Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры




страница1/8
Дата17.07.2016
Размер1.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ШИПИЦИН АНТОН ИГОРЕВИЧ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Специальность 09.00.13 – философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Л. В. Щеглова


ВОЛГОГРАД – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Виртуализация как основная характеристика современной культуры

I.1. Генезис и коннотации понятий «виртуальность» и «виртуализация» 16

I.2. Процесс виртуализации различных сфер социальной реальности 35
Глава II. Компьютерные социальные сети – виртуальный модус бытия человека

II.1. Структурно-функциональный анализ сайтов социальных сетей 63

II.2. Роль компьютерных социальных сетей в процессе виртуализации современной культуры 84

II.3. Антропологические параметры новой формы существования субъекта культуры 103



Заключение 136
Литература 142

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью понимания особенностей существования человека в техногенной информационной среде, а также важностью создания интегративной модели современной культуры, которая бы смогла объяснить взаимосвязь разнородных тенденций и параметров культуры, отчетливо выступивших в XXI веке.

Процесс бурного развития информационно-коммуникационных технологий, происходящий в последнее десятилетие, все больше привлекает внимание со стороны современной философии и обобщающего культурологического знания. Это обусловлено теми революционными изменениями, которые произошли и происходят в различных областях культуры. Свобода и безопасность; перспективы искусственного интеллекта и самопознания человека; изменения в мировосприятии, вызываемые средствами массовой коммуникации; проблемы социальной адаптации в информационной среде; виртуализация реальности; информационные сети; компьютерные игры – это далеко неполный список вопросов, осмысление которых идет в сфере философии культуры.

Такие широко распространенные в настоящее время термины, как «социальная сеть» и «виртуальность» стали достоянием обыденного сознания человека и зачастую употребляются во всевозможных контекстах и смыслах. Различные коннотации этих терминов и отсутствие четко обоснованного и однозначного их толкования подтверждают, что они не принадлежат исключительно сфере масс-медиа. Не ограничиваясь информационно-технологической составляющей, данные концепты становятся метафорой современности, позволяющей определить контуры реалий культурного, социального, антропологического порядка, с которыми столкнулся человек в ХХI веке, и изучение которых наиболее актуально.

Данная работа представляет собой опыт комплексного системно-феноменологического исследования компьютерных социальных сетей как одного из самых распространенных и существенных культурных артефактов современности. Принимая во внимание то обстоятельство, что число пользователей таких сайтов превышает сотни миллионов человек и значительную часть своего жизненного времени наш современник проводит в информационном пространстве компьютерной социальной сети, становится актуальным объяснить причину популярности подобных практик и их антропологические следствия, стихийно сложившиеся логику и законы культурного пространства социальных сетей, их влияние на личность и общество, а также культурную обусловленность этого явления.

Изучение феномена компьютерных социальных сетей входит в проблемное поле целого спектра научных дисциплин, таких как философия, культурология, социология, психология, информатика, лингвистика. Однако каждая из наук изучает компьютерные социальные сети под своим углом зрения, замыкаясь порой на одном аспекте, при этом игнорируется связь с общими процессами и явлениями современной культуры. Поэтому представляется необходимым объединить разрозненные подходы в рамках философии культуры, что позволит провести комплексное исследование данного объекта, имеющего тесную связь с проблематикой виртуализации современной культуры, что и послужило главным стимулом к постановке основного вопроса диссертации. Дигитальное замещение человека, создание искусственной среды обитания второго уровня, распространение электронной формы социальных отношений вкупе с виртуализацией различных сфер социальной реальности – экономики, политики, науки, искусства делают актуальной заявленную тему исследования не только для понимания новейших форм коммуникации как таковых, но и для осмысления виртуализации культуры как принципиально нового масштабного цивилизационного процесса современности.
Степень научной разработанности проблемы.

Исследований, специально посвященных анализу заявленной в заглавии диссертации темы, практически нет. Между тем существуют работы, затрагивающие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы с позиции философии, культурологии, социологии, психологии.

Первую группу составляют работы, в которых представлен анализ специфики культуры в условиях глобализации и информатизации. Концепция постиндустриального и информационного общества разрабатывалась в исследованиях Д. Белла, З. Бжезинского, Е. Масуды, А. Турена, глобализационные процессы изучали З. Бауман, У. Бек, П. Бурдье, Ф. Фукуяма. Становление глобальной культуры и новейшие информационно-коммуникационные технологии в глобальном масштабе были предметом рассмотрения таких авторов как Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, Д. Нейсбит, Г. Рейнгольд, Э. Тоффлер. Работы М. Кастельса представляют для нас особую значимость, поскольку в них уделяется много внимания развитию и влиянию Интернета, в пространстве которого возникли компьютерные социальные сети. Анализ влияния Интернета как принципиально нового средства коммуникации на человека и культуру проводился в работах В. П. Гончарова, Н. В. Корытникова, К. Э. Разлогова, Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна.

Философско-антропологические вопросы, связанные с развитием современных информационно-коммуникационных технологий затрагиваются в работах отечественных авторов И. Ю. Алексеевой, П. С. Гуревича, Л. Г. Ионина, М. М. Кузнецова, В. А. Кутырева, Г. В. Паниной, Е. В. Петровой, С. К. Шайхитдиновой, Е. Н. Шклярик, Л. В. Щегловой. Изучению различных аспектов информационной культуры посвящены исследования Н. В. Гоноцкой, В. А. Емелина, Н. Б. Кирилловой, Н. В. Литвак, Л. Д. Рейнман, Л. В. Скворцова, А. И. Черных.

Большую ценность для данной работы представлял комплекс исследований, связанных с изучением медиа, специфики массовой коммуникации, влияния масс-медиа на социокультурную динамику и человека. Это, прежде всего, труды Т. Адорно, Дж. Ваттимо, П. Вирилио, Г. Дебора, Н. Лумана, М. Маклюэна, Н. Постмана, Д. Рашкоффа, М. Хоркхаймера, У. Эко.

Отдельную область составляют исследования, посвященные социальным сетям. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом Джеймсом Барнсом, но массовое распространение получил в начале 2000-х годов с развитием интернет-технологий. Следовательно, можно выделить две пересекающиеся трактовки социальной сети – как социальной структуры и ее специфического интернет-варианта. Очевидно, что в русле первого подхода концепт исследован в большей степени (изучение структуры социальных объектов активно ведется в социологии с 50-х годов ХХ века). Проблематика компьютерных социальных сетей как целостного феномена культуры является недостаточно исследованной как с точки зрения концептуального анализа, так и с эмпирической точки зрения.

Среди отечественных авторов, изучающих компьютерные социальные сети как социокультурный феномен, заслуживают внимания работы В. А. Бокарева, Р. В. Кончаковского, Е. А. Лавренчук, Г. Ф. Нигматуллиной, Т. Е. Савицкой, А. С. Фоменко. Как модель информационного влияния, управления и противоборства рассматривает данный феномен Д. А. Губанов.

Роль интернет-сообществ в формировании социального пространства, коммуникативные особенности новой формы общения, стратегии личностной идентификации в пространстве компьютерной социальной сети, использование социальных сетей в научно-образовательной сфере – эти темы находятся в центре внимания таких исследователей, как А. Б. Докторович, Е. Г. Ефимов, М. В. Нелидова, А. Г. Осипова, В. А. Плешаков, В. Н. Поправко, Е. Э. Сурова, А. Б. Шалимов, Т. А. Шу.

Следующий блок исследований составляют многочисленные публикации, посвященные феномену виртуальности, проблеме виртуализации общества, вопросам влияния виртуальных технологий на человека и культуру.

Философское осмысление феномена виртуальности берет свое начало в эпоху античности. Развивая аристотелевскую онтологию, Фома Аквинский определял «виртуальное» как потенциальное. В таком значении данная категория использовалась в работах Дунса Скота и Николая Кузанского. Среди современных исследователей значительный вклад в трактовку понятия «виртуальность» внесли представители научного направления – виртуалистики О. И. Генисаретский и Н. А. Носов. Подробная философская аналитика категории «виртуального» дана в диссертациях Т. А. Кирик, В. Л. Силаевой, в монографии Е. Е. Таратуты.

С позиций компьютерных технологий виртуальность исследуется в работах таких специалистов, как М. Крюгер, Дж. Ланье, И. Сазерлэнд. М. Ю. Опенков определяет онтологический статус виртуальной реальности, осуществляя ее онто-диалогическое толкование. В рамках энергийного дискурса описывает виртуальность С. С. Хоружий и трактует ее как «недород бытия».

Виртуализацию как особенность постиндустриального общества рассматривали немецкие исследователи А. Бюль, М. Паэтау, канадские социологи М. Вэнстейм, А. Крокер, российские ученые А. В. Волошинов, Я. А. Кирсанов, Л. А. Тягунова. Одно из наиболее полных исследований в отечественной литературе по виртуализации общества принадлежит Д. В. Иванову. О том, каким образом виртуализация реальности сказывается на языках современной культуры, процессах глобализации, размышлял в своей книге «Третья природа» российский философ М. С. Уваров.

Также ряд авторов выделяют социально-философские аспекты виртуализации общества. Последствия влияния виртуальной реальности на человека и общество исследуют Т. А. Бондаренко, Б. В. Марков, А. Ю. Фимин. С целью определения места и роли в системе отношений человека и мира анализируют виртуальную реальность Е. В. Грязнова, С. Н. Иконникова, П. А. Степаненко. Виртуализацию действительности в сознании субъекта изучает Н. Ю. Кликушина.

Представляется, что, несмотря на высокий интерес со стороны культурфилософского знания к феномену компьютерных социальных сетей и проблеме виртуализации культуры, существует ряд пробелов в изучении данных вопросов, характерных как для отечественных, так и для зарубежных исследований:

- относительная новизна феномена компьютерных социальных сетей объясняет невысокую степень проработки заявленной проблемы и фрагментарный, несистемный характер самих исследований. Поскольку еще десять лет назад подобных сайтов в их современном варианте как массового явления не существовало, то и отсутствовал целый спектр пользовательских возможностей, а значит, не было значительной составляющей концептуального предмета исследования.

- в исследованиях отсутствует взгляд на компьютерные социальные сети как на особый культурно-исторический феномен, играющий важную роль в процессе виртуализации современной культуры и становлении нового способа бытия человека.

- в изучении проблемы виртуализации культуры отсутствует четкое определение понятия виртуализация, а также преобладают технократические подходы и прикладные аспекты.

Поэтому тема данного диссертационного исследования не является изученной в достаточной мере и открывает широкие возможности для исследовательской деятельности и философско-культурологического анализа.



Объект исследования: социокультурная и антропологическая составляющие развития компьютерных социальных сетей.

Предмет исследования: процесс виртуализации культуры и жизненного пространства1 современного человека.

Цель работы – обосновать процесс виртуализации жизненного пространства человека в качестве существенной характеристики современной культуры на примере функционирования компьютерных социальных сетей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить историко-философскую динамику понятий «виртуальность» и «виртуализация культуры» с их последующим определением.

2. Исследовать процесс виртуализации отдельных сфер социальной реальности: экономики, политики, науки, искусства.

3. Эксплицировать возможности и специфику сайтов социальных сетей, причины высокой скорости распространения и роста числа пользователей.

4. Исследовать изменения в способах человеческого взаимодействия в компьютерной социальной сети, по сравнению с интеракцией в первичной социальной среде.

5. Обосновать роль компьютерных социальных сетей в процессе виртуализации современной культуры.

6. Изучить антропологические характеристики нового способа бытия индивида в виртуальной среде компьютерной социальной сети.



Теоретико-методологические основы исследования. Методология настоящей диссертации определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным и комплексным подходом к изучаемой проблеме, которые позволяют рассмотреть объект во всей его многосторонней целостности. Принцип междисциплинарного подхода является важным в силу того, что целостное понимание как феномена компьютерных социальных сетей, так и процесса виртуализации современной культуры в рамках одной научной дисциплины оказывается невозможным. Важнейшими ориентирами методологической плоскости исследования являются принципы историзма, объективности, системного подхода.

Методологически значимыми для данного исследования являются идеи, сформулированные З. Бауманом, Ж. Бодрийяром, М. Маклюэном, особенно в части изучения проблем глобализации и состояния современного общества, а также концепции постиндустриального, сетевого, информационного обществ, разрабатываемые в трудах Д. Белла, М. Кастельса, Э. Тоффлера, концепция «виртуализации общества» Д. В. Иванова. При постановке и решении проблем автор опирался на работы отечественных представителей философии и социологии культуры Л. Г. Ионина, В. А. Кутырева, Б. В. Маркова, В. М. Межуева, Г. Л. Тульчинского, Л. В. Щегловой, М. Н. Эпштейна.



Методы исследования отвечают его задачам. Используются как общенаучные методы – логический анализ, абстрагирование, описательный метод, историко-генетический, компаративный, так и генерализующие методы философии культуры, позволяющие создать объяснительную модель одного из аспектов трансформации современной культуры. Также в процессе научного обобщения использовался принцип плюралистической дополнительности, суть которого состоит в том, что отдельные исследовательские задачи были решены путем использования различных познавательных процедур.

Рабочая гипотеза исследования. В последние годы происходит бурное развитие компьютерных социальных сетей, признаками которого выступают лавинообразный рост числа зарегистрированных пользователей, огромная популярность данных сайтов во всем мире, их очевидное, но неоднозначное влияние на человека, общество, культуру. Миллионы людей ежедневно тратят несколько часов своей жизни на посещение социальных сетей, причем эта практика стала настолько распространенной и всеохватной, что расценивается многими как привычный, неотъемлемый, порой обязательный атрибут повседневного бытия. На этом фоне представляется, что подобная форма межсубъектного взаимодействия выражает одну из важных особенностей современной культуры: виртуализацию жизненного пространства индивида. Жизненное пространство трактуется в данном случае как целостная сфера повседневной деятельности человека, включающая природно-телесный мир, социальную реальность, культурные объекты, воспринимающаяся как само собой разумеющаяся и не подлежащая сомнению.

Являясь индикатором виртуализации современной культуры, компьютерная социальная сеть в то же время выступает в качестве главной причины этого процесса, поскольку способствует дезактивации и формализации естественных общественных связей, вытеснению и замене их суррогатом электронного сообщества, в пространстве которого актором является не реальный человек, а его моделируемый виртуальный образ, что в совокупности образует новую форму существования субъекта культуры.



Научная новизна состоит в том, что в данной работе феномен компьютерных социальных сетей исследован в контексте виртуализации культуры в двух основных аспектах: с одной стороны, как индикатор этого процесса, с другой стороны – как мощный фактор формирования виртуального способа бытия субъекта культуры. Основные результаты могут быть сформулированы следующим образом.

1. Предложена оригинальная дефиниция понятий «виртуальность» и «виртуализация», основанная на синтезе двух парадигм – технологической и постмодернистской, объединяющая такие смыслы, как информатизация/компьютеризация и симуляция/видимость.

2. В результате анализа современного состояния основных институциональных сфер общества (экономики, политики, науки, искусства) выделены и уточнены особенности их функционирования в условиях виртуализации культуры, базовой чертой которого является потеря их онтологической релевантности вследствие замещения подлинных вещей, действий, процессов электронными практиками и симуляцией.

3. Описаны морфологические и функциональные особенности компьютерной социальной сети, определяющие специфику межсубъектного взаимодействия в данном пространстве.

4. Компьютерные социальные сети исследованы как культурный феномен, не ограниченный технологической составляющей, порождающий альтернативное пространство взаимоотношений человека с миром, что концептуализировано в понятии «третья реальность».

5. Изучены антропологические свойства нового типа социально-психологического бытия современного субъекта культуры, в жизненном пространстве которого большое место занимает сфера компьютерных социальных сетей.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Категориальный анализ термина «виртуальный» показал, что акцент в понимании данного слова, имеющего богатую историю и философские традиции интерпретации, сместился от античного варианта толкования как «возможный», «потенциальный», «сила», «доблесть» к современному широкому употреблению в значении «ненастоящий», «мнимый», «кажущийся», «иллюзорный». Для изучения культурной ситуации сложившейся в XXI веке представляется полезным использовать концепт виртуальности, под которым понимается особое лиминальное состояние (объекта, субъекта, явления), отличное и от актуального (подлинного, действительного, настоящего), и от идеального (желаемого, совершенного). Такой вид бытия – это своего рода промежуточный уровень, отклонение от подлинного состояния, сумма случайных эффектов, замещающих настоящую сущность.

2. В современную информационно-коммуникационную эпоху отчетливо просматривается тенденция виртуализации различных сфер социальной реальности – экономики, политики, науки, искусства, превращения их в пространство видимости и симуляции. Суть этого процесса заключается в субституции некогда устойчивых, надежных, эффективно функционирующих практик, принципов, законов, норм их условным подобием, искаженными копиями. Сохраняя внешнее сходство с исторически сложившимися формами организации совместной жизнедеятельности людей, социальные институты сегодня существуют в отрыве от первоначальных идей и целей, а их структура, содержание и смысл деятельности трансформируются.

3. Компьютерная социальная сеть не локализована во времени и пространстве, имеет горизонтально-сетевую структуру, обладает свойствами нелинейности, мультицентричности, взаимозаменяемости, что отвечает современному мышлению субъекта культуры. Важными характеристиками этого интернет-ресурса, когерентными изменению коммуникационной среды, являются всеобщая доступность, удобство, краткость, простота, анонимность. Незавершенность, бесконечность, открытость компьютерной социальной сети выражает такие качества современной культурной ситуации, как размытость и отсутствие границ знания, видов деятельности, способов познания, изменчивость, подвижность форм и элементов культуры.

4. Структура и параметры компьютерной социальной сети обусловливают формирование виртуального сообщества на иных принципах, нежели социальная система, действующая в реальном мире, и сетевого типа общения, которому присущ дистанционный характер, новая лингвистическая организация, активное использование мультимедиа средств, разнообразие режимов коммуникации.

5. Выступая в роли наглядного проявления тенденции виртуализации социокультурного пространства, будучи его неотъемлемой частью, компьютерная социальная сеть в то же время расценивается нами и как существенный фактор этого процесса. Данная технология отчуждает человека в сферу виртуального, сокращает материальную основу его жизненного пространства в пользу электронной среды, заменяет прямые межсубъектные связи и отношения интернет-сообществом, разрушает культурные универсалии, что в целом комплементарно формированию виртуальной культуры.

6. Для дигитального субъекта культуры (в научной литературе его также обозначают как интерактивный субъект, homo informaticus, homo cyberius, homo virtualis), сферы деятельности и отдыха которого находятся преимущественно в среде Интернета, характерен особый тип мышления, поведения, общения, мировоззрения, радикально иной способ социализации и инкультурации. В настоящее время происходит становление принципиально новой формы бытия субъекта культуры, выражением чего является феномен аватаризации человека, представляющий собой замещение подлинной личности ее искусственным образом, функционирующим в компьютерной социальной сети, где язык, память, имя, тело технически опосредованы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что осуществлен комплексный анализ феномена компьютерных социальных сетей в широком культурфилософском контексте. Дано описание и построена объяснительная модель современной культурной ситуации на базе понятия виртуализации как новой научной метафоры, выявлена роль компьютерных социальных сетей в процессах виртуализации жизненного пространства человека. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить существующие представления о воздействии информационно-коммуникационных технологий на человека и знания о специфике бытия современной культуры. Основные положения и выводы исследования расширяют предметное поле философии культуры, философской антропологии и могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы виртуализации бытия человека, информатизации общества, глобализации культуры.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут найти применение в научно-образовательной деятельности при разработке и преподавании вузовских курсов по философии культуры, культурологии, философской антропологии, в научных исследованиях студентов и аспирантов. Материалы диссертации также могут быть использованы в спецкурсах и семинарах социогуманитарного цикла, проблемное поле которых связано с определением и направленностью влияния информационно-коммуникационных технологий на разные сферы бытия человека, например, «Медиакультура», «Теория и история медиа», «Этика и эстетика сетевой культуры», «Медиафилософия».

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования отражены в 11 публикациях, в том числе, 3 – в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ.

Результаты исследования докладывались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедр теории и истории культуры и философии Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Полученные выводы представлялись на обсуждение в ходе I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук» (г. Пермь, 2011 г.), IV Международной научно-практической конференции «Социальная онтология в структурах теоретического знания» (г. Ижевск, 2012 г.), VIII Всероссийской научной конференции с международным участием «Культура и интеллигенция России: Личности. Творчество. Интеллектуальные диалоги в эпохи политических модернизаций» (г. Омск, 2012 г.), Всероссийской молодежной конференции «Инновации и технологии Прикаспия» (г. Астрахань, 2012 г.), X Международной научной конференции «Семиозис и культура: интеллектуальные практики» (г. Сыктывкар, 2013 г.), II Международной научно-практической конференции «Современные гуманитарные и социально-экономические исследования» (г. Пермь, 2013 г.), Международной научно-практической конференции «Науки о культуре в перспективе "Digital humanities"» (г. Санкт-Петербург, 2013г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Волгоградского государственного социально-педагогического университета 28 февраля 2014 года (протокол № 9).

Структура диссертационной работы отражает цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 213 наименований. Общий объем диссертационного исследования – 161 страница.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница