Караева Марина Сергеевна пос. Кшенский 2014 г




Скачать 454.16 Kb.
Дата26.04.2016
Размер454.16 Kb.
Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей "Дом пионеров и школьников"

Советского района Курской области

Приложение № 5

к образовательной программе

МКОУ ДОД «Дом пионеров и школьников»


Принята на заседании Утверждена

педагогического совета приказом МКОУДОД

(протокол № 2 «Дом пионеров и школьников»

от 03.09.2014 г. ) от 03.09.2014 г. № 1-94



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Кружевница»



Направление: художественно-эстетическое

Возраст обучающихся 7-18 лет,

Срок реализации 3 года





педагог дополнительного образования

Караева Марина Сергеевна


пос. Кшенский 2014 г.



1. Пояснительная записка.

Народное творчество - это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрение, идеалы. (И.А.Власова) [1]

Предпосылкой создания программы явилась необходимость возрождения такого явления в декоративно-прикладном искусстве, как кружевоплетение. Отсутствие универсальной программы по кружевоплетению и невозможность овладеть этим искусством самостоятельно являются главными проблемами тормозящими развитие этого уникального вида рукоделия.

Программа создана на основе  анализа работ ведущих школ кружевоплетения (Вологда, Елец), изучения литературы по декоративно-прикладному искусству, опыта работы в этом виде деятельности ведущих педагогов (Шаталовой Л.С, Борисовой Е.А. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, факультет дизайна; И.А. Власовой Карельская государственная педагогическая академия, факультет технологии и предпринимательства) и собственного практического педагогического опыта.



Кружевоплетение наиболее известное и самое сложное направление традиционного прикладного искусства, которое является составной частью народного творчества.

История кружевоплетения довольно интересна. Появилось оно в Западной Европе в 18 веке, а в Россию пришло столетие спустя.Однако русские мастерицы, овладев незнакомой техникой, сумели привнести в нее свои идеи и придать орнаменту кружевных узоров национальный характер. В нашей стране появилось несколько школ кружевоплетения таких как  вологодская, елецкая, тульская, вятская, рязанская и др. Каждая из них имеет свои технические и художественные особенности, которые позволяют классифицировать кружева по технике исполнения на численные, многопарные и сцепные, а по художественному решению без труда можно определить в какой области они выполнены.



Однако преобладающий в настоящее время подход к проблеме развития ценностных ориентаций подрастающего поколения в области художественной культуры не способствует раскрытию его художественно-творческих способностей. Поэтому так актуальна задача поиска наиболее эффективных путей развития творческой деятельности подростков, вопрос о роли художественного творчества в процессе их формирования. Овладение же основами кружевного ремесла будет способствовать не только сохранению и передаче общекультурных ценностей, но и становлению личности обучающихся, развитию у них креативности.

В своей программе мы опирались на взгляды о роли художественно-творческой деятельности во всестороннем эстетическом развитии подрастающего поколения классиков педагогики А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, Я.А.Коменского и современных исследователей: Б.В.Асафьева, К.Юнга, Н.А. Ветлугиной.

Современный подход к дополнительному образованию диктует необходимость особого внимания к процессу поддержки креативности у детей. В связи с этим нам интересны идеи современных педагогов о концепции педагогической поддержки в условиях образования: Н.Н.Михайловой. С.М.Юсфина, Н.Б.Крыловой и др. [ 8]

Организация учебно-воспитательного процесса, направленного на эстетическое развитие личности, происходит на основе интеграции различных дисциплин: литература, фольклор, история народно декоративного творчества, основы рисунка и композиции. На занятиях широко используются средства ТСО и информационно-коммуникативные технологии.

Структура программы отличается следующими особенностями: тематический принцип планирования учебного материала; связь с народным искусством; преемственность в обучении изобразительному творчеству, вязанию крючком и макраме; соответствие тематики примерных учебных заданий интересам и творческим возможностям детей и начальной школы.

В программе уделяется место посещению музеев и выставок, что позволяет обучающимся вступать в практическое взаимодействие с предметным миром. Эта концепция построена на нашей идее о том, что вся человеческая жизнь в значительной степени откладывается в вещах, по которым можно судить об уровне развития общества. Раскрытие социально-культурной семантики вещей таит в себе огромный образовательный и педагогический потенциал.

Основное внимание в программе уделяется двум техникам плетения кружева: вологодскому и елецкому, которые технически схожи, но имеют отличительные художественно-выразительные характеристики. Не случайно нами выбрана стратегия в обучении, в процессе которой изучение основных приемов и элементов кружевоплетения происходит на примере вологодского кружева, затем усложняем их при изучении особенностей плетения елецкого кружева.

Основная цель программы – овладение знаниями и представлениями об искусстве кружевоплетения, формирование практических умений и навыков, развитие творческих способностей и индивидуальности обучающегося, а также развитие интереса к культуре и искусству русского народа.

Образовательная программа «Кружевница» соответствует основным приоритетам современного российского образования, уделяющего особое внимание развитию творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, инициативности, стремления к самосовершенствованию.

Она разработана в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Законом Курской области «Об образовании»;

- Нормативных документов – искусство – федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план.

- Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);

- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

Структура программы: пояснительная записка, формы и методы оценки результатов, содержание дополнительной образовательной программы, методическое обеспечение программы, приложения: контрольно-оценочные средства, практические работы, альбомы сколков.



1.1. Новизна программы
В данной программе предусмотрено изучение только сцепной техники кружевоплетения, которая является наиболее доступной в овладении. А с численной техникой, требующей большого профессионального мастерства и многопарной, использующей в работе большое количество пар коклюшек обучающиеся знакомятся обзорно. И именно такой подход к разработке программы позволяет планировать поэтапное изучение этих техник кружевоплетения в дальнейшем.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного материала; использование фото и видео материалов, наглядных и дидактических пособий.


1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к этнопедагогике, к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.

Реализация программы позволяет приобщать ребят к традиционным народным промыслам, что помогает в формировании личностных качеств, развивает эстетические чувства, учит понимать народное искусство, отличать подлинное искусство от подделок массового потребления.

Русское кружево, насчитывающее несколько столетий своего существования, является одним из наиболее трудоёмких видов декоративно-прикладного искусства и обладает особой притягательностью за счёт сохранения традиций его изготовления на протяжении нескольких веков и использования в работе исключительно натуральных материалов.

Развиваясь в разных областях нашей страны, оно достигло высокого художественного совершенства и сохранило лучшие традиции русского кружевоплетения. Кружево каждого промыслового центра имеет свои отличительные особенности в характере узоров и приемов плетения.

В основу программы положено представление о том, что одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию и художественным традициям.

Программа «Кружевница»:



  • способствует вовлечению детей в творческую деятельность, что создает условия для их эмоционального и интеллектуального развития;

  • обеспечивает возможность включения в социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся и участие в культурной жизни поселка и Курской области;

  • создаёт условия для развития интереса к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения;

  • организует коллективно-творческую деятельность в свободное время и является одним из средств профилактики острых социальных проблем среди молодежи.

Практическая значимость программы может быть рассмотрена в двух аспектах:

  1. Для обучающихся полезна тем, что они могут применять полученные знания, умения при изготовлении кружевных изделий и сувениров. Навыки, полученные на занятиях в творческом объединении, пригодятся в повседневной жизни, обеспечивая организацию свободного времени детей с пользой и формируя положительное отношение к здоровому образу жизни.

  2. Для педагогов дополнительного образования будет интересен и ценен наш опыт практической деятельности, представленный в виде сколков для работы, контрольно-оценочных средств, разработок практических работ. Данный материал является адаптированным вариантом программы, составленной на основе учебных материалов И.А. Власовой, Е.А. Борисовой и М.Ч. Медковой, адаптированные к условиям общего среднего образования.

Программа способствует более полному раскрытию индивидуальных способностей детей. Занятия в творческом объединении помогают обогащению опыта коллективного взаимодействия, работать в команде, что даёт большой воспитательный эффект.

1.3. Направленность программы

Содержание образовательной программы «Кружевница» соответствует рекомендуемой направленности дополнительных образовательных программ - художественно-эстетическая.

Программа представляет собой логически выстроенную систему работы, направленную на:


  • духовно-нравственного становления личности обучающегося, сохранение историко-культурного наследия нашего народа, самоопределение детей и создание условий для развития творчества;

  • выявление и развитие творческой одаренности школьников.

Цель программы:

Обучение основам кружевоплетения, развитие художественно-творческих способностей, воспитание национальной гордости к историческому прошлому нашей страны.

Задачи

Образовательные:

- познакомить детей с центрами декоративно-прикладного промысла России;

- изучение народных художественных традиций русского кружевоплетения и создание на их основе новых декоративных образов; - формирование специальных навыков кружевоплетения, развитие на их основе эстетического вкуса и образного мышления;

- изучить специфику изготовления оборудования для кружевоплетения и правилам организации рабочего места;



Развивающие: – развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания цветового образа в кружеве; – развитие зрительной и вербальной памяти, представления и воображения детей на основе работы с цветом.

- развитие и поддержание интереса к народному творчеству и русским традициям кружевоплетения;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- сформировать навыки работы в коллективе;

- научить уверенности и согласованности движения рук во время плетения;

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия и усидчивости;

- формирование средствами кружевоплетения духовной культуры детей и потребности общения их с искусством;

- развитие нравственного, умственного и физического здоровья как основы гармонично развитой личности, способной жить и действовать в согласии с самим собой, другими людьми, обществом и природой.

Программа «Кружевница» имеет ряд воспитательно-образовательных и декоративно-практических направлений:

всестороннее развитие личности обучающихся, их умственных и творческих способностей, задатков, таланта, формирования общей культуры подростков через мир окружающих предметов.



освоение знаний на основе включения обучающихся в различные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, ценностно-ориентированной, коммуникативной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда;

овладение специальными умениями проектирования сколков и создания кружевных изделий с учетом эстетических требований и личных особенностей; безопасными приёмами труда;

развитие познавательных интересов, творческого и образного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей и разносторонних качеств личности обучающихся, путём приобщения их к культурному наследию; способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач;

воспитание качеств личности: трудолюбия, аккуратности, инициативности, целеустремлённости, ответственности, уважительного отношения к людям и их труду, чувства национальной гордости;

получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности и готовности к продолжению дальнейшего обучения.

Основные принципы воспитания, заложенные в программу:

  1. Принцип динамичности. От самого простого до заключительного сложного задания.

  2. Принцип индивидуально-личностной ориентации предполагает предоставление обучающимся возможности самим выбирать темы и художественные образы для самореализации посредством кружевоплетения.

  3. Принцип ценностно-смыслового равенства педагога и ребенка.

  4. Принцип творческого начала. Творчество - это единый рычаг, способный непрерывно двигаться в направлении самосовершенствования и развития.

В процессе обучения ребята знакомятся с основными приемами кружевоплетения, свойствами и возможностями материалов, с разными инструментами, применяемыми в этом виде декоративно-прикладного искусства, с технологическими особенностями кружевоплетения в различных областях России, а так же с особенностями проектирования сколков.
1.4 . Организация педагогического процесса

Программа «Кружевница» рассчитана на 3 года обучения:

1 год обучения - 4 учебных часа по 2 часа 2 раза в неделю.

2 год обучения - 6 учебных часов по 3 часа 2 раза в неделю.

3 год обучения - 6 учебных часов по 3 часа 2 раза в неделю

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы и среднего звена, а также может быть использована в работе со старшими школьниками и взрослыми. Ее структура позволяет корректировать практические задания в зависимости от возраста обучающихся.

Возраст обучающихся, психологические и физиологические особенности, первоначальные знания и умения в области декоративно-прикладного искусства, являются необходимыми условиями для успешного овладения программным материалом.

Работа проводится в групповом порядке.

Количество обучающихся в группах:

1 год обучения - 15 человек.

2 год обучения - не менее 12 человек

3 год обучения - не менее 10 человек


2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

2.1. Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов

Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса.

Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие виды и методы контроля:

Входной, направленный на выявление знаний, умений и навыков в различных областях декоративно – прикладного искусства. Для этого вида контроля используется метод:

- групповая беседа



Текущий, направленный на проверку усвоения предыдущего материала. Могут использоваться методы:

- устные (фронтальный опрос, беседа)

- практические задания

- наблюдения

- тестовые задания.

Тематический. Осуществляется по мере прохождения темы, раздела. Имеет целью систематизацию знаний. Используются следующие методы:

- практические

- индивидуальные и фронтальные

- комбинированные (творческий проект)

-самоконтроль

Итоговый. Проводится по результатам каждого полугодия и всего учебного года.

В конце учебного года обучающиеся выполняют экзаменационную работу. Это является основным контролирующим механизмом. Экзаменационная работа, в процессе ее выполнения, отражает не только технические умения и навыки, но и теоретические знания. Основное требование к работе - это высокий уровень технического и идейно-художественного решения творческой задачи. Работа выполняется самостоятельно. Оценивание работы осуществляется не только педагогом. Это может быть отзыв на работу, полученный по итогам выставки, конкурса; оценка детского коллектива, родителями.


2.2. Формы определения результативности


Форма проведения

Тема

Сроки

I год обучения

Собеседование

Выявление творческих способностей детей

Сентябрь

Аттестация

Альбом учебных образцов «Основы кружевоплетения»

Декабрь

Выставка

« Кружевные фантазии»

Апрель

Итоговая аттестация

Практическая экзаменационная работа "Основы русского кружевоплетения"

Май

II год обучения

Выставка

«Вологодский сувенир»


Декабрь

Итоговая аттестация

Практическая экзаменационная работа "Основы вологодского кружева"

Май

I II год обучения

Выставка

"Елецкие мотивы"

Декабрь

Итоговая аттестация

Практическая экзаменационная работа "Основы елецкого кружева"

Май


2.3. Модель выпускника

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг знаний, умений и владений, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни.

Модель выпускника включает следующие качества и характеристики:
Духовно-нравственные качества:


  • любовь и уважение к историческому наследию своей страны;

  • отзывчивость;

  • умение видеть прекрасное;

  • умение сотрудничать;

  • умение сопереживать;

  • радость сотворчества;

  • потребность созидать, творить.


Художественно-творческие способности:

  • эстетическое восприятие действительности;

  • творческая активность;

  • художественное отношение к явлениям окружающего мира;

  • владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других.


Учебно-творческие знания, умения, владения

  • умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

  • навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

  • знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;

  • умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;

  • навыки работы в различных техниках и материалах.

Прогнозируемые результаты.

К концу 1 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

- о декоративно-прикладном искусстве;

- о материалах и приспособлениях, необходимых в кружевоплетении;

- о различных приемах кружевоплетения;



Уметь:

- выполнять основные приёмы кружевоплетения;

- владеть навыком согласованного движения рук во время плетения кружева;

- оформлять результаты работы;

- владеть навыками работы в группе;

- проявлять самостоятельность, активность;

- соблюдать технологическую последовательность в выполнении работы;

К концу 2 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

- об особенностях кружевоплетения в различных областях России;

- об особенностях ухода за кружевными изделиями;

- о методике отбора изделий и оформления выставочных экспозиций;



Уметь:

- анализировать и «читать» сколки или кружево с образца;

- составлять художественные композиции и проектировать их в сколки кружевных изделий;

- работать индивидуально и в группе

- организовывать рабочее место;

- проявлять аккуратность;

- испытывать потребность в созидании, желании творить прекрасное;

- понимать творческую задачу и уметь ее решать различными способами;


К концу 3 года обучения обучающиеся должны:

Знать:

- об основных центрах кружевоплетения;

- о структуре и характеристике этапов творческого проекта.

- украшением одежды кружевными вставками и аксессуарами;



Уметь:

- использовать цвет в кружеве;

- выполнять работу каждого этапа творческого проекта.

- проявлять инициативность;

- работать с дополнительной литературой;

- оформлять результаты деятельности.


3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Тема


Общее кол-во часов

Теория


Практика

1.

История развития кружевоплетения. Кружевные промыслы России.

Инструктаж по безопасным условиям труда



4

4




2.

Материалы, инструменты и приспособлениядля плетения кружева

6

2

4

3.

Основы кружевоплетения.

52

8

44

4.

Творческий проект "Волшебный плетешок"

10

2

8

5.

Творческий проект "Мои первые кружева"

14

2

12

6.

Творческий проект «Закладка»

14

2

12

7.

Творческий проект «Кружевной сувенир»

20

2

18

8.

Творческий проект "Кружево в одежде"

18

2

16

9.

Организация выставки "Кружевные фантазии"

4





4

10.

Итоговая аттестация

2




2




Итого:

144

24

120


Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения

          1. Вводное занятие(4 часа)

Россия - кладовая народных традиций. Народные ремесла и их взаимосвязь друг с другом.

Кружевоплетение на коклюшках - вид декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности. Формы проведения занятий.

Инструктаж по технике безопасности.

2. Материалы, инструменты и приспособления для плетения кружева

(6 часов)

Учебный валик, коклюшки, подставка, булавки, шило, крючок. Нитки для

кружевоплетения. Оборудование рабочего места.



Практические занятия. Запись основных понятий. Размеры и чертежподставки, коклюшки. Изготовление подушки.

3. Основы кружевоплетения (62 часа).

Виды кружева - мерное (счетное, парное), сцепное. Использование кружева в современной одежде и интерьере.

Практическая работа № 1

Основные приемы кружевоплетения:

Намотка ниток. Петля для фиксации нити на коклюшке. Навешивание пар на сколок.

Практическая работа №2 Плетешок

Практическая работа №3 Отвивная петля

Практическая работа № 4 Полотнянка простая.

Практическая работа № 5 Полотнянка с перевивом крайних долевых пар.

Практическая работа № 6 Полотнянка с перевивом всех пар.

Практическая работа № 7 Сетка.

Практическая работа № 8 Скань веревочкой.

Практическая работа № 9 Скань «косичкой».

Практическая работа № 10 Способы завершения работы. Зашивка «валиком».

Практическая работа № 11 Вилюшка

4. Творческий проект "Волшебный плетешок" ( 10 часов)

Технический рисунок. Сколок. Приемы соединения 2-х и 3-х плетешков.



Практические занятия. Выполнение технического рисунка. Изготовление

сколка. Выполнение образцов кружева, состоящего из плетешков. защита проекта



5. Творческий проект "Мои первые кружева" (14 часов)

Выбор темы проекта. Составление сколка. Подготовка материалов к работе. Выполнение не сложных кружевных изделий и фрагментов на основе полотнянки. Защита проекта.



6. Творческий проект «Закладка» (14 часов)

Поиск творческого решения. Подготовка материалов к работе. Выполнение кружевных закладок в книги на основе различных видов полотнянки и сетки. Защита проекта.



7. Творческий проект «Кружевной сувенир» (20 часов)

Выбор темы проекта. Подготовка материалов к работе. Реализация проекта в процессе отработки основных приемов кружевоплетения. Защита проекта.



8. Творческий проект "Кружево в одежде" (24 часа)

Выбор темы проекта по желанию обучающихся: браслеты, колье, серьги, оплеты платков. Подготовка материалов к работе. Реализация проекта в процессе отработки основных приемов кружевоплетения. Защита проекта.



9. Организация выставки "Кружевные фантазии" (4 часа)

Подготовка экспонатов к выставке. Размещение экспозиции



10. Итоговая аттестация (2 часа)

Экзаменационная работа.



3.2. Учебно-тематический план

2 год обучения

№ п/п

Тема


Общее кол-во часов

Теория


Практика


1.

Волшебные кружева Вологды

Инструктаж по безопасным условиям труда



4

4




2.

Основы вологодского кружевоплетения.

62

8

54

3.

Творческий проект «Кружевной ангел»

16

2

14

4.

Творческий проект «Вологодский сувенир»

18

2

16

5.

Творческий проект «Трехмерные кружева»

22

2

20

6.

Творческий проект «Морозные кружева»

24

2

22

7.

Творческий проект «Воротник»

30

2

28

8.

Основы проектирования сколков вологодского кружева

24

8

16

9.

Творческий проект "Авторское кружево"

34

2

32

10.

Организация выставки "Вологодский сувенир"

4





4

11.

Итоговая аттестация

2




2




Итого:

240

32

208


Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения

1. Волшебные кружева Вологды (4 часа)

История и этнография вологодского кружевоплетения. Инструктаж по технике безопасности.



          1. Основы вологодского кружевоплетения. (62 часа).

Применение данного вида кружева. Особенности построения сколка (композиция и орнамент).

Основные приемы кружевоплетения:

Вилюшка. Практическая работа № 1

Закидка вологодская. Практическая работа № 2

Использование скани в работе.

Насновка овальная. Практическая работа № 3

Насновка квадратная. Практическая работа № 4

Навивной паучок. Практическая работа № 5

Виды ложныхплетешков. Практическая работа № 6

Трилистник.

Вологодский цветок.

Фоновые решетки. Практическая работа № 7

Способы завершения работы. Вологодская петельная зашивка. Практическая работа № 8


          1. Творческий проект «Кружевной ангел» (16 часов)

Поиск творческого решения. Подготовка материалов к работе. Выполнение кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.

          1. Творческий проект «Вологодский сувенир»(18 часов)

Введение в творческий проект.

Подготовительный этап творческого проекта: выбор тематики и сюжета.

Технологический этап творческого проекта: работа по созданию кружевного сувенира, оформление работы.

Экономическое и экологическое обоснование проекта: расчет себестоимости изделия.

5. Творческий проект «Трехмерные кружева» (22 часа)

Поиск творческого решения. Подготовка материалов к работе, особенности использования цвета. Выполнение кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.



6. Творческий проект «Морозные кружева» (24 часа)

Поиск творческого решения. Подготовка материалов к работе.

Выполнение кружевного изделия в технике кругового плетения. Защита проекта.

7. Творческий проект «Воротник» (30 часов)

Выбор темы проекта. Определение этапов реализации проекта. Выбор материалов и цветового решения. Выполнение кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.



8. Основы проектирования сколков вологодского кружева(24 часа)

Сколок – технический рисунок кружева.

Основы проектирования сколков.

Приемы вычерчивания контуров сколков. Практическая работа № 1

Деление окружности на равные части. Практическая работа № 2

Круг вписанный в квадрат. Практическая работа № 3

Сопряжение с заданным радиусом. Практическая работа № 4

Построение вилюшки. Практическая работа № 5

Эскизная проработка сколка трилистника. Практическая работа № 6

Эскизная проработка сколка вологодского цветка. Практическая работа № 7



9. Творческий проект "Авторское кружево"(34 часа)

Выбор темы проекта. Определение этапов реализации проекта. Составление сколка. Выбор материалов и цветового решения. Выполнение авторского кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.



10. Организация выставки "Вологодский сувенир" (4 часа)

Подготовка экспонатов к выставке. Размещение экспозиции



11. Итоговая аттестация (2 часа) Экзаменационная работа.

3.3. Учебно-тематический план

3 год обучения

№ п/п

Тема


Общее

кол-во часов



Теория


Практика



1.

Особенности кружевного промысла Ельца. Инструктаж по безопасным условиям труда

4

4




2.

Елецкое кружево. Основные техники и приемы работы.

62

8

54

3.

Творческий проект «Кружевной платочек»

16

2

14

4.

Творческий проект «Кружево в интерьере»

26

2

24

5.

Творческий проект «Кружево в одежде»

30

2

28

6.

Творческий проект «Елецкие кружева»

34

2

32

7.

Основы проектирования сколков елецкого кружева.

24

8

16

8.

Творческий проект «Авторские кружева»

34

2

32

9.

Экскурсия

2




2




10.

Выставка «Кружевные фантазии»

4




4

11.

Итоговая аттестация


4




4




Итого:

240

30

210








Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения

1. Особенности кружевного промысла Ельца. (4 часа)

Кружевное достояние Ельца. Инструктаж по безопасным условиям труда



2. Елецкое кружево. Основные техники и приемы работы (62 часа)

Основные техники кружевоплетения:

Технологические особенности использования цвета в сетке. Практическая работа № 1

Технологические особенности использования цвета в полотнянке. Практическая работа № 2

Технологические особенности использования цвета в насновках. Практическая работа № 3

Елецкий одуванчик. Практическая работа № 4

Яблоневый цвет. Практическая работа № 5

Елецкий цветок. Практическая работа № 6

Реченька. Практическая работа № 7

Гречишка. Практическая работа № 8

Фоновые решетки. Практическая работа № 9

Раздвоение полотнянки. Практическая работа № 10



3. Творческий проект «Кружевной платочек» (16 часов)

Выбор направления проекта. Определение этапов реализации проекта. Выбор материалов и цветового решения. Выполнение кружевного изделия с использованием изученных техник плетения. Защита проекта.



4. Творческий проект «Елецкие кружева» (26 часов)

Введение в творческий проект.

Подготовительный этап творческого проекта: выбор тематики и сюжета.

Конструкторский этап творческого проекта: разработка и прорисовка сколка, подбор материала и цветового решения.Технологический этап творческого проекта: работа по созданию кружевного изделия, оформление работы.Экономическое и экологическое обоснование проекта: расчет себестоимости изделия.



5. Творческий проект «Кружево в интерьере» (26 часов)

Выбор темы проекта. Определение этапов реализации проекта. Выбор материалов и цветового решения. Выполнение кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.



6. Творческий проект «Кружево в одежде» (30 часов)

Выбор направления и темы проекта. Определение этапов реализации проекта. Выбор материалов и цветового решения. Выполнение кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.



  1. Основы проектирования сколков елецкого кружева 24 часа)

Графические особенности проектирования сколков елецкого кружева.

Основы проектирования сколков.

Круг вписанный в треугольник.

Сопряжение с заданной окружностью.

Эскизная проработка сколка елецкого одуванчика. Практическая работа № 11

Эскизная проработка сколка яблоневого цветка. Практическая работа № 12



  1. Творческий проект «Авторские кружева» (34 часа)

Выбор темы проекта. Определение этапов реализации проекта. Составление технического рисунка. Проработка сколка. Выбор материалов и цветового решения. Выполнение авторского кружевного изделия с использованием различных техник плетения. Защита проекта.

  1. Экскурсия (2 часа) Посещение краеведческого музея. Выставка работ декоративно-прикладного творчества «Мастера земли кшенской».

  2. Выставка «Кружевные фантазии» (4 часа) Подготовка экспонатов, размещение экспозиции.

  3. Итоговая аттестация (4 часа). Выполнение практического задания.


4. МЕТОДИческое обеспечение программы

4.1 Методы организации образовательного процесса

Для раскрытия содержания программы предусмотрены различные формы занятий: практические и теоретические занятия, лекции, рассказы, беседы, экскурсии, выставки, встречи с мастерами художниками, занятия в архивах, консультации искусствоведов, поисковая и краеведческая работа.

Для должного функционирования педагогического процесса необходимо применять, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

- убеждение;

- упражнение и приучение;

- обучение;

- стимулирование и поощрение;

- контроль и оценка.

Эти методы оказывают комплексное воздействие на личность учащихся и крайне редко применяются изолировано, вне связи друг с другом.

В качестве убеждения учащегося может служить социальный заказ. Что подразумевается под социальным заказом в данном случае? Это могут быть работы, подготовленные к выставке, ярмарке, работы, подготовленные в качестве подарков. Важным фактором убеждения является возрождение и сохранениенациональных традиций, выступающих связующим звеном между прошлым и будущим; гордость за эти традиции, которую подросток испытывает, соприкасаясь с народным промыслом.

Методы упражнения и приучения реализуются при изготовлении учебных работ. Повторное выполнение однихи тех же элементов способствует их запоминанию, отработке техники плетения.

Группы методов обучения:

- Репродуктивный. Этот метод используется на начальном этапе. Педагог показывает основные приемы и элементы кружевоплетения, а обучающиеся их повторяют. Повтор используется только для отработки и постановки техники плетения. Творчество личности проявляется в использовании учебных работ и в эстетическом ее исполнении (цветовое решение, используемый материал).

- Продуктивно-манипулятивный. После того как изучены основные элементы, обучающиеся получают задание и на основе приобретенного опыта выполняют его, манипулируют знаниями (форма содержание работы).

Возможно использование этих методов на разных этапах обучения.

Контроль осуществляется на всех этапах выполнения работы. В конце учебного года выполняется экзаменационная работа. Это является основным контролирующим механизмом, так как в процессе ее выполнения, отражает не только технические умения и навыки, но и теоретические знания. Основное требование к работе - это высокий уровень технического и идейно-художественного решения творческой задачи. Работа выполняется самостоятельно.



4.2. Основные способы и формы работы

В процессе обучения применяются такие формы работы:

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

3.Коллективная.

При реализации программы необходимо использовать различные формы работы: работу в парах, микрогруппах, дифференциацию, использовать общение педагога с подростками и подростков друг с другом, индивидуальную работу. Занятия внутри всей группы проводятся по лекционным материалам и активным формам занятий (экскурсии, посещение выставок и т.д.). Специфика программы заключается в ее дифференциации, поэтому основная часть занятий проходит либо индивидуально, либо в микрогруппах.На одном занятии могут использоваться различные формы занятий и формы работы.


Учитывая психологические, физиологические и индивидуальные особенности обучающихся предусмотрен гибкий подход к выполнению программы. Гибкость подхода заключается в том, что есть возможность передвигать временные рамки выполнения задания.

В процессе работы происходит смена видов деятельности: плетение, рисование сколков, намотка ниток, обсуждение работ, знакомство с литературой. Программа рассчитана на среднего обучающегося. Подростки, быстро справляющиеся с заданием программы, могут выполнять изделия "для себя". Это могут быть подарки к праздникам для родных и близких, изделия для благотворительных аукционов и ярмарок. Основным критерием выбора задания является то, каким уровнем развития творческого пространственно-образного мышления, воображения и, как следствие творческих способностей обладает подросток.



Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:

  • соответствие цели и задачам;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

  • научность;

  • системность.


4.3. Используемые на занятиях средства.

- Дидактический материал: инструкционные карты, тестовые задания, альбомы сколков, образцы кружев.

- Аудио записи и фольклор, видеофрагменты, мультимедийные презентации, фотографии и образцы изделий.
4.4. Оборудование и необходимые материалы.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к литературным источникам, аудио и видеофайлам, имеющимся в наличии в объединении. Во время самостоятельной работы имеют возможность пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Литературный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.
1. Авторучка

2. Булавки одностержневые

3. Калька

4. Карандаш

5. Картон

6. Кисточка

7. КлейПВА

8. Крючок №0,5/0,6

9. Коклюшки

10. Линейка 2 5 см.

11. Миллиметровка

12. Нитки ЛЛ, ЛХ, мулине, ирис

13. Ножницы

14. Подушка-валик:

ткань 400 х 500 - 2 шт.

круг из картона - 2 шт.

тесемка-завязка - 2 шт.

бельевая резинка - 1,5 м.

полотенце - 1 шт.

15. Ручка гелевая

16. Резинка стирательная

17. Скрепки

18. Станок-подставка

19. Тетрадь 12л.

20. Циркуль

4.5. Правила техники безопасности.

Правила регламентируют порядок ведения работ.

I. При работе с булавками, иголками.

Во время работы булавки вкалывать в подушку, иглы в игольницу; не оставлять лежащими без присмотра; не брать в рот; не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавеси.

Не работать на креслах, диванах и на другой мягкой мебели. Не работать ржавыми булавками и иглами.

Кусочки сломанной булавки, иглы собрать, завернуть в бумагу и выбросить. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Иглы хранить в игольнице.

II. При работе с крючком.

Во время работы крючок вкалывать острием под сколок; не брать в рот; не оставлять лежащим без присмотра.

Хранить крючок в специальном защитном колпачке.

III. При работе с ножницами.

Класть ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленнымиот себя.

Передавать ножницы колечками вперед с сомкнутыми лезвиями.

Не подходить к ученице работающей ножницами.

Хранить ножницы в чехле - ножнах.

IV. Не перекусывать нить зубами, пользоваться ножницами,

Инструктаж по общим правилам техники безопасности проводится в течение

всего срока обучения.

4.6. Санитарно-гигиенические нормы.

- Для обеспечения нормальных условий работы (расстановки оборудования, наличия свободных проходов, чистого воздуха и др.) площадь помещения должна быть не менее 2 кв. м. на одного обучающегося.

- Для проветривания помещения предусматриваются фрамуги (форточки), общая площадь которых должна составлять не менее 1/50 площади пола.

- Температура воздуха в помещении должна поддерживаться от +170 С до + 20 0С при влажности 40-60 %.

- Освещенность помещения естественным светом определяется отношением общей площади застекленной поверхности окон к площади помещения. Это отношение должно быть не менее чем 1:5. Для обеспечения достаточного по мощности, не слепящего, равномерного и бестеневого освещения светильники необходимо подвешивать на высоте не менее 2,2 м от рабочей поверхности. Общее искусственное освещение считается достаточным, если на 1 кв. м. площади приходится освещение мощность около 50 Вт.

- При размещении оборудования необходимо соблюдать существующие нормативы по удельным площадям, выдерживать расстояния между конструкциями зданий и стенами. Расстояние между станками-подставками для малогабаритного оборудования составляет 0,5 м.; для среднегабаритного - 0,6 м.; для крупногабаритного - 0,8 м. Оборудование рекомендуется располагать перпендикулярно к окнам или под углом 45 к ним.

- Оборудование:

на одного обучающегося - один станок-подставка, один стул;

на двух обучающихся - один двуместный ученический стол;

на коллектив - одна классная доска, не менее двух шкафов (для верхней одежды и для хранения инструментов и материалов).

- Для оказания первой помощи необходимо иметь аптечку. Необходимые медикаменты и другие материалы должны комплектоваться в соответствии стандартному перечню.

Литература, используемая педагогом

1. Власова, И. А. Основы кружевоплетения на коклюшках

: учебное пособие по направлению 050100 "Педагогическое образование

" / И. А. Власова. -Петрозаводск : Издательство КГПА, 2012

2.Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.1989

3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. С-Пб. 1997

4. Галактионова А.К. Плетение кружев. М. КОИЗ, 1948

5. Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. М. 1985

6.Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий.

Коклюшечное цветное кружево. М. "Изобразительное искусство", 1993

7. Ю.ЛукашеваР. Русское кружево. М. "АСТ-Пресс", 1998 11 .Немов Р.С.

Психология. В 3-х кн. М. 1998

8.Педагогическаяподдержкаребенкавобразовании: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / [Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Александрова ]Е.А.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова] - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Приходько Е.Н. Юрьева Н.Н. Плетение кружев на коклюшках. Калининград. 1988

10.Работнова И.П. Русское народное кружево. М. 1956

11.Рехачёв М.В. Вологодские кружева. Вологда. 1955

12.Рожкова А.И. Самоучитель по плетению кружев на коклюшках. Сасово. 1992

13. Рукоделие. Популярная энциклопедия. М. 1993

14.Рукоделие. Умелые руки. Харьков. "Фолио" "Единорог", 1996

15. Русская вышивка и кружева. М. КОИЗ 1956

16. Третьякова Е.Н. Русское кружево. С-Пб. "Лениздат", 1995

17.Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л. "Художник РСФСР", 1983



Рекомендуемая литература для обучающихся

  1. Белозерова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. – М., 2005

  2. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1959

  3. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений

  4. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. - М., 1962

  5. Приходько Е.Н., Юрьева Н.Н. Плетение кружев на коклюшках. – Калининград, 1998

  6. Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках. – М., 2001

  7. Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев. 1913


Интернет ресурсы:

1.Дневник loriwinnhttp://www.liveinternet.ru/users/loriwinn/page6.html


2.Коклюшечное кружево.Блог о кружевоплетении на коклюшкахhttp://koklushki.ru/?p=4486


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница