Классный час «В мире профессий»




Скачать 127.11 Kb.
Дата06.08.2016
Размер127.11 Kb.
Классный час «В мире профессий»

Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Показать значение труда в жизни каждого человека.

Задачи:

  1. Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.

  2. Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.

  3. Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.

  4. Формировать чувство долга, ответственное отношение к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям труда

Методы и приёмы: словесные (рассказ, беседа), показ, эвристический, частично-поисковый; анализ, синтез, сравнение, обобщение
Ученик 1. Костя пел, Кирилл молчал, Макс на роликах гонял.
Ученик 2.Девчонки sms писали, Костя взял новую игру…
Ученик 3. В общем, всё начнем сначала - «Что», и «как», и «почему»?

Появляется группа ребят, школьники к ним присоединяются.
Школьник 1. Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

И сказал ребятам Коля

Так…
Кирилл. Быть хочу миллионером, покупать все без проблем!

Вот таким ходить манером, в долг давать деньжата всем!

Наберу девчонок кучу, на Канары улечу,

Дом сниму на всякий случай - вот такую жизнь хочу!
Максим. Я хотел бы, как мой папа, завода планы воплощать!

В отпуск буду я Анапу ежегодно посещать!


Все. Ты чего, дружок, несешь? На заводе пропадешь!
Роксана. Я хочу стать секретаршей, в стопочки бумажки класть-

У моей сеструхи старшей так подруга поднялась!



Все. Ты, конечно, нас прости, только ноги отрасти!
Ученик 2. Без фигуры и без ног тебя не пустят на порог!
Макс. Секретарша - хорошо, только дворник лучше!

Я бы дворником пошел, пусть меня научат!

Говорят, сейчас в Москве отработаешь лет пять,

И тогда твоей семье могут и квартиру дать!


Дима. Вам скажу я, не тая, буду футболистом я!

Стану игроком я классным мирового уровня!

За Россию поиграю, поддержу страну свою,

Потом в Европу умотаю, денег заработаю!


Костя. Стану я крутым DJ- ем, буду музыку крутить!

Намиксую новой темы, чтоб народ весь заводить.

С Колей Басковым запишем танцевальный суперхит!

Обо мне весь мир услышит, вся страна заговорит!!!



Ученик 2. Быть DJ-ем - хорошо, а депутатом лучше!

В депутаты я б пошла, пусть меня научат!

Буду я, как в первом классе, посещать лишь чтения.

Оболью всех несогласных - погашу волнения!


Ученик 1. Я мечтаю быть главой своего района!

Установить порядок свой и свои законы!

Должен быть для молодежи центр развлекательный,

Должен быть спортивный клуб огромный, замечательный!


Ученик. Тренажеры и мячи!
Ученик. Лыжи, форма новая!
Ученик. Пусть дежурят там врачи!
Ученик. А внизу - столовая!

Ученик. Обязательно каток, и бассейн новый,

И там тоже пусть ларек будет продуктовый.


Ученик. Школу новую поставить было бы неплохо!
Ученик. Игрушек в садиках прибавить, чтоб играли крохи!
Ученик. Планов много, всех не счесть. Дай-то Бог, все сложится.

Лишь бы были ум и честь, другое всем приложится!


Девочка. Подождите! Эй! Ребята! Не сказала еще я!

Не нужна мне сверхзарплата, у меня своя мечта!

Я хочу стать педагогом, пусть все удивляются!

Ведь со школьного порога все и начинается.

Малышом сюда приходят и артистка, и банкир,

А потом себя находят, чтобы покорить весь мир!

Нет почетнее работы! Нет профессии нужней!

Каждый день дарить заботу - что же может быть важней?!



  1. Доверительный стиль общения

  2. Искренность в общении

  3. Активное участие в происходящем

  4. Уважение к говорящему

  5. Не перебивать говорящего

  6. С места не выкрикивать

Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Человеку, вступающему в жизнь, очень важно самоопределиться и сделать правильный выбор. Мир профессий необъятен и изменчив. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Что мы имеем в виду, когда произносим слово “профессия?”

Профессия – понятие многозначное:


  • общность всех людей, занятых данным видом труда.

  • необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Слово профессия произошло от латинского «profiteer , что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.
Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины. “Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.


Упражнение. Из списка назвать специальности: токарь, хирург, директор школы, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, художник, ткачиха.

Упражнение. Из списка выбрать профессии: учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, инженер, парикмахер, водитель, швея, повар, учитель истории.
Тот, кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра. Сенека

Как вы его понимаете? (если нет цели, то ничего не получится)


Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: (слайд)



  1. профессия выбирается раз и навсегда.

  2. выбор профессии зависит от толщины кошелька.

  3. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

  4. профессия предназначена человеку от рождения.

  5. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

  6. профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

  7. профессию следует выбирать, уже став взрослым.

  8. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

  9. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

  10. психолог – не помощник в выборе профессии.

Посчитай, со сколькими утверждениями ты согласился.

0-2 Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

7 и больше. Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Этим вопросником мы утверждаем, что выбирать профессию очень важное дело в жизни каждого человека.

На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:



ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

Давайте подробнее на них остановимся:



ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»



Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).



Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.

А как это можно назвать одним словом? (Призвание)

Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.



Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.

Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.



Какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека.

Существует множество профессий. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принята классификация профессора Е.А. Климова, который все профессии разделил на 5 типов (слайд).



Человек – природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями живой и неживой природы

Профессии: лесник, полевод, животновод, ветеринарный врач, фельдшер, геолог, агроном, зоотехник.

Качества: наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности.

Человек – техника. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с транспортом, промышленностью, т.е. техникой.

Профессии: автослесарь, станочник, электрик, слесарь, оператор, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог, водитель.

Качества: способности к геометрии, физике, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду.

Человек – человек. Этот тип объединяет профессии, для которых имеют предметом труда является другой человек, а характерной чертой – необходимость воздействовать на других людей.

Профессии: официант, продавец, врач, секретарь, педагог, м/с общего профиля, воспитатель.

Качества: общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские способности

Человек – знаковая система. Люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор

Профессии: экономист, плановик, чертежник, корректор, наборщик, стенографистка, машинистка, программист, бухгалтер, ученый-теоретик.

Качества: способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, склонность к обобщениям, к малоподвижной работе (усидчивость).

Человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Профессии: актер, художник, диктор, архитектор, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель.

Качества: наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).

Давайте перечислим важные факторы, влияющие на выбор профессии:



  1. призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);

  2. семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);

  3. желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);

  4. практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Вот такова карта наших личных интересов класса.

Рекламная пауза

Ученики класса подготовили презентации о выборе следующих профессий: режиссер, веб-дизайнер, дизайнер, стилист, адвокат, психолог. Каждое выступление составляло 1 минуту, в течение которой ученик должен был озвучить следующие параметры: содержание профессии, престижность, перспективность, причины выбора, материальная сторона, личностные особенности человека

Попробуйте по синквейну определить – о какой группе профессий идёт речь? Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Фрагменты синквейнов:

Считающий, ответственный.


Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист-бухгалтер)

Многогранный, экстравагантный.


Творит, украшает, создаёт.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер-художник)

Разбирающийся, предприимчивый.


Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить
(механик-инженер).

Бдительный, бесстрашный.


Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь-милиционер)
Определить название профессии по деятельности человека.

1. Руководит проектированием, строи­тельством, эксплуатацией различных систем (в зависимости от вида рабо­ты), обеспечивает рабочих произ­водственными заданиями и контроли­рует их выполнение (инженер)

2. Занимается приемом сырья и его пе­реработкой; приготовлением холодных и горячих блюд, напитков, их оформ­лением (повар)

3. Должностное лицо, которое удостове­ряет сделки, оформляет наследствен­ные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юриди­ческих актов (нотариус)

4. Восстанавливает изделие или его де­тали в местах склейки или заделки части видовых и портретных рисун­ков, роспись на изделиях, ажурную гравировку и чеканку, подготавлива­ет поверхность, специальный клей, мастику, краски (реставратор)

5. Составитель карт, который делает черно-белый чертеж карты местности для изготовления печатных форм с этого чертежа в типографии (картограф)

6. Творческий работник, который выби­рает материал для постановки спек­такля, фильма, радио- и телепере­дач, эстрадных и др. программ, на­бирает творческую группу, проводит подготовку, направляет творческий процесс актеров (режиссер)

7. Специалист, хорошо знающий основы программирования, имеющий логический склад ума и творческий способности. Он работает на фирму или организацию, создает ее страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер).


Цепочка профессий.

Я назову профессии, а вам нужно связать данную профессию с другой, которая имеет какой-нибудь общий признак с данной. Например, металлург – повар – врач (металлург и повар работают с огнём, печами; повар и врач имеют сходную одежду)

Художник (маляр – строитель – швея – хирург)

Шофёр (водитель трамвая – кондуктор – продавец – бухгалтер – программист)



Составить рассказ о профессии, используя только существительные

Например, рассказ об учителе: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечник – вопрос – ответ – тройка – перемена – урок – отличник – пятёрка – звонок – дом – сон.




Продавец Парикмахер


Я предлагаю одним назвать положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другим - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

  1. работа имеет огромное общественное значение;

  2. высокая зарплата;

  3. встреча с интересными людьми;

  4. командировки, дающие возможность многое увидеть;

  5. использование современной техники.

Пессимист:

  1. трудности, связанные с устройством на работу;

  2. частые командировки, осложняющие личную жизнь;

  3. трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

  4. большая ответственность;

  5. нервные перегрузки;

  6. ненормированный рабочий день;

  7. постоянное общение с людьми.

Итак, теперь задание: распределить качества людей для каждой из этих сфер, т.е., какими качествами должны обладать люди каждого типа.

(раздаю командам листы, на которых написаны качества людей).

I группа – человек – человек

человек – художественный образ

II группа – человек – природа

человек – знаковая система

Игра «Кому атрибуты?»


На слайде появляются названия 5 сфер (по Климову), каждая из которых содержит по 3 таблички. Команда выбирает категорию (название сферы деятельности) и номер таблички. Табличка поворачивается и появляется слово – атрибут, необходимый для работы. Нужно назвать, какой профессии он нужен и что это такое. Если команда выбирает таблички с №1, то получает 1 очко, №2 – 2 очка, №3 – 3 очка.

Человек – природа (комбайн, гидрокостюм, гидропульт)

Человек – техника (якорь, спидометр, автосцепка)

Человек – человек (указка, фонендоскоп, аксельбант)

Человек – знаковая система (компьютер, штатив, дебет)

Человек – художественный образ (смычок, мольберт, пуанты)


Штатив – подставка, стойка для каких-нибудь приборов (инженер)

Мольберт – подставка для художника

Фонендоскоп – медицинский прибор для прослушивания больных, состоящий из двух гибких слуховых трубок, соединённых звукоулавливающей камерой.

Гидрокостюм – костюм водолаза

Пуанты – балетные туфли с твёрдыми носками

Гидропульт – ручной насос, подающий жидкость для поливки, опрыскивающий (для мелиоратора)

Автосцепка – устройство для автоматической сцепки вагонов (для составителя вагонов)

Аксельбант – плетёные из золотых, серебряных нитей наплечные шнуры на мундире

Дебет – счёт поступлений и долгов данному учреждению (для бухгалтера)
Назвать науки (учебные предметы), которые необходимы, чтобы…

I команда

Работать с природой
II команда

Работать с техникой




Подведение итогов классного часа.

Итак, мы можем сделать вывод, что очень важно правильно выбрать профессию. Кроме способностей и интересов, необходимо учитывать и интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов – это и есть призвания. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не серьёзно отнёсся к собственному выбору. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность – не самый верный принцип выбора, т.к. престижность или мода – это явление не постоянное.

Тем, у кого желания не совпадают с возможностями, я советую заняться самовоспитанием, не отказывайтесь от своей мечты. И вообще, людям любой профессии нужно работать над собой и только тогда любая мечта станет реальностью.

Тысячи тропок готовит судьба

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет - тропинка твоя

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном - самым смешным-

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны-

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе-

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе



Поверь в свои силы, победу поверь.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница