Классный час «Родословная вещей»




Скачать 53.98 Kb.
Дата21.07.2016
Размер53.98 Kb.
Филиал МБОУ Сосновской СОШ №2

в с. Вторые Левые Ламки

Классный час

«Родословная вещей»

Провел: Епихин Д.А.

2013


Действующие лица:

Учитель.


Ведущий.

Дружинник.

Авдотья Никитишна, его жена.

Дьяк.


Петрушка.

Служивый.

Его слуга.

Коробейник.

На столе лежат самые разнообразные вещи: посуда, карандаши, счеты и др.

Учитель. История вещей – это история людей. И проследив, например, историю колеса, можно под определенным углом зрения проследить историю человечества. Если забудем историю вещей, то забудем и историю людей, все перепутаем, смешаем. У меня предложение – давайте вместе поставим спектакль, вы будете художниками, режиссерами, консультантами.

Ведущий.

Позвольте братцы старину сказать,

Как бы старину стародавнюю, Как бы в старые годы, прежние,

Во те времена первоначальные.



Сцена 1

Дружинник (отдыхает после сечи). Вот придет Авдотья Никитишна, жена моя, обед мне подаст. Я ей книгу почитаю. Вот «Слово о полку Игореве» (берет с этажерки книги), вот «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Смотри-ка, берестяные грамоты (разворачивает) «Пришли мне сороцицю, сороцицю забыл». А я ее писал жене прошлым годом. Хранит ее моя жена.

Учитель. Ребята! Прокомментируйте эту сцену. Есть тут неточности?

(Зрители должны найти несоответствия эпохе – 13 век. Если возникают сомнения ведущий дополняет и уточняет ответ. Ответивший правильно зритель получает медаль из бумаги.)

Ведущий. Правильный ответ: этажерки появились только в конце 17 века, а показан 13 век. «Слово о полку Игореве» было написано в 12 веке, а «Хождение за три моря» гораздо позже, в свое путешествие Никитин отправился в 16 веке. Берестяные грамоты могли быть, их в изобилии находят при раскопках в Новгороде, и приводится текст реальной грамоты 10-12 века.

Сцена 2.


Дружинник (входит с веничком и садится за стол). Ух, хороша банька! Веничек сюда положим. Здраво банька творит и не вредит! Что ж, попьем чайку, кваску да кисельку. Тут и мед, и молоко, сахарок да варенье, хлеб и пряники. Вот и я, добрый молодец, киселя поем, молочка нахлебаюсь, чаю напьюсь… (ест).

Учитель: Время действия – 13 век. Все правильно в этой сцене?

Ведущий. Правильный ответ: чай на Руси появился в 17 веке, его прислал в подарок (4 пуда) монгольский хан царю Михаилу Федоровичу, а потом в конце 17 века, привозили из Китая. Сахара в 13 веке тоже не было, его промышленное производство началось в Индии с 16 века, а в России с 18 века. Наверное , варенье, если оно было, делалось не на сахаре, а только на меду.

Ведущий. (обращаясь к учителю) А теперь что?

Учитель. А теперь обед.

Ведущий. Да ведь только что…

Учитель. Обед! После трудов праведных обед, сотоварищи. Авдотья Никитишна, неси обед.

Сцена 3


(Авдотья Никитична ставит на стол семечки, картошку, помидоры, грибы, масло, хлеб. Раскладывает деревянные ложки и обычные вилки, называя каждую вещь.)

Авдотья Никитишна. Кушай, голубок, вот семечки.

Учитель. Ребята, посмотрите что поставила на стол Авдотья Никитишна. Все ли верно?

Ведущий. Правильный ответ: семечек не было, подсолнечник завезли как и тыкву из Америки. Картофель появился в России после Петра I, помидоры – в 18 веке; не было железных вилок, грибы солили, а не мариновали.

Сцена 4

Дьяк. Петрушка, мыться!



Петрушка. Сия есть немалая гнусность, когда часто сморкаются, якобы в трубы. (Вносит тазик с водой, мыло, зубной порошок, полотенце.)

(Дьяк умывается. Петрушка вносит на подносе одеколон и пудру.)

Дьяк. Петрушка, завтракать.

Петрушка. (накрывает на стол, приговаривая) Тарелку из фарфора по центру, вилочку слева, ложку с ножиком справа, салфетку на тарелку, мясо стессеровой коровы.

Дьяк. (вздыхая, затих). Хорошо пахнет, свеженькое. Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то сиди благочинно. Не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, (режет хлеб) хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай как свинья, и головы не чеши (ест). Петрушка! Кофий!

(слуга вносит кофе и газеты.)

Дьяк (читает). Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем… (удивляется) слона!

Учитель. Спасибо за правила хорошего тона, ценную информацию из газеты. Но в сценке допущены ошибки. Какие? На дворе 18 век. Кто заработает медаль?

Ведущий. Правильный ответ: в России тарелки из фарфора вошли в обиход в середине 18 века, а в 17 веке были оловянные, деревянные, серебряные. Салфетки, нож, вилку клали только особо почетным гостям. Стеллерова корова – морское млекопитающее, открытое в середине 18 века во время экспедиции Беринга, а вот кофе пили уже во времена Петра I – это в сцене верно. Газета «Ведомости» была основана Петром в 1702 году, следовательно в сцене ее применение обосновано.

Учитель. А откуда дьяк знал правила хорошего тона?

Ведущий. Правильный ответ: Петр I в начале 18 века написал постановление для юношества «Юности честное зерцало».

Сцена 5


Служивый. Как к ракетному заведению приписали, ни сна тебе , ни отдыха. Служивый человек должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно как в часах маятник. Пороху на эти ракеты немыслимо уходит, материалу всякого и денег без счета, о-хо-хо! Слуга! Машину заграничную!

Слуга (вносит ящичек – арифмометр) Ишь, чего удумали иноземцы! Машина самосчетная.

Служивый (крутит ручку). Разорила на ракетах машина заграничная! На счетах-то может оно дешевле выйдет.

(Слуга подает счеты)

Служивый (считает, что-то записывая карандашом и приговаривая). Убытки, убытки (раздается бой часов), пора на службу, в заведение ракетное! Раньше придешь – выгонят, опоздаешь – высекут! (уходит)

Учитель. Ребята, прокомментируйте сцену.

Ведущий. Правильный ответ: ракета – очень старое оружие. В 1680 году в Москве было «ракетное заведение», а в конце 18 века, когда в России появился отличный русский порох, производство ракет стало массовым. Карандашом служивый не мог пользоваться, его изобрели во Франции в конце 18 века. Арифмометр - машинка, выполняющая сложение и вычитание, в середине 17 века уже была, а счеты были еще в начале 17 века. Галилей открыл закон маятника, и часы были не только настенные, но к концу 17 века и карманные.

Жюри подводит итоги.

Сцена 6

(Входит коробейник.)



Коробейник.

Ой, полным полна моя коробушка,

Есть и ситец и парча,

Пожалей, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча!

Выйду, выйду в рожь высокую!

Там до ночки погожу.

А увижу черноокую,

Все товары разложу.

Учитель. Некрасов написал «Коробейники» в 1861 году. Значит, терерь у нас 19 век. Что же у коробейника в коробушке?

Коробейник.

Мыла пахучие –

По две гривны за кусок!

Румяна нелинючие –

Молодись за пятачок!

Вот и камни самоцветные

В перстеньке, как жар, горят!

Есть и любчики заветные –

Хоть кого приворожат!

(Коробейник вынимает из короба спички, матрешку, свистульку из глины, платок из шелка, капроновые чулки, пуговицы, нитку, иголку, бритву. Ведущий предлагает «купить» товары, которые были в 19 веке.)

Ведущий. Правильный ответ: спички в России производились с 1837 года. Матрешка – в основе принцип японской игрушки – расписана в конце 19 века. Промышленное производство шелка было основано еще при Петре I. А вот капрон был изобретен уже в советское время, бритва тоже появилась в 20 веке.

Учитель. Наше путешествие закончилось. Есть родословная не только у людей, но и у вещей.

Ведущий. У вещей тоже есть юбилеи, столетия, двухсотлетия, тысячелетия. И может быть в третьем тысячелетии будут ломать голову новые эрудиты, что такое магнитофон, телевизор, компьютер.

Учитель. И ты уверен, что будут такие игры как сегодня?



Ведущий. Я в этом абсолютно убежден.

(Жюри подводит общий итог всех конкурсов. Вручение наград.)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница