«Кавказское гостеприимство»




Скачать 248.26 Kb.
Дата19.07.2016
Размер248.26 Kb.


Муниципальное образовательное учреждение лицей № 10

ПРОЕКТ


Сценарий фестиваля дружбы народов

«Кавказское гостеприимство»

Автор: Лико Мария

ученица 11 класса

руководитель: учитель технологии

Гупало Ирина Алексеевна.

г. Ставрополь 2011


Содержание


1.Введение. Пояснительная записка к сценарию………………………..2

2. Выступление ведущих фестиваля……………………………………3-4

3. Основная часть. Культура и быт разных народов,

народные традиции, костюм, кухня

3.1.Русские и казаки…………………………………………………… 5-7

3.2.Армяне……………………………………………………………… 8-9

3.3. Адыгейцы, Черкессы………………………………………………..9-11

3.4. Осетины…………………………………………………………… 11-12

3.5. Дагестанцы………………………………………………………….12

36. Туркмены……………………………………………………………13-14

3.7. Азербайджанцы……………………………………………………15

3.8. Греки………………………………………………………………..17-18

4. Заключение: выступление ведущих фестиваля, стихи…………..19-20

5. Список литературы………………………………………………….21

Пояснительная записка к сценарию

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО”

Культура и образование два взаимосвязанных процесса. Культура сейчас интегрировалась настолько, что всякое образовательное пространство – это полилог культуры. Понятие «культура» трактуют как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета. Изучая культуру своего народа, мы как бы вступаем в диалог со своими предками. В диалоге прошлого и настоящего реализуется столь необходимая нам связь времен.

Цель моего исследования:


  • раскрыть особенности быта и культуры, традиций народов Кавказа,

  • проживающих в Ставропольском крае.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- воспитание уважения к народным традициям;

- осознание принадлежности к своим корням;

- формирование толерантного отношения к другим народам.

Человек живет на земле. Его родной язык, колыбельная, что пела мать над ним, сказки о добре и зле, бессмертные подвиги дедов и отцов, дом, в котором он живет, деревни и города, леса, поля и реки - это и есть Родина. Забыть то лучшее, что создано на­шими предками, значит утратить почву под собой.

Ставропольский край населяют множество переселенческих этнических групп. Упрочнение культур межнационального общения стало основной задачей в крае и в нашем лицее. По этому направлению ведется большая экспериментальная работа, тема ее «Формирование развитой личности в поликультурной среде». В лицее обучаются 811 учащихся, из них более 50 % дети разных национальностей: армяне, азербайджанцы, греки, осетины, узбеки, карачаевцы, дагестанцы и др. Культура межнационального общения это, прежде всего знание обычаев своего и других народов. В лицее, усилиями педагогов и детей, создан музей истории школы, в одном из разделов которого, представлены материалы о народах Ставропольского края, культуре, быте, традициях, обрядах и национальных костюмах. Многонациональный состав учащихся сложен, поэтому такие проблемы как толерантность, гуманизм, терпимость очень актуальны. Учащиеся посещают Краеведческий музей отдела этнографии, где в полной мере узнают этническую картину и национальные особенности разных народов. В старших классах ведутся спецкурсы по культуре и традициям разных народов.

В своем проекте я хочу предложить сценарий для проведения фестиваля Дружбы народов Кавказа. Мной были отобраны лучшие материалы и выступления учащихся за два года, так как в нашем лицее уже проводились такие фестивали. Участники представляли народы Кавказа, их костюмы, обряды, готовили кавказские блюда, звучали песни, стихи, исполнялись танцы. Такие фестивали дружбы воспитываеют уважение к культуре и быту других народов, упрочняют культуру межнационального общения, воспитывают такие качества, как взаимовыручка, взаимопонимание, отзывчивость.

СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ ДРУЖБЫ

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО”

Выходят ведушие 2 человека. Одновременно включается презентация (1 слайд).

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать на наш фестиваль дружбы народов Кавказа « Кавказское гостеприимство».



Ведущий 2. (2 слайд)

На Северном Кавказе проживает более 96 национальностей, миграция этих народов привела к тому, что все они стали изучать русский язык, а все традиции, обычаи ушли на второй план, а через культурные традиции, преемственность поколений осуществляется связь времен, оберегающие общество и цивилизации от катастрофы.



Ведущий 1.

Наш Северный Кавказ славен народными традициями, героическими подвигами, искрометными танцами. Наших предков объединяла душевная мудрость, искреннее почитание старости, щедрость и гостеприимство.



Ведущий 2.

Не зря, не зря седой Кавказ

Всегда слыл благодатным краем

И все, кто здесь побывал

Земным его считали раем.

Кавказа щедрая природа

Влекла людей из всех народов

Селиться здесь, был рад любой

И карачаевец лихой,

Черкес, чеченец, осетин,

Ингуш и гордый армянин.

И жизнь кипела здесь всегда

Цвели поля, паслись стада!

Ведущий 1. На нашем фестивале пойдет речь об обычаях и традициях народов Северного Кавказа. Участники представляет костюмы, обряды, художественные промыслы, кухню известную во всем мире.

Будут звучать песни, стихи, увидим зажигательные танцы.



Ведущий 2.

Поприветствуем участников фестиваля, которые представляют культуру народов. Русские, армяне, осетины, дагестанцы, туркмены, грузины, греки,

узбеки, азербайджанцы.

Ведущий 1.

В нашем современном мире, как никогда важна толерантность, она означает уважение, принятие и понимание богатств и многообразий культур наших народов, их обычаев, главным из которых является гостеприимство.



Ведущий 2.

На Кавказе любят и умеют принимать гостей. Обычай гостеприимства, дающие право страннику найти приют в любом доме, известен многим народам. «Гость – посланник бога», - говорят адыги. Гостя приглашают в дом и предлагают все лучшее. Встречали его со словами «Ваше прибытие счастливым да будет, добро пожаловать!»

Ведущие объявляют выступающих, которые знакомят с культурой и бытом разных народов Кавказа, проживающих на территории Ставропольского края.

РУССКИЕ (3 слайд)

Много на свете народов, много и различных национальных промыслов, но мне больше близко по духу наше, русское искусство. Я хотела бы не только узнать сама, но и рассказать другим об изумительном наследие русского народа. Все, что окружает человека, за исключе­нием творений самой природы, создано его руками. На протяжении многих веков абсолютное большинство населения составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем, включая одежду.

Дерево считалось основным материалом, (4 слайд) спомощью которого русский человек веками обустраивал и украшал свой быт. Из дерева строили дома, избы, мастерили предметы домашней обстановки, посуду, утварь. Из кустарных промыслов больше всего славились ложкари Семенова и Хохломы.

Занимались плетением из бересты, прутьев, соломы. Плели лапти, корзины.

Россия страна, богатая глинами, и гончарное дело здесь известно с незапамятных времен. Посуду вытягивали из глиняного кома на гончарном круге (ручном или ножном). Своими расписными изделиями - кувшинами, тарелками, флягами - славились псковские гончары. Одним из крупных центров художественной керамики была Гжель.

Традиционно принятие христианства Русью датируется 988 г. Без молитвы крестьянин не начинал пахоты, не приступал к трапезе, без благословления не отправлялся в путь. Из многочисленных праздников старинного православного календаря особо чтимые: Благовещенье (7 апреля), Пасха (апрель начало мая) и Рождество (7 января).

КОСТЮМ.(5слайд)

Народный костюм - одно из проявлений материальной культуры. В нем отражаются традиции, коренящиеся в этнической истории.

Русский народный костюм – является образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

По географическим признакам костюм подразделяется на две большие группы: северные и южные.

Традиционный женский наряд русского севера часто называют сарафанным комплексом. Основные его части – рубаха и сарафан. (6 слайд) Рубаху наши предки носили с незапамятных времен. Сарафаны подпоясывали шелковым и бархатным кушаком или плетеным поясом. Самобытной русской одеждой была душегрея. Душегрея обычно была короткой, лишь немного открывала талию. Ее носили все женщины всех слоев. Надевали ее сверх сарафанов по праздникам.

Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора - «кокошник» - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном. Чаще всего кокошник покрывался белым вышитым платком.

Праздничный рязанский костюм (7 слайд) представляет собой поневный комплекс. Вышивку на рубахах размещали на подплечьях, на разрезах, на груди. Юбки-поневы синего или красного цвета, чаще в клетку, а сверху передник «запон».

Головной убор состоял из простой кички, сверху надевали красный платок.

КАЗАЧИЙ КОСТЮМ (8слайд)

Еще до начала 16 века в низовьях Терека стали заселяться русскими вольными людьми. Тех из них, которые расселялись на Тереке, стали называть казаками.

Одежда казаков в начале 19 века еще имеет много сходного с одеждой центральной губернии России, но позднее приобретает другой характер.

Казаки несли исправно службу: караулили проезды через горные теснины, служили проводниками послам, сопровождали караваны, поэтому детали одежды были заимствованы у горских народов.

Мужчины носили черкеску, бешмет, шапку папаху из барашка, штаны с кантом.

Женский костюм состоял из нескольких юбок, рубахи. Поверх рубахи одевался кубелёк, отрезной по талии, заимствованный у татар.

КУХНЯ.

Щедрый душой русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное – полезно и продукты вполне доступны.



Дорогие гости, как вы думаете, какой продукт был самым главным и почитаемым? Без него не обходился ни один прием дорогого гостя, ни встреча молодых на свадьбе, брали с собой в дорогу. К хлебу в старину относились свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Ни один русский праздник не обходился без румяных пирогов: пироги с капустой, с луком, мясом, яблоками. Их подавали к первым блюдам и отдельно к закуске.

Ни одно застолье на Руси не обходилось без блинов. Традиционно их пекли из гречневой муки. Ели блины с мясом, со сметаной, с икрой, с маком, медом, вареньем – всего не перечислишь. Пекли блины на Масленицу – пожалуй, самый веселый праздник.

Любимой едой славян были так называемые первые блюда. Это супы, борщи, рассольники и конечно, щи из капусты. Говаривали: «Щи да каша – мать наша».

Без каши на Руси не обходились рождественские праздники, свадьба, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа. Самой почитаемой среди круп считалась гречка. Недаром Россия признавалась первой в мире гречишной державой.

Каждая русская сказка заканчивается словами: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Что же пили наши предки? А пили они не только мед да пиво, но и квас, кисель, морс, сбитень. Освежающим напитком считался квас. Квас был клубничный, клюквенный, шиповниковый и др.

АРМЯНЕ (9-10 слайды)

Название «Армения» известно с VI в. до н.э., но его происхождение не ясно. АРМЯНЕ говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи, имеются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие армяне - главным образом монофиситы, часть - армяно-католики, католики и хрестиане.

Основной тип традиционного жилища - глхатун (тун) - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. В одних районах жилая и хозяйственная части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых, - раздельно. Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари). В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения.

В конце 18 столетия на территории нынешнего Ставрополья появилась группа армян из Закавказья. 28 октября 1799 года Павел 1 подписал «высочайшую грамоту», согласно которой армянам-переселенцам выделялась земля для жилья и хозяйственной деятельности. Им было дозволено основать город на месте, где были старые Мажары, с наименованием оного Святой Крест (ныне Буденновск). Из очерка Г.Н.Прозрителева: «Долгое время город находился в исключительном обладании армян: они вели жизнь патриархальную, не допускали в состав жителей русских, боясь возращения их семейной жизни, основанной на старинных обрядах и обычаях».

Армяне занимались: виноградарством, фруктовым садоводством и животноводством. Среди ремёсел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное искусство (чеканка, филигрань, эмаль).

КОСТЮМ


Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука); в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. В Восточной Армении головными уборами у мужчин служили меховые шапки, а в Западной - войлочные и тканые. У женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. В одежде преобладает орнаменты медно-красные, травянисто-зеленые, темно-синие, чисто белые. Обувь представляла собой поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 века эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

КУХНЯ


В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса - каша с разваренным до волокон мясом, кюфта - мясо - крупяные тефтели в супе, толма - овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.

АДЫГЕЙЦЫ, ЧЕРКЕССЫ ( 11-12 слайды)

Адыгейцы, черкесы, кабардинцы сами себя называют одним общим именем — «адыге». Это коренные жители западной части Северного Кавказа. Адыги — умелые скотоводы, хлебопашцы и садоводы. Земледелие считалось почитаемым занятием карачаевцев. Возделываемой культурой был ячмень. Огородничество практиковалось у карачаевцев в небольших размерах. Сажали редьку, лук, чеснок, фасоль, морковь и тыкву. Как подсобные промыслы существовали охота и пчеловодство. Основным строительным материалом для возведения жилищ является камень, в некоторых местах – дома из бревен.

Адыгейцы умели особым способом добывать серу и изготовлять порох. Женщины были прекрасными ткачихами.

Их языки (кабардино-черкесский и адыгейский) относятся к абхазо-адыгской семье. Адыги — мусульмане-сунниты.

22 марта считалось у адыгов днем, когда старый год удаляется от земли и наступает новый. В этот день совершали обряд под названием «очажная курица»: резали черную курицу, над которой предварительно читали особую молитву, и чле­ны семьи просили Бога, чтобы новый год принес здоровье, счастье, изобилие. Мясо этой курицы разрешалось, есть только членам семьи.

КОСТЮМ


Одежду карачаевцы шили из домотканных сукон, обработанной кожей, сафьяна мехов. С развитием торговли, одежда изготавливаласьиз фабрично-заводских тканей. Археологические раскопки говорят о том, что сюда доставлялись шелка из Китая, Индии, Персии. Женская одежда состояла из меховых и войлочных шапочек с металическим навершениями, украшенными драгоценными камнями, из шелковых рубашек; плотных платьев (чепкен), сафьяновых сапожек, различных накидок и шалей (джаулукъ). Имелись множества украшений: перстни, кольца, серьги, браслеты.

Мужская одежда состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал), черкески (чепкен). В качестве теплой одежды носили кафтанчик, овчинную или меховую шубу, на голову – башлык, т.е. наголовник, ноговицы, горские чабуры и чарыки из кожи (обувь). Основным украшением мужского костюма были кинжал, пояс и хазыры, вошедшие в литературу как газыри. Дорожной одеждой служила – бурка. Многие элементы одежды костюма карачаевцев и балкарцев носят на себе явные приемственные черты одежды их предков – скифов, болгар, алан.

КУХНЯ

Очень популярны каши из кукурузы и другие блюда из кукурузной муки. Не менее любимы рассольные сыры, употребляются айран. Кефир пришел к нам из Карачаево-Черкессии. Из мяса готовят чебуреки, шашлык, плов. Cууберекле (пельмени по-карачаевски).



ОСЕТИНЫ (13 слайд)

Осетины населяют центральную часть Кавказа и составляют основное население Северной и Южной Осетии. Осетины — потомки скифо-сарматских племен, известных в мировой истории под названием аланы. Осетинский язык относится к восточно-иранской группе индоевропейской семьи языков. Большая часть осетин — христиане православного толка, небольшая часть этого народа исповедуют ислам суннитского толка. Аланы-осетины — носители древней и богатой традициями и обычаями культуры.

Их культура в значительной степени влияла на культуру кавказских «аборигенов». На территории Северной Осетии сохранилось множество средневековых гробниц. Это каменные копии давно исчезнувших жилищ с каменной крышей. Ядром жилища был так называемый хадзар. Это помещение до (50-60 кв. м), с очагом на полу. Над огнищем свисала цепь для подвешивания котла (которая у осетин, в отличие от других народов, почиталась священной). Очаг делил хадзар на мужскую и женскую половины. У очага стоял резной диван для гостей и кресло для главы дома. Мужчины в основном пашут и сеют; он и чабан, чистит оружие, болтает с соседями. Храбрость и отвага, поразившая замечательные традиции воинской славы и чести, ценятся всеми кавказскими народами, однако у осетинского народа эти традиции имеют свою специфику. Провожая сына в военный поход или на военную службу, осетинка-мать напутствовала его: «Лучше смерть, чем позор». Нельзя не восхищаться воинской славой в период Великой Отечественной войны. Вспомним Коста Хетагурова. В честь его подвигов названа в нашем городе улица.

В древности среди кавказских горцев был распространен культ Солнца. Поэтому с принятия христианства они стали почитать из всех святых Георгия. Святому Георгию – языческому богу Солнца – в Осетии посвящены почти все святилища. Верующие осетины- православные христиане, небольшая часть «по примеру аунгов исповедуют ислам».

КОСТЮМ (14 слайд)

Костюмы осетин походили на костюмы карачаевцев. Женщины носили платье - халат синего и голубого цвета с красивыми белыми рубахами и вышкой из золотых и серебреных нитей. Поверх небольшой шапочки (как у турок) одевались белые шелковые платки и шали, На плечи одевали бурки из овчины. Головные уборы у женщин войлочная шапка, обшитая кожей, с конусообразным навершием, украшенным камнями в высоких оправах из бисера. Мужчины носили шапки из меха ягнят, лисиц. Мужскую одежду дополняло оружие и военные доспехи. Женщины до замужества носили косы, а после выхода замуж, заправляли волосы в узел и скрывали под платок.

КУХНЯ

На праздники пекут пироги, среди которых самым популярным везде пирог сыром. Пирог из баранины (фыдджин) Любая еда - каша с сыром (дзыка) с добавлением муки. Хлеб пекут ежедневно без дрожжей. Молока и коровьего масла не употребляют: молоко превращают в творог и делают из него брынзу. ИЗ сыра,смешанного с мукой, готовится национальное блюдо – дзыка. Любят вареную баранину и бараний суп с чесноком, чеснока употребляют много.



ДАГЕСТАНЦЫ (15 слайд)

Дагестан» переводится как «страна гор». Но Дагестан еще и «гора языков»: одних лишь коренных, веками живущих здесь народов насчитывается около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят на языках тюркской группы. Языки, на которых говорят аварцы и четырнадцать родственных им небольших народов, а также лакцы, даргинцы, кайтаги и кубачинцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры, лезгины, относятся к нахско-дагестанской языковой семье.

Дагестанские народы — мусульмане. Основные национальные обычаи и традиции. Это почитание родного очага, аула, уважение к старшим, целомудренность, умеренность в пище, трезвость. Гостя принимают в любое время дня и ночи. Они щепетильны, если дело касается человеческого достоинства, фамилии, национальной принадлежности, республики. Даже шутка может вызвать конфликтную ситуацию.

В Дагестане развиты народные промыслы по изготовлению ковров.

Своеобразно в Дагестане монументально-декоративное искусство селения Кубачи. Здесь жили ремесленники по металлу, они славились главным образом – производством прекрасного оружия, занимались ювелирным делом. Сейчас кубачинское серебро славится на всю Россию. (16 слайд) Секреты изготовления изделий из серебра передаеются по наследству. Кубачинцы женятся только на кубачинках, потому что у кубачинцев существует особый уклад, язык, обряды, привычки, одежда.  Гордостью дагестанской культуры стало творчество поэтов: Сулима Стальского, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой. (17 слайд)

КОСТЮМ


У мужчин туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень, из оружия, лакцы, шашки.

У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, головной убор-чохто, фабричные платки, вязаные чулки и носки.

Женщины носили шали белые, носили строгие платки коричневого, синего и зеленого цвета.

КУХНЯ


Пища дагестанцев разнообразна. Еда горцев была простой: лепешка, брынза, сушеное мясо и родниковая вода. Из горячих блюд готовили хинкал: куски пресного теста из кукурузной, просяной, пшеничной муки, сваренные в мясном бульоне или на воде. Самое популярное повседневное бдюдо - хинкал - это пирог из пресного теста с толстым слоем начинки (из мяса, творога, тыквы, зелени).

ТУРКМЕНЫ (18 слайд)

Предки ставропольских туркмен в древности кочевали в степях Восточного Мангышлака. В 1653 году под давлением хивинских ханов, данниками которых они являлись, были вынуждены покинуть свои кочевья и уйти на Северный Кавказ. На этой территории они занимались кочевым скотоводством: разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Образ жизни туркменского народа основывался на разных традициях. До 1750 года туркмены имели три рода: экдыровский, чавдуровский, сайнаджиевский, во главе родов стояли аксакалы и старейшины. Для решения общенародных дел создавалась сходка представителей от каждой кибитки высшими лицами духовной иерархии и вместе с теми судьями являлись кадии. Туркмены были очень религиозны. Старейшины пользовались неприкасаемым авторитетом. Проживали туркмены в войлочных кибитках, посредине которых устроен таганок для варки пищи, если сидя на коврах. Среди посуды часто встречались самовар, так как туркмены большие любители кирпичного чая, который церемонно пьют с пресным хлебом. Следует подчеркнуть, что после того как царь Федор Алексеевич разрешил туркменам поселиться в России, одежда и украшение ставропольских туркмен вызывали восхищение и большой интерес со стороны ученых-исследователей П.С. Паласса. Немецкий путешественник Самуил Готлеб Гмелин, посетивший в 70-х годах 18 века группу кочующих туркмен, подчеркнул, что в каждом ауле были свои мастера, которые работали на заказ и мало были связаны с рынком. Вышивка золотыми нитями для туркмен имела важное значение, поскольку она являлась одним из самых интереснейших видов прикладного искусства. Она уходит своими корнями в далекое прошлое.

КОСТЮМ (19 слайд)

Полный комплекс одежды туркменов середины XIX века по опи­санию одного из первых исследователей ногайской, туркменской культуры А. Архипова, выглядит так: «Люди богатого и посредственного состояния надевают обыкновенно сверх белья бешмет или каптал желто-полосатого, зеленого или синего цвета. В холодное время года шубы тулуп, крытые синим или черным сукном и даже плисом; летом какой-нибудь халат, нередко шел­ковый и на шелковый же бешмет, стянутый ременным поясом «кушаком», с привешенным к нему ножиком «пеки» в черных или красных ножнах. Синие штаны «штан», баранья шапка «борик» с круглою верхуш­кой, крытою сукном, иногда под него «аракчин» или ермолка, ши­тая мишурою, черные сафьянные чулки, а на них черные или красные сафьянные с толстыми подошвами и увесистыми под­борами башмаки». Главной деталью туркменского мужского костюма, бесспорно, является головной убор. Во все времена шапка для мужчины была здесь чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор – «аракчин», тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы

Женское платье «койлек» определялся возрастом женщины, семейным положением. Розовое, красное платья носили девушки до замужества и молодые женщины. Женщины средних лет, пожилые, как правило, носили желтые платья различных оттенков.

У туркменок Северного Кавказа в 19 веке широко бытовала верхняя плечевая одежда камзел, которая сохранилась до наших дней.

(20 слайд) Золотым шитьем украшались головные женские уборы - тюбетейки «тахья». Остановимся теперь на столь необычном уборе ставропольских туркменок, каким является чембер, тем более что у окружающих нас народов Северного Кавказа такой головной убор был неизвестен. «Чембер» имеет вид накидки, прикрывающей голову, кроме лица, ниспадавшей на плечи, грудь, спину, наглухо зашитой на груди до подбородка.(21 слайд)

Кроме того, женщины надевают на шею или нашивают на халат много крупных украшений, отделанных резьбой, сердоликами и бирюзой. Формы украшений очень разнообразны.

КУХНЯ

В пищу употребляют баранину, крутую пшеничную кашу, суп-лапша (бешбармак), хинкал, шашлык. Тава берек (пирог с мясом). Катлама (лепешка слоеная)



АЗЕРБАЙДЖАН (22 слайд)

Азербайджанский народ на протяжении своей многовековой истории создал богатую и самобытную культуру, одной из высокоразвитых областей деятельности которой является декоративно-прикладное искусство. Это искусство существует издревле. Оно охватывает различные виды художественных промыслов, среди которых чеканное и ювелирное ремесло, гравировка по металлу, резьба по дереву, камню и кости, ковроделие, (23 слайд) плетение, узорное ткачество и набойка, вязание, вышивка и многие другие. Каждый из этих видов художественного творчества, свидетельствующий о богатстве духовного мира и одаренности азербайджанского народа, пользуется его большой любовью. Азербайджанцы мусульмане – шииты. Азербайджанцы отмечают большинство мусульманских праздников, наиболее важные из которых - священный месяц Рамадан и апрельский фестиваль Курбан Байрам.

КОСТЮМ

Азербайджанская национальная одежда - плод народной материальной и духовной культуры, прошедшей долгий и очень сложный путь развития. Одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. (22 слайд) Мужская верхняя одежда состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк), которые в нижней части были достаточно узкими, а кверху постепенно расширялись. Шаровары часто были синего или темно-желтого цвета. В XVI-XVII веках в Азербайджане наряду с чалмой носили также шапки, напоминающие маленькую шляпу. Наиболее распространенным в XVI-XVII веках женским головным убором были тюбетейки, которые подразделялись на женские и девичьи. (24 слайд) Женщины носили головные уборы дома, во дворе и в гостях, а, выходя на улицу, надевали белую чадру. Обычай допускал пребывание на улице без чадры только девочек и старых женщин. Женская верхняя одежда состояла из верхней рубашки, чепкена, архалыг, леббаде, кьюрду, кьюлече эшмек. Поверх рубашки одевали чепкен, который плотно прилегал к телу. Эшмек - стеганная верхняя одежда. Кьюлече - верхняя женская одежда до пояса, с гофрированным подолом. Длина туманов (юбок), которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходила до самого пола. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков.



Архалыг - нечто среднее между пальто и халатом - был, пожалуй, самой распространенной верхней одеждой в Азербайджане. Поверх архалыга или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Дамы также носили на улицу чахчур - штаны, собранные у щиколотки на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани. Чахчур надевали и для верховой езды.

Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался "имарет", охватывающий разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты и "базубенды".

КУХНЯ

Азербайджанцы, как и другие мусульмане, не едят свинину. Основа мясных блюд – баранина. Говядина, птица и рыба используются гораздо меньше. Самые распространенные блюда – суп пити, кюфта-бозбаш (бульон с крупными тефтелями из мяса и риса), довга (суп из кислого молока с зеленью). Вторые блюда – пловы из риса подают с приправами из мяса, овощей, фруктов. Долма (блюдо типа голубцов), фаршированные момидоры, сладкий стручковый перец, яблоки, люля-кебаб, шашлык, курзе(мясное блюдо типа пельменей). Десерт – яблоки, груши, айва, гранаты, слива, персики, виноград.



ГРЕКИ (25 слайд)

ГРЕКИ, эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра. Говорят на новогреческом языке (отдельная группа индоевропейской семьи). Письменность на основе греческого алфавита. Верующие - православные.

В России, на Украине, в Грузии, Армении, Казахстане сформировалось несколько этнических общностей Греков. Потомки греков, переселившихся в 17-19 веках с Балканского полуострова, островов Эгейского моря и из Малой Азии в города России и на побережье Чёрного и Азовского морей, в том числе в Крым; потомки старожильческого населения Крыма (в конце 18 века переселены в Приазовье - так называемые мариупольские греки). С 1944 по 1949 гг. подвергались насильственному выселению из Крыма, Абхазии, Аджарии, Северного Кавказа в Казахстана, Среднюю Азию. Ныне Греки в России компактно проживают на Северном Кавказе: в Ставропольском, Краснодарском краях, в Северной Осетии, Адыгее.

Греки выращивают высококачнственные субтропические культуры, прежде всего оливки и виноград, а также цитрусовые, орехи, табак и др.; из зерновых - пшеницу, просо, ячмень, кукурузу, овёс, рожь. Отгонное скотоводство имеет традиционное мясо - шёрстяное направление (главным образом овцы и козы). Развиты народные ремёсла и художественные промыслы - гончарное, кузнечное дело, домашнее ткачество, вышивка, ковроделие.

КОСТЮМ (25 слайд)

В основе традиционного костюма сохранился лишь древний общебалканский элемент - плечевая распашная или глухая одежда. Женщины носили платье в талию, богато орнаментированные передники, на северо-востоке - закрытый сарафан, на северо-западе - распашную безрукавную одежду. Характерны металлические украшения и вышивки, широкие пояса с серебряными и позолоченными пряжками, полотенчатые головные уборы (наряду с ними - платки и маленькие шапочки). Мужской костюм имел несколько вариантов: фустанелла - короткая (выше колен) и широкая белая юбочка (до ста клиньев) и яркая короткая куртка с золотым галуном и ложными рукавами, которая служит парадной одеждой у гвардейцев). Враки - чёрные штаны с широким шагом до колен и узкими штанинами, обтягивающими ногу ниже колен, короткий чёрный жилет и шляпа с полями или головная повязка.

КУХНЯ

Пища - главным образом растительная. Излюбленные блюда - фасоль, голубцы овощные, рагу, маринованные маслины. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко.



Греческая кухня отдает предпочтение жирным, щедро приправленным специями блюдам. Баранина или телятина служат основой большинства национальных блюд. Свинина и птица значительно им уступают. Для жарения используется  почти исключительно оливковое масло.

Из большого числа блюд греческой кухни наиболее популярны: авголемоно - рисовый суп с яйцом и лимоном; барбуни - речной усач (рыба); хориатики салата - овощной салат с кусочками сыра; доматес гемистес - печеные томаты, фаршированные рисом и мясом, гаридес - креветки, омары, каламаракиа - кальмары; мелитсанес - баклажаны; пастисио - пудинг или суфле из макарон; сувлакиа - род шашлыка, кусочки мяса на вертелах; Из сладостей можно заказать баклаву - миндальное пирожное с сиропом и медом. И, конечно, греческий кофе. Это крепкий черный кофе, который подается в маленьких чашечках вместе со стаканом чистой воды. Он называется: гликос (очень сладкий), метриос (средний), скетос (без сахара).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы живем в эпоху повышенного интереса к духовным ценностям, созданным в прошлом, - потому что людям стало присуще чувство историзма. В наше время универсализации культуры остро ставиться вопрос о своеобразии культур, ибо без этого невозможно их разнообразие, невозможно избежать эстетического стандарта, убивающего искусство. Северный Кавказ с его долгим процессом культурного развития отличает сложное этнографическое разнообразие. В то же время в рамках этого ре­гиона сформировался единый комплекс народного костюма, который являет­ся ярким показателем общности исторического пути, культурных и экономи­ческих связей, основных этапов этнического развития проживающих здесь народов.

Обращение к истокам культуры помогает осязать непреходящее человеческое – и глубоко национальное. Наши предки в своем искусстве выражали себя. Попытаемся понять их – это нас только обогатит.

Народное искусство, представляя собой культурную ценность как наследие прошлых эпох, в то же время хранит в себе много поучительного и для современного человека. Оттого на сколько мы изучим и сохраним культуру нашего народа, зависит будущее культурное начало следующих поколений. Этот вопрос я считаю особенно актуальным в наше время и именно на Кавказе. Сейчас у нас на Кавказе не спокойно: то теракты, то выступления ваххабитов. У человека, познавшего культуру своего народа, никогда не поднимется рука её разрушить. Ведь Кавказ - наш общий Дом, его строили наши предки вместе с другими народами.



Ведущий 1

Наш край оказался чудным

Мы и думать не могли, что

Узнали столько тайн

Окружающей земли

Очень сильно удивились

Об истории узнав

Мы чуть-чуть переменились

Гордость появилась в нас

За родное Ставрополье

И за милый наш Кавказ

Ближе нам его раздолье,

Лучше края нет, чем наш.

Ведущий 2 Мы благодарим гостей и всех участников фестиваля за

предоставленное нам удовольствие и предлагаем жюри отведать блюда

кавказской кухни.

Пусть День кавказского гостеприимства станет традицией в нашем лицее.



Ведущий 1

Народов много здесь живет

Но песнь их об одном

Кавказ нельзя делить на всех

Кавказ – наш общий дом!

Ведущий 2

Мирный Кавказ возродит былую славу гостеприимного, теплого, родного дома, для всех его народов!

До новых встреч! Спасибо за внимание.

А теперь я предлагаю посмотреть фотохронику фестиваля дружбы народов «Кавказское гостеприимство», который проходил в нашем лицее (слайды 26-30)



Список литературы.

  1. Архипов А.П. Этнографический очерк ногайцев и туркмен // КК Тифлис, 1858-1859 год XIV отд., III, с. 347-356.

  2. Сокровища декоративно-прикладного искусства в Интернете.

  3. Курбанов А.В. Ставропольские туркмены. Санкт-Петербург, 1995.

  4. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа М. 1974.

  5. Аркадий Гольдштейн Башни в горах Советский художник. Москва. 1977г.

  6. Сто народов - сто языков. Этнографические очерки.

  7. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVII-XX в. 1989.

  8. Самойлович А.Н. Одежда ставропольских туркмен. Русский музей, этнорафическое отделение.

  9. Студенецкая Е.Н. Трактовка элементов кавказского костюма в исторических событиях и явлениях, 1989





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница