«Кем лучше быть: младшим, средним или старшим в семье»




Скачать 56.45 Kb.
Дата22.03.2016
Размер56.45 Kb.
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра дошкольной педагогики


Реферат

«Семейная педагогика и домашнее воспитание ДС»

Тема: «Кем лучше быть: младшим, средним или старшим в семье»


Выполнила:

Арсеньева Е.А.



Преподаватель:

Демидова Н.И.

доцент

Москва 2012

На формирование характера ребёнка влияет не только очерёдность его рождения. Важный фактор - это стиль отношения родителей к детям.


С появлением каждого ребенка реакции и поведение родителей, материальное положение в семье меняется. Один и тот же человек в 20 и в 30 лет имеет разный жизненный опыт.

Однозначного ответа на вопрос кем же лучше быть: младшим, средним или старшим, нет. У каждой позиции есть минусы и плюсы.


Старшему ребёнку обычно уделяют много внимания, но так же на него возлагают и много ожиданий, которые в будущем могут отрицательно сказаться на ребёнке. Ребенок, который будет стремиться оправдать ожидания родителей, не обладая при этом нужными талантами или же действуя против своей воли, рискует никогда так и не добиться того, чего на самом деле хочет он сам. При этом старшие дети часто обладают ярко выраженными лидерскими качествами.
Ему так же достаются тревоги и неуверенность будущих родителей, ведь именно благодаря ему они впервые становятся матерью и отцом, а так же переживают заново тот опыт, который сами вынесли из своей семьи и с которым, возможно, не до конца разобрались. Поэтому многие родители с первенцем либо повторяют родительский стиль воспитания, либо пытаются всё делать наоборот. Отказ от привычного стиля ничуть не лучше слепого следования ему: он также демонстрирует зависимость от родителей. Старший ребёнок какое-то время остается в семье единственным, а следовательно занимает привелигированную позицию. До того момента пока в семье не появляется второй ребенок.

Часто с рождением второго ребёнка в семье первенец может чувствовать себя ненужным, брошенным, и эти чувства могут появляться в агрессивном поведении или замкнутости ( таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание родителей). Теперь нужно делиться жизненным пространством, игрушками, а самое важное - любовью родителей. Ревность в подобной ситуации вполне естесственна. Дональд Вудс Винникот (детский психиатр) писал: "Проявление детской ревности - явление нормальное и здоровое. Ревность возникает оттого, что дети любят».

Младший является любимчиком в семье. Самый младший имеет дело с опытными родителями, которые меньше тревожатся, чем при рождении первенца. Родители часто, не отдавая себе отчёта, задерживают его взросление, оставляя "своим малышом". У последнего ребёнка нет соперника, идущего ему на смену, благодаря которому он чувствовал бы потребность поскорее вырасти, научиться чему-то - ему некуда торопиться. Младшим свойственен оптимизм, беззаботность и готовность принимать чужое покровительство. Им бывает трудно самим принимать решения. Чтобы продолжать нравиться, он может подчиняться желаниям родителей. Но так он еще больше противопоставляет себя старшим братьям и сестрам, которые, конечно же, ревнуют.
Часто младшие вырабатывают обходные пути достижения своих целей, ведь они знают, что силой в отношениях ничего не добьёшься.

Семья первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и старший проходит его, общаясь только со взрослыми, второй простраивает отношения с партнером-соперником. А младшему достается еще больше партнеров, его опыт богаче и разнообразнее. Но в то же время школа жизни младшего суровее: родители всегда пойдут навстречу ребенку, а старшие брат или сестра такими снисходительными не будут, поэтому у младшего есть опыт борьбы (чаще всего закулисной) за свое место в семье. Средние дети ищут своё место в семье. Они ни старшие, ни младшие, им важно найти своё место.

Побыв младшим, он зачастую слишком рано теряет привилегированную позицию. Но быть средним порой оказывается легче: нет завышенных родительских ожиданий, как у старшего, и гиперопеки, как у младшего). Средние часто бывают спокойнее, безмятежнее и часто налаживают мир между старшими и младшими. Став взрослыми, многие из средних детей хорошо умеют вести переговоры и ладить с разными людьми.

Если в семье два ребёнка, особенно, если разница в их возрасте небольшая, соперничество один на один может быть жёстким. С появлением младшего старший переживает кризис перераспределения ролей.


Девочки воспринимают рождение младших проще, чем мальчики, так как обычно с удовольствием включается в воспитание. А первенцу-мальчику бывает трудно, если младшая сестра в чём-то обгоняет его ( например, в учёбе ), особенно, если родители акцентируют на этом внимание. Он может начать себя хуже вести или учиться. Но младшему тоже нелегко, видя, что он причиняет страдания старшему, он не может понять почему и часто сталкивается с тем, что старший ( который часто является его авторитетом и кумиром) отвергает любовь младшего. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может бессознательно создать себе установку на поражение, чтобы хоть в чём-то отдать первенство старшему.
Нельзя утверждать, что сложности чьей-либо взрослой жизни могут автоматически вытекать только из того, каким по счету родился ребенок. Однако очередность рождения может влиять на тревожность ребенка. Современные исследования показывают, что у средних и младших детей в целом тревожность ниже.

Самые старшие оказываются более тревожными. Очередность рождения ребенка в семье имеет для него определенные последствия в психологической, социальной и профессиональной сферах, но не является единственно-важной.



ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОЧЕРЕДНОСТЬЮ РОЖДЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТОМ

Многие исследования показали, что первенцы получают более высокие оценки по итогам тестов на интеллектуальное развитие, чем их младшие братья и сестры. Большая часть нобелевских лауреатов и американских президентов также были рождены в своих семьях первыми.

Исследователи связывают уровень достижений первенцев только с количеством времени, которое они провели со своими родителями: те месяцы или годы безраздельного родительского внимания, которое и влияет на такие результаты. Еще в 1973 году исследователи изучили 19-летних мужчин в Голландии и обнаружили, что те из них, что были рождены в больших семьях, показали более низкий балл в тестах на интеллект, даже когда исследователи ссылались при этом на социальные и классовые различия. Они также обнаружили, что, когда размер семьи увеличивается, баллы каждого последующего ребенка снижаются. Иными словами, третий родившийся ребенок набрал меньше, чем второй, и так далее.

Другие длительные исследования, в которых изучались люди в течение длительных периодов времени, показали, что влияние очередности рождения стало менее заметным по прошествии некоторого времени. Тем не менее, новые исследования, по-видимому, подтверждают небольшое (около трех баллов) интеллектуальное преимущество старших братьев и сестер. Эксперты говорят, что несколько баллов уже достаточно, чтобы помочь старшим братьям и сестрам поступить в более элитные учебные заведения. Интересно, что младшие братья и сестры до 12 лет все же, как правило, получают более высокие оценки, чем старшие братья и сестры. Исследователи говорят, что такое возможно, так как такие младшие братья и сестры воспитываются зрелыми и готовыми оказать поддержку родителями и старшими братьями и сестрами, временно поворачивая вспять идею об интеллектуальном преимуществе старших братьев и сестер. Младшие братья и сестры также зачастую преуспевают в других областях, таких как спорт или музыка.



Исследователи предупреждают, что эти различия являются скромными и что тесты на IQ не дают общей картины о человеке. Младшие дети могут демонстрировать свой интеллект по-разному, и они, как правило, обладают качествами, которых у первенцев нет, например, изобретательностью и уверенностью в себе. Младшие дети обычно менее подвержены стереотипному мышлению и имеют больше творческих способностей.

Источники информации

  1. http://libphoto.ru/est-li-svyaz-mezhdu-ocherednost-yu-rozhdeniya-i-intellektom КАНАЛ ДИСКАВЕРИ

  2. http://www.pcnp.ru/misc/newletter.php?n=646

  3. http://www.psynavigator.ru/artpages/723.htm

Интернет-портал "Психологический навигатор" --> "Старший", "средний", "младший" - судьба или роль…


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница