Классный час «Азбука вежливости»



Скачать 89.74 Kb.
Дата05.08.2016
Размер89.74 Kb.
ТипКлассный час
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №2

г. Клин Московская область

Классный час
«Азбука вежливости»
3 класс

Автор: учитель

начальных классов

Дроздова Наталья Анатольевна


Классный час «Азбука вежливости».

Цели:

- раскрыть понятия «вежливость»;

- учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста

- воспитывать культуру поведения учащихся;

- формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других;

- совершенствовать умение эффективно взаимодействовать в группе сверстников


Задачи:

- приобщение к нравственности;

- развитие внутренней культуры детей;

- развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации;

- расширение словарного запаса и кругозора детей;

- выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.


Оборудование: магнитная доска, фломастеры, клей, проектор.
Материалы: конверты с разрезанными пословицами, кружочки с правилами поведения в различных ситуациях, таблички со словами, которые нужно вставить в стихотворение, выписка из толкового словаря, обложка азбуки, страницы азбуки, составляемой детьми; смайлики. (Доска заполняется постепенно).
Форма проведения: классный час
Участники: ученики 3 класса
Актуальность темы выбранного мероприятия: в наше время волны информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негатива. Спутниковые антенны и скоростной Интернет выбрасывают детей в свободное плавание, в котором утрачена система ориентиров. Мероприятия, подобные данному, позволяют детям приобретать первоначальные знания о социальных нормах и культурных ценностях.

Ход мероприятия.



(Парты поставлены кругом. На них разложены конверты с пословицами, карточки со словами, клей, фломастеры)

Ученики разыгрывают стихотворение

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

- Здравствуйте – ты скажешь человеку,

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

А вы припомнить не смогли бы:

Кому сказали? Сколько раз?

Учитель:- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

(Выслушивает ответы детей. )

Ученица читает стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.)

Учитель:


- Мы сегодня будем не просто говорить о вежливости, а попробуем самостоятельно составить Азбуку вежливости

(На доску вывешивается обложка будущей Азбуки)

Учитель:


- Для начала давайте выясним, что же такое «вежливость»? Что значит, быть вежливым? Попробуем вывести правило? (Выслушивает ответы детей)

Учитель:


- А теперь давайте сопоставим ваши варианты ответов с определением, которое нам предлагает словарь, и сравним с нашим выводом.

(На доску вывешивается страница №1 с определением вежливости и невежества.

Вежливость – древнерусское «вежа» - знающий, учтивый. Это правила приличия. Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Невежество – обратный смысл – грубиян, не соблюдает правили приличия)

Учитель:


- В обиходе вежливого человека, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. А вы можете поднять настроение друг другу? Давайте попробуем это сделать при помощи игры в мяч. Встанем в круг и будем бросать друг другу мяч, называя при этом «волшебные» слова.

(Проводится игра. Дети бросают мяч друг другу, называя вежливые слова)

Учитель:


- Покажите, а как вы здороваетесь друг с другом. (Дети показывают)

Учитель:


- А вы знаете, что раньше, здороваясь, мужчины, снимали перчатку и шляпу?

А кто знает, откуда пошел такой обычай?



Рассказывают ученики:

1)Эти обычаи пришли к нам из рыцарских времен.

Рыцари, облаченные в доспехи, странствовали по свету. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шляпу – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно.

2)С рыцарских же времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке у него не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения к товарищу).
Учитель: - А теперь давайте продолжим выяснять исторические особенности происхождения некоторых правил вежливости

Презентация. Слайды №1,2,3.

Происхождение правил этикета:

  1. Почему мужчина, спускаясь по лестнице, идёт впереди?

  2. Почему здороваясь, мы пожимаем руки при рукопожатии?

  3. Почему мужчина должен идти слева от девушки?

Учитель:


- Теперь некоторые «волшебные» слова поместим в словарик. Это будет следующей страницей «азбуки». Для этого нам нужно вставить пропущенные слова в отрывки из стихотворений. Лист с этими отрывками лежит у вас на столе, а нужные слова вы можете найти в конверте, который тоже находится у вас на столе. Возьмите клей, выберите подходящее слово и вставьте его в отрывок из стихотворения. Так мы оформим словарик вежливых слов, и это будет нашей следующей страничкой азбуки.

(Звучит «Песенка кота Леопольда». Учащиеся коллективно выполняют работу, закончив, вывешивают на доску готовую страницу. Зачитывают, что получилось.



На доске появляется Страница №2

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого спасибо.

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит добрый день.

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, здравствуйте.

  1. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят до свидания.

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим, простите, пожалуйста)

  1. Опаздывая на урок,

Когда уж прозвенел звонок

Войдите в класс и уж скажите

Учителю вы тихо извините

Учитель: а теперь мы с вами проведём тренинг «Приветствие». Дело в том, что в разных странах, у разных народов правила приветствия очень сильно отличаются. Мы познакомимся с разными видами приветствий и попробуем их выполнить.



Презентация. Слайды №4,5,6,7,8

  1. Поздороваться с соперником (у русских)

  2. Японское приветствие

  3. Приветствие индейских племён

  4. Приветствие в Новой Зеландии

  5. Приветствие в Конго

  6. Приветствие в Австралии

  7. Приветствие в Иране

  8. Таджикское приветствие

Учитель: А ведь в разных странах различаются не только правила приветствия, но и правила этикета. Давайте посмотрим, какими они могут быть.

Презентация. Слайды № 9,10,11.

Учитель:


- Вежливость – это не только «волшебные» слова. Вежливость – это еще и правила приличия, умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно общаться.

Представим ситуацию, когда вы отправляетесь друг к другу в гости, на день рождения. Дайте совет тому, кто ходит в гости.



(Ученик читает стихотворение Г. Остера «Советы наоборот»)

- Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись, и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Учитель:


- Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Советы наоборот»?

(Дети отвечают, что нужно сделать все наоборот: поздороваться, когда пришел, говорить слова «пожалуйста», «спасибо», отвечать, если тебя о чем-нибудь спрашивают).

Учитель:


- А умеете ли вы правильно сидеть за столом? Перечислите правила поведения за столом, которые вы знаете. (Дети перечисляют)

Учитель кладет на стол вырезанные из бумаги кружочки, на которых написаны различные правила, в том числе и поведения за столом

Учитель:


- А теперь среди кружочков выберите нужные и наклейте на третью страничку нашей азбуки.

(Звучит «Песенка Мальвины». Дети наклеивают. Готовая страница №3 с правилами поведения за столом вывешивается на доску

Когда я ем, я глух и нем.

Не чавкай.

Не клади локти на стол.

Не разговаривай с набитым ртом.

Не хватай угощение.

Не вытирай рот рукой, пользуйся салфеткой.)

Задание «Соедините части пословиц»


Учись доброму - на добрые дела.

Ласковое слово так и прослывёшь.

Жизнь дана дурное на ум не пойдет.

Как проживёшь, лучше мягкого пирога.

Про доброе дело говори смело.

Красна изба углами а человек делами


Дети объясняют смысл пословиц.
Учитель:

- Ребята, каждому из вас доводилось пользоваться каким-либо транспортом для того, чтобы куда-то попасть. О каком транспортном средстве идет речь в загадках.

Подготовленные ученики загадывают загадки

- Что за чудо - синий дом! Спозаранку за окошком

Ребятишек много в нем. Стук, и звон, и кутерьма…

Носит обувь из резины По прямым стальным дорожкам

И питается бензином. Ходят красные дома

(Автобус) (Трамвай)


Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками

(Троллейбус)

Учитель:

- Какие правила поведения в транспорте вы знаете? Продемонстрируйте их.



Учитель просит детей разыграть сценки в импровизированном автобусе, сделанном из стульев,- «Пожилой человек», «Женщина с ребенком». Дети демонстрируют правила поведения в этих ситуациях.

Учитель:


-Оформим страничку № 4 нашей Азбуки. Она посвящается правилам поведения в транспорте. Выберите из предложенных кружочков с правилами поведении нужные и наклейте их на нашу следующую страничку азбуки.

Звучит «Песенка крокодила Гены». Дети наклеивают правила и вывешивают на доску страничку №4

На остановке не толкайся, не кричи.

Веди себя спокойно, держись за поручни, не стой в дверях, не разговаривай громко.

Уступи место инвалиду, пожилым людям, женщине с маленькими детьми.

Помоги подняться и выйти из транспорта пожилым людям.

При выходе мужчина должен подать руку женщине.

Учитель:


- Вы с друзьями договорились пойти в кино. Умеете ли вы вести себя в кинотеатре? Давайте разыграем ситуации и из них выведем правила поведения в кинотеатре. Пройдемте в наш импровизированный кинотеатр.

Дети проходят в « кинотеатр» и разыгрывают ситуации: «Опоздавший», «Ситуация с едой», «Громкие замечания».

Дети оформляют страницу №5

Проходить на свое место нужно лицом к сидящему.

Нельзя во время сеанса есть – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний в полный голос.

Учитель: А теперь рассмотрим ещё несколько жизненных ситуаций, которые могут произойти с каждым из нас.

Презентация. Слайды № 12,13

Дети разыгрывают сценку «Почему обиделась мама?»

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама: Ее нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот, обещала меня подождать, а сама куда – то убежала!

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

Обсуждение ситуации детьми.


Учитель:

- Вот мы и закончили составлять нашу Азбуку вежливости. Но на этом точку нельзя поставить, т.к. в жизни есть много ситуаций, когда человек должен быть вежливым. Возможно, и дальше вы продолжите писать Азбуку вежливости, и в ней появятся еще странички, листая которые, вы будете помнить о том, что человек должен быть красив во всем: и в одежде, и в общении, и в культуре поведения.

- В заключение хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом занятии? Оказалось ли оно для вас полезным?

(Звучит песенка про доброту из мультфильма «Приключения Фунтика». Предлагает рожицы с улыбкой, равнодушные и печальные. Дети выбирают ту, которая соответствует инструкции:

Улыбается – занятие понравилось

Печальное выражение – не понравилось

Равнодушное выражение – занятие оставило равнодушным. Подписывают на смайлике свое имя)

Учитель:


- Теперь эти смайлики мы поместим на последнюю страничку нашей азбуки и таким образом закрепим наши авторские права.

(Помещает смайлики на доску)

Учитель


- Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни

Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

Подует ветер свежий, фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

Подует свежий ветер, фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

- На этом наш классный час закончен. Благодарю всех.
Список использованной литературы:

1.Жиренко О. Е., Обухова Л.А. « Праздник – ожидаемое чудо? лучшие внеклассные мероприятия: 1-4 классы » - М.: ВАКО, 2008

2. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2003



3. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2, 2006.
Каталог: uploaded files
uploaded files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
uploaded files -> Разработка и исследование методов проектирования и работы неориентируемых компоновок низа бурильной колонны
uploaded files -> «трехфазные цепи переменного тока»
uploaded files -> На правах рукописи зеленин алексей Анатольевич
uploaded files -> Пути совершенствования медицинского обеспечения работников зато, занятых на производстве с особыми условиями труда, и членов их семей
uploaded files -> Представленной работы «Природа в стихах А. А. Ахматовой»
uploaded files -> Книга русского фольклора: актуализация сущностных признаков в издательском проекте
uploaded files -> Часть I. Куколка глава I. Его величество скучает
uploaded files -> Журавлева татьяна александровна


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница