назначенного оператора почтовой связи 14

3.6. Государственное регулирование тарифов на оказание услуг почтовой связи 15

3.7. Требования, предъявляемые к качеству услуг почтовой связи 17

3.8. Требования по обеспечению основных услуг почтовой связи на всей территории страны 18

3.9. Государственная поддержка и содействие назначенному оператору почтовой связи 19

3.10. Международное сотрудничество в области почтовой связи 20

3.11. Кадровое обеспечение почтовой связи 22

3.12. Основные направления развития электронных технологий в области почтовой связи 22

3.13. Государственная электронная почтовая система 24

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ 24





1. ВВЕДЕНИЕ




Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № АД-П10-9252.

Концепция включает оценку текущего состояния и основных тенденций на рынке услуг почтовой связи, ключевые цели развития почтовой связи, принципы и задачи государственного регулирования, осуществление которых необходимо для дальнейшего развития почтовой связи.

Почтовая связь играет существенную роль в социальном и экономическом развитии Российской Федерации – с учетом географических, экономических, демографических и культурных особенностей страны почтовая связь является одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей и коммуникаций между государством и гражданами.

Миссией почтовой связи является сохранение экономической и политической целостности страны, обеспечение граждан Российской Федерации, органов власти и юридических лиц современными услугами почтовой связи.

Основная задача настоящей Концепции состоит в определении мер по обеспечению устойчивого развития почтовой связи в качестве инструмента социального, экономического и политического единства Российской Федерации и создания условий для взаимовыгодного и результативного международного сотрудничества.

В рамках концепции рассматриваются вопросы, связанные с доступностью почтовой связи, развитием рынка и повышением качества услуг почтовой связи (в частности, посредством внедрения новых технологий).

Концепция разработана с учетом законодательства Российской Федерации и актов Всемирного почтового союза.

Ранее распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 № 885-р и от 31.10.2003 № 1577-р были одобрены соответственно концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и концепция развития рынка услуг почтовой связи на период до 2010 года.

Основными целями указанных концепций являлось улучшение качества и расширение спектра услуг почтовой связи, развитие инфраструктуры почтовой связи, а также создание единого федерального оператора почтовой связи ФГУП «Почта России» с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства, что предполагало модернизацию законодательства о почтовой связи.

К 2009 г. было полностью завершено создание единого федерального оператора почтовой связи ФГУП «Почта России», осуществляющего свою деятельность на всей территории страны.

Проекты нормативных правовых актов по вопросам акционирования ФГУП «Почта России» и изменения законодательства о почтовой связи были подготовлены в 2013-2014 гг.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ



2.1. Обзор рынка услуг почтовой связи

В рамках обзора рынка услуг почтовой связи рассматриваются три основных сложившихся сегмента таких услуг: отправления с письменными сообщениями, отправления с товарными вложениями и почтовые переводы денежных средств.


2.1.1. Отправления с письменными сообщениями


Под отправлениями с письменными сообщениями в целях настоящей концепции понимаются письменная корреспонденция, счета, каталоги и прочие отправления с вложениями на бумажном носителе.

В настоящее время письменная корреспонденция представлена как традиционным изложением информации на бумажном носителе, так и электронными письмами. Также применяются технологии гибридной почты, позволяющие осуществлять рассылку электронных сообщений на бумажном носителе или переводить в электронный вид информацию, пересылаемую на бумажном носителе.

В 2013 г. было отправлено 3 283 млн единиц1 отправлений с письменными сообщениями, включая отправления госорганов, физических и юридических лиц, в том числе рассылку счетов.

68,4% от всех отправлений с письменными сообщениями, или около 2 245 млн единиц, составили отправления юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных органов), из которых 1 605 млн отправлений – рассылка физическим лицам адресной рекламы, каталогов и другой корреспонденции.

На пересылку различных документов, осуществляемую между юридическими лицами, в 2013 г. приходилось 512 млн отправлений, на отправления в государственные и муниципальные органы – 128 млн.

Отправления государственных и муниципальных органов составили 711 млн единиц, или 21,7% всего рынка отправлений с письменными сообщениями. Среди них можно выделить следующие основные группы: отправления в рамках судебной системы Российской Федерации – 196 млн, других правоохранительных органов – 37 млн, Федеральной налоговой службы – 170 млн, Пенсионного фонда Российской Федерации – 81 млн, других органов государственной власти и местного самоуправления – 227 млн.

Отправления физических лиц составили всего 9,9% рынка, или 326 млн, в частности: отправления другим физическим лицам – 97 млн, юридическим лицам – 63 млн, государственным и муниципальным органам – 166 млн.

В период до 2020 г. ожидается снижение объемов отправлений физических лиц – с 326 млн до 200 млн к 2018 г. и до 155 млн отправлений к 2020 г.

В настоящее время на международном рынке отправлений с письменными сообщениями наблюдается общая тенденция к замещению информации на бумажном носителе электронными письмами в связи с развитием современных средств связи: электронной почты, текстовых телефонных сообщений, социальных сетей и т. п.

На рынке отправлений с письменными сообщениями многих стран, в том числе США, Великобритании, Голландии и Германии2, отмечается снижение сначала темпов роста, а затем и их объемов.

В мировом масштабе темпы замещения пересылаемой информации на бумажном носителе электронными письмами в период с 2000 по 2013 гг. составили от 3 до 7% в год.

После 2018 г. ожидается активный переход деловой корреспонденции юридических лиц на электронную форму в связи с появлением современных


ИТ-решений для защищенной пересылки юридически значимых документов, распространением электронной подписи и пр.

Спад в сегменте отправлений, направляемых юридическими лицами в адрес государства, основу которого составляют документы, подаваемые юридическими лицами в различные государственные и муниципальные органы, в период до 2016–2018 гг. также обусловлен переходом на технологию представления документов в электронной форме. По мере внедрения государственными и муниципальными органами технологий электронного документооборота ожидается ускорение этого спада.

Сегмент отправлений, осуществляемых юридическими лицами в адрес населения, будет расти при условии развития рассылки каталогов и адресной рекламы.

Рост рассылки каталогов связан с рядом факторов, прежде всего, с выходом на рынок каталогов новых компаний в рамках электронной коммерции и традиционной розничной дистанционной торговли, увеличением количества циклов каталожных рассылок в связи с ускорением пересылки почтовых отправлений и распространением услуг дистанционной торговли в стране.

Рост сегмента адресной рекламы будет зависеть от появления полноценной комплексной услуги по разработке, доставке и мониторингу рекламных отправлений, рассчитанных на определенную аудиторию. На сегодняшний день в России нет организованного рынка адресной рекламы, уровень распространения данной услуги крайне низок, в то время как в США, Норвегии, Италии3 и многих других странах рекламные отправления формируют самостоятельный развитый сегмент письменной корреспонденции.

На основе изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время Российская Федерация имеет большой потенциал развития адресной рекламной рассылки.

Такая рассылка является более эффективной, чем реклама в Интернете. Для сравнения: отклик на сообщение, которое содержится в адресной рекламной рассылке, составляет около 4%, в то время как отклик на рекламу в Интернете в среднем не превышает 0,1%4. Чтобы успешно реализовать данный потенциал, на рынке должна появиться соответствующая комплексная услуга с возможностью ее предоставления по всей стране.

В долгосрочной перспективе на сегмент отправлений с письменными сообщениями государственных органов повлияет ряд тенденций.

В 2014–2016 гг. сохранится тенденция оптимизации и консолидации почтовых отправлений государственными органами, например, отказ от части отправлений Пенсионным фондом Российской Федерации или объединение уведомлений по нескольким налогам в единое почтовое отправление
Федеральной налоговой службой.

В 2016–2020 гг. ожидается активный переход таких отправлений в электронную форму.

В связи с этим в период до 2020 г. ожидается сокращение количества отправлений с письменными сообщениями государственных и муниципальных органов – с 711 млн до 550 млн в 2018 г. и до 445 млн в 2020 г.

В целом объем рынка отправлений на бумажном носителе продолжит снижаться и к 2020 г. составит примерно 2,9 млрд единиц.


2.1.2. Отправления с товарными вложениями


В 2013 г. общий объем отправлений с товарными вложениями, составил 268,7 млн отправлений5.

В денежном выражении объем соответствующих услуг достиг примерно


73,375 млрд руб., то есть увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2010 г., когда он составлял 35,927 млрд руб.

В 2013 г. 30% от объема услуг по доставке почтовых отправлений с товарными вложениями в денежном выражении составили отправления, совершаемые внутри крупных городов (с населением более 500 тыс. человек), 25% – отправления, совершаемые между крупными городами, 15% – отправления, совершаемые внутри регионов, 20% – другие внутренние почтовые отравления и 10% – международные отправления.

Сегмент отправлений, совершаемых внутри крупных городов, на 90% состоит из отправлений юридических лиц физическим лицам.

Этот сегмент в основном представлен отправлениями участников рынка дистанционной торговли (доставка товаров покупателям онлайн-магазинов, рекламных каталогов пользователям и пр.).

Остальную долю занимают отправления, осуществляемые между юридическими лицами. Как правило, это доставка юридически значимых документов (договоров, счетов-фактур и пр.), а также небольших по размеру товаров, которые могут пересылаться в виде почтовых отправлений.

В целом сегмент посылочных отправлений юридических лиц в адрес физических лиц является крупнейшим на рынке и составляет 51,800 млрд руб. (70,6%); рынок отправлений между юридическими лицами – 18,308 млрд руб. (24,9%); отправления физических лиц – 3,267 млрд руб. (4,5%).

Основной рост будет наблюдаться в сегменте отправлений, совершаемых юридическими лицами в адрес физических лиц, ввиду развития дистанционной торговли (доля которой на сегодняшний день в общем объеме розничной торговли не превышает 2–3%, в то время как, например, в Великобритании этот показатель уже превышает 10%6), активного роста электронной коммерции на уровне 20–25% в год, внедрения новых услуг (например, упрощенного возврата товаров в онлайн-магазин) и постепенного улучшения качества услуг почтовой связи (покрытием, скоростью и ценовым предложением) за счет усиления конкуренции на межрегиональных рынках.

Ожидается рост как внутреннего рынка отправлений юридических лиц в адрес физических лиц, так и международного.

Развитие последнего связано со значительным увеличением объема международных почтовых отправлений, прежде всего, мелких пакетов. В такой форме обычно пересылаются товары, приобретаемые гражданами Российской Федерации в зарубежных онлайн-магазинах. Подобные товары характеризуются достаточно низкой ценой, но при этом более широким ассортиментом, чем тот, который может предложить отечественный рынок.

Кроме того, в настоящее время идет процесс русификации международных сайтов электронной коммерции и возмещения иностранными государствами стоимости доставки за рубеж.

Рост внутрироссийского рынка доставки населению почтовых отправлений с товарными вложениями обусловлен в основном увеличением межрегионального сегмента, который на сегодняшний день развит значительно меньше, чем внутригородской и внутрирегиональный сегменты, в связи с неудовлетворительным качеством и высокой стоимостью межрегиональной доставки.

Основная масса онлайн-магазинов, за исключением ограниченного числа крупных игроков, сейчас предлагают только внутригородскую и внутрирегиональную доставку.

Развитие качественной услуги межрегиональной доставки откроет для таких магазинов возможность расширения клиентской базы за счет заказчиков по всей стране.

По экспертным оценкам среднегодовой темп роста сегмента отправлений, совершаемых юридическими лицами в адрес физических лиц до 2018 г. составит 14–18% и 12–13% в период с 2018 до 2020 гг.

В сегменте отправлений, совершаемых между юридическими лицами, ожидается ежегодный рост на уровне 8–10% с 2014 г. до 2020 г.

Доля сегмента отправлений физических лиц будет расти медленно. Прогнозируемый среднегодовой темп роста: 3% до 2017 г. и 2% с 2018 до 2020 гг.

По экспертным оценкам в количественном выражении среднегодовой темп прироста сегмента почтовых отправлений с товарными вложениями составит примерно 10% в год. В итоге емкость указанного сегмента рынка в 2020 г. составит около 482,4 млн отправлений. Емкость рынка в денежном выражении составит
195,7 млрд руб., при этом 87% будет приходиться на почтовые отправления дистанционной торговли, 10% – на отправления, осуществляемые между компаниями, и 3% – на отправления физических лиц.

2.1.3. Почтовые переводы денежных средств


На общем рынке денежных переводов доля почтовых переводов денежных средств составляет не более 12%. При этом в связи с развитием современных банковских услуг и платежных систем доля почтовых переводов денежных средств постепенно снижается.

При этом общий объем рынка денежных переводов растет высокими темпами. В 2013 г. он составил 4,268 трлн руб.7. Прогнозируется, что общий объем денежных переводов ежегодно будет расти в среднем на 10% и к 2018 г. достигнет порядка


6,2 трлн руб., к 2020 г. – порядка 7,6 трлн руб.

Вместе с тем для многих граждан страны почтовые переводы денежных средств являются единственной доступной услугой по переводу денежных средств в связи с недостаточной развитостью банковской сети в сельских регионах.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница