Каноническое право о браке




страница1/6
Дата14.06.2016
Размер0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6


КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО О БРАКЕ

Заучивать близко к тексту не нужно; нужно понимать самые основные принципы и идеи. Успехов!

Текст канонов в Интернете:

http://www.vatican.va/archive/cod-iuris-canonici/russian/codex-iuris-canonici_russian.pdf

Кан. 1055.

Библейские основы. Быт 1. Два разных текста. По-разному подчёркивают единство мужчины и женщины. 1-й текст: «по образу» - как Бог един, так и мужчина и женщина едины; 2-й: «ребро (села)» - что-то очень близкое.

Господь Иисус Христос облагородил, очистил и вознёс на принципиально новую высоту реальности Ветхого Завета. Новый Завет осмысляет союз мужчины и женщины как икону и символ любви Христа и Его Церкви. Еф 5, 25 – 27. Символ и реализация снова и снова в повседневной жизни.

Правовые основы. Св. Иоанн-Павел II не раз говорил о «римскости» канонического права. Ульпиан Institutiones 1.9.1 – общность жизни мужчины и женщины. Модестин Digestum 23.2.1.

Ранние отцы Церкви подчёркивали иное и более высокое моральное содержание брака, нежели в языческом обществе. Активно противостояли атмосфере морального разложения, господствовавшей в значительной мере в ту эпоху в обществе. Среди отцов наиболее разработанную доктрину брака оставил Августин.

Влияние на его концепции о браке и в частности на известную теорию о «трёх благах брака» имели распространённые взгляды, в частности – в патристике, которые принижали плотское измерение человека. Они, в свою очередь, были обусловлены греческой философией. «В создании теории о целях брака не обошлось без дуалистической концепции человека, которая, следуя Платону, видела в теле тюрьму души» (Фавале). С другой стороны в патристике можно найти и примеры уважительного отношения свв. отцов к браку. Примеры: I. Св. Григорий Нисский: "Человек мог быть без брака, так же как ангелы существуют без брака, но Бог предусмотрел, что род человеческий не пойдет прямым путем к прекрасному и потому отпадет от равноангельской жизни, и, чтобы не сделать малым число душ человеческих вследствие утраты того способа, каким ангелы возросли до множества, дает людям способ... скотский и неразумный" (Об устроении человека, гл. 17).

     Св. Иоанн Златоуст: "Не упоминается о браке в раю... брак не был необходим. После греха явился и брак. Это смертная и рабская одежда, ибо где смерть, там и брак... Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю... потому, что брак был излишен, а потом сделался необходим вследствие нашей слабости" (О девстве, гл. 15).

     Примеры: II. Св. Климент Александрийский: "Между рождением и грехом нет зависимости. Если бы люди не согрешили, рождение имело бы место и в раю, так как к этому вела людей их природа. Фактически в раю рождения не было, потому что люди были сотворены, согрешили и изгнаны из рая в юном возрасте. А брачная жизнь выше жизни одинокой, ибо здесь совершенство любви к Богу, возвышаясь через страдания, выражается лучше; девственники не должны презирать брак" (Строматы, 3.14; 2.3).

     Бл. Августин: "Утверждающий, что первые люди не совокуплялись бы и не рождали, если бы не согрешили... утверждает, что грех человеческий был необходим для размножения святых... - подобная мысль нелепа" (О граде Божием, гл. 23).

     Св. Иоанн Златоуст (поздний): "Любовь к жене следует всему предпочесть" (20-я бес. на Ефес.).

Августин, с одной стороны, признавал и уважал ценность супружеской жизни (см.выше), с другой присоединялся к мнению, что в супружеском акте есть элемент похоти, который является последствием первородного греха. Для решения проблемы он предлагает следующее: похоть – злой феномен, но возможна нейтрализация зла. Супружеский акт не является греховным, если уравновешен так называемыми tria bona matrimonii: bonum prolis, fidei, sacramenti. Благо веры – человек не соединяется ни с кем другим; благо детей – дети принимаются с любовью, воспитываются с добротой, получают религиозное образование; благо таинства означает, что союз должен быть нерушимым. (De Genesi ad litteram, 9). Так приходят к некоему балансу и похоть блокируется благами, которые, судя по всему, являются дарами благодати Божией и в то же время объекты приложения человеческих сил, сотрудничающих с Господом, и результатом являются феномены, к-рые дают супругам утешение, энергию и поддержку («благо супругов - это и причина, и в то же время результат»).

Августин никогда не употреблял выражение «цели брака». Но он присваивал «благу детей» роль «causa institutionalis» (институциональной причины) и стало быть, - истинной цели брака. Женщина сотворена – для порождения потомства; оставит человек отца и мать – тоже для порождения потомства и т.д. Т.е. для Августина очевидным образом благо детей является первичным благом и целью. Но также он видит институциональную цель в societas coniugalis (супружеское общение, союз). В тех же библейских текстах – не ограничивается прокреативным заданием, но – взаимная помощь, разделение тягот жизни. (De cathechizandis rudibus, XVIII; De Civitate Dei, XIV; De Genesi contra Manichaeos, I, XIX). Итак, косвенно находим у Августина две цели брака: порождение потомства и супружеская взаимная поддержка.

В схоластике и пост-схоластике. Многие авторы разработали идею, что блага супружества делают брак достойным: Пётр Дамиан, Бонавентура и др. Пётр Ломбардский – bonum sacramenti – «единственно истинно необходимое благо брака», поскольку (символизируя союз Христа и Церкви) содержит в себе духовное единение супругов, к-рое по определению является более важным, чем телесное и в к-ром «содержится суть брака» (Libri IV Sententiarum, XXXI). По-своему новое слово в теории благ супружества сказал Альберт Великий. Он вводит разделение между целями и благами брака и устанавливает между ними отношения причины-следствия в том смысле, что блага брака – не что иное, как реализованные цели брака.

Фома Аквинский соединил блага брака с конкретными активностями семейной жизни и утверждал, что первая и принципиальная активность семейной жизни и цель брака (даже в социальном смысле) это порождение и воспитание потомства. Однако, он указывал, что в каком-то смысле в это благо он видит включённым и благо взаимной поддержки супругов, поскольку для полноценного и доброго воспитания детей нужен мир в семье, т.е. благо детей подразумевает добрые отношения супругов. В вопросе первенства Фома считал так: что касается «превосходства», - выше bonum sacramenti, поскольку возносит брак в достоинство та’инственной благодати и образ союза Христа и Церкви, в то время, как 2 остальных блага – сугубо природного характера; что касается «существенности», «essentialitas» - выше, он считал, - благо детей (поскольку «существенность» относится к «причинам» брака, а главной причиной брака он считал интенцию иметь детей).

Относительно целей брака: двуединая цель брака: потомство и взаимная поддержка. Развитие идей Фомы о целях – доминиканец Доминго Де Сото (ум.1560): 1-я цель: порождение и воспитание потомства; 2-я: взаимная помощь и лекарство против похоти. В таком виде находим потом в Кодексе 1917-го года (в дальнейшем – Код-17).

Флоренция, «Decretum pro Armenis» - высшее благо – благо детей.

В ходе веков, с развитием канонического права, концепт «благ брака» трактовался всё чаще в рамках закона. Их рассматривали как обязывающие моменты, исключение к-рых порождает определённые канонические ситуации (недействительность брака). Так благо детей стало чисто техническим явлением, ключом зажигания брака, без которого брак недействителен. Инстументалистский и казуистический подход.

Блага брака в Код.17. Идея блага супругов не существовала в Код.17. Приоритетная цель брака – благо детей. «Matrimonii finis primarius est procreatio atque educatio prolis» (c. 1013 § 1). Вторая цель – взаимная помощь и лекарство от похоти. «[Finis] secundarius mutuum adiutorium et remedium concupiscentiae» (c. 1013 § 1). Здесь выскажем 2 замечания. 1-е: следует помнить, что эти 2 действия или состояния (взаимная помощь и лекарство от похоти), к-рые для нас могут звучать как предображение, предвозвещение ,блага супругов , в мысли законодателя были, вероятно, до определённой степени связаны с той же самой 1-ой целью. Например, взаимную помощь можно вполне понимать в смысле помощи в воспитании детей (и причём в смысле скорее экономически-бытовом, чем в персоналистическом, к к-рому мы так привыкли в персоналистскую постсоборную эпоху). Также утоление похоти очевидным образом связано с «procreatio atque educatio prolis . Супружеские акты направлены как на благо супругов, так и на благо потомства.

Итак, можем сказать, что взаимная помощь и лекарство от похоти – не только второстепенные цели брака в смысле каких-то незначительных ценностей, но также и не обладают собственной автономией, будучи вспомогательными феноменами по отношению к интересам потомства.

Однако с другой стороны видно, что в канонической мысли присутствовала забота о благах супругов, хотя и не была прямо артикулирована. Ясно, что взаимная помощь, хотя она и тесно связана с благом потомства, представляет пространство блага собственно самих супругов. Аналогичным образом, выражение «порождение потомства» не может пониматься вне блага родителей.

Таким образом, можем видеть, что при всей определённой неудовлетворительности идеи блага супругов в сравнении с соборной и постсоборной ситуацией, уже в Код.17 в скрытом виде присутствовал феномен «блага супругов», пусть и не сформулированный, и оба «блага» устремлены друг к другу и поддерживают друг друга.

1013 параграф 1 – 1-я цель – порождение и воспитание потомства. Далее – 1086 параграф 2 имплицитно определяет благо детей как сущностный элемент института брака. Так наз. «право на тело» являлось тогда объектом супружеского согласия. Идея «Права на тело» тесно связана с благо супругов. Можно предположить, что центральное положение права на тело в брачном законодательстве Код-17 проистекает именно из важности для законодателя блага детей.

Вместе с тем, интересно заметить, что в Код-17 феноменом, делающим брак недействительным не является исключение порождения потомства, но именно исключение права на тело. Следовательно, нужно признать, что в том законодательстве проект супругов избегать тем или иным образом зачатия и порождения детей не привёл бы к недействительности брака, поскольку супруги не отвергали бы сексуальные акты, но только потомство, происходящее из этих актов. Если не могли использовать презервативы, поскольку это нарушило бы «actuum per se aptorum ad prolis generationem» (c. 1081 § 2) , могли однако, избавиться от детей, сдавая их в детдом, подбрасывая их и т.д., не говоря уже об абортах. Торетически могли использовать «the day after» , если бы она существовала в то время (была изобретена позже и, кстати, во времена действия Код-17, и не препятствовала «актам самим по себе открытым к порожд.потомс.»).

Истины ради, надо вспомнить, что кан.1013 параграф 1 называет порождение потомства 1-й целью брака, но не обозначает её как принципиальный момент в вопросе действительности или недействительности брака. Конечно, это не значит, что Код-17 покровительствовал гедонистской ментальности, но просто, видимо, не предвидел грядущую волну эгоизма и гедонизма и развитие контрацепции. Очевидным образом, здесь имела место lacuna legis.

Любопытно, что эта lacuna legis приводила к вполне определённым решениям в судах. Судья Боне 05.02.63 вынес решение о действительности брака, несмотря на исключение потомства, поскольку не было нарушено право на супружеские акты.

Конечно, не было недостатка в тех, кто указывал на важность в вопросе действительности брака не только актов, теоретически приводящих к рождению, но и открытости к собственно самому рождению (Наваррете).

Итак, концепция брака в Код-17 – глобальная концепция: моногамный нерушимый союз в перспективе продолжения рода и взаимодополняющей помощи. Супружеское согласие – акт воли. Ч\з него – право на тело.

Цели брака – иерархичны (но, кстати, без какого-либо упоминания о триаде благ Августина). 1: порождение и воспитание потомства. 2: взаимная помощь и лекарство против похоти.

Домс, 1935, Vom Sinn und Zweck der Ehe. Вдохновлено Casti connubii. Различение между целью и смыслом брака, присваивал «смыслу» онтологическую ценность, а значит – единственную объективно связанную с институтом брака, независимо от его целей. Домс приравнивал смысл брака с «единством двух», реализующимся в супружеском акте. В отличие от Гильдебрандта, который незадолго до него видел смысл брака в любви. Домс – 1-я цель брака – не деторождение, а полное единство мужа и жены, охватывающее все аспекты их жизни,- духовный, физический, психол. Утверждал, что брак – это межличностные отношения между супругами.


  1. Биологический аргумент. Супружеская близость не всегда приводит к рождению новой жизни, но всегда объединяет.

  2. Психологический аргумент. Супруги вступают в брак не ради детей, которых ещё нет.

  3. Телеологический (целеполагающий) аргумент. Старики и бесплодные женятся (ср. кан.1068 пар.3).

  4. Онтологический аргумент. Брак – единство двух в единой жизни. Брак имеет смысл в себе.

Домс приписывал взаимному усовершенствованию супругов роль приоритетной цели брака.

Он писал, что св.Фома Аквинский опирался на очень скромную научную биологическую и медицинскую базу своего времени. Не были известны периоды относительной неплодности, поэтому считалось, что каждый брак должен быть направлен и подчинён зачатию. После открытия наукой феномена овуляции, стало ясно, что в эти периоды от воли и интенции супругов мало что зависит. Поэтому акт, по мысли Домса, является достойным не только при наличии интенции дать новую жизнь.

Было бы ошибкой базировать брак на какой-либо внешней ценности. Таковой Домс считал потомство. Внутренними он считал единство и нерасторжимость.

Во многом верно, но преувеличенно, односторонне, преждевременно и несбалансированно.

Ответ Учительства – аллокуцио Пия XII к Римской роте 3 октября 1941. Призвал избегать концепций, к-рые считают второстепенную цель принципиальной равноценной.

1 апр.1944. Декрет «О целях брака» осудил идеи, противоречащие той, что рождение и воспитание детей – первичная цель брака. Направлен против Домса. Не назван по имени, но это очевидно.

Знаменитая речь Пия XII на съезде Союза католических акушерок Италии 29 октября 1951. Вершина ригоризма в вопросе иерархии целей брака. Брак не имеет своей первой целью усовершенствование супругов (против Домса), но рождение и воспитание детей. Всё личностное, интеллектуальное и духовное обогащение, даже всё, что есть духовного и глубокого в супружеской любви было поставлено Творцом на службу детям. Супружеская жизнь означает тотальное посвящение родителей в дар детям. Супружеская любовь – аксиоматично является заботой о детях.

Удивительно читать это. «Всё обогащение и т.д.». Пастырский и человеческий опыт показывает нам семьи, распавшиеся из-за чрезмерной сосредоточенности мамы на новорожденном. Определённая наивность в области психологии. Ощущение рабства родителей по отношению к ребёнку. Превосходит Casti connubii, где сказано, что усовершенствование супругов – primaria causa et ratio matrimonii. Также – см. Римский катехизис. Тактический ход перед лицом гедонизма и большая верность библейским источникам, духовной и канонической традиции.

II Ватиканский Собор.

Любовь супругов-образ и актуализация любви Христа и Церкви.

Эта любовь реализуется через взаимный дар.

Всё выше восходят в своём личном совершенствовании и взаимном освящении.

Брак и супружеская любовь по своей природе предназначены к рождению и воспитанию детей. Самое большое приближение к Код-17.

Но брак установлен не только для деторождения.

Собор – ничего о иерархии целей, но подчёркнута важность как рождения новой жизни, так и единства супругов. Супружеская любовь, не будучи названа Собором ни целью брака, ни каким-либо юридическим феноменом, является внутренней сутью брака, двигателем брака.

Кодекс 1983 г. (в дальнейшем - Код-83), «последний документ II Ватиканского Собора» не указывает иерархию.

Далее. Вернёмся к кан. 1055.

«Заключаемый крещёным.». Что это значит? что истинный брачный союз возможен для человека из любой культурной и религиозной группы. Истинный брак – не привилегия христиан. Для брака созданы люди всех верований, убеждений и рас. Наивные распространённые ошибки: мой муж был некрещён, был расписан в ЗАГСе с некрещёной, Венчания не было, они были не-христиане, значит того брака нет. Или: в Италии случай: к настоятелю пришёл итальянец, хочет жениться на албанке, у неё был исламский брак в Албании. Настоятель: значит брака не было, можно венчать. Но именно потому что она мусульманка и был исламский брак, надо доказывать недействительность того брака. Исламский брак – это тоже истинный брак. Истинный брак – не привилегия христиан.

Теперь: в к. 1056: существенное свойство -нерасторжимость. А в к. 1141: одобренный и завершённый…… (см. далее к. 1141). А в к. 1061: одобренный-между 2 крещёными. Значит ли это, что брак не между 2 крещёными (т.е. не одобренный) расторжим? Противоречие 1055-1056-му (возможность брака для всех людей, принципиальная нерасторжимость брака)? Ответ: привилегия Петра, привилегия Павла (кк. 1142-1143). Завершённый брак крещёных – абсолютно нерасторжим. Брак с участием хотя бы одного некрещёного – условно нерасторжим. Возможность для человека, живущего в браке двух некрещёных, расторгнуть этот брак, не принимая Крещения,- не существует. Т.е., в нашем примере, если эта албанка не желает принимать Крещение, нет возможности расторгнуть её брак, надо доказывать недействительность.

Кан. 1056.

Единство. К чему относится? Нельзя расторгать брак и жениться снова? Нет, здесь не об этом. К моногамии. Противостоит полигамии, а не разводу. Разводу противостоит следующее положение – нерасторжимость. Библ.основы – Быт 1 и 2, Мф 19. Ставил под сомнение, что малоизвестно, единство брака Лютер, был поддержан только Меланхтоном и немногими другими.

Нерасторжимость. Мф 19, 3-9.

Учение о разводе в иудаизме: развод возможен при:

Школа Шаммая (узкая интерпретация): что-то позорное со стороны женщины, а. более строгие: только разврат; б. более либеральные: действия, нарушающие обычай, например-выйти с распущенными волосами.

Школа Гилеля (более широкая): любая вещь, разозлившая мужа, наприм.-испортила блюдо или даже если ему понравилась другая женщина.

Порнея, занут. Лев 18, 6-18.

Православие. Классическая модель-три причины: измена, импотенция,безвестная отлучка 5 и более лет. На самом деле сейчас Православная Церковь не придерживается этого, но даёт всем просящим.

Аргументы: икономия, пастырское снисхождение к слабости. Брак нерасторжим, пока он (брак) жив, но если брак мёртв-… Ещё аргумент: «что Бог соединил, того человек да не разлучит», но это не человек разлучает, а Церковь.

Кан.1057.

Согласие – творец брака. Согласие – отец брака, форма – мать брака (форма-кан.1108).

Что значит «законным образом»? Для каждой общины – согласно её внутренним законам. Значит, для «общины» неверующих, в конце концов – ЗАГС. Природное право. Для католиков – кан.право (ср.-форма (1108)).

Юр.дееспособные: не только в физическом смысле способные, но и в юридическом, не имеющие никаких препятствий в рамках закона.



Кан.1058.

Без изменений кан.1035 из Код-17.

В кан.праве – большое уважение к праву на брак. Прирождённое право человека, а не дарованное позитивным правом, как, наприм., было в римском праве. Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

В Средние века: не признавала Церковь права родителей препятствовать бракам несовершеннолетних (даже!) детей (см.Ромео….); утверждала действительность тайных браков. В последующ.времена – выступала против правительств, стремящихся запретить определённые браки по евгеническим мотивам.



Кан.1059.

См.кан.1.

Гражданская власть-имеет характер вспомогательный, «сугубо гражданские последствия.».

Не касаются сущностных вещей в браке. Присвоение жене фамилии мужа (в Италии практически исчезло), имущественный режим (см. к.1290), наследство и т.д.



Кан.1060.

Презумпция. Favor antecedens (право вступить в брак, пока не доказано, что человек не имеет этого права), Favor consecquens (нерасторжимость).

Превосходит презумпцию не-крещёности (1086 пар.3).

Кан.1061.

Человеческим образом – без контрацепции. Если до этого – без, а потом только с, считается, что non consumatum. Но если с контрацепцией-это надо доказывать в ходе процесса. Доказать практически невозможно.

Параграф 2. Если уехали со свадьбы вместе – пусть доказывают, как хотят, хоть камеру устанавливают, это их задача. Практически невозможно. Если девственность нарушена – практически невозможно доказать, что non consumatum. Редчайший случай.

Кан. 1062.

Помолвка не имеет никакой силы закона. Однако может играть свою роль в педагогике брака. Церковь пожелала оставить этот институт. Период определённой «инициации». Учитывая кризисы, приходящие в супружеские отношения, полезно иметь период возрастания, созревания и проверки отношений. В прошлом были злоупотребления: трактовалось как что-то уже нерасторжимое. Следует чётко подчёркивать отзываемый, расторжимый характер помолвки.

Насколько я знаю, российская конференция епископов не установила на этот счёт ничего. Существует малоизвестный Чин помолвки Павла VI, в инете можно найти. В II Ватиканском Соборе-рекомендуется, последние слова Gaudium et spes, 49. II Ватиканский Собор-пастырский, не канонический.

Канн. 1063 – 1065. .

1065 – слегка удивляет, что не требует обязательности Миропомазания, но если «без затруднений» перешло из 1021 пар.2 Код-17. Даже в те ригористические времена не требовалось обязательно.

Требование Крещения. Учитывая, что Крещение – врата всех таинств (к.849) и что между крещёными не может состояться такой брак, к-рый не был бы таинством, законодатель предвидит, что получив просьбу о Венчании, настоятель должен проверить канонический статус сторон. Первая проверка – крещены ли. Настоятель смотрит книги Крещений своего прихода или запрашивает свидетельство о Крещении и так наз. свободном статусе от настоятеля прихода происхождения, если не из его прихода. Это свидетельство абсолютно необходимо, кроме опасности смерти (было предложение в ходе подготовки также – в ситуациях срочности, но отказались из-за возможности многочисленных злоупотреблений). Должно быть свежим, не больше 6 мес. перед свадьбой. Содержание – ФИО, место и дата рожд., место и дата Крещения и Миропомазания. Допустима ксерокопия. Могут быть дополнительные инф., важные для Венчания. Усыновление-см. к.1094. Не совсем понятна мысль законодателя-зачем. Чтобы отследить родство по к.1094, да, но ведь не отслеживается родство физическое по к.1091, не перечисляются имена бабушек, дедушек и т.д. См. к.535 пар.2: принятие рукоположения, принесение вечного обета – это действительно важно. Любопытно, что вечного, но не временного. Ещё дополнительные инф., важные для Венчания из кн. Крещений: соответствующие диспенсации (наприм., индульт на уход от Апостольского Престола или от диоцезного епископа, см. к.727.). Должны передаваться в заклеенном конверте.

Если всё в порядке в свидетельстве о Крещении- настоятель переходит к опросу вступающих в брак.

Опрос. Часть наиболее близкой подготовки к браку. Подчиняется местному законодательству или подзаконным актам. Местное закондательство может требовать, чтобы было раздельно, под присягой, или наоборот – в присутствии одного (двух) свидетелей и т.д. Для стороны из другого прихода опрос может провести тот настоятель.

Основные идеи:

Свободны от какого-либо препятствия;

Свободно желают, не принуждены;

Адекватно информированы и расположены относительно христианского брака, его сущностных черт, целей, обязанностей, достоинства.

Брачные оглашения. Дата Венчания, паспортные данные (ФИО, место и дата рожд.), адрес, гражданский статус, профессия, минимум за 8 дней до свадьбы, из к-рых – 2 дня выходных. Не подчинены те, кто должен хранить проф.секрет (не только священники, но и врачи и адвокаты).

Обязанность оглашений – высокая степень. Обязательны, даже если настоятель из других источников знает с полной моральной уверенностью (certezza morale), что стороны не связаны. Не может быть заменено каким-либо видом гражданских расследований. Тем не менее не являются ad validitatem (т.е. необходимыми «для действительности»). Даже более того, еписко по справедливой причине может освободить от оглашений.

Обычно (ни ad validitatem, ни ad liceitatem (т.е. необходимо «для законности»), но настоятельно рекомендовано), чтобы Венчание не происходило менее чем ч\з 3 дня и более чем ч\з 6 мес. с момента последнего оглашения. Во 2-м случае должны повториться; диспенсируемо (т.е., может быть получено освобождение от этого от епископа данной епархии).

Другие документы. Документ о смерти супруга, когда речь идёт о вдовцах. Диспенсации (освобождения) (от целибата и т.д.).

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница